Шри Радха - наше высшее прибежище
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Cборник статей чистых Гаудия-вайшнавов, посвященных славе Шримати Радхарани.
|
шри шри гуру гаурангау джайатах
ШРИ РАДХА
НАШЕ ВЫСШЕЕ ПРИБЕЖИЩЕ
возвышенные Гаудия-вайшнавы прославляют Её
2016 GAUDIYA VEDANTA PUBLICATIONS
Книга на английском языке выпущена при содействии преданных со всего мира, в т.ч. на пожертвования Шримати Умы Диди, Чапалы даси, Дхананджаи даса и Мадана-мохини даси. Первое издание ~ сентябрь 2016 (2000 экз.), Нью-Дели (Индия)
Статьи "Высшее Совершенство", "Кто такая Шримати Радхарани" и "Знание об энергиях Кришны"
в Части 3, а также все переводы стихов, отмеченные звездочкой - The Bhaktivedanta Book Trust International, Inc.
"Радха-према сводит Кришну с ума" в Части 3 - Tattva-vicara Publications
"Огонь разлуки" и "Кришна никогда не покидает Вриндаван" в Части 3 - выдержки из лекций Шрилы Гоур Говинды Свами, транскрипция Гокуладаса д.
Вопрос:
Каким образом можно получить полную милость Шри Кришны?
Ответ:
Когда Шри Варшабханави-деви (Шримати Радхика, дочь царя Вришабхану) принимает кого-то своим - как рупанугу (последователя Шри Рупы Госвами), только тогда ему будет доступна полная милость Кришны. Обрести эту удачу можно только став кинкарой* Шри Гуру - который сам является лучшим из последователей Шри Рупы Госвами. Таким образом, каждому из нас необходимо стать тринад апи сунича, смиреннее травинки. Чтобы стать тринад апи сунича, нам придется отбросить нынешнюю идентичность, качества и имущество, и отождествить себя со слугой, или кинкарой, Шри Гуру и Шри Намы.
- Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада. Отрывок из статьи "Шрила Прабхупадера Упадешамрита" ("Лучи Хранителя Гармонии", N19, Гаура Пурнима 2009)
[Примечание: Слово "кинкара" (ким означает "что", а кара означает "делать") указывает на вопрос: "Что мне следует делать?" Кинкара - это тот, кто всегда охотно готов служить с настроением: "Что мне следует сделать, чтобы послужить тебе? Какое служение мне выполнить? Что я могу сделать для тебя?"]
Предисловие редактора
По милости нашего наиболее возвышенного Шрилы Гурудева, Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, мы смиренно представляем англоязычным читателям сборник статей чистых Гаудия-вайшнавов, посвященных славе Шримати Радхарани. Эту книгу мы назвали "Шри Радха - наше высшее прибежище".
Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж часто устраивал собрания, на которые приглашал видных вайшнавов для обсуждения тем, жизненно важных для гаудия-вайшнавизма. Каждую Картику на Варшане темой такого собрания была радха-таттва. Во время Джхулана-ятры темой был Шрила Рупа Госвами. В других случаях такой темой был истинный смысл "Шримад-Бхагаватам". Руководствуясь таким же настроением, в этой книге мы собрали сказанное и написанное чистыми вайшнавами из линии Шрилы Рупы Госвами.
Поскольку установление служения Шримати Радхике являлось неотъемлемой частью миссии Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, мы, имея доступ к огромному количеству его лекций и статей, выбрали некоторые и составили из них первую часть этой книги. Во второй части книги вы найдете выдержки из его книг "Шри Рай Рамананда Самвад" и "Шри Харинама Маха-мантра". Часть третья состоит из тринадцати статей нашей гуру-варги. Часть четвертую составляют киртаны и аштаки, прославляющие Шримати Радхарани.
Подлинный гаудия-вайшнавизм
Непоколебимое рвение Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа четко сформулировать и изложить цель гаудия-вайшнавизма - вечное служение лотосным стопам Шри Радхи, совершаемое под покровительством Шри Рупы Госвами, - свидетельствует о его заботе о том, чтобы его аудитория и читатели не просто понимали эту цель, но и осознавали её в своей духовной практике (садхане). Он подчеркивал, что невозможно совершать садхану, не определив сначала цель этой садханы, и приводил сравнение с отправлением в поездку без понимания её конечного пункта.
В то же время Шрила Нараяна Госвами Махарадж серьёзно предостерегал нас от проявления поверхностного и, как следствие, искусственного энтузиазма относительно достижения этой цели (т.е. сахаджии). Он неизменно осуждал сфабрикованную "преданность", лишенную предания, и был бескомпромиссен в этом. Разыгрывание вдохновения причиняет серьезное беспокойство всем подлинным гаудия-вайшнавам. Ложная преданность в практике преданного служения никогда не принесет возвышенных плодов.
Поэтому важно отметить, что Шрила Нараяна Госвами Махарадж в своих наставлениях уделял равное внимание как садхье (цели), так и садхане (подлинному процессу достижения этой цели), строго придерживаясь учения Шрилы Рупы Госвами. Он подчеркивал необходимость недвуличного, искреннего предания стопам истинного вайшнава с безусловной, твердой верой в то, что этот вайшнав в должное время поможет нам достичь цели - служения Шри Радхе.
Миссия Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады
Несколько сотен лет назад темные времена омрачили доверие к гаудия-вайшнавизму, и его авторитет был почти утрачен. Чистый путь бхакти был усеян осколками имперсонализма, показной преданности и тому подобного. Тогда в этот мир пришли великие ачарьи - такие как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада, который решительно расчистил путь бхакти. Своим собственным примером он установил основы практики и проповеди бхакти в соответствии с высочайшей методологией. Из его высказывания, которое мы приводим ниже, ясно видно его желание включать в проповедь как высший, так и внутренний аспекты миссии Шри Чайтаньи Махапрабху:
"Пока мы просто занимаемся отрицанием, отвергая атат (буквально "то, чего нет"). В течение восьми лет мы широко обсуждали эти темы в нашем журнале "Гаудия". Сахаджии могут извлечь для себя огромное благо, изучая эти статьи. Однако мы не сможем продвинуться в хари-бхаджане, ограничивая свои усилия лишь отрицанием атат и косвенно благоприятной деятельностью.
... Профессиональные чтецы и пракрита-сахаджии скрывают предначертанный Богом метод изложения "Шримад-Бхагаватам". Его следует объяснять на основе "Шри Чайтанья-чаритамриты" и в линии Шрилы Рупы Госвами. Подлинный комментарий на Десятую Песнь не должен скрывать представление о данном методе"*.
[Прим.: Приведены выдержки из статьи "Шрила Прабхупадера Харикатхамритам" - "Бессмертный нектар учения Шрилы Прабхупады о Господе Хари". Статья была выпущена Шри Чайтанья Матхом и переведена на аглийский для 17-го выпуска журнала "Лучи Хранителя Гармонии", изданного на Картику 2007 года].
Всем, кто обрёл милость Шрилы Нараяны Госвами Махараджа, было совершенно ясно, что его миссия заключается в исполнении таких желаний Шрилы Прабхупады.
В настоящую книгу, "Шри Радха - наше высшее прибежище", включены те статьи и лекции Шрилы Нараяны Госвами Махараджа, которые сосредоточены именно на прославлении Шри Радхи. Его труды, посвященные методологии садханы и другим темам можно найти на сайте purebhakti.com.
Особенности текста
На протяжении всей книги квадратные скобки обозначают редакторские вставки. Читатель заметит, что некоторые переводы стихов заключены в квадратные скобки, а некоторые нет. В статьи, основанные на лекциях, в ходе которых выступавшие не озвучивали перевод цитируемого стиха, мы, специально для нашего читателя, включили эти переводы.
Мы молим о том, чтобы однажды наши сердца наполнились любовью, которую наша гуру-варга питает к Шри Радхе. И мы будем очень довольны, если эта книга порадует сердца уважаемых читателей. Пусть они любезно простят нас за любые допущенные в публикации ошибки.
Стремящиеся служить Шри Гуру и вайшнавам
Шри Радхаштами, 9 сентября 2016 г.
