Григорий Гайя. Встреча с неведомым. Повести и рассказы о йогах.
ISBN 5 - 87821-106-8
Систематические занятия йогой более двадцати лет, личное зна-комство с героями книги и двенадцать прожитых в Индии лет предо-ставляют автору широкий выбор исторического материала. Сюжеты сложены из фактических историй, и книга не бежит от текущих про-блем в заоблачный мир к абстрактным персонажам, а показывает, как их разрешают с помощью йоги российские люди. Читатель найдет в
ней практические советы по йоге и философию знаков.
Другие книги автора:
"Светлое настоящее" 1, "Зерна и плевелы в российском духовен-стве". Сравнительное богословие, публицистика. Москва, 2000.
"Светлое настоящее" 2, "Цепь для древнего змия". Сравнительное богословие, публицистика. Омск, 2000.
"Несгибаемый". Историческая повесть, очерк. Москва, 2003. "Супружеская любовь во Вриндаване". Поэмы, ларец сонетов.
Омск, 2004.
"Любовь свежа, когда загодочна". Поэтический роман, поэмы. Омск, 2005 - Интернет-издание; Радхакунда (Индия), 2012 - публи-кация.
"Круг перед джапой или круг в мантра-медитацию". Поэма. Омск, 2005.
"Продавец взрывов". Публицистическая поэма. Омск, 2006. "Клим-пилигрим во Вриндаване". Стихи для детей. Радхакунда
(Индия), 2011.
Содержание
Вызволение Розмари, повесть
4
Эпилог
63
Поиски места под ашрам, повесть
66
Встреча с неведомым, рассказ
159
"Мистицизм звука", рассказ
162
Примечания
199
Вызволение Розмари
Повесть. (Григорий Гая)
Эта мистическая история, сокращенный вариант которой пе-ресказывал на своих лекциях известный доктор Олег Торсунов, показалась интересной некоторым моим знакомым йогам. Кто-то даже высказал мнение, что она достойна пера литератора. Со дня, как ее изложили в первый раз, минуло шестнадцать лет, и я, наконец, счел возможным поведать ее в форме этого рассказа.
Почему же йоги посчитали нашу повесть пригодной для за-печатления в вечности? Полагаю, поскольку они ясно видели в ней руку Господа, а это необычайно захватывающий феномен. Он колоссально волнует человека, избравшего путь духовного развития, ибо феномен этот суть фактор, который питает веру.
Личные отношения с Богом стараются развить и христиа-не, и иудеи, и мусульмане, и индуисты. Но видеть прекрасного Господа, испытывать его ласковое прикосновение, слышать его могучий голос, ощущать его волнующий запах и пленительный вкус и понимать его гениальные мысли (а все перечисленное означает: испытывать личный контакт) возможно лишь на высо-чайшей ступени развития верующего, которую можно сравнить с вершиной пирамиды. А до той поры, до той горы, главным от-кровением искателя лучшей жизни, который похож на охвачен-ного золотой лихорадкой человека, становится рука Господа, то есть, его участие в наших делах, ясное и яркое выражение его воли в нашей обыденной жизни. Это очень заметно и ни с чем не сравнимо. Рука Господа свидетельствует о понимании им наших проблем, о его участливости, а также утверждает его сверхразумность и личностную природу.
Вызволение Розмари
Черноокая красавица Розмари, молчаливая героиня нашей были, угодила в роковую автокатастрофу, в результате которой была обречена на страдания сроком в сорок девять лет. Я и вра-чи Сергей Тимофеев и Олег Торсунов принимали в ее спасении активное участие, хотя ни разу с ней не встречались. А поуча-ствовали мы в этом благом и эзотерическом деле, поскольку не-сколько лет были дружны с ее родителями.
Лицо Розмари было похоже на красивое лицо примы Ии Дубадзе, отыгравшей главную роль в паре с Андреем Мироновым в музыкальном кинофильме "Небесные ласточки". Однако в отличие от немного наивного выражения личика этой балерины, лик Розмари отражал что-то глубоко загадочное, буд-то в ней таились гены Медеи, колхидской колдуньи, подруги Ясона. Впоследствии это первое мое впечатление, родившееся от фотографии, усилилось, когда ее отец рассказал мне, что она оказала духовное влияние на всю свою семью, в которой она одна была религиозной. Добропорядочная девушка посещала православную церковь в обычные дни и по праздникам, делала пожертвования и молилась, а также читала Библию и святых, пока автокатастрофа не вырвала нить ее судьбы из рук Мойры.
