В самом начале 2018 года я проехалась по маршруту 'Золотое кольцо', которому в ноябре 2017 года исполнилось 50 лет.
Придумал это словосочетание, глядя на блестевшие на солнце золотые купола московских церквей, в 1967 году Юрий Бычков, журналист газеты 'Советская культура'. Тогда он совершил вместе с друзьями небольшое путешествие вокруг Москвы, начало и конец которого были в столице нашей Родины.
Из крупных городов полвека назад они посетили Иваново, Кострому, Ярославль, Ростов (тогда еще не Великий), Переславль-Залесский, Загорск (который сейчас вернул свое прежнее дореволюционное название Сергиев Посад), Владимир и Суздаль.
Это видно на схеме, располагавшейся в начале всех статей, которые потом написал для газеты Юрий Бычков. Но вышло их только пять, и, вполне естественно, что про храмы и монастыри в год 50-летия Великого Октября в них практически ничего нет.
А есть только немного про начало создания Суздальского музея-заповедника, про музей-заповедник А.Н.Островского в Щелыково, который начал принимать посетителей, про то, что Иваново - город ткачей, а также про жизнь в российской глубинке. Но читать статьи интересно, потому что как будто совершаешь путешествие на 50 лет назад.
Основная же цель их написания была рассказать читателям, и, в основном, москвичам, как можно познавательно провести два выходных дня, которые как раз и появились в СССР в 1967 после того, как в стране ввели пятидневную рабочую неделю.
Но на сегодняшний день это самый популярный маршрут лишь у иностранцев, потому что не зря говорят, что лучший способ познать и понять Россию, - это проехать по городам 'Золотого кольца'.
Какие же лично у меня остались впечатления от совершенной поездки? Разные. И положительные, и отрицательные. Я как будто не просто посетила по маршруту восемь российских городов, а совершила путешествие в далекое-далекое прошлое и буквально перенеслась на Древнюю Русь. К тому же по какой-то счастливой случайности, по дороге из Сергиева Посада в Суздаль, мы посетили еще два незапланированных города - Александров и Юрьев-Польский. Словом, было в этой поездке что-то сказочное и в то же время что-то настоящее, исконное. Но все по порядку. И сначала о грустном.
Во-первых, собралась я в эту поездку, можно сказать, случайно. Услышала про 50-летие маршрута и загорелась! Тем более, что об этом было много сюжетов в СМИ, после которых я даже купила себе в интернет-магазине книжку о 'Золотом кольце'. Хотя сейчас я уже поняла, что практически все журналисты и авторы, рассказывающие о Юрии Бычкове, цикл его статей о том путешествии в газете не читали, настолько отличались их суждения от того, что было там на самом деле написано.
Во-вторых, по маршруту я путешествовала не одна, а с большой группой людей на туристическом автобусе. И все путешествующие делали бесконечные снимки, в большинстве своем, конечно, себя, своих родственников и друзей на фоне достопримечательностей. Все ходили за экскурсоводом и что-то внимательно слушали, но почему-то у меня сложилось мнение, что никто, кроме одного-двух туристов, вернувшись домой, не постарается найти какую-то информацию или что-то почитать о том, что он видел. Хотя среди путешествующих были, в основном, небедные женщины, но, судя по купленным сувенирам, они больше всего интересовались всевозможными кошечками, домовыми, салфетками и магнитиками, а не книгами или наборами открыток о посещаемых местах. То есть наша история, как я поняла, почти никого особо не тронула, как и все эти князья и цари.
В-третьих, небольшие города и деревеньки, которые мы проезжали по пути следования, были, в основном, безлюдны. Только редкие прохожие шли в них куда-то быстрым шагом. Я не имею в виду туристические центры, а обычные населенные пункты. Детей я вообще нигде не видела, хотя, правда, снега было немного, но никаких горок, детских площадок и наряженных елок тоже мной замечено не было. Или все молодое поколение в это время сидело по домам с телефонами, или его там вообще нет.
В-четвертых, мы были в нескольких недействующих монастырях, которые еще в Советское время были превращены в музеи-заповедники. Где-то, конечно, церковные служители присутствовали, но все равно для меня это были лишь красивые декорации, как дома без жителей, потому что настоящей живой жизни там не чувствовалось. И не только ее, но и ощущения чуда тоже. Поэтому я за то, чтобы все монастыри и храмы у нас в стране вернули церкви. Музейные работники должны, конечно, помогать сохранять то, что в этих храмах есть, но не они должны быть там главными.
В-пятых, в этих восьми городах, которые входят в знаменитый маршрут, не было какого-то общего знака, посвященного его 50-летию. Похоже, Владимир и Ярославль никак не могут договориться, кто из них столица 'Золотого кольца', и поэтому, наверное, тут инициатива должна все-таки идти из Москвы.
