Аннотация: Мощь вампиров заключается в там, что никто не верит в их существование.
Вампиры
Вампиры, упыри, нежить
серия "не читайте этого, если вы счастливы, живя во лжи"
составил Фурса Константин
Мощь вампиров заключается в там, что никто не верит в их существование.
Брэм Стокер
Французский исследователь Ролан Вильнев пишет в своей книге "Оборотни и вампиры" (Париж, 1976 г.): "Я убедился, что все это очень сложно и страшно.
Но дело в том, что сегодня мы наблюдаем рецидив оккультизма, существующего параллельно с ошеломляющим развитием науки и техники, и он часто основан на мрачных ритуалах и крови. Пресса все время выдает нам информацию о тибетских тайнах, ритуалах инициации людей-леопардов, случаях изгнания духов и демонов, о жутких обычаях племен некрофагов - и приятный холодок пробегает по спине читателя".
Терминология
Словарь сексологических терминов даёт определение слову ВАМПИРИЗМ как (от "вампир" - по народному поверью мертвец, выходящий из могилы, чтобы высосать кровь у спящих), сексуальное извращение, сочетание садизма с фетишизмом, когда фетишем является кровь партнера. Элементы вампиризма могут встречаться у лиц, наносящих сексуальному партнеру царапины или укусы (капельки крови обостряют чувство наслаждения от близости). В старой сексологии существовал даже специальный термин "подкалыватель женщин", когда сексуальной партнерше наносятся уколы или порезы для обострения чувств. В более легких формах вампиризма половой акт сопровождается фантастическими образами льющейся крови. Нередко сладострастные ощущения от вида собственной крови отмечаются еще в детстве, когда нанесение себе повреждений и вид свежей крови вызывает эрекцию и даже эякуляцию. К вампиризму можно отнести и случаи немотивированного убийства женщин разного возраста без каких-либо корыстных целей или развратных действий. В подобных случаях вид крови может замещать половое сношение. Вампиризм встречается очень редко.
Вампирами, в науке, вообще-то называют особую разновидность летучих мышей из семейства "Desmodontidae"(Десмодонтиды), водящихся только в тропиках, в Южной Америке. В ночной тьме мягко и неслышно вампир подлетает к спящему человеку или животному, зависает над ним, усыпляюще нагоняя крыльями теплый воздух. Прямо на лету, острыми, как бритва зубами он легонько срезает тонюсенький слой кожи и нежно-нежно, абсолютно безболезненно слизывает кровь, которая и не думает сворачиваться в слюне есть антикоагулянты.
Лишь под утро по кровавым потекам на шеях лошадей или на собственных конечностях незадачливые путешественники обнаруживают присутствие вампиров.
Мы, однако, поведем речь о вампирах-людях, во всяком случае, о тех, кому приписывали роль беспощадных ночных кровопийц (не путать с людоедами!), и не кинематографических, с невероятной долей мистики и глупостей, а самых настоящих. Корни этого явления теряются в глубокой древности. В отличии от современных людей в старые времена люди не сомневались в существовании вампиров. А сейчас вопрос - Существуют ли вампиры? - у многих вызывает скептическую улыбку. Но это вопрос интересует очень многих людей, в первую очередь с целью безопасности своей и своих близких. Можно было бы успокоить их, так как американский исследователь математическим путем доказал, что вампиры не существуют.
Профессор физики Университета центральной Флориды Костас Эфтимиоу разоблачает псевдонаучные идеи, например, о существовании вампиров и зомби. Мало того, что люди верят в такие вещи, но и процент таких верующих находится на опасно высоком уровне, сказал Эфтимиоу в интервью LiveScience.
Логика разоблачения Эфтимиоу такова: по его расчетам, на 1 января 1600 года на Земле было 536 млн 870 тысяч 911 людей. Если бы первый вампир появился в тот день и кусал по одному человеку в месяц, то к 1 февраля 1600 годы было бы уже два вампира. Месяц спустя их было бы четыре, и так далее. Всего через два с половиной года все люди превратились бы в вампиров и тем нечем было бы питаться.
А если учитывать смертность, то люди исчезли бы еще быстрее. Даже нереалистично высокая скорость воспроизводства не могла бы противодействовать этому эффекту.
"В перспективе люди не могут выжить при этих условиях, даже если наше население будет удваиваться каждый месяц," - сказал Эфтимиоу.
Но давайте сами попробуем разобраться в этом вопросе, без американских псевдоучёных пишущих по приказу своих заказчиков, с целью доказать абсурдность этой темы, тем более что основу материала темы о вампирах Костас Эфтимиоу взял из художественных фильмов - ужастиков, где вампиры кусают людей давая им бессмертие. Бред конечно полнейший. Но что же за ночной безжалостный хищник скрывается под этим словом вампир?
Думаю, что пора задуматься и над тем, кто и зачем распускает слухи, сплетни, кинофильмы, и печатает романы о вампирах? Ответ однозначный: выгодно только настоящим, реально существующим вампирам, которые таким образом отводят глаза своей слишком разумной пище. Потому что утонув в море дезинформации, одурманенный обед уже не может отличить истину от вымысла и не верит в жестокую правду, подобно счастливому поросёнку, отрицающему существование мясокомбината в этом лучшем из миров.
Из энциклопедии "Мифы народов мира" мы узнаём что: "ВАМПИР, в низшей мифологии народов Европы мертвец, по ночам встающий из могилы и являющийся в облике летучей мыши, сосущий кровь у спящих людей, насылающий кошмары. Вампирами становились "нечистые" покойники - преступники, самоубийцы, умершие преждевременной смертью и погибшие от укусов вампиров. Считалось, что их тела не разлагались в могилах, и прекратить их злодеяния можно было, вбив в тело вампира осиновый кол, обезглавив его или сжечь. Оберегами против вампиров служили также чеснок, железо, колокольный звон и др. В славянской мифологии вампир - упырь."
"УПЫРЬ - в славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и животных, образ упыря заимствован народами Западной Европы у славян (см. Вампир). Согласно древнерусским поучениям против язычников, те клали требу (приношения) упырям и берегиням до того, как стали поклоняться Перуну. Согласно позднейшим поверьям, упырем становится после смерти человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею (ребенка-упыря можно узнать по двойным рядам зубов), умерший, через гроб которого перескочила черная кошка (черт), чаще - нечистый ("заложный") покойник, самоубийца, умерший неестественной смертью, особенно колдун. По ночам упырь встает из могилы и в облике налитого кровью мертвеца или зооморфного существа убивает людей и животных, реже высасывает кровь, после чего жертва погибает и сама может стать упырем; известны поверья о целых селениях упырей."
Афанасьев, обобщив народные верования малороссов и белорусов в упырей, пришел к тому выводу, что упыри - это злобные, блуждающие мертвецы, которые при жизни своей были колдунами, вовкулаками и вообще людьми, отверженными церковью, каковы: самоубийцы, опойцы, еретики, богоотступники и проклятые родителями. Несмотря на то, что приведенное определение очень широкое, оно, однако, не охватывает всего содержания, заключающегося в понятии упырь. Нужно, следовательно, обратиться к самим народным воззрениям.
