|
|
||
В статье впервые автор берётся утверждать, что понятие "реальность", в принципе, может превращаться в понятие "действительность". Но лишь с помощью других понятий. Причем, главными посредниками "превращений" являются понятия: "практика" и "осознание". В статье обосновывается и, - а на основании чего делаются именно такие выводы. Вывод первый: реальность, это - окружающий нас мир. Но если у дальтоника, который не различает красного - "своя" реальность. То и у автора статьи - своя, а у Вас - тоже... Вывод второй: одно понятие может "превращаться" в другое. Но с помощью третьего понятия, которое есть - практика, то есть - основание для осознания перехода или превращения одного понятия - в другое. Вывод третий: для превращения понятия "реальность" в - "действительность", - помимо понятия "практика" необходимо ещё и понятие "сознание", а точнее - осознание (то есть способность нас, с Вами, к осознанию и - здравому смыслу). Вывод четвертый: действительность - результат практической деятельности человека, но и осознания им этого. (И одно, без другого - не бывает). Вывод пятый: по Гегелю... можно представить как "действительность" - некое отрицательное, изначально входившее в понятие "реальность", - теперь, вместе с реальностью (после осознания) будет представлять собой уже нечто новое, но, одновременно, - и единое с "реальностью". Вывод шестой: "превращение" понятия реальность в понятие действительность, - не означает замены одного понятия другим, а - появления ещё и другого понятия, понятия - действительности! Получается, что Гегель (мой Гегель) прав, утверждая, что то, с помощью чего понятие само себя ведет дальше, это - то отрицательное, которое оно имеет в самом себе; и это есть подлинно диалектическое... И это и есть истина. Keywords, ключевые слова: реальность действительность, диалектика здравого смысла, превращение понятий, Гегель, сознание, осознание, практика, истина, критерии = |
На |
-->/ | -->/ |
О природе современной философииКант И. (Kant I.): "На человеческий разум выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может ни уклониться, ни дать - правильный ответ. Не потому ли, что вопросы превосходят... возможности его разума!?" [2, с. 7].Если говорить о современном состоянии философии, то трудно не согласиться, что "Как бы тщательно философы не изучали содержание своих категорий и понятий... их философия ничего не может сказать о своей реальности... Так не пора ли обратиться и к действительности" [3, с. 88]!? Или, современной "философии реальности" никогда уже не превратиться в "философию действительности"? Потому как, в какой-то своей части или смысле, она - не наука, а "особый стиль мышления" [4, с.499]!? Или всё же существуют способы для превращения современной "философии реальности" - в философию "действительности"? Или всё же дело в том, что заниматься подлинной наукой всё ещё остается рискованно... поскольку требует от ученого, помимо прочего, ещё и мужества [5]? И не поэтому ли что, для некоторых из нас, наука превратилась лишь профессию... "заниматься непыльным делом за относительно приличные деньги" [5, с.14]. Что ж, давайте разбираться... Мир, конечно же, меняется и развивается без наших понятий о нем... Но для осознания этого - характер этих изменений должен сначала отразиться в нашем сознании. Философия, мышление, наука... - это тоже понятия. Которые не только, как оказывается, содержательно изменяются с течением времени, но и "превращаются" в другие понятия, с помощью - понятий третьих. Например, понятие "реальность" превращается, может превращаться в понятие "действительность" или наличествующее, если по Гегелю (Gegel G.). Реальность. И законы "Диалектики здравого смысла"Реальность (от лат. realis - вещественное, действительное); то, что существует на самом деле; например, жить реальностью, а не фантазиями... и др.(Правда, в философских учениях часто реальность трактуется и понимается не совсем однозначно) / Из толкового словаря Ранее мы, не без основания, утверждали, что окружающий нас мир и наши представления о нем формируются на основе (ни менее) семи законов. Законов "Диалектики здравого смысла": [1, с.501] трёх объективных законов и четырех субъективных. Притом, что четвертый закон этой диалектики гласит, что окружающий нас мир, он только потому такой, что мы его так осознаём, так понимаем - через набор соответствующих понятий и имеющийся у нас на сегодня инструмент мышления. Реальность, так это что - окружающий нас мир?