Аннотация: Обзор новейших направлений фантастики и их отношение к прогнозированию будущего, предлагает эта аналитическая статья.
Дизельпанк - новый жанр, используемый в кинематографе, художественной литературе (фантастике), а также субкультура, проявляющаяся в одежде, сувенирах. Шире - это особое эстетическое направление в современном искусстве.
Старшие родственники жанра - паропанк и киберпанк. Как и дизельпанк, они не ограничены одним видом искусства. Можно делать стилизации под эти жанры в костюмах, даже создавать мебель и украшения. А также рисовать, снимать кино, делать фото.
Киберпанк описывает мир будущего. Этим он, на первый взгляд, противоположен паропанку и дизельпанку, которые культивируют мир с ретро-технологиями. Но общее у трех жанров есть - это упадок общества (о чем подробнее будет сказано немного дальше).
Тем более, в дизельпанке тоже может описываться Будущее - альтернативное текущей реальности или как деградировавший вариант Настоящего. Это моделирование социальных отношений после некой катастрофы, допустим ядерного апокалипсиса. Яркий пример постапокалиптического дизельпанка - вторая, третья и четвертая части "Безумного Макса", где показан мир, деградировавший до уровня "дизеля" (а в сфере социального устройства еще ниже). Там уже не летают самолеты (кроме кукурузника с полоумным пилотом), нет многолюдных городов, а люди воюют друг с другом, используя рассыпающиеся остатки технической цивилизации...
В начале 1980-х годов появился киберпанк. В первую очередь, он был представлен кинофантазиями про мир высокотехнологичного будущего.
Итак, киберпанк подразумевает уровень развития общества, превышающий возможности современной техники. Но что касаемо гуманитарной составляющей общества: его морали, социальных институтов и прочего - киберпанк предполагает их значительную деградацию в будущем. Показательный пример - "Джонни-мнемоник" с Киану Ривзом (и книга, по которой он снят) или фильм "Судья Дредд".
Это мрачноватые антиутопии, где проблемы настоящего еще более сгустились и обострились: перенаселение городов, дальнейший рост преступности, новые болезни (в том числе от перенасыщения среды обитания электромагнитными изучениями как в "Джонни-мнемонике). На эту деградацию и намекает частица "панк" в названии жанров...
Согласно Википедии, киберпанк - это развитые информационные технологии и кибернетика на фоне тотального морального разложения и/или обнищания большей части общества.
В социальном и моральном разложении и зарыт весь корень! Кроме "технического" фантазирования, все три "панка" являются социальной фантастикой. Ведь описание общества будущего на Земле можно свести к углублению и расширению либеральных рыночных реформ в экономике, в том числе в области культуры, небывалому упадку морали.
Упадок общества может парадоксально сочетается с его "многоумудрённостью" (эпитет, которым охарактеризовал мир Управления из повести "Улитка на склоне" сам Борис Стругацкий). В случае киберпанка "хаос, безмозглость и система привычной антигуманности" Настоящего таким же "удивительным образом" сочетается с развитыми информационными технологиями Будущего.
Выходит, моральное разложение, приписываемое Будущему, имеет прочные корни в Прошлом и Настоящем...
НЕДАВНЯЯ РОДОСЛОВНАЯ ДИЗЕЛЬПАНКА
От киберпанка вначале произошел паропанк (или стимпанк) от английского steam - пар. То есть паропанк базируется на эпохе капитализма XIX века, когда еще не использовали двигатель внутреннего сгорания.
Тем не менее, традиционный паропанк творчески раскрывает возможности техники XIX века: развитие транспортные средств на основе пара достигает фантастических возможностей или колоссальных размеров...
Поэтому паропанк не всегда выглядит простой копией реального мира конца XIX века. Часто подразумевается альтернативный вариант развития человечества, но с неизменной стилизацией под вторую половину XIX века, касающейся внешнего вида людей, городского пейзажа и контрастного социального расслоения...
В увлечении ретро видится стремление части молодежи уйти от недостатка романтики в современной жизни. Ведь кроме причудливой старомодной техники и приключений, паропанк привлекает изяществом костюмов XIX века. Также в прошлом большее значение имели манеры, поведение человека, умение вести себя в обществе.
