Он не знал, что умер, но понял это сразу, как только увидел себя со стороны. Не смотря на остроту момента, он даже не удивился. Ведь сколько слышал и читал о светящемся тоннеле, всяких там лучах но, в первые минуты, ничего этого не было. Вокруг его тела суетились медики. Его раздражало, что сквозь него, стоящего посреди комнаты, проходят, передают предметы, да и просто смотрят. Едва он подумал, что неплохо бы пристроиться где-то в сторонке, как оказался на запыленной антресоли, чему удивился. На некоторое время удивление его сменилось весельем, если не сказать радостью - на антресоли лежал кончик от испанского удилища, который он год с лишним искал и, не мог вспомнить, куда засунул. А тут - вот же он, закатился под самую стену. Рука непроизвольно потянулась к углепластиковой тонкостенной трубочке, но взять ее он не смог и именно это вернуло его к действительности. Он оглядел комнату. Над его телом склонился врач неотложки, рядом фельдшер или как его там. Молодой, мордастый парень в темно зеленом костюме, наполнял шприц с длинной иглой. За спиной молодого стояла жена, закусив уголок воротника домашнего халата. По ее бледной щеке текли слезы. Они слились в единую мокрую дорожку, исчезавшую в воротнике "водолазки", поверх которой был одет халат.
Сын стоял в дверях комнаты и нервно теребил не прикуренную сигарету. Мысли парня все еще носились внизу, у подъезда, где ждали его друзья и подружки. Дочь чем-то звякнула на кухне. Он посмотрел на стену в направлении кухни и, следующее открытие его поразило - он видел все, что происходит за стеной, хотя ... он и сам уже стоял напротив газовой плиты и не понимал, как тут оказался. Чайник закипал. Девушка стояла спиной к нему и с усилием разминала изящными пальцами шею и затылок. Это он обучил ее элементарному массажу, снимающему головные боли и снижающему давление. Автоматически руки легли на ее плечи и тут же провалились сквозь тело. Он отпрянул. Вернее это не руки прошли сквозь дочь, а совсем наоборот ...
"Дерьмо ... Совсем запутался" - подумал он и вдруг не то чтобы почувствовал, а скорее осознал, как в грудь вошла игла. Вернувшись к собственным ощущениям, он тут же вернулся на свое прежнее место на антресоли. Звуки плыли, размазывались в нетопленной квартире. Каждый звук, шелест, каждое слово многократно повторялось и отпечатывалось, словно припев попсовой песенки, пропущенной через ревербератор. И в миг, когда опустошенный шприц брякнулся в лоток, он на фоне размытого звука услышал отчетливые слова:
- А ты молодец - держишься, не паникуешь.
Он повернул голову на голос и увидел силуэт, развалившийся на антресолях. Это действительно был силуэт, хотя деталями напоминал тело пожилого, обрюзгшего мужчины.
- Кто ты?
- Какая разница?... Не отвлекайся, смотри.
- Но ... Как?
- Что ты все расКТОкался и расКАКкался? Смотри, потом будешь жалеть, что пропустил завершающую сцену.
- Я умер.
- Яумер, яумер ... - зло передразнил его силуэт, приподнимаясь на силуэте собственного локтя, - кончай скулить. Вот уж, чего ненавижу.
Ему показалось, что сейчас из глаз брызнут слезы, и он отвернулся. Медбригада скорой помощи собирала свои бесполезные цацки в алюминиевый чемоданчик. Жена теперь склонилась над его бездыханным телом и, все так же, не выпуская ткани халата изо рта, издавала слабый и протяжный звук, что-то среднее между воем и писком. Наконец ее плечи вздрогнули, по спине пробежала заметная волна сокращаемых мышц, и вой превратился в рыдание. Он при жизни своей, еще совсем недавней, терпеть не мог скулежа, вот и теперь решил просто уйти от этого. Уже проходя мимо сына, увидел его глаза - заполненные прозрачной влагой. Губы его были плотно сжаты. Идя на кухню, он столкнулся с дочерью и был просто ошарашен, как внезапно и легко она прошла сквозь него. Он оглянулся и подошел к плите. Прислонил руку к чайнику - должно быть снова удивление изменило мимику его лица. Рука вошла в чайник но, не смотря на подымавшийся из отверстия носика пар, температуры кипятка он так и не почувствовал.
- Да задрал, ты. Куда, куда? Узнаешь. Ты ведь не собираешься выслушивать все причитания сейчас, я это вижу. Пошли ...
Он провел рукой сквозь чайник еще раз и отрешенно последовал за призраком.
В прихожей несколько замешкался, пропуская выходящих из квартиры медиков, и не сразу заметил знакомый уже силуэт на лестничной площадке.
- Давай уже, смелее. Иди сквозь них. Они тебя ни видеть, ни ощущать не могут.
- И не слышат ... - в этот миг врач обернулся и посмотрел ему прямо в глаза.
- Ха ... А дохтер - не так прост. Видать на тот свет многих спровадил.
- Неужели услышал?
- Нет. Вряд ли. Скорее почувствовал что-то. Так бывает.
Они спускались по лестнице чуть впереди медработников. Звонким эхом в ночном подъезде отдавались лишь шаги живых. Где-то между третьим и вторым этажом он остановился.
- Ты чего? Только не говори, что забыл что-то, - через них как раз проходили двое.