Да! Окружающий нас мир.Но мир этот - умозрителен! (От слова - зреть умом...) И, следовательно, реальность - это всего лишь то, что отражается в нашей голове, в зеркале или ещё как. Но тогда - в кривом зеркале (если быть последовательным и логичным) и реальность - тоже, соответствующая! А, например? Например. Если у дальтоника, который не различает красного - "своя" реальность. То и у меня - своя, а у Вас - тоже... Но тогда и мышление, как инструмент философии - тоже представляет собой лишь "некую" реальность. Но не действительность (поэтому и мышление, и "философия" - у каждого из нас - свои)! Например. Вы когда-либо задумывались, почему это в мире существует такое множество религий, а сколько религиозных сект? Вот именно. Поэтому, собственно, и религия у каждого из нас - "своя"! Религия ведь тоже - вещь умозрительная, этакая "вещь в себе". Гегель о религии (Да здравствует "сюрреализм"!?)Гегель (мой Гегель) [1, с.499]: "Часто встречаются представления, будто Бог есть некий субъект, некая для себя сущая действительность, пребывающая где-то далеко от мира. Тогда как на деле Бог - некая абстракция... Некая всеобщая идея, представляющая собой предмет чувства... в чем сказывается лишь несознательность нашего рассудка..." [6, с.23].Словом, "чистейший воды" сюрреализм! Спрашивается, так откуда же тогда берется действительность, то есть - истинная реальность? Да и как "реальность" становится, вдруг (или не вдруг) - "действительностью"? (То есть, существуют ли какие критерии этого?) Критерий истины, как известно - практика!Практика?! А почему?Потому, что практика - единственное явление (и понятие), которое позволяет нам предвидеть то, что обязательно произойдет. Или не произойдет... никогда. И это независимо от того - дальтоник вы, или специалист по "кривым" зеркалам; адекватны вы или "слышите голоса" или, возможно, вообще ощущаете присутствие чего или кого-то "потустороннего"! (Бога, например...) Выводы. Вывод первый: понятия могут "превращаться"Да, да. Одно понятия может "превращаться" в другое. В кавычках, конечно же.Но, с помощью третьего понятия. И это третье понятие есть - практика, то есть - основание для осознания, критерий для перехода или превращения одного - в другое! В нашем случае это - превращение реальности в действительность (или в наличествующее, если по Гегелю). Но это уже второй вывод! Вывод второй: практика как критерий истиныНо почему? Да потому, что именно практика - критерий истины. Гегель: "Содержание мыслимого имеет форму существующего, но оно есть нечто опосредствованное нашей деятельностью... И в мышлении, и в деятельности - присутствую оба этих момента" [7, с. 6].Или, лично у Вас, есть другие критерии истины? (Не поделитесь ли секретом?..) Реальность, у неё нет объективного критерияНо почему? - Да потому, что только практика (опыт, наблюдение, исследование, эксперимент) позволяет нам осознать и понять, а, следовательно, - проверить истинность нашего, с Вами, представления, соображения или мнения. Потому что только практика позволяет нам: доказать... и осознать! А то и предсказать.А у просто у реальности - нет определенного критерия, потому что у каждого из нас свой жизненный опыт, из которого, собственно, и проистекают - и наше мышление, и наше философия, и наше понимание действительности. И, следовательно, у каждого из нас - "своя" реальность, этому соответствующая! Вывод 3-й: для "превращения" понятий необходимо осознание!Дело в том, что понятия не просто превращаются: одно - в другое, посредством каких-то мыслительных бездоказательных "спекуляций" (или фокусов), - а лишь в результате осознания нами этого.(Осознания, а ни некого чисто философского абстрагирования, - если по Гегелю!) Думается, что это и очевидно: нет понятий о чем-то, - "нет и осознания этого через соответствующие понятия" [1, с. 502]. С другой стороны, процесс осознания - без самого сознания, как вы догадываетесь, тоже невозможен! Вывод 4-й: осознание без наличия самого сознания - невозможноСледовательно, для перехода "реальности" в "действительность" требуется, помимо понятия "практика" - наличие ещё и понятия "сознание", как и сама способность нас, с Вами, к осознанию. Да и факт наличия нас, с Вами (то есть понятий о нас с Вами: кто мы, что мы и зачем...).