Каждый выходной я хожу в лес, растущий на ближайшем холме. Это совсем не далеко. Нужно дойти до шоссе, пересечь его, затем спуститься с откоса и перейти вспаханное поле. Уже с середины пути видны оливы, окаймляющие смешанный лес из сосновых и кипарисовых деревьев. Оливы-низкорослые, крепкие деревца с икривлёнными стволами, скрюченными ветвями, одетыми в серебристо-зелёную листву. Как бы в противовес этим уродцам выстроились за ними шеренгами стройные, изящные кипарисы и довольно пышнохвойные сосны. Шеренги деревьев поднимаются вверх по склону холма ,соблюдая дистанцию и размерность шага. Видно садил их не простой человек,а воин любивший во всём боевой порядок. Он,как-бы, отдал команду деревьям идти в строю, шеренга за шеренгой, шеренга за шеренгой. Там на верху,на плоской вершине холма они останавливаются и,как будто по другой команде "вольно"разбредаются, кто куда.
Стоят по одному,по два,а некоторые и по три вместе,переговариваясь на своём лесном языке. Конечно, если хорошо вслушаться в их шопот, можно понять о чём они говорят.Но меня их разговор не интересует. Посаженные лет тридцать-тридцать пять тому назад,они были свидетелями событий,о которых можно прочесть в любом учебнике современной истории.
Другое дело, сохранились бы их предки-девственные леса, которых так боялись и ненавидели арабские завоеватели, смывшие в V11 веке, как штормовыми волнами, всё на своём пути-и израильскую государственность и действенные леса. Арабы-дети пустынь, избегали лесов, потому что в них прятались вооруженные иудеи и своими вылазками наносили им чувствительный урон. Вот эти леса могли бы рассказать о многом.
Нынешние кипарисы и сосны по своему возрасту, как наши первоклашки.Что с них возмёшь? Хорошо,что большие и под своей кроной создают тень и прохладу. В лес я хожу не только ради этих красавцев, хотя что ни говори,есть чем полюбоваться. Особенно величественны кипарисы. Недаром, по преданию, Аполлон превратил в это дерево своего любимца, прекрасного юношу, из сострадания к нему, после того, как тот впал в безисходную тоску, случайно убив своего любимого оленя.
Да и у сосны есть своя первозданная красота, особенно у молодых деревьев,- та же гармоничность кроны, а светло-зелёная и длинноволосая хвоя не колет, а только предупреждает- будь осторожен,не повреди мои хрупкие ветки.
В лес я хожу, прежде всего, ради моих друзей, к которых я давно привязался. Еще наконуне, за день до выходного, я уже испытываю чувство нетерпения, мысленно подгоняю время, да и они, я надеюсь, тоже меня ждут.
Мои друзья- это огромные, молочно-кремового цвета камни, вершины коренных пород, образующих плоскую часть холма. Их три, они стоят рядом, в одной шеренге, словно богатыри перед боем. Kaмни массивны, сверху плоские и довольно гладкие. Когда-то в далёком прошлом они, по молодости, были агрессивны, отпугивали первых людей своими острыми и колючими гранями, но время хорошо постаралось: дожди и ветры, частая смена температур сделали своё обычное дело. Камни состарились, облысели,стали смирными и доступными каждому путнику. Это вам не первоклашки, эти камни за свою многовековую жизнь видели и слышали многое из того, что происходило в этих краях и, если с ними подружиться, они расскажут много интересного.Вот я и подружился с ними.
Прихожу после обеда, сажусь рядом с крайним камнем, глажу ладонями его лысую голову и слушаю, прижавшись своей щекою к его каменной щеке.
Сразу ничего не слышно, так как должно пройти некоторое время, что бы он меня узнал и согласился поведать свои тайны.
И вот наступает мой звездный час- солнце прячется за кроны деревьев, ветер, от усталости, стихает и я, закрыв глаза, слушаю первое предание.
