|
|
||
СКАМРАХИ
Всяк спляшет, да не как скоморох!
С точки зрения скоморошнического актерского мастерства, поезд сыграть не сложнее, чем Анну Каренину. Но профессиональные обязанности требуют разыграть сценку так, чтобы зрительские симпатии были привлечены к поезду, а кто-то из зрителей даже воскликнул в сердцах: Дави же, наконец, эту дуру! Такова задача и суть скамра. Поставить все с ног на голову или вернуть положению дел здравый смысл.
Противостояние с властью церковной отображено в поговорках:
Бог дал попа, черт - скомороха,
Скоморох попу не товарищ
Скамра русский языческий феномен, ничего подобного на Западе не было. Впрочем, это нисколько не помешало нашим славянофобам - не комично ли? впарить научному сообществу (готовому внимать всякой хрене, изложенной научно), научную теорию зарубежного происхождения скоморохов. Она продвигалась А.Н. Веселовским, А.И. Кирпичниковым и рядом их последователей, это они дотолковались до того, что сам термин скоморох нерусский (!), а на основании этого смастрячили заключение по самой профессии. Мол, оное ни что иное, как очередное русское заимствование не пойми с чего.
Скомрахи? Да, именно так, в начальных летописях писалось через а скомрахи, а не скоморохи (изначально языческое - скамра). Переиначили позднее (можно проследить по летописям и даже словарям). Многое, связанное с ра-понятиями, со служением солнцу, успели подправить, переписать, но частью нет. Не заметили, не успели, не сочли важным? Прослеживайте сами когда, как, с чего началось
Скоморохи вышли из языческой среды, сегодня это не подвергается никакому сомнению. Неизвестно, на сколько сильно были сплочены язычество и скоморохи во время воцарения христианства. Разрывная или неразрывная связь меж ними существовала, но Церковь настойчиво ставила скоморохов в один ряд с носителями языческого мировоззрения - волхвами, ворожеями и пр. Так, например, по Приговорной грамоте монастырского собора Троицкой лавры запрещается держать в волости скоморохов и волхвов (1555 год). Слово о житии святого Нифонта (XV век) говорит об участии скоморохов в русалиях, что рядились и творили бесовские игры, да бесовские дивы (отмечу дивы, это не девы это от глагола дивиться, т.е. смотреть), сопровождавшиеся празднословием и смехотворением и кощунанием. Запретительная грамота 1648 года прямо указывает на крайне пагубное, влияние скоморохов: И от тех сатанинских учеников в православных крестьянах учинилось многое неистовство.
Исходя из этого, ряд ученых (И. Беляев, А. Пономарев, И. Барщевский, А. Морозов) посчитали скоморохов своего рода переквалифицировавшимися волхвами, продолжающими свое агитационное дело путем подрыва дела церковного!. Заключение смелое, но Право, не знаю. В этом случае придется признать, что существовало организационное языческое сопротивление, коль оно принимало столь грамотные решения по подрыву светской и церковной власти. Или это происходило стихийно, требованием времени? Вне сомнения, симпатии, а то и непосредственная связь скамра с язычеством существовали, они прослеживаются, как явные, тянущиеся к дохристианскую древность. Но на столько крепкие? Этого мы уже никогда не узнаем.
Культовая точка зрения на происхождение скоморошества господствовала недолго, кому-то досталось на орехи, и на почве чеховского как бы чего не вышло - велено было считать скамра обыкновенным (а-ля, балалаечным) народным творчеством. Ввиду новых требований, была предложена и новая теория национального происхождения термина скоморох. Как же иначе! Но тут завязли напрочь, что вполне естественно, ведь понятие скоморох рассматривалось не через древнейшие скамра и скомарах, не через им присущее, заложенное. Впрочем, и до сих пор не рассматривается то ли некому, то ли страшно отстранят от науки, обвинят в задорновщине. Не дивно ли? Тем не менее, КА = смерть насильственная, МА = смерть естественная, РА = солнце, радость, свет. Чего непонятного? СКАМАРАХ = служитель солнца, чьей задачей является снимать печали (стресс). В летописях и прочих документах того времени, содержатся даже не намеки, а прямые указания. Вот и Стоглавый собор свидетельствует, что скамрахи играли на кладбищах. И в XVI веке документы продолжают указывать на их участие в поминальных обрядах. К примеру, по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом умерших с великим воплем и, егда скомрахи учнут играти во всякие бесовские и они от плача преставше, начнут скакати и плясати и в долони бити, и песни сотонинские пети....