Издательская команда
[В алфавитном порядке:] Акхилеша дас, Анита даси, Анупама даса, Бакула даси, Харе Кришна дас, команда Хари-катхи, Хари-прия даси, Инду-бхушана дас, Иша дас (purebhakti.tv), Джанаки даси, Кришна-канта дас, Кунджа-калика даси, Мадхукара дас. Мадхусмита даси, Манджулата даси, Радха-Говинда дас, Расика-мохана дас, команда журнала "Лучи Хранителя Гармонии", Санатана дас, Шанти даси, Сулата даси, Шьямарани даси, Ума Диди, Вайджаянти-мала даси, Васудева дас, Вену-гопала дас, Ямуна даси
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ПРОСЛАВЛЕНИЕ ШРИ РАДХИ
Шри Шримад Бхактиведантой Нараяной Госвами Махараджем
Бхаджами Радхам
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Опубликовано в журнале "Лучи Хранителя Гармонии", том 2, N 2, Картика 1998.
бхаджами радхам аравинда-нетрам
смарами радхам мадхура-смитасйам
вадами радхам каруна-бхарадрам
тато маманйасти гатир на капи
"Я поклоняюсь Шримати Радхике, чьи глаза подобны лепесткам лотоса, я памятую о Шримати Радхике, чье лицо украшено нежной улыбкой, и я говорю о Ней, чье сердце тает от сострадания. У моей жизни нет иной цели, кроме служения Ей" - "Шри Стававали" Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, "Шри Вишакханандадабхи Стотрам" (131).
Я слышал от моего Гурудева и от всех вайшнавов о том, что Шри Радха так прекрасна, так милостива и так мадхура - сладостна: и я возношу молитвы Её стопам. Я не квалифицирован слушать все эти темы, но, видя качества Шримати Радхики, я осмелился молиться Ей, и я знаю, что Она услышит меня - ведь Она сарвагья, всеведущая. Она несомненно услышит.
Бхаджами радхам аравинда-нетрам. Аравинда-нетрам означает "глаза, подобные лепесткам лотоса". Почему? Потому что лепестки лотоса ароматные, у них приятный запах. И они очень мягкие, такие мягкие - это означает, что когда кто-то попадает в беду, испытывает трудности и плачет, это смягчает сердце Радхарани, и Она непременно дарует Свою милость. Итак, Рагхунатха дас приводит пример с лотосом. У Неё лотосоподобные глаза.
Анурага означает "красный". Она погружена в кришна-анурагу (глубокую привязанность к Кришне), и уголки Её глаз подобны слегка красноватым лепесткам лотоса. [Шрила Рагхунатха дас Госвами говорит:] "Я хочу, чтобы такая анурага вошла в меня. И Ты [Шримати Радхика] можешь помочь мне". Итак, в этих словах заключен некоторый скрытый смысл.
"О Шримати Радхика, бхаджами радхам аравинда-нетрам, смарами радхам мадхура-смитасйам - я памятую о Твоём лице, украшенном нежной улыбкой". Почему Она улыбается? Она в мане (настроении ревнивого гнева), и Кришна пытается успокоить Её. Но Она недовольна. Радха говорит Кришне: "Ты не можешь любить кого-то еще, кроме Меня". Кришна выполняет то, что сказала Ему Радха, и Она становится довольной. Теперь Она улыбается. "Я победила Кришну: Он делает все, что я Ему говорю". Она мадхура-смитасйам, нежно улыбается. Она смотрит на гопи, будто говоря им: "Теперь, когда я победила Кришну, Он саубхагйават - полностью счастлив".
[Шрила Рагхунатха дас Госвами говорит:] "Я хочу памятовать о всех этих лилах". Вадами радхам каруна-бхарадрам - я постоянно повторяю имя Радхи, которая постоянно так милостива. Она постоянно дарует милость каждому, кто желает служить Ей. Тато маманйасти гатир на капи - у меня нет иной цели, кроме Тебя. Мне не на кого смотреть, кроме Тебя. Я хочу лишь служить Тебе. Нет никого, кроме Тебя".
Вришабхану-нандини
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Отрывок из лекции, прочитанной в г.Мервилламба, (Австралия), 31.12.1998. Опубликовано в журнале "Лучи Хранителя Гармонии", N 5, 1999.
В вайдхи-бхакти, или преданном служении с соблюдением правил и предписаний, особое место занимает поклонение Божеству (арчана). Запишите все эти аутентичные моменты. Кто-то может служить Радхе и Кришне, совершая арчану и т.д. Но поклоняясь в соответствии с вайдхи-маргом [путем, который обычно ведёт на Вайкунтху], человек не попадет на Вайкунтху. Куда же он отправится?
Если он обрел освобождение и достиг совершенства (сиддха), то отправится в ту часть Голоки, где присутствуют великолепие (благоговейное почитание) и свакия-бхава (супружеская любовь). Там нет никакой паракии (игры возлюбленных, не состоящих в браке). Это похоже на Вайкунтху, где так много великолепия и где царит свакия-бхава. В этой части Голоки преданный служит [с благоговением] вот так [Шрила Гурудев склоняет голову и складывает руки]. Они будут обращаться к Радхе и Кришне: "О Прабху", - именно так обращаются к Лакшми и Нараяне. Но [поскольку это все-таки поклонение Радхе и Кришне] они находятся не на Вайкунтхе, а в той части Голоки, которая располагается на границе, по периметру, Враджа-мандалы, Гокулы или Вриндавана.
Однако те, кто совершает арчану Радха-Кришне, следуя путем рагануги (спонтанной любви), отправятся во Вриндаван, в самое сердце Голоки, и будут служить Радха-Кришне Джугале в уннатодджвала-расе (наивысшее сияние любви).
Те, кто поклоняется Радхе и Кришне без настроения уннатодджвала-расы, не будучи под руководством какой-либо гопи, отправятся в Матхуру или Двараку на Голоке. Что они будут там делать? Будут совершать служение подобно Сатьябхаме, которая является проявлением Радхики. Такие личности будут служить там Сатьябхаме и Кришне.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур милостиво объяснил все эти истины. Тот, кто стремится практиковать рагануга-бхакти, должен их знать.
Вы также должны знать, что Голока состоит из трех частей: 1) Вриндавана, Гокула и Врадж - все они из одной и той же категории; 2) Дварака; 3) Курукшетра и остальные места.
Шримати Радхика также имеет три аспекта. Она одна и та же Радхика [во всех трех Своих аспектах], но Ее настроение в каждом иное. Эти аспекты: Вришабхану-нандини, Радхика-вийогини и Радхика-самйогини.
Кто такая Вришабхану-нандини? Шримати Радхика всегда с Кришной - всегда. Они никогда не расстаются, хотя настроение разлуки иногда возникает, если Шримати Радхика находится в мане (настроении ревнивого гнева), или когда Кришна отправляется пасти коров, или когда Радхика чувствует према-вайчиттью (разлуку с Кришной, даже находясь рядом с Ним). Только в это время [иногда возникает настроение разлуки]. Но Кришна и Радхика всегда вместе. Поэтому Вришабхану-нандини разлуки никогда не чувствует. Это нитья-лила, вечные игры. Нитья-лила продолжается от утра и до утра, от нишанта-лилы (предрассветные игры в последнюю часть ночи) и до всех остальных лил, проходящих в течение суток. Понимаете? Там нет наймиттика-лилы 1.
[Сноска 1: Наймиттика буквально означает "деятельность, происходящая по какой-то причине". Поскольку этой причины в духовном мире не существует - другими словами, поскольку там нет демонов, никто не выступает против союза Радхи и Кришны, и поскольку Кришна никогда не покидает это место, таких игр там нет. Они существуют лишь как идея, как настроение.]
Три дхамы
Есть три локи (проявления) дхамы. Первая - это праката-дхама, когда дхама и её игры полностью проявлены в этом мире. Вторая - апраката-лила-стхала (духовный мир), где Кришна и Радха совершают Свои нитья-лилы (вечные игры). И третья - дришйамана-дхама, то есть Вриндаван на земле, который мы видим сейчас.
В настоящее время мы не можем видеть Кришну и Радху, и мы не можем видеть Их игры. Что мы видим? Кого мы видим? Поскольку мы покрыты майей, мы не можем видеть никаких игр. Но мы можем услышать об Их играх, а затем понять, например, что это тот же самый Говардхан, который поднял Кришна, это та же самая Ямуна из игр Кришны. Это называется дришйамана, то есть нынешнее видение, то видение дхамы, которым мы обладаем сейчас.
Что такое праката-дхама? Когда Кришна вместе со всеми Своими спутниками нисходит сюда, Враджа-дхама также нисходит с Голоки Вриндаваны. Хотя обе - и праката-дхама, и апраката-дхама - неотличны друг от друга и между ними нет разницы, - тем не менее, такая разница есть.
