Гайдукова Людмила Александровна : другие произведения.

Скульптура и коропластика Ольвии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Институтская работа по Истории Древнего мира за I курс

  Основные тенденции в развитии скульптуры и коропластики
  Северного Причерноморья в античное время
  (на примере Ольвии)
  
  Работа по Истории Древнего мира. Первый курс. 1996 г.
  
  П л а н:
  
  1. Введение.
  
  2. Культура Ольвии - часть культуры Северного Причерноморья.
  
  3. Скульптура:
   Сохранность и материалы;
   Ионийский период;
   Архаическая скульптура;
   Афинский период;
   Эпоха эллинизма;
   Местная скульптура.
  
  4. Коропластика:
   Древнейший период;
   Классический период;
   Период варваризации античной культуры;
   Местное производство.
  
  5. Отражение малоазийских культов в греческих терракотах.
  
  6. Причины варваризации искусства городов Северного Причерноморья.
  
  7. Заключение.
  _______________________
  
  
  О том, что проблема культурного наследия Северного Причерноморья представляет большой интерес, свидетельствует богатый историографический материал. Книги, использованные мною при подготовке данной работы, не только обзорно освещают культурные традиции Северного Причерноморья, но и включают в себя монографические исследования по материалам раскопок Ольвии. В них содержится перечень археологических памятников, их подробный анализ. Также приведены каталоги и таблицы, позволяющие наглядно представить предметы раскопок. Вопросы, рассматриваемые в монографиях, и точки зрения авторов на некоторые проблемы, представляют большой интерес, а также могут служить отправным материалом для работ на аналогичные темы.
  
  
  Культура Ольвии - часть культуры Северного Причерноморья
  
  Культура Ольвии - это часть культуры всего Северного Причерноморья. И хотя ольвийские произведения искусства обладают целым рядом местных, неповторимых особенностей, их нельзя рассматривать в отрыве от всего культурного процесса данного региона.
  Культура государств Северного Причерноморья имеет своеобразные черты, которые обуславливаются некоторыми особенностями развития этого периферийного района античного мира, где собственно античная культура развивалась в тесном взаимодействии с культурой местных народов. В древнейший период VII-VI в.в. до н.э. вместе с формами политической и общественной жизни в города Северного Причерноморья были перенесены все культурные достижения метрополии.
  Расцвет античной культуры государств Северного Причерноморья совпадает со временем их экономического расцвета. В Ольвии он падает на V-IV в.в. до н.э.
  