По общераспространенному верованию малороссов, упыри-мертвецы днем покоятся в могилах, будто живые, с красным или, лучше, окровавленным лицом. Ночью встают из гробов и бродят по свету. При этом они летают по воздуху или вылазят на могильные кресты, производят шум, пугают путников, гоняясь за ними. Но более страшны они тем, что, входя в дома, бросаются на сонных людей, в особенности на младенцев, и высасывают у них кровь, причиняя этим смерть. Хождение их по свету продолжается до тех пор, пока не запоют петухи. Чуму и другие эпидемические болезни, также засуху, неурожаи и другие общественные бедствия тоже приписывают упырям и упырицам.
Избавлялись от упырей, выходивших из могил, тем, что откапывали их трупы и пробивали грудь осиновым колом. Но это средство не всегда помогало. Тогда считали необходимым прибегнуть к более радикальному средству - сжечь труп упыря. А если за упыря признавали живого человека, то он должен был погибнуть на костре. И действительно, в старину во время засух и мора сжигали на огне упырей и ведьм. Для того, чтобы окончательно лишить упыря возможности вредить людям, перед сожжением его прибегали к разным символическим действиям: завязывали ему глаза, забивали глотку землей или камнями.
Сибирские татары называют вампира "убырли кешле", что значит носитель убыра. Убыр - некая огненная душа, вселяющаяся в тело колдуна; именно ее присутствие дает колдуну силу творить злые дела. Когда колдун спит (или умер), убыр покидает его тело через дыру под мышкой и улетает на охоту. Он пьет силу людских душ, и человек, к которому привяжется убыр, вскоре заболеет и умрет.
В Западной Африке вампир-увенгва наводит на жертву глубокий сон и, превратившись из зверя снова в человека, высасывает кровь у спящего.
Любопытная разновидность вампирессы существует в Америке - аземана. Подобно своим собратьям, она рыщет в поисках свежей крови по ночам. Но, в отличие от прочих, бороться с ней легко: аземана безумно любит считать. Если поставить у кровати веник или рассыпать по полу пригоршню зерна, вампиресса будет поглощена пересчетом зернышек или волосков веника, и заря застанет ее врасплох.
Существуют и другие разновидности вампиров. Астральные вампиры поглощают вашу жизненную энергию, вызывая слабость и головную боль. Половые вампиры (суккубы и инкубы), приходя ночью, высасывают всю силу из людей противоположного пола.
Упрощенная классификационная схема выглядит так:
1. Животные-вампиры. В эту группу входят "вампиры" из семейства летучих мышей, сосущих кровь в основном у крупного рогатого скота, пиявки обычные и прочие животные-кровососы. Но в последнее время громко заявила о себе как о неуловимом вампире чупакабра, далее мы вернёмся к ней.
2. Псевдовампиры. В эту группу входят носители психопатологий, люди, страдающие психическими расстройствами, считающие себя вампирами. Подобными больными движет навязчивая, бредовая идея, заключающаяся в том, что все виды пищи для организма субъекта - псевдовампира губительны, что для поддержания жизненных сил ему необходима свежая теплая кровь, высасываемая непосредственно из вен и артерий жертвы. Как правило эти вампиры очень скрытны и хорошо владеют собой, умело скрывают свои подлинные чувства и намерения. К псевдовампирам можно отнести и членов различных сатанинских культов, а так же различные масонские организации использующие кровь. Однако стечение обстоятельств может привести к острой фазе болезни, к кризису- в этом состоянии, когда патологическая мания полностью овладевает сознанием больного, последний становится крайне опасным для общества. Жертвами "пробудившегося" псевдовампира становятся в основном не коллеги и не домочадцы, а случайные люди - прохожие, проститутки, обессиленные алкоголики и наркоманы, гомосексуалисты, искатели ночных приключений и - довольно таки часто - любовники или любовницы. Мания не подавляет полностью в мозгу больного инстинкта самосохранения, наоборот, иногда усиливает - и от этого псевдовампир становится невероятно хитер, ловок, изворотлив.
Сейчас вряд ли удастся долго скрывать тот непреложный факт, что подавляющее большинство убийц - насильииков, маньяков совершивших десятки кровавых преступлений, лишь для сокрытия истинного положения дел представляются обществу "сексуальными маньяками". Элемент сексопатологии безусловно в их действиях присутствует. Но основной побудительный мотив совершения преступлений - вампиризм, этого уже не скрыть.
Синдромы болезни, тяга к насыщению организма кровью жертвы проявляются в ночное время, когда больной становится не управляем, когда он, покинув дом или иное пристанище, отправляется на поиски жертвы.
В отличие от подлинных вампиров больной человек, псевдовампир, практически никогда не использует в качестве режущего и колющею инструмента собственные зубы. Набор инструментов псевдовампира прост и незатейлив: бритвы, ножи, ножницы, реже - пилы, клещи, топоры. Даже в состоянии аффекта псевдовампир не может перегрызть сонной артерии - в силу неразвитости челюстного аппарата и неприспособленности к неординарным ситуациям больной-псевдовампир идет путем имитации действий подлинного типического вампира.
Сейчас лишь отметим, что вопросы псевдовампиризма - удел соответствующих специалистов, врачей-психиатров, социологов. Мы сообщаем обо всем этом для полноты картины.
Но детально остановимся мы исключительно на третьей группе: подлинных вампирах-оборотнях, представителях инфернальных миров, ночных выходцах из иных потусторонних измерений, а также людях или, точнее, человекообразных, которые в результате внедрения в них инферноносителей, сращивания с инферносуществами, приобрели основные признаки и функциональные особенности вампиров.
Олег Исхаков в своей работе "Вампиры и оборотни среди нас" даёт упрощенную классификационную схему четкого разграничения между людьми-псевдовампирами и вампирами подлинными и разделяет их на две группы вампиров. В первую входят вампиры-животные, во вторую - люди-псевдовампиры (в подавляющем большинстве психически больные, маньяки, одержимые навязчивой манией кровососания) и третья группа: подлинные вампиры-оборотни, представители инфернальных миров, ночные выходцы из иных потусторонних измерений, а также людях или, точнее, человекообразных, которые в результате внедрения в них инферноносителей, сращивания с инферносуществами, приобрели основные признаки и функциональные особенности вампиров. Третью группу он делит на четырёх основных подгруппах.
Но я думаю, что правильнее было бы разделить на пяти основных подгрупп.
Первая подгруппа; воскресшие или псевдовоскресшие или находящиеся в зомбинальном состоянии заложные ("нечистые") покойники;
Вторая подгруппа: человеческие особи, в которых вселились вампироморфные инферносущества;
Третья подгруппа: вампиры-оборотни - инферносущества, способные принимать облик человека, животного, монстра;
Четвертая подгруппа: инферновампиры - обитатели иных измерений потусторонних миров, являющиеся на Землю в своем натуральном облике.
Пятая подгруппа : энерговампиры -человеческие особи способные отбирать энергию из биополя другого человека. Причины перекачки энергии разнообразны - плохое состояние здоровья, зависть, злость, бытовые и служебные конфликты.
Наша задача - разобраться с основными видами вампирообразных существ, попытаться уяснить их образ жизни, физические и психические особенности.
Археология
Начнём пожалую сначала с археологических данных. Поскольку было бы совершенно невероятно, что ничего не нашли за прошедшие века.
Археологам удалось обнаружили древнегреческие могилы нежити.
Древние греки жутко боялись мертвецов, встающих по ночам из могил. К такому выводу пришли археологи, раскопавшие могилы, трупы в которых были придавлены камнями и черепками амфор.