Во время праката-лилы Кришны, когда Он пришёл в этот мир и играл здесь, Йогамайя соединила эту землю с тем трансцендентным местом игр [в духовном мире]. Тогда красота этого места, Вриндавана-дхамы, была великолепной. Все нитья-сиддхи (вечно освобожденные) и садхана-сиддхи (обретшие совершенство благодаря духовной практике), могли отправиться туда и увидеть Радху и Кришну. Все практикующие садхаки, а также те, кто достиг бхавы, могли прийти туда.
Еще одно отличие таково, что, хотя Вриндаван этого мира и неотличен от трансцендентной дхамы, - наши глаза материальны и покрыты майей. Другими словами, поскольку Йогамайя покрывает дхаму - мы её увидеть не можем. С другой стороны, преданный высочайшего уровня иногда мельком может увидеть ту апраката-лилу.
В той апраката-лиле нет игр с рождением Кришны. Как нет и Абхиманью, мужа Радхики, и Кришна там никогда не уезжает в Матхуру и Двараку из Вриндавана. Там существует лишь настроение, концепция (абхиман) подобных игр. К примеру, все во Вриндаване обладают пониманием, что Яшода родила сына, Кришну. Но там нет джанмы, т.е. во Вриндаване не происходит игра с Его рождением. Там присутствует только Нава-кишора, натавара мурти Кришна 2, и Радхика также там есть.
[Сноска 2: Нава-кишора - вечно юный; натавара мурти - воплощение лучшего из танцоров.]
Это основа и сущность апраката Вриндавана. В апраката Вриндаване существует лишь идея о том, что Кришна уехал в Матхуру и Двараку. В это время враджаваси думают: "О, эта разлука так тяжела! Мы не можем ее вынести!".
Однако, в праката-лиле (т.е. играх Кришны в одной из материальных вселенных), все эти концепции принимают осязаемую форму. В апраката-лиле Шримати Радхика думает: "Я замужем за Абхиманью", но это всего лишь настроение, концепция, сотворенная Йогамайей. Но в праката-лиле эта концепция обретает форму, и каждый может видеть Абхиманью, мужа Шримати Радхики.
Другими словами, в этой праката-дхаме, в праката-лиле каждый может увидеть, как Кришна рождается у Яшоды. В апракате, хотя самого по себе рождения и не происходит, все понимают, что Яшода родила ребенка по имени Кришна. Они также считают, что Кришна уехал в Двараку - хотя на самом деле Он никуда не уезжал. Они скорбят: "О, Кришна ушёл! Он не должен был уходить. Я чувствую столь сильную разлуку с Ним!"
Точно так же, в апраката-лиле нет никакого Камсы, он остается лишь идеей. Враджаваси думают: "О, если Кришна отправится в Матхуру, Он сразится там с Камсой, Чанурой и Муштикой". На самом деле там нет ни Чануры, ни Муштики, есть только идея, созданная Йогамайей. Однако в праката-лиле эти концепции обрели форму и стали Чанурой, Муштикой, Камсой, Джарасандхой и так далее.
Только самореализованная личность, в своем бхаджане достигший уровня бхавы, может понять эти истины. Я рассказываю об этом в общих чертах исключительно для тех, кто хочет продвигаться вперед, для тех, у кого нет мирских желаний, и для тех, кто постоянно размышляет об этих темах. Я говорю все эти вещи, чтобы помочь им. Это называется общением.
Человек, который всегда занят зарабатыванием денег, кто желает пратиштхи (т. е. имени, славы и остальных мирских достижений), кто постоянно занят поиском средств к существованию, не может понять эти принципы. Тем не менее, я описываю их. Я знаю, что преданные высокого уровня очень редки, но все же говорю на эти темы, для того, чтобы вы их услышали. В будущем вам может посчастливиться достичь [Голоки Вриндаваны].
Итак, нет никакой разницы между Вриндаваном, проявленном в материальной вселенной (праката), и Вриндаваном духовного мира (апраката). но наши глаза, покрытые махамайей, увидеть этого не могут. Мы не имеем концепции апраката-лилы, знаем только праката-лилу. Все лилы в праката-лиле, между тем, существуют и в апраката-лиле, и поэтому там также присутствует паракия-лила. Первопричина находится там. Её извращенное отражение появляется в этом мире [в виде материальных внебрачных отношений].
Три аспекта Радхики
У Радхи есть три аспекта. Как Вришабхану-нандини, Шримати Радхика никогда не разлучается с Кришной. Мы можем думать об Их играх как о нитья-лила ашта-прахаре [вечные игры, делящиеся на восемь периодов длиной по три часа]. Мы можем, например, думать, как Радха встречается с Кришной и служит Ему в нишанта-лиле, играх Радхи-Кришны, происходящих в последнюю часть ночи, перед рассветом.
За нишанта-лилой следует пратах-лила, игры ранним утром, и пурвахна-лила, предполуденные игры. В это время Кришна собирается пасти коров, а Шримати Радхика и остальные гопи выходят и занимают места, чтобы посмотреть на Него. Затем Кришна отправляется на пастбище, а гопи идут на Радха-кунду и Кусум-саровар, чтобы там встретиться с Ним. Они совершают игры на Сурья-кунде и в других местах. Они крадут вамши у Кришны, и Он ищет повсюду: "О, где же Моя вамши? Где Моя вамши? Она у тебя? У тебя? О, она у тебя? Я буду ее искать и выясню, Ты ее взяла, или нет!" А иногда они играют в азартные игры. Шримати Радхика побеждает Кришну, и все гопи хлопают в ладоши. Позже, когда Кришна возвращается домой из леса, все гопи приходят в Яват, они смотрят на Кришну и совершают ему арати краешком глаз - искоса бросая на него взгляды.
Потом они совершают саям-калийа-лилу (игры в сумерках). В это время Кришна, слегка поужинав, отправляется доить коров, а гопи наблюдают за этой прекрасной сценой. Затем Шримати Радхика в Явате что-нибудь готовит и посылает угощение в Нандагаон. А Кришна в Нандагаоне вместе с отцом, вместе со всеми Своими дядями и друзьями принимает этот прасад. То, что остается, посылают обратно Шримати Радхике. Позже, когда наступает полночь, Радха и Кришна встречаются снова.
Таким образом, Они никогда не разлучаются друг с другом. За исключением случаев, когда Кришна идет пасти коров и когда Шримати Радхика находится в мане или испытывает према-вайчиттью.
Итак, Радхика, что всегда находится вместе с Кришной - это Вришабхану-нандини. Когда же Кришна отправляется в Матхуру, Она - Вийогини. На самом деле, Вийогини Радха является проявлением той же [Вришабхану-нандини] Радхики. После Матхуры Кришна отправляется в Двараку, и эта Вийогини переживает разлуку и скорбит: "Где Кришна?" Она постоянно плачет в разлуке с Ним - иногда на Уддхава-кьяри, а иногда в других местах. Но такое происходит только в праката-лиле и никогда в апраката.
В апраката-лиле существует лишь идея, представление, о том, что Кришна покинул Вриндаван. Игр с отъездом Кришны не происходит. Это связано с тем, что на Голоке Кришна не покидает Вриндаван - ни навеки, ни на 108 лет. Никогда. Это скорее похоже на сон, который видят жители Вриндавана; и в этом сне они думают: "О, Кришна уехал".
Третий аспект Радхики - Самйогини Радхика. В этом проявлении Радхика покидает Вриндаван и отправляется на Курукшетру встретиться с Кришной и привести Его назад.
Вам следует понять, что Вришабхану-нандини и Вийогини Радхика никогда не покидают Вриндаван. Никогда, никогда, никогда. Подобно тому, как Враджендра-нандана Кришна и Рохини-нандана Рама (Баларама) вечно играют во Вриндаване, не покидая его ни на мгновенье, точно так же Вришабхану-нандини и Вийогини Радхика тоже никогда не покидают Вриндаван.
Однако Самйогини Радхика чувствует такую разлуку (вийогу), что отправляется на Курукшетру, чтобы привести Кришну обратно во Вриндаван. Такова Самйогини Радхика.
Три аспекта Махапрабху
Теперь я хочу перейти к играм Шри Чайтаньи Махапрабху. Я объяснил то, что касается Радхарани и привел примеры, поэтому теперь вы можете понять природу Чайтаньи Махапрабху. Чайтанья Махапрабху - это Кришна, принявший на Себя красоту и настроение Радхики. Другими словами, приняв Ее красоту и настроение, Кришна явился в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, Шачинанданы Гаурахари.