- Нет. Я подумал - если удавалось переходить из комнаты в кухню сквозь стену, то почему мы идем по лестнице?
- Браво! Начинаешь соображать, - силуэт на секунду слился и со стеной.
Он последовал за ним, стена будто растворилась и оба оказались сразу в двух квартирах соседей. Ноги были в пустой, неосвещенной комнате, жилец которой был в отъезде. А та часть силуэта, которая выше пояса, оказалась прямо перед диваном рыжей Женьки, которая сидела в обнимку со смуглым рыночным торгашом. На передвижном столике перед ними стояла начатая бутылка коньяка. Рядом развернутый изломанный шоколад и нарезанные цитрусовые на надколотом блюдечке. Как он не пытался ощутить запах, у него ничего не получилось.
- Да, да ... - силуэт пришельца как раз находился между парочкой и головой вклинился между их голов, - ни запаха, ни температуры, ни ощущения твердости предметов. Ты можешь только двигаться, слышать и видеть. Хотя ...
В этот момент азиат сжал волосатыми пальцами Женькину коленку и впился колючей небритой рожей в пухлую мордашку соседки.
- Мвах, вах, вах ... Как сладко, - силуэт язвительно причмокивал, крутя головой в самом центре соприкосновения двух ртов, - сволочь. Мало того, что на рынке обвешивает, так еще и наших баб имеет. Сейчас я тебе выдам.
После этой фразы Женька вдруг с силой обхватила мужчину за голову и так рьяно присосалась к его губам, что через некоторое время, ее партнер стал дрыгать ногами и, упираясь руками, попытался высвободиться из объятий. Но Женька, с невероятной силой высасывающая воздух из легких торгаша, тяжко навалилась на него своим пышным бюстом, и вдобавок воткнула свою идеально круглую коленку ему в пах. Мужчина, пытаясь освободиться от внезапного порыва страсти партнерши, стал рвать ткань ее домашнего халатика, но пальцы его делали все более слабые движения, неухоженные ногти с мерзким скрипом скользили по шелку. Вскоре движения рук и ног азиата стали бессильными и перешли в конвульсии.
- Ну, вот и ладушки. Отползай родная, - силуэт выпрямился над все еще слитыми в единый клубок телами.
Рядом с ним, словно из ниоткуда возник еще один такой же силуэт. Он беспорядочно размахивал руками, голова его по-дурацки заглядывала Женьке в затылок. Секундой спустя раздалось протяжное: "Ваааай..."
- Да пошел ты... Иди к своему, как там его, - силуэт его собеседника проник сквозь диван и уже приближался, когда вдруг случилось то, о чем раньше он мог лишь фантазировать под впечатлением прочитанного.
Откуда-то из верхнего угла Женькиной комнаты возник яркий свет, который разгорался все сильнее и сильнее. Но это не был жар, как от костра, а скорее похожий на луч прожектора, ослепляющий, и в то же время манящий к себе столб ярчайшего свечения.
- А ... Вот теперь подальше. Конечно, если все еще не захочешь уйти, - они слились с наружной стеной дома и как ни пытались, так и не смогли разглядеть весь процесс исчезновения призрака только что умершего человека.
Комната внезапно приобрела все прежние цвета и оттенки, свет исчез и Женька, с трудом переводя дыхание, откинулась на спинку дивана, даже не пытаясь смахнуть пряди рыжих волос с лица. Где-то на десятом вдохе она повернула раскрасневшееся, потное лицо к своему ухажеру. Усталая отрешенность сменилась недоумением, пока она какие-то мгновения наблюдала синюшное лицо на диване. Затем вскочила, зажала потрескавшиеся до крови губы пальцами, окольцованными щедрыми подарками своего, уже мертвого хахаля. В следующий миг с каким-то ревоподобным визгом ее преломило пополам, она уперлась коленками в край дивана и все затряслась.
- Дело сделано. Пошли, - силуэт встал между ним и диваном, - две смерти на один подъезд за одну ночь - более чем достаточно.
Они уходили сквозь стену, оставив позади растрепанную, в изодранном халате, скулящую Женьку.
- Я все понимаю. Я даже больше понимаю, чем ты можешь себе представить, - силуэт шел, чуть выдаваясь вперед не резко очерченной головой, - да, ты пыхтел, из последних сил надрывался, копил в семью все то, что называется благополучием. И вот теперь нет тебя. Твоя оболочка - контейнер для того, что осталось, в сущности, от тебя. Это даже субстанцией не назовешь. Ты что, не можешь раз и навсегда понять, что то, что было с тобой до момента перехода в этот мир, осталось там? Это просто осознается, если трезво сесть и взвесить все "за" и "против". Так ты любил говорить? Но осознай для начала, что для тебя остались лишь эти отрицательные "против". А то, что могло бы уложиться в копилку "за" - осталось в мире из которого ты ушел. И заметь, ты всю свою жизнь сам себе помогал уйти, осознавая это и наплевательски относясь и к своему организму, и к тому положению, в которое ты попал на своей финишной прямой. Разве не так? Себе-то не лги.
Они шли, какое-то время, молча. Он все еще пытался понять и осознать свой статус, роль ... черт, как же еще назвать?
- Черта, даже в мыслях не вспоминай, - силуэт сбавил темп, и они двигались, сливаясь локтями.
- Они есть?
- Я не знаю. Но, кто-то же включает тот яркий луч, который торгаша уволок из квартиры твоей соседки.