  
  Скульптура
  
  Скульптура была широко распространена в греческих колониях Северного Причерноморья. Но большинство дошедших до нас памятников скульптуры колоний Северного Причерноморья известны лишь по определённым фрагментам. Целые статуи, представляющие большую ценность, пока единичны. Это можно объяснить тем, что произведения скульптуры в древности подвергались порче во время войн. Дион Хрисостом, греческий философ и ритор, живший в I в. н.э., говоря о разорении Ольвии гетами, отмечает, что в ольвийских храмах не осталось ни одной целой статуи, все они изуродованы, равно как и изображения на надгробных рельефах(1).
  Основными материалами скульптурных произведений, найденных в Северном Причерноморье, были мрамор и известняк. Из мрамора главным образом изготовлены привозные образцы, известняк служил материалом для местных скульптур и рельефов. В редких случаях имеются указания на изготовление статуй из бронзы и дерева.
  В период VII - нач. V в. до н.э. в Северное Причерноморье скульптура поступает в основном из городов Ионии. Это объясняется тем, что вновь основанные поселения в дальнейшем сохранили экономические и культурные связи со своими метрополиями. В частности, Ольвия была колонией Милета - самого могущественного из ионийских городов, - и достаточно долго поддерживала с ним самые тесные отношения. Вследствие такой взаимосвязи роль ионийского художественного творчества в Северном Причерноморье в древнейшую эпоху была очень значительной. Произведения скульптуры этого времени в основном фрагментарны.
  Примером такого культурного взаимодействия может служить обломок небольшого торса куроса(2). Этот заимствованный греками из Египта тип юношеской фигуры, стоящей строго фронтально, в течение VI в. до н.э. получил широкое распространение во всей Греции. Ольвийский курос выполнен из известняка. На принадлежность его к ионийской скульптуре указывают мягкие, текучие формы тела.
  В эпоху архаики развивается монументальная скульптура. Расписанные яркими красками рельефы ранней и зрелой архаики представляют сцены из различных греческих мифов и близки по стилю рисункам на вазах этого времени. Все черты, присущие греческой архаической скульптуре - статичность, замкнутость контурных линий при непременном фронтальном построении фигуры - прослеживаются во многих ранних привозных скульптурных произведениях. С конца архаической эпохи заметно стремление к реалистичному изображению живой натуры. При общей архаической связанности позы уже наблюдаются попытки оживить фигуру отдельными мотивами. Старательно разрабатываются складки одежды, трактуемые, однако, чисто декоративно.
  Из памятников этого стиля следует отметить полихромную мраморную стелу, на двух сторонах которой имеются изображения(3). На одной из сторон рельефа изображён нагой юноша, на другой - фигура амазонки или скифа-воина. Этот памятник интересен как редкий тип стелы, украшенной рельефами с двух сторон. Отдельные элементы моделировки тела нарушают строгость фронтального построения и свидетельствуют о натуралистическом мастерстве художника. Удлинённые пропорции тела, расплывчатый контур и мягкая поверхность тела и лица, лёгкая улыбка на губах указывают на ионийскую школу.
  В V и в IV в. до н.э. греческие колонии Северного Причерноморья как в экономическом, так и в культурном отношении были тесно связаны с Афинами. Это подтверждают находки копий работ Фидия. Небольшая мраморная статуэтка - копия Афины Парфенос - вольная передача стиля Фидия, при этом мастер внёс в работу большую долю собственной творческой фантазии(4). Прямо стоящая фигура, опирающаяся на правую ногу, отставив левую, в аттическом пеплосе с напуском, на груди эгида с головой горгоны. Но поза и складки одежды иные, чем на оригинале, под правой рукой отсутствует подпорка.
  В последующую эпоху эллинизма наряду с прежними художественными центрами в Греции основаны новые школы ваяния, в которых разрабатывается новое направление в искусстве. Среди скульптур, происходящих из Северного Причерноморья, имеются памятники, свидетельствующие о культурных связях этого района с рядом скульптурных школ эпохи эллинизма, с аттической, александрийской и пергамской школами. Лучшие образцы эллинистической скульптуры привозились из метрополии. К ним следует отнести фрагменты колоссальной статуи льва, отличающиеся смелой моделировкой и большой выразительностью(5). А также, две небольшие мраморные головы, по всей вероятности, Асклепия и Гигиейи, возможно, являющиеся частями одной группы(6). Обе головы отличаются исключительно мягкой, несколько обобщённой живописной трактовкой, характерной для александрийской работы, и должны быть отнесены к концу III в. до н.э.
  
  Многочисленные контакты греков с местным населением не могли не отразиться на характере скульптуры местного производства. Особенно это становится заметным в первые века н.э., когда усиливается степень варваризации Северопричерноморских колоний. Взаимодействие античных и местных традиций привело к появлению своеобразного художественного стиля, отражавшего идеологические воззрения создавшего этнически неоднородного общества.
  Общую линию развития местного художественного стиля можно охарактеризовать как постепенное органичное слияние местных и античных художественных элементов, с явным преобладание местных в конце античной эпохи. И это несмотря на то, что города Северного Причерноморья не прекращали ввоза античных изделий. Но в первые века н.э. местные скульпторы выработали собственные устойчивые навыки и формы, и античные статуи и рельефы утеряли для них прежнее значение недосягаемых образцов. Будущее принадлежало не слепым подражателям, а тем местным художникам, которые осознали свою значимость и смогли творчески переработать греческие традиции.
  В первые века н.э. большую роль в становлении местного искусства сыграло влияние Рима. Это можно проследить на примере Ольвии, где тяжёлое внешнеполитическое положение, частые нападения кочевых племён облегчили переход полиса под римский протекторат. В середине II в. н.э. император Антонин Пий, стремившийся к подчинению бассейна Чёрного моря, поместил в Ольвии постоянный гарнизон. В начале III века при Септимие Севере город был вынужден признать над собой верховную власть Рима, в результате чего Ольвия оказалась включенной в состав римской провинции Нижняя Мезия.
  Местная скульптура Ольвии известна нам гораздо меньше, чем местная скульптура Боспора и Херсонеса. В ольвийском некрополе стояли антропоморфные стелы из местного раковистого известняка; в окрестностях Ольвии обнаружено несколько статуй и гермообразные изваяния мужских и женских фигур. Из Козырок близ Ольвии происходит фрагментированный рельеф грубой работы, изображающий всадника, стоящую перед ним фигуру и двух собак; а также монументальные, сильно повреждённые статуи конных воинов(7). К числу крупных ольвийских скульптур местной работы относится ряд статуэток сидящей на троне Кибелы, а также ряд надгробных рельефов, среди которых выделяется своей необычной композицией семейное надгробие Метробии, Деметрия и Демокона (II-I в.в. до н.э.)(8), а также двухъярусная стела Стратона, относящаяся к римской эпохе(9). Можно назвать ещё посвятительные рельефы, которые передают в местной плоскостной манере античные композиции, например, ритуальные пляски.
  Этот материал, однако, недостаточен для выявления характерных особенностей стиля скульптурных мастерских Ольвии и для установления отдельных этапов его формирования.
  
  
  Коропластика
  
  Широкое распространение в Северном Причерноморье имели терракотовые статуэтки, изготовлявшиеся в местных мастерских. Техника коропластики была принесена сюда при основании городов наряду с другими ремёслами.
  Древнейшие статуэтки VI - I пол. V в. до н.э. в основном представляли собой изображения божеств. Они служили приношениями богам как в домашних культах, так и в святилищах и храмах, их помещали также в могилы, особенно женщин и детей, изредка их находили и в тризнах. Небольшие размеры статуэток (7-12 см высотой) и применение форм при их изготовлении обеспечивали возможность быстрого распространения терракот среди античных городов Средиземноморья и Причерноморья.
  Самыми популярными в древнейший период типами были: тип сидящей на троне богини Деметры, богини-Матери Кибелы, столбообразно стоящей девушки Коры с опущенными и прижатыми к телу руками. Встречаются изображения животных и птиц (свиньи, черепахи, петуха и др.) и даже бытовых сценок. Эти фигурки также служили приношениями. Статуэтки нередко сохраняют следы яркой расцветки (полихромии). Трактовка изображений отличается некоторой суммарностью, что не мешает им быть иногда очень выразительными.
  Исполнение терракот связано с развитием скульптуры, и лучшие из них отражают стиль, господствующий в данный период. Древнейшие терракотовые статуэтки исполнены в стиле архаической ионийской скульптуры.
  Со II половины V в. до н.э. и в течение IV в. до н.э. (период расцвета классического искусства) создаются новые типы терракот, связанные с культом Деметры и Коры, а также Афродиты и Диониса. Старые типы сидящей и стоящей богини трактуются по-новому: в более свободном движении с правдивой передачей облегающей тело одежды. Появляются типы, отражающие реальную жизнь (женщина с ребёнком на руках, юноша).
  Расцвет коропластики в городах Северного Причерноморья падает на период эллинизма. Терракотовые статуэтки в это время не только связаны с культом, но и являются украшениями.
  В период распада античной культуры и её варваризации в первые века н.э. терракотовые статуэтки утрачивают свойственные им ранее черты: пластичность форм и правдивость движения. Старые типы схематизируются, например, Тюхе - богиня удачи с рогом изобилия, богиня-Мать. С распространением оргиастических культов связано развитие типов статуэток с подвесными членами тела. Падает техника исполнения статуэток. Среди лепных фигурок встречаются оригинальные типы, отражающие впечатления окружающей жизни.
  Помимо круглых фигур из терракоты исполнялись односторонние рельефы, например, изображения Ниобидов и Ниобид, истребляемых разгневанными богами. Такие терракотовые изображения обычно служили украшениями деревянных саркофагов.
  В терракотах Северного Причерноморья большое место занимал импорт из городов Ионии, из Афин и других городов Средиземноморья. Но с самого начала их существования в городах Северного Причерноморья началось местное производство терракот. Расцвет местного производства падает на время с III в. до н.э. по I в. н.э.
  В отличие от многих других греческих некрополей в ольвийских мошлах встречено мало терракотовых статуэток. Такое явление представляется очень странным, тем более что в Ольвии существовало значительное местное производство терракот.
  Обязательными и наиболее распространёнными типами является стоящая Кора и сидящая богиня - Деметра, остальные типы служат в качестве дополнения к ним.
  В архаическое время наиболее распространённым был ионийский тип терракот. Например, сидящая на троне богиня Деметра(10). Фигура её сливается с троном, и едва намечены под одеждой руки, плащ накинут на голову, закрывая волосы. Это изображение отличается мягкой трактовкой лица и плавными линиями, так же, как и фигура Коры: крупные черты лица смягчены, гладкое покрывало опускается на плечи, в ушах круглые серьги(11).
  В более позднее время в Ольвии преобладает аттический тип терракот. Изображение Деметры трактуется по-новому. Для него характерно отсутствие моделировки фигуры, как бы завёрнутой в плащ, волосы мелкими зубчиками обрамляют лицо. Трон, с закруглёнными выступами по бокам спинки, значительно шире фигуры сидящей богини(12). В это же время получает распространение новый тип богини Кибелы. Изображение Кибелы редко встречается в архаическое время; только с конца V в. до н.э. складывается определённый тип сидящей богини с львёнком на коленях, держащей в руках чашу или тимпан(13).
  