А древняя, сохранившаяся до наших дней, РАДУНИЦА (календарный день посещения могил)? И даже собственным названием хранит взаимосвязь с понятием РАДАВА (радоваться?). Потому и читаем осуждающее (различного рода доносы в центральную епархию): а на жальниках от плача отказываются и начинают радоваться
/Жальники это могилы, если кто не знал, еще по языческому образцу сложенные из камней или курганные, коих в наших местах осталось множество, но утеряно значение, и даже найдя новые, спрашиваешь в деревне, что почти под боком но пожимают плечами и не верят, что это могилы их предков. Вона как! Могу сводить сами осмотрите и пообщаетесь с иванами без родства./
В современных обрядах негритянских похорон, идущих от природного, разве не присутствует то же самое закрепившееся, ставшее не просто обычаем, а ритуальным требованием. Это явное языческое пройтись за гробом с разудалой музыкой, пританцовывая мол, еще один их нас перешел в мир гораздо более лучший, так возрадуемся этому! Таковы инстинкты. Почему оное никого не оскорбляет, считается естественным? Почему у нас, какие бы ни были похороны, за русским столом, рано или поздно, начинается веселье? Отказ от этого лицемерие или страх. Язычество у нас в крови, оно не в пример логичнее, не маскируется ханжеством, называемым христианское поведение. Оно существующее, как обязательство, СКАМРА - календарные обычаи.
Языческого не истребить. И даже МАРА (буквально "смерть солнца") известным сочинителем-западником переведена в Снежные Королевы. Понятие "Снегурочка" не имеет с этим ничего общего, - оно обнаружено Афанасьевым, с восторгом подхвачено и размножено, как и многие очаровывающие сказки, исключительно русского прекрасного состояния души. "Не дал бог деду с бабкой внучки, те слепили ее из снега, а она взяла, да и ожила..." Если бы скомра сосуществовало по прежним законам жанра, то никак не упустили бы возможность обыграть, дополнить и развить эту находку на свой лад. Увязав сказки в одну, создав тем самым новую, скамрашную (стыдную); про мужика, что странствуя, так подмял "ихнюю западную ледяную королеву", что та растаяла, а из того пара, как осел, случилась Снегурка. А сложись эти самые "скамра" во времена оные, мы бы имели иные представления о том древнем божестве. На одну жестокую "женскую богиню" стало бы меньше и правила ее дочь.
Развенчанию богов (как и идей) служит их осмеяние, а если это невозможно, то начинают опошление чмерностью (как со съездами компартией) происходит наглядное самооглупление, заложенное в уже обязательной ритуальной части (власть как бы самозомбируется).
Но как все происходило во времена древнейшие? Каковы были, к примеру, события тех старых дел по ликвидации матриархата, от которых мы сегодня пытаемся поймать лишь тень и по ней составить представление?.. Рассматривая примеры настоящего, старение, а точнее явно искусственное доведение до маразма светлых идей, можно предполагать, что древнейшие верования разрушались теми же причинами или способами.
1068 год это лишь первое дошедшее до нас упоминание о скамра в летописях. Монах-летописец назвал скоморохов служителями дьявола, но вот художник, расписывавший в то же время стены Киево-Софийского собора, отображает их отнюдь не среди грешников, а в ряду с иконными изображениями. Каково! Наш ли человек, или понятия, как служители доброго, еще были слишком крепкими кто зна?
