..Лето 1978-го. До вступительных экзаменов в институт осталось каких-то пару недель. Я возвращался от товарища (заходил к нему за необходимым учебником по математике). Путь пролегал мимо Зелёного театра. Голова была нещадно перегружена непрерывной подготовкой, и мне однозначно требовалось переключиться. Внимание привлекла, поначалу показавшаяся какофонией ,музыкальная импровизация. За деревьями с густой листвой вниз убегали ряды деревянных скамеек вплоть до простенькой сцены- это незатейливое сооружение и называлось Зелёным театром-
концертной площадкой под открытым небом любимой бакинцами. Немного спустившись, я присел и стал вслушиваться в мелодию. А чуть погодя, меня полностью захватил невероятный по вдохновению речитатив. Проверенный и дающий хороший результат способ изучения иностранного языка посредством песен, применялся мною с относительным успехом. Однако, тогда я понял далёко не всё, но не это главное. Четверо ребят выдали такое шоу, что мне оставалось только восторженно зааплодировать. Подойдя к музыкантам, я поблагодарил их. Мы разговорились. Оказалось, что они работают в филармонии и решили поиграть немного на свежем воздухе. Благо до Зелёного театра рукой подать, буквально минут двадцать пешком.
Я вспомнил об этой композиции тотчас как услышал, на мой взгляд, блестящее выступление на проекте "Голос" дуэта Арцвик Арутюнян и Андрея Давидяна. Они сыграли (именно сыграли!) знаменитую вещь Never, Never Gonna Give You Up.
Автор этой, давно уже ставшей классикой, композиции- американский певец Барри Уайт.
Barry White - Never,never gonna give you up
Попробую вкратце рассказать о культурной жизни Баку 70-80-х годов, без всякого преувеличения, насыщенной и интересной. Наличие разных по направлению театров с блистательными труппами из местных актёров,постоянные гастроли отечественных (и из-за рубежа) мастеров сценического искусства, вкупе с неизменной любовью бакинцев к спектаклям, концертам, фильмам, создавало некую ауру, в которой находила отдохновение душа. Когда в Баку приехал дуэт Роман Карцев-Виктор Ильченко, то в Зелёном театре яблоку негде было упасть. Глядя на такой ажиотаж и неподдельный зрительский восторг, Карцев и Ильченко продлили выступление на добрые полчаса. Мне повезло. Я смог насладиться игрой искромётного дуэта не только по телевизору...Впрочем, как и лицезреть развалившегося в одной из интермедий (гомерический хохот сопровождал эту миниатюру) на широченной кровати, вынесенной на сцену, Аркадия Исааковича Райкина. Он выступал на главной концертной площадке Баку во Дворце имени Ленина. Очередь за вожделенным кусочком бумаги с указанием ряда и места я занимал часов в девять вечера накануне первого дня продажи билетов. Люди сменяли друг друга, приходили с термосами и бутербродами, тщательно вели список страждущих приобщиться к прекрасному и...радовались как дети, когда, наконец брали в руки драгоценный пропуск в чудный мир, где можно было отрешиться от проблем, погрузиться в атмосферу, предоставляющую возможность пережить всю гамму чувств, в которой неподдельные искренние слёзы сменял смех, дающий надежду. Похожая обстановка царила во время спектакля "Юнона и Авось", когда к бакинцам приехал "Ленком". Аншлаг на всех без исключения постановках. А как иначе?! Ведь афиши пестрели такими фамилиями,как Янковский, Абдулов, Збруев, Караченцов, Леонов!
В филармонию, ту, что неподалёку от Зелёного театра, мы посещали ради симфонической музыки. И в зале отсутствовали зияющие пустоты. В это красивое, необычное по своей архитектуре здание я попал впервые в шестилетнем возрасте. Дело в том, что там организовывались новогодние ёлки, и мама устраивала мне праздник с обязательным вручением подарка от деда Мороза.
О Русском драматическом театре имени Самеда Вургуна (азербайджанский поэт)
можно слагать легенды. Только в них практически не будет сказочных мотивов. Немыслимое количество запоминающихся историй, наверняка, в состоянии поведать собеседнику любой из завсегдатаев этого уютного, ставшего родным места, где собирались бакинцы, не представляющие свой досуг вне театральных премьер. Одну из таких поведаю и я . Оставляя за скобками все препятствия, которые мне пришлось преодолеть ради двух билетов на спектакль "Театр времён Нерона и Сенеки" (в нём блестяще играл любимец публики Юрий Митрофанов), сразу перейду к встрече с ...Дзержинским. Да, да, именно с первым председателем всемогущей ВЧК. В антракте, в фойе, словно из ниоткуда, вышел Анатолий Соломонович Фалькович,
на мой взгляд, лучший исполнитель роли "железного" Феликса. На сей раз, он оказался в театре будучи рядовым зрителем. Надо было видеть, какими овациями люди встретили Фальковича, вмиг забыв о буфете и прервав обмен впечатлениями об эпохе кровожадного Нерона.
За статус главного кинотеатра города негласный спор вели "Азербайджан" и монументальное здание, сооружённое в сталинские времена(1940 год постройки), носившее имя Низами, классика персидской поэзии. "Азербайджан" являлся единственным в Баку, имевшим сразу четыре зала: главный, и ещё три поменьше "красный", "зелёный", "синий". Однажды, в весенние каникулы, будучи заядлым киноманом, я установил личный рекорд ,посмотрев в один день сразу четыре картины. Благо билеты стоили на утренние сеансы от 25 до 35 копеек (если шёл, так называемый, удлинённый сеанс с предваряющими фильм двумя киножурналами- среди которых по обыкновению был "Фитиль"). Утром погрузился в двухсерийную эпопею "Эль-Греко"(музыка Эннио Морриконе), затем любовался "Королевой "Шантеклера" с Сарой Монтьель, а ближе к вечеру по-мальчишески переживал за непобедимого комиссара Миклована ("Чистыми руками" и "Последний патрон").
Три людских кольца вокруг кинотеатра имени Низами...
Такая бесконечная очередь на моей памяти выстроилась дважды. Когда с афиш на горожан смотрела царственная Элизабет Тейлор, представшая неотразимой Клеопатрой в одноимённом оскароносном фильме и на великолепный вестерн "Золото Маккенны". Какой же эффект произвела песня о старом грифе-стервятнике! Гибкая синенькая пластинка (из журнала "Кругозор") с ней в исполнении Валерия Ободзинского превратилась в настоящую ценность. А на самом верху располагался летний зал. До сих пор перед глазами шатёр из звёздного неба, а на экране герои "Соляриса" Андрея Тарковского...
Иногда мне кажется, что внутренний мир поколения 60-70-х ушёл безвозвратно...
Но, нет...он всего лишь разлетелся вдребезги на мелкие осколки...