Вы открываете кран, из которого должна потечь горячая вода. Но, увы! Вода холодная. Для вас это не является неожиданностью, вы знаете, что нужно делать: вы оставляете кран открытым, вода постепенно теплеет и, наконец, достигает нужной температуры. Сколько воды утекло в канализацию, и сколько тепла эта вода унесла с собой, вы не знаете и никогда не узнаете, но почувствуете, когда вам выставят счёт на оплату коммунальных услуг.
В чём причина и насколько это неизбежно?
Нормально спроектированная система горячего водоснабжения предусматривает "циркуляцию". Это означает, что вода подается в дом по одной трубе, а по другой (значительно меньшего сечения) непрерывно возвращается в котельную.
"Котельщики", посмотрев на эту схему, рассуждают так: "Ага! Эти проектировщики хотят угодить потребителям: хотят, чтобы у них всё время была горячая вода -- открыл кран, и тут же, пожалуйста, тебе горячая водичка потекла! Не слишком ли жирно? Давай-ка мы этот возврат закроем (Имеется в виду "труба возврата", то есть, труба, по которой вода возвращается в котельную), таким образом и тепло сэкономим, и премии получим!"
На самом же деле никакой экономии тут нет, а наоборот -- ПЕРЕРАСХОД воды и тепла. Это очевидно: в канализацию сливается понапрасну вода и уносит с собой тепло. Не знаю, дают ли им премии, но что не наказывают - это очевидно. А надо бы. Нказывать, конечно, а не премировать. С какой стати потребителю оплачивать чужую глупость, да ещё терпеть при этом неудобства?
А куда ещё "кой-куда" утекают наши денежки?
А вот куда. (Замечу сразу, что это ещё безобразнее.) Все как-то привыкли и смирились с тем неприятным фактом, что каждое лето на месяц отключается горячая вода под предлогом "ремонта". На самом деле такое отключение НЕЗАКОННО. Приведу доказательный пример: в нашем кооперативном доме и соседнем (тоже кооперативном; не знаю, как в остальных домах нашего микрорайона) НЕ ОТКЛЮЧАЛИ ЛЕТОМ ГОРЯЧУЮ ОКОЛО 30 (прописью: тридцати!) ЛЕТ.
Как мы этого добились? История такова. В конце 60-х мы увидели на входных дверях объявления, что с такого-то числа будет отключена горячая вода НА ДВЕ НЕДЕЛИ. Все обрадовались: две недели -- всё-таки не месяц! Через две недели дали горячую воду, "но недолги были радости": через несколько дней появилось новое объявление. Суть его сводилась к следующему: "А вот теперь мы выдадим вам по полной программе: отключим, как водится, горячую воду на целый месяц!" Тут уж мы не выдержали и решили это безобразие прекратить.
Нужно сказать, что наши кооперативы были основаны весьма авторитетными организациями: два НИИ (один из них -- военный), Электротехнический Институт (теперь -- "Университет"), Филармония, большой завод. Собрали внушительную делегацию, эта делегация добилась приема у председателя Горисполкома, и в личной беседе с ним объяснила ему положение дел. А положение дел таково: НЕТ НИКАКОГО ЗАКОНА, разрешающего отключать на месяц горячую воду вот так просто, "за здорово живешь". Воду разрешается отключать ЛИШЬ В СЛУЧАЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ НЕОБХЛДИМОСТИ, И ПРИ ЭТОМ ОБЩАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОТКЛЮЧЕНИЙ ЗА ГОД НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ 30 ДНЕЙ (прописью: тридцать). В случае, если отключений было за календарный год больше, то лишние дни исключаются из оплаты.
А устоявшаяся практика летнего отключения на месяц -- это незаконное предоставление работникам котельной отпуска за счёт потребителей, да ещё позволяет им (не потребителям, а работником котельной) получить премию за счёт тех же потребителей за "экономию". (А теперь попробуйте угадать: как это называется, когда с потребителя берут деньги за неоказанные услуги?)
Несколько лет назад снова начали отключать у нас летом воду. Сменились люди в котельной, не те жильцы в наших домах: "иных уж нет, а те -- далече", остальные -- постарели, и некому теперь пойти "качать права".
Кстати: правильно ли то, что каждый должен сам 'качать свои права'? Разве городская администрация НЕ ОБЯЗАНА следить за соблюдением прав граждан? А ведь нарушение правил теплоснабжения касается всех горожан. Или - почти всех - у администрации горячая вода всегда течет, как надо?