- А ты раньше видел такое?
- Видел и не раз. Видел и другое. Есть еще тьма. Она тоже поглощает.
- Тьма?
- Да, такой сгусток без оттенков и теней. Я бы назвал это - антисвет. Когда это появляется, даже лампы уличных фонарей еле различимы.
- И силуэты исчезают так же, как и в свете?
- Примерно так же. Кричат только, как резаные, - собеседник рассмеялся.
Через некоторое время, он остановился, глядя в сторону железнодорожной насыпи. Где-то там, в лесополосе горел костер. Яркое зарево от разожженного огня освещало стволы деревьев.
- Ну? Чего стал?
- Мне трудно тебе это объяснить, но хочется у огня посидеть.
- Ох уж эти мне, романтики. Посидим. Сейчас придем и посидим. Пошли дальше, я тебя сейчас в такое место приведу, что и уходить не захочешь.
- Там есть огонь?
- Огонь? Не просто огонь. Камин, - силуэт многозначительно поднял руку, в которой угадывался вздернутый вверх указательный палец, - его жгут каждый день. Тебе ведь нравится камин. Жаль, только, что не всегда приятно сидеть возле него.
- Почему?
- Хозяин того дома часто привозит подружек на ночь. Они перед камином устраивают такую борьбу нанайских мальчиков, что меня начинает одолевать злость и дикая тоска. И все это в сочетании с разочарованием в теперешнем моем положении.
- Ты много знаешь обо мне. Следил, что ли?
- Не следил, - силуэт остановился и развернулся, - я наблюдал. Я долго наблюдал. Мне скучно одному шататься в этом мире духов. А ты .... Ты был интересен мне еще при жизни.
- А ты знал меня при жизни?
- При твоей жизни я уже давно был мертв.
- Мертв при жизни. Я сейчас живу при своей смерти.
- Ну, узнаю, - силуэт, наклонив голову к плечу, протяжно растягивал согласные, - понеслась - философствовать. Ты еще поплачь или попроси бумагу - записать мысль.
- Ты злой. Почему ты все время разговариваешь с сарказмом и издевкой?
Силуэт вновь остановился. Он стоял посреди моста, его очертания напоминали человека одетого в длинный плащ с поднятым воротником. Руки были опущены в большие карманы, ноги широко расставлены.
- Пройдет совсем немного времени - ты тут пошастаешь и сам так станешь разговаривать. В том состоянии, в котором ты сейчас находишься, тебе много захочется переосмыслить.
- Не знаю почему, но мне все время кажется, что ты похож на одного актера. И силуэт, и фигура, и голос.
- Я буду для тебя таким, каким ты себе меня представишь. Мне проще - я видел тебя при твоей жизни, - силуэт вынул руку из кармана, провел по тому месту, где должно было находиться лицо, и стал в задумчивости чесать подбородок, - тебе все время хочется меня назвать по имени. Ты все не решаешься спросить - как обращаться ко мне.
- Да, проскользнуло... Ты читаешь мои мысли?
- Не только твои. Зови меня ...
В этот миг на силуэте проступили глаза. Красивые, уставшие глаза старого человека. В них вместе со злобными зелеными огоньками соседствовали какие-то теплые оттенки. Такие видишь в глазах старого учителя, который боится упустить что-то важное. О таких типажах говорят - "Вкладывает душу".
- Зови меня Мовин. Я же не стану обращаться к тебе по твоему настоящему имени. Я буду звать тебя Мосмер.
- Чудные какие-то имена.
- Может ... Мне так проще, - Мовин ответил резко, повернулся к нему спиной и медленно пошел вдоль ограды моста.
За мостом вышли на автостраду по которой изредка проносились автомобили.
- Сейчас я покажу тебе один финт. Тут не смотреть нужно, это нужно прочувствовать, - Мовин стоял у обочины, обволакивая своим силуэтом бетонный столбик со светоотражателем, - сейчас выйдем на дорогу прямо под колеса автомобиля. Если просто стоять, то он пронесется сквозь тебя. Но ты должен подумать о том, чтобы в доли секунды оказаться в салоне. Если получится, будешь кататься с ветерком.
- А если не получится?
- А тогда ноги или еще, какая часть тебя останутся на месте, а все остальное уедет, - Мовин засмеялся, - шучу. Ты чего боишься? Умереть снова? Давай, становись рядом.
- Может попробовать с автобусом? Он все-таки медленнее едет.
- Да не бзди ты. Вон смотри, несется буржуй. Педаль топит в пол - за полторы сотни точно бу ...
- О... - в какой-то миг Мосмер пытался себя разглядеть уже внутри салона обитого черной кожей.
- Ну, как ощущения? - Мовин уже сидел рядом с водителем, - придает остроты существованию? Располагайся рядом с толстяком.
Мосмер осмотрелся. На заднем сидении спал упитанный мужчина в костюме. От него должно быть несло перегаром - рядом под рукой лежала металлическая фляга, в которой плескалась жидкость. Голова пассажира была запрокинута назад, рядом с подголовником.
- В первый момент мне показалось, что ноги действительно где-то потерялись, - Мосмер наклонился и, пробуя утопить в жидкости нос и язык, пытался определить - какой именно напиток весело плещется в закупоренной металлической посудине.
- Это потому, что ты так подумал. Кстати, а на какого актера я, по твоему мнению похож?
- На Джигарханяна, даже голос такой же - поскрипывающий, но приятный.