* * *
Совсем недавно, каких-то три тысячи лет тому назад, в вечернюю пору подошел к камню паломник, одетый в старый, пропитанный потом, хитон. У него сбоку на перевязи из льняной верёвки болталась глиняная кружка, за спиной небольшая серая котомка.
Солнце уже скрылось за кронами деревьев, но всё ещё было жарко и душно Подойдя к камню паломник снял котомку, отвязал кружку, набрал из ручья воды и ополоснул лицо и руки. Потом достал из котомки лепёшку, лук и вяленую рыбу.Покушав, путник прислонился к камню, тяжело вздохнул и стал рассказывать ему, словно близкому человеку, то что накопилось в его душе за прожитые годы. Это была исповедь, грустная песня о добре и зле, которого больше, чем добра и как трудно злу противостоять.Из грустной песни паломника можно было узнать, что рядом с камнем сидит царь Соломон, тот самый, о мудрости которого слагали легенды. Но пришла старость и он понял, что его мудрость не уберегла людей от невежства и не прибавила им знаний. Царь устал от споров со старцами Синедриона и покинул трон.
-Что они хотят от меня эти твердолобые: пророк Ахия и первосвященник Садок,- вслух говорил царь,- но если бы только они, а то под их дудку поют и другие священники, приближённые к ним левиты и даже писцы. Они требуют, что бы я разрушил храмы, построенные с моего разрешения, языческим богам:Хамосу, Астарте, Милхому и Молоху, называют их мерзостью, а строения, презрительно, капищами. Я не могу с ними согласиться и порушить то, что служит прибежищем для моих подданных,хотя они и не иудейской веры. Что поделаешь,у многих племён ещё жива вера в идолов, они им понятнее и ближе, чем наш невидимый Б-г.
Садок упрямо гнет свою правду- вон из Иерусалима язычников,- кричит он, стоя под сенью алтаря,-
намекая,при этом, на моих состарившихся жён - моавитянок, хеттиянок и даже царицу-египтянку, дочь фараона не жалует. Много власти взял на себя первосвященник и своими проповедями смущает народ. Подпевая Садоку пророк Ахия меня упрекает:
-Ты призывал всех нас, во время освящения храма, на виду у всего народа, верно служить Богу нашему, Единому, да? Или запамятовал?
-Да, призывал и верно служу Всевышнену, но я не возьму в руки меч и не буду рубить головы тем, кто привержен иным богам. Если я это сделаю начнется большая смута, а там и война. Неужели ты, Ахия, забыл сколько иудеев полегло в последних войнах с филистимлянами. Они не признают нашего Творца, а мы не признаём Мелхома. Людям нужен мир и пусть они сами выбирают какому богу служить.
Я терпим к язычеству, но запретил, под страхом смерти, жрецам Молоха приносить в жертву младенцев, только животных, как это делаем мы, сыны Израилевы. Мои слова не убедили, а наоборот, обозлили моих противников.
В прошлом году случилась засуха и большой мор на скотину.Это был шестой год, исчисляемый по нашему календарю, когда пахарь мог обрабатывать землю. Если послушать священников, то нужно было в седьмой год не обрабатывать землю - нашу кормилицу,виноград и маслины не собирать и,оставить народ без пропитания.
Я не мог пойти на это и послал скороходов во все пределы с повелением обрабатывать землю, собирать урожай, как в обычный год. Что тут началось- не передать словами. Те, кто трепетали передо мной, раболепно гнули спины, расхваливали мою мудрость, где они? Видя,что я старею они покинули меня.
Нет у меня счастья и опоры в детях. Дочери повыходили замуж и уехали в другие пределы. Сыновья...не везло мне с ними,не все выжили , а первенца своего Равоама я назначил своим преемником. Но куда ему до меня! Нет ни ума, ни способности управлять государством. Вместо умной твердости- глупое упрямство. Погубит он всё, что мой отец и я сделали- наше великое царство. Вот я и решил - поживу в миру, в разных поселениях, среди простых людей. В этой хламиде меня никто не узнает, а если хватит сил- пойду по святым местам, поклонюсь предкам.
