Церковь Ивана Воина на Якиманке. Кончается всенощная. Фальшиво старушечьи голоса кончают петь "взбранный воевода". У рампы аналоя для исповеди ждет Брызгалов. Иеромонах Макарий подходит и без выражения торопливо читает: "Чадо, се невидимо Христос предстоит. Да нескрывши или утаивши мни яко вошел во врачебницу, да не исцелен отыдеши".
Иеромонах Макарий: Верите ли вы?
Брызгалов: Субъективно, так как другие, пламенно верую. Помоги мне разрешить жажду подвига
Макарий: Греховная и духовная гордыня. Надо правду искать. Ни больше, ни меньше.
Брызгалов: Страдать и здесь! Предписание есть норма? Ведь вера чувство, как сущность всего того, что является ( здесь неразборчиво) .
Макарий: Вера есть упование невежд
Брызгалов: Позвольте вас поправить, это неточно. Вера есть субъективный аргумент того, что нам неизвестно.
Макарий: Вы богохульничавете. А вы сами не из православных?
Брызгалов: Я всецерковник. По моему жертва Сына Божия - это детская ссора. Я мистик и не придаю этому значения.
Макарий: Каких мистиков вы читали?
Брызгалов: Иоганна Арндта и Экхарта.
Макарий: Ну вот, ну вот - все нездоровое читывали?
Брызгалов: Нет.
Макарий: Так почитайте их. Вы себя над церковью ставите? А это грех. Поститесь?
Брызгалов: Нет. Мне жаль лишать себя чего-либо в дисциплине воли. (Убегает).
Макарий: Вот чудак. Убежал и за исповедь мне не заплатил.
Первый акт.
В квартире Новоселова гости: Надеждин, Заозерский, Добролюбов, Вишняков, первые три с женами, Брызгалов, Кузнецов, Волков, Брусилова.
Явление 1.
Входит Соколов с женой.
Надеждин: В своей опочивальне он заперся с каким-то колдуном.
Соколов: Доброго здоровья! А хозяин где?
Надеждин: Выпей вина.
Соколов: Нет, в самом деле.
Надеждин: Антонину библиотекой хвастает.
Соколов: Так, значит. А похвастать действительно есть чем. Подобной библиотеки в России нет. Сурьезный богоискатель. Всю пыль веков перерыл.
Добролюбов: Российский аббат. Уважаю таких.
Иеромонах Макарий: Чего рыться? Все ясно, как день. Ищут денег те, у кого их нет. И Бога также.
Ксения Соколова: А вот и хозяин. Прошу благости, владыко.
Антонин: Ну, уж вы оставьте. Благословляйтесь за службой, а здесь мы равные. И богатейшее собрание NN где это вы испытали? В часовне Исаака Сирина. Тянет меня к ней. Издательствовать нам надо.
(?): Да, и не свои проповеди издавать, а святых отцов. Словом, нам своего аббата Мина надо.
Лоновский (?): А то шутка сказать, комментарии Афина не издали. Толстой эту Америку открыл. Не мудрено, что и успех имел. Ведь конкурентов не было.
Надеждин: Что и говорить! Не Михаилу же им Троицким мукам конкурировать.
Антонин: Мартына бы к нам. Хоть на недельку на гастроли Лютора.
Надеждин: Как же это - ай-ай-ай. А единство соборное и ипостасное.
Антонин: А вы думаете, что вы в ней находитесь? Вы ее, голубчик, и не нюхали. Ну, что молчите? Ругайтесь, если можете. Ведь я архикрамольник, архинигилист, почти еретик. Со мной не можно.
Надеждин: И вы мните себя главою церкви?
Антонин: Ничего! Ведь мы не на соборе. Ведь и папа непогрешим.
Надеждин: А знаете, лучше бы нам никаких и не надо.
Антонин: Вы так думаете?
Надеждин: Не только думаю, но и верую. Врата адовы не одолеют.
Антонин: Ну, вашу то крепость одолеют и очень скоро. Как-никак, а к текущему моменту приспособляться придется. На одних старушках не выедете.
Надеждин: Как знать. Вот вы так на интеллигентных мужчинах не выехали, и к нам же пришли.
