Один из древнейших городов Подмосковья - Звенигород. Одни историки утверждают, что Звенигород был основан Юрием Долгоруким в XII веке, а другие, что никак не ранее XIV века.
Странный народ эти историки, только бы им спорить.
Во всяком случае, Звенигород точно есть. В первый раз он упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты: когда он завещает в числе прочего Звенигород своему сыну Ивану II Ивановичу. А как Звенигород оказался во владении Ивана Калиты, это другой спор между историками. Одни говорят, что купил, другие что завоевал. Самая история начала всего древнего, обыкновенно теряется во тьме веков. Оставим споры ученым.
В то далекое время, когда Иван II Иванович, вступил в права наследования, и стал князем Звенигородским, княжество его представляло собой посад и укрепление, которое сохранилось до наших дней, и называется Городок.
Городок представлял собой земляной вал, с трех сторон окруженный оврагами, а с четвертой стороны рекой. Посад находился вне укрепления, и жили там вятичи - древнее славянское племя; занимались промыслом и огородничеством. Звенигородские князья обыкновенно жили в Москве, или других местах, в Звенигороде же собиралась дружина, держали дозор на горе Сторожи - за западной дорогой, откуда могли напасть литовцы.
Первым князем, который поселился в Звенигороде, и начал его обустраивать стал Юрий Дмитриевич - сын Дмитрия Донского. Для князя Юрия был построен дворец, для его дружины и бояр дома. Городок был обнесен деревянной стеной. Звенигород начал расцветать и расти.
Юрий Дмитриевич часто посещал своего крестного отца Сергия Радонежского, в Сергиевом Посаде. Там он познакомился с преподобным Саввой, который стал его духовником. Много произошло разных событий: умер отец Сергий, преподобный Савва стал игуменом Сергиевой слободы, князь Юрий по благословению Саввы ушел в поход на Волжскую Булгарию, и вернулся с победой. Юрий Дмитриевич завоевал в этом походе четырнадцать городов, в том числе Казань.
Вернувшись из похода князь Юрий затеял строительство церкви, на горе Сторожи, и звал преподобного Савву основать монастырь. После недолгих раздумий, Савва перебрался в Звенигород и привез с собой икону Смоленской Божьей матери. Место для монастыря Савве понравилось своей удивительно живописной природой: вековые вязы, дубы, сосновые рощи - и лента Москвы-реки внизу.
Так монастырь стал Саввино-Сторожевским по имени основателя и названию горы, на котором он расположился.
При Юрии Дмитриевиче был построен ещё один памятник архитектуры - Успенский собор на Городке. Фрески внутри собора расписывал Андрей Рублев - знаменитый живописец на рубеже XIV-XV веков.
Много славных дел сделано князем Юрием, но не все до нас дошли. О дворце князя, да и о многих других постройках нам остались только упоминания в летописях. После смерти Юрия Дмитриевича Звенигород несколько раз переходил по наследству от одного князя к другому, но ни один из них не жил в своем княжестве, и ничего запомнившегося не сделал.
Смутные времена и воцарение Романовых
С конца XVI века в России наступили смутные времена: со смертью последнего из Рюриковичей Федора Иоанновича (сына Ивана Грозного) началась борьба за царский престол; неурожайные годы, голод все это умножало число разбойников на дорогах.
Оба Лжедмитрия проходили к Москве через Звенигород, грабили и разоряли его, а в 1618 году царевич Владислав со своим войском расположился здесь. Храмы, дворы жителей, все было разграблено и имело плачевный вид.
Второй расцвет Звенигорода пришелся на царствование Алексея Михайловича Романова - во второй половине XVII века. Правда, восстановлены звенигородские храмы были ещё при его отце Михаиле Федоровиче, но расцвел и застроился город при царе Алексее.
Особенно полюбился Алексею Михайловичу Саввино-Сторожевский монастырь. От Москвы до монастыря была проложена дорога - Звенигородский тракт, также известный как Царский путь или Дорога царей богоизбранных. Позднее она называлась Звенигородское шоссе, а сейчас это Рублево-Успенское шоссе или просто Рублевка.
Много Алексей Михайлович был наслышан о Савве, и часто стал приезжать в его монастырь. Савва Сторожевский был канонизирован в 1547 году на церковном соборе. Стараниями царя Алексея были обретены мощи Саввы, и произведены многие постройки в монастыре: Троицкая церковь, трапезная, братские корпуса, звонница, а также царский дворец, и царицыны палаты. Монастырь был обнесен каменной стеной, были построены башни, в амбразурах появились пушки. С 1654 года Звенигород был объявлен крепостью.
Для звонницы при Алексее Михайловиче был отлит знаменитый колокол Саввино-Сторожевского монастыря - Большой Благовестный, весом около 34 тонн. Колокол обладал очень глубоким и красивым звоном, равного которому не было по всей России. В 1941 году все колокола в монастыре были сняты на переплавку, не избежал этой участи и Большой Благовест.
