Ида, мы каждую неделю собираемся у тебя дома и чешем языки,как базарные бабы или, упершись глазами в "ящик,"смотрим мексиканские сериалы и рекламу памперсов.Мне,честно говоря,это надоело. Давай пригласим в нашу компанию людей творческих,общительных.Это могут быть наши знакомые или даже незнакомые.Представляешь,каждую неделю в твоей квартире звучат стихи,проза,испoлняются музыкальные произведения,да, и чем чёрт не шутит,устраиваем вернисаж какого нибудь художника.Как я помню,это была твоя давняя мечта-создать свой собственный салон.Циля, ты со мной согласна?
-Конечно,я вот недавно читала статью под названием "Что мы потеряли".Речь в ней шла об общении людей тогда,в старину и сейчас.Рассказывалось об известной парижской красавице времён Людовика ХVI мадам Рекамье.Будучи замужем за банкиром,она содержала салон,известный на весь Париж.Раз в неделю у неё собирались видные писатели,поэты,музыканты.
А в школе,я помню,на уроке литературы учительница рассказывала о салоне княгини Воронцовой,где Пушкин читал свои стихи и дарил их в альбомы светским дамам.
-Вот видишь,Ида,как раньше жили и общались люди,как устраивали вечеринки с творческими людьми,-сказала Зина,- ты из нас самая молодая вот и возьмись за это дело,а мы поможем.
-Хорошо,но при условии,что вы мне подыщите банкира,не хуже того,что был у мадам Рекамье,согласны?
-Ты имеешь в виду банкира в качестве спонсора или...,начала Циля и запнулась.
-Нет,Циля,для "или..."я уже не гожусь,хотя...Но тут зазвонил телефон и подруги так и не узнали,что хотела сказать Ида после этого "хотя".
Прошло два дня и,о,приятная новость!Ида созвонилась со своими знакомыми,а те со своими и получено согласие нескольких известных в городе людей посетить Иду на следующей неделе в среду. Oбещали прийти поэт и писатель Бураковский,художник-авангардист Григорий Беленький,специалист в кондитерском производстве Пиня Цукерман и,конечно,Зина и Циля в качестве светских дам.
Суета и напряженность царили в доме Иды до последнего дня.Почти как в романе великого писателя:"Всё смешалось в доме Облонских..."
Наконец наступила долгожданная минута и гости появляются один за другим.Пиня Цукерман в белоснежной рубашке и при бабочке..Он с букетом цветов и двумя коробками "Клюква в сахаре". Дамы обратили внимание на тонкий вкус первого гостя-его бабочка и коробка конфет были в одном стиле-там и там белый горошек на красном фоне.
-Это моя разработка,-сказал Пиня не без гордости,подавая Иде коробки и цветы. Пиня работал главным технологом на местной кондитерской фабрике и занимался внедрением новых изделий.
Затем пришёл поэт и писатель Бураковский,мужчина неопределённого возраста,на нём клетчатая рубашка и цветной платок,повязанный вокруг шеи.Последним пришёл и всех удивил Григорий Беленький.Оказалось,что его облик не соответствует фамилии.Ему бы подошла другая-Чёрненький.Черные,спадающие на плечи длинные волосы,такая же чёрная борода и руки,сплошь покрытые волнистыми волосами такого же черного цвета.Глядя на него исчезали всякие сомнения насчет теории Дарвина о происхождении человека.
После знакомства гости расселись вокруг овального стола и начался непринуждённый светский разговор о культурной жизни города,об ожидаемых гастролях оркестра Спивакова и многом другом.Затем Ида,доставая из чехла гитару сказала,что если гости попросят,то Зина и Циля споют несколько романсов.Подруги от неожиданности и скромности зарделись,немного подстроили гитару и,наконец, спели три романса на слова А.С.Пушкина.Конечно, до Образцовой им было далеко,но старались они не меньше,чем известная певица.
Когда смолкли аплодисменты,все увидели,как из кухни выплывает Ида,толкая перед собой сервировочный столик,на трёх полках,которого было всё,что нужно для легкого ужина. Все обратили внимание не столько на угощение,сколько на сам столик с хромированными ручками и полками,инкрустированными разными породами дерева.Ида была довольна произведённым эффектом:
-Купила в антикварном магазине,-сказала она с гордостью,-французский ампир,ХV век.
После чая поэт Бураковский читал свои стихи.В некоторых чувствовались грустные нотки по ушедшей молодости и потухшей любви.
После Бураковского художник Беленький достал из-за стула плоский прямоугольный предмет,снял чехол и все увидели его новое произведение под названием "Семья"
-Только что с международной выставки,диплом 2-й степени,-сказал он мимоходом и начал объяснять суть картины:
-Вы видите на полотне молодую семью.Я попытался выразить красками библейскую тему возникновения человека и семьи в стиле русского авангарда.Обратите внимание как эмоциональная экспрессия и глубина философского содержания сочетаются с ритмической обобщённостью силуэтов,подчёркивая рельефность фактуры. Мне удалось добиться завораживающей магии цветовых и линейных ритмов,наделить колорит свойством светоносности.Лицо мужчины наделено живописной и эмоциональной синтетической выразительностью на фоне мощной цветовой гаммы.В облике женщины цветовая гамма сужается,т.к.в семье она лицо не адекватное. Кроме того имперсональность фигур,соединение человеческого тела с неживой природой,сближает мою работу с фактурными опытами П.Пикассо.Благодарю вас,я кончил,но если кому что либо не ясно,я готов объяснить ещё раз и более детально.