Вывод 5-й: о логике и здравом смысле (или о том, что означает порядок)!Думается, что это очевидно, что вне сознания или без сознания, - осознание чего-либо тоже невозможно! И, следовательно, с головой у нас (и у Вас) должен быть, какой никакой, но порядок. Порядок, в смысле - наличия у нас, с Вами, способности к логике и здравому смыслу! (Как и наличие у нас, с Вами, понятия о логике и здравом смысле)Хотел бы, правда, здесь заметить, что если для кого-то это пока не впол не очевидно, - то, позвольте считать такой рассудок (в философском, конечно, смысле) ещё или пока - в должной мере не совершенным. И ещё. Гегель (мой Гегель): "В отношении философии к действительности господствуют недоразумения... Тогда как философия и состоит в проникновении в разумное, в постижении наличествующего и действительного, а не... в заблуждении пустого рассуждательства..." [7, с.53]. Все остальные, надо думать - могут "отдыхать"!?.. Во всяком случае, пока... отдыхать! Вывод 6-й: понятия "превращаются", - но с помощью "третьих" понятийПравда, само понятие "превращение" следует брать в кавычки, поскольку это превращение не означает замены одного понятия другим! Просто, появляется ещё и другое понятие, в нашем случае это - действительность! И то, лишь в той части, в которой эта реальность стала для нас осознанной (на основе практики, опыта, исследования, логики и прочего). А, следовательно, при участии и других понятий, таких как сознание, осознание, логика, здравый смысл, истина и др.. И конечно же - понятия "времени", поскольку и осознание, и практика (опыт), - всё это случается не вдруг, а требует для своего осмысления - определенного времени. А подчас, и достаточно длительного - исторического времени, если уж быть точным.Для справки. Понятие - целостная совокупность суждений об отличительных признаках какого-либо объекта (понять - значит отразить существенные признаки этого предмета, явления) [8, с.456]. Превращение реальности - в действительность, а например!?Например, мы, с Вами, купили... купили вина! (Знакомая ситуация?!) На этикетке: из отборных сортов винограда, известная уникальная марка и прочее, прочее. Назовем это реальностью! Открываете бутылку и... вкус, запах... - что-то ни то!?А это - действительность? О, да!.. (Надеюсь, понятно, чем, в данном случае действительность может отличаться от реальности?! И за счет чего? Или в результате чего?) Опыта, практики и его осознания! Вывод 7-й: действительность как результат осознания, но и практической деятельностиДействительность, по своей сути есть результат, результат практической деятельности, но и осознания её. И одно, без другого - невозможно. Следовательно, понятие "реальность" для своего "превращения" (перехода) в понятие "действительность" нуждается не только в понятии - "практика", но и в понятии - "осознание" (всего этого). То есть, как минимум, ещё - двух понятий! Вот и получается, что одно понятие как бы "ведёт" за собой, или нуждается ещё и в других понятиях! В том числе и таких, как: практика, критерий, осознание, логика, здравый смысл, истина и т.д., и т. п..А что наш Гегель? - Отдыхает, наверное...Гегель: "То, с помощью чего понятие ведет само себя дальше, это - то отрицательное, которое оно имеет в самом себе; а это и есть подлинно диалектическое..." [9, с. 109].Так ведь и в нашем случае, действительность можно представить себе - как некое отрицательное, изначально входившее в понятие "реальность" и, теперь вместе с реальностью, - "действительность" станет представлять собой нечто новое, но, одновременно, - и единое с реальностью... (как у Гегеля). Как это и случилось в нашем случае с вином: то оно - "из отборных сортов винограда", а то - по факту, открываете бутылку - "не то!". Это действительность. Но и - реальность, что была "из отборных сортов..." - которая ни куда ведь не делась! Гегель: "Результат отрицания есть определенное отрицание, имеющее некое содержание. Оно есть новое понятие, более высокое, более богатое, ибо оно обогатилось его отрицанием или его противоположностью; оно теперь содержит в себе и старое понятие, и есть единство его и его противоположности... Так вообще должна образовываться система понятий, - и в неудержимом чистом, ничего не принимающем в себя из вне движении - получить свое завершение" [9, с.108]. То есть речь идет о движение нашего сознания от незнания к осознанию. Или путь: от реальности, в которой есть место "незнанию" - к знанию, а от знания уже - к осознанной "действительности". О мужестве (вместо заключения)Гегель: "Верить в силу своего духа и смело смотреть в глаза истине, - вот первое условие для занятия философией. Так как человек, это и есть дух..." [10, с. 4].Полагаю, что все, приведенные в этой статье утверждения (выводы) - справедливы, независимо от того, имел ли это в виду сам Гегель или это мы, с Вами, осознали и "пошли дальше"... него! Что и требовалось доказать [11]. Литература1. Горюшкин И.И. (2021), Семь законов диалектики с точки зрения современной науки, здравого смысла и логики. И "моего" Гегеля!, Инновации. Наука. Образование. ? 39, 498- 510.2. Кант И. (1994), Критика чистого разума, Пер. с нем. Н. Лосского, сверен и отредактирован Ц.Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным; М.: Мысль. 3. Кувакин И.В. (2010), Философия и реальность, Вестник Моск. ун-та. сер.7. Философия. ? 4, 83-96. 4. Ивин А.А. (2016), Диалектика: прошлое, настоящее и будущее, Москва ; Берлин : Директ-Медиа. 5. Касавин И.Т. (2020), Плот или пирамида: о природе интеллектуального мужества, Философский журнал, Philosophy Journal. Т. 13. ? 4. С. 5-16. 6. Гегель Г.В.Ф. (1975), Философия природы, Отв. ред. Е.П. Ситковский. Ред. кол.: Б. М. Кедров и др., Энциклопедия философских наук. Т. 2. М.: Мысль. 7. Гегель Г.В.Ф. (1990), Философия права, Пер. с нем.: ред. и сост. Д.А. Керимов и В.С. Нерсесянц; М.: Мысль. 8. Кондаков Н.И. (1975), Логический словарь - справочник, Второе испр. и доп. издание. Отв. ред. Горский Д.П. М.: Наука. 9. Гегель Г.В.Ф. (1970), Наука логик, В 3-х т. T. 1, Отв. ред. М.М. Розенталь, ред. колл.: Э.В. Ильенков и др.. М.: Мысль. 10. Гегель Г.В.Ф. (1993), Лекции по истории философии, Кн.1. СПб.: Наука. Перевод А.М. Водена. 11. Горюшкин И.И. Философия как наука предназначена не для всех: "Наука логики" - в чём логика? (мой Гегель, гл. 1) // Журнал "Самиздат". Сентябрь 2016 / Горюшкин И.И. Интеллектуальная проза: естествознание, медицина, наркология, современная диалектика, публицистика, политика, идеология (диалоги с читателем) URL: "http://samlib.ru/g/gorjushkin_i_i/igogo37xe_mygegel_consept1.shtml (дата обращения: 6.03.2022)
Прибавление. В чём же ещё нуждается истинаОфициальная журнальная публикация научных вариантов статей по "Диалектике здравого смысла"- является результатом некого моего переосмысления Гегелевского "диалектического метода"... (результатом, который отличается от мнения сегодняшнего научного руководства "Философского сообщества" РФ, специализирующегося в своих философских журналах, такое уж впечатление, на бездоказательных и умозрительных суждениях и мнениях относительно сути метода Г. Гегеля)!Одним словом, "дурят нашего брата"! И не нашего, тоже... Дурят... в этом и - "вся истина"! Не потому ли, что: "Всё разумное - трудно..."?! / Артур Шопенгауэр, (Германия, 19-й век, середина) От себя бы ещё добавил, что всё разумное - трудно, так как требует от нас определенных усилий: физических, умственных и нравственных (а это, к сожалению, - ни у всех из нас пока получается...) Гегель: "В чем же еще нуждается истина... как ни в том, чтобы ее поняли и чтобы разумное её содержание оказалось оправданным перед свободным мышлением..." / "Философия права": Предисловие автора. (нем., 1820 г.)
Есть ещё одна, ранее опубликованная мною, статья (2021 г.):
Реальная диалектика -
|
→ [ | Да, я обвиняю... руководство "Философского сообщества"! |
→ [ | "Дурят нашего брата..." - седьмой закон диалектики! |
→ →[ | А сколько в школе у Вас по арифметике было? |
→ →[ | Осознание как закон "Диалектики здравого смысла" |
|
-->/ | Без этого в науке, Вы - пустое место..!?] |
→ →[ | Точку опоры не дают, её "берут"!.. |
→ →[ | Контекстом?!.. - А если поподробнее... |
Хотели, что уточнить или возразить? → → [ Ваш вопрос, комментарий... ] |
На |
Вверх!?.. ] |
Подробнее...→ → [ Само собой!.. (вариант 1-й) |
Подробнее...→ → [ Само собой!.. (вариант 2-й) |
Возразить, (Или, у самих "рыльце в пушку"?..) |
Keywords, ключевые слова: реальность, действительность, диалектика здравого смысла, превращение понятий, Гегель, сознание, осознание, практика, истина, критерии
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
|