Антонин: Да полно вам пикироваться, идите лучше чай пить. Милости прошу, мужики.
Макарий: Да, пойдемте к столу, а то дамы будут сердиться. Ну, а вы как? Ведь новшества - ваша специальность. Жены жаждут новизны.
Еф: Не все и не во всем. Да и не наше это дело. Мы по земле ползаем. Вот стол у здешней хозяйки удивительный. И чай китайский, и сахар. Это в голодуху то! Один песочный торт чего стоит!
Антонин: А мы с моим попом по вечерам все марксизмом занимаемся.
Надеждин: То есть как марксизмом занимаетесь?
Антонин: А так. Вслух читаем. Я ему объясняю, а он конспектирует. Надо же позиции врага изучать.
Макарий: Очень занятно, знаете. Я уже с амвона насчет этого беседовать пробовал.
Антонин: Ты у меня только в ВКП (б) не поступай, а то скинешь рясу, да и айда.
Макарий: А если и сниму, тебе что?
Антонин: Как что? Il manger - вот что будет. (Здесь имеется в виду французская фраза - il manger pour vivre et non pas vivre pour manger - нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть - прим. Публикатора).
Надеждина: А я чай больше всего насчет зеленого луку и хлеба чуть. И дешево, и вкусно. У меня бывший муж его обожает.
Соколова: Помолчи. Не к месту. А я все новшества обдумываю. Действительно кой-что надо бы.
Муж: Молчи! За умную сойдешь.
Соколова: (обиженно): Что же, я не могу высказать своего мнения.
Антонин: Пускай, пускай высказывается. Мнение мирян интересно. Ведь ваше мнение шаблонно и тенденциозно. Так вы говорите, новшества нужны и даже необходимы.
Надеждина: Конечно. Я так думаю.
Надеждин: Да оставьте вы ее все.
Брусилова: Что скажут миряне, мужья. Брусилова верует в новшества.
Брызгалов: Видите ли, я не собственник, я глубокий индивидуалист. Меня вообще не интересует, что ново или старо, надо ли сохранять старое или вводить новое. Я ищу в церкви вечное. Церковь когда-то оказалась эоном. Она посредство между Богом и людьми. Я ищу в ней средства быть выше самого себя, общаться с божеством, получать дух, и это возможно лишь - да простится - через магию таинств. Именно магию, ибо магия и есть непосредственное видение духа. Для меня несущественно, когда пресуществляются дары - при тебе поем или примите дары, как говорят католики. Но самое пресуществление, самое обоготворение материей для меня приимет важности, что если такая литургия кажется мне сюрреализмом, материализующим Христа, так что его можно не только чувствовать, а почти осязать. Потир кажется мне чревом богоматери, носящим плоть Христову. Я не чувствую себя царем и священником, ибо таковым сделал меня Христос, а потому все временное и условное перед этим бледнеет, исчезает, смывается. За это идет грех. Может это греховно, может это дьявольская гордыня. За это один из здесь присутствующих не дал мне разрешения.
Иеромонах Макарий: Тайну исповеди нельзя разглашать.
Брызгалов: Вам, а не мне. Наоборот, я аппелирую к церкви и спасителю - это casus eposcopulis ( дело епископа - латынь) и ко всем здесь присутствующим, дабы получить разрешение тому, что меня волнует и захватывает.
Антонин: Да это не только casus episcopalis, а casus papalis. Это сразу не решишь - и не единолично, а на соборе. Приглашаю желающих высказываться.
Ситкин: У меня много слов на языке - и кажется они как раз противоположны тому, что я сейчас слышу. Если мой предшественник может это созерцать, не требуя даже плотских глаз. Но у меня совсем наоборот. Или средства, которыми я располагаю недостаточны, или дух мой недоволен. И мне это довольно непереносимо, я ищу всюду лик Христа, где я прежде его видал. И если мой предшественник пренебрегает и обрядами, и всякими внешними знаками, то я наоборот - вдаюсь и в археологию, и в древнюю письменность, и где лик Христов - будь то обряд, символ, изображение, таинство, наконец, все для меня свято и непререкаемо. Мой воск с печатью Христа расплавился - я ищу те камни, на которых эта печать цела. И я готов до крови грызться хотя бы за Filioque и алилую. Да, я старовер, ибо ваша церковь безблагодатна, как нарочито связующаяся с плотскими страстями и похотями. И не говорите мне, что Андрей Рублев выразитель старых восприятий, а Виктор Васнецов теперешнего фазиса церковности.