- Ххааа.... Хотел бы я посмотреть на себя со стороны, - Мовин вдруг воткнул свою руку в голову водителю.
- Что ты делаешь?
- Парня в сон клонит. Не хочу выбираться из обломков и идти пешком, - рука Мовина делала какие-то движения внутри головы и, по-видимому, результативно - водитель несколько раз встряхнул головой, одернул плечи, затем несколько изменил позу в кресле и кинул быстрый взгляд в зеркало заднего вида.
Мосмер поймал взгляд молодого человека. Неожиданно прочел и слова, промелькнувшие в голове молодого человека: "Старый хрыч. Когда ты уже упьешься. Сидел бы дома с женой и детьми. Так нет, сучара - сауна, бабы. Что б у тебя отсох ..."
- Ха, Мовин, ты слышал?
- Слышал. При определенных обстоятельствах можно и помочь парню в осуществлении его желания.
- Это как? Ты вообще, как все проделал с тем торгашом у Женьки?
- Я попытаюсь тебе объяснить, но не знаю - поймешь ли? Понять - может, и поймешь, а вот сможешь ли так делать? Посмотрим ...
- Скажи, а не ты ли меня ... ну сегодня ...
- Хочешь получить на дурацкий вопрос дурацкий ответ?
- Нет. Но как-то неожиданно я умер.
- Ну, это не только для тебя неожиданно. Твои тоже думали, что завтра ты снова будешь метаться от одного работодателя к другому и все это с целью, что бы всем семейством спустить заработанное в унитаз сутками позже.
- Ну, такова жизнь.
- Да. Жизнь такая, а вот теперь у тебя ее нет. Не будут нужны тебе больше ни одежда, ни еда. Не нужно ломать себе голову над тем, как заработать. Нет необходимости разрываться между двумя работами, не спать по ночам, теряя зрение за чертежами. Нет надобности больше садить сердце крепкими чаем и кофе, высасывать по две пачки сигарет в сутки.
- Да, сигареты. Курить все же хочется.
- Это привычка. Привычка занять себя чем-то, пока мозг занят поиском решения над проблемой, отчасти тобой же созданной. Скорее это даже ритуал. Рука сама тянется к пачке, ты достаешь тугой, в бумаге утрамбованный столбик сухой травы. Затем огонь ...
Мовин вдруг резко обернулся. На Мосмера и впрямь смотрело лицо Армена Борисовича.
- Я вот все не мог понять, - он смотрел в глаза собеседника пристально, будто гипнотизировал, - объясни мне, почему ты почти всегда прикуривал от спичек? Давно уже зажигалки в ходу. Вон их, сколько китайцы наштамповали. А ты вместе с сигаретами всегда клал в карман и зажигалку, и коробок спичек. Что это? Поклонение огню или элементарное жлобство?
- Не знаю. Спички - всегда видно, сколько их осталось в коробке. А зажигалка может сломаться, лопнуть ... да и потеряться. Наверное, это у меня привычка от увлечения рыбалкой. Рыбачил то я почти всегда один. Остаться без огня на природе - дело невеселое.
- Понятно. Практицизм и рациональность. - Мовин помолчал какое-то время. Сквозь него как раз ударил луч фар встречного автомобиля. - Зря ты тогда в воду вошел.
- Когда?
- Да тогда, когда карпа пытался выудить. Леску рыба за рогулину зацепила, а ты схватил подсак и в воду вошел. Оступился, подсак выронил, а когда рыба вышла на чистую воду, брать ее было уже нечем.
- Да помню. А ты, что все время был рядом и все видел?
- Тогда - да. Тогда был.
- И как долго ты наблюдаешь за мной.
- Давно. Не помню уже ...
- Может ты видел того, кто у нас лодку увел?
- Видел. То были такие же рыбаки, как и вы. Они стояли чуть дальше, у дамбы. Ночью один из них вплавь обогнул камышом поросший выступ на берегу, отвязал лодку и оттащил к своей прогалине. А к утру, они сдутую лодку утопили, привязав к ней камни. Вернулись за ней после вашего отъезда.
- Намучились мы тогда. Сеть вынимали - запутались и чуть не утонули.
- Тогда еще не судьба была. А спросить о том, кто тебя бутылкой по голове в баре огрел - не хочешь?
- Ты и про это знаешь? Интересно, конечно, но разве это не Макс был?
- Нет. Ты зря тогда с ним дрался. Бутылку запустила пьяная баба и целилась она не в тебя. Случайно все вышло.
- Подожди, выходит Макс дрался из-за Светланы?
- Точно. Не мог тебе простить вашу поездку в лес. - Мовин наклонился к лобовому стеклу, пытаясь разглядеть что-то, - Знаешь, давай выйдем. Только по нормальному. Мне из машины выпрыгивать никогда не нравилось.
После этих слов рука его вновь проникла под густую шевелюру водителя. Через несколько секунд парень сбросил газ, автомобиль медленно стал сбавлять скорость и плавным пируэтом припарковался у обочины. Они отходили от автомобиля, когда водитель, на ходу расстегивая молнию на брюках, забегал за ближайший куст.
- Я вот еще не понял одной вещи ...
- Стоп! Давай договоримся. Вещи - это осталось там. Раз уж мы не можем их ни потрогать ни передвинуть, значит для нас их просто нет.
