Гранде Ираида Юрьевна : другие произведения.

Арад накануне школьной реформы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Cистема образования в Араде находится далеко не в идеальном состоянии - cитуация у нас ничем не лучше, чем в среднем по стране. Пороки израильской системы образования в нашем городе пока преодолеть не удалось.

  АРАД НАКАНУНЕ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
  
  Ираида Гранде
  депутат горсовета Арада
  
  14-го августа состоялось знаменательное заседание городской комиссии по образованию, приуроченное к смене руководства в муниципальном отделе образования. На место Ханны Гур, возглавлявшей отдел 15 лет, пришла Наоми Мейцад.
  Ханна Гур сделала за эти 15 лет много полезного (например, создала Центр науки ("мерказ мадаим"). У меня к ней никаких претензий нет, и я желаю Ханне всевозможных благ и успехов.
  Тем не менее, система образования в Араде находится далеко не в идеальном состоянии - ситуация у нас ничем не лучше, чем в среднем по стране. Пороки израильской системы образования в нашем городе пока преодолеть не удалось. Я об этом знаю не понаслышке - ко мне обращается немало родителей, да и мой сын окончил "тихон" ОРТ-Арад не так давно. Аттестат он получил, но не благодаря, а вопреки системе.
  В 2000 году аттестат зрелости получили 178 учеников арадских школ, в 2001 - 187. Это - 44-45% от общего числа 17-летних юношей и девушек в нашем городе. Число учеников 12-х классов в последние годы в Араде не растет - даже несколько уменьшается. У этого явления - четыре возможные причины:
  1. Миграция взрослого населения из Арада в другие города Израиля из-за безработицы.
  2. Довольно заметная эмиграция за границу.
  3. Все больше и больше учеников учатся в школах и интернатах вне Арада.
  4. Растет отсев из школ - все больше и больше учащихся не дотягивают до 12-го класса.
  
  В моих глазах каждый ученик, окончивший школу без аттестата зрелости - это своего рода производственный брак. Громадные деньги, затраченные муниципалитетом и государством на обучение такого ученика - пропали впустую. У человека без полного среднего образования нет почти никаких жизненных перспектив, ему ничего хорошего не светит на рынке труда, продолжать учиться в ВУЗе он не в состоянии, школьные знания быстро забываются без следа и в итоге Израиль получает еще одного "социального инвалида".
  Бывают, разумеется, исключения - взрослый юноша (или девушка), плохо закончивший школу, сдает потом все-таки экзамены экстерном и выбивается в люди. Но исключения эти лишь подтверждают общую тенденцию.
  
  Не стану подробно разбирать причины неблагополучной обстановки в школах Арада: проблема заключается и в качестве управления школами, и в низкой дисциплине, и, что греха таить, в педагогическом уровне учителей. А уровень этот в среднем невысок - несмотря на наличие в нашем городе нескольких ярких педагогических талантов.
  Потребителей услуг, предоставляемых системой образования (т.е., учеников и их родителей) волнуют не причины недостатков, а пути и перспективы их устранения.
  А тут еще грядет новая реформа, инициированная министром просвещения Лимор Ливнат. Вводится общая для всех школ базовая программа, единые и проверяемые требования к знаниям. На основе этого определяется финансирование школ: школы, удовлетворяющие обоим требованиям ( следование общей программе и достижение учениками требуемого уровня знаний) будут получать на каждого ученика финансирование в полном объеме. Там, где выполняется лишь одно требование, финансирование составит 75%. Там же, где не выполняется ни одно требование (это коснется в основном религиозных школ), на каждого ученика будут выплачиваться не более 65% стандартного финансирования.
  
  Если в школах Арада ничего не изменится, и если руководство школ и муниципалитета не пойдет на массовые приписки (во что я не верю), большинство учебных заведений будет получать лишь 75% от максимально возможного. Все данные о результатах тестов будут публиковаться (а если нет, то все будет видно из бюджета школ) - таким образом, еще более усилится отток молодых людей и их родителей из школ Арада, да и из города вообще. Квартирным маклерам стоит задуматься - цены на недвижимость упадут еще ниже.
  
  Если мы хотим спасти наш город - нужно как можно скорее повышать уровень образования в арадских школах. Государственная образовательная система находится в полном параличе. Остаются два возможных пути: чисто частная школа или муниципальная школа с частным управлением.
  Начинать реформу, по техническим причинам, проще всего с "тихонов".
  