Антонин: Перед лицом абсолюта это будут только две цифры - одна большая, другая маленькая. Это две субъективности. Не поверяли ли вы оба себя в недуховном восприятии других? Ведь малые сиих видят лицо Отца небесного , то есть в них чувство истины сильнее, чем в нас и не заглушено ни духовной гордынью, ни логическими искажениями. Ведь логика все-таки машина.
Кузнецов: Позвольте мне сказать, я только что от малых сих. Я сейчас опять в яме. А яма продолжается?
Антонин: Бесперебойно.
Кузнецов: И все в трактирах.
Антонин: Именно, Христос продолжает ходить к мытарям и грешницам и вечеряет с ними. Он когда-то брал скромную комнатку сельского трактира, создав себе более точный храм, чем римский Петр или наш Исакий.
Антонин: Я говорю о комнатке, где Иван Карий с Аленой беседовал. Наши будут поменьше и поплоше.
Кузнецов: О чем же вы там говорили?
Антонин: О большевиках.
Кузнецов: И что же? Клянут? Нет, это вы духовенство клянете, а наша публика им очень ....... ( далее неразборчиво)
Антонин: Немудрено.
Кузнецов: Ведь наш господин Великий Новгород в форме республики есть наша национальная идея, на которой были наши вече.
Новоселов: Мы только возвращаемся к Господину Великому Новгороду. Прибавьте еще побольше: наша форма христианства коммунистична по преимуществу. Наш учитель латыни - прочтите в Энциклопедии Брокгауза, ее то кажется обвиняли в тенденциозности - "его миросозерцание почти совершенно коммунистическое".
Антонин: Верьте мне, искренне верующие.
Соколов: Они коммунизм представляют себе не по Каутскому.
Иеромонах Макарий: Но они Христа отрицают.
Кузнецов: Батюшка, это в вас говорит профессионал священник. Миряне, вам толкуют притчу о братиях, которых отец послал в виноградник, а большевики все тащат, они испоганили вашего отца грабежом и насилием. Вы бы речи Алексеева на суде почитали, вам бы стало нечем крыть. Легальный грабеж. Более преступный грабеж, чем на большой дороге.
Антонин: Преподобный Боже, они народ убивают? Я думаю, что мученичество и исповедничество сугубая милость Божия, посылаемая лишь высокому обществу. Не беспокойтесь, вас не убьют. Вас только со спокойного дивана сгонят.
Макарий: Уж очень вы победоносны. Уж не вас ли распнут?
Новоселов: Перестаньте задорить. Слушайте лучше, как меня Калинин огорчил. Он крестьянам Христа с Марксом сопоставил, и находит, что Христос мал и жалок перед Марксом, ибо Христос давал лишь личную мораль, а Маркс мораль общественную. Я два года отравленный ходил.
Антонин: Разрешите мне изложить мою собственную теорему о русской церкви. Каждый вместе, каждый порознь, каждый должен осуществить свою порцию дела Христова, свое задание по нынешнему говоря. Мы имеем лишь единоличье мученика. Но и мы кой-чем похвалимся. А чем? Нашими преподавателями и святыми отцами.
Новоселов: Не понимаю хода ваших мыслей.
Антонин: А я сейчас поясню. Представьте себе татарщину. Полное падение всяких человеческих отношений.
Н.Н, поди-ка, к тебе пришли какие-то странные гости: какой-то всероссийский экзарх и священник Абрикосов.
Абрикосов, конечно!
- Да вот, поди-ка раскуси ее.
Надеждин: Lupus in fabula. Как раз мы о конце церкви толковали, а она сама к нам приходит.
Надеждин: Боже Всевышний, благословен ты будешь.
Архиепископ Антонин: Христос, помилуй нас! Я есмь, и был, и буду. Как возсияет благости принять, он ждет нас, возлюбленных братьев.