Соломон прижался к тёплому камню и заснул. Утром, совершив омовение, царь повернулся в сторону Иерусалима и помолился. Тихо прозвучала молитва его отца, царя Давида, которую Соломон выучил ещё в детстве:
"Услышь, Г-ди, правду, внемле воплю моему
прими мольбу из уст нелживых.
Храни меня, как зеницу ока;
в тени крыл Твоих укрой меня
от нечестивых, нападающих на меня,
от врагов души моей, окружающих меня.
Они подобны льву, жаждущему добычи,
подобны скимну, сидящему в местах укрытых.
Восстань, Г-ди, предупреди их, низложи их.
Избавь душу мою от нечестивцев мечом твоим.
Помилуй меня, Г-ди, ибо я немощен,
исцели меня, ибо кости мои немощны и
душа моя сильно потрясена.
Услышь, Г-ди,моление моё и сохрани меня,
ибо во гробе кто будет славить тебя?
Аминь."
После молитвы Соломон позавтракал тем,что было в котомке и отправился дальше в сторону пещеры Мехпела, что бы поклониться могилам праотцов.
* * *
Прошла неделя и я снова в лесу, снова в своей обычной позе у камня и..слушаю..слушаю..новое предание,но очень похожее на предыдущее.Судите сами..
Однажды ранней весной 3788г.от сотворения мира по иудейскому календарю, в полдень поднялись на этот-же холм четверо путников.Шедший впереди был одет в полосатый хитон с накидкой на левом плече.Голова покрыта белым платком из верблюжьей шерсти и такой-же перевязью на шее.Из под платка виднелись, спадающие на плечи, длинные пряди волос, цвета спелого каштана.Гордая осанка и цепкий взгляд карих глаз выдавали в нём человека незаурядного и независимых взглядов.Он шёл впереди и был старшим не только по возрасту.Разница в годах у всех 4-х была незначительной и только старшему перевалило за 30 лет.Старшинство этого человека- плод его высокой,божественной духовности,до которой ещё предстояло подняться спутникам,его ученикам.
Подойдя к камню,шедший впереди воскликнул:
-Смотрите,я это место помню! Когда был подростком сидел на этом камне и следил за своими козами, которые паслись, вот там, на поляне. Давайте здесь отдохнём, а когда спадет жара-пойдем дальше.Сложив котомки, путники сели в кружок вокруг камня.
-Учитель, -обратился к старшему тот, кто сидел напротив, ты всю дорогу от самого Назарета не проронил ни слова. Скажи нам, что тебя тревожит?
-Что сказать тебе,Симон,-отвечал названный учителем,- у меня остался неприятный осадок после встречи со своими братьями,сёстрами и горожанами. Они смотрели на меня разинув рты и, ждали, что я совершу какое-нибудь чудо. Даже привели больных для исцеления. Они решили меня испытать, но разочаровались, поскольку больных я не исцелил.Для исцеления нужнен единый настрой души целителя и больного, твёрдая вера в исцеление, а не стоять, разглядывая меня, как диковину.
Еще скажу вам, дети мои, у меня такое предчувствие, что был я в Назарете последний раз.Это было моё прощание с городом детства и юности.
Саддукеи и фaрисеи давно задумали извести меня. Я для них, как бельмо на глазу. Иоанн Креститель,закованный в цепи,уже сидит в крепости Махероне. Теперь они ищут случая, что-бы расправиться со мной. Чувствую-конец мой близок.
-Учитель,- сказал Симон с дрожью в голосе,- может тебе стоит покаяться, уступить им в чём - нибуть.
-Нет,Симон,- отвечал Иисус Назарянин{а это был именно он},- разве вы не видите, как вера наша закостенела и зачерствела? Эти законники требуют неукоснительного исполнения каждой буквы закона. Ведь был в нашей истории случай,когда в субботу напал на наши войска враг. Нужно было обороняться, но суббота, и иудеи понесли большие потери.