О новой гипотезе ученых сообщается в журнале Popular Archaeology, а коротко о ней рассказала Daily Mail.
Американский археолог Кэрри Сулоски-Уивер (Carrie L. Sulosky Weaver) ведет раскопки древнегреческого (V-III века до нашей эры) кладбища в прибрежном сицилийском городке Камарина. Всего ученые обнаружили 2905 могил. Два скелета были захоронены необычным образом: их явно пытались "прикрепить" к земле.
В захоронении Љ653 нашли останки человека неизвестного пола, который страдал от тяжелых болезней и недоедания. Весь скелет был покрыт крупными черепками. "Тяжелые черепки амфоры, по всей видимости, должны были прижать тело, и не дать мертвецу встать из могилы", - отмечает Сулоски-Уивер. Вероятно, именно из-за болезней похороненного в могиле Љ653 заподозрили в одержимости нечистым духом.
В могиле Љ693 находился скелет ребенка 8-13 лет, с положенными в разных местах пяти тяжелыми камнями. Как и черепки, камни должны были удержать мертвеца под землей.
Кроме того, в Камарине археологи нашли множество табличек с заклинаниями (katadesmos). Их тексты свидетельствуют о том, что обитатели городка жутко боялись мертвецов и пытались защититься от них с помощью заклятий. Значит у них были веские основания бояться мертвецов.
Александр Александрович Бушков в своей книге Сибирская Жуть рассказывает любопытную археологическую историю, которую тоже можно увязать с вампирами. Приведём её полностью.
Замечу только, что Николая знаю с конца 1970-х годов, и что он совершенно вменяем и нисколько не склонен к мистификациям; что историю я, грешным делом, проверял, и несколько человек независимо друг от друга подтвердили мне разные ее фрагменты; и что кости погребения, о котором пойдет речь, я видел своими глазами в Петербурге, в лаборатории Института археологии Академии наук.
...В 1984 году Николай Кузьмин копал на самом юге Хакасии. Место я, пожалуй, называть все-таки не буду, но и секрета оно вовсе не составляет. Место раскопок Кузьмина в этом году проходит по всем официальным отчетам и по нескольким публикациям.
Копали два кургана ранней тагарской культуры - примерно VI век до Рождества Христова. Курганы стояли в уединенной долинке, окруженной унылыми голыми склонами, в самой середине ее, метрах в ста от ближайшего склона. Солнце не сразу после восхода попадало в долинку, а вечер наступал здесь раньше. Неслышно сочился ручеек по ржаво-красным и черным камням, подмывал склон.
Место было на удивление скучным, унылым и очень неприятным в темноте. Горожанин может ухмыляться, но этого никогда не сделает человек, который хоть немного путешествовал. Всякий, кто когда-нибудь ходил по земле и не только пел песни про "ветер рвет горизонты и раздувает рассвет", прекрасно знает - в разных местах чувствуешь себя очень по-разному. И если в одном месте можно среди ночи отправиться гулять без всяких неприятных ощущений, то в другом сходить от костра за водой, выйти из палатки на непонятный звук требует серьезных усилий воли. И если человек говорит коллегам: мол, ночевал в "плохом" месте, над ним не смеются, а сочувственно кивают головами.
Так вот, долинка была "плохим" местом, в котором неуютно жить, и палатки разбили в километре от долинки, ниже по ручью. От лагеря уже была видна петляющая серо-желтая лента - пыльная дорога на Аскиз, поля, линия электропередачи, словом - цивилизация. Но и здесь жить было неуютно. Днем работали на поганых курганах, и Кузьмин заметил - люди старались не расходиться далеко, не терять из виду товарищей.
А в лагере, едва закатывалось солнце, отгорал волшебный хакасский закат, тоже становилось неуютно. Сам Кузьмин постоянно чувствовал словно бы присутствие кого-то недоброго. Человека? Может быть, но скорее всего - не человека. Кто-то антропоидный, разумный, но не человек, смотрел из темноты со склонов, как будто подстерегал отошедшего от огня, от палаток. Чтобы сходить за водой, пройти несколько десятков метров, приходилось принуждать себя, и Николай ловил себя на том, что идет и прислушивается: нет ли мягких шагов за спиной или в стороне, в буйных зарослях кустарника? Беспокоило это постоянное ощущение взгляда в спину! Раза два Николай просыпался и сразу, спросонья, готов был лезть в сундук за ружьем - таким сильным было ощущение, что кто-то стоит за тонкой полотняной стеной палатки.
Остальные, вероятно, чувствовали то же самое. Незримое присутствие кого-то гасило смех и шутки. Обычные песни у костра пелись короче и тише, никто не засиживался особенно. Люди сидели нахохлившиеся, мрачные и даже разговаривали мало. Казалось, "экспедишники" старались занимать поменьше места, меньше обращать на себя внимание... Чье?! На этот вопрос не так просто ответить, как кажется...
В общем, невеселый это был лагерь, очень необычный этой своей невеселостью. Да к тому же и раскопки шли как-то необычно...
Курганов было два: маленькие сельские курганы, совсем невысокие, меньше метра. Курганные оградки из серого и рыжего плитняка 4?4 метра хорошо были видны на поверхности. Сколько времени нужно на раскопки такого кургана? Первый день - снимают дерн, обнажают все камни оградки. Бывает ведь, что и не все камни видны с поверхности. К вечеру первого дня курган виден очень хорошо, со всеми тайнами своей планировки.
Снимается подробный план. Тогда же станет видно, грабили этот курган в древности или нет: грабительский лаз-дудка виден очень хорошо, потому что такой лаз и всякое место перекопа заполняет мешаная, разноцветная и очень мягкая земля. Как правило, курганы грабленые.
День второй - углубляют раскоп на одной половине кургана, чтобы видеть, как идут напластования слоев.
День третий - углубляют и вторую половину так, чтобы дойти до основания камней оградки. Теперь уже хорошо видно огромное пятно разноцветной перекопанной земли. Пятно имеет правильную, овальную или прямоугольную форму, потому что это - заполнение погребальной камеры. Это та сама земля, которой засыпали покойника.
На четвертый день художники зарисовывают камни оградки, их тщательно фотографируют, а тем временем археологи выбрасывают цветную мешаную землю из погребальной камеры. С каждым взмахом лопаты их движения все осторожнее - все ближе и ближе погребение. Иногда, если яма глубокая, прокопали уже больше полутора метров, а кости все не показались, не выдерживают нервы: идут в ход металлические щупы, ножи, ведь все знают - погребение должно вот-вот показаться...
Если художники не ленились, а археологи исправно махали лопатами, они дойдут до погребения, а камни оградки можно будет выворотить и отбросить. И весь пятый или пятый-шестой день будет самое интересное - расчистка ножами, зубными щетками и кисточками самого погребения. Археологи будут сидеть в погребальной яме с утра до вечера, расчищая скелет, погребальный инвентарь и сопроводительную пищу.
Вечером пятого или шестого дня погребение зафотографируют, а художник его зарисует.
Все. На шестой или седьмой день можно снимать, упаковывать кости и все остальные находки. Работа сделана, курган раскопан.
Обычно копают сразу два-три кургана, - ведь разнорабочие с лопатами, художники и археологи работают не одновременно. Если копать один курган всем вместе, одни будут работать, а другие простаивать.