-Нет,нет,не надо,всё и так ясно,-воскликнули Пиня и Бураковский почти одновременно.Они ничего не поняли,но при дамах не хотели выглядеть невеждами.Стало тихо.Женщины смущённо переглядывались.Тишину нарушил Пиня.Он встал,подошёл к картине и стал рассматривать её с разных позиций-то вблизи,то отходя на несколько шагов.Бураковский -,ярый поборник соцреализма,равнодушно смотрел в окно и демонстративно зевал.
Зина шёпотом спросила Иду:
-Как ты думаешь,на каком языке говорил Гриша?
-По моему, на итальянском.Многие художники едут в Италию стажироваться и,естественно,язык знают.
-Теперь ясно почему я ничего не поняла,ведь в школе я учила немецкий,-подумала Циля про себя и,уже в полный голос обратилась к художнику:
-Григорий,извините,не знаю вашего отчества,почему голова женщины торчит у мужчины сбоку,там,где у него рёбра?
-Во-первых, пришу без церемоний,называйте меня просто Гришей.Во-вторых,я так себе представляю процесс создания женщины из ребра мужчины.Созидание-фундаментальная тема библии.
Ида,ни к кому не обращаясь,задумчиво сказала:
-Почему такая несправедливость?Нужно было создать сначала женщину,а потом из её ребра...нет тратить на мужчину ребро жалко. Зина,ты не знаешь,что мы могли бы пожертвовать на создание мужчины?
-Вы поздно хватились,дорогая Ида,-сказал строго, но с шутливой интонацией Пиня,-нужно было намного раньше давать советы и не художнику.Этой шутке все рассмеялись,а Гриша,показав пальцем в потолок,подтвердил,что там на небесах было виднее кого и как делать.
-Гриша,-снова подала голос Циля,-а почему у женщины лицо синее,а у мужчины красное?
-Здесь как раз всё ясно,-сказала Зина,-,-как говорится и ежу понятно.Муж ещё с утра надрался хмельного выше всякой меры,а она,голубушка,с кучей детей целый день крутится,то стирка то варка,то уборка.Тут не то,что посинеешь,-почернеешь к концу дня.
Реплика Зины вызвала общее оживление,все поднялись со стульев и столпились вокруг Гриши и его картины.
* * *
Жизнь не предсказуема.Никто даже и подумать не мог,что через год все герои этого рассказа,за исключением Бураковского,окажутся в Израиле. Когда всё улеглось,когда все наши герои более или менее благополучно устроились в "схар дирах"и обзавелись счётами в банках,у Иды возникло неодолимое желание восстановить свой маленький салон.Гриша и Пиня ответили по телефону,что могут приехать тoлько в субботу.
-В субботу,так в субботу,-сказала Ида,-вместе проведём выходной,жаль только,что я не привезла свой сервировочный столик,не прошел через таможню, как раритет.
Все собрались у Иды в середине дня.Вспоминали прошлoе,но всё было, как то не то.Мужчины были явно уставшими и не просили Зину и Цилю что нибудь спеть.
-Гриша,я помню,что вашим кумиром в те прошлые времена был Пикассо,вы даже называли его своим учителем.Он и сейчас является вашим кумиром?
-Дорогая Циля,моим" кумиром "теперь стал году.
-Гриша,вы наверное хотели сказать Ван-Году?
-Нет,именно"году".По русски индюк.Я работаю по ночам у одного каблана.Когда "году" сонные,их легче ловить и сажать в клетки.Трудность в том,что птицы крупные,вырываются и их не так просто посадить в клетки.При этом всю работу приходится выполнять в полной темноте.Каждая птица весит от 10 до40 кг.,поэтому не удивляйтесь моей усталости.
Гриша замолчал,а женщины,как могли старались выразить ему своё сочувствие и уважение за его тяжелый труд.
-Пиня,а вы то, при вашей специальности, наверняка приуспели,стали,может быть,директором кондитерской фабрики.-спросила Зина,вспомнив давно забытый вкус клюквы в сахаре.
-Зина,вы правы,я-таки да работаю директором кондитерской фабрики.Сказав это,Пиня сделал многозначительную паузу,а женщины радостно переглянулись.
-Прихожу на работу перед окончанием второй смены и принимаю на себя управление фабрикой.Обхожу территорию ,смотрю,чтобы все помещения были закрыты,а оборудование обесточино.После этого сажусь в проходной и отвечаю на телефонные звонки.
-Ребята, сказала Ида как можно теплее,-нужно быть объективными,все с этого начинают и в любой стране.Пройдёт время,изучите язык,закончите курсы и Израиль станет нашим родным домом.А пока "савланут"и ещё раз "савланут".