Похоронили ее на кладбище, под распятием, а близ места этой аварии, у посадки деревьев, растущих вдоль шоссе, поста-вили еще один поминальный крест.
По идее, крестов, экзаменующих нас, в жизни может быть и десять, и двести, - с разными задачами и формами, а последний крест несет предназначение выходной двери. Смерть настигла девушку между Москвой и Люберцами, недалеко от каменных львов, давно стерегущих эту трассу. Авария случилась, когда в темное время суток, целиком доверившись жениху, Розмари ехала с ним в легковом авто и спала в уютном салоне. Уходя от лобового столкновения, их машина врезалась в электрический столб, и девушка погибла, так и не проснувшись, тогда, как он остался жив и почти невредим.
Однажды мы проезжали мимо этого памятного места и одессит Игорь Федонюк, сидевший за рулем нашего красно-го Мерседеса, кареглазый шатен высокого роста, походивший
4 5
Встреча с неведомым
эллинскими глазами на актера Игоря Дмитриева, выразил эту мысль о завершительном кресте, как о выходе с очередного ки-нофильма для вечного актера и одновременно зрителя - души. Он закончил ее словами:
- Розмари проходила здесь последний экзамен.
Но доктор Сергей Тимофеев, имеющий йоговское имя Шрути Бадхака, тоже кареглазый шатен, но среднего роста, похожий горящими глазами и чем-то скорей внутренним, чем внешним, на актера Джорджа Клуни, его опроверг:
- Этого не должно было быть, крест не ждал ее рядом со львами. Ее смерть - случайность, никто ее не планировал.
- Шрути, - обратился к нему Игорь, - а может ли смерть быть случайностью, не вписанной в сценарий судьбы? Представьте себе по-новому поставленный кинофильм "Ирония судьбы", где в конце фильма, когда вдруг гибнет не-удачник Ипполит, тогда вместе с ним вразрез со сценарием реально зарезают игравшего его актера. Так сказать, непред-сказуемый сюжетный ход режиссуры для пущей остросю-жетности?
Наш водитель имел образование художника и любил высве-тить неожиданный угол зрения, отойдя для этого на точку со-зерцания, известную только одному его творческому уму.
- Типа, как в ленте "Лики смерти", где все убийства насто-ящие? - в тон ему сказал доктор и тоном знатока эзотерики за-явил, - Умереть против предопределения, конечно, можно, ведь
--
человека есть свобода выбора.
- И она проявляется в том, чтобы выбрать, каким макаром отправить себя на тот свет, - сумрачно пошутил я.
- Да, самоубийство записанным в судьбе не бывает, - фило-софствовал Шрути. - Поэтому оно - не последний крест. Надо будет еще жить на голубой Земле, существовать как бесплотное привидение. Придется в мучениях волочить колодку осужден-ного на судьбу, пока полностью не истекут годы отписанной человеку каторги, скошенные им самовольно. В таком жалком положении рождение в любом теле покажется живому суще-ству перспективнее, чем дальнейшее нахождение в нем. Но у
Вызволение Розмари
каждого есть часы судьбы, и, пока песок из них не вытек, судьбу нельзя считать завершенной.
- Когда кто-то поступает, как самострел на войне, -поддер-жал беседу я, - тогда небеса, так или иначе, вынуждают его сра-жаться.
Поворачивая машину направо и выезжая на широкую Московскую кольцевую автодорогу (МКАД), Игорь сказал:
- Кажется, Шрути, ты забыл, что Розмари - не самоубийца. Стало быть, она не злоупотребила своей свободой выбора.
- Здесь наказание пришло за коллективное злоупотребление людей своей свободой, - аргументировал наш врач, - а Розмари, увы, принимала правила их общества.
- Что это еще за коллективное злоупотребление свободой воли? - чуть запальчиво воскликнул Игорь.
- Это осознанный выбор человечеством одной деятельности, рискованной для жизни, а именно, быстрой езды на множестве автомобилей одновременно по узкой полоске, называемой шос-се. Эта наша безбашеннная деятельность на дороге неизбежно производит катастрофы.
- И что, все, кто гибнет на дорогах, потом, как и она...
- Нет! - перебил Игоря Шрути. - Ее случай - исключитель-ный...