В-шестых, кормили нас везде очень вкусно, тут ни убавить, ни прибавить. Но! На столах в ресторанах и кафе, специализирующихся на обслуживании туристов, нигде не было ни ржаного хлеба, ни горчицы, ни хрена, что вообще-то характерно для русской кухни. Может быть, это мелочь, но все-таки странно...
Теперь о том, что меня удивило.
Я с Волги и, сравнивая то, что я видела в путешествии, с местностью, в которой живу, я обратила внимание на некоторые отличия. У нас везде растут сосны да березы, елки - редкость, а в областях, по которым мы проезжали, наоборот, редки сосны, вокруг только березы и ели. Конечно, другие деревья там и тут тоже есть, но их мало.
Также от нашей местности отличается и архитектура домов в деревнях и маленьких городках, многие из которых сохранились еще с дореволюционных времен. Почти все они со светелками, у нас же таких вообще нет.
То есть, путешествуя по Владимирской, Костромской, Ярославской, Ивановской и Московской областям, я сразу поняла, что для меня волжанки это какая-то другая земля. И она притягивает к себе с невозможной силой, потому что вся как бы из русских былин и сказок, которые читали мне в детстве. И лучше, как говорится, один раз ее увидеть, чем сто раз о ней услышать!
К тому же наша группа за короткое время поездки посетила много уникальных храмов и монастырей, сыгравших большую роль в истории России. Конечно, при этом у нас не было повседневных забот, нам не надо было думать о бытовых проблемах, мы знали, что в положенное время для нас будут накрыты столы, и вечером нас ждут уютные номера в гостиницах. Поэтому нам можно было сосредоточиться только на духовной жизни, то есть подумать о том, что рассказывают экскурсоводы, и что мы видим вокруг себя. И хотя это было не первое мое посещение большинства мест, я неожиданно для себя узнала очень много нового и удивительного.
Например, оказывается, что Троицкий храм в Ипатьевском монастыре в Костроме, церковь Ильи Пророка в Ярославле, Успенский собор в Ростове Великом и Спасо-Преображенский собор в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в 17 веке расписывал один и тот же человек с товарищами, и его имя Гурий Никитин. По этим росписям можно сказать, что он прекрасно знал Библию, историю христианства на Руси и просто был очень хорошим живописцем. И было это не вчера, а много-много лет назад! Прошло столько времени, были Революция, Гражданская война, Советское время, а храмы эти на радость нам, как стояли, так и стоят, и яркая небесная голубизна, которая льется с их стен, просто завораживает. А, значит, человек этот был личностью выдающейся, потому что сумел достучаться до нас сегодняшних!
Еще все знают, что Ипатьевский монастырь - это колыбель династии Романовых, потому что именно здесь Михаил Романов был призван на царство. А, между тем, кто такой Ипатий? Оказывается, это Ипатий Гангрский, очень известный святой, который был современником и единомышленником Николая Чудотворца Мирликийского и Спиридона Тримифунтского.
Закончилась династия Романовых, что тоже всем известно, в Ипатьевском доме, то есть там, где расстреляли последнего русского императора Николая Второго и его семью. И Ипатьев - это фамилия инженера Николая Николаевича, который никакого отношения к Ипатьевскому монастырю не имеет, но как-то все-таки странно... Понимаете, его фамилия могла быть Иванов, Петров, Сидоров, но почему-то она все-таки - Ипатьев!
На царствие Михаила Романова в 1612 году благословили Федоровской иконой Божией Матери, которая неожиданно явилась в 13 веке в Костромском крае. А до этого, оказывается, она была в Богородице-Федоровском монастыре в Городце, из которого исчезла при нашествии Батыя. И, между прочим, известен Федоровский монастырь еще и тем, что в нем скончался никто иной, как сам великий князь Александр Невский.
А Городец в Нижегородской области - это волжский город, в котором я была не раз, и в том же Федоровском монастыре тоже была, как и в Костроме в Богоявленско-Анастасьином монастыре, где хранится сейчас Федоровская икона Божией Матери. Но до этой моей поездки я даже подумать не могла, что они так тесно связаны.
Или, например, я не первый раз была в Суздале в Спасо-Евфимиевом монастыре, основанном Евфимием Суздальским. Но для меня это просто был факт, что есть такой монастырь, и кто-то его основал. Еще я тоже много раз бывала в Макарьевском Желтоводском монастыре в Нижегородской области, потому что, когда путешествуешь на теплоходе по Волге, там всегда делают остановку. Основал его, как уже понятно из названия, Макарий Желтоводский. Но, представляете, я только недавно узнала, что около Церкви Знамения Божией Матери и Святых Жен Мироносец в Нижнем Новгороде, которая мне тоже известна, есть памятник этим двум святым, потому что в 14 веке они жили рядом с ней и были ее прихожанами. То есть 'по преданию, дом родителей преподобного Макария находился в 7 саженях от Мироносицкой церкви; а с противоположной стороны в 7 саженях стоял дом, где родился преподобный Евфимий Суздальский, современник Макария'. А, значит, наши православные святые, что вообще-то не очень укладывается у меня в голове, были когда-то обычными живыми людьми!
