- ЛЮБОВЬ и ПРАВДА - самые "мутные", самые двусмысленные философские категории, - рассуждает мой друг журналист Витек, - Любовь зла, в этом смысле можно не продолжать... Любовь приносит людям больше слез и страданий, чем счастье. Все любят, но почему на свете столько разводов, столько одиноких людей?
А правда? - продолжает Витя, - Сколько людей, столько и "правд"... Правда -это желание утвердить, оправдать свои поступки, взгляды. Своя правда у завистников, бездарей, наркоманов, алкашей. Своя правда у атлантов и у пигмеев. Есть правда господ и правда угнетенных, правда колоний и метрополий. Есть правда мирового правительства. И все они правы, по своему, правы. Правда - родная сестра Зависти.
Просветленные гуру, проповедующие Абсолютную Истину и Космическую Любовь либо не достучались до умов и душ земных обывателей, либо всё Абсолютное, Космическое, Истинное не способно прорастать в грешных душах землян.
"Хорошим парнем для всех" можно быть лишь тогда, когда ты - убогое ничтожество, но если ты начинаешь становиться личностью, ты тут же становишься плохим, потому что твоя личная правда тут же вступает в конфликт с правдами других людей. Жизнь - непримиримое столкновение множества разных человеческих правд.
Я тут же вспомнил себя: разведенного, без жилья и работы, живущего то у бывшей тещи, то в квартире друга, то в грязной коммунальной квартире...
Я бродил по Летнему саду и набережной Фонтанки с десятью рублями в кармане. И это после того, как я был офицером и уважаемым на флоте специалистом!
С приятелем, который в то время учился в клинической ординатуре, мы подолгу размышляли - покупать одну шаверму на двоих, или сэкономить...
Путь в бомжи был прямой, гладкий и краткий как взлетно-посадочная полоса военного аэродрома.
Зато я был хорошим -абсолютно для всех я был хорошим и все меня жалели.
Выбраться из тупиковой ситуации мне удалось благодаря нестандартным решениям.
И тут же я стал непонятен для большинства соплеменников, особенно для женщин: "как же так - не ходит как все по утрам на работу, не ищет разведенную бабу с квартирой, живет месяцами в Крыму и вообще на какие шиши живет (?!), и не просто живет, а сидит в ресторанах, летает по заграницам, спит с молодыми девками, а мой благоверный по десять-двенадцать часов в день за гроши горбатится (!), а вдруг благоверный возьмет с него ( с меня!) пример и уйдет из семьи?!.."
На втором году моей новой жизни я был отлучен от всех знакомых семейных очагов, на собственной шкуре убедившись в том, что успешный холостяк - злейший враг замужних женщин.
Я стал плохим. Сначала для замужних дам, потом для коллег, которых бесило то, что какой-то выскочка, "не нюхавший" журфака вмиг обскакал, вырвал изо рта кусок хлеба и не просто с маслом, а с черной икрой!
Воистину прав старина Андерсен: люди не любят тех, кто живет не как они, а женщины особенно таких не любят. Веселые распутницы и одалиски, скорее потакают мужчинам, но в душе они ханжи и со временем неизбежно в ханжей превращаются.
Для женщины очень важно, чтобы мужчина был ей понятен, а еще предсказуем и управляем. Непонятный мужчина для женщины страшнее алкоголика.
Собака воспринимает своего хозяина в консервативно-традиционных состояниях - вы сидите за столом, гуляете в парке, занимаетесь работой по дому или на дачном участке. Но попробуйте нарядиться аквалангистом, а затем в маске, трубке и ластах, пройтись перед своим любимцем на руках, да еще и ластами в воздухе похлопайте.
Собака тут же начнет отчаянно визжать и лаять. Ей непонятно, что происходит с хозяином и как ей вести себя в таком случае. Собака чувствует, что происходит "что-то не так".
По принципу "что-то не так" действует полицейский, извлекая из толпы подозрительную личность для проверки документов. Так же ведет себя и женщина, выбирая мужчину "для жизни"... Чуть что "не так" сразу в выбраковку. Безошибочный генетический принцип добермана!
*
Теплым крымским вечером, трое творческих личностей в возрасте Христа - Прозаик, Художник и Поэт пили сухое вино и говорили о Музах - конечно же, юных, трепетных, нежных... Это были Саша, Андрюха и я.
Весьма кстати заявилось в квартиру божественное семнадцатилетнее создание - родная племянница Художника. Наивные, мы полагали, что божественному созданию будет интересно в нашей компании, но чуть позже выяснилось: девочка всего лишь пришла стрельнуть у своего дяди деньжат.
Но мы еще не знали об этом и суровый Прозаик, прижав юную Музу к стенке грозно спросил:
- Отвечай, кому ты готова отдать свое сердце, кто достоин быть твоим мужем? Поэт? Прозаик? Художник? Музыкант? Или просто куркуль, который деньги зарабатывает?