- Хорошо, но мне не понятно. Мы проходим сквозь стены, взлетаем на антресоли, впрыгиваем в автомобиль на ходу. А летать то мы можем?
- Конечно, но если без особой надобности, то это не очень интересно. Надоедает.
- А шляться ночью не надоедает?
- Ну, сам посуди: тебе ни холодно, ни жарко от того, когда ты идешь или бежишь. Ты не устаешь и тебе некуда спешить. Наслаждайся легкостью и беззаботностью, только не забывай, что глупо в такой ситуации восклицать: "Вот это жизнь!" Хочешь полететь? Я тебе направление задам, а там уж поглядим - кто первый доберется. Вон видишь огни трехэтажного особняка в центре поселка? Представь себе, что ты уже там ...
- Что-то ты долго добирался. Еще и собак разбудил, - Мовин сидел у камина в огромном мягком кресле. Полыхающий огонь освещал силуэт актера, в то же время делал вполне различимым кожаную обивку под мутноватыми очертаниями устало развалившегося тела.
- Я не ожидал, что собаки кинутся.
- И с переполоху запрыгнул на забор, - Мовин скрипуче засмеялся.
От насмешек собеседника Мосмеру вдруг расхотелось разговаривать, и он стал рассматривать каминный зал. Шикарные ковры с увешаны оружием. Картины, шкафы со статуэтками, несколько шкур животных на полу, тигровая шкура на стене и много чучел зверей и птиц. Все было со вкусом подобрано, развешено и расставлено. Из каминного зала вели четыре двери. Одна, огромная двустворчатая и застекленная витражами ручной работы вела в просторную бильярдную. Напротив, в приоткрытую дверь с узким длинным стеклом были видны ступени, ведущие на верхний этаж. Третья, так же распахнутая вела в неосвещенное помещение кухни. Четвертая была прикрыта, она завершала длинный, ярко освещенный коридор со множеством дверей.
- Как тебе - обстановочка?
- Богато и не налеплено. По всему видно, что у хозяина с эстетическим вкусом все в порядке.
- У хозяина денег прорва. Нифига не работает - лишь пожинает плоды от вложенных его супругой капиталов.
- А где супруга? Ты же говорил, что он сюда девчонок привозит.
- Умерла три месяца назад. Крутилась в доходном бизнесе, куча банковских счетов. Он и при жизни ее бездельничал - беспредельничал, а как ее не стало, так и вовсе с поводка сорвался и в такой блуд ударился ... О, слышишь?
Где-то наверху раздались смех и выкрики, затем все утонуло в грохоте музыки. Мосмер подошел к камину и протянул руки к огню.
- Не обожгись, - с ехидцей подколол Мовин и засмеялся.
- Тебе смешно, - Мосмер вдруг вспомнил жену и детей, себя лежащего на диване, и в эту минуту, скорее всего накрытого белой простыней.
- Не суетись, - Мовин, заложив руки за голову, завис над креслом и вытянул ноги к огню, - завтра твое тело отвезут в морг, в течение дня вскроют. А может и послезавтра - все зависит, сколько жмуриков на очереди. Потом будут похороны. Вот на кладбище тебе стоит побывать, посмотреть в лица тех, кто в этот момент будет думать о тебе. Это пригодится - такого наслушаешься. В морг на вскрытие, тебя самого потянет - тут уж я удерживать тебя не стану. А вот вся эта возня в промежутке между холодным столом в прозекторской и погребением - такая суета. Лучше не видеть и не слышать.
Они долго молчали. Мосмер старался ни о чем не думать, он уже несколько минут держал руки в пламени, периодически поднося их к глазам, убеждаясь, что огонь никак не воздействует на него.
- А если стать в костер? Что будет?
- Не знаю, не было желания.
-А собаки? Они нас видят или чувствуют?
- Об этом у собак спроси. Думаю, чувствуют, хотя ... Они ведь прыгают и пролетают сквозь нас.
- А ты как в этот дом попал?
- Я на похоронах хозяйки был. Шлялся по кладбищу. Вижу, женщина невероятной красоты в гробу. Остановился, прислушался. И ты знаешь, народ там кто - о чем думал. Одни ждали и не могли дождаться завершения процедуры. Тем лишь бы поскорее за стол поминальный и водки хлопнуть. Одни вспоминали долги покойной, ссоры с ней. Третьи матом крыли - скорее всего, это были те, кто работал в ее офисе. По-настоящему горевала сестра. У нее в голове, как кадры кинохроники проносились картинки из детства и юности. Красивая женщина, но на сестру не похожа.
- А муж?
- Гад. Она из-за него прежде времени ласты склеила.
- Как? Он убил ее? - Мосмер повернулся к Мовину, уже лежащему на полу.
- Можно и так сказать. Вернее будет сказать - помог. На кладбище, да и после в голове у него часто мысли о каких-то ампулах, беседах с адвокатом и следователем. Такое ассорти, такой мозготрах - лучше не слышать. Вот увидишь его и сам поймешь, что это не святоша.
- Мне бы ее увидеть. Фотография, где-то висит?
- Висела. На второй день после похорон он ее снял и положил стеклом в низ на шкафу в большой комнате.
- А тебе не хотелось его ... Ну это ... как Женькиного?
