Аннотация: Созерцание молодой женщины на унитазе для здорового самца - это безумно сексуально. А красивая женщина, присевшая в кустиках, должна вызывать у мужика просто запредельное возбуждение.
Берег Иртыша
Песчаный пляж усеян телами отдыхающих. Из воды выходит смуглый, хорошо сложенный молодой человек лет тридцати с изящным золотым крестиком на шее. У него шрамы: Тонкий, ровный, какой бывает после рубленной раны, шрам на виске. Шрам на щеке в области угла нижней челюсти. Длинный от живота до ключицы со следами хирургических швов шрам на груди. Полукруглый, почти рассосавшийся, тоже со следами хирургических швов, большой шрам на колене. Молодой человек стоит некоторое время на солнце, затем ложится животом на полотенце. Он кладет подбородок на сложенные кольцом руки и натыкается на любопытный взгляд, лежащей напротив, головой к нему девушки. Девушка тоже положила подбородок на руки и теперь, не мигая, смотрит на молодого человека.
Молодой человек (обращаясь к девушке) - Можно поцеловать вам бретельку?
Девушка (улыбаясь, оттягивает от плеча пальчиком бретельку) - Одну бретельку можно, но только в том случае, если вы расскажите мне, откуда у вас эти ужасные шрамы?
Молодой человек - А пусть не лезут.
Девушка - Я серьезно.
Молодой человек - Вы не читали у Ильи Эренбурга хулиганское произведение с интригующим названием "Необычайные похождения Хулио Хуренито"? Вижу, что не читали. Так вот там один из героев Алексей Спиридонович Тишин говорил следующее: "Я должен рассказать вам мою историю жизни, но для этого я должен сесть в пустой вагон".
Девушка - Приглашаете меня как Алексей Спиридонович в пустой вагон?
Молодой человек - Не в вагон, а к тете Тамаре. Я у нее снимаю комнату. Вас интересует история моих шрамов. Охотно удовлетворю ваше любопытство, но для этого я так же, как Алексей Спиридонович должен буду рассказать вам историю моей жизни. Но я тоже имею комплекс. Я должен буду для усиления красноречия врезать с вами по бокалу благородного, и экономически выгодного вина, изобретенного в Порто де ля Фронтеро.
Девушка - Заинтриговали. Я никогда не пила ничего подобного. А где живет ваша тетя Тамара?
Молодой человек - Пять минут ходьбы отсюда.
Девушка - И ее конечно же нет дома.
Молодой человек - Разумеется. Зачем бы я стал звать в гости даму, если бы тетя Тамара была дома.
Девушка - Вы бы хоть для приличия соврали, чтобы я не чувствовала себя такой безнравственной. Знаю человека всего один год и соглашаюсь идти с ним в такую жару пить неблагородное вино.
Молодой человек (изумляясь) - Теперь вы меня заинтриговали. Откуда вы меня знаете?
Девушка - Элементарно Ватсон! Я все знаю о вас. Все кроме истории возникновения ваших ужасных шрамов. Вы перевелись к нам на последний курс из Пермского мед института.
Молодой человек (изображая потрясение) - Но почему я вас не видел. Я знаю всех симпатичных девушек института.
Девушка - Значит не всех.
Молодой человек (протягивая руку) - Значит пора познакомиться, Борис.
Девушка (тоже протягивая руку) - Валентина.
Борис - А давайте, на ты?
Валентина - давайте.
Домик на окраине Омска.
Валентин и Борис сидят за столом в маленькой комнатке. На столе портвейн "777". Бутерброды с докторской колбасой, плавленый сырок, открытая банка с надписью "Тюлька в томатном соусе".
Валентина (возмущаясь понарошку) -- и эти ординарные три семерки, ты называешь благородным вином? Как ты назвал город? Порто, как там дальше?
Борис - Это не важно, главное, что это замечательное пойло было изобретено в Португалии.
Борис не срывает металлический колпачок, а вышибает его одним ударом по дну бутылки.