Экзарх Леонид Федоров: Отцы и братья! Приношу вам благословение святого отца нашего, Бенедикта XV, первосвященника римского и раба рабов божиих. Для вас он по меньшей мере первенствующий вселенский патриарх и в первенстве чести вы ему не откажете.
Антонин: Jesus, отче, belissimo. ( В зал): Как бы несдобровать.
Федоров: Вот, святой отец посылает нас к вам, как к своим возлюбленным, хотя и отторженным чадам, нуждающимся в его помощи. (Пауза).
Антонин: В какой?
Федоров: Вы читали в сегодняшней "Вечерке" указ СНК об отобрании церкви Господней? Как вы к нему относитесь?
Надеждин: Я скеажу - достаточно несерьезно.
Федоров: А надо отнестись с мало мальской серьезностью. Будете ли вы подчиняться им или противиться?
Жена Соколова: Разумеется не отдадим.
Антоний: Я отдал бы все. Пример первотерпения. А наш архиепископ Дионисий в Смутное время? Наши историки велят отдать - мой старый тому грех.
(Голоса) - Но брат Феофил говорит, что церковь отдаче не подлежит. - Противиться! - Не убьют же нас! - Не отдавать!
Антонин: Я вижу, что единого мнения нет.
Федоров: Мнение мое совпадает с голосом святой католической церкви. Всякое внешнее могущество, до святой власти папы включительно, есть порядочное осуществление царства Христова, поэтому этого надо всемерно желать.
Макарий: Ересь! И церковь Христова не от мира сегшо. Подаю руку Толстому.
Надеждин: Не мне, конечно, судить архиерея, но я думаю, что вы заблуждаетесь.
Федоров: И я. Бесспорно - голос духовенства есть голос церкви. Я приветствую борьбу за церковь, так как советская власть беззаконно узурпировала ее. Знаете ли вы, что по поводу этого дела патриарх ездил к Ленину.
- Ленин его не принял?
Что меня возмущает - так это не непринятие церкви Советской властью, а то, что ни один из русских иерархов... (далее - неразборчиво).
- Он был одинок.
Федоров: Если бы я, примас церкви, ехал бы к главе государства, то тот бы не посмел его не принять.
Кедров: А я не знал. Я бы поехал.
Федоров: Вас бы патриарх с собою и не взял бы. Но я говорю по поручению святого отца. Предлагаю: 1) Посредничество между русской церковью и русским правительстьвом, 2) если не удастся - всякие меры выдвинуть, 3) если деньги - предлагаю заем - словом братскую помощь от старшей сестры
Соколов: Сцилла и Харибда!
Надеждин: Да и Харибда страшнее. Лучше пусть большевики.
Макарий: Для христианина это не страшно. Не боимся убивающих тело.
Добролюбов: Ну, убивать вас не станут, а церквыи ограбят.
Федоров: Ну, большевики не страшны. Папа страшнее.
Макарий: Умоляю, примите протянутую руку.
Надеждин: Справимся одни.
Федоров: Поменьше гордости.
Соколов: У вас учимся.
Федоров: Вы страшные люди.
Надеждин: Нет, мы друг друга не поймем. Вы августиновцы и город Божий строите, а мы не имеем здесь пребывающего града. Пускай берут! Это не самое важное.
- Искушение Спасителя!
Федоров: В последний раз предлагаю: примите братскую помощь. Поверьте, мы с вами единодушны.
(Гул): На этот раз мы единодушны. Еще сейчас мы разделены на два лагеря. А когда вы пришли, мы соединились. Мы вашу помощь не примем. Отдадим ли мы, бороться ли будем - но вас нам не надо. Идите, откуда пришли, и скажите вашему папе - отцы наши его не принимали и мы не примем. Мы все в воле Христовой и как он нас спас, наставил, так мы и поступим. А вас нам не надо.
Федоров: В последний раз предлагаю - и сейчас уйду.
Антонин: Уходите. Вас нам не надо. От вас мы ничего не возьмем.
Федоров: Пойдемте. (Уходит). (Долгая пауза).