- Мне нравится ход твоих мыслей. С тобой разговариваешь - хочешь или нет, вспоминаешь фразы из кинофильмов. Поначалу было такое желание, а держит меня только эта комната. Здесь уютно. Мысли отдыхают. А еще бывает - хозяин включит телевизор и забывает выключить. Новости, фильмы - мне этого не хватает. С новостей смеюсь, от некоторых фильмов просто тащусь. Тоже, привычки знаешь ли ...
- Мне так курить хочется.
- Ой, не смеши ... - Мовин вновь залился хохотом, - скажи, что удавиться готов за сигарету.
- Ты жесток.
- Я тебе говорил - ты станешь таким же. Дали бы только срок.
- Срок. Ты что-то знаешь? Сколько в таком состоянии можно находиться?
- Это для меня самая большая непонятка. Но я даже мыслью такой, себя не озадачиваю. Поверь, хуже не будет, - с новым взрывом хохота Мовин переместился к сервировочному столику на блестящих колесиках.
Среди скопления бутылок Мосмер увидел свой любимый Баллантайн. Его собеседник с клоунскими гримасами шарил носом внутри бутылок, пытался зачерпнуть прозрачным языком жидкость.
- И вот этого мне не хватает, - Мовин выпрямился, стоя над выпивкой, - этого, даже больше, чем сигарет. Вот как от этого отказаться? Да, хозяин сволочь. Но помоги я ему отправится к праотцам - неизвестно, кто после него станет владельцем и будут ли здесь топить камин. Прямых наследников у него нет. Может ее сестра? Хотя вряд ли.
- Почему не она?
- А она отказалась от своей доли еще на поминках, - Мовин уже склонился над прогоравшим камином, - где он там лазит? Камин уже прогорает, а этот олух даже газ не открыл для поддержания огня.
Словно прочитав мысли призрака, по ступеням спустился хозяин дома. Это был молодой, но уже давно потерявший спортивную форму мужчина. Полы его распахнутого махрового халата открывали неприличных размеров пивной живот. Неприятно чавкая шлепанцами на кривых волосатых ногах, он подошел к камину и включил газ. Синеватые языки пламени появились из кучки почти прогоревших дров. К великой радости Мовина в камин были подброшены несколько березовых поленьев. По всему было видно, что хозяину нравилось топить камин. Он с удовольствием потер над огнем руки и подошел к столику с выпивкой. Прямо из горлышка сделал несколько глотков, при этом бутылку он схватил наугад, не разбирая надписи на этикетке. Затем громко и смачно почавкивая мясистыми губами, бормоча нечто напоминавшее мелодию, быстро пересек комнату и поднялся по ступенькам.
- Видел везунчика? - Мовин рассматривал колышущийся в бутылке коньяк, - Никаких забот, сплошное наслаждение жизнью. Эх, мне бы так в свое время пожить, хотя бы год - другой.
- Зависть.
- Что? Кто бы говорил? Ты себя вспомни, когда ты "кипятком сцался" при виде хорошего спиннинга у приятеля. Или напомнить тебе, как ты порвал отношения с другом после того, как тот купил новенький автомобиль? А тот случай на рыбалке, когда ты незаметно подбросил к поплавкам мужика кусок ваты смоченной жидкостью от комаров?
- Хотелось - да, но я не завидовал ...
- Это и есть зависть, - Мовин кричал, выставив голову вперед и размахивая рукой перед глазами Мосмера, - завистливы все. Такова сущность человека. Независтлив разве что душевно больной. Зависть движет людьми, побуждает к прогрессивным действиям.
- Не кричи. Мне не хочется тебя слушать.
Мовин отвернулся к камину, какое-то время покачивался из стороны в сторону, затем пройдясь по комнате, остановился перед Мосмером.
- Ладно, проехали ... Я всегда был вспыльчив, но и остывал быстро.
- Я понимаю. Кстати, иметь автомобиль мне никогда не хотелось. Я боюсь ездить.
- Я водителем был. Дорога для меня была, как магнит. Помню, день два не за рулем и ходил, как больной.
- Мовин, я спросить хочу ...
- Знаю, хочешь знать - когда я умер? Давно, ты еще пацаном был. К чему тебе это?
- Ты столько знаешь обо мне. А еще есть такие, за которыми ты наблюдал?
- Были и есть. Некоторые уже ушли по лучу, другие еще топчут землю.
- А так, как мы сейчас? Есть такие?
- Есть. Увидишь скоро - их в морге и на кладбище полный ассортимент. Каких хочешь - на выбор, все как в жизни. Один вообще примечательный тип. Счастлив он безмерно теперешним своим положением.
- В чем же его счастье то - призраком быть.
- Это для людей мы может и призраки. А так, по сути, мы блуждающе души.
Мосмер хотел еще что-то спросить, но Мовин сделал предупреждающий жест:
- Подожди, потом. Кажется, представление начинается. Слышишь?
На лестнице раздался топот и смех. Гогочущий раскрасневшийся хозяин внес на руках полуобнаженную девицу, держащую в руках недопитую бутылку шампанского и два пузатых бокала. Ее наготу прикрывал лишь легкий, расстегивающийся по бокам, короткий пеньюар. Мужчина опустил подружку на пол. Она была красива, длинные светлые волосы рассыпались по лежащей перед камином медвежьей шкуре. Хоззяин запустил под тонкую ткань свои пухлые, волосатые руки и слюнявыми губами начал елозить по ее аккуратному и красивому животику. Мосмер при виде этой сцены развернулся и пошел бродить по дому.