Валентина (восхищенно) - Класс! Я люблю, когда мужчины делают что-нибудь классно. Неважно, что. Мой папа умеет брить себя опасной бритвой, не глядя в зеркало. Он это называет "бриться наизусть". А что ты еще умеешь делать классно?
Борис (демонстративно важничая) - а еще я умею мгновенно сочинять гадкие стишки.
Валентина - А хорошие не умеешь?
Борис - А хорошие не умею. Вот назови мне любое слово и я сразу же выдам нецензурный стих. Тебя это на шокирует?
Валентина - Пугать сибирячку матом, это все равно, как пугать ежа голой задницей. Моча!
Борис (почти без паузы):
Недержание мочи
Катастрофа, хоть кричи
Утешение одно:
Крепко держится говно!
Борис - Не слышу аплодисментов.
Валентина (хлопая в ладоши) - Этого не может быть!
Борис - Что не может быть?
Валентина - Не может быть, потому что есть слова, которые невозможно зарифмовать.
Борис (убежденно) - Нет таких слов.
Валентина - И пародию можешь?
Борис (куражливо) - Фраза, цитата, строка! Кого конкретно дама желает видеть обхезанным.
Валентина (думает, потом озаряется догадкой) - Я, кажется, придумала. Ты ни за что, не сможешь опошлить возвышенное, вот это:
Работу малую висок
Еще вершит, но пали руки,
И стайкою наискосок
Уходят запахи и звуки.
Борис - Ну, зачем, вы коллега Ахмадулину задираете. Ладно, простит Белла Ахатовна, небось.
Бегу в спасительный лесок,
Снимаю торопливо брюки,
И стайкою наискосок
Уходят запахи и звуки.
Валентина (восхищенно) - Изумительно, бесподобно, ты, гений! Но я все равно придумаю слово, на которое ты не сможешь написать экспромт.
Борис (разливает вино) - Думай, а пока выпьем и займемся шрамами. У меня шрам, а у тебя шарм (поднимает стакан) - За твой шарм!
Валентина (в тон ему) - За твой редкий, не побоюсь этого слова, талант!
Выпивают.
Борис - Итак, с какого шрама начнем? Мы же за этим сюда пришли?
Валентина (осторожно дотрагиваясь пальчиком до шрама на щеке) - Вот с этого. Он симпатичный и делает твое лицо необычайно мужественным.
Борис - Так мы нарушим хронологию. Надо начинать с первого шрама. А первый шрам я получил на колено. В шесть лет я со всего разбега упал коленом на косо отбитое донышко от бутылки. Донышко было зеленое с острыми неровными краями. Как сейчас помню разрез, хоть анатомию изучай: кожа, подкожная клетчатка, надрезанное сухожилие коленной чашечки, даже розовый цвет надкостницы помню. Мне даже неподвижность сустава прочили. Все зажило, как на собаке, но с тех пор как увижу разбитый бутыльмент, так мурашки по коже.
Валентина (болезненно морщась) - Ужас какой, я сейчас в обморок упаду.
Борис - Давай выпьем, против обморока.
Валентина - Давай.
Выпивают.
Валентина - (показывает на щеку) - Теперь про этот.
Борис - Нет, следующий на виске. (Показывает пальцем, задумывается, перед его глазами возникает картина): Зима. Вереница пустых повозок. Он бежит по заснеженной дороге с узкоглазым мальчиком. Мальчик догоняет первые сани, а он - вторые. Садится довольный. Едет. На него оборачивается огромный возница с буденновскими усами. Не прогоняет малыша. Ждет, когда тот отвернется в сторону. Поднимает, лежащую между ног ребристую штакетину и бьет мальчика с размаху по лицу. Мальчик выпадает из саней. На белом снегу кровь).
Борис - Мимо нас доски на лошадях возили. На вокзал груженые, обратно сани пустые. Мальчишки прыгнут в сани и едут в школу на халяву. Вот и мы с Монголом решили таким манером прокатится. Он догнал первую лошадку, а я вторую. Сел на краюшек саней. Еду! Восторг! Возница оглянулся, добрый такой дядя, с усами, как у Буденного. Хороший дяденька - думаю, - не прогнал.
