Гавриков Юрий Борисович : другие произведения.

Клоун

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  - Интересно, какой же сумасшедший придумал этот идиотизм, под названием цирк?!
  Старый клоун плотнее привалился к тележному колесу и прикрыл глаза. Темнело.
  Делать ничего не хотелось. Даже думалось лениво в этом южном городишке, где
  остановилась цирковая повозка. Зато воздух был прямо медовый. Его хотелось не только вдыхать, а пить вместо киселя.
  - Добрые люди сейчас уже поужинали, сидят в трактирах да вино потягивают, –продолжал размышлять старик, – А цирковым даже такой малости нельзя. Для них даже пара глотков вина равносильна самоубийству. Ибо ежедневно каждый из них рискует жизнью. И ошибка с пьяных глаз всего на миллиметр может оказаться последней ошибкой. А как вы хотели? Попробуйте встать пьяным на руки, вверх ногами, на натянутой верёвке!
  А работа?! Вы думаете, что у крестьян самая тяжёлая работа? Или у молотобойца в кузне? А как вам по две дневных репетиции, чтобы вечером ещё и выступать? И репетиции не абы как, а в полную силу. Скажем, силач жонглирует гирями так же, как и на выступлении – даже больше. А, уж если на репетиции или на прошлом представлении что-то не так пошло, так это вообще, считай до тех пор, пока майка насквозь не просолится, да раз десять номер на бис не получится, никто репетировать не бросит. Так уж у цирковых заведено, всё должно быть подготовлено только по высшему разряду и никак не ниже.
  Зато и на представлении у публики постоянно «А-а-ах!!!» да «У-у-ух!!!». Каждый зритель понимает, что такого никому из них не повторить. Что для такого выступления особая тренировка нужна. Даже, вроде бы для такой простой вещи, как цирковая борьба. Вон сколько могучих мужиков вокруг: и кузнецы, что целый день молотом ворочают, и мукомолы, что по два мешка зараз поднимают, да носят, а кто из них рискнёт против циркового борца выйти? А если и рискнёт, лежать ему на лопатках, к арене припечатанному, под смех зрителей. Потому что у циркового борца ежедневная тренировка не в пример сложнее да тяжелее. Отсюда и упорство невиданное. Клоун вдруг усмехнулся. Он вспомнил, как в городе Туске сорвался с натянутой верёвки канатоходец Ланс и сильно разбился. Местный доктор, пытаясь нащупать обломки костей и сложить их правильно, только бледнел и покрывался испариной. Нечего там было складывать. И цирк, как назло, уже собирался в путь. Вы думаете, что цирк бродячий, потому что цирковым на одном месте скучно, или им нравится цыганская жизнь? Как бы не так! Нет, конечно, есть и такая причина, что выступление зрителям приедается, народу ходит с каждым днём меньше и скоро становится нечего кушать ни людям, ни животным. Точнее, наоборот, сперва кормят животных, а потом людей. Если, к примеру, медведя пару раз не покормить, он может на ближайшем представлении покормить себя сам. Не к радости дрессировщика. Но, эта причина не главная. А главная – это зима. Когда зима приходит, цирк должен быть уже в тёплых краях. Когда зима уходит, цирк колесит где хочет. Вот и тогда цирк торопился в тёплые края. И взять с собой Ланса не было никакой возможности. Решительно никакой. Лансу повезло, его согласилась приютить одинокая вдовушка. Цирковые повздыхали, расставаясь, а делать нечего. Уехали. Сколько же с тех пор прошло лет? Шестнадцать? Семнадцать? Уже и не вспомнить. Только у Ланса теперь восемь детей, старшие трое вполне могут отца в работе заменить. И упорные до невозможности. А чего им не быть упорными, если у них пример отца каждый день перед глазами? Лансу, для того, чтобы утром с постели встать, чуть не час разминаться приходится, да ещё не меньше получаса, чтобы первый шаг сделать. А он не только встаёт и ходит, пока
  дети не подросли, он всё хозяйство на себе тащил! Это весь переломанный! Вроде бы уже семейный человек и хозяйством обзавёлся, но каждый раз, когда в Туск заезжает цирковая повозка, Ланс приглашает к себе цирковых, угощает, чем бог послал. А когда повозка уезжает, у него всегда в глазах слёзы. Всегда.
  - Дядя клоун, это ты? – послышалось совсем рядом.
  Старик приоткрыл глаз. Мальчишки. Шестеро. Самый вредный народ, между нами говоря. Всё-то им надо до последней мелочи докопаться. Как же они его узнали, он же без грима? И без парика. Ах, да, он же в клоунских штанах! Ну, от таких не отвяжешься.
  - Да, это я – распрямился он. Ответ прозвучал сухо.
  Всё равно у мальчишек глаза загорелись.