По этой причине у Шри Чайтанья Махапрабху также есть три аспекта. Махапрабху всегда пребывает в Навадвипе. Всегда. Он никогда не покидает ее. Вот почему Навадвипу называют Вриндаваном.
В Навадвипе есть девять островов с двенадцатью лесами Враджа: Вриндаван, Мадхуван, Талаван, Кумудаван, Бахулаван, Камьяван, Кхадираван, Бхадраван, Бхандираван, Билваван, Махаван и Лохаван. Помимо этого, также на них присутствует двенадцать упаван (подлесков) и двенадцать адхиван. Эти тридцать шесть ванов, лесов, находятся в Навадвипе. Однако в Навадвипе эти леса расположены не так, как во Вриндаване. Одни из них здесь, другие - там. Вриндаван, Кумудаван, Мадхуван, Талаван и остальные располагаются иначе, чем во Врадже.
Маяпур, например, представляет собой сочетание Гокулы и Матхуры - мест, в которых Кришна родился либо явился.
А холм Говардхан находится на Коладвипе, там же, где расположен наш Девананда Гаудия Матх. Там находится раса-стхали (место танца раса). У Говардхана - раса-лила высочайшая... Радха-кунда находится на Ритувипе, а Бхандираван - на другом берегу Ганги, на Модадрумадвипе. Итак, все леса присутствуют там. Ни одного из этих лесов нет в Пури, и поэтому [именно] Навадвипа неотлична от Вриндавана.
Все вечные игры Махапрабху, совершаемые Им в течение восьми прахар3 происходят в Навадвипе, и Он никогда не покидает ее.
[Сноска 3: Одна прахара - это временной промежуток примерно в три часа. Каждый день состоит из 8 прахар.]
[Еще одна причина, по которой Навадвипа неотлична от Вриндавана, заключается в том, что] во время игр Шри Чайтаньи Махапрабху, происходящих самым ранним утром, Он памятует нишанта игры Радхи и Кришны и плачет. Затем, тоже утром, но чуть позже [примерно с 6:00 до 8:30], во время пратах-лилы (игр на рассвете) Чайтанья Махапрабху медитирует на игры Кришны и Радхи, происходящие в это время. Радха находится в Явате, а Кришна - в Нандагаоне, и Они принимают омовение. Махапрабху постоянно медитирует на эти игры и плачет. Затем, во время пурвахна-лилы (утренних игр), Он медитирует на игры, происходящие теперь - в них Кришна отправляется пасти коров. Вся жизнь Махапрабху проходит таким образом.
На Шветадвипе, Голоке Вриндаване, эти лилы происходят вечно.
Здесь, в Навадвипе, которая проявлена в этом мире, лила Чайтаньи Махапрабху называется праката, а там [в духовном мире] - апраката. Там [в апраката-лиле] Ему не нужно уходить в Пури, в Южную Индию или куда-либо еще. Он просто совершает Свои ежедневные игры, происходящие в течение восьми периодов суток (ашта-калийа-лилу). В апраката-лиле на Шветадвипе Он не совершает санньяса-лилу. Присутствует только сама идея об этом. Но здесь, в Навадвипе в этом мире, идея принимает осязаемую форму.
С одной стороны, Чайтанья Махапрабху принимает санньясу, но, с другой - не может покинуть Навадвипу, как и Кришна никогда не может покинуть Вриндаван. Итак, кто же отправляется в Пури? Лишь проявление Чайтаньи Махапрабху. Это Его проявление идет туда и принимает санньясу. Санньяса не является частью нитья-лилы. Вы понимаете? Это напоминает наймиттика-лилу (игры, время от времени происходящие в этом мире). Как?
Например, рождение Кришны в праката-лиле - это Его наймиттика-лила, и брачные обряды в Двараке - также наймиттика-лила. Но на [Голоке] Вриндаване существует только идея о том, что Кришна родился, что Он живет в Двараке, что Он женился. Подобно этому, на Шветадвипе, в вечной обители Голоки, расположенной недалеко от Вриндавана, нет никакой санньяса-лилы. Есть только настроение, что Он принял санньясу. В этом мире данное настроение обретает форму и Чайтанья Махапрабху принимает санньясу, а также покидает Навадвипу, чтобы отправиться в Пури.
Что такое Пури? Это Дварака. Как?
Субхадра не может прийти во Вриндаван. Сыновья Васудевы (также как Баладева [из Двараки] и Сам Васудева-Кришна) не могут прийти во Вриндаван. Только в Пури Махапрабху играет роль санньяси. Где? В "Двараке". Зачем Чайтанье Махапрабху идти в Пури? Эта игра происходит только в праката-лиле, когда настроение обретает форму. В апраката-лиле присутствует только представление о Шри Чайтанье Махапрабху, принявшем санньясу и отправившемся в Пури. Но здесь, в праката-лиле, это настроение обретает форму. И Он действительно принимает санньясу и уходит в Пури. Из Пури Он идёт в Шри Рангам в Южной Индии, и там встречается с Венката Бхаттой, Гопала Бхаттой и другими, а также разыгрывает множество игр. Затем Он идет на Годавари-тата - берег реки Годавари, и там встречает Рая Рамананду.
Во время всех игр, происходивших в Пури, Чайтанья Махапрабху постоянно пребывал в настроении разлуки с Кришной. Он постоянно ощущал настроения Радхики, вкушал их.
Вы должны понять, что это подобно тому, что я уже объяснил насчёт Кришны во Вриндаване. Махапрабху Дварака Пури является проявлением Махапрабху Навадвипы. В Навадвипе Он постоянно пребывает в Своей кишора-лиле, играх юности, и никогда не принимает санньясу. В Навадвипе Он рождается, играет с другими мальчиками и постоянно совершает санкиртану. Там вообще нет настроения айшварьи (благоговения и почитания). В Пури же, с другой стороны, игры наполнены величием (благоговением и почитанием). Далеко не каждый может там сблизиться с Махапрабху. Нужно сначала обратиться к Раю Рамананде и Сварупе Дамодару, попросить у них разрешения, а затем уже идти к Махапрабху. И что там делает Махапрабху? Он совершает игру великой айшварьи. Никто не способен на такое. Навадвипа-лила - это место Его наравата-лилы, а Пури - место Его айшварья-лилы.
В Южной Индии Он встречает Рая Рамананду и слушает его. Есть ли о чём слушать (т.е. узнавать) в Навадвипе? Все Его игры там - наравата-лила.
В Пури Его тело иногда становится похожим на тело черепахи: Его руки и ноги удлиняются, суставы расходятся и только кожа удерживает их, и Он становится таким длинным. Это айшварья. Ни один человек не способен на подобное.
Итак, еще одна причина, по которой навадвипа-лила подобна вриндавана-лиле, заключается в том, что это наравата-лила. Поэтому Навадвипа - высочайшая из дхам Шри Чайтаньи Махапрабху. А Пури, где в Гамбхире Он вкушает настроения Радхики - вторая по важности.
Путешествие Махапрабху в Южную Индию сравнивается с Самйогини Радхой. Почему Чайтанья Махапрабху отправляется в Южную Индию? Чем вызвана эта необходимость? В апраката-лиле Он туда никогда не ходит, никогда не покидая Навадвипу. Но во время праката-лилы Он отправляется в Южную Индию. И в это время Он уподобляется Самйогини Радхе.
Итак, мы должны постараться узнать всю эту сиддханту, все эти окончательные истины, а затем воспевать их и памятовать о них. Вы не должны отвлекаться на умственные упражения, пытаясь понять эту сиддханту, иначе майя запутает вас и собъет с толку. Старайтесь больше воспевать. О чем бы я ни говорил, всё это не мои личные взгляды - я представляю мнение гуру-парампары. Это редко раскрываемые истины. Занимаясь самостоятельными поисками, вы не сможете найти эти возвышенные истины. Однако я дал вам их суть и описал в общих чертах.
Через какое-то время вы забудете сказанной мной. Но те, кто удачлив, не забудут. Более того, хотя то, что я вам объясняю - чисто, вы не сможете воспринять это в чистом виде, в чистом смысле. Ваши материальные представления покроют ваше понимание. Вы попытаетесь понять их с помощью разума - но, пожалуйста, не стройте домыслов. Старайтесь иметь полную веру, молитесь, чтобы эти истины милостиво проявились в вашем сердце. Это факты; они истинны. Вы должны попытаться запомнить эти очень важные вещи, и тогда я продолжу рассказывать о них. Я не знаю, сможете ли вы реализовать все эти вещи за десять или двадцать рождений, или за сотни, сотни тысяч рождений. Но, тем не менее, я описал их в общих чертах.