Святые Кузьма и Демьян считались святыми покровителями кузнецов не удивительно, ведь и сами были некогда кузнецами, уже позже покровителями ремесленников в целом, но и скоморохов! Фокус (причем двоякий), получился неловким ведь если есть у ремесла святые покровители, то само это ремесло уже никак не от бесовства. (См. былину Вавила и скоморохи) А требование ставить скомрахов в ряд с чертями, заставляет думать, что и у этих были святые покровители.
Гордится ли Сатана, что на небе живал? - старинная поговорка.
Лиха беда Началось!
1274, митрополит Кирилл запрещает ходить на русалии скомрахов и прочие диавольские игры. Еще раз обратите внимание русалии! - это календарное действо.
1284 Рязанская Кормчая. (XIII век), года осуждает скомрахов - гоудцов, свирелников, глумцов. Обратите внимание - именует скоморохов в том числе глумцами (т.е. насмешниками). Явный признак, что в языческих игрищах продолжаются и усиленно развиваются определенные зрелищные черты. Глумование, да позорища, и понятно кого здесь похорили, над кем насмехались.
/Удивительно, но на нашем историческом отрезке, в начале третьего тысячелетия, требование времени внезапно породило истинного скомороха. Случайностью ли, интуицией востребованности выдвинулся Михаил Задорнов, когда из массы эстрадных шутов никто более и не пытался?/
Примерно в это же время Летопись Переяславля Суздальского сетует: Начаша... кротополие носити... аки скомраси. Против скоморохов направлены: Жалованная грамота Троице-Сергиевскому монастырю XV века и Уставная грамота начала XVI века. Равно находим и в Повести временных лет: Дьявол лстить, и другыми нравы, всячьскыми лестьми превабляя ны от бога, трубами и скоморохы, гусльми и русальи.
Стоглавым собором (1552) отмечено такое явление в среде скоморохов: они объединяются в ватаги, скитаясь по русской земле. Отметим, ватага - практически то же самое, что и артель (в нижневолжском плесе такое понятие сохранено до сих пор).
В том золотом (не смотря на ворчание церкви) для себя веке, скоморохи, как и прочие ремесленники, селились целыми селами, которые получали одноименные названия: Скоморохово. Наблюдается явная востребованность в такого рода ремесленников (психотерапевтов?). Так, в четырех новгородских пятинах (Деревской, Водской, Шелонской и Бежецкой) имелось двадцать девять (!) селений с названием Скоморохово. От Ярославля до Вязьмы шесть. В Деревской пятине двадцать одно! Что касается Новгорода, там образуется сословие городских оседлых скоморохов. К XVI веку относятся документы, свидетельствующие, что их искусство служит скомрахам источником заработка (упоминаются выгоды, мзда, гудочная плата).
Бога ради, государь, вели их (скомрахов) извести, кое бы их не было в твоем царстве, и тебе, государю, в великое спасение, аще бесовская игра их не будет, пишет царю Ивану IV митрополит Ио (которому вполне подошел бы титул Кровавый, но об этом как-нибудь в другой раз).
Тем не менее, царь Иван Васильевич Грозный берет скоморохов к себе на службу в 1571 году скоморохи взяты в придворный штат, обслуживать зрелища в специальном Потешном чулане. Участвовали они в придворных празднествах. (Среди прочего указано, что веселили царский двор и самого царя Ивана IV на свадьбе его дочери Марии). Иван IV был не глуп, и потому гораздо более широко пользовался услугами скоморохов. Прежде всего, в целях политической борьбы с князьями церкви. Известно, что и разгром новгородской епархии сопровождался тем, что царь нарядил архиепископа Пимена скоморохом и в таком виде заставил возить его по городу. Скоморошьи потехи явно выраженного направления происходили и в Александровской слободе. Здесь по указу царя воспроизводился ритуал монастырской жизни. (Глумились). Поздние источники (отчасти сомнительные) указывают, что во время попоек царь и придворные сами рядились в маски и плясали вместе со скоморохами. Так или нет - кто зна
Через полгода после воцарения Михаила Романова, в 1613 году (смена династий!), Потешный чулан был заменен Потешной палатой, и на этом скомрашество при дворе можно считать делом законченным. Началось столетия преследований. За скомрахов взялись всерьез.