  
  Отражение малоазийских культов в греческих терракотах
  
  На примере коропластики ясно прослеживается связь Греции и городов Северного Причерноморья с восточной традицией. Первоначально терракоты возникли как приношение богам, своеобразная жертва, в которой заметно стремление человека заявить и о себе (использование жанровых сценок). Фактически то же самое мы находим и в странах Древнего Востока.
  Египетские ушебти были не только культовыми приношениями, но и выражали эгоистическое стремление человека напомнить богам о своём существовании: статуэтки должны были брать на себя грехи умершего. И египетские ушебти, и греческие терракоты символизировали образ человека в беспредельном, лишь со временем эта традиция трансформировалась по пути увеличения субъективного значения человека. Не случайно в произведениях греческой коропластики большое внимание уделено реальности изображения лица, складок одежды, сопутствующих предметов.
  Эта традиция своими корнями уходит ещё дальше вглубь, в шумерийскую эпоху. В Древнем Шумере очень популярны были небольшие глиняные изображения божеств, имевшие то же охранительное и жертвенное назначение, что и в последующее время. Однако шумерийские статуэтки носили сугубо культовый характер и не имели целью приблизить человека к богам. Это ясно заметно по выражению лица и огромных инкрустированных глаз статуэток, в которых видно полное смирение, покорность высшей воле и в то же время радостный молитвенный экстаз.
  Но не только сама техника приношений была заимствована у древневосточных государств. Многие образы азиатской мифологии трансформировались на греческой почве и во многом приобрели совершенно иное значение. Города Северного Причерноморья стали преемниками греческой культуры, что хорошо прослеживается на примере Ольвии.
  Самый популярный малоазийский культ - культ Кибелы - был перенесён в города Северного Причерноморья переселенцами-ионийцами ещё в VI в. до н.э., как об этом свидетельствуют архаические статуэтки Кибелы. С этого времени культ Кибелы вошёл в жизнь населения городов Северного Причерноморья. К концу VI в. до н.э. относится терракотовая статуэтка, открытая в некрополе в Ольвии. Но наибольшее количество изображений Кибелы создаётся в Северном Причерноморье в период эллинизма и в первые века н.э. Своеобразным произведением местного коропласта является статуэтка Кибелы из Ольвии: мастер соединил богиню, сидящую на троне со львом на коленях, со статуэткой, изображающей огромного, спокойно стоящего льва(14).
  Весьма харектерными для Северного Причерноморья являются рельефные плиты с изображением сидящей на троне Кибелы между стоящими перед ней Гермесом и Корой. Такова рельефная плита из Ольвии в Одесском музее. Плита имеет обычное для I в. н.э. архитектурное оформление. В исполнении фигур Кибелы, Гермеса и Коры есть нарушение правильности пропорций и схематизм в передаче складок одежды. Другая плита из Ольвии имеет ещё более упрощённое и схематичное изображение тех же божеств: фигура Кибелы плоскостна, детали схематичны до полной утраты их реальной формы, пропорции неправильны. Кора изображена в виде мощной столбообразной женской фигуры.
  Аттис - супруг Кибелы - символизировал смену времён года и также был очень популярен. Культ Аттиса в Северном Причерноморье был широко распространён уже в период эллинизма. Но эллинистические изображения Аттиса представляют его в восточной одежде: длинных штанах и широкой, в складках, тунике с короткими рукавами, опоясанной в талии; лицо безбородое, обрамлённое вьющимися волосами, на голове фригийская шапочка, за спиной крылья. Аттис изображён как пастух, сидящий на холмике, играющий на сиринге. Как образ умирающего и воскресающего бога, изображения Аттиса имеют хтоническое значение и встречаются в могилах - в рельефных композициях на саркофагах и в виде гипсовых и терракотовых статуэток.
  Терракотовые изображения летящего орла на фоне глубокой чаши, напоминающей калаф, можно отнести к кругу памятников, связанных с небесными культами. Они найдены во многих городах Северного Причерноморья и датируются первыми веками н.э. В Ольвии найдены орлы лучшей сохранности(15).
  Статуэтки египетских божеств были завезены в Ольвию в период римской экспансии солдатами. Изображения египетской богини Исиды найдены в различных вариантах: от египетского типа Исиды, кормящей Гора, до синкретических образов, созданных в первые века н.э. Из Ольвии происходит статуэтка Исиды, сидящей на троне, кормящей Гора(16).
  К проблеме формирования местных культурных школ, в частности ольвийской, можно подходить и с другой стороны. Как известно, ближайшими соседями Ольвии были скифы, причём одно из важных мест занимали пришлые скотоводческие племена ираноязычного происхождения. В Северное Причерноморье они несли новую культуру, в корне отличную от культуры греческих поселенцев. Скифы-кочевники также могли служить мостом, по которому в Северное Причерноморье приходили культурные веяния с Востока. Таким образом, в Ольвии сталкивались два противоположных понимания, переосмысления азиатских традиций: греческое и скифское. Возможно, поэтому ольвийская трактовка восточных образов отличается от трактовки их мастерами греческих школ.
  Итак, мы видим, что Греция и города Северного Причерноморья явились преемниками восточных традиций. Развитие их на новой почве и в новых условиях нашло отражение в произведениях коропластики, которые со временем изменяли своё значение, всё больше отдаляясь от своих азиатских предшественников.
  