Потом Шрути припомнил Гоголя, о котором ходит слух, буд-то он перевернулся в гробу, что открывали какие-то его "вечные доброжелатели". И тут было две версии, почему. Одна - летар-гический сон, а другая - его перевернули бесы, поскольку он был связан с потусторонним миром, что ясно кто-то улавливает
--
"Вие" и "Вечерах на хуторе близ Диканьки". Я вспомнил дет-ские беседы с друзьями, и умереть летаргическим сном для нас было самым первым ужасом. Просыпаешься лет через двадцать после похорон в могиле и понимаешь, что ты в гробу под зем-лей. Заживо погребен, и брошен всем человечеством на верную смерть. Мы думали, что не может быть ничего страшней и по-чему-то не учитывали, что во сне нас могут постепенно сточить червячки. В конце концов, почти всех древних людей находят только в виде скелетов, что червям не по зубам.
6 7
Встреча с неведомым
Скоро Игорь съезжал направо с МКАД на Дмитровскую трассу, еще через двадцать минут - направо с Дмитровки на до-вольно узкое шоссе, поднимающее на возвышенность, на кото-рой было раскинуто Сухарево, счастливое поселение предан-ных Кришны и Его храм.
В тот самый день мы втроем ездили к родителям Розмари, живущим неподалеку от места ее смерти. Мы привезли и сдали в бухгалтерию полученный от них белый конверт, где лежало полторы тысячи долларов на жертвоприношение для ее блага.
Розмари была смуглая красавица, чью оригинальную при-влекательность замешали гены разных национальностей. Это явление, как и аварии, прочно вошло в нашу жизнь с появлени-ем быстроходного транспорта. Скорость позволила людям по-всеместно перемещаться и заводить межнациональные контак-ты. Странствуя они находили в экзотических иноплеменниках новые притягательные качества, которых не отыщешь в пред-ставителе своего народа. Как следствие, люди желали иметь эту увлекательную исключительность рядом с собой, обладать ею и влюблялись. Поэтому они впадали в крайне выраженную эк-зогамию, осуществляя брак с экзотом, а далее, по природной последовательности, творили чад, немало которых становилось одаренными своеобразной красотой или талантом в результате редкостной комбинации разных кровей и культур.
Что касается нашей героини, то набор ее генов комбиниро-вался русской и грузином. Они дали дочери старинное британ-ское имя, что является не составным из Розы и Марии, а произ-водным от названия растения.
Розмарин - зеленый куст пирамидальной формы с узкими удлиненными листиками около метра высотой, я видел такие в Новой Зеландии, у дома своего гуру Шрилы Мукунды Госвами. Он сказал нам, что это растение является чудесной специей и символом верности в европейском искусстве.
При виде рассаженных в самой южной стране света зеле-ных кустов в моей памяти всплывала в паре с Розмари Наталья
Вызволение Розмари
Синцова, духовная сестра, тоже погибшая в автокатастрофе. Она направлялась в Мытищи, где в одной квартире ожидали люди, чтобы послушать из ее уст толкование "Бхагавад Гиты". Когда носящая очки Наталья перебегала круглосуточно вертящееся в обе стороны колесо МКАД, ее настиг последний крест.
Этот новозеландский розмарин особенно напоминал мне, словно подчеркивая, что до самого выхода с пути судьбы Наталья оставалась верной нашему гуру, Шриле Мукунде Госвами. Около десяти лет она ждала у него посвящения, а он был известен своими суровыми, длительными испытаниями учеников. Одна группа гуру давала посвящение очень быстро, давая ученику испытательный срок на год или даже полгода. Нередко инициа-ция давалась даже без личного знакомства учителя с учеником, а просто по рекомендации старшего преданного. Другая группа гуру обязательно желала знакомства с учеником и давала ис-пытательный срок до нескольких лет. Шрила Мукунда Госвами относился к третьей группе и, похоже, был в ней единственным, у него можно было ждать посвящения по восемь и двенадцать лет, хотя редкие счастливчики получили его через пять лет. Мы не могли понять всех причин, побуждающих его к этому, од-нако, верили в его правоту. Благодаря его неоспоримой славе много случайных в йоге людей стремились принять у него по-священие, которое для гуру означает взваливание на свои плечи кармы ученика. Чем больше у духовного учителя преданных последователей, тем больше у него кармы. Наш гурудев знал о трагедии некоторых гуру, которые взяли на себя слишком мно-го и не смогли вынести тяжелый груз чужой кармы. Они были вынуждены оставить положение гуру, распустив учеников, сре-ди которых встречаются, к прискорбию, и такие, кто просто хочет ограбить учителя, взяв себе его благие заслуги и отдав ему грехи. Чтобы не наступить на их грабли, Шрила Мукунда Госвами решил испытывать учеников, как можно дольше. А же-лающих принять у него посвящение в одном только СНГ было несколько сотен. На это в сильной степени влияла его слава, танцевавшая в мире йогов планеты с высоко поднятыми руками под мантровую музыку и под ритмы "Битлз". Он был участ-
8 9
Встреча с неведомым
ником самого первого посвящения Шрилы Прабхупады, прове-денного в Нью-Йорке в 1966-м году и активно помогал этому бенгальскому пророку. Он с несколькими преданными основал первый храм Международного Общества сознания Кришны (МОСК) в Лондоне и стал его президентом. Будучи хорошим музыкантом, он дружил с членами группы "Битлз" и записы-вал с Харрисоном на их студии "Эппл" вайшнавскую музыку с мантрами. Некоторые из этих композиций занимали первые места в хит-парадах рок-журнала "Билборд" и тому подобных. В МОСКе наш гуру много лет возглавлял благотворительную программу "Пища жизни" и был директором отдела по связям с общественностью. Вдобавок он курировал выпуск тележурна-ла "Харе Кришна", регулярно писал статьи о смысле "Бхагавад гиты" в газету "Хиндустан Таймс" и некоторые другие, издал несколько собственных брошюр и книг.