/Заметили, сколь многое изменяют именно на этом отрезке времени?.. Действия периода можно характеризовать определенным словом зачистка. Уничтожается Русь, возникает Россия./
В 1628 году патриарх Иосафа указует, чтоб с кабылками не ходили.
/Видно здорово их эта кобылка (не будущий ли сивый мерин?) достала, если и в поздних документах осуждается хождение с кобылками и меж себя наряженной бесовской кобылкой. Из текстов трудно выяснить, идет ли здесь речь об одном и том же явлении или о сходных. Неясно, что эта кобылка вытворяла, что за речи ее сопровождали, какие сценки разыгрывались. Скамрах за свою лошадь не в ответе мало ли что она понесла про власть и церковь Можно лишь предполагать, что сцена могла начинаться с некой продажи лошади, а та сама рассказывала - кому и как служила. Сам я начал бы розыгрыш на этих опорных./
В 1636 Наказной памяти патриарха Иосафа запрещается скомрахом на улицах и на торжищах и распутиях сотонинские игры творити и в бубны бити и в сурны ревети и руками плескати и плясати.
В 1648 году запретительная грамота предписывает, чтобы скоморохов с домрами и с гусли и с волынками и со всякими игры... в дом к себе не призывали... и медведей (не водили)... и с сучками не плясали и никаких бесовских див не творили.
Примечание: в связи с участием скоморохов в восстаниях 1648 года царская власть не только полностью от них отступилась, но подвергла жесточайшим преследованиям. Известно, что до восстания скоморохи все еще находились на службе у бояр Шейдякова (в 1625 году), И. И.Шуйского и Д.М. Пожарского (в 1633 году). Признак боярской независимости - не оппозиция, а норов!
Грамота 1648 года, направленная против скоморохов (аналогичным было содержание и грамоты 1654 года), объявила: Ведомо нам учинилось, что... умножилось в людех... всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми... многие люди, забыв бога... тем прелестником скоморохом последствуют на бесчинное их прелщение сходятся по вечером и во всенощных позорищах на улицах и на полях и богомерзких и скверных песней и всяких бесовских игр слушают... В грамоте содержался приказ, чтобы личин на себя никаких не накладывали и кобылок бесовских [не наряжали]... А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь.
За что взялись с превеликим усердием. Музыкальные инструменты скоморохов изымались, свозили на берег реки Москвы и там предавали сожжению, свидетельствует в том числе и Адам Олеарий.
Кстати, прослеживаются удивительные аналогии запретов. И если уж на то пошло, когда вы последний раз видели балалайку (русский народный инструмент) на центральном телевидении? Слышали настоящие деревенские частушки? На сколько сложно сегодня приобрести то, что раньше было в каждом деревенском доме? Почему?.. Неужели это лишь вопрос такого народного творчества, как частушки? Да, они (изобретение скамра) в самом деле страшили власть, об этом отдельный разговор, но пока примеры, возможно, и в самом деле последние (они скажут больше, чем все рассуждения):
Не родимое пятно,
а в мозгу проталина,
Разбазарил всю страну,
а свалил на Сталина.
Перестройка мать родная,
рынок батюшка родной,
На хрен мне родня такая,
лучше буду сиротой!
Обещал с похмелья Боря
лечь на рельсы головою,
Вышло все наоборот:
уложил туда народ.
Расступайся, народ,
Ельцин к Клинтону плывет,
За жидовские подачки
Мать-Россию продает.
