Шрила Прабхупада обдумывал во Вриндаване перспективы своей поездки на Запад. Главным, образом, он хотел распространить учение бенгальского вайшнавизма для чего потрудился, написав первые книги. Это было представительно, посредством книги можно дать человеку понять учение, на что мало годится одноразовая беседа.
Одновременно перед ним вставала задача, как-то социально устроиться на Западе. Минимум, было необходимо построить какой-то свой храм Радхи с Кришной и Гаура Нитай, открыть центр бхакти. Он видел садху, которые собирали пожертвования на храмы, тот же Бхактивинода Тхакур или братья Прабхупады по Гаудия Матху. Культура Индии и мира благосклонно относится к таким запросам религиозных деятелей.
Прабхупада, видимо, полагал, что просто сбор пожертвований на храм не даст очень большого размаха для распространения Кришналилы в мире. Конечно, помогут индийцы, осевшие на Западе, белые меценаты, питающие симпатии к индийской дхарме и философии. Но, в конце концов, в обществе не переводятся оценщики, которые считают сбор пожертвований религиозных людей паразитической деятельностью. Они создают негативное пиарное поле, думая, что труд религиозных людей не заслуживает того, чтобы называть его полезной работой, это, скорее, симуляция, если не считать их социальных программ помощи бедным. Но у таких оценщиков нет зависти к тем, кто работает, получая вознаграждение за труд, в отличие от тех, кто что-то там делает в храмах и берёт за это пожертвования.
Тогда многие индийские храмы жили (как и сейчас) не только за счет пожертвований, но и, сдавая в аренду землю, помещения, бывшие у них в собственности. В храме этим занимались несколько ответственных лиц, а большинство живущих в нем было далеко от этого вида коммерции и вовсе не касалось денег. Они занимались чтением мантр, храмовым пением, служением. В среде вайшнавов было естественно много заниматься личным воспеванием мантры, повторять 64 круга было такой же нормой, как сейчас она 16. Храм, получая от аренды деньги, мог кормить живущих в нем монахов, устраивать праздники и раздавать бесплатно еду народу Индии.
Прабхупада, не имея на Западе земли для аренды, решил продавать книги, избрав этот вид коммерции. Распространение книг было лишено плохой кармы, но позволяло поддерживать и развивать общество вайшнавов на Западе. К тому же философски это оценивалось, как преданное служение Кришне, трансцендентная деятельность. И это пошло, общество росло и крепло.
Позднее стали вводиться другие виды коммерции: продажа прасада, скульптур божеств, парафеналий, одежды, благовоний, музыкальных инструментов. И другие тоже, в том числе, семинары и фестивали. Выезд групп санкиртаны и священников в дома спонсоров. Продажа вещей гуру с аукционов, представляющих повышенную ценность для учеников или просто фанатов. Главный упор для выбора бизнеса тут был на мотивы, связанные с ненасилием.
И сейчас нужно констатировать факт, современные преданные, в значительной мере, представляют из себя общество коммерсантов. Поэтому в нем не стоит пока задача, не ведется речь о том, чтобы несколько ответственных лиц занимались коммерцией, а большинство состоящих в обществе погрузилось бы в религию на все 64. То есть, если 64 - это с головой, то 16 - по колени. В основном на это вылетают аргументы: это мало, кто может. Это не нужно, Кали-юга, со вкусом туго. Прабхупада на это не пошел, он видел деградацию жителей Запада.
В отношении меценатов и храмового руководства добавим, что, и те, и другие, как даватели денег, имеют соблазн к контролю преданных и манипуляции ими.
В такой ситуации любому гуру, похоже, очень трудно сесть на год, другой в яму, пещеру, получить глубокий опыт бхаджана. С каким сопротивлением он столкнется в обществе, где дают третью инициацию в саньясу, но не дают в бабаджи? Если он сядет в яму, то вокруг него осядет контролирующая его массовка с камерами, заранее всё испортив? Или ему, как сегодня рассказывал Садананда, будут приносить еду и воду, а потом смотреть, принимает он их или уже ушел в Нитьялилу?
На самом деле, дело еще и в приоритетах. Если они высвечивают определенные виды деятельности, то ими общество и занимается. Что в приоритетах, то и задает программы деятельности и развития. Есть еще неупомянутое в этой статье, что обуславливает такое положение вещей. Мое виденье не высказывает и не учитывает всего.
Мани Хара своим фильмом на ютубе о книге Каунтеи "Расизм, сексизм, гомофобия в книгах Прабхупады" подтолкнул меня к написанию этой статьи, кажется, это первая часть.