В городе N наметился взрывной всплеск предпринимательской деятельности, точнее говоря предприимчивости. Буквально все хотели что-то предпринять. Правда, возникал вопрос: кто будет все это покупать, если все будут только производить? Ответ на него, конечно, все знали и поэтому "потирали руки". Хорошее знание экономической теории в помощь, а именно, трудов французского экономиста Жана Батиста Сея, еще точнее - его закона рынка: продукты всегда обмениваются на продукты. Товары продаются не ради денег, а ради других товаров. Деньги как масло, смазывающее колеса повозки, которая перемещает товары с места на место. Всякий продавец всегда является и покупателем, продавая продукты своего труда, он, во-первых, должен обеспечить себя пищей для возобновления своих сил, а во-вторых, сырьем или комплектующими для своего производства - так называемое промежуточное потребление. Соответственно, он все это должен купить, выступив уже в роли покупателя. И чем больше предпринимателей, тем больше производится и потребляется товаров и услуг, а вместе с ними и новых рабочих мест, а стало быть и доходов. Ну а доходы - это не что иное, как внутренний валовый продукт (ВВП), и именно под ростом этого показателя принято понимать экономический рост.
Ценовой механизм рыночной экономики работал как часы, не давая ни малейшего шанса наступить перепроизводству или возникновению дефицита товаров, раскачиваясь как маятник в разные стороны, в случаях выхода из равновесия выполнял роль балансира. Как только товара или услуги становилось больше требуемого, цена падала, предприниматели вместе со своими капиталами прекращали деятельность в этом направлении, и обратно - как только цены росли на какой-либо товар или услугу, капиталы тут же устремлялись туда. Все шло хорошо до поры до времени...
Предприимчивость в городе зашкаливала в буквальном смысле этого слова. Кто-то из предпринимателей даже изобрел прибор для измерения уровня предпринимательской активности - предприометр (единица измерения лошадиные силы), так вот он всегда зашкаливал. Равновесие на рынках товаров и услуг не гарантировало равновесие в головах. Идея предприимчивости стала постепенно вытеснять из головы здравый смысл как у продавцов, так и у покупателей. Продавалось и покупалось все. Сначала это было все то, что можно было отчуждать, а потом и то, что отчуждать было нельзя и даже невозможно (ум, честь и совесть...). Но, как известно, почти все блага (средства для удовлетворения наших потребностей) являются ограниченными. Вследствие такой предпринимательской горячки свободных благ в городе не осталось и цены неминуемо поползли вверх. Но предприимчивость, выходя за шкалу измерения предприометра, одновременно выходила и за грани разумного. Предпринимательский взор жадно искал объект приложения предпринимательских способностей и неминуемо пал на единственное благо, не являющееся ограниченным. Это был воздух.
Словосочетание "торговать воздухом" потеряло негативный смысл. В рознице воздух начали продавать в стеклянных и пластиковых бутылках. Все вокруг понимали, что продают и покупают воздух, и это никому не казалось странным. Ведь, согласно трудовой теории стоимости Маркса, стоимость определяется затраченным трудом. Труд безусловно был потрачен на производство тары для воздуха, и сам воздух действительно был внутри бутылок, более того, он обладал полезностью. Другое дело, что предельная полезность воздуха была равна нулю, а значит, и стоимость равна нулю, но эта теория стоимости, разработанная, а точнее переработанная, западными экономистами в противовес трудовой теории Маркса, не принималась в расчет в городе N и рассматривалась как буржуазная. Предприниматели с жадностью начали осваивать неограниченные ресурсы нашей планеты, цены начали падать...