Или еще один пример. Жил в Ростове Великом Дмитрий Ростовский. Известен он тем, что составил знаменитые Четьи-Минеи в четырех томах, предназначенные для чтения описания житий святых и расположенные по порядку месяцев и дней в них.
В этот раз я была в Кремле Ростова Великого и видела палаты, где жил Дмитрий Ростовский. А в предыдущий свой приезд я была в Спасо-Яковлевском монастыре, где он похоронен. Так вот, оказывается, Дмитрий Ростовский был так популярен в народе, что город Ростов-на-Дону был назван в честь этого святого. Со временем полное его название сократилось до краткого 'Ростов', а, чтобы его отличать от Ростова, где жил святой, и который находится на озере Неро, его стали называть Ростов-на-Дону.
Еще я видела три редких шатровых церкви, возведенные в 16 веке до реформ Никона, который строительство таких храмов запретил. Это Покровская, ранее Троицкая, церковь в Александрове, церковь Митрополита Петра в Переславле-Залесском и Успенская трапезная церковь в Суздале.
До сих пор остается загадкой, почему Никон так сделал, ведь строительство шатровых колоколен строить до него не запрещалось. Кто-то объяснял это его желанием распространить византийский стиль, кто-то чтобы уменьшить влияние католичества и готики.
Так вот недавно я прочитала одно мнение, что строить каменные храмы для большого количества людей с шатровым покрытием было просто технически непросто и даже опасно, и намного проще было возводить их с одной или пятью главами. Также очень сложно было делать новые храмы теплыми, что важно для местного климата, потом что приходилось отапливать очень большой верхний объем. То есть причина повеления патриарха Никона строить на нашей земле храмы с одной, тремя или пятью главами, оказывается, была чисто практической.
Еще в Ярославле есть Памятник копейке 1612 года. Это связано с тем, что в то время в местном монастыре со всей страны собралось народное ополчение для освобождения Москвы от поляков, и здесь печатали серебряные деньги, на которые оно содержалось, их еще называли 'чешуйками'.
Так вот памятник этот очень символичен, потому что в его основании находятся два накрепко соединенных фрагмента стен. Один - белой стены ярославского Спасо-Преображенского монастыря и другой - красной стены Московского Кремля, которые как бы поддерживают друг друга, потому что, так уж случилось, что эти два города навечно связаны в нашей истории.
Словом, у меня в какой-то момент количество накопленной информации стало переходить в качество, и я стала видеть связи, которые раньше были для меня скрыты. То есть все в истории нашей большой страны так переплетено, что и концов не найдешь!
А мы, живущие сейчас в 21 веке, к сожалению, почти не понимаем, что мы есть одно целое, один народ. Притом в чем-то мы вообще от прошлой жизни нашей Родины напрочь оторваны.
Например, никто до сих пор не знает, что обозначают каменные узоры на Успенском и Дмитриевском соборах в Ярославле и на других подобных сооружениях, например, на Храме Покрова на Нерли и на Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. А ведь во времена, когда эти храмы только возводились, их узорная облицовка была понятна всем людям, живущим рядом с ними.
И хотя в настоящее время очень много научных работ и разных любопытных статей посвящено этим загадочным узорам, к раскрытию тайны, они все равно никак не приближают. Да и, наверное, эти рисунки в принципе невозможно расшифровать, потому что за столько веков некоторые из них заменились похожими, реставрировались и даже просто утрачивались.
То есть нам с горечью надо признать, что мы многого о своем прошлом совсем не знаем, но, что удивительно, несмотря на это, душа русских по всей России до сих пор все-таки одна. Начинается праздник в любом городе - хоть в Ярославле, хоть во Владимире, хоть в Суздале, хоть в Костроме, звучат знакомые песни, и им сразу хочется подпевать, а ноги сами просятся в пляс. И даже если ты живешь от этих мест за много километров, то, когда оказываешься тут, понимаешь, что все вокруг тебя родное, понятное и близкое, как будто ты всегда здесь жил! И архитектура, и язык, и чай из самовара, и баранки, и пряники, и печеные яблоки, и многое-многое другое!
Словом, тут наши корни, и я думаю, что было бы очень хорошо, если бы по маршруту 'Золотое кольцо России' проехал каждый русский человек хотя бы один раз в жизни.