Дамодара-врата
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Лекция, прочитанная накануне Картика-враты в Шри Кешаваджи Гаудия Матхе в Матхуре (Индия) 26.10.1996 г. Переведено на английский для журнала "Лучи Хранителя Гармонии", N 7 "Дамодара-врата", зима 2000.
Дамодара-врата начинается завтра. Дамодара-врата, урджа-врата, картика-сева и нийама-сева-врата - все это одно и то же. Мы собираемся следовать этой врате с завтрашнего дня. Она начинается либо с Экадаши после Виджая Дашами, либо с Двадаши; или с Пурнимы. И, соответственно, завершается в последний Экадаши Чатурмасьи, то есть на Уттхана Экадаши, или на Двадаши, или на Пурниму. Врата полностью завершится на Пурниму. Те, кто начал на Экадаши или Двадаши, также должны следовать врате вплоть до Пурнимы. Последние пять дней называются Бхишма Панчака.
Когда я присоединился к Шри Гаудия Веданта Самити, наш святой учитель, нитйа-лила-правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж проводил картика-врату в одном из священных мест - Вриндаване, Навадвипе, Пури, Курукшетре или даже в Двараке, Айодхье, Наимишаранье и Харидваре.
В "Шри Хари-бхакти-виласе" и других подлинных ведических писаниях содержатся правила и предписания относительно соблюдения дамодара-враты. Каждый день, утром или вечером, мы должны петь "Дамодараштаку". Весь месяц мы должны вести себя как брахмачари, принимая только очень простой маха-прасад. Есть также некоторые правила и предписания по поводу почитания маха-прасада. Мы не должны принимать те продукты, которых полагается избегать в течение этого месяца. Например, нельзя использовать горчичное масло, лауки (тыкву-горлянку) и урад дал. Нельзя лгать, следует говорить только правду. Нужно стараться никого не критиковать. И всегда повторяйте харинаму, регулярно, определенное число кругов.
Наш Гурудев всегда говорил, что чатурмасья-врата не приведена среди 64 составляющих бхакти, однако урджа-врата - приведена. Урджа-врата - часть чатурмасья-враты. Мы должны полностью следовать четырем месяцам чатурмасья-враты, и в особенности стараться тщательно соблюдать эту дамодара-врату. Есть много людей, которые не следуют чатурмасья-врате - и поэтому они, на самом деле, не последователи Шри Чайтаньи Махапрабху. Куда бы ни шёл Чайтанья Махапрабху, Он следовал чатурмасья-врате. Например, когда Он отправился в храм Ранганатхи в Южную Индию, Он следовал там чатурмасья-врате.
В этом месяце Картика Кришна поднял Говардхан. В этом же месяце Яшода связала Кришну. Она берет в руки палку, как предупреждение Кришне. И Кришна плачет. Он - Верховная Личность Бога, но когда Он видит, что Яшода Майя собралась побить Его палкой, Он говорит: "Я больше так не буду, мама! Прости меня!" Он начинает плакать, и это не притворство - Он действительно плачет, забывая о Своем превосходстве. Яшода Майя - вечная спутница Кришны, Его вечная мать, и майя не может на нее повлиять. Однако из-за влияния Йогамайи она забывает, что Кришна - Верховная Личность Бога.
Если человек повторяет имя Кришны невнимательно или небрежно, без должного почтения, падая на землю, как угодно - повторяя это имя, он освобождается из под влияния майи. Кришна создает миллионы и миллионы миров. Но Яшода, считая Кришну своим сыном, забывает о том, что Он - Верховная Личность Бога, и готова Его наказать.
Каким-то образом Кришна сбежал от мамы, побежал по широкой дороге, а мама погналась за Ним. Брахма, Шанкара, все владыки и повелители не способны поймать Кришну даже своим чистым разумом. Великие демоны, такие как Джарасандха, естественно, тоже не способны Его поймать. Но Яшода Майя - гопи и мать Кришны. Она захотела поймать Кришну, и, сумев побежать быстрее Кришны, поймала Его. Какой смысл заключается в этом? Спутники Кришны любят Кришну, и Кришна любит их. Если любить Кришну сильнее, чем Он любит в ответ - тогда Кришну можно поймать. В противном случае ничего не получится. Итак, Яшода Майя смогла бежать быстрее Кришны, и поэтому схватила Его. Кришна заплакал: "Мама, пощади Меня, пощади. Я больше не допущу такой ошибки".
Эта игра началась с того, что Яшода Ма взбивала йогурт. Кришна спал и проснулся, плача: "Где мама? Где мама?" Яшода усадила Кришну к себе на колени и стала кормить Его грудью. Но заметив, что молоко на огне вот-вот выкипит, Яшода отложила Кришну и вскочила спасать молоко. Тогда Кришна рассердился и разбил горшок с йогуртом. После этого Яшода попыталась связать Его. Эта игра произошла в этом месяце.
Гопаштами тоже выпадает на этот месяц.
В самом начале возраста пауганда, когда Кришне было пять лет, Он начал уходить из Нандагаона, чтобы пасти коров - гочарана. Сперва Он пас только маленьких телят, а когда стал старше - взрослых коров.
Самая важная игра Кришны и гопи, раса-лила, была начата в этом месяце. Уже завтра - Шарадия Пурнима, первый день Картики. Из всех игр Кришны шарадийа-раса - самая особенная. В этот самый день, на Пурниму, в начале ночи, Кришна заиграл на флейте и затем была проведена раса.
Когда Кришна исчез с раса-мандалы, гопи стали плакать и повсюду искать Его. "Где Кришна? Где Кришна?" Они спрашивали у деревьев, где Кришна. "Где Кришна?" - плакали они. "О деревце Туласи, знаешь ли ты, где Кришна?" В "Шримад-Бхагаватам" объясняется, что настроение разлуки гопи в этот момент было таково, что они стали едины с Кришной [и считали себя пребывающими в Его лиле]. Эта особая лила длилась на протяжении одной ночи Брахмы, и в то же время была явлена в течение обычной, нашей, ночи.
В этом же месяце Уддхава отправился в Нандагаон, во Врадж, и попытался утешить гопов, гопи, Нанду Бабу и остальных враджаваси. И, наконец, именно в этом месяце Камса отправил Акруру привезти Кришну и Балараму из Нандагаона в Матхуру. Кришна покинул Нандагаон и Врадж, прибыл в Матхуру и убил Камсу - неподалеку [от нашего матха], в Камса-тиле. Таким образом, все самые важные игры Кришны были совершены именно в этот месяц.
Этот месяц называется Дамодара маса (месяц), Урджа маса, и тому есть причина. В этот месяц Кришна находится под властью Радхики, и становится Дамодара-Кришной. Есть два Дамодары: Яшода-Дамодара и Радха-Дамодара. Игры, которые связаны и с тем, и с другим именам, произошли именно в этот особенный месяц.
В нашей Гаудия-вайшнава сампрадае мы хоть и поклоняемся Яшода-Дамодаре, все же главное место занимает Радха-Дамодара. Шрила Санатана Госвами объясняет это очень скрытым образом. Фактически, наши ачарьи во всех своих тиках (комментариях) к "Шримад-Бхагаватам" также скрытым образом объясняли это. Шрила Санатана Госвамипад и наш Гуру Махарадж предупреждали нас не раскрывать эти скрытые истины на публике. Эти истины - сердце и душа продвинутых преданных и не предназначены для широких масс. Вот почему Шри Шукадева Госвами не упомянул имя Шримати Радхики в "Шримад-Бхагаватам". Обретение любви к Радхе-Дамодаре - единственная цель и задача нашего садхана-бхаджана и всего остального, что мы делаем.
Я хочу рассказать вам об особенности имени "Дамодара". Этот месяц называется Картика. Шримати Радхика - ишта-деви, главное почитаемое Божество этого месяца. Как вы знаете, Пурушоттама-Кришна - особое Божество Пурушоттамы масы. Подобным же образом, Шримати Радхика является главенствующим Божеством этого месяца, и поэтому он называется Дамодара. Как Радха-Дамодара лила, так и Яшода-Дамодара лила были совершены в этом месяце, и была получена власть над сердцем Шри Кришны. Даже Нарада, Уддхава, Брахма и Шанкара не могут управлять Кришной. Кришна совершил эти лилы, чтобы продемонстрировать им, что Яшода Майя, враджаваси и гопи могут покорить Его.