Только позднее я понял, что наш гуру хотел знать каждого кандидата в ученики хорошо и наблюдать его развитие во вре-мени, рисуя для себя линию его духовной жизни.
Наталья Синцова ждала от него посвящения непосредствен-но до наезда на нее автомобиля. И это - несмотря на то, что у нее не раз была возможность принять инициацию у другого мудреца, стоило только написать Шриле Мукунде Госвами со-ответствующее письмо в стиле и лексике индуизма.
Письмо могло быть таким:
"Дорогой гуру-махарадж! Для нормального духовного роста писания настоятельно рекомендуют человеку принять посвя-щение у истинного духовного учителя. Я же топчусь на месте и мало надеюсь на то, что лиана моей преданности Кришне не засохнет и доживет до того дня, который исполнит все мои же-лания, в который Вы сочтете меня достойной принять у Вас по-священие. Пожалуйста, благословите меня на прохождение об-ряда инициации у Его святейшества..." После этих слов стояло бы имя какого-нибудь гуру.
Наш учитель отвечал на подобные письма и давал такие бла-гословения сотням других кандидатов в ученики, хотя они уже
Вызволение Розмари
читали специальную молитву, составленную для поклонения только ему. В итоге они принимали посвящение у других гуру, но идеалом Натальи были женщины типа царевны Савитри, которая решила пойти за супруга на смерть. Эта героиня "Махабхараты", узнав сразу после помолвки, что судьба отвела мужу один только год жизни, все же не стала искать другого жениха, как ей советовали родители. Чистейшая из целомудрен-ных, она решилась спустя год спуститься со своим Сатьяваном в царство смерти. Так и Наталья, покорно ждала окончания ис-пытаний, веря слову нашего гурудева, заверявшего, что наш ду-ховный рост без инициации нисколько не заторможен. На все надо было смотреть другими глазами, и оказывалось, что удача еще несколько лет назад бросила каждому из нас редчайший цветок, то есть, мы получили великую мантру Харе Кришна от истинного гуру - Прабхупады, а не от какого-нибудь проходим-ца, зарабатывающего на мантрах деньги. По этой причине мы могли достичь любых совершенств благодаря прогрессу в ее повторении. Наталья свое служение совершала в Белоруссии, потом - в подмосковном Сухарево, позже - в Москве, в хра-ме на Беговой. Она имела замечательную привычку записывать стихами моменты истины, которыми Господь награждал ее за преданность. Она зачитывала некоторые свои добротные сти-хотворения на встречах учеников, и я вспоминал их, видя близ дома гурудева розмарин, точнее, вспоминал не стихи (строчки почти не запечатлелись в памяти), а ароматное умонастроение ее верности гуру.
Однажды, когда в этом доме близ Окленда мы втроем си-дели у камина, я в двух словах рассказал историю Розмари. Гуру-махарадж, заинтересовавшись, а также проявляя умение прислушиваться к чужим мнениям, попросил изложить ее под-робно. Поскольку мое знание английского в 2002-м оставляло желать лучшего, я попросил переводить знатока этого языка Моданмохана (Максима Осипова), который пару месяцев на-зад милостиво рекомендовал меня для служения гурудеву в его новом доме. Больше месяца он вез меня к нему по замыслова-
10 11
Встреча с неведомым
тому маршруту: Москва - Дели - Вриндаван - Дели - Бангкок
- Сидней - Окленд - Воркворт. Путь был таким сложным из-за маршрутов авиафирм и поскольку Моданмохан устраи-вал для группы "Клуба путешественников" во главе с Юрием Сенкевичем ее быт в Индии и съемки центров индуизма. Так что прямо из Москвы мы не могли сразу же лететь в южное по-лушарие с его незнакомым для нас расположением звезд, созда-ющим впечатление другой планеты.
