В пьесе "Горе от ума" есть такие строчка "И дым отечества нам сладок и приятен". Многие думают, что это слова Грибоедова, автора комедии. Но на самом деле их раньше написал Г.Р.Державин в своем стихотворении "Арфа", которое он посвятил родному городу Казани, а Грибоедов эту строчку лишь процитировал.
Державин сейчас практически забыт, а ведь это величайший русский поэт восемнадцатого века, которого в свое время высоко ценили и современники, и следующие поколения. Так какой же он был? Попробуем разобраться.
Когда казанских школьников ведут на экскурсию в Национальный Музей РТ, то почему-то всем запоминается огромный письменный стол со стоящим рядом удобным креслом. Принадлежат они человеку, портрет которого висит над столом. Человек этот одет в тяжелую шубу, меховую шапку, выглядит внешне очень серьезным и смотрит на тебя с портрета умными глазами, можно даже сказать хитрыми. Конечно, сразу становится понятно, что если у него был такой стол, то человеком он был явно неординарным и, скорее всего, выдающимся. Так вот это и есть уроженец Казанской губернии Гавриила Романович Державин, великий русский поэт. А потрет - это поясная копия известной картины Тончи, которой сам поэт даже посвятил свои стихи.
"Иль нет: ты лучше напиши
Меня в натуре самой грубой,
В жестокий мраз, с огнем души,
В косматой шапке, скутав шубой,
Чтоб шел, природой лишь водим,
Против погод, волн, гор кремнистых,
В знак, что рожден в странах я льдистых,
Что был прапращур мой Багрим".
Вот и познакомились! А вообще-то про длинную жизнь Державина можно написать приключенческий роман или снять увлекательный фильм. Ведь не каждому человеку на жизненном пути выпадет столько испытаний, сколько выпало ему одному!
Родился Державин в 1743 году, по одним сведениям в Казани, по другим - в родовом имении Сокуры недалеко от нее, теперь это село Державино Лаишевского района в Татарстане. По отцовской линии свой род он вел от знатного предка - "татарского мурзы Багрима", который в давние времена перешел на службу русскому престолу. А так как один из потомков этого мурзы носил прозвище Держава, то от него и пошла фамилия семьи.
В 1750 году отца поэта перевели в Оренбург, и там он за хорошую службу получил землю, которую его семья стала обживать, привезя туда, как известно, 13 крестьян из Поволжья. Так образовалось село Державино, которое до сих пор существует в Оренбургской области.
Но в 1754 году отец поэта неожиданно умер, и мать решила переехать с детьми в Казань, где им пришлось вести жизнь очень бедную, которая к тому же отягощалась всякими юридическими проблемами. Позднее Державин так писал о себе в своих "Записках" - "Таковое страдание матери от неправосудия вечно осталось запечатленным на его сердце, и он, будучи потом в высоких достоинствах, не мог сносить равнодушно неправды и притеснения вдов и сирот".
В 1759 году в Казани открылась первая гимназия, а так как мать очень хотела дать сыновьям хорошее образование, то Державина и его брата сразу туда отдали. В это время будущий поэт пристрастился к чтению книг и даже сам начал сочинять стихи. Но в 1762 году его неожиданно вызвали в Петербург и забрали в армию. Хотя он был дворянин, семья его была небогатой, поэтому заплатить нужную сумму, чтобы перевестись в офицеры, Державин не смог. Пришлось ему долгие годы служить рядовым и жить в солдатских казармах. И хотя жизнь его в это время была очень тяжелой, Державин не унывал. Все-таки он находился в столице, и у него были его стихи, в написании которых он продолжал совершенствоваться, изучая труды признанных авторитетов своего времени Тредиаковского, Сумарокова и Ломоносова. К тому же, в эти годы он начал пытаться делать переводы произведений зарубежных авторов.
Наконец, в 1772 году Державин был переведен в унтер-офицеры. Жить стало легче, притом в 1773 году одно его стихотворение впервые появилось в печати, хотя прошло оно совершенно незамеченным.
Но тут в России началась Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Державин понимая, что судьба, наконец, дала ему шанс, отправился к генерал-аншефу Бибикову, которому было поручено возглавить подавление народного движения, и попросил его взять с собой на войну, сославшись на то, что он уроженец тех мест, где сейчас Пугачев.
Бибиков исполнил эту его просьбу, и Державин сразу же отправился в Казань, где по просьбе казанского дворянства написал Речь, посвященную императрице. Потом он также съездил по секретным поручениям в Симбирск, Самару и Саратов. Но его успешная деятельность во время Пугачевщины, благодаря взрывчатому характеру, неожиданно окончилось для него чуть ли не судом. К тому, же его оренбургское имение было практически полностью разорено восставшими. Но Державин выдержал и этот удар судьбы, и даже смог получить впоследствии за свои заслуги 300 крестьян в Белоруссии.
