Воскресным вечером площадь заполнялась народом. Нет, сегодня никого не вешали, не бичевали и не колесовали. Сегодняшний вечер должен был быть скучный. И магистрат разрешил местному университету проведение диспута. Под надзором епископа, разумеется. Городские чиновники подсуетились и на площади появился помост. Нет, он не попадёт в статью "неоправданные расходы", он пригодится в следующее воскресенье, когда будут прилюдно проводить процесс аутодафе с группой еретиков.
Посередине помоста установили высокий стул с подлокотниками, больше похожий на трон, для епископа и пару лавок для его помощников. С обоих сторон помоста сделали небольшие барьерчики, из-за которых должны были выступать диспутирующие. Барьеры сделали подальше друг от друга, наученные горьким опытом. Ибо господа студиозусы, войдя в раж от полемики, частенько схватывались врукопашную, пытаясь отстоять свою точку зрения любыми способами.
Его преосвященство господина епископа возвели на помост, бережно поддерживая под руки, и помогли усесться на стуле. Ближайшие помощники выстроились сбоку и чуть позади. Епископ обвёл собравшихся ласковым взглядом и махнул платочком. И тотчас же с одной стороны помоста показался один из диспутирующих. Высокий, худощавый, веснушчатый, задиристый.
- Господа! - высоким, срывающимся голосом закричал он, - Я утверждаю, что драконы живут и существуют! Вспомните книгу пророка Даниила! Вспомните: "Был на том месте большой дракон, и Вавилоняне чтили его. И сказал царь Даниилу: не скажешь ли и об этом, что он медь? вот, он живой, и ест и пьёт...".
Капитан городской стражи с опаской покосился на епископа, нет ли тут крамолы? Дозволительная ли тема для диспута? Как-то более привычно, когда диспутируют о количестве ангелов, которые на кончике иглы поместиться могут. Епископ успокоительно прикрыл веки. Тема любопытная. Требующая знания святого писания. Это хорошо. Пусть диспутируют, а мы посмотрим, чему их там в университете учат.
С другой стороны помоста живо взобрался оппонент. Невысокий, плотный, черноволосый, похожий на молотобойца.
- Это ложь! - громыхнул он густым басом, - Не слушайте провокатора! Дракон сей есть образ диавольский! Образ змия, Адама с Евой совративший! Вспомните откровения Иоанна Богослова: "И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную...". А? Что? Кому непонятно столь ясное изложение святого писания?! Дракон, он же змий, он же сатана!
- Тоже молодец, - отметил про себя епископ, - Ну-ка, ну-ка, любопытно, что ему худощавый ответит?
- Да! Диавол принимал образ дракона! Согласен! - возвысил голос худощавый юнец, - Но откуда он этот образ взял? Не сам же он его придумал и сотворил?! Ибо всё, что есть на земле, сотворено господом всемогущим! А значит, есть драконы! Сатана препротивный лишь воспользовался образом твари божьей, созданной нам в устрашение и наказание!
- Молодец, - возликовал про себя епископ, - Прекрасная доказательная база!
- Ха-ха! - не растерялся низенький, - Всем известно, что до проклятия божиего, змей был с ногами! Вот и весь образ драконий! Толстый крылатый змей с ногами! А после проклятия такого образа не стало! Нет теперь драконов! Нету!
- Тоже молодец! - обрадовался епископ, - Прекрасная смена растёт! Кого угодно переспорят! Любого, прости господи, сектанта или иного раскольника! Что худощавый придумает?
Худощавый задумался и поднял глаза к небу. И вдруг ...
- Берегись!!! - заорал худощавый не своим голосом, - Дракон!!! Летит!!!
Всеобщее "ах!" прозвучало громом, а все головы вжались в плечи и вздёрнулись кверху. Не исключая и епископской головы. С безоблачного неба светило ласковое солнце и не было даже птицы, которую спьяну можно было бы принять за дракона.
- Ага!!! - закричал худощавый победно, - Все головы подняли! Это ли не доказательство! Если бы вы в живых драконов не верили, вы бы наверх и не взглянули бы!
Люди растерянно переглядывались, а епископ внутренне восхитился:
- Гениально! Нет, это действительно, гениально! "Если бы вы в живых драконов не верили, вы бы наверх и не взглянули бы". Это святая церковь непременно должна взять на вооружение! Ради таких моментов и стоит проводить подобные диспуты! Это же ... психология! Точнее, психология толпы.
Вот так придут, к примеру, прихожане молить в засуху о дождике, а епископ им: "Не будет вам дождя, маловеры! Если бы вы истинно верили, вы бы плащи с собой захватили!". И каждый - каждый! - в этой толпе почувствует лично себя виноватым и маловером. А вот к примеру, ещё ...
Епископ чуть прикрыл глаза и лихорадочно стал продумывать ситуации, когда можно воспользоваться подсказанным способом. Со стороны диспутирующих слышались привычные уху возгласы: "А в третьей книге пророка Ездры ...", "А в притчах Соломоновых ...", "А в псалмах Давидовых ...", но епископа диспут уже больше не интересовал, несмотря на то, что дело там решительно шло к потасовке и мордобою.