Конфигурация светил на этом небе была настолько же но-вой для нас, как если бы в Третьяковке поменяли все холсты на иные, а они по своим достоинствам не уступали бы снятым кар-тинам и насыщали бы свежестью фантазии новой, не знакомой москвичам доселе, группы художников.
Причудливые, недосягаемые фигуры мерцали на графито-во-синем своде, и сквозь прозрачную стеклянную часть стены дома были сейчас видны нам, гревшимся у огня. Я подбросил в него сучьев, которые мы вместе с Моданмоханом собрали в лесу нашего гурудева. Хвороста в лесу было много, посколь-ку наш учитель всего месяц назад стал владельцем этого давно запущенного поместья с лесным участком на скате холма, где преобладали гигантский новозеландский папоротник, издали похожий на кокосовую пальму и два вида чайного дерева, на-поминающие с приличной дистанции капусту брокколи. Гуру-махарадж любил жар по вечерам, посидеть час-другой у скром-ного камина в теплом кругу учеников.
Тонкие ветки в камине почернели и через минуту вспых-нули. Сосредоточившись, я стал рассказывать, а Моданмохан переводил:
- Розмари ехала рядом с женихом, ведущим легковой авто-мобиль, и, когда случилось столкновение, спала. Это-то и стало причиной ее страданий на период в сорок девять лет. Однако, данное открылось не сразу.
После похорон родители девушки, пребывавшие до панихи-ды по дочери в атеистическом мировоззрении, совершили па-ломничество в Иерусалим. Руслан и Раиса - так их звали. Он
Вызволение Розмари
был преуспевающим предпринимателем, имеющим собствен-ный банк в Москве и дал в Иерусалиме пожертвования на мо-лебны по дочери. На это его подвигло беспокойство о ее зажиз-ненном пути, которое вселили в него верующие родственники.
Со святой земли они отправились в Грузию, где по совету православного священника Руслан организовал в родной дерев-не и нескольких соседних ритуальные обеды.
На то, что родители Розмари после смерти дочери обратились к вере и благотворительности, по их словам, оказала влияние она сама. Умершая девственницей, она была в семье единствен-ной верующей, а кроме нее туда входил их младший сын, наре-ченный именем Рамаз. Ведя трансцендентный поиск, Руслан и Раиса не ограничились православием и перебирали различные духовные традиции. А в девяностых годах многие из них лег-ко прижились на плодородной российской культурной почве, в которой разрешили покопаться "садоводам" со всего света. Ее духовная земля была густо удобрена "навозом" коммунистиче-ского провала. На улицах и в парках попадали статуи советских идеалов, а кто-то скажет: коммунистических идолов, которые сами в свою очередь семьдесят лет валили корову православия и корову ислама. Они стонали от притеснения, унижения и по-тому были не способны напоить молоком любви к Богу свои ре-лигиозные идеалы и паству. Именно поэтому в постсоветском пространстве буйно росли всякие учения. Не было уже ни ком-мунистических идеалов, ни религиозных. Образовалось иде-альное поле для духовного садоводства, тогда, как где-нибудь в Италии или Великобритании, где христианство не изнасило-вали, люди не так легко принимали индуизм и другие нетради-ционные для этих стран учения, а, допустим, в мусульманской Турции они большей частью были просто запрещены.
В поисках истины, наслаждающей покоем, несчастные Руслан и Раиса повстречали Шрути, который в середине девя-ностых был главным компаньоном доктора Олега Торсунова.
- Вы слышали о таком враче, гуру-махарадж, его духовное имя - Аударья дхама? - спросил я, прервав повествование.
12 13
Встреча с неведомым
- Да, он знакомился со мной в Маяпуре и предлагал свой метод.
- И Вы согласились? - спросил Моданмохан.
- Я отказался, - сказал гурудев, - но этот доктор, судя по всему, хорош.
Я рассказывал дальше:
- Шрути помогал Торсунову организовать первый медцентр
--
Москве. Он подыскивал Олегу клиентов для лечения, подпи-сывал контракты с людьми, желающими лечиться у талантли-вого молодого целителя. Торсунов жил в Сухарево с женой и дочкой, оставив родной Тольятти, где закончил МедВУЗ. Они и несколько ассистентов, учившихся у него медицине, приехали