Антонин: Иначе мы поступить не могли. Однако как же нам быть! Надо собраться у патриарха и обсудить ситуацию. И вот находятся люди, которые хотели бы устроить жизнь по законам Христа, разумеется они должны бежать от других людей, потому что иначе их съедят. Разумеется, поселясь в лесу, они должны голодать. Но не из принципа, как йоги, а просто потому, что переселенцы даже в самые благодатные времена всегда голодают. И вот вам наша "Северная Фиваида", как говаривал Андрей Муравьев с Сергием Радонежским в качестве самого крупного представителя.
Явление 2.
Те же и Новоселова.
Новоселов Михаил Алексеевич
Акт второй.
Епископ Никандр и келейник, потом Брусилова
Никандр: Ну! Кто там ждет в приемной?
Келейник: Протоиерей Кедров давно ждет и очень ждет. Да еще какая-то Брусилова.
Никандр: "Какая-то Брусилова!". Зови ее скорей.
Келейник: А протоиерей Кедров?
Никандр: Он может и подождать.
Келейник: Слушаю. (Входит Брусилова).
Брусилова: Как я счастлива, преподобный владыка, что имею счастье видеть вас в личной беседе. Я давнишняя ваша почитательница и не пропускаю ни одного вашего служения.
Никандр: Я вас давно заметил и давно знаю.
Брусилова: Ваше служение - о, это нечто неземное! Я не только умиляюсь, я забываю все, я витаю духом в небесах. Где вы берете эти оттенки, эти интонации и жесты. Это конечно, плод божественнного осенения. Крыло вашей молитвы - это мои крылья. Они поднимают не только вас, они уносят и нас, детей праха, туда, в заоблачные выси. Поэтому позвольте вашей почитательнице преподнести вам скромный инструмент для вашего пиита. Когда я была невестой, мой жених, построил мне эту (тут неразборчиво). Она мне всю жизнь была памятником моего счастья. Узнавши вас, я испытала счастье более высокое. Поэтому я переделала ривьер вчера и прошу вас принять их, как некогда Христос принял мир.
Никандр: Но ведь это очень ценная вещь. Она стоит 4 рубля?
Брусилова: Нет, когда-то было заплачено 15. Но вот одно непременное условие. Не жертвуйте в пользу голодающих, пользуйтесь сами. Да! Во имя благолепия православного служения, во имя той несказанной красоты его. Я вовсе не хочу, чтобы товарищ Бах нашли мою ривьер.
Никандр: Не беспокойтесь. Мы отлично знаем, куда идут деньги, собираемые на голодающих.
Брусилова: Кстати, о голодающих. На днях была вечеринка у Н., - знаете, бывшего толстовца, неже обратившегося в православие. Присутствовали многие представители нашего духовенства. Вдруг являются католический епископ со священником Абрикосовым с известием о декрете Совнаркома - и красноречиво убеждают подчиниться декрету. Вы понимаете - отдать все, чтобы оказаться в зависимости от их папы. И что же вы думаете? Наше духовенство не поколебалось.
Никандр: Я слышал об этой вечеринке, но в другой версии.
Брусилова: Вы мне не верите? Я этого не заслужила.
Никандр: Что вы! Вполне верю. Я хотел сказать только...
Брусилова: Я и пригласила вас предупредить. Вы окружены тайными врагами. Но есть люди, есть женщины, которые бодрствуют...
Никандр: О, благодарю, благодарю!
Брусилова: Вот наш протоиерей Кедров, который там ждет и который пытался перехватить мою очередь. Берегитесь его! Он человек хитрый и осторожный и ведет тонкую политику
Никандр: Я знаю.
Брусилова: Очень рада, что знаете, значит я говорю справедливо. Но это еще не все. Он попал в сети католического прелата, но даже сам наш Христос... Даже он. О, я говорить не могу. Мне приснился мир с красными. Мне приснилось, что Господь около церкви околачивался. Он тысяч 6 доходу имел, архиерею в пору.
Никандр: Добродетель воспитывается на коммунизме.
Брусилова: Ох, не говорите, я все это понимаю, ах, как понимаю.
Никандр: Проси.
Брусилова: Очень рада, владыка, что могла быть вам полезной. Я буду зорко следить за вашими врагами и от меня ничто не укроется. ( Несколько раз с жаром целует его руку.)
Кедров: Здравствуйте, владыко, приветствую вас в вашей канцелярии.
Явление 2. Никандр один.