А хороший дяденька поднял штакетину из лиственницы, она у него между ног лежала и махнул не глядя мне в висок. Давай выпьем!
Валентина (соболезнуя) - Давай.
Выпивают.
А кто такой Монгол?
Борис - Это друг мой Коля Аникин. Он в Кунгуре живет. Его за узкие глаза Монголом прозвали.
Валентина - Он тоже доктор?
Борис - Бери выше. Он классный карманный вор. Три судимости.
Валентина - И ты с ним общаешься?
Борис - А почему нет? Он же у меня не ворует. Он даже в Кунгуре не ворует. Он мне, как брат. Мы с ним после первого класса в тайге заблудились, чуть с голоду не сдохли. Нас геологи через неделю нашли. Монгол - умница. Если не обращать внимание на его "ихние" вместо их, никогда не догадаешься, что он необразованный человек. У него сгноили в тюрьме отца за шпионскую деятельность. В результате Монгол возненавидел коммунистов, но зато приобрел воровскую специальность. Знаешь, как он излагает?
Валентина - Интересно, очень интересно, как излагает классный карманный вор. Обожаю все классное.
Борис (оттягивает указательными пальцами наружный край век, делает узкие глаза, говорит хриплым Колиным голосом) - Коммунистов я ненавидел всегда. В детстве интуитивно, а повзрослев - вполне осознанно. Коммунисты хуже фашистов, потому что фашисты уничтожали преимущественно чужих, а эти сволочи - своих. И потом эти скоты лицемернее. Между прочим, их жиды породили. Карл Маркс жид, всякие там Клары Цеткины, Троцкие -Бронштейны, Свердловы - тоже. Даже самый главный ихний бандит лысый сухофрукт, кремлевский Чикатило - тоже жид по дедушке своему Дмитрию Бланку. Пока этот жмурик на Красной площади смердит - ни хрена хорошего в России не будет.
Валентина - Монгол антисемит?
Борис (возмущенно) - Да ты что? Просто у уголовников нет не фене некоторых слов. Нет любовниц, есть - мара, нет евреев, есть жиды. И вообще, что б ты знала: общественный градус антисемитизма определяется не количеством людей, произносящих слово "жид", а внутренней готовностью этих субъектов к погромам. Я ведь тоже коми пермяков котьмотью зову, а украинцев зову хохлами, что же я антихохол что ли? Я их люблю. А еще Монгол плачет, когда пьяный слушает песню "Скрипач аидиш Моня".
Я ему - Ты че ревешь?
А он мне - Не могу, когда скрипочки тоненько выводят.
А я его подкалываю: А ты знаешь, что Моня - жид? И скрипач, который тоненько выводит тоже жид? И певец, который исполняет песню, тоже - жид.
А Монгол мне с удивлением (Борис снова делает узкие глаза и хрипит) - А при чем здесь национальность?
Валентина - Давай выпьем за твоего Монгола. Он мне нравится. (поднимает стакан)
Борис - А мне нравится одна сибирячка. Я с ней сегодня на пляже познакомился. (выпивают).
Борис - А вот интересно, (откусывает бутерброд, продолжает говорить, энергично дожевывая пищу) почему никого штакетиной не били, а только меня? Знаешь почему? А потому, что я - шлимазл! Меня моя еврейская мама так и звала меня в детстве. Я точно помню день, когда я ее спросил: "мама, а что такое шлимазл?" а она мне кручинно так: "шлимазл, мой сыночек - это ты". Вообще, шлимазл - это неудачник на идиш.
Валентина - А что такое идиш?
Борис - Не разочаровывай меня. Все знают, что идиш - это язык европейских евреев. Короче, идиш - это испорченный немецкий. Правда, моя мама считает, что все наоборот. Она считает, что немецкий - это испорченный идиш.
Валентина (показывая пальцем на щеку) -А вот этот?
Борис - Дался тебе этот шрам! Улетел в машине с моста. Костей наломал, щеку и грудь углом радиостанции разорвал.
Валентина - Пьяный?
