В двух словах: способ торговли. В трёх словах: разновидность прямых продаж. Прямые продажи - это способ распространения продукции производителями напрямую конечным потребителям, минуя длинную цепочку посредников, услуги которых составляют львиную долю конечной цены продукции.
Каждый посредник в цепи движения товара - это самостоятельная бизнес-единица, обеспечивающая поиск товара, его покупку, транспортировку, хранение, рекламу и продажу следующему звену цепи. Это всё расходы. Плюс накладные расходы (содержание бухгалтерии, управленческого аппарата и т.д.). Плюс налоги. Плюс прибыль, без которой никто работать, естественно, не будет. Всё это умножить на количество звеньев... В результате конечная цена товара часто в 10 - 100 раз превышает цену производителя.
И отказаться от услуг посредников в рамках традиционной торговли нельзя. Посредники образуют разветвлённую пирамидальную структуру распространения товаров, без которой товар до массового конечного потребителя просто не дойдёт. Если Вы живёте рядом с хлебозаводом, то можете покупать хлеб непосредственно у производителя. Но много ли людей живут рядом с хлебозаводами?
Сетевой маркетинг появился как удачный способ разрешения противоречия между высокой ценой услуг посредников и желанием производителя донести свою продукцию до массового конечного потребителя.
Впервые сетевой маркетинг появился в США в сороковые годы ХХ века. Своей эффективностью он вызвал множество недоброжелателей среди представителей традиционной торговли, с которой он успешно конкурировал, и представителей средств массовой информации, от использования рекламного пространства которых он безболезненно для себя отказался, уменьшив их доходы (и сократив свои расходы). Кроме того, популярность и легальность сетевого маркетинга оказались притягательны для создателей нелегальных финансовых пирамид, которые стали маскировать эти пирамиды под сетевой маркетинг и тем самым ухудшать имидж настоящих компаний сетевого маркетинга.
В результате деятельность компаний сетевого маркетинга попала под расследование Верховного суда США. В 1956 году после тщательного рассмотрения Верховный суд США принял решение о легальности сетевого маркетинга, что открыло дорогу для его широкого распространения в США и во всём мире.
Однако наиболее бурно сетевой маркетинг начал развиваться в последние два десятилетия ХХ века. На сегодняшний день это наиболее быстрорастущая отрасль человеческой деятельности, в которой действуют сотни миллионов людей.
Каким же способом сетевой маркетинг разрешает указанное выше противоречие? Что делает его таким эффективным?
Решение оказалось предельно простым и неожиданным, как всякое хорошее изобретательское решение: количество бизнес-единиц, занятых в распространении продукции, не уменьшить, как подсказывает здравый смысл, а, наоборот, увеличить до максимально возможного предела. При этом бизнес-единицей становится один человек - независимый дистрибьютор компании-производителя.
Изюминка этого решения заключается в том, что каждый такой дистрибьютор получает товар от компании напрямую, минуя иных посредников, и доносит его до конечных потребителей сам, не тратясь на хранение, транспортировку, накладные расходы и, главное, на рекламу. Таким образом удаётся сэкономить огромные средства, часть которых идет на вознаграждение дистрибьюторов, часть - на снижение конечной цены товара и часть - на прибыль сетевой компании.
Однако создание такой сети и контроль над ней традиционными методами потребует таких расходов от сетевой компании, что вся затея станет убыточной. Поэтому дистрибьюторам компания делегирует право рекрутирования и обучения новых дистрибьюторов, вознаграждая успешных рекрутёров и учителей определённым процентом от товарооборота созданных ими организаций. При этом, если человек занимается только рекрутированием, минуя обучение новых дистрибьюторов, их товарооборот равен нулю и вознаграждение, соответственно, тоже. Это один из моментов, отличающих сетевой маркетинг от финансовых пирамид. Платят только за конечный результат - за количество товара, доставленного конечному потребителю.
Выгода этой схемы реализации товара настолько очевидна, что возникает вопрос: почему потребовалось полстолетия, чтобы эта схема распространилась по миру?
Всё дело в том, что такая схема требует участия значительно большего количества людей, чем традиционная торговля. А в индустриальную эпоху основным дефицитом является именно квалифицированная рабочая сила.
Но на наших глазах завершается индустриальная фаза развития мировой экономики и начинается новая - постиндустриальная. В отличие от предыдущей, постиндустриальная фаза требует участия гораздо меньшего количества людей в производстве материальных ценностей. Но высвободившиеся массы людей надо чем-то занять, иначе возможны серьёзные социальные катаклизмы. Причем их надо занять не искусственно придуманной бессмысленной работой, а полезной для общества престижной деятельностью, в которой личность может реализовать свой потенциал. Поэтому сейчас очень быстрыми темпами растёт сфера услуг. Я не располагаю точными данными, поскольку они всё время меняются, но уже десять лет назад в такой развитой стране, как США, только один трудоспособный человек из пяти был занят в сфере производства материальных ценностей, а остальные четверо - обслуживанием этого одного и друг друга.
Такая тенденция мировой экономики в корне изменила положение дел на рынке труда: дефицит квалифицированной рабочей силы сменился серьёзным дефицитом востребованных рабочих мест, в том числе и рабочих мест с частичной занятостью, а сетевой маркетинг такие места как раз и предоставляет.
Именно эта ситуация и вызвала к жизни интереснейший феномен. Во все времена информация о том, как стать богатым, тщательно скрывалась и передавалась почти исключительно внутри семейных кланов. Это и понятно: кому ж захочется плодить конкурентов? Однако опасения социальной дестабилизации столь цивилизованного и уютного мира вкупе с научными данными о том, что совсем немного людей реально готовы бороться за то, чтобы стать богатыми, привели к появлению целого потока литературы о технологиях достижения успеха. Информационный барьер на пути к благосостоянию пал. Остались только внутренние барьеры в собственной голове. Отныне каждый желающий может достичь благосостояния. Другое дело, что не каждый хочет проходить этот путь. Американская поговорка: "Если ты такой умный, то почему не богатый?" стала куда актуальнее, чем раньше.
Отсюда можно сделать вывод: сетевой маркетинг востребован, как минимум, на всё время переходного периода мировой экономики от индустриальной эпохи к постиндустриальной. Это время можно оценить десятками, а то и сотнями лет. Те люди, которые выбирают для себя сетевой маркетинг в качестве основного места для приложения своих сил, имеют все основания полагать, что выбрали себе работу на всю жизнь. А уверенность в завтрашнем дне - одна из основных ценностей человека. Именно её и предлагает сетевой маркетинг.