  
  Причины варваризации искусства городов Северного Причерноморья
  
  Скульптура и коропластика составляли неотъемлемую часть культуры всех городов, так или иначе связанных с греческими традициями. В этом смысле Ольвия не представляется исключением. И хотя бесспорно существование в ней местной художественной школы, о наличии которой свидетельствуют многочисленные археологические памятники, всё же она явилась преемницей как собственно греческой культуры, так и восточных традиций, трансформировавшихся на греческой почве.
  На основе анализа приведённых выше примеров произведений скульптуры и коропластики мы видим, что от архаического времени через классическую и эллинистическую эпохи вплоть до самого заката городов Северного Причерноморья в искусстве постепенно нарастают влияния местных школ. Исчезает чистота и тщательность исполнения лиц и одежды, фигуры людей и животных всё более схематизируются, появляются новые образы, многие из которых заимствованы из восточной мифологии.
  К концу эллинистического периода варварские элементы одерживают полную победу над греческими в искусстве городов Северного Причерноморья. На мой взгляд, это связано со всё большим обретением этими городами независимости от Аттической Греции. И хотя торговых связей они не порывали почти до самых последних своих дней, экономическая и политическая самостоятельность их всё возрастала.
  Оказавшись в новых условиях, греческие переселенцы вынуждены были искать контакты со своими соседями. В течение довольно долгого времени они поддерживали со скифами самые тесные отношения, что способствовало ассимиляции традиций, обычаев, культур.
  Также нельзя не брать во внимание и состав населения севернопричерноморских городов: рамки полиса постепенно расширялись, и в число граждан были включены люди негреческого происхождения.
  Долгий период войн с кочевниками способствовал ослаблению связей с Грецией, что привело к укреплению местных традиций в городах Северного Причерноморья.
  Сыграли свою роль и географические факторы. Наличие других материалов (например, раковистый известняк) накладывало отпечаток на технику исполнения скульптур, зачастую приобретавших новые черты именно благодаря несхожести материалов.
  Все эти общие для многих городов Северного Причерноморья причины могут быть также применены к Ольвии. В связи с тем, что экономические отношения связывали Ольвию с довольно обширным районом: она торговала с обитателями Побужья вплоть до верхнего течения реки, и особенно со скифами Приднепровья, - этот город совмещал в себе функции распространителя культурного влияния Греции на близлежащие районы. В скифских могильниках часты находки греческих или сделанных по греческому образцу произведений. В то же время несомненно и обратное влияние варварского окружения на греков, причём в конечном итоге варварские элементы одержали победу над античными культурными традициями, что в определённой степени удаётся проследить на примере развития скульптуры и коропластики.
  _______________________
  
  
  Примечания:
  
  (1) Античные города Северного Причерноморья (Очерки истории и культуры) I, - изд-во Академии наук СССР. - М, Л, 1955.
  
  (2) Там же.
  
  (3) Там же.
  
  (4) Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. - М: Наука, 1984.
  
  (5) Блаватский В.Д. Искусство Северного Причерноморья античной эпохи. - М, изд-во гос. музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, 1947.
  
  (6) Там же.
  
  (7) Античные города Северного Причерноморья (Очерки истории и культуры) I, - изд-во Академии наук СССР. - М, Л, 1955. - ОАК за 1909 г., с. 101, рис. 146.
  
  (8) Античные города Северного Причерноморья (Очерки истории и культуры) I, - изд-во Академии наук СССР. - М, Л, 1955. - KW, табл. XXVI, ? 381.
  
  (9) Там же.
  
  (10) Скуднова В.М. Архаический некрополь в Ольвии. - Искусство, Ленинградское отделение, 1988.
  
  (11) Там же.
  
  (12) Там же.
  
  (13) там же.
  
  (14) Кобылина М.Н. Изображения восточных божеств с Северном Причерноморье в первые века н.э. - М, Наука, 1978.
  
  (15) Ветштейн Р.И. Раскопки на римской цитадели в Ольвии. - КСИА АН УССР, 1957, вып. 7, рис. 1; САИ, Г1 - 11, 1970, ч. I, табл. 37, 4.
  
  (16) Кобылина М.Н. Изображения восточных божеств с Северном Причерноморье в первые века н.э. - М, Наука, 1978.
  _______________________
  
  
  Использованная литература:
  
  1. Античные города Северного Причерноморья (Очерки истории и культуры) I, - изд-во Академии наук СССР. - М, Л, 1955.
  
  2. Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. - М: Наука, 1984.
  
  3. Блаватский В.Д. Искусство Северного Причерноморья античной эпохи. - М, изд-во гос. музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, 1947.
  
  4. Ветштейн Р.И. Раскопки на римской цитадели в Ольвии. - КСИА АН УССР, 1957.
  
  5. Кобылина М.Н. Изображения восточных божеств с Северном Причерноморье в первые века н.э. - М, Наука, 1978.
  
  6. Скуднова В.М. Архаический некрополь в Ольвии. - Искусство, Ленинградское отделение, 1988.
  
  7. М. Парович-Пешикан. Некрополь Ольвии эллинистического времени. - Киев, изд-во "Наукова думка", 1974.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"