  Идя в ногу со временем, в мае этого года городской совет обсудил и утвердил мое предложение: как можно скорее создать в Араде вторую среднюю школу ("тихон"). Городской комиссии по образованию было поручено обсудить все поступающие предложения от владельцев признанных минпросом сетей частных школ. Рекомендации комиссии будут переданы на утверждение городского совета, и мэр обязался это решение претворить в жизнь.
  В тот же день, когда мы провожали на заслуженный отдых Ханну Гур, комиссия заслушала первое поступившее предложение - от сети школ и колледжей "Томашин".
  Компания "Томашин" была создана 14 лет назад. Начав с одного барака в Ришон-ле-Ционе, сегодня эта фирма превратилась в своего рода "образовательную империю" - четыре муниципальных "тихона" под частным управлением, несколько частных школ-экстернатов для учащихся 11-12-х классов, колледжи младших инженеров и даже филиал частного университета "Дерби" с хорошо оборудованными классами и лабораториями.
  Но не это главное. В системе школ "Томашин" на первом плане - ученик. Это выражается и в подборе учителей, в организации учебного процесса, в поддержании дисциплины. Школа используется на полную мощность - с восьми утра до десяти вечера. Утром - регулярные занятия, вечером - всевозможные дополнительные уроки, кружки, секции - все, чего желают родители. Например, в Кирьят-Гате, где "Томашин" берет на себя управление "тихоном", создается специальное спортивное направление (по заданию муниципалитета).
  Некоторые высказывания представителей компании "Томашин" (генерального директора и директора "тихонов") вызвали сильное изумление у участников заседания. "Учитель у нас работает не для того, чтобы сообщать, сколько учеников не пришли в класс. Я должен знать, почему каждый из них не пришел - учитель должен быть в контакте с каждым ребенком, и добиться полной посещаемости и успеваемости". Характерны такие детали: в каждой школе "Томашин" есть ответственный за дисциплину (как правило, это молодые женщины). Провинившемуся ученику не устраивают "разборку" перед классом, а приглашают на индивидуальную беседу - квалифицированным специалистам удается укротить любого хулигана. У учителей таких предметов, как математика - специальные часы для приема родителей и учеников. Школьник может подтянуть свои знания, а родители - узнать, как лучше помочь ему в учебе. Вандализма в школах "Томашин" нет вообще - там не увидишь ни насилия, ни испачканных парт. Ученики несколько раз в год оценивают работу учителей, и администрация к мнению учеников внимательно прислушивается (с учителем проводят работу, с тем, чтобы он повысил уровень преподавания). Учителям в системе "Томашин" платят неплохо. Особо поощряется творческий подход. Например, учитель, написавший учебник, сразу получает надбавку к зарплате. А за работу вечером выплачивается повышенный гонорар.
  Результат - налицо. Когда "Томашин" взял на себя управление средней школой в проблемном районе Беэр-Шевы ("далет"), процент учеников, получивших аттестат зрелости подскочил до 70% (при том, что "Томашин" обязался обеспечить уровень в 50%, да и это казалось фантастикой - средний уровень в Беэр-Шеве, с учетом самых благополучных кварталов - 49%).
  Несколько лет назад представители сети "Томашин" уже предлагали свои услуги муниципалитету Арада. Тогда это предложение осталось без ответа, но теперь, после моих усилий, позиция мэра и горсовета изменилась (по крайней мере, официально).
  Система, успешно применяемая в школах "Томашин", позволяет обучать в одной школе и старательных, талантливых учеников, и слабых, которые сегодня из школ отсеиваются и аттестата не получают.
  На следующих заседаниях комиссии по образованию будут обсуждаться предложения и других частных школ (например сети "Тихон-Гимназия").
  
  Теперь все зависит от родителей, от их инициативы. Если вы захотите, если не будете сидеть сложа руки - в городе будет вторая средняя школа - под частным управлением, без отсева учеников, без насилия, без вандализма. А часть бюджета, который сегодня тратится городом на борьбу с этими печальными явлениями, можно будет выделить на стипендии школьникам и студентам-жителям Арада. Мой телефон: 052-883-442.
Оценка: 3.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"