Кузьмин и планировал взять оба кургана дней за десять самое большее, благо отряд был опытный, не первый раз выходил в поле. На одном кургане, прямо в центре, росла огромная береза. И странное дело, это невинное дерево тоже вызывало у людей какие-то недобрые чувства. Неприятно оно им было почему-то. Ну, и начали с кургана, где никакой березы не росло. На второй день раскопок начались проливные дожди. В раскопе стояло озеро, и в нем даже завелись жучки, рыбки, головастики - столько времени продолжалось ненастье. Разумеется, копать было совершенно невозможно, а долинка стала окончательно неприятной. Облака тянулись над самыми вершинами холмов, стало очень темно и промозгло. Темнело еще раньше. Глина расползалась под ногами, при каждом шаге чавкало и чвякало; звуки много раз отражались от склонов, рикошетили; шел один человек и нервно оглядывался - не марширует ли за ним целый полк.
Две недели отряд помирал от безделья, пока работать было невозможно. Играли в карты, в какие-то сложные игры, перепели на двадцать раз все известные песни, устроили турнир по шашкам и шахматам. Несколько раз развидневало, начинала просыхать земля, народ уже готовился вершить великие дела... А рано утром дождь опять барабанил по брезенту палаток и тентов.
Кузьмин заметил интересную деталь: облака как будто специально проливались именно над долинкой с курганами. Вот несется, летит облако, его проносит над палатками, и еле успевают брызнуть тонкие струйки из нависшего серого брюха... А над долинкой облако зависает надолго, словно бы еще сильнее темнеет, и льет из него долго и основательно.
Или вообще дождя уже нет, облака явственно светлеют, но именно над курганами расчерчены косые полосы и еще несколько часов льет и льет.
Не через неделю, а через три недели работ дошли до погребальной камеры. Работали в судорожном темпе, нервно поглядывая на небо, и Кузьмин, отправив всех на обед, остался расчищать погребальную камеру.
- Эй! Эй, мужик! - вдруг позвали его. Коля выпрямился в погребальной камере. Как ни размывали дожди и талые снега курган, он все-таки хоть немного, но выше остальной местности. И даже из погребальной камеры Коля с его ростом в метр восемьдесят восемь смотрел сверху вниз на крохотную старушонку. Откуда она тут взялась?!
Старушонка была крохотная, ростом с подростка лет тринадцати, одетая по-деревенски, и за руку держала мальчишку лет трех, не больше. Но что-то было у этого малыша в лице такое, что Кузьмин покрепче взялся за лопату. Что именно углядел он опасного на личике, он не сумел мне объяснить, но уверял, что "так просто" к этому существу не подошел бы. А со сморщенного старушечьего личика буквально полыхали светло-желтые, невероятного цвета глаза.
- Как у рыси, - сказал задумчиво Кузьмин. Кстати, с рысями Кузьмин знаком не только теоретически, и застрелил как-то рысь у истоков речки Есь. Он, право, знал, что говорит.
- Слышь, мужик! Ты в этом кургане все найдешь, чего тебе надо, понятно? Неграбленный он, в нем одной бронзы кило два. Два скелета здесь будет. На этом - слева - ножи, подвеска, шилья, кинжал кованый, зеркало китайской работы, - перечисляла старуха, загибая пальцы. Мальчишка было двинулся куда-то из-за ослабевшей хватки, и бабка тут же дернула его назад:
- Стой, говорю... Не время.
И Кузьмину:
- На втором скелете, справа, возьмешь иголки, нож, серьги красивые. Смотри, мужик, совсем забыла - под той стенкой (бабка ткнула рукой, под которой) еще украшение найдешь, редкое, на лбу носили. И горшки такие здоровенные, в изголовье у обоих стоят. И кости зверей в ногах, коров и лошадей кости, тоже отыщешь.
А вон тот курган ты, мужик, лучше не трогай, - бабка ткнула рукой в курган с березой. - Тебе этот курган не нужен, и только хуже от этого будет.
- Почему? Мне его надо раскопать, задание такое.
- Не понимаешь?! Все что нужно, в этом кургане найдешь, прямо под ногами! А в тот курган - не лезь! Плохо будет!
Глаза у бабки засверкали так, что Кузьмину стало попросту жутко. Стоял Кузьмин по грудь в яме, беспомощно, и положил лопату поперек ямы, чтобы опереться на нее и выпрыгнуть из погребальной камеры. На секунду Кузьмин отвлекся, выпустил из виду старуху с ребенком, а в следующий момент, уже стоя на земле, видел только, как бабка с невероятной быстротой семенит вверх по долинке, прямо на ближайший склон. Кузьмин подивился, с какой скоростью несется бабка, а потом глаза у него заслезились от прямых лучей солнца. Коля перестал видеть этих двух и не понял, куда они делись. Естественно, он не стал больше оставаться один на кургане и, конечно, старательно записал, что же должно быть в недокопанном кургане.
Говоря коротко: в кургане было все, о чем говорила старуха. И ножи, и кованый кинжал, и кольца на пальцах скелетов, и шилья, и подвески, и даже бронзовая диадема - редкое, богато расписанное орнаментом украшение из бронзы, которое носили на лбу, - и как раз "под той стенкой". По-видимому, диадему просто забыли надеть на голову трупа - только так мог объяснить Кузьмин находку такой диадемы.
Старухи с малышом никто, кроме Кузьмина, не видел, и никаких следов на глине они не оставили.
А когда принялись за второй курган с березой, и правда, стало плохо. Гораздо хуже, чем если бы опять пошли дожди.
Перед началом раскопок в отряде было восемь крепких взрослых дядек, кроме самого Кузьмина... Было - потому что через два дня осталось двое - фотограф и сам Коля Кузьмин. Двое сотрудников полегли, как только начали рубить березу. Слетел топор с рукояти, угодил по голове человеку. К счастью, только чиркнул по касательной, но и так кровь хлынула фонтаном. Добрый час выносили раненого с кургана в лагерь, останавливали кровь, перетягивая тряпками рассеченную голову. Скоро парень уже сидел и жалко улыбался иссиня-серой от потери крови физиономией; его морозило, девушки побежали варить бульон для подкрепления сил парня...
Топор насадили на рукоять, Кузьмин сам проверил орудие. А через двадцать минут второй человек скорчился под недорубленной березой: лезвие того же топора он ухитрился вогнать себе в коленную чашечку.
- Неумелый был?
- Какое там! Полжизни в экспедициях. Ни одной травмы за все пятнадцать лет в поле. Да ты его знаешь...
И Кузьмин называет мне человека, которого я и правда знаю, и уж, конечно, не как неумеху. Ездил с археологами, ездил с геологами, действительно полжизни в экспедициях.
Этого раненого унесли в лагерь и тут же повезли за шестьдесят километров в больницу - слишком жутко белела в ране раздробленная розово-белая кость. В экспедицию парень вернулся, но только через две недели.
А пока уезжала машина, еще виднелся вдали шлейф пыли, как вдруг застонал еще один, от острой боли в животе. Да, пил стоячую воду... Но ее и другие пили. И он сам раньше ее пил не раз... Но скрутило его именно теперь, не раньше, не позже, и даже вывезти его в больницу было не на чем. Парня, как говорят грубые "экспедишники", несло с обоих концов, поднялась температура, начинался бред. Одна девица с дипломом медсестры взялась командовать: промыла желудок, накачала парня антибиотиками, завернула в теплое. Весь лагерь помогал умелой девушке.