Помните, как в Копернауме, вы- мои ученики,- не имея хлеба, стали собирать из колосьев зёрна пшеницы и есть, а фaрисеи, увидев это, стали упрекать в нарушении святости субботы. Одному, самому ретивому, я напомнил случай с царем Давидом, когда тот в субботу ломал хлебы приношения и раздавал своей дружине, не предавая значения требованиям Мишпата. Еще я спросил этого фарисея- что он будет делать, если в субботу его сын упадет в колодец, будет ждать первой звезды? Он ничего не ответил. В субботу нужно отдыхать, но всегда помнить, что не человек для субботы, а суббота для человека.
-Учитель,я сам слышал,как в Капернауме фарисеи упрекали тебя,что ты не соблюдаешь Закона,- сказал второй ученик, Иоанн.
-Для меня, Иоанн, истина дороже жизни. Зачем на одной странице Закона провозглашается:"не убей!", а на другой Создатель повеливает забить камнями до смерти старика, собиравшего в субботу хворост. Убили человека, даже не поинтересовались, кто он, откуда пришёл. Может быть он и не знал, что этот день суббота. В нашем Законе убийство провозглашается, как способ наказания, а нужно проявлять милосердие к тем, кто в чём-то ошибся, согрешил. Cкорее всего этого убийства,как и других не было, но зачем же людей запугивать. Вот ты, Андрей, скажи мне, почему наш Закон, наша религия не воспринята другими народами? Она замкнулась только на иудейских общинах?
-Я думаю, Учитель,- ответил юноша,- в нашем Законе слишком много запретов. Пища делится на чистую и нечистую, в то время, как греки, римляне и другие народы кушают всё то, что полезно человеку.
-Ты прав, Андрей, но не только в этом дело. Древние мудрецы записали в Законе, что иудеи народ избранный Б-гом, тем самым унизили другие народы и сам Закон.
Вспомните, что там написано:
-Тебя избрал Г-дь, Бог твой, чтобы ты был собственным его народом из всех народов на земле. И благословен ты будешь больше всех народов и т.д.
А теперь вспомним, что грозит неевреям, опять-же из святого писания:
-И истребишь все народы,да не пощадит их глаз твой,ибо это сеть для тебя.
Чтобы сделать иудеев гонимым и презираемым народом,древние мудрецы ничего худшего не могли придумать, как написать то, что я, по памяти, вам напомнил. Зависть большой грех, но эта беда есть и от нее не избавиться.
Симон,скажи мне,почему у нас в вечерней молитве есть такие слова: "Благодарю тебя Господи, что ты не создал меня женщиной?"
Я сам тебе отвечу - во многих семьях мать, сестру, жену не отличишь от рабынь. Их удел- изнурительный труд в домашних заботах. В Законе для женщин предусмотрены всевозможные наказания, вплоть до забития камнями. Мы же с вами должны вернуть женщине отнятое у неё человеческое достоинство и право иметь духовные интересы.
Помните, дети мои, я не собираюсь перестраивать наше общество, прийдет время и люди постепенно сами это сделают.
Мы с вами заговорились, а до Копернаума ещё идти и идти. Жара спала и давайте поспешим. Путники поднялись и ускоренными шагами двинулись на восток. После поведанного камнем о царе Соломоне и Иисусе Христе я был под таким большим впечатлением, что долго не мог сосредоточиться на чем-то другом и всё ходил от дерева к дереву, от камня к камню и думал, думал. Как часто великие люди бывают одиноки и не поняты при жизни и признание наступает только после их смерти.
С тех далёких времён прошли тысячелетия, человек создал многое,что улучшило и облегчило его жизнь,но недопонимание, противостояние религий и целых народов, как были, так и остались.Мечта И.Христа о перестройке общества, о приходе царствия Божьего так и остались мечтой. Прав был древний мудрец- царь Соломон, сказав: