Аннотация: Психоделическая литература. Писать, балансируя на грани сна и яви, совершая безопасные (будем надеяться) экскурсы в подсознание и порождая всякого рода фантазмы, сейчас модно... увы, сия чаша не обошла и нас...
Психоделическая литература. Писать, балансируя на грани сна и яви, совершая безопасные (будем надеяться) экскурсы в подсознание и порождая всякого рода фантазмы, сейчас модно... увы, сия чаша не обошла и нас...
***
"Петербуржские* неологизмы**",
или "Путеводитель сумасшедшего по Питеру",
или "Хочу в Москву!".
<>
***
Взял перо, неологизмы питерские записать.
Глядь, вокруг меня собрались черти -
С требованьем описать:
петербургские* мотивы, площади, мосты,
переулки чинные и миражи...
***
13-ое число, за окном четвертый вторник.
***
"Сей храм трех царств изображенье
Гранит, кирпич и разрушенье" ... *
Так начиналась сей куплет?
Нет! Нет... Он продолжался сорок лет! **
А начинался он давно. Рожденье***
Конечно ж, рук царя движенье.
Один сплошной авторитет, -
Во всем его приоритет.
Второй Исаакий - то ж хотенье, ****
Сплошное царское веленье:
"Снести к чертям сей раритет,
Помыть - отмыть менталитет".
***
P.S.
Протрезветь, жизнь моя отработана
Всё бы бросить, в Москву бы уплыть!
Но Судьба на Рогатки*** намотана,
И в комплекте отсутствует нить...
***
* Эти прилагательные образованы от разных существительных: петербургский от Петербург, а петербуржский от петербуржец. Следовательно, у них разная сфера применения. Петербургский: герб, мэр, климат и т. п. Петербуржский: характер, выговор и т. п. Чтобы правильно выбирать при употреблении эти слова, воспользуйтесь аналогией: латвийский (от Латвия) и латышский (от латыш).
** петербургский-петербуржский
*** Рогатки получили своё название оттого, что этих местах находился шлагбаум, или, как тогда говорили, рогатка, и караульная будка с будочником. Таких рогаток на пути находилось три: первая в районе Московских ворот, вторая (средняя) - на месте Площади Победы и третья - на прудовой мельничной плотине под Пулковской горой. Ставили их в петровское время для "препятствия проходу злонамеренных людей": беглых солдат и крепостных, пытавшихся уйти из Петербурга; извозчиков, нарушавших царский указ о привозе на каждой подводе трёх камней для мощения петербургских улиц, и тех городских жителей, которые хотели выехать без разрешения.
*******
* Александру I Исаакий не нравился, но он хотел сохранить его основные черты - не столько из экономии, сколько из уважения к предшественникам. Монферран подал несколько проектов, и один из них император утвердил. Исаакий стали разбирать, а по Петербургу начало гулять сие стихотворение.
** В 1818 году Монферран, следуя указанию Александра I, составил проект, который предусматривал сохранение большей части ринальдиевского собора. Работы по сооружению фундамента начались ещё в 1818 году, по первому проекту Монферрана.
Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году, 30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Долматского, в присутствии императора Александра II и членов императорской семьи.
*** Первый храм был построен для Адмиралтейских верфей, на которых к 1706 году работало более 10 тысяч человек. Пётр I отдал приказание найти подходящее помещение для будущей церкви. Было выбрано здание большого чертёжного амбара, который находился на Адмиралтейском лугу, напротив ворот Адмиралтейства. Деньги на перестройку были выделены Канцелярией от строений города, принадлежавшей Адмиралтейскому ведомству. Для возведения церковного шпиля был приглашён голландский архитектор Герман ван Болес. Здание было одноэтажным, простой формы. На простой по форме крыше располагались колокольня со шпилем и маленький купол с крестом над алтарём. Службы в церкви велись с 1710 года.
**** Вторая Исаакиевская церковь, в камне, была заложена в 1717 году, так как первая к тому времени уже обветшала. 17 августа 1717 Пётр I собственноручно заложил первый камень в основание новой церкви во имя Исаакия Далматского. Вторая Исаакиевская церковь строилась в стиле "петолвского барокко" по проекту видного зодчего петровской эпохи Георга Маттарнови.
Расположение церкви рядом с Невой (на острове Новая Голландия), берег которой ещё не был укреплён, было выбрано явно неудачно (как установил при её обследовании в 1760 году архитектор Адмиралтейской коллегии Савва Чевакинский). Вода из Невы, а также вода, сбрасываемая из "Адмиралтейского дома", подмывала фундамент здания. Чевакинский констатировал невозможность сохранения здания. Церковь решили разобрать и построить новую дальше от берега.