Только после обеда вышли работать, оставили стучащего зубами парня под ворохом шуб и в окружении девиц. Кузьмин сам взялся за топор. После каждого удара он осматривал, как сидит лезвие на топорище, примерялся... А вокруг стоял, внимательно наблюдал круг парней.
Через полчаса береза рухнула. У-уфф... А еще через час новый истошный крик - парень всадил лопату себе в ногу, почти отрубил большой палец. Опять несли увечного в лагерь, перетягивали жгутом ногу. Едва вернулась машина, ей тут же нашлось новое дело. Этот в экспедицию не вернулся.
- Может, сегодня не пойдем работать? День какой-то несчастливый...
Николай решил, и правда, больше не ходить на курган. Утро вечера мудренее... А ночью двое заболели. Один - гриппом, который подцепил совершенно загадочным способом: ведь экспедиция ни с кем не имела дела почти месяц. Это был первый и последний случай гриппа в экспедиции Кузьмина, происшествие уникальное и совершенно необъяснимое. У другого начался приступ холецистита. Болезнь у него была хроническая, но ведь ни раньше, ни позже...
И сереньким утром следующего дня два человека могли выходить на раскоп: сам Кузьмин и фотограф, смурной мужик лет пятидесяти, с самым отвратительным характером. Ну, и еще шофер. Работы на раскопе фактически остановились.
Второй курган копали не неделю, а все три. Люди простужались, срывались с крутизны, вывихивали ноги, обваривались кипятком, резались ножами и лопатами.
- Осторожно! Бога ради, осторожно! - выстанывал Кузьмин каждое утро. Словно какая-то неведомая сила воевала с бедной экспедицией. Все оставшиеся и вели себя, как на войне... Может быть, потому и избегали неприятностей посерьезнее мелких травм. Во всяком случае, когда оказалось, что машина вовсе не стоит на ручном тормозе и медленно сползает на полную людей палатку, это удалось заметить вовремя. И когда внезапный вихрь швырнул огонь в середину лагеря, занялась сухая трава, все были начеку, аврал получился мгновенный, и большой беды не случилось.
Начинался сентябрь, первые утренники - заморозки под утро. Ломкие сухие стебли травы, покрытые инеем, колыхались по утрам возле палаток. Почти полтора месяца провозились с двумя маленькими курганами, и все яснее становилось - никакой другой работы сделать уже не удастся.
В тихие прохладные дни сентября на глубине метра в погребальной яме пошла кость...
Николай внезапно замолкает, смотрит на зубчатую стену леса, на летучую мышь, чертящую по сиреневому закатному небу. В тишине становится очень заметен этот кочевой, лагерный, такой до боли любимый уют: острые тени палаток на лугу, отсветы костра пляшут на тенте, девушки поют что-то, кажется, что-то задорное и не очень пристойное: "Вот ударили по жопе, отлетели два яйца".
Ясно слышу конфузливый смех девушки, с которой приехал из Красноярска и отношения с которой как раз собирался форсировать сегодня ночью. Маша очень хорошо смеется, смехом домашней девочки, которой и интересно, и неловко.
- Так что там было, Николай?
Николай очень длинно вздыхает, разливает остатки напитка.
- Понимаешь, одна кость, и стоит как-то странно. Видно, что до дна камеры не дошли, а кость - торчит, под углом. Лучевая кость, от локтя до кисти... И со стороны кисти - обрезана.
- Прижизненное повреждение?
- Нет, не заживало, резали, как по покойнику.
В общем, инвентаря в этом погребении не было. Совсем. Сопроводительная пища стояла - два полных сосуда, почти ведерного объема. Кистей рук, ступней ног у него нет; головы тоже нет. Правую руку отрезали почти до плеча: тоже после смерти, рана никогда не зажила.
-Вот, смотри сам.
Николай вытаскивает из полевой сумки, дает мне пачку фотографий, подсвечивает фонариком. И правда, очень странно: скелет стоял на коленях в странной, скомканной позе. Левая нога стоит на колене, правая уперта в пол погребальной камеры. Спина и шея мучительно выгнуты вверх, обрубок правой рук упирается в пол, левая рука без кисти поднята над отрезанной головой.
- Неужели не видишь?!
И тут до меня вдруг доходит, и по коже пробегает то ли мороз, то ли жар, горло перехватывает, и я буквально не могу вздохнуть. Бог мой, да он же поднимался в могиле! Перевернулся, подтянул под себя ноги, выгнул спину, на которую навалилось несколько тонн земли, пытался встать...
- Коля... У него же головы...
- Головы нет, уже хорошо... А вот другое вырезать забыли.
Коля опять предоставляет мне соображать самому, и опять очень слышен негромкий разговор, переборы гитары, Машин смех в лагере, в нескольких десятках метров.
- Ты фильм видел про зомби, американский?
Мотаю головой, потом соображаю, что меня уже почти не видно, и подаю голосом знак, - мол, нет, не видел.
- А я видел. Снимали их ученые на Гаити, договорились с колдунами. Зомби - это очень материалистично, никакой мистики, никаких потусторонних сил. Это когда печенка начинает работать вместо сердца, сокращается, как насос. У некоторых людей после смерти печень так начинает работать, в аварийном режиме. Почему не у всех и почему именно у этих - не знаю. Конечно, они не такие, как мы. Печень работает хуже, энергии у них гораздо меньше. Движения замедлены, бегать почти не могут, послабее живых. И к голове крови притекает немного, поэтому они не умные.
- Неужели в фильме показаны зомби?!
- Самые натуральные. Я же тебе говорю, это не ихний "жутик". Ученые снимали фильм, вполне научный фильм и предназначенный для ученых; а колдуны им даже помогали. Самое важное дело для колдуна, оказывается, - понять, кто после смерти может стать зомби, и сделать так, чтобы зомби слушался его. Тогда зомби и правда можно напустить на кого угодно. Зомби слабый, но ранить-то его нельзя, он упорно будет вставать и снова идти, делать, что приказали; действует и это, и страшненькие все-таки они, не понять, живые или мертвые.
- Особенно, если люди его сами же хоронили, а он вернулся...
- Да, представляешь впечатление?! Вот они и принимали меры.
- То есть тот, на Подъемной, ему вырезали печень - и все стало в порядке? Не встал? А этому у тебя тут - не вырезали, и потому... гм... эффекты начались? Так?
- А ты можешь дать другое объяснение?
- Не могу. Но почему в слое поселения?
- А ты разве не знаешь, что шамана часто хоронили на месте поселения? Чтобы поселок охранял?
- Ладно... А зачем отрезать кисти рук, ноги, голову? Как же он будет охранять?
- А откуда ты знаешь, в каком смысле было это "охранять"? Может, шаман должен был магическую силу им всем давать? А руки-ноги тут ни при чем?
- А если вырезали печень, то зачем руки, ноги, голова отрезаны?! Он же все равно не встанет!
- Может, на всякий случай? Так спокойнее...
- Смотри-ка, все ты продумал.
- Все не все, а много чего передумал с тех пор, как то погребение брал.
И даже в почти полной темноте я хорошо вижу улыбку Коли - такая она широкая и ехидная.