В прозекторской он встретил еще один силуэт. Но старая бабка несла какую-то чушь, ему совсем не хотелось выслушивать ее причитания, и Мосмер пошел бродить между столами. На столах его не было. Он заглядывал под простыни, рассматривал лежащих и не накрытых покойников. Сначала не увидев своего тела, даже шевельнулась в нем какая-то призрачная (вот уж точное слово) надежда. Он даже попытался мысленно сострить, но вовремя спохватился. Уже подходя к холодильникам, он столкнулся с одним из работников морга, и эта встреча даже испугала его. Мужчина, уже пройдя сквозь Мосмера, вдруг остановился и очень медленно повернулся, внимательно сканируя взглядом помещение. Когда же взгляд его остановился на глазах призрака, Мосмеру стало жутко. Он направил взгляд в пол и посмотрел, уже в след ушедшему медиуму, только минутой позже. Теперь он стал вести себя осторожнее, держался все больше ближе к стенам и закоулкам. Заглядывая в камеры, Мосмер наконец таки увидел себя. Вернее он увидел бирку, привязанную к пальцу ноги. Он уже хотел пробираться в глубь камеры, что бы взглянуть на свое лицо, как его внимание привлек звук в конце помещения. Он оглянулся. Два человека катили каталку с накрытым телом. Какое-то ощущение дискомфорта пронзило его, когда каталка прошла сквозь него. Он резко отскочил в сторону и тут же услышал:
- Что тебя так кидает? Сядь уже, где то. Сядь и смотри.
Мосмер оглянулся на голос, но никого не увидел, рядом стояла каталка с телом, покрытым посеревшей от частого использования простыней.
- Что ты вертишь своей пустой башкой? Здесь я - под простыней.
Только по интонации он узнал Мовина.
- Давай, представляй скорее Джигарханяна, а то так и будешь в непонятках пребывать.
Последние слова уже начали приобретать знакомый, скрипучий оттенок.
- А зачем ты под простыню забрался? - шепотом произнес Мосмер, косясь по сторонам.
- А ... Тебе пока не понять, - слишком мало времени тебя носит в таком образе, - силуэт появился над каталкой.
- Боишься встретить знакомых?
- Ну, ты, даешь, - Мовин искренне смеялся, стараясь приглушить голос, прикрывая рот руками, - какие у меня здесь знакомые? Скорее у меня опасения завести новые знакомства. Мосмер осмотрелся по сторонам - отовсюду, изо всех щелей появлялись силуэты. Одни неодобрительно кивали очертаниями голов, другие панически махали руками, третьи просто смотрели в их сторону. Неожиданно откуда-то из-за холодильника или из дальней двери, Мосмер не успел рассмотреть, появился еще один силуэт, резво подскочил к ним и уши разрезал неприятный с подвизгиваниями голос:
- Эй, вы - ТЕНИ. А ну прикрыли вякалки. Забыли, где находитесь? Чмырье непогребенное. Ша обоим!
Мосмер вопросительно посмотрел на Мовина. Тот, перестав смеяться, сделал жест рукой и они, покинув помещение, пошли по коридору.
- Кто это?
- А! - Мовин отмахнулся, - Ну его к бесам. Местный маньяк. Постоянно здесь торчит и пялится на процесс вскрытия жмуриков.
- Мерзость какая. Как можно на это постоянно смотреть.
- Как?! Мне кажется, что он работал в морге или был садистом-насильником. Я часто вижу его здесь.
- А тебя сюда, что тянет?
- Не знаю. Мне трудно ответить. Вот ты сам, тебе ведь хочется посмотреть, как тебя будут потрошить?
- И да, и нет. И тянет, и останавливает. Не знаю.
- Ты для начала взгляни, как вскрывают кого-то, а там решишь - оставаться тебе или нет. Вот ты подумай, а я посмотрю вокруг, может какую симпампульку призрачную встречу. Очень знаешь ли не хватает мне женского общества, - и Мовин заржал, как конь.
Они стояли перед фонтаном, во дворике. Звук падающих струй воды был приятен, хотя говорить приходилось громко.
- Ты спросил - почему я сюда прихожу. Я отвечу тебе. Я как-то слонялся по городу, по окрестностям. Мне было жуть как одиноко, - Мовин усмехнулся, протянул руку к фонтану и стал рассматривать, как струя воды пролетает сквозь ладонь, - это должно быть смешно, слышать в откровениях призрака такие признания. Но было так, как я и говорю. Да мне было тоскливо. Мне надоело шляться по кладбищам. Надоело заглядывать в глаза прохожих, читать их мысли. Мне просто захотелось с кем-то поговорить. Принесло меня сюда непонятной силой, а уж тут .... Их здесь всегда много таких, как я, таких, как ты ...
В тот раз я познакомился с только что умершей молодой женщиной. Она все не могла отойти от своего тела. Смотрела на себя и тщетно пыталась поправить свои скомканные волосы. Мы тогда долго разговаривали. Я все пытался понять - что заставило ее принять яд. Тогда мы просидели на шкафу в коридоре морга всю ночь. А утром ее вскрыли. Она все видела. Изумлялась, возмущалась, ругалась. А после мы долго стояли в струях этого фонтана ... К вечеру она ушла. Тьма поглотила ее, и мы даже не попрощались. Позже, я часто приходил, разговаривал с такими же, оставшимися. Но новые знакомства были какими-то несуразными. Бестолковая, и бессмысленная болтовня стала мне надоедать.