итидрик сва-лилабхир ананда-кунде
сва-гхошам нимаджджантам акхйапайантам
тадийешита-джнешу бхактаир джитатвам
пунах прематас там шатавритти ванде
["Своими детскими играми, подобными этой дама-бхандана-лиле, Он дарует жителям Гокулы - Своим гопам, гопи, коровам, телятам и т.д., которые являются творением Его лила-шакти, - нескончаемое чистое блаженство. Так Он показывает тем, кто постиг Его абсолютную божественность, что Его покоряет только чистая и простосердечная любовь Его преданных. Снова и снова сотни раз я с любовью кланяюсь Шри Дамодаре-Кришне". - "Шри Дамодараштакам", 3.]
Кришна хотел показать: "Меня не могут контролировать ни Хануман, Шанкара, Прахлада Махараджа, ни Сатьябхама и Рукмини, ни даже Уддхава. Я покоряюсь только враджа-бхактам, таким как Шридама, Субал, Мадхумангал, Яшода Майя, Нанда Баба и все гопи, и, в первую очередь, - самая особенная гопи".
Итак, наш Гуру Махарадж всегда говорил, что мы должны чтить всю чатурмасья-врату и самым тщательным образом соблюдать месяц Дамодара. Он называется урджа-врата. Что же означает слово урджа? Урджа это сила, энергия, огонь, электричество. На санскрите все это называется `урджа'. Шримати Радхика - ишта-деви всех видов урджи. Даже власть и сила Кришны - это Радхика. Всё, что есть в этом мире и в духовном мире Вайкунтхи или Голоки Вриндаваны - всё это проявления шакти Шримати Радхики. Она - сварупа-шакти, внутренняя энергия Кришны. Кришна может только желать. Когда Он чего-либо желает, Шримати Радхика во множестве Своих форм немедленно исполняет Его желание. Если Кришна хочет что-нибудь попробовать, даже тысячью разных способов, Она соответствующим образом проявляет желаемое и удовлетворяет Его. Сатйам парам дхимахи. Эта парама сатьям, высшая Истина, - и есть Шримати Радхика. Дхимахи - мы медитируем на Нее. Она - главенствующее Божество энергии (урджа), и поэтому этот месяц называется урджа-врата. Также он носит название картика-врата нийама-сева.
Чтобы обрести осознание всех этих вещей на продвинутом уровне, нам следует начать [практику, с помощью которой можно их достичь] с самого начала.
Поэтому каждый должен стараться следовать правилам и предписаниям, установленным Шрилой Санатаной Госвами. Он записал их в "Шри Хари-бхакти-виласе". Шрила Рупа Госвами записал эти правила в "Шри Упадешамрите". А Рагхунатха дас Госвами - в "Шри Манах-шикше". Старайтесь следовать всем этим правилам на начальных этапах и всегда оставайтесь в хорошем общении с вайшнавами. Наша единственная цель - обрести служение Радха-Кришне или Радха-Дамодару, Радха-Гопинатху, Радха-Мадана-мохану, Радха-Шьямасундаре. Они должны быть целью нашей жизни, всей нашей садханы и бхаджаны. У нас не должно быть иных желаний, кроме служения Господу Кришне (анйабхилашита шунйам). Не должно быть никакой анйабхилаши - материальных желаний. Кроме желания служения Божественной Чете, никакие посторонние желания не должны приходить в наше сердце. В первую очередь в течение этого месяца, старайтесь находиться в обществе осознавших себя вайшнавов.
Нам очень повезло, что в этот месяц мы имеем общение с парам-пуджьяпадом Шри Шримадом Бхактиведантой Тривикрамой Махараджем. Он будет руководить нами в ходе нашей парикрамы продолжительностью в месяц. Старайтесь во всем следовать ему. Внешне он кажется очень строгим, но вы увидите, что у него очень нежное сердце. Мне очень повезло, что он - мой старший духовный брат. Я считаю его своим шикша-гуру, точно также, как и парам-пуджьяпада Шри Шримад Бхактиведанту Ваману Махараджа. Шрила Тривикрама Махарадж даровал мне столько милости. С самого начала он держал меня при себе и дал мне множество шикши, наставлений. Порой он и отчитывал меня, и я принимал его как своего Гурудева.
Старайтесь следовать всем правилам и предписаниям. В течение этого месяца ежедневно предлагайте Шри Мурти и Туласи-деви прадипу (лампу). Ежедневно старайтесь совершать парикраму вокруг Туласи-деви. Если неподалеку от вас Ямуна - можете ходить туда и предлагать ей пранамы и молитвы. Если позволяет здоровье, можете омываться в ней, в ином случае просто совершайте ачаман. Не срывайте листья с деревьев, не наступайте на муравьев или других насекомых. Никого не убивайте и не критикуйте никого. В противном случае ваша парикрама будет разрушена. Постоянно воспевайте харинаму и почитайте вайшнавов. Читайте "Шри Чайтанья-чаритамриту", "Шримад-Бхагаватам", "Шримад Бхагавад-гиту" и другие подобные книги. Таким образом постарайтесь завершить свою врату.
Мы молим нашего Гурудева, нитья-лила-правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Прагьяну Кешаву Госвами Махараджа, Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, всю нашу преемственность духовных учителей, а также Шри Шри Радха-Дамодараджи, чтобы иметь возможность должным образом пройти этот месяц Радха-Дамодары со всеми его правилами и предписаниями. Завтра все мы отправимся на Ямуну, чтобы совершить санкалпу - принять обет. Мы будем молиться: "О Ямуна-деви, ты - сакхи Кришны и Шримати Радхики, ты совершаешь особое служение Радхе-Дамодаре. Будь довольна нами, чтобы мы могли успешно завершить эту врату. Говардхан, Радха-кунда, Шьяма-кунда и все остальные могут пролить на нас милость, чтобы исполнилось наше стремление служить Шри Шри Радха-Дамодаре".
Тема, изложенная в "Бхагаватам"
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Лекция, прочитанная в Шри Кешаваджи Гаудия Матхе в Матхуре (Индия), 16.08.2001. В продолжение фестиваля Шри Джанмаштами было созвано собрание, предметом обсуждения которого была "Наивысшая тема, установленная в Шримад-Бхагаватам". Переведено на английский для журнала "Лучи Хранителя Гармонии", N 9 "Шри Гададхара-таттва", зима 2001.
Что за тема изложена в "Шримад-Бхагаватам"? На этот вопрос Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит:
арадхйо бхагаван враджеша-танайа тад-дхама вриндаванам
рамйа качид упасана враджа-вадху-варгена йа калпита
шримад-бхагаватам праманам-амалам према пумартхо махан
шри-чаитанйа махапрабхур-матам-идам татрадаро нах парах
Изложив таким образом концепцию Шримана Махапрабху, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что только "Шримад-Бхагаватам" является главным и безупречным свидетельством (праманой). Слова Вед, Упанишад, Пуран и т. д. также являются безупречными свидетельствами в форме духовного звука (шабда-прамана), но "Шримад-Бхагаватам" самое главное свидетельство среди всех них. "Шримад-Бхагаватам" рассматривает следующие три темы: самбандха (взаимоотношения дживы и Бхагавана), абхидхея (средства достижения цели) и прайоджана (цель).
С точки зрения самбандхи, только Враджендра-нандана Шри Шьямасундара, вечно пребывающий во Вриндаване, является Высшей Абсолютной Истиной (парама-таттвой), Высшим Объектом поклонения (парамарадхья-таттвой) и непревзойденной Абсолютной Истиной (асаморддхва-таттвой).
С точки зрения абхидхея-таттвы, поклонение, совершаемое молодыми девами Враджа - есть высшая форма поклонения.
С точки зрения прайоджана-таттвы только несравненная према враджа-деви - есть высшая цель и объект.
Три этих темы изложены в "Шримад-Бхагаватам".
Самбандха-таттва
Следующий стих из "Шримад-Бхагаватам" является праманой (доказательством) по этому поводу:
ваданти тат таттва-видас
таттвам йадж джнанам адвайам
брахмети параматмети
бхагаван ити шабдйате
["Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном". - Бхаг. 1.2.11]
"Те, кто познали Истину, осознают эту недвойственную Абсолютную Истину в трех аспектах. Брахма обладает лишь качеством сознания (чит); это первое проявление этой таттвы. Параматма, расширение этого чит - второе проявление. Бхагаван, который проявляет Себя как Тот, кто совершает трансцендентные любовные игры - третье воплощение этой таттвы. Эта таттва известна под тремя именами в трех состояниях".