- Остается только понять, почему дождь не переставал и что за старуха с мальцом.
- Все понять хочешь?!
- Желательно...
Знаешь, как росла эта береза? Главный ствол корня проходил через левую сторону груди, вот как. Ребра раздвинул и охватил все ребра и позвоночник. Из скелета росла она, береза, вот так.
А про дождь, я думаю, ты слышал...
Да, про дождь мы оба слышали, это уж точно. Про то, как один очень известный археолог проводил разведку... в одной соседней автономной области, совсем недалеко от Хакасии. Ехали на огромном трехосном ГАЗ-66, шесть человек, целый кочующий городок.
Нашли курган, времени сооружения которого точно никак не могли определить. Первые века по Рождеству Христову, точнее трудно. Курган располагался в странном месте - в сухом русле реки; в том месте, где река стекает с гор и разливается по равнине.
Стали копать, и курган оказался необычайно глубоким, гораздо глубже остальных известных. Два метра... Три метра... Что интересно, курган трижды пытались ограбить. Три грабительские "дудки" шли от поверхности. Одна кончалась уже в метре от поверхности. Вторая - от силы в полутора. А третья была глубже всех - на два с половиной метра уходил под землю узкий, сантиметров тридцать в диаметре, лаз. В самой нижней части лаза навсегда замер скелет того, кто его копал столетия назад. Так и остался этот неизвестный, головой почти что вертикально вниз и без всяких внешних повреждений. Видно было - перед смертью он пытался вылезти наружу, бился в узости змеиного прохода... и не успел. Что погубило его? Внезапный приступ удушья? Сердечная болезнь? Тайная отрава? Кто знает...
Работали посменно - одни спускались по шаткой, все удлинявшейся лестнице в прохладный, даже холодный раскоп, другие наверху принимали ведра с породой, поднимали их на веревке. Двое внизу - двое наверху, потом менялись. Начальник был старенький, он не работал лопатой - он ждал, когда пойдет погребение и нужен будет его опыт.
В этот день начальник ушел из лагеря надолго,т- он каждый день делал маршруты, искал курганные могильники. А ребята полезли в раскоп и углубили его почти до пяти метров.
...В этот день вдруг пошли находки! Роскошная бронзовая фигурка, явно не местной работы! Тангутская, а может быть, китайская фигурка лежала в слое мешаной земли, сверкала полированными глазами. Очень необычная находка. Тут и вторая фигурка, тоже очень необычная.
- Ребята, что здесь!
Ажиотаж нарастал. Вот и еще что-то выступает под слоем песка... Наступил момент, когда сидевшие сверху не выдержали и полезли тоже посмотреть; все четверо работников спустились вниз.
- Что там у вас? - Шофер склонился над раскопом.
- Смотри сам!
- Показали бы...
- Нет, Вася, вынимать нельзя! Сам спускайся!
И, конечно же, Вася не выдержал.
Вот тут-то лучезарное уже много дней небо резко затуманилось. Хлынул дождь. Наверное, где-то совсем неглубоко под слоем песка проходил слой глины - потому что вода почти сразу начала накапливаться, проступала сквозь слой песка. А что еще гораздо хуже, сухое русло исправно собирало воду со склонов, с лежащих выше мест, и в раскоп стало затекать! Сначала - тоненькой струйкой, а через несколько минут - как из брандспойта, струя толщиной почти в руку.
Лестница? Да, была лестница, только лестница, впервые за все дни работ, переломилась как раз посередине. Соединить? Но никаких инструментов нет. Связать ремнями? Все равно разваливается, да и вон еще одна перекладина стала шататься...
Двадцать минут назад веселые люди хлопали друг друга по спине, поздравляли с находками и белозубо радовались жизни. Теперь шестеро обреченных стояли по колено (пока по колено) в воде, тоскливо глядя на клочок серого неба и все лучше понимая, что происходило с грабителями этого кургана.
Пытались копать ступени в стенках, - песок под ножом оплывал, сыпался, ступени ни одной не получилось. Сделать "пирамиду"? Мало места (а вода уже почти по пояс).
Начальник прибежал, когда вода всем была уже по грудь. Мгновенно подогнал машину задом к раскопу, прикрепил канат одним концом к машине: сбросил в яму остальную бухту.
- Все в машину! Живо!
- Докапывать разве не будем?
- В машину, я сказал!
- Там же лопаты...
- В машину! Критиковать мои действия будете в Ленинграде.
И экспедиция уехала. Больше к этому месту никогда не возвращались, все попытки обсуждать происшествие начальник пресекал категорически, и история так и осталась в жизни каждого из участников чем-то особенным, исключительным и совершенно неразъясненным. Между прочим, хоть сам начальник помер еще тридцать лет назад, по крайней мере двое участников этой раскопки живы по сей день, и оба мы с ними знакомы - и я, и Коля Кузьмин.
Так что дождь - об этом мы немного слышали.
Другое дело, что механизм образования дождя... так сказать, технология, остается не очень понятным.
- Знаешь, в этой истории есть и забавные стороны... Например, когда достали мы его, положили в ящик, к нему никто даже прикасаться не хотел. Народ изо всех сил старался не трогать ящик, и в палатке с находками по одному не задерживались. Так, понимаешь, трепетно они к этому ящику!..
А потом, как-то в субботу, народ отправился в кино. Ехать далеко, давайте, говорят, мы в клубе и переночуем... Я же понимаю - им хочется лишний раз подальше от ящика оказаться, но не против. Ко мне как раз Светка приехала (Света - это жена Кузьмина).
Что такое супружеская идиллия в палатке, из которой каждый звук разносится на десятки метров, я представляю очень хорошо и сочувственно киваю Кузьмину.
- Ну вот... А слух, конечно же, давно пошел, насчет золота.
Об этом тоже распространяться долго не надо, Кузьмин прав. Что ни говори, как ни доказывай, а в любой деревне обязательно найдется несколько человек, свято убежденных: археологи ищут золото! Уже нашли! Вчера, сам видел, полный бидон золота тащили!
Подробности подпитывают друг друга, ими обрастает любое действие археологов, и очень может настать момент крутых разборок с теми, кто якобы накопал тонны золота, и момент проникновения кого-нибудь на раскоп - мало ли что говорят археологи? Надо проверить, что это они копают.
- Погода сырая, холодная, середина сентября уже. Дождь крапает. Опять ноги к земле прилипают, чавкает все при каждом движении. Я задремал где-то в полночь, проснулся - Светки нет. А тут по земле - чав-чав-чав! Пришли! Двое деятелей из деревни. Вижу - как раз в сторону раскопа. Идут, озираются, чуть ли не приседают - место действует, и очень сильно... Тут Светка с другой стороны! Я перепугался и за карабином - а они как увидели!
Кузьмин прыснул, замотал головой:
- Андрей, Светка-то вышла... Понятно, зачем. Вышла в такой длинной рубашке, из бязи, присела за палаткой. Тут эти двое. Она, значит, из-за палатки выплывает, такой белый силуэт посреди лагеря, и меня спрашивает:
- Коля, это кто?
Спросонья голос неразборчивый, трескучий, я и сам толком не понял. Эти, может, и не заметили бы, но оглянулись на звук... и как появился ее силуэт - надо было видеть, как вчистили! Я на пол повалился, зажимаю рот, чтоб не смеяться, потом сообразил - шум-то совсем не помешает - ну, и стал хохотать. Минуты, три просмеяться не мог.