Борис - Обижаешь. Это в армии случилось на командно-штабных учениях. Водитель не справился с управлением и улетел с моста восемь метров. Я выпрыгнул, упал спиной на камни, а из кузова радиостанция выпала и по мне прокатилась. Давай выпьем?
Валентина - Только по грамульке, хорошо.
Выпивают. Борис роняет на пол вилку.
Борис - Тетя Тамара домой спешит. Нет вру, я сегодня два раза уже тебе наврал, хотя врать мне категорически воспрещается. Как только совру, так сразу же меня и разоблачат. Поэтому вынужден жить честно.
Валентина - Ну и когда ты сегодня мне наврал?
Борис (становится на колени, достает из под стола вилку, подползает к Валентине и говорит) - Первый раз наврал, когда сказал, что я тебя в институте не видел, а второй раз наврал, когда скрыл от тебя, что тетя Тамара уехала вчера на неделю в Таганрог.
Валентина - Святая ложь. Так ты меня видел раньше?
Борис - Конечно, и сразу же положил на тебя глаз. Я поднимался по лестнице, а ты спускалась мне навстречу. Это было на кафедре внутренних болезней шестого ноября в одна тысяча девятьсот семьдесят втором году. Вообще, я ненавижу Буденного и ноябрьские праздники, а тебя люблю.
Валентина (озабоченно) - Так, кажется, тебе хватит пить. С Буденным все ясно, а почему ты ненавидишь красный день календаря? Замечательный праздник: первый снег, демонстрация, всеобщее ликование, все с флажками.
Борис - Потому, что пахнет паленым мясом.
Валентина (убирает со стола бутылку) - Все! Я не дам тебе больше выпить ни капельки. При чем тут паленое мясо? Не пугай меня.
Борис (кладет вилку на стол, наклоняется и целует Валентине коленку) - Все! Не моюсь и не чищу зубы три дня, чтобы не смыть с губ божественный запах твоих безумно эротических коленей (приподнимает повыше подол и целует ей бедра все выше и выше).
Валентина бьет его легонько по щеке. Борис закрывает лицо ладонями и трясется в притворных рыданиях, стоя на коленях и коварно подглядывая в щель между растопыренными пальцами. Валентина пытается оторвать его руки от лица. Наконец, ей это удается. Борис мгновенно прекращает рыдания, охватывает руками ее колени и замирает, уткнувшись лицом ей между бедер.
Валентина (задумчиво смотрит на него, кладет руку ему на затылок, топит пальцы в густых волосах, ласково треплет их, улыбается и говорит задумчиво) - Так при чем тут паленое мясо? И почему у тебя крестик, если ты - еврей.
Борис (вставая с колен) - Раньше перед Октябрьскими праздниками на Урале резали свиней. Потом шкуры обрабатывали паяльными лампами. И над всем нашим малюсеньким таежным городком витал крепкий запах паленого мяса. Этот запах неизменно вызывал у моей мамы стойкий депреснячок, и она в сотый раз принималась рассказывать мне то, что ей пришлось пережить во время войны. И не знаю почему, но каждый раз, когда она плакала, я чувствовал себя виноватым. Сам не знаю, почему. Виноват и все!
Валентина (неожиданно серьезно) - Ты просто обязан пересказать мне мамин рассказ.
Не смейся, это важно для меня.
Борис (тянется к бутылке) - Только я сначала выпью.
Валентина (забирая у него бутылку) - Потом вместе выпьем. Сначала расскажи.
Борис (хитренько) - А я люблю рассказывать лежа.
Валентина - А я люблю слушать, глядя собеседнику в лицо. Ложись, давай я тебе подушку повыше подложу (подкладывает поудобней Борису подушку, сама садится на кровать с ногами, охватывает руками колени и приготавливается слушать).
Рассказ матери Бориса.
Одинокий хутор в белорусском лесу. Осень. Из леса выходит старик, тревожно оглядывается, разрешающе машет кому-то рукой, следом за ним появляется молодая женщина с котомкой. Она тоже тревожно осматривается и только потом догоняет старика. Идут по тропинке. Проходят широким двором к дому. Замечательный в своей беспородности песик залаял и помчался в сторону пришельцев.
Старик - Шарик! Ты что, своих не узнаешь?
Шарик еще раз неуверенно гавкнул, но тут же узнал старика, сконфузился и, извиняясь, завилял хвостом.
Старик, (гордясь собой) обращается к спутнице - Узнал! Ты, видишь, он меня узнал, шельма такая, а говорят, что собаки не думают (приседает около Шарика).
Собака прыгает на старика, пытаясь лизнуть его в лицо.
Старик - А если Шарик не думает, то почему он хочет лизнуть меня в лицо, а не в задницу.
Из хлева выходит молодая беременная женщина семитской внешности. Она в переднике. В руках у нее ведро молока.
Женщина (улыбаясь,кивает на собаку) - Шарик думает, что ты нам почту принес. Тебя немцы на работу еще не взяли? Познакомь с дочерью.
Старик - Это не дочь, это сноха. Познакомься.
Хозяйка (протягивает руку, говорит приветливо) - Соня.
Клава, - говорит сноха.
Соня - Проходите в дом. Я вам молочка парного налью.
Все заходят в дом. Большая комната с русской печью, широкие лавки, на стенах ведра, тазы, утварь. Соня процеживает через марлю молоко, наливает в кружки, нарезает от большого деревенского каравая куски хлеба. Гости садятся за стол. Пьют молоко.
Из смежной комнаты выходит рано оформившаяся девочка.
Девочка - Здравствуйте, дядя Петрусь.
Старик (удивленно) -Ханночка! Ты что тут делаешь? У тетки гостишь? Какая ты красивая стала, невеста. Чужие детки быстро растуть. Родители тоже здесь?
Соня: - Сестра с мужем вчера на базар в Витебск уехала. Творог продавать повезли. Обещали к вечеру вернуться и что-то нет их до сих пор.
Петрусь (оценивающе смотрит на большой живот хозяйки, говорит озабоченно) - А твой где?
Соня - Натан с ними уехал, а что? Что-то случилось? (смотрит пытливо на Петруся).
Петрусь, (отводит взгляд, смотрит на Ханну, как бы не слыша вопроса. Он подходит к Ханне, говорит сокрушенно) - Птвою мать! Тебе ли такой красавице по лесам без батьки бегать?
Соня (с изменившимся лицом) - Почему бегать, почему без отца-то по лесу бегать?
Петрусь - В городе облавы. Вчера немцы всех евреев на рынке в кучу согнали, погрузили на машины и увезли. Сегодня с утра аресты. Зубного врача с семьей забрали.
Петрусь (выглядывает в окно) - Торопитесь девки, а то воны за вами придуть, а вы сховаться не успеете.
Соня (бежит в другую комнату, останавливается, показывает на Клаву) - А ей зачем убегать? Она же не еврейка.
Клава - У меня муж командир. Немцы узнают, мне конец.
Соня подбегает к комоду, торопливо выдвигает ящики, лихорадочно роется в белье. Часть белья падает на пол. В комнату заходит Петрусь.
Петрусь (говорит ласково, боясь сорваться на назидание) - Послухай меня, Соня, ты не жадничай, ты самое нужное бери. Возьми теплые вещи, носки шерстяные, кофту для себя и для Ханночки, ночью уже холодно в лесу, еды возьми, хлеба побольше и бегите, вы ради Христа пока полицаи не приехали.
Соня запихивает в мешок одежду, еду, осматривается, вспоминает, что не взяла нож, берет его, подходит к окну, еще раз оглядывает комнату, взгляд ее падает на бутылку с самогоном, она запихивает ее в мешок, и через окно все убегают через огород в лес. Стоят, запыхавшись в кустах, смотрят на дом. Слышен заливистый лай Шарика. Выстрел, визг, лай прекратился. Беглецы понимающе переглядываются. Видно, как через двор пробегают два полицая. Они заходят в хлев. Снова слышны выстрелы.
Соня - Господи! Кого они там еще стреляют?
Петрусь, (уверенно) - Коров они стреляют на мясо. Кого там еще стрелять? Пошли девки, я вас через болото проведу.
Идут гуськом через болото, выходят на освещенную солнцем опушку.
Петрусь - Ну, все, девки, таперь давайте вперед по сухому, старайтесь деревни обходить стороной. Чем дальше отсюда отойдете, тем меньше шансов, что вас знакомые немцам сдадуть.
Соня - А ты куда?
Петрусь - Я к своей старушке пойду. Не дело ее одну оставлять. А по лесу бегать ей уже несподручно. Ей теперь молиться сподручней, чем убегать.
Соня - А как скажут люди немцам, что твой сын в красных командирах? Тогда, что?
Петрусь (задумывается на мгновение, потом говорит с надеждой) - Бог не выдаст, свинья не съест. Идите, девки. - (Он обнимает сноху, моргает, пытаясь сдержать слезы, у него предательски дрожит подбородок, он берет себя в руки и говорит нарочито строго) - Ну, идите, уже, идите! Долгие проводы, долгие слезы.
Женщины уходят. Старик долго смотрит им вслед, делает руку козырьком, машет им вслед рукой, вытирает тронутые возрастной мутью глаза, потом поворачивается и исчезает в кустарнике.
Туманное утро
На маленькой полянке прямо у леса стог сена. Из него вылезают беглецы. Женщины зябко ежатся от утренней свежести, отряхиваются. Клава собирает веточки, ставит их шалашиком, безуспешно пытается разжечь огонь.
Зажигает одну спичку другую, третью.
Соня - Побереги спички, зачем тебе сейчас костер? Все равно чайника нет.
Клава - Чайничек у меня есть (достает из мешка котелочек) - да вот водички нет.
Соня - Ну, так зачем тогда костер? Дойдем до ручейка, там и костер разведем.
Клава - У меня носки отсырели, всю ночь ноги зябли, надо бы их просушить.
Я вообще всю ночь не спала. Сено колется, насыпалось, куда ни надо, и какие-то сколопендры по мне ползали. Вот не был бы мой дурак командиром, спала бы я в теплой постельке.
Соня - Это не он виноват.
Клава - А кто? Я что ли виновата?
Соня (вздыхает) - Война виновата, Клава, война.
Женщины расстилают косынку. Выкладывают на косынку яйца, нарезают хлеб, сало, лук. Усаживаются кружком. Клава с аппетитом откусывает кусок и замирает с открытым ртом.
-Немцы, - говорит она чуть слышно (показывает на лес).
Все дружно оборачиваются, смотрят со страхом на двух приближающихся мужчин. Мужчины в форме красноармейцев, без погон, небриты, неухожены. Старшему лет сорок, младший совсем молоденький, выглядит лет на двадцать. У него за плечами винтовка.
Ханна (радостно) - Это наши.
Клава - Слава богу! (крестится) - будет теперь кому костерок развести.
Мужчины подходят ближе.
Старший солдат (алчно смотрит на еду) - Что не загорается (показывает на костерок)? Мы за вами из лесу наблюдали.
Соня - Да у нас все равно воды нету. Да вы садитесь поешьте. Давно вы в лесу?
Старший (многозначительно переглядывается с товарищем) - А вы?
Садятся, жадно принимаются за еду.
Соня (достает из мешка бутылку с самогоном) - Вот пригубите, сухая ложка рот дерет.
Солдаты пьют из горлышка по очереди. Торопливо едят, снова по очереди прикладываются к бутылке.
Младший солдат (с сытым видом вытирает рот рукавом) - Мы не дезертиры, мы от части отстали. (Он хочет еще что-то добавить, но натыкается на предупреждающий взгляд старшего).
Клава (тепло поглядывает на солдата) - А нам все равно, дезертиры вы или нет. Главное, что свои.
Старший (запьянел и помрачнел) - Хороший немцы своим подстилкам харч выдают.
Соня (изумленно) - Да что вы такое говорите? Она жена командира, а я еврейка. Нам ли с немцами хороводиться?
Старший (делает вид, что не слышит ответ, смотрит с интересом на Ханну) - Сколько тебе лет?
Соня (похолодев от ужаса) - Тринадцать лет. Ребенок она еще.
Старший (оскаливается с грозной веселостью, наматывает густую косу Ханночки себе на кулак) - А на вид все семнадцать дашь. Сейчас мы тебе возраст по вместимости определим и метрику тебе жидовскую выпишем.
Соня (падает на колени) - Пощадите девочку, меня возьмите!
Старший - Ты ж брюхатая!
Соня (обезумев) - Ну и что, ну и что?
Младший солдат передернул затвор и направил его на Соню.
Клава (не отрывая глаз от дула винтовки) - Не кричи так, Соня, если они нас застрелят, что потом с Ханночкой будет?
Главный завел Ханну в кусты. Один раз вскрикнула девочка и замолчала. Потом старший держал женщин на мушке, пока младший уходил в кустарник. Солдаты отошли в сторону, о чем-то коротко посовещались. Подошли, побросали в мешки остатки еды и ушли в туман.
Хана не плакала, она сидела, пытаясь прикрыть грудь разорванными краями кофточки, и безостановочно стряхивала с бедер, что-то никому кроме нее не видимое, как будто бы по ней ползали черви.
Клава - Встань, детка, сейчас же! Потужся! Господи! Даже воды нет, подмыть девочку нечем. Да что воды, у нас теперь ничего нет, ни еды, ни спичек, ни кофт, ничего. Вот у каких скотов мой дурачек командиром был, а я теперь из-за него должна по лесу бегать. Придется в деревню зайти, еду на колечко выменять.
Деревня, мелкий дождь, на улице ни души.
Женщины подходят к крайней избе, опасливо оглядываются, стучат в окно и на крыльцо выходит полицай с автоматом.
Полицай (с радостным удивлением) - Жидовочки?! В гости пожаловали? Ну, пойдемте, пойдемте. Везет же вам. Прямо на сборный пункт пришли.
Соня (кивает на Клаву) - Она не еврейка.
Полицай (уверенно) - разберемся.
Старый амбар приспособлен под кутузку. Полумрак. На заднем плане куча соломы. Рядом с кучей на соломе лежат арестованные. В центре печка-буржуйка, какие-то люди стоят вокруг, сушат мокрую одежду. От мокрой одежды идет пар. Открывается дверь и туда вталкивают Клаву, Соню и Ханну.
Соня (осматриваясь) - Что это за люди? Неужели все евреи?
Клава - Не все. Вон солдатики-дезертиры, жаль, что не наших поймали.
Соня (показывая глазами) - А эти в углу?
Клава - Которые в карты режутся, что ли? Это блатные, их за воровство арестовали. У немцев с этим строго.
Снова открывается дверь. Часовой вталкивает старца в рваном черном лапсердаке. Старец древний, как иероглиф. Шляпа, пейсы, старинные очки с большими диоптриями. Старец нисколько не удручен. Он дружелюбно оглядывает присутствующих, садится на пол и погружается в свои мысли. Он шевелит губами, чему-то улыбается, разговаривает сам с собой.
Соня (взволновано обращаясь к Ханне) - Я знаю этого старика. Он раввин. Ему сто лет, если не больше. Он высох от старости и по-моему пережил свой разум. Когда я была ребенком, он и тогда уже был очень старый. Мне мой отец показывал его в городе.
"Смотри, доченька, - говорил мне отец, - этому раввину больше ста лет, а знаешь, почему его господь к себе не забирает? Потому что он - праведник, а праведники больше на земле больше других нужны. Святых-то у нас не густо, все больше грешники".
Угол, где блатные играют в карты.
На кону женские часики. Банкомет раздает карты.
Блатной (берет две карты, бегло смотрит на них, кладет их рубашкой кверху) - Еще.
Банкомет бросает ему еще одну карту.
Блатной (кладет карту на две остальные, плотно сдвигает, а затем начинает медленно и с затаенной надеждой сдвигать верхнюю карту, так, чтобы увидеть масть) - Эх, не очко меня сгубило, а одиннадцати туз. Перебор.
Банкомет (забирая часы) - Ставишь клифт?
Блатной (осматривая на себе пиджак) - Клифт не ставлю. Весной бы поставил, а сейчас нет. Дубариловка уже.