Шри Кришна - это Высшая Истина, единственная и недвойственная (адвайа-джнана пара-таттва васту), и лишь Он - самбандха-таттва. Брахма, Параматма и Бхагаван - три Его различных аспекта. Знатоки Абсолютной Истины называют эту адвая-гьяна парататтву Абсолютной Истиной. В зависимости от той или иной личной компетентности, гьяни знают эту адвая-гьяна парататтву как брахму, йоги - как Параматму, а бхакты - как Бхагавана.
Эта Абсолютная Истина единая и недвойственная (адвайа), беспрецедентная и несравненная (асаморддхва). Абсолютная Истина не лишена качеств (нирвишеша), а наоборот обладает ими (савишеша-таттва). Трансформации Его внутренней духовной энергии (чит-шакти), пограничной энергии (татастха-шакти) и внешней энергии (майя-шакти) представляют собой, соответственно, духовный мир, обитель живых существ и материальный мир.
Хотя живое существо - трансцендентная чит-таттва, оно считает себя связанным с материальным телом и материальными объектами. Дух никогда не становится материей, но под влиянием непостижимой энергии Бхагавана, которая делает невозможное возможным, живое существо считает себя продуктом трех гун материальной природы. Это происходит из-за вводящей в заблуждение энергии Бхагавана.
В силу своей личной компетентности, гьяни называют Высшую недвойственную Абсолютную Истину (адвая-гьяна парататтву) брахмой. Брахма - это частичное отражение чит, или познания, и в некоторых случаях говорится, что это сияние тела Бхагавана. Однако в чит отсутствует вечное существование (сатта) и блаженство (ананда).
Тот, кто, будучи размером с большой палец, присутствует в сердцах всех существ как свидетель их поступков - есть Параматма. Он - Кширодакашай Вишну, часть части полной части Бхагавана, и Он правит всем. Сат (вечность) и чит (знание) частично отражены в Нем, но Он лишен ананды (блаженства). Вечность, знание и блаженство проявлены во всей полноте и высшем аспекте в Бхагаване.
Бхагаван имеет бесчисленное множество воплощений, среди которых одни - это полные части (амши) пуруша-аватара Каранодакашайи Вишну, а другие - наделенные полномочиями воплощения (авеша-аватары), и так далее. Все эти воплощения приходят каждую югу, чтобы защитить угнетаемый демонами мир. Однако Шри Кришна - тот образ Бхагавана, у которого нет иного источника, кроме Него Самого (Сваям Бхагаван). Он, по сути, является источником Своих воплощений. Маха-Вишну - часть полной части Враджендра-нанданы Шри Кришны. В этой связи "Шримад-Бхагаватам" говорит:
эте чамша-калах пумсах
кришнас ту бхагаван свайам
индрари-вйакулам локам
мридайанти йуге йуге
["Все перечисленные воплощения представляют собой либо полные части, либо части полных частей Господа, однако Господь Шри Кришна - изначальная Личность Бога. Они нисходят на разные планеты, когда там по вине атеистов возникают беспорядки. Господь нисходит, чтобы защитить верующих". - Бхаг. 1.3.28]
В процессе бхакти-йоги Шрила Вьясадеваджи, полностью сосредоточив свой чистый разум, в состоянии естественного внутреннего самадхи увидел сияющего Шри Кришну, наделенного полным могуществом и личной сварупа-шакти. И одновременно он увидел внешнюю энергию (майю) Шри Кришны, стыдливо стоящую позади Него. Шрила Вьясадева говорит:
бхакти-йогена манаси
самйак пранихите 'мале
апашйат пурушам пурнам
майам ча тад-апашрайам
["Итак, он сосредоточил свой ум, в совершенстве заняв его связующим процессом преданного служения [бхакти-йогой], в котором нет ни малейшей примеси материального, и увидел Абсолютную Личность Бога и Его внешнюю энергию, полностью находящ уюся в Его власти". - Бхаг. 1.7.4]
Также, рядом со Шри Кришной Вьясадеваджи увидел Его внутреннюю энергию (сварупа-шакти), прямые (кайя-вьюха) воплощения этой внутренней энергии (бесчисленных дев Враджа), бесчисленных спутников Кришны, а также Его бескрайнее величие (айшварью) и сладостные игры (мадхурья-майи), подобные человеческим (такие, как танец раса). Он увидел падение живых существ, которые отворачивались от Кришны, и обретавших служение Бхагавану живых существ, стремящихся к Нему.
Сразу же после этого Вьясадеваджи явил миру "Шримад-Бхагаватам" - плод своего самадхи, ради духовного благополучия всех живых существ.
йасйам ваи шруйаманайам
кришне парама-пуруше
бхактир утпадйате пумсах
шока-моха-бхайапаха
["Благодаря процессу слушания и следования "Шримад-Бхагаватам", преданность Враджендра-нандане Шри Кришне немедленно проявляется в сердце, тем самым рассеивая скорбь, заблуждения и страх. Только тогда Шри Кришна будет запечатлен в сердце такого бхакты". - Бхаг. 1.7.7]
В этом стихе Враджендра-нандана Шри Кришна назван парама-пурушей (Верховной Личностью Бога). Этим устанавливается также, что преданность Ему - есть высший метод.
Четырехголовый Господь Брахма, изначальный гуру, выразил в своих молитвах следующее.
ахо бхагйам ахо бхагйам
нанда-гопа-враджаукасам
йан-митрам параманандам
пурнам брахма санатанам
["Ахо! Какая огромная удача выпала Махарадже Нанде, Яшоде и другим гопам и гопи Враджа! Поистине, удача их безгранична, ибо Ты, вечный совершенный брахма и воплощение высшего блаженства, являешься их родственником, другом и благожелателем". - Бхаг. 10.14.32]
Смысл здесь таков, что Высший благожелатель враджаваси, Шри Кришна - есть вечный брахма, исполненный высшего блаженства, то есть Сам Бхагаван. Нирвишеша-брахма - это всего лишь сияние Его тела, а Параматма - всего лишь часть части Его полной части.
Абхидея-таттва
В каждом стихе "Шримад-Бхагаватам" излагается абхидхея (средство достижения цели) в форме преданности Кришне. Кроме того, Сам Бхагаван говорит: бхактйахам экайа грахйах шраддхайатма прийах сатам [Бхаг. 11.14.21] - "Только с помощью исключительной преданности возможно достичь Меня. Преданные Моих преданных очень дороги Мне". Бхактир эваинам найати - "только посредством бхакти можно достичь Верховной Личности". Это невозможно с помощью йоги или любого другого процесса.
на садхайати мам його
на санкхйам дхарма уддхава
на свадхйайас тапас тйаго
йатха бхактир маморджита
"Дорогой Уддхава, чистое преданное служение, которое предлагают Мне Мои преданные, подчиняет Меня им. Такой власти надо Мной не могут добиться те, кто следует путем мистической йоги, овладевает философией санкхьи, занимается благочестивой деятельностью, изучает Веды, совершает аскезу или дает обет отречения от мира". - Бхаг. 11.14-20)
Бхагаван Шри Кришна говорит Уддхаве: "Хе Уддхава! Йога, гьяна и вигьяна, исполнение долга, джапа, изучение Вед, аскезы и отречение не так эффективны для достижения Меня, как постоянно возрастающая и исключительная бхакти, наполненное любовью ко Мне". Плодом слушания "Шримад-Бхагаватам" является бхакти (преданность) Верховной Личности Шри Кришне, которая изгоняет скорбь, иллюзию и страх. Такая бхакти быстро подчиняет Кришну. Хотя мудрецы, свободные от гнева и ложного эго, погружены в блаженство безличного брахмы, они все равно с беспричинной преданностью поклоняются Бхагавану, чьи качества столь сладостны, что силой влекут к Нему каждого.
атмарамаш ча мунайо
ниргрантха апй урукраме
курвантй ахаитуким бхактим
иттхам-бхута-гуно харих
["Все различные атмарамы [те, кто черпает наслаждение в атме, духовном "я"], а также муни, погруженные в самосозерцание, уже освободились от гнева, ложного эго и всех препятствий на духовном пути. Несмотря на это, они желают нести бескорыстное и немотивированное любовное служение (бхакти) Шри Хари, который совершает удивительные деяния. Он обладает столь замечательными качествами, что привлекает всех, в том числе и освобожденные души". - Бхаг. 1.7-10.]
