Аннотация: Чему поклонялись члены секты лжечников, запрещённой Екатериной II.
СРАМНЫЕ КУЛЬТЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Примитивные дикарские культы в основе своей имеют пресловутое фрейдовское "либидо" - половое влечение, удовлетворение коего и порождает массовые оргии, ныне скромно называемые вакханалиями. Исследованию сего в XIX веке посвятил немало времени купчина-путешественник Илья Матвеевич Мошнов, издавший в 1831 году книгу "Срамные церемонии греческия, арапския и прочих иных земель". Основательный сборник включает в себя описание различных первобытных верований, фаллических и экстатических обрядов, европейских праздников плодородия и странных новоязыческих сект России до XVIII века. Познания купца в области оргий можно смело назвать энциклопедическими, правда, иллюстраций в книге мало, а те, что есть, весьма целомудренны. Но не культ Диониса и ритуалы небезызвестных сект Индии привлекает пытливого исследователя, а наши, отечественные, секты.
Так, запрещённая императрицей Елизаветой Петровной секта лжечников поклонялась деревянной лжице, то есть ложке, как символу единения "мужескаго и женскаго начал". Длинный округлый черенок с набалдашником обозначал мужскую половину, черпак - женскую. Исповедуя свою религию, лжечники, как всякие порядочные язычники, не отвергали христианство, а выстаивали службу в церкви, после чего шли домой и там отправляли лжечные обряды. Ничего богохульного в них не было. Соединение мужского и женского начал практиковалось всеми дикарями с большим удовольствием, а уж культурными и просвещёнными греками - тем более. Проблема была другая. Как водится, финансовая. Подавляющее большинство лжечников составляло мелкое купечество с семьями, объединявшееся по вере в негласные торговые союзы. Такое единство вызывало определённое недовольство гильдии, вследствие чего секта подверглась гонению по религиозному признаку. Главным фактом обвинения послужили массовые соития, поощряемые у лжечников. Они имели место, хотя и нечасто. Но ведь были! Уличённых лжечников высылали в Сибирь, где они продолжали заниматься торговой деятельностью. Там от секты отпочковались так называемые "огненные лжечники", сжигающие огромную деревянную ложку на праздник весеннего солнцестояния и водящие вокруг пламени хоровод, завершающийся песнопениями, истерикой и срамными действиями. В отличие от изначальных лжечников, "огненные" были нетерпимы к церкви. Мораль дозволяла им убийство с целью наживы (или устранения конкурента), "православными" лжечниками неприемлемое.
Одной из главных заповедей лжечников являлось: "Ложка должна быть жирна!" Причём, чем лучше еда, в которую за обедом окунался предмет поклонения, тем лучше ублажался фетиш. Соответственно, тем лучше была накормлена семья. А где люди сыты и обожествляют соитие - там много детей. Для обеспечения семьи хлебом насущным, да куском масла надо было торговать с хорошей прибылью. В общем, ничего плохого и сатанинского в этом языческом веровании не было. Лжечники отличались добрым нравом (вот почему пусть даже вынужденная агрессивность "огненных" братьев по вере не приветствовалась). Да и детей по лбу ложкой не били - это значило бы осквернить лжицу, кощунство неслыханное! Так они и поклонялись своему символу, колонизируя Сибирь.
Много ещё всяких странных и нелепых религиозных образований встречалось в ту пору на Руси. Поэтому не стоит удивляться, коли доведётся найти приют в таёжной избушке, обитатели которой "живут в лесу и молятся колесу".