С 60-х годов XVII века Саввино-Сторожевский монастырь становится 'собственным государевым богомольем'. Монастырь стал большой, красивый и многолюдный.
В последующие царствования Звенигород не оставался без внимания: царевна Софья прибавила к монастырскому архитектурному ансамблю Преображенскую церковь, царевичи Иван и Петр укрывались в Саввином монастыре от стрелецкого бунта 1862 года.
С 1708 года Звенигород приписан к Московской губернии, а 1781 Екатерина II утвердила герб города: на геральдическом щите вверху Георгий Победоносец, внизу - колокол, тот самый, Большой Благовест. В том же году Звенигород стал центром уезда.
Звенигородцы по-прежнему занимались огородничеством, сельским хозяйством и разводили в садах яблони, сливы, смородину, крыжовник, малину. Вполне были развиты кустарные промыслы, из них на первом месте было ручное вязание. Имелись суконная и ткацкая фабрики, кожевенные и кирпичные заводы; а также мебельный, перчаточный, столярный и токарный, бондарный, подносный, стеклярусный, крючечный, кожевенный, шорный, зеркальный, печатный и золотошвейный промыслы. Существуют еще промыслы: приготовление игрушек, золотокружевной, плетение из прутьев, приготовление вожжей, производство картузов и шапок, изделий из фольги, стенных часов, тростей, метел, веников, щеток, бюваров, сахарных цветов и изделий из карельской березы.
Война 1812 года
Война с Наполеоном не обошла стороной маленький Звенигород. После Бородинского сражения, когда Кутузов уже оставил разоренную Москву, Наполеон дал указание своему полководцу Евгению Богарне идти параллельно с основными силами через Рузу и Звенигород, чтобы ударить русским во фланг. Кутузов оставил прикрывать это направление генерал-майора Ф.Ф. Винценгероде. Богарне хотел прорваться силой, это сражение длилось около шести часов, и было названо 'Звенигородское дело'. Русские отступили, и французам открылась все та же неприглядная картина - пустой, разоренный город.
Богарне с лагерем расположился в Саввином монастыре. Во сне ему явился старец с бородой, и велел ничего не трогать в обители, взамен пообещал, емувозвращение на родину живым и невредимым. Богарне, согласно легенде, исполнил волю старца, и вернулся домой невредимым. Правда и тут историки спорят, говорят, все же был монастырь разграблен французскими солдатами, вопреки повелению старца. Хотя кто знает, если бы Савва Сторожевский не явился во сне Богарне, быть может, от монастыря не осталось бы и камня на камне.
Война сильно повредила звенигородским мануфактурам. Хотя один промысел стал известен на всю страну - это производство струнных музыкальных инструментов. Крестьянин Емельян из села Шихово прежде работал в московской гусельной мастерской, и, вернувшись домой, обучил односельчан производству гитар, мандолин, балалаек.
В 1862 году был построен ещё один памятник архитектуры - Саввинский Скит. Главная церковь поставлена над пещерой, в которой Савва Сторожевский проводил много времени в уединении и молитвах, там он и окончил свою жизнь в 1407 году. Скит был построен на средства местного купца Цурикова.
XIX веке была построена железная дорога до Голицына, а оттуда можно было добраться на лошадях. Для паломников и дачников облегчился путь к святым местам. Звенигородский край называли "Подмосковной Швейцарией". Иметь здесь поместье или хотя бы дачу считалось престижным.
Советский период
16 ноября 1917 года в Звенигород пришла Советская власть. Царь, Николай II, был свергнут, к власти пришли большевики. Отряд красноармейцев вошел в город и занял все административные здания. Новая власть сформировала отряды продразверстки. Теперь хлеб и другие продукты должны были собирать в одно место, а потом раздавать всем поровну. Если кто не хотел отдавать сам, то отнимали силой.
В Саввино-Сторожевском монастыре велось собственное хозяйство. Монахи выращивали хлеб и держали скот. Они много работали, и своим трудом кормились сами, и могли давать в долг местным крестьянам в счет будущих урожаев. С точки зрения советской власти монастырь был главным 'кулаком' в Звенигороде, так как помещики большей частью разбежались или попрятались.
Отрядом продразверстки из монастыря был реквизирован хлеб до 800 пудов и многие другие продукты. Начальник этого отряда, Макаров, пользуясь своим служебным положением и дурной репутацией, грабил в монастыре больше возможного и не только в общую кассу, но и себе домой, особенно он любил монастырскую сметану. За что и получил прозвище от монахов 'сметанник'.