Мы тоже немного посмеялись, попыхивая "беломором". Посидели, слушая тишину и звуки лагеря.
- Коля... А когда скелет лежал в лагере... Дождь все время шел?
Коля долго молчит, дымит "беломором", потом подтверждает:
- Все время...
- Над лагерем или везде?
Сидит, молчит, курит.
- Над лагерем, пожалуй, больше...
- А говорил, что никаких эффектов...
Мы опять сидим, молчим, и я понимаю, как неуютно Николаю. Женщина в ночной рубашке, напугавшая до полусмерти двух вооруженных бандитов, - это, конечно, весело. Твоя жена в роли привидения - пожалуй, еще веселее. Но тут-то получается, что Светка и правда была в двух шагах от чего-то не очень хорошего. Вышла от мужа пописать, а в соседней палатке лежит... То, что вызвало дожди над лагерем, ни много ни мало.
И я перевожу разговор на тему не менее интересную.
- Коля, Коля... Все равно ведь невозможно объяснить, каким образом несостоявшийся зомби устраивает дождь... Или кто устраивает для него?
- Все тебе надо понять... Помнишь, у Стругацких один все пытается понять, где состыковываются экономика Японии и собирание марок? И какие законы Вселенной принимают вид краснорожих страшных карликов...
- Помню... А знаешь, наверное, не только в Хакасии можно найти такие погребения.
- Можно, я уже искал. Только это совсем другая история.
Вот такая мистическая история. Выводы для себя каждый сделает сам.
Однако мировое научное сообщество в последнее время как всегда высказывается достаточно скептически о доказательствах захоронения вампиров и других выходцев с того света: так, камни в могилах могли просто защищать их от разграбления.
Интригующе любопытна страшная находка археологов рядом с городом Челяковицы (Чехия). Здесь при раскопках в 1994 году захоронения конца Х- начала XI в. были обнаружены останки 13 мужчин, которых в свое время явно посчитали вампирами. Эти люди были захоронены связанными кожаными ремнями в 11 ямах, причем каждому из них в сердце был вбит осиновый кол. Даже этого в отношении некоторых несчастных "охотникам на вампиров" показалось недостаточно: у некоторых тел дополнительно были отрублены головы и руки.
К сожалению, никаких письменных упоминаний об этой расправе над вампирами не сохранилось. Что произошло тогда в чешской деревушке - массовое помешательство или загадочная эпидемия? Скорее всего, об этом мы уже никогда не узнаем.
В Венеции при раскопках средневекового кладбища, где хоронили жертв чумной эпидемии, обнаружили останки женщины, держащей во рту камень. Маттео Борини, археолог из Университета Флоренции, утверждает: в ту далекую эпоху люди верили в то, что чуму распространяют упыри, пьющие по ночам человеческую кровь. Возможно, такое поверье возникло из-за того, что у больных чумой изо рта иногда шла кровь. Поэтому когда человек, подозреваемый в вампиризме, умирал, ему затыкали рот камнем - считалось, что тогда мертвец не станет беспокоить живых...
Совсем недавно подобное захоронение было обнаружено в болгарском городе Созополь возле церкви Николая Чудотворца. Оно датировано XIII-XIV веками. Там покоились останки 70 человек, причем два скелета пронзены железными кольями. Директор национального исторического музея Божидар Димитров сообщил, что в районе раскопок пока не обнаружили ни одной надгробной надписи. Однако ученый считает, что "вампиры" принадлежали к знати. Вероятнее всего, при жизни их считали злодеями, отсюда и "антивампирские" меры. Кстати, всего в Болгарии найдено около ста скелетов людей, тела которых были пронзены деревянными или железными кольями, ну естественно для скептично настроенных людей это не доказательства существования вампиров.
Свидетельства
Поразительно, но истории, подобные расправе над вампирами в Челяковицах, происходили и в гораздо более позднее время. Особенно распространились массовые помешательства на почве борьбы с вампирами в первой половине XVIII века. Можно сказать, что в Европе в это время прокатилась своеобразная эпидемия вампиризма. Началась она как ни странно в 1730 году в Греции и из этой страны распространилась на всю Центральную Европу. Толпы возбужденных людей собирались на кладбищах и выкапывали из могил мертвецов, которых считали вампирами. Их тела сжигали или протыкали кольями. В некоторых районах волнения на почве вампиризма достигали таких масштабов, что приходилось для их усмирения привлекать армию. Для этого времени весьма характерна и примечательна история укушенного вампиром Пауля Арнольда.
Пауль родился в 1700 году в Сербии, в области которая со временем стала частью Австрийской империи. Молодым человеком он попал на службу в армию и домой вернулся лишь в 1727 году. Пауль купил землю и стал заниматься сельским хозяйством, вскоре у него появилась невеста. Ей он и рассказал, что во время службы в армии в турецкой Сербии на него напал вампир... Хотя Пауль убил вампира прямо у его могилы, тот все же успел его покусать. Солдат промыл свои раны кровью монстра, это должно было избавить его от возможного заражения. Несмотря на предпринятые Паулем меры, он все же боялся, что заражен вампиром, и решил честно признаться своей невесте. Неизвестно, как девушка восприняла это необычное признание, но так случилось, что Пауль через неделю погиб в результате несчастного случая. Его похоронили, однако через три недели некоторые люди стали сообщать, что видели Пауля...
Самое страшное, что четверо из очевидцев его появлений умерли. Конечно, стал известен и его рассказ невесте об укусе вампира. Городок охватила паника, по требованию его населения могилу Пауля решили на 40-й день вскрыть. Любопытно, что при вскрытии могилы присутствовали два военных хирурга, весьма образованные люди для того времени. Именно они и засвидетельствовали, что у тела практически отсутствуют следы разложения. Невозможно было остановить людей, которые сразу решили, что Пауль является вампиром. Его тело проткнули колом, при этом из него хлынула кровь, а мертвец издал протяжный стон. Кончилось тем, что тело Пауля обезглавили, а потом сожгли. Так же поступили и с четырьмя умершими очевидцами его появлений.
Казалось бы, на этой расправе с умершими в истории Пауля можно было бы поставить точку, но у нее последовало продолжение. В 1731 году в городке последовала странная смерть еще 17 человек. Все еще тяжело переживали экзекуцию с Паулем и его предполагаемыми жертвами, поэтому разрывать могилы никто не торопился. Толчком к действиям послужило признание маленькой девочки, что к ней приходил ночью недавно умерший человек по имени Мило. Люди стали требовать вскрытия его могилы. Известие о беспорядках достигло австрийского императора, и он поручил провести расследование. На место выехал полковой хирург Йоханнес Флакингер. При нем тело Мило выкопали из могилы, оно, как и тело Пауля, было без следов разложения. Тело проткнули колом и сожгли. Жители решили, что Пауль заразил несколько коров, поэтому эпидемия вампиризма и не закончилась в 1727 году, когда его сожгли. Решено было выкапывать всех умерших в последние месяцы. Как написал в своем отчете Флакингер, среди них удалось выявить 17 тел без признаков разложения, их, конечно, проткнули кольями и сожгли. На этом загадочные смерти в городке закончились.