  - А правда, что все артисты безбожники? – вырвалось у одного. И маленький негодяй тут же спрятался за спины других.
  - Почему? – удивился клоун, – Мы все добрые католики ...
  - А почему вы тогда такое можете, что другие не могут? – прозвучал из-за спин тот же голос, – Почему через голову прыгаете, и хоть бы что? Душу дьяволу продали?!
  - Потому, что тренируемся с детства! – твёрдо ответил клоун, – И начинаем не с прыжков через голову, а сперва полегче чего, а уж потом ... Да чего там! У нас, у цирковых даже свой святой есть, Юлиан Странноприимец! И богородица за цирковых заступается!
  - А можно с вами? С цирком? – с замиранием сердца спросил кто-то.
  - Сколько же тебе годиков? – прищурился клоун.
  - Семь!
  - Стало быть, года на четыре опоздал! – клоун улыбнулся, – косточки твои уже не такие гибкие, как для нашей профессии требуется.
  - Дядя клоун, – спросил вдруг самый старший из ребят, – А вы ведь на самом деле всё умеете, ну, что другие делают? А падаете и роняете всё понарошку? Правда?
  - Правда, – вздохнул старик, – работа клоуна самая сложная. Надо всё уметь, а делать так, как будто не умеешь. Тут ведь вот какая хитрость. Вот берёт, к примеру, жонглёр кинжалы и начинает ими жонглировать. И так у него получается всё легко да ловко, что со стороны кажется, будто и не трудно это всё. Чего там, кинул да поймал! А ведь на самом деле он этому искусству много лет учится. Мало того, всякий раз может произойти ошибка. И останется наш жонглёр без пальца. Как же нам, цирковым, зрителю показать, что это трудное дело? Не зрителя же приглашать! Не приведи господь, зритель поранится! Вот и приходится клоуну как бы пытаться сделать то же самое, но неуклюже. Чтобы зритель видел и сравнивал мастерство и дилетантство. Заодно и посмешить зрителя.
  - Дядя клоун, а покажи что-нибудь, только по-настоящему, – загорелся паренёк.
  Старик пожал плечами и поднял с земли несколько камушков. Подбросил один камушек. Поймал. Снова подбросил. Поймал. Потом подбросил один камушек и почти сразу другой. А когда ловил первый, из ладони выскочил третий камушек. Так все три камушка и летали по кругу, жонглируемые одной рукой. Старик на ладонь почти не смотрел. Он вдруг вспомнил, что в повозке, почти сразу над колесом, лежит огромная
  груша. Если тихонько встать и как бы невзначай протянуть руку под навес фургона ... Да, пожалуй, можно достать грушу совершенно незаметно. Клоун приподнялся с земли на одно колено и летающих камушков стало четыре. Потом клоун ещё приподнялся и камушков стало пять. Ребята заворожено следили за их полётом и даже рты пооткрывали. Клоун встал окончательно и камушки один за другим ссыпались в его ладонь. Рука протянулась к ребятам.
  - Ну, кто хочет попробовать так же? – весело спросил старик.
  Никто не решился. И так всё было ясно.
  - Тогда ещё один трюк! – объявил клоун торжественно и поочерёдно ткнул пальцем
  в двоих из ребятишек, – Вот он хочет дать вот тебе подарок!
  - Мне? – не поверил один из мальчишек.
  - Я? – не поверил другой, – Да у меня и нет ничего!
  - Обманываешь! – хитро погрозил ему пальцем клоун и сунув руку за пазуху мальчишки, вытащил оттуда громадную грушу.
  - Отдай! Моя! – завопил вдруг тот.
  - Да пожалуйста! – не стал возражать клоун, – Бери!
  И разжал руку. Рука была пуста.
  - А где груша? Где моя груша? – воскликнул жадина.
  - Испарилась, – очень серьёзно объяснил клоун, – Потому что ты пожалел поделиться с друзьями. Если бы не пожалел, может и не испарилась бы.
  - А я больше не пожалею! – буркнул мальчишка, – Я поделюсь!
  - Гм-м-м. Ну, давай ещё раз поищем. Может, она снова появится?
  И снова груша появилась у мальчишки из-за пазухи. Делили грушу сосредоточенно и молча. Ровно на шесть одинаковых частей. А потом мальчишки пошли по своим делам. Только самый старший неловко замялся и вдруг протянул клоуну ладошку. В ладошке лежали два гроша.
  - Вы эта ... возьмите. У меня отец мельник, мы живём не бедно. Пару грошей всегда найдём, если что. Я же понимаю, что груши за пазухой не растут ... В общем, спасибо вам, дядя клоун! И мальчишка опрометью бросился прочь.
  Клоун смотрел ему вслед и думал, что завтра непременно купит новую верёвку для канатоходцев. Старая совсем поистёрлась. - И всё-таки, кто же тот гений, который цирк придумал? – вновь подумалось ему.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"