Аннотация: Повышение качества системы школьного образования в Араде - одна из главных моих забот ("Наша газета", август 2003)
ДАЕШЬ ВТОРОЙ ТИХОН!
Ираида Гранде, депутат горсовета Арада
Повышение качества системы школьного образования в Араде - одна из главных моих забот. Изучать ситуацию в этой области я начала в 1998 году. Вскоре мне стало ясно, что ключ к решению проблемы - это введение в школах частного управления, и расширение прав и полномочий родителей (в определении программы, подборе учителей, оценке качества их работы). Речь не идет, Боже упаси, о создании частной школы, которая дерет с учеников три шкуры - суть реформы в том, что управлять школой будет не бюрократ-директор, и не бюрократ из отдела образования муниципалитета, и не бюро-крат-инспектор минпроса - а эффективная частная компания. А финансирование школы по прежнему будет бюджетным. При этом расходоваться бюджет будет намного эффективней, чем сегодня - ведь когда существует конкуренция, а компания, управляющая школой получает деньги за каждого учащегося - она сделает все, чтобы этот учащийся ходил на занятия и прилично учился. Такие частные компании существуют - и успешно работают. Ведущей и самой перспективной из них является компания "Томашин", осуществляющая десятки образовательных проектов - по всей стране (в том числе управление школами в Ришон ле-Ционе и Холоне). Я потребовала от мэра: объявить конкурс на создание второго "тихона" (9 -12 классы) в Араде. Мэр мямлит и тянет резину (хоть на него и произвел сильное впечатление осмотр школы "Томашин" в Ришон ле-Ционе, особенно лабораторий и компьютерных классов). Вся бюрократия от просвещения встала на дыбы. Она, как фиговым листком, прикрывается отчетом так называемой "комиссии Гордона" (эта комиссия работала 4 года, обошлась городу в 300 тысяч, а ее рекомендации не стоят даже бумаги, на которой напечатаны). Рекомендации комиссии (она, желая покрепче присосаться к городской казне, переименовала себя в "Форум усовершенствования") основаны на опы-те "школ для цветных", действующих в Америке по системе Т.Сайзера (см.: www.essentialschools. org, на русском языке: http://archive. 1september. ru/upr/ 1997/no19.htm). Заявляю однозначно: система Сайзера в Араде нереализуема, кроме того, авторы отчета не имеют о предлагаемой системе ни малейшего понятия. У меня есть четкое решение: СОЗДАНИЕ ВТОРОГО ТИХОНА под частным управлением.
Самое смешное, что кандидат в мэры Арада, г-н Бриль, свою "программу в области образования", составил из двух источников: (1) общих фраз, сочи-нявшихся пять лет назад другим кандидатом, г-ном Гроссом и (2) отчета самозванного "форума" (бывш. комиссия Гордона+бюрократы от образования + ны-нешний мэр). При этом список Бриля называется "Другое направление". Похоже, мой уважаемый со-перник не слишком высокого мнения о русско-язычных избирателях, а русскоязычных детей он предпочитает видеть подальше от Арада - ведь если "профессор Гордон со товарищи" осуществят свои умыслы - на школьной системе нашего города будет поставлен жирный крест.