Шел Борис на русский трон
в виде Аполлона,
А стоит его притон
на штыках ОМОНа.
Слышишь, диктор как картавит
и с экрана Запад хвалит?
Жаль, что Сталина тут нет:
был отличный логопед!
В магазинах есть вино,
хоть залейся водки,
Демократы нам давно
всем залили глотки
Частушки 90-х! По ним как нельзя лучше, вы можете вообразить - чем является скамра, и почему так ненавистна.
И продолжим. Вот фрагмент (руководство!) из праведного жития некого священника: Бе же в граде... научением дьявольским множество скомрахов, иже хождаху по стогнам града с бубны и с домрами и с медведьми. Иоанн же непрестанно запрещаше им, да останутся таковаго злаго обычая и смехотворных игралищ, яже не суть угодна богу и сокрушаше их бубны и домры. Они же, гнева нань и ярости исполняющиеся, бияху божия. И многа страдания от скомрахов онех, яко от слуг сатанинских, подъемляше... Многожды же исхождаше Иоанн противу скомрахов с ученики своими... в ты дни, иже нарицаются святки; понеже тогда множество игр бываше в вечер и в нощи. Того ради Иоанн в вечер позден и в полунощи хождаше по стогнам града и стражахуся с бесовскими слугами, и повелеваше ученикам свои орудия игр бесовских разбивати и сокрушати.
Первая причина ненависти, как всегда, материальная.
Видим бо игрища утолочена и людий много множьство, яко упихати начнуть друг друга, позоры деюще от беса замышленного дела, а церкви стоять - негодование церковного летописца естественно - наглядная конкуренция, церкви проигрывают (не делают сборов - нет аншлага).
/Контраргументов от скамрахов не ищите - в течении столетий на Руси просуществовала полная церковная монополия на рукописное, а позже и печатное слово. И до самой революции священный синод мог возложить запрет на любую книгу, и светская власть и не пикнула бы. Так например, первое издание русских народных сказов собрания Афанасьева было запрещено и уничтожено./
Память, посланная в Сибирь в 1649 году, констатирует, что среди населения умножилось... всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми... да в городех же и в уездех... сходятся многие люди... по зорям и в ночи чародействуют... медведи водят и с собачками пляшут.
В 1657 году митрополит Иона требует, чтобы не смели мирские люди тех скоморохов и медвежьих поводчиков с медведьми в домы своя пускати.
Правды шута и скомороха (скомраха) не равны. Правда шута подвержена осмеянию, и уже не опасна (смеются над ним и его правдой). Скамрах? Смеются не над ним, а вместе с ним. Правды скамраха обжигающие они опасны власти и часто страшат.
Если нужно опорочить правду это поручают шуту. Если нужно напугать правдой это опять поручают шуту. И правда будет похерена. Она шутовская.
Примером выше Михаил Задорнов скоморох. Народный. Влияние его это влияние скамра при народе, и здесь он скорее его предводитель, чем слуга. Он инструмент собственных рук и собственного ума. Его правды обжигающи, пугают не меньше, но сглаживаются тем, что поданы меж шуток и дают надежду.
Если вы русский человек, то значения некоторых слов понимаете едва ли не на инстинктивном. Словно включается родовая память. Шут раньше звался чмур или чмурила, но равно звался и хмель в голове. С этого случались чмуты или смуты, когда каким-то затейникам выходило чмутить (чмурить) людей, делать ябеды одним на других, смущать, да ссорить. Случались провокаторы. Скоморохи шуты народные - изымались властью при попустительстве народном и этими причинами. Смех не меньшее оружие, нежели меч, топор или копье. Со смехом приходит смелость. Но смеяться над страхом собственным или осмеивать врага не одно и то же. Лучших осмеяльщиков ценили, и они выделялись. Но и этот обычай ушел, остались лишь иронизмы атавит.
