Боюсь, я не могу написать ничего нового. Но попробую.
1. Детей надо учить учиться. Понимаете, это большая проблема.
У нас дают знания. А надо учить эти знания майнить.
У нас в институте был преподаватель но электронике. На семестр он дал задание: написать 20 лекций по выданным темам. Каждый студент должен был написать 20 лекций и защитить их. По каждой теме он дал список из 3-5 книги, но предупредил, что многие книги - пурга полная, что пургу он не примет. А вот книги не из списка - приветствуются (если это не пурга, конечно). Это у него был такой зачет - защитить 20 тем.
2. Детей надо учить задавать вопросы - то есть ставить себе задачу. Искать задачу, понимаете? Курсера (некоторые курсы) этому учат - на экзаменационное задание, например, курса по визуализации, предлагается найти не менее двух наборов данных и построить по ним некую визуализация, донести какую-то идею. То есть самому поставить перед собой вопрос, найти данные для решения и выдать в мир решение в виде понятном, доступном - как учили на курсе.
На самом деле эта штука - постановка задачи - это нормальная инженерная функция. Каждый инженер обязан это уметь, и это не "тренд времени" - это фича инженера. Начиная с "политехов" конца позапрошлого века.
3. Дети должны участвовать в процессе. Должны видеть, как теория становится практикой. "Зачем мы это учим, мне это не нужно, не пригодится" - надо показывать: вот, оно нужно, оно помогает. Уроки труда нужны в школе, только... Понимаете, детям надо доверять. Доверять тяжелую технику, я имею в виду ;) Не показывать ее издалека, а давать сломать и починить.
Танк? Нее! Я писал про Распбери Пи. Это такая платформа, платформочка. Компьютерчик. Стоит 2 тыщи руб, около того. Это конструктор. К нему продаются разные датчики, моторчики, там можно програмку влепить, чтобы этими моторчиками управлять.
Можно робота домашнего собрать, а можно дом умным сделать. Все на коленке, конечно - профессиональные штуки сильно дороже стоят.
4. Школа ОБЯЗАНА давать необходимы навыки. Дети ОБЯЗАНЫ уметь: печать 10-ю пальцами с хорошей скоростью, искать в Интернете, читать с экрана, критически воспринимать информацию... Это минимум. Минимальный минимум, необходимый, но недостаточный. Этому все равно придется учиться.
Дети должны уметь общаться на форумах, задавать правильные вопросы и отстаивать свое мнение.
А для этого они должны уметь правильно свое мнение изложить. Не "сочинение на 5 страниц минимум", а академическое эссе на 5 абзацев. Там очень жесткая структура, этого эссе, это здорово дисциплинирует мышление.
Еще сюда английский язык до кучи. И умение читать мануалы. А студентам - строго обязательно - мат-логика. С кванторами.
И - вот: https://www.coursera.org/learn/model-thinking
Это модели мышления, шаблоны. Там и теория принятия решений, и иррациональности... Там (у них) это учат, преподают. Это такой мета-язык, чтобы понимать друг друга.
Взрослых надо переучивать тому же - если они до сих пор этого не умеют. Учиться, ставить задачи, критически мыслить, излагать свою мысль, защищать ее, осваивать новые "моторные" навыки.
Умению видеть и мыслить моделями.
Не боятся нового.
Про "не определяют тренды": ну вот у нас Маск. Он - провокатор. Самый настоящий провокатор. За ним, как все говорят, кто-то стоит, кто-то ему башляет. Он вбрасывает совершенно футурологические прожекты - этакий Тони Старк. Но ведь в эти проекты втекает та самая молодежь - то есть, он определяет будущее. То есть определяют те, кто за ним стоит. Тренд задают.
Про пакеты: это просто инструменты. Представьте, что вы чего-то хотите, но чего - пока сами не знаете. Но руки чешутся. И вас приводят в ОБИ или Леруа, и говорят: все это - ваше, и бесплатно. Материалы, инструменты, электричество... Творите. И показывают вам фильмы про то, как "космические корабли бороздят просторы вселенной", а еще Маск, который уже на шаг впереди... Мотивация, возможности и цели - бери и пользуйся.
А еще возможность собирать группу единомышленников по всему миру, эффективно управлять проектом, обратные связи от потребителей... Вот все это в этих пакетах зашито.
Про прогнозы: в прогнозах надо учитывать эволюцию человека. Человек быстро эволюционирует, так же быстро, как техника развивается. Мышление, сознание меняется. ИИ нам не опасен - настолько же, насколько не опасно ядерное оружие. ИИ, в конце концов, всего лишь инструмент, математический алгоритм. Теоретически может до-эволюционировать до личности - ну так это здорово. Человек-то быстрее меняется. Да и какая разница, в чем сидит личность, в железе или в биоматериале?
И еще в прогнозах надо учитывать то, что система управления, то есть наша власть, как всегда не успевает за развитием общества - техники, науки...
Именно это было причиной революций - несоответствие системы управления развитию "производственных отношений". Вот нас тоже потрясения ожидают, это просто к гадалке не ходи. Первым делом отомрут не профессии, а должности и звания.
Если, конечно, у нас общество будет развиваться вместе с мировым.
А если не будет - то нас сожрут на закусь.
Мир 2030? А посмотрите, где сейчас молодежь тусуется, в каких темах? Биохакинг, ИИ, ВиАр. Посмотрите фильмы по марвеловским комиксам: супермен, железный человек, трансформеры... Читай: игры с геномом (вот это на самом деле самое страшное), экзоскелеты, сращивание с техникой, киборгизация, Авто-матические ро-Боты (автоботы). Наноботы - последний фильм про трансформеров. Нейроинтерфесы - как для управления техникой, так и для развития человека - "используй силуу!!". Только это не сила, а концентрация, и мозг так же прокачивается, как мышцы железом.
Комиксы и фантастика тоже здорово тренды задают.
Есть такой список в Сети: перспективные технологии с степенями реализации. Вот там даже примерный срок написан, когда оно появится
Цель какая? Вот всего это развития цель? Бессмертие, космос, вечная молодость. Сила. Комфорт. Ничего нового.