Ormona : другие произведения.

Дипломат Дэниел Принц фон Бухау

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    О после Священной Римской империи времен Ренессанса Дэниеле Принце из Бухова (или фон Бухау). Краткая биография, выдержки из монографии.


   Дэниел (Даниил) Принц из Бухова (1546-1608 гг.) - реальный исторический персонаж, посол Священной Римской империи в Русском государстве во времена правления Ивана Грозного. В Москве был в 1576 году. В 1578 году вел переговоры о польском престоле, Ливонии и войне с Османской империей. Является автором сочинения "Начало и возвышение Московии": http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Buchow/text1.phtml?id=1144
  
   Дипломат Принц не так-то много увидел в России. До Москвы, до Троице-Сергиева монастыря ему не дано было добраться. И все же он сумел охарактеризовать и причины, приведшие к войне с Ливонией, и Ивана Грозного как человека и как царя, тактично умолчав, чтобы не испортить мирные переговоры, о, безусловно, слышанных им примерах необузданной его жестокости.
  
   Например, бежавший из русского плена в 1570 году Альберт Шлихтинг, шесть лет прислуживавший иноземному лекарю при дворе Ивана Грозного, в своем "Кратком сказании о характере и жестоком правлении московского тирана Васильевича", отправленном королю, ни о чем не написал, кроме как о кровавых бездушных расправах царя, совершаемых повседневно то в Москве, то в Александровской слободе, то в Торжке, то в Новгороде... В итоге эта книга расстроила планы папы Пия V и Венецианской республики включить Россию в антитурецкую лигу и отправить послов к Ивану Грозному: "Не хлопочите более и прекратите сборы (...). Мы не хотим вступать в общение, - заявил Пий V после прочтения этой книги, - с такими варварами и дикарями".
  
   Дэниел Принц - первый из иностранцев, кто сказал, что цивилизованной Россия сможет стать только тогда, когда в нее придет образование и когда власть предержащие прекратят нещадно обирать простой народ.
  
   О Грозном он писал следующее (более полная цитата):
   "С окончанием 1576 года Московский князь вступил в сорок восьмой год возраста. Он до того усердно предан был благочестию и богослужению, что для того, чтобы удобнее предаваться молитвам и постам, которые он очень строго содержал, часто проживал в монастырях и тело изнурял великим воздержанием. Так как москвитяне, желая показать Богу душевную скорбь, по обычаю греков ударяют челом в землю, то по большой части оно у них бывает багровое и красное, как кровь. Большую часть своих доходов он тратит на построение святых храмов и отыскивает мастеров с большим старанием. Он очень высокого роста. Тело имеет полное силы и довольно толстое, большие глаза, которые у него постоянно бегают и все наблюдают самым тщательным образом. Борода у него рыжая (rufa), с небольшим оттенком черноты, довольно длинная и густая, но волосы на голове, как большая часть русских, бреет бритвой. Он так склонен к гневу, что, находясь в нем, испускает пену, словно конь, и приходит как бы в безумие; в таком состоянии он бесится также и на встречных. Жестокость, которую он часто совершает на своих, имеет ли начало в природе его, или в низости (malitia) подданных, я не могу сказать. Если кто немного тяжелее провинится, того со всем семейством, также слугами (subditis) и всем, что одарено живою душой, уничтожает с корнем и истребляет, как это довольно хорошо видно из рассказов, выше уже приведенных. Так как он это делал очень часто, то некоторые места своих владений и превратил в пустыню. Когда он за столом, то по его правую руку садится старший сын. Сам он грубых нравов; ибо он опирается локтями на стол, и так как не употребляет никаких тарелок, то ест пищу, взяв ее руками, а иногда недоеденное кладет опять назад в чашку (in patinam). Прежде чем пить или есть что-нибудь из предложенного, он обыкновенно знаменует себя большим крестом и взирает на повешенные образа Девы Mapии и Святого Николая. Кравчий, подавая ему питье, которое он употребляет в изобилии, часть выливает в другой стакан и оставляет его для пробы. Сын во время питья встает и желает отцу здоровья. Если он кому-нибудь своими руками подает что ни есть из пищи, или питья, то это означает великую милость".
  
картинка кликабельна
  
 []


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"