Правды шута и скомороха не равны. Правды шута смешат спору нет, но смеются не с ним, а над ним. И над правдой смеются, отказываясь от нее, словно предложена она нечистым человеком. Правда шута подвержена осмеянию и власти не опасна, правды скомраха обжигают тех, что шутов содержат.
Михаил Николаевич Задорнов (1948-2017) неоднократно называл себя неоязычником. В шутку ли, в серьез, но приметы этому показывал. И вспомните его интервью, где он говорит, что для России естественней иметь своим символом Солнце, а не двухголовую птицу и флаг торгового флота.
Светлая память! Единственный скамрах (светлый народный скоморох) средь тьмы шутов эстрады. Замечательнейший популяризатор, пробудивший интерес у множества людей к истокам Родного языка, а игру в слога (толкования), не признаваемую современными толкователями "этимологии", в саму ИДЕЮ.
Нет ложной этимологии. Она может признаваться лишь прогрессивной (служащей пользе делу) и регрессивной, направленной делу во вред. Это же утверждение должно применяться к положениям исторической науки, и особо по отношению к т.н. легендарным событиям. Легенда это факт, к которому не сохранилось материальных свидетельств. Если этот факт славный он утвержденный и закрепленный, по нему нужно учить школьников. Славные примеры прошлого должно толковаться однозначно, худшие иметь лучшие объяснения. Михаил Задорнов с этим справлялся весьма задорно, чем приобрел множество врагов, но еще больше друзей, а главное - последователей. В них он и продолжит жить. Земля пухом, но легко лежаньица не обещается. Склонять будут еще долго.
Рынска Боженька (дуры вечно проговариваются) высказала общее отношение либерального кагала к его смерти: - О мертвых или хорошо, или промолчать потому мы молча спляшем! Что за танец? Числительно-орнитологический? Когда Шульгин писал свои Что нам в них не нравится, он имел ввиду и это.
В 2012, отвечая на вопрос, писал буквально следующее, и с той поры не отказываюсь ни от одного слова:
О Михаиле Задорнове у меня сложилось позитивное мнение, и вряд ли его можно поколеблить, поскольку оно покоится на нескольких известных мне фактах, и те пока не размыты. Но сперва стоит понять, что Задорнов мастер выживания во враждебном окружении, которое сегодня представляет еврейская (а иной нет) эстрада, еще какой-то процент держат педерасты, еще меньший группировка Пугачевой, но не о них речь, если надо, они объединяются в общих интересах, чтобы кого-то сожрать (читай - отстранить). Задорнов - сложившаяся величина, и тот действенный когда-то способ заткнуть умолчанием, на него не сработывает, то что режет цензура, появляется в роликах интернета, и аудиторию свою он так иди иначе набирает. Несколько лет тому назад Задорнов достаточно смело пошутил со сцены, что самая занятная шутка современности заключена в том, что он единственный русский представитель цеха юмористов на российской эстраде. За что был отстранен от телевидения примерно на год (у них там собственная система наказаний, призванная влиять на общество в определенном заказчиком направлении все эти КВН, кривые зеркала и пр. работают на заказчика, хотя пытаются убеждать, что все более снижая планку, опускаются до уровня потребителя, что это потребитель диктует рынок юмора) Задорнов оплатил издание некоторых книг Сергея Алексеева, без этого мы бы не увидели на прилавках его новые и старые вещи. (Сокровище Валькирии все еще актуально, понятно кого там называют представителями рыбьей крови, но понятно что отнюдь не подтекстно учит отстрелу полностью орыбьевшихся, пусть и арбалетными стрелами - не с этого ли власть так всполошилась насчет неких арбалетчиков полковника Квачкова? впрочем, шучу, хотя аналоги прослеживаются, словно книги могут выступать руководством действию или описывать будущность, либо указывать пути) Задорнов, не афишируя, не стуча в грудь, постоянно на регулярной основе оплачивает со своих концертов медицинские операции больным детям. И я что-то не слышал, чтобы этим занимался