Разграбление монастыря угрожало голодом крестьянам. 15 мая 1918 года крестьяне села Ягунино, Шихово и Саввинского Посада пришли толпой к монастырской гостинице, где располагался комиссариат Макарова, и потребовали ключи от склада с конфискованным хлебом. Это событие получило название 'Звенигородский бунт'. В результате произошедшей потасовки Макаров был убит.
На следующий день произошли первые аресты взбунтовавшихся крестьян. Всех их осудили как мятежников против Советской власти. А в честь Макарова была названа одна из улиц в Звенигороде. Саввин монастырь был закрыт решением Звенигородского уездного Совета рабочих и крестьянских депутатов 29 июня 1919 г. В 1922 году здесь разместился детский санаторий и музей.
В конце 1922 года было закончено строительство железнодорожной ветки от деревни Хлюпино до Звенигорода. Звенигородские кустари объединились в артели.
После упразднения уездов, Звенигород стал районным центром Московской области, и, тем не менее, оставался тихим маленьким городом. Климат и природные богатства сделали Звенигородский край здравницей. До Великой Отечественной Войны здесь было построено около 30 санаториев.
Великая Отечественная Война
Война докатилась до Звенигорода в конце октября 1941 года, когда немецким войскам удалось прорвать Можайскую укрепленную линию. С 20 октября Звенигород находился на осадном положении. Звенигородцы наравне с бойцами Красной Армии 144-ой стрелковой дивизии рыли окопы, подготавливали огневые точки, сооружали противопехотные и противотанковые заграждения. Небольшой овраг у дороги на Ершово превратился в противотанковый ров, окраины улиц ощетинились "ежами", крупные общественные здания, электростанция - были подготовлены к взрыву.
Затяжные упорные бои продолжались весь ноябрь. Поняв, что хорошо укрепленный город трудно будет взять с запада, немцы решили обойти Звенигород, и, заняв дорогу на Истру, наступать с севера и востока. Стойкость защитников и вовремя подоспевшее подкрепление вынудило противника приостановить наступление.
В декабре германским командованием было предпринято обходное наступление по способу 'двойных клещей'. Первые клещи должны были сомкнуться на Кубинке, а вторые в Голицыне через Звенигород. Германское правительство дважды сообщало о взятии Звенигорода - в разгар ноябрьского наступления в листовках, и 2 декабря по радио, но немецкая пропаганда поторопилась. К исходу 3 декабря Красная Армия прочно удерживала свои позиции, угроза 'клещей' была ликвидирована. К 20-му декабря весь Звенигородский район был освобожден от захватчиков.
По окончанию войны Звенигород был восстановлен и укреплен в статусе подмосковного курорта. На окраине был построен новый жилой квартал им. Маяковского, или просто Маяковка, появились памятники погибшим во время Великой Отечественной Войны. Также были построены пансионаты, и турбазы. Однако исторический центр города был сохранен.
Звенигород любим многими творческими людьми - художниками, писателями, композиторами, актерами. Звенигородские пейзажи можно увидеть на картинах Левитана: "Саввинская слобода", "Звенигород", "Прудик", "Тихая обитель" и другие; Льва Каменева 'Вид Саввино-Сторожевского монастыря', 'Саввина слобода. Дождь'; Карла Рабуса 'Вид Звенигорода'; С. Жуковского 'Саввинский скит' и прочее.
На отдых в Звенигород приезжали художники: Репин, Саврасов, Суриков, Якунчикова; писатели Пришвин, Ян (В.Г. Янчевецкий); композиторы Танеев, Чайковский. В одной из уездных лечебниц в 1884 году работал земским врачом А.П. Чехов, здесь были написаны рассказы 'Мертвое тело', 'Сирена'.
Наше время
В 90-х годах XX-века в нашей стране опять переменилась власть. Советский Союз развалился, и Россия стала федерацией.
В 1995 году в Саввино-Сторожевском монастыре восстановлена монашеская жизнь; в Рождественский собор возвращены частицы мощей преподобного Саввы Сторожевского: восстановлена церковь Александра Невского, а в 2007 году Вознесенский собор.
Звенигород, древний город московских князей и богомольных старцев. Сотрудники Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея проведут для вас подробную экскурсию по местам молитвенных подвигов святого Саввы, покажут древнейший Успенский собор с фресками Андрея Рублева, вы сможете увидеть панораму с горы Сторожи на излучине Москвы-реки и дорогу с которой ожидали неприятелей. Внутри монастыря сохранились Царские палаты Алексея Михайловича Романова. Вы сможете пройтись по историческим кривым улочкам с сохранившейся застройкой 19 века, и увидеть собственными глазами пейзажи знаменитых картин.
И сегодня Звенигород остается маленьким тихим городом - Русской Швейцарией. Зимой здесь хорошо кататься на лыжах, а летом на велосипеде и роликах. Здесь есть, где отдохнуть и чем заняться, что посмотреть.