Те, кто находят полное удовлетворение внутри себя, подобно четырем Кумарам, кто лишен желаний наслаждаться, поклоняются лотосным стопам Бхагавана Шри Кришны Урукрамы с беспримесной преданностью (ахайтуки-бхакти). Таким образом, беспримесная преданность понимается как тема, излагаемая в "Шримад-Бхагаватам".
Прайоджана-таттва
В "Шримад-Бхагаватам" сказано:
эвам-вратах сва-прийа-нама-киртйа
джатанураго друта-читта уччаих
хасатй атхо родити раути гайатй
унмада-ван нритйати лока-бахйах
["Святые, полностью преданные служению Бхагавану с большой любовью, постоянно совершают киртану тех имен Кришны, что наиболее дороги им. Когда анурага, глубокая привязанность, проявляется в них, сердце тает и любовь к Богу сводит их с ума. Они громко смеются и плачут. Взволнованные любовью, они сладостно поют о своем Господе и, подобно безумцу, без тени стеснения танцуют и поют, не обращая внимания на мнение обычных людей".- Бхаг. 11.2.40.]
Садху, хранящий обет служения Бхагавану, совершает нама-санкиртану своему единственному возлюбленному Шри Бхагавана с помощью бхакти-йоги, характеризующейся премой. Благодаря бхакти-йоге в сердце возникает анурага и восходит росток премы. Сердце такого садху тает, и он возносится над уровнем общих масс. Он отбрасывает всякое стеснение перед миром, и порой смеется, а порой заливается слезами. Порой он громко взывает к Бхагавану, порой сладостно воспевает Его качества, а порой начинает танцевать, просто чтобы доставить Ему удовольствие. Таковы признаки према-бхакти, и эта любовь к Шри Бхагавану является конечной целью. Только такая према является конечной целью.
сарва-веданта-сарам йад
брахматмаикатва-лакшанам
ваств адвитийам тан-ништ?хам
каивалйаика-прайоджанам
["Суть всей Веданты описана в Шримад-Бхагаватам, ибо его главной темой является Абсолютная Истина, высшая реальность, единственная в своем роде и при этом неотличная от души. Цель [прайоджана] Шримад- Бхагаватам- чистое преданное служение этой Высшей Истине". - Бхаг. 12.13.12]
Суть всей Веданты описана в "Шримад-Бхагаватам". Лишь однонаправленная любовь к Бхагавану есть истинное освобождение (каивалйа). Другими словами, према, совершаемая по отношению к брахме обладает природой Его внутренней энергии и является высшей целью, прайоджаной. Брахматмаикатва-лакшанам - Шри Кришна является недвойственной Абсолютной Истиной. Гьяни видят сияние Его тела как брахму, йоги видят часть Его полной части как Параматму, а бхакты глазами, умащенными премой, получают Его даршан как Бхагавана. Враджаваси, погруженные в прему, служат этой недвойственной Абсолютной Истине в Его образе Шри Гопала-Говинды. Хотя в шастрах единая недвойственная Абсолютная Истина упоминается как брахма, Параматма и Бхагаван, тем не менее, три этих имени не являются синонимами. Между ними есть определенная разница.
В шастрах упоминаются два типа брахмы: 1) брахма и 2) парама-брахма. Санатана-брахма или пурна-брахма. Так, парама-пурна-санатана-брахма более чёток, чем брахма, и обладает особенностью, которой у брахмы нет. Аналогично, у Параматмы есть своя особенность, которой нет у атмы. А у Бхагавана (Сваям Бхагавана) намного больше особенностей, чем у Параматмы.
Некоторые философы считают слова "брахма", "Параматма" и "Бхагаван" синонимами - подобно тому, как синонимичны слова, обозначающие "воду" - `пани', `джала', `амбу', `нира' и т.д. Однако данное рассмотрение не вполне логично. Хотя вода, пар и лед и в самом деле являются водой, эти слова - не синонимы друг для друга. У каждого есть собственное отличительное качество. Слово "вода" не указывает на пар или лед. "Пар" не указывает на воду или лед. И "лёд" не указывает на воду или пар. Необходимо различать градиции их качеств, исходя из их характеристик. Таким же образом и у брахмы, Параматмы и Бхагавана есть свои отличительные особенности.
В этом отношении можно привести пример с солнцем или горой. Если смотреть издалека, гора похожа на темное облако. Подойдя ближе, можно увидеть деревья, растения и так далее. Если подойти совсем близко, взору открывается полный образ горы - с живущими на ней насекомыми, червями, животными, птицами, водой и пейзажем. Точно так же, брахма - это очень отдаленное представление, постигаемое посредством гьяны, Параматма, размером с большой палец, - представление, постигаемое через йогу. Однако, благодаря бхакти, можно получить полный даршан окончательной истины о Бхагаване и узреть Его обитель, спутников и так далее. Мы не можем видеть самого бога солнца - лишь лучи света. С другой стороны, личность, обладающая необходимой квалификацией для этого, получит даршан его облика, колесницы, лошадей и так далее. Аналогичным образом, не являются синонимами и Параматма с Бхагаваном - между ними есть определенное различие.
Сарва-веданта-сарам. Суть всех Вед - это единство брахмы и Бхагавана, или, другими словами, объединенная внутренняя форма (сварупа) обоих. Эта сварупа не имеет себе равных (адвитийа-васту), как упомянуто в стихе ваданти тат таттва-видас. Тан-ништ?хам означает "к Нему". Каивалйаика-прайоджанам означает "безраздельная према по отношению к Нему - это наивысшая цель". И `каивалйа' здесь означает отнюдь не безличное освобождение, мукти, ведь на протяжении всего "Шримад-Бхагаватам" мы видим пренебрежение таким мукти:
джнане прайасам удапасйа наманта эва
дживанти сан-мукхаритам бхавадийа-вартам
стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир
йе прайашо 'джита джито 'пй аси таис три-локйам
["Те, кто полностью отвергают стремление к знанию (имперсональную гьяну) и вместо этого телом, умом и речью выражают почтение темам о Тебе, сошедшим с уст Твоих чистых преданных, всю свою жизнь посвящая этим повествованиям, при этом оставаясь в любом положении в обществе, которое занимали, несомненно, покоряют Тебя, хотя в ином случае никто другой во всех трех мирах не способен победить Тебя". - Бхаг. 10.14.3]
Бхакты не примут мукти, даже если Бхагаван предложит им это. Они считают мукти очень незначительным. В частности, сказано: шримад-бхагаватам пуранам амалам йад ваишнаванам прийам [Бхаг. 12.13.18] - ""Шримад-Бхагаватам" - это безупречная пурана". Эта книга очень дорога каждому вайшнаву, но никак не гьяни или йогам. В ней нет даже намека на обман в виде мукти. Кайвалья, или мукти, не может быть темой, излагаемой в "Шримад-Бхагаватам". Здесь `кайвалья' означает кевала ("исключительный") или вишуддха ("полностью чистый"). Лишь исключительное, однонаправленное бхакти называется здесь кайвальей. Высочайшей исключительной преданностью, экантика-бхакти, обладают жители Враджа. Среди них наивысшая - та бхакти, которая есть у гопи. И среди всех гопи наивысшей экантика-бхакти к Кришне обладает Шримати Радхика.
Бхава Шримати Радхики, наделенная уннатоджджвалой - рудхой, адхирудхой, моданой и маданой 4, и есть кайвалья в истинном смысле. И это именно та тема, что излагает "Шримад-Бхагаватам".
[Сноска 4. Рудха-бхава - стадия махабхавы, на которой все восемь признаков духовного экстаза проявляются подобно ярко пылающему огню (уддипта). Адхирудха-бхава - высшая стадия премы, присущая только гопи Враджа. Различают два вида адхирудха-бхавы: 1) модана, при которой все саттвика-бхавы героя и героини пробуждаются в гораздо большей степени, чем в ярко пылающем (уддипта) состоянии, и 2) мадана, которая присуща исключительно группе Шри Радхи.]
Шрила Прабодхананда Сарасватипад говорит: каивалйам наракайате. Если кайвалья употребляется для обозначения слияния с Господом - такая кайвалья в крайней степени неприемлема, вайшнавы считают такую кайвалью адом. Подобное мукти не может быть предметом изложения "Шримад-Бхагаватам".
В частности, Шри Кришну также называют "Кайвальянатха" и "Кайвальяпати". Другими словами, Он - господин и цель