Бесстрашно глядя в глаза Прозаику, юное создание дерзко ответило:
- Куркуль, который деньги зарабатывает!
Грезить Музами в тот день мы больше не смогли.
Едва окончив школу, эта очаровательная племяшка вышла замуж за стопроцентного куркуля и родила ему троих детей.
Спустя десять лет я случайно- столкнулся с ней на Приморском бульваре - это была не молодая двадцатисемилетняя женщина, а самая настоящая бабища... Куркуль ли сделал ее такой, или трехкратные роды? Или ее душа изначально страдала слоновостью, а стройное тело всего лишь "догнало" со временем формы души?
Сытая, полная, упакованная в безупречного качества "джинсу" (фирменная "джинса" олицетворяла в те годы обывательское благополучие), она шла мне навстречу облапленная таким же слоново-джинсовым куркулем, а рядом семенил выводок самодовольных пухленьких джинсовых куркулят...
Она не заметила меня вовсе не потому, что хотела меня не заметить, просто в ее сытой, джинсовой "вселенной" существа мне подобные не имели никакого материального воплощения.
Можно было сказать и так: она сквозь меня прошла и не оглянулась...
*
В курсантские годы, на свадьбе товарища-однокашника я перебрал "лишку" и милая добрая женщина - мама одной из наших подружек трогательно ухаживала за мной, приговаривая:
- Ну, Володенька, ну милый, ну нельзя же так! Ведь вы же поэт!.. Не забывайте об этом!..
Поэт в ее понимании был существом благовоспитанным, не курящим, не пьющим, не играющим в карты, не стреляющимся на дуэлях, да еще и однолюбом. И спорить с этой милой женщиной было бесполезно, потому что это была ее ПРАВДА.
А на деле ОН был ужасен, отвратителен, невыносим. ОН был заносчив и писал похабные эпиграммы. ОН был желчным циником - жертвой неразделенной любви, женской измены и собственных фантазий.
ОН был сексуально одержим, откровенно признаваясь в том, что бродит по саду с единственным желанием утащить в кусты любое существо противоположного пола, которое попадется ЕМУ на пути. О своем сладострастии ОН писал в дневнике: "...Не знаешь на что и кинуться..."
ОН самозабвенно играл в карты, в рулетку, во что угодно, лишь бы играть на деньги и непременно все деньги проигрывал. Более того, ОН проигрывал и ЕЕ деньги, а однажды ночью сбежал из отеля, потому что накануне проигрался дотла и ЕМУ было нечем оплатить номер.
ОН любил ЕЕ, но однажды притащил в дом любовницу и потребовал, чтобы они стали жить втроем.
Если ОНА была замужем, ОН все равно за ней ухаживал и не просто ухаживал: ОН поселился в их доме и скребся к супругам в комнату, когда они занимались любовью, умоляя ЕГО впустить.
ОН воспламенялся от каждой шелестевшей мимо юбки, но при этом любил ЕЕ, и из-за НЕЕ вызывал соперника на дуэль.
ОН бил ЕЕ, при этом пил, дрался, а ОНА его ревновала, вытаскивала неустанно из всяких дурных заведений.
И многие другие женщины любили ЕГО, любили так сильно, что одна из них застрелилась на ЕГО могиле.
ОН любил ЕЕ так сильно и страстно, что когда ОНА вышла замуж и уехала с мужем из страны, ОН стал ездить к ней в чужую страну. Даже став знаменитым, ОН продолжал к НЕЙ ездить, и однажды совсем старым и больным ОН приехал к ней (замужней!) домой... умирать.
ОН слыл похотливым развратником и люди злословили о том, что половина детишек в округе подозрительно похожа на НЕГО.
ОН любил ходить с девками в баню и ЕГО жена ничего не могла с этим поделать.
ОН соблазнил ЕЕ совсем юной, несовершеннолетней, а когда их разлучили, пронес модель этой страсти через всю свою жизнь. Спустя много лет после смерти половина человечества считает ЕГО гадким педофилом.
ОН очаровал ЕЕ совсем юной, чтобы через месяц сделать вдовой, до смерти носящей траурные одежды, так сильно ОН ЕЕ очаровал.
В пятьдесят лет ОН очаровывал ЕЕ, семнадцатилетнюю, для того, чтобы в семьдесят девять лет поменять ЕЕ на другую -двадцатисемилетнюю.
ОН был завсегдатаем борделей, но остался в людской памяти высоконравственным человеком.
ОН сидел в тюрьме, был отвергнутым женой мрачным нелюдимым эпилептиком...
ОН имел внебрачных детей, барахтался в любовных треугольниках, ОН готов был нарушать любые нормы и правила и не стесняясь, говорил об этом.
ОН успел при жизни наделать столько долгов, что главе государства пришлось рассчитаться с ЕГО кредиторами.
ОН умер в старческом возрасте, но при этом в состоянии столь сильного непреходящего сексуального