Гарипов Талгат : другие произведения.

Некоторые размышления о сущности Бога

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Некоторые размышления о сущности Бога.


Как-то, перебирая старые бумаги, обнаружил эти свои юношеские записи.
Возможно, они в чем-то несколько наивны, в чем-то для искушенных - на уровне прописных истин, но все же мне показалось, что они могут быть для кого-то интересными. Хотя бы как пища для размышлений на темы, которые всегда будут привлекать людей, и на которые, наверное, никогда мы не сможем найти исчерпывающие ответы.
Пытаясь осмысливать сущность Творца, придется исходить из того, что мы находимся как бы внутри
исследуемого "объекта" и, следовательно, не можем познать его в полной мере.

Представим, что мы находимся внутри какого-либо неизвестного нам механизма, например, огромных часов неземного происхождения и мы из дикого племени, стоящего по уровню развития где-нибудь на уровне неандертальца. Шестеренки вращаются. Каждая с определенной скоростью и в свою сторону.
Сколько бы мы не всматривались в детали этого механизма, понять истинное назначение его было бы невозможно. Что бы смочь осмыслить суть устройства, наверняка, необходимо видеть его целиком, т.е. и наружную часть тоже, не говоря уж о некотором минимальном запасе специальных знаний.
Так, кто же он, Творец всего и вся? В состоянии ли мы, люди хотя бы условно представить его, что нас объединяет и что нас разделяет?
Древние философы утверждали:
- Чтобы изучать Вселенную, загляни внутрь себя.
Все, что есть во Вселенной, есть внутри каждого из нас. Вполне уместно будет вспомнить и слова из Библии, утверждающие, что бог создал человека по образу и подобию своему.
Согласившись с тем, что все характерное Творцу есть в каждом из нас, мы, пусть и условно, но можем рассматривать поставленную задачу, с позиции, находящейся вне изучаемой системы.
Итак, человеческий организм: части тела, внутренние органы, клетки.
Остановимся на уровне клетки, допустим, печени. Дадим произвольно выбранной клетке, как и всем остальным, способность, пусть на каком-то своем примитивном уровне, но мыслить.
(Наша клетка по сути своей мало чем отличается от одноклеточной амебы. А ведь амеба перемещается в зависимости от того, тепло ей, или холодно, есть вокруг нее пища, или отсутствует, питается, размножается - т.е. постоянно реагирует на изменения в окружающей ее среде, совершает действия, которые иначе, как разумными не назовешь.
Следовательно, вполне логично сделать вывод, что и клетка человеческого организма, в нашем случае, клетка печени на каком-то своем уровне, но обладает неким "разумом".)

Клетка может осознавать, понимать свое место, задачи как часть печени. Она, допускаю, сможет осмыслить деятельность других клеток, которые рядом с ней, но выполняют другие, присущие им функции. Допускаю, что можно ей достигнуть уровня понимания работы клеток других органов. (Вспомним, что наше мышление, интеллект развивается сообразно тому, чем мы занимаемся, интересуемся, учимся.)
Но как эта клетка, даже мыслящая, будет воспринимать, деятельность всего человеческого организма, его цели, задачи, потребности? Каким образом она осознает деятельность мозга, например, размышляющего о совершенно абстрактных с точки зрения этой клетки проблемах, допустим, об аналогии взаимоотношения клетки организма и человеческой мысли с человеком и Творцом, что мы пытаемся сделать сейчас?

Понимаю, что это всего лишь аналогия. Но она, мне кажется, отражает, пусть условно, сложность осмысливания человека по отношению к Абсолюту, о том, что отделяет или может разделять, какая, нет, не бездна, высота того, кого пытаемся разглядеть и понять (хотя бы с позиций клетки). Не исключено, что если Бог, Творец, Космос, Абсолют, Мировой разум или другое имя, которым человек его называет, существует в действительности и он много больше и, естественно, сложнее Вселенной, то характер его разумной деятельности может оказаться совершенно на другом, качественно ином уровне, который непосильно человеческому разуму осмыслить в полной мере.
Если интеллект развивается сообразно тому, чем его обладателю приходится заниматься, то придется согласиться, что побудительные мотивы в жизни у клетки и у ее обладателя - человека сильно различаются.
Человеку, если конечно не считать нас в данный момент, совершенно нет дела до какой-то там в некотором смысле абстрактной клетки печени. Он начинает интересоваться, и не клеткой печени, а самой печенью, только тогда, когда она вдруг начинает ее беспокоить, начнет болеть.
Но даже если возникают изменения в печени, например, попала инфекция, то реакция организма, направленная на устранение этих изменений, повышение температуры, выработка антител и т.д. нередко проходит мимо нашего сознания. Значительно позже, если организм не в состоянии справляться с проблемами мы начинаем ощущать, что у нас что-то не в порядке.
Пользуясь аналогией, позволю себе немного побогохульствовать:
А почему люди придают богу человеческие черты? Почему ему должно быть присуще тщеславие, т.е. мы должны поклоняться, восхвалять его?
Почему у нас должен быть страх перед ним?
Похоже, это, в некотором смысле, нужнее самому человеку и не только из соображений, типа - знай свое место.
Впрочем, это, наверное, уже другая история, другая тема для размышлений.

* * *




...

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"