Отчет Флакингера австрийскому императору стал своеобразным бестселлером того времени. Естественно сразу же вспыхнули жаркие споры среди ученых и просвещенной части общества о возможности реального существования вампиров. Но факты были налицо, надо было как-то их объяснять. Одни на самом деле верили в существование вампиров, другие твердили об эпидемии загадочной, ранее не встречавшейся, болезни, третьи обвиняли во всем слишком суеверных жителей.
Даже сейчас трудно объяснить всю эту историю с Паулем. Может, в городке просто был массовый психоз? Если сразу после смерти Пауля его невеста рассказала о том, что его укусил вампир, то наверняка многие стали ожидать появления Пауля в подобной роли. Особо впечатлительным из горожан Пауль мог присниться или где-нибудь привидеться. Этого оказалось достаточным, чтобы наиболее мнительные решили, что после этого умрут и на самом деле умерли...
Характерно, что умерли не все, кто видел Пауля, а только четверо. Пауль же вполне мог страдать каталепсией и после несчастного случая не умер, а был похоронен заживо. Далее вся эта история настолько потрясла жителей, что психоз продолжался и вылился во вспышку 1731 года. Трупы на этот раз выкапывали в декабре, не удивительно, что среди них оказались некоторые почти без следов разложения. Стоит отметить, что выкапывали умерших только за последние месяцы, а не за несколько лет. Если бы в самом деле был виноват Пауль, то вампиры остались бы нетронутыми в захоронениях периода с 1727 по 1731 год, и история так просто бы не закончилась.
Не исключено и другое предположение, что с Греции по Центральной Европе в те годы распространилась эпидемия какой-то неизвестной нам болезни, которая обладала необычными симптомами.
В 80-х годах современные ученые сделали сообщение о крайне редком заболевании порфирии, журналисты прозвали его "болезнью Дракулы". При одной из разновидностей порфирии у больных заостряются зубы, увеличивается волосатость тела, наступает светобоязнь и даже существует потребность в чужой крови. Есть предположение, что может именно из-за этой болезни и возникли легенды о вампирах.
Мифы
С давних пор бытуют предания о покойниках, по ночам встающих из могил и сосущих кровь у живых людей. Их называют вампирами, упырями или вурдалаками. У разных народов есть свои традиционные способы защиты от мертвецов-кровососов. Наиболее распространенный из них - загонять вампиру в сердце осиновый кол: якобы это убивает "астральную" сущность упыря. Но откуда всё таки появились вампиры на земле?
Согласно еврейской мифологии всё началось с Лилит - первой жены Адама.
Расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж присутствует и в арабских мифах). В Междуречье подобное имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами (упоминаются также и мужчины "лилу").
В. В. Емельянов в предисловии к "Ассирийской магии" Шарля Фоссе пишет следующее: "Юноша и девушка-лилиту - демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает "воздух, ветер; дух, призрак", по-аккадски лилу - "ночь". Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями. Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками - то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим - обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу, при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)".
Лилит - один из наиболее популярных персонажей фольклорных еврейских историй. В Торе указывается, что вначале Бог сотворил "мужчину и женщину", а уже потом говорится о сотворении Хавы (Евы). Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первой женой Адама была Лилит. Она не хотела подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением Бога, как и Адам. Произнеся тайное имя Всевышнего, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Богу с жалобой на бежавшую жену. Всевышний послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Снуй, Сансануй и Санглаф. Они застигли Лилит у Красного моря, и она наотрез отказывалась вернуться к мужу. Кстати, это море, упоминаемое в связи с Лилит, является не географическим Красным морем, а одним из вариантов Океана Крови богини Кали Ма, "Темной матери" индийского пантеона богов, триединой богини творения, сохранения и разрушения, причем последнее считается ее самым характерным свойством. И поэтому данный Океан должен постоянно наполняться жертвами, чему Лилит и способствовала впоследствии.
На миниатюре XV века "Адам, Лилит, Ева" хужодник ее изображает получеловеком, полуящерицей.
Бог послал ангелов, наказав им вернуть Лилит к мужу. Лилит отказалась вернуться и заявила, что создана, чтобы вредить новорожденным. Единственное, что удалось ангелам - это взять с Лилит клятву, что она не войдет в дом, в котором увидит их самих или их имена. Но одновременно она прокляла ангелов, не вняла наказам Бога и проводила свое время, совокупляясь с демонами. Любовь с демонами доставляла ей большее удовольствие, чем любовь с Адамом, от них она ежедневно рожала по сотне детей. И Бог был вынужден для замены Лилит сотворить кроткую Еву, которая и стала второй женой Адама.
Одна из легенда гласит, что Адам вступил в связь с Лилит только после изгнания из рая, в результате чего мир наводнился демонами. В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорожденных, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы).
В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда - демоном, осаждающим спящих в одиночку или одиноко бредущих по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами.
Согласно каббалистической книге "Зогар", Лилит стала женой Самаэля и матерью демонов. В Зазеркалье, где Сатана играет роль Бога, Лилит становится отражением женского аспекта Бога, Шехины, поэтому жители долины Содом, предположительно оставшиеся в живых дети Адама и Лилит, поклонялись Лилит, как Великой матери, одаривающей их земным огнём
Древние греки верили в существование лилит, называли их Ламии и считали, что они похищают и пожирают чужих детей. Впоследствии христиане переняли легенды о лилитах, называя их адскими распутницами или суккубами - демоническими существами женского рода, соблазняющими мужчин, особенно ведущих праведный образ жизни.
В дальнейшем дочерей Лилит стали называть "ночными ведьмами". Как и их братья инкубы, эти похотливые ведьмы, т.е. суккубы, были настолько искусны в любви, что после любовных утех с ними мужчины (или, соответственно, женщины) не могли уже удовлетворяться любовью с земными женщинами (или, соответственно, мужчинами).
Животные-вампиры.
В природе встречается масса различных животных вампиров. В эту группу входят "вампиры" из семейства летучих мышей, сосущих кровь и основном из крупного рогатого скота, американские листоносы, которых называют "ложными вампирами", чупакабры, пиявки обычные, клопы и прочие животные-кровососы. Интерес представляют пожалуй: лишь вымершие еще в мезозое гигантские головоногие молюски-вампироморфы, имеющие сходство с нынешними кальмарами и чупакабры. Судя по всему чудовищные вампироморфы вымерли вместе с динозаврами, единственными носителями достаточных для насыщения "бурдюков с кровью", все остальные животные для вампироморфов были слишком мелкими.
Что же касается чупакабры - то слово это благодаря средствам массовой информации сейчас знакомое каждому. Впервые чупакабра (исп. chupacabras, chupar - сосать и cabra - коза, дословно - "козий вампир") проявила себя в 1975 году в западной части острова Пуэрто-Рико. Жители небольшой деревушки Мокка с ужасом стали находить мертвых домашних животных, у которых была высосана вся кровь. На трупах удавалось обнаружить лишь небольшие круглые ранки около 6 мм в диаметре.
Только после того как военные по просьбе местных властей взорвали пещеру, где, по мнению жителей, скрывался монстр, нападения на домашних животных прекратились. Однако через 15 лет после ужасного урагана Хьюго, частично разрушившего секретную лабораторию военных, находящуюся на острове, нападения монстра возобновились. Данное обстоятельство позволило предположить, что чупакабра появилась в результате секретного эксперимента военных, что тоже не факт.