эстрадный кагал. Что не менее важно, он стал вплетать в свои выступления контрпропаганду, пошел против течения. Уже одно то, что если хотя бы пара человек из зала его тысячной аудитории концерта, пойдет дальше, задумается, перенаправит взор, имеет огромное значение. Вот такое у меня сложилось о нем мнение. Не без недостатков, но единственный, и звание шут народный, к нему применимо иных вовсе нет, не допущены. Разумеется, что над ним властвует новый цензор, но в некоторых случаях научился его обходить, и при этом делать реверансы. Понимающих это не обманывает. Задорнов мастер выживания на собственном поле. После концертов Задорнова хочется что-то изменить, после представителей кагала, в которые смело можно записать всех остальных юмористов, остается послевкусица блевотины, и оценка на сколько в этот раз еще более принизили все. Сейчас, после того как расправились с иными опорными точками, все переориентировано на разрушение института семьи. В нее бьют все информационные, аналитические и развлекательные, и будут бить, пока не уничтожат
Да, за два месяца до смерти соборовался
/И кстати, по языческим понятиям это ничего не значит решил поставить еще один оберег из круга богов? твое дело, тебе их прикармливать, им, если не получится, тобой кормиться риск не велик, послесмертие соответствует жизни, а жизнь ты выбрал достойную учительствовал, как мог Когда соборуют крайне изнеможенного человека, напичканного лекарствами, окруженного настаивающими об этом родственниками... О чем этого говорит? Что церковь своего шанса не упустит. Язычнику - а Михаил Николаевич был истинным язычником, шел пожизненным уроком "скамра" - являясь единственным народным скоморохом такого масштаба, и популизатором народных идей (читай - языческих, с точки зрения понимания сегодняшней власти), никак не грех собороваться. Язычество принимает в свой пантеон всех богов (кроме тех, которым не молятся на вершинах). Я был на похоронах специально приехал! - зажгли, как принято ВОСЕМЬ огней. Не семь, не девять - восемь! Воля покойного? Ритуалы служат живым - они их успокаивают.
Он сделал очень много для русского самоосознания, пожалуй, больше, чем кто-либо из сегодняшних, потому как имел возможность (ТАЛАНТ!) делать это массово, борясь с насилием над русской культурой (политикой СМИ-установок). Михаил Николаевич пытался. Ушел. В ближайшем будущем второго такого казуса (право слова на правду) не допустят, да и такие таланты, поднявшиеся в серии благоприятных обстоятельствах, не каждое столетие взмывают вверх.
Правды шута и скомороха не равны. Правды шута смешат спору нет, но смеются не с ним, а над ним. И над правдой смеются, отказываясь от нее, словно предложена она нечистым человеком. Правда шута подвержена осмеянию и власти не опасна, правды скомороха обжигают тех, что шутов содержат, обжигают и страшат. Он был человеком блестящих догадок, не все казались верными, часть выводов - что касается игр в слога - я бы оспорил, но это не отменяет Задорнов и др. мог ошибаться в частностях (что естественно как наука не признавалась и не развивалась), но был прав в самом важном - принципе подхода. Но, как и других, его разносили в пух и прах (так это казалось оппонентам) на основаниях частностей - неточностях или спорных моментах, тем отрицая (отметая) все в целом, как сам принцип, так и тень возможности оного. В чем была причина такого ожесточения? Наиболее близкой мне видится страх. Это общее - этим рушился привычный мирок внедренных представлений, лишали кормушки, виделась угроза возникновения идеологии, начинали понимать, что занимаясь противным потратили жизнь зря
Гений!.. Способен ли был еще кто-то по тому подлому времени ярить, как он? Иной на миг взъярится, а кругом пустота один он куст полыхающий. Михаил Николаевич обладал способностью гореть и зажигать окружающих. И как уже говорилось, скамрах (скоморох - современное) один из самых уважаемых уроков странников.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"