- Я не опоздаю? Когда моя очередь?
- Ты почувствуешь это. Не опоздаешь. Кстати, вспомнил, ты чего вчера потерялся? Я понял, что тебя нет в доме лишь под утро.
- Как ты понять не можешь? Меня еще не похоронили, а я буду пялиться на оргии.
- Ты ничего не потерял. Они мне через час надоели, и я их в бильярдную спровадил.
- Снова в мозгах поковырялся?
- Ага, - Мовин хихикнул.
Мосмер был в шоке, если можно применить этот термин к призраку. Процедура вскрытия его словно загипнотизировала. Он от начала и до конца не сводил взгляда с патологоанатома, который отработанными, привычными движениями кромсал его оболочку различными инструментами. Отошел он от стола лишь после того, как его внутренности и мозг, разложенные в лотки с отверстиями для стока жидкости, унесли, и работник морга стал зашивать его брюшную полость. Он медленно двигался вдоль стены в полумраке коридора, когда перед ним возник силуэт, который недавно накричал на него и Мовина.
- Смотри не грохнись тут. Нашатырь тебе никто не принесет.
Мосмер застыл, вжимаясь в стену, не в состоянии о чем-то думать и уж тем более говорить.
- Шляются тут ... - силуэт хамовитого призрака быстро прошаркал мимо и удалился в сторону прозекторской.
- Не обращай на него внимания, он на всех орет, - голос Мовина звучал приятно, почти, как родной, - пошли, я тебя в такое место отведу, там быстро в себя придешь.
Они перешли парк, вошли в какую-то дверь, затем коридорами, переходами и вскоре вошли в душевую. Это была женская душевая.
- Здесь я всегда отхожу после такого, - Мовин оценивающе рассматривал моющихся в открытых кабинках женщин, - я вон к той. Ты тоже стань под струи воды. Саму воду не почувствуешь, но что-то остается после этого, не знаю, увидишь.
Мосмер вошел в одну из кабинок. Женщина приятной внешности, взбивая пену из мочалки, доливала прямо на тело гель для душа. Она стояла чуть в стороне, пучок падающих струек горячей воды был свободен. Он, как ни пытался, но так ничего и не ощутил. Ни влаги, ни температуры, даже скользкий на вид кафель поглощал протянутые пальцы. Он, как раз отвернулся и не заметил, как намыленная женщина вошла под струи воды и слилась с ним. Было непривычно и в то же время интересно. А еще что-то напомнило. Но от воспоминаний его отвлек голос Мовина.
- Твоя тоже хороша, - его руки скользили по гладкой мокрой коже женщины.
- Да ну тебя, - Мосмер выскочил из кабинки и быстро пересек помещение.
- В нашем с тобой состоянии наибольшие терзания происходят при виде еды, женщин, выпивки и курева. Вот одна из причин не поддаваться вредным привычкам при жизни. И еще одно - старайся не появляться у себя дома.
- Почему?
- Почему .... - Мовин остановился, они брели по аллее парка, листья поднятые ветром пролетали сквозь ноги, тонувшие в толстом ковре опавшей листвы, - тебя ждет столько разочарований, особенно, когда увидишь, кого на твое место приведет жена ...
Дослушать реплику Мовина уже не получилось. Мосмер так усердно задумался, что в несколько мгновений уже стоял перед дверью своей квартиры.
- Ну что? Убедился? - Мовин встретил его у подъезда на лавочке, сидя между старухой опирающейся на палочку и молодой мамочкой, которая совмещала покачивание коляски и чтение журнала.
- Ничего такого не было.
- Себе не лги! Скандал сына с дочкой - это уже не ничего. Это только начало. Они всегда грызлись между собой. Сын хамил матери, пока ты пропадал днями на работе. Дочь заступалась за мать, но в его отсутствие, ей же и устраивала нервотрепку. Не уживаются взрослые дети с родителями - закон бетонных джунглей.
- Пожалуй, ты прав - мне не стоит сюда приходить.
- Не стоит, но приходить будешь. Думаешь, меня не тянет? Только сдерживаю себя и стараюсь бывать все реже.
Заплакал ребенок, молодая мамочка стала скрипеть коляской и, они отошли в сторону. - Куда сейчас?
- Пошли, по скверу пройдемся.
Они долго молча ходили по дорожкам, время от времени сквозь них пролетали воробьи, проезжали мальчишки на велосипедах. Было непривычно, но все же забавлял тот факт, что прохожие, подходя к ним лицом к лицу даже не пытались остановиться или хотя бы замедлить шаг, затем, словно бы растворившись на миг, уже возникали позади - спиной к спине.
- Я спросить хотел ...
- Знаю. Но ты все равно спрашивай, - скрипучим, бархатным голосом Мовин действовал на Мосмера успокаивающе.
- Луч. Ну, те, кто по лучу уходят ... там, что?
- Никто не знает. Оттуда не возвращаются.
- А как же рассказы в газетах и по "ящику"?
- А никак. Все это болтовня. Газеты пишут живые люди, а не призраки. Я таких возвращенцев не видел. Не знаю я и того, что меня оставило в таком состоянии, как я теперь. Не знаю и того сколько кому отведено быть призраком. Я уж многих повидал. Одни совсем недавно мечутся. Другие, и таких немало, по две - три жизни человеческие маются, а что и кто ищет - так у каждого свое. Да и не все хотят об этом исповедоваться.