Никандр: Тургенев был прав, сказав что верх ума - это ладить с пожилыми женщинами. Ну, Колька Феноменов, думал ли ты, когда пас отцовскую кобылу, что будешь в брилиантах ходить, в каретах ездить! Пятнадцать тысяч!
Явление 3. Никандр и Кузнецов.
Никандр: Здравствуйте, профессор. А благословения не приемлете?
Кузнецов: От вас нет.
Никандр: Только от меня?
Кузнецов: Да.
Никандр: Знаете, это уж личности.
Кузнецов: Как хотите. Канцелярия прислала мне приглашение к вам.
Никандр: Знаю. Вы по-аглицки читаете? А то вот у меня письмецо от кентерберийского архиепископа. Не переведете ли, в чем дело?
Кузнецов: Преосвященный владыко!
Никандр: А как это по-аглицки будет? Тут какой-то милорд аглицкой...
Кузнецов: Quite reverend Lord. Bishop. Совершенно преподобный лорд епископ - вот как буквально.
Никандр: Ха-ха-ха! Лорд! Аглицкой милорд Георг! То бишь Никандр! Или как там?
Кузнецов: Бишоп.
Никандр: В годы моей молодости фокусником был знаменитый Бишоп. Во всех газетах писали. Ну что ж? Вы увидите, я тоже фокусник.
Кузнецов: Я знаю. Но я продолжаю перевод письма. Преосвященный владыко. В ответ на ваше письмо лорд архиепископ Кентерберийский предлагает вам сто фунтов в месяц, сожалея, что не может уделить вам больше. Каждое получение должно быть вами письменно подтверждено. Способ получения денег вами еще не определен, но вероятно потребуются услуги частных лиц, ибо пересылать через банки достаточно неосторожно. В ближайшем будущем вы об этом будете уведомлены. Ты так велик? С ним вознеслись? Вы позволите?
Никандр: А как же иначе?
Кузнецов: От врага отечества?
Никандр: Но птахи не имеют Родины.
Брусилова: Для чего же я просила?
Кузнецов: Вы просчили... Этого еще не доставало!
Никандр: Вспомните еще о римской митре графини Толстой, чтобы быть вполне счастливым. А еще говорите - верующий!
Кузнецов: Я это ( далее - неразборчиво).
Никандр: Невправе. Вы ведь кажется были присяжным поверенным.
Кузнецов: Я вас не уважаю.
Никандр: Как хорошо. ( К келейнику). Позови Кедрова.
Явление 4.
Те же и Кедров.
Кедров: Я кажется здесь бывал.
Никандр: Здравствуй, отец Виктор, как твой епархиальный совет?
Кузнецов: Садитесь, отец Виктор. ( подвигает Кедрову кресло).
Никандр: Профессор.
Кедров: Я не хочу сидеть, где моих друзей унижают.
Кузнецов: Вы не унижаете. Передо мной еретики и я это не забываю. Как вы например при Святом патриархате.
Келейник ( вбегает): Святейший Патриарх.
Явление 5.
Те же и патриарх.
( Все встают, подходят под благословение и впредь не садятся).
Кедров делает земной поклон.
Никандр: Я бы принял. Но ведь до этого дело еще не дошло. А всяких богословов не надо разнимать, как вы думаете, профессор? Прошу вас, обсудите это наедине и пойдемте ко мне. Я вот только два слова отцу Виктору скажу. Ну что, твой совет - ждет приказа святейшества.
Патриарх: Мистер Зели, президент ассоциации церквей Христа в Америке, напоминает мне письмом, что я почетный гражданин города Сан Франциско.
Никандр ( про себя): Носится со своими американскими штатами. А ведь корень православия не в Америке, а в Святой Руси.
Патриарх: Мы должны руководить.
- Ну, а как это собрание?
- Что миряне, профессор?
- Почти сочувствуете большевикам? Я так и думал, а агнецы их вверху видят.
Никандр: Владыка, вы архипастырь. Ваше порицание выше всех нас.
Патриарх: Не очень то его признают.
Никандр: А вы жезлом, жезлом карайте. На то и жезл.
Патриарх: Ну, а вы как думаете?
Никандр: Я? Что я знаю? Я ничтожный и презренный раб из вашей паствы.