Хотя паропанк и более известен, чем дизельпанк, он представляется менее реальным и тупиковым жанром. Ведь паровые машины ограничены в своих возможностях, недаром существует выражение: "КПД как у паровоза". Тем более, если судить по логике развития науки и техники, если изобрели паровую машину, то за ДВС дело не станет...
По этой причине более перспективным представляется такое ответвление паропанка как дизельпанк. Название условно, дизель - это символ ХХ века, эпохи широкого использования двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Вообще, эти символы разграничения по времени весьма относительны. Ибо дизель и вообще ДВС были изобретены еще в "эпоху пара" - в конце XIX века, а паровые машины на поездах и судах уступили место дизельным двигателям только с середины ХХ века. Условна и нижняя датировка эпохи дизеля (которая, видимо, еще не закончилась, но об этом чуть ниже).
Для костюмной стилизации дизельпанк намного проще паропанка: одежда 20-40-х годов отличается от современной гораздо меньше.
Число поклонников дизельпанка увеличивается и по причине кардинального упрощения современной одежды, которая выглядит антиэстетично даже по сравнению с недавней эпохой дизельпанка.
В затруднённости подлинного раскрытия личности, в антиэстетизации поведения и даже внешнего облика людей можно разглядеть глубинные причины возрастающего интереса к субкультурам, в частности, к "новорожденным" жанрам дизель- и паропанка.
Дизельпанк еще развивается и обогащается (сам термин появился году в 2001). Один из наиболее известных кинофильмов в данном жанре: "Небесный капитан и мир будущего".
Возможно, паропанк уже отжил свое, а дизельпанк - будущее любителей ретро с одной стороны и поклонников социальных антиутопий - с другой. Тем более, мир, основанный на дизелях, продолжается по сию пору. Если судить по железнодорожным локомотивам и судам, то век дизеля начался с середины ХХ века, заменив паровозы (вовсю ходившие еще на фронтах II Мировой войны) на тепловозы и электровозы, а пароходы на теплоходы.
Но в железнодорожной сфере конец дизеля не за горами. Уже испытаны и одобрены руководством РЖД поезда на газотурбинных двигателях - газотурбовозы...
АЛЬТЕРНАТИВА ДИЗЕЛЮ
Гораздо чаще на улицах можно встретить автомобиль с мотором на бензине, чем на газе, спирте или топливном элементе. Хотя за водородными автомобилями - будущее.
Конструкция водородного двигателя известна с 70-80-х годов. Эффективную установку, берущую энергию от сгорания водорода, сконструировали еще в конце 80-х для космического корабля многоразового использования "Буран"... Не очень сложно переоборудовать бензиновый двигатель обычного автомобиля в водородный...
Но есть проблема производства водорода в больших объемах. Ведь нужно расщеплять воду на два ее элемента - водород и кислород. А воды больше всего в морях и океанах. Поэтому атомные электростанции по выработке водорода в 70-е годы видели на морском дне.
Казалось бы, с позиции экологии это звучит кощунственно. Но сейчас известно: АЭС можно перевести на нерадиоактивное топливо - торий (согласно разработке Льва Максимова из Института физико-технических проблем металлургии и специального машиностроения в Новосибирске). Правда, нужен оружейный уран как запал для разжигания ториевого реактора (а его запасы из нашей страны уже проданы в США). С ториевых АЭС не надо вывозить радиоактивные отходы, так как их не будет. Топливо в реактор будет загружаться один раз и надолго - до выработки ресурса АЭС. В высокотемпературном реакторе вода будет расщепляться без сложного электролиза.
Водород в больших объемах можно добывать не только со дна океанов.
Согласно концепции геолога В. Ларина глубоко под корой Земли залегают гидриды - соединения металлов с водородом. При взаимодействии с водой они выделяют газ. Гидриды очень удобны в качестве топлива для автомобилей: одна таблетка гидрида лития способна давать 2700 объемов водорода (на этом принципе надуваются спасательные жилеты). В мире есть три места, где гидриды выходят близко к поверхности. Одно из них - в Тункинском районе Бурятии (на глубине до 5 километров).