1 января 2004 года вступил в силу Закон РФ N 158-ФЗ " О внесении измене-ний и дополнений в закон РФ "О ветеранах".
Этот закон был подписан Президентом России еще 27 ноября 2002 года. Данным нормативным актом, к участникам боевых действий в Афганистане и на территории других государств за пределами СССР и РФ приравнивались военнослужащие, сотрудники МВД, ФСБ, ГУИН МЮ и других силовых структур, принимавшие участие в боевых действиях в "горячих точках" на территории России.
Законом предусматриваются серьезные льготы для ветеранов, например: 50% скидки при оплате занимаемой общей площади жилых помещений, бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте и т.д.
Правительству РФ, руководителям соответствующих государственных ведомств давалось целых 13 месяцев на то, чтобы подготовиться к вступлению Закона в силу, обеспечить участников боевых действий необходимыми документа-ми, отрегулировать механизмы выплат различных компенсаций и реализации предусмотренных льгот.
Но, по состоянию на 21января 2004 года, ни одним силовым ведомством России требования этого Закона в полном объеме не исполнены. Сотни тысяч ве-теранов боевых действий пока еще ждут выдачи удостоверений, которые позволят им, наконец, воспользоваться своими законными правами.
Руководители на местах ссылаются на отсутствие или позднее поступление соответствующих приказов своих министерств. В министерствах - на то, что несвоевременно приняты необходимые решения Правительством. И в этом есть оп-ределенный резон. Постановление Правительства ?763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" принято лишь 19 декабря 2003 года. Больше года прошло с момента подписания Закона Президентом страны. Вот это - исполнительность!
Но платить за безответственность должностных лиц будут не они сами, а ветераны.
По существующим в системе ЖКХ правилам, любая льгота вступает в действие с момента предоставления заинтересованным лицом в ЖЭУ соответствующего документа. Получается, что, с начала января участники боевых действий бу-дут незаконно выкладывать ежемесячно из своего кармана значительные, осо-бенно для пенсионеров и инвалидов, суммы. То есть, речь идет не просто об абстрактном неисполнении Закона, а о халатности должностных лиц, в результате которой огромному количеству граждан РФ причинен существенный материальный ущерб.
Кто и как будет возмещать нанесенный ущерб обманутым защитникам Отечества? Не придется ли теперь принимать новый Закон" О порядке компенсации потерь, понесенных участниками боевых действий в результате неисполнения За-кона РФ "О ветеранах" должностными лицами Правительства России"? Самое интересное, что, если ущерб, связанный с оплатой коммунальных услуг, еще можно будет задним числом посчитать и возместить, то, невозможно учесть и компенси-ровать те затраты, которые уже сейчас ежедневно несут (и будут нести до прекращения этого безобразия) россияне, подпадающие под действие Закона "О ветеранах", оплачивая проезд на транспорте и не имея возможности реализовать другие льготы?" А ведь наверняка еще встанут вопросы, связанные с порядком компенсации частным автоперевозчикам доходов, потерянных в результате появления новой группы льготников. Не проработаны механизмы реализации и других положений Закона.
Есть и еще один вопрос: каким образом осуществляют контроль за исполнением указанного Закона РФ органы прокуратуры? Кто защитит права сотен ты-сяч граждан России, с риском для жизни и здоровья защищавших конституционный порядок.
Почему молчат ветеранские организации и до сих пор не засыпали градом обращений администрацию Президента (должен ведь Владимир Владимирович знать, как исполняют подписанные им законы его подопечные министры-силовики?)
Те из нас, кому повезло уцелеть, смогут прожить без этих льгот месяц-другой (или сколько еще потребуется чиновникам, чтобы исполнить Закон). Но, кто защитит интересы беспомощных инвалидов, и кто ответит за наплевательское отношение к проблемам тысяч семей наших погибших товарищей?