У. Гор Из Онта : другие произведения.

Бог, что в имени Твоем?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Будучи автором постоянной колонки в одной газете, имеющей религиозную направленность (хотя газета скорее общеобразовательного толка), решил ознакомить читателей СИ с некоторыми материалами. Может быть, кому-то будет интересно, а кто-то пожелает подискутировать.

  
   У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
  (2 Пет. 3, 8)
  
  
  
   Я долго размышлял над тем, с чего же начать этот цикл статей. Первым делом, передо мной встал вопрос: а о чем же этот цикл? О Вере, о Боге, о Библии? Кто я такой, - подумалось мне, - чтобы, не имея специального образования или сана, поучать на страницах нашей газеты читателей?
  "С другой стороны, - рассуждал я, а почему бы не рассказать не о том, о чем всё уже сказано, а о понимании этих понятий нами?"
  Бог.
  
  Произнося это слово, многие представляют себе милого старичка с нимбом над седой головой, сидящего где-то на облаке. Помните, что говорили богоборцы после первых полетов космонавтов?
  - Нет никакого бога. Космонавты летали, и ничего не видели!
  Такие высказывания удел абсолютно невежественных людей. С ними даже спорить не нужно - все равно не поймут о чем речь, но ведь и маститые ученые на вопрос: "существует ли бог?", отвечают, что такого объекта как "бог" во вселенной не обнаружено.
  
  Так говорить - это все равно что утверждать, что если я не вижу своих ушей без зеркала - их нет. Даже не так: если я не чувствую своего мозга (в мозге нет болевых рецепторов - нервный окончаний воспринимающих боль) - я безмозглый. Или же: если я не понимаю что такое интеграл, интеграла не существует. Вы, наверное, уже догадались к чему я клоню - я подвожу читателя к определению понятия "бог", или к понимаю Бога нами.
  
  Правомерно ли утверждение: "Если я не понимаю, что такое Бог - значит его нет?". Конечно, не правомерно, как и все предыдущие утверждения. Однако, большинство, из вроде бы образованных людей, судя по их высказываниям, абсолютно не понимают что такое Бог.
  Я не буду сейчас усложнять вопрос, говоря о его триединой сути, я буду говорить упрощенно - Бог.
  Хотя слово упрощенно здесь совсем неуместно, потому что "...кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской".
  
  Преподобный Иоанн Лествичник (VI-VII вв.)
  
  Почему же так сложно дать определение Богу?
  Дело в том, что Бог обойдется без человека, а человек без Бога - нет.
  
  "...В своей предвечности [бог] обходится без людской деятельности... он не досягаем для мыслей...", - говорится в одном древнеиндийском писании.
  Другое же древнее восточное учение говорит, что люди не могут понять язык бога (язык ствола) и им приходится говорить на (языке ветвей), то есть пытаться объяснить и описывать человеческими словами то, что не создавалось для такого объяснения и описания: "Все Им и для Него создано".(Кол. 1, 16).
  
  
  Тут можно только сожалеть о немощи человеческого разума, однако человеку и не нужно знать точное определение понятия "Бог", достаточно понимать некоторые ключевые моменты, о которых люди постоянно забывают.
  
  Забывают по одной простой причине - им так удобно.
  Многие слышали о таком понятии как "антропоморфизм". Антропоморфизм - это наделение неких предметов или живых существ человеческими качествами.
  
  Антропоморфизм - скорее даже не понятие, а психологическое явление, присущее человеку от рождения. Например, у ребенка не вызывает сомнения, что многие неодушевленные предметы - живые, например те же игрушки. На ранних стадиях становления личности антропоморфизм помогает развитию коммуникабельности и таких чувств как сострадание, жалость и т.п. О значении антропоморфизма в жизни, в искусстве написано множество работ, но не об этом речь. Скажу только, что антропоморфизм и понимания Бога несовместимы.
  
  Однако, антропоморфизмом в разговорах о Боге "грешат" многие.
  Последней каплей, побудившей меня высказаться на эту тему, была статья в газете "Аргументы и факты", где авторы одного материала повторяли известный вопрос популярного телевизионного ведущего Владимира Познера : "Что бы вы сказали, встретившись с Богом?"
  Вроде бы серьезный вопрос, а на самом деле выглядит довольно глупо. Так и хочется воскликнуть: "Владимир Владимирович, с Богом нельзя встретиться лицом к лицу! Ему нельзя ничего сказать как собеседнику. Бог не субъект, он даже не объект, так как не имеет границ не только в пространстве, но и во времени, потому никогда не рождался и никогда не умрет. У него нет начала и конца, так как же можно с ним встретиться? С ним можно только воссоединиться, но воссоединившись, уже не нужно ничего говорить!"
  
  Как же тогда разговаривать с Богом, "которого вселенная не вмещает"?
  Для этого есть Храмы, чтобы молиться в них, ведь они нужны не Богу, а только нам:
  " Храм нужен не Богу, Которого престол есть небо и земля подножие, и Которого вселенная не вмещает, но человеку для прибежища к Богу, чрез всевозможное устранение от суеты тварей, в которой чувство присутствия Божия потеряно".
  Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867)
  
  
  
  То, что понимали люди тысячу лет назад, теперь нам кажется чем-то необычным, и сложным для восприятия. (Я вернусь к этой теме в других заметках - в заметках об ученых). Мы даже Бога в своем мировоззрении упростили до благодушного вида старичка. (В американских фильмах это обычно негр преклонных годов).
  
  Хотя проблемы с пониманием Бога возникли не сегодня. Вот что писал ученый и философ 11 века Абу Рейхан Бируни: "Бог един, предвечен, без начала и конца, свободен в своих деяниях, всемогущ, премудр, живой и дающий жизнь; он всем распоряжается и все сохраняет; он один в царстве своем, нет ему подобного или равного; он не походит ни на что и ничто не походит на него..."
  Уже тогда, тысячу лет назад, философы предостерегали людей от упрощенного понимания Бога: "...часто эти представления [ о боге] безобразны, как это можно встретить в других религиях, ведь даже исламе есть сравнение [ сравнение человека с богом т.е. антропоморфизм]... Один выдающийся из индийцев [ученый], сравнивает бога с точкой, чтобы представить его свободным от телесных свойств... Бог превыше определения его границами и исчисления числом". Аль Бируни.
  Далее ученый объясняет, почему возникают такие искаженные представления: "... когда темный человек ... слышит изложенное нами, - что бог объемлет все и ничто от него не скроется, - он воображает, что его понимание осуществляется посредством зрения..."
  
  То есть, часто наши представления о Боге тождественны представлению невежественных и темных людей девятого или десятого веков.
  Антропоморфизм и упрощенное понимание Бога легко заметить в словах хулителей Церкви. (Об этом чуть позже). В заключение, приведу лишь пару цитат, которые помогут если не понять, то ощутить Бога. Ведь путь к пониманию идет через ощущение - чтобы лучше изучить предмет, мы берем его в руки.
  " Бог весь везде, весь во всём, равно в великом и малом, и весь выше всего".
  
  Преподобный Иоанн Дамаскин (VII-VIII вв.).
  
  " Во всяком месте находится Бог, но ни в одном не заключается".
  Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский (386).
  
  "... Я - все: все вышло из меня и все вернулось ко мне. Разруби дерево, я - там; подними камень, и ты найдешь меня там". От Фомы 1 81
  То есть, если Бог есть и в дереве и в камне, то он обязательно есть и в человеке. Разбудите в себе частичку Бога и может быть, кому-то станет легче от понимания того, что все сущее вокруг родственно нам посредством Бога и через Бога.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"