Вообще вся его дальнейшая жизнь состояла из постоянных взлетов и падений, но Державин, несмотря ни на что, не раз занимал высокие должности в стране - был губернатором Олонецкой и Тамбовской губерний, сенатором и даже первым российским министром юстиции. Интересно, что он смог ужиться с тремя властителями России, в чье правление он жил. То есть ему удалось не попасть в опалу при Екатерине II, Павле I и Александре I, хотя он был ими часто осуждаем за острое слово. Но, по счастью, все они признавали его талант, а поэт умело им пользовался, посвящая императрице и императорам прекрасные оды. В конце концов, в 1803 году Державин все-таки был бесповоротно "уволен от всех дел", и последние тринадцать лет жизни провел в своем имении Званка Новгородской губернии, приезжая в Петербург только зимой.
И вот 8 января 1815 году на публичном экзамене в Царскосельском лицее Державин услышал стихи молодого Пушкина, которые ему очень понравились. Эта единственная встреча произвела неизгладимое впечатление на обоих великих поэтов. После нее Державин сказал, что "скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который еще в Лицее перещеголял всех писателей". С другой стороны, надо быть самим Державиным, чтобы Пушкин гордился тем, что
"Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил".
А через полгода 8 июля 1816 года Державин скоропостижно скончался в своем новгородском имении от сердечного приступа. Могила Гавриилы Романовича так же, как и его супруги Дарьи Алексеевны, находится в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря под Великим Новгородом.
За два дня до своей смерти Державин написал вот эти строчки.
"Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы".
Про вечность, конечно, с гением не поспоришь, но, если говорить о сегодняшнем времени, то память о Державине жива до сих пор. Ему поставлены памятники в Тамбове и Петрозаводске, где он был в свое время губернатором. В Петербурге на набережной реки Фонтанки совсем недавно открылась его восстановленная усадьба. Скульптурные изображения Державина есть среди девяти самых влиятельных фигур екатерининской поры на памятнике Императрице в Санкт-Петербурге и среди 129 фигур русской истории на памятнике Тысячелетия России в Великом Новгороде.
Но все же особый интерес представляет история казанского памятника Державину. Она по странному совпадению чем-то очень напоминает бурную жизнь самого поэта.
Предложение поставить в Казани памятник Державину было высказано сразу после его смерти. Сначала был проведен конкурс на проект памятника, а потом объявлен сбор добровольных пожертвований на создание самого монумента. Но неожиданно денег собрали значительно больше, чем предполагали, и тогда решили объявить новый конкурс на проект памятника. В 1832 году сам император Николай I подвел его итог и выбрал проект К.А.Тона и С.И.Гальберга. Тон, кстати, это тот самый архитектор, который в это же время проектировал Храм Христа Спасителя в Москве. Сразу началось создание памятника, которое неожиданно затянулось на долгие годы, хотя уже в 1836 году Николай I во время своего посещения Казани лично выбрал место для его установке во дворе Университета. Но только в августе 1847 года памятник был торжественно открыт, а уже через два десятка лет казанские жители выступили с предложением перенести его на более значимое место. Опять начался сбор денежных средств. К тому же возникло много споров о том, где именно должен стоять памятник. Наконец, все сошлись на месте на Театральной площади рядом с Дворянским собранием. В 1868 году император Александр II своим указом разрешил перенос памятника, но перенесли его только через два года в 1870 году, разбив вскоре вокруг него сад, который все стали называть Державинским. Но и тут памятник простоял недолго. После Революции в 1933 году он был окончательно снесен и отправлен на переплавку. Стране были нужны подшипники для трамваев.
В 2000 году при подготовке к 260-летию со дня рождения Державина, было решено восстановить казанский памятник по имеющимся фотографиям. Работа тогда была проделана огромная, потому что все размеры пришлось вычислять буквально в миллиметрах с помощью компьютера. И вот в 2003 году этот новый памятник тоже был торжественно открыт в самом центре Казани в Лядском (Лецком ) саду. Поэт изображен там непринужденно сидящим на табурете в открытой тоге и сандалиях. В одной руке он держит стилос, другой опирается на лиру, а задумчивый взгляд его устремлен куда-то поверх людей вдаль.
Тот, кто сначала видел музейный портрет поэта, потом, встретившись с Державиным в бронзе, бывает несколько озадачен. Потому что там в музее он сидит в шубе, шапке, видно, что к морозам хорошо подготовлен, а тут поэт практически раздет. И ладно, если его памятник ты видишь летом, а то ведь таким он сидит и зимой на фоне голых веток и заснеженных сосен. Но вот что любопытно! Чем дольше смотришь на бронзовое лицо поэта, тем больше почему-то на нем проступает то лицо с портрета. И хотя здесь Державин на тебя как бы совсем не смотрит, но возникает такое чувство, что о твоем присутствии он прекрасно знает. А просто он стихи сейчас сочиняет, и ему не до тебя! Он же поэт! Он же сам Державин! Он вообще-то с вечностью разговаривает! И, конечно, ему не холодно, потому что он тоже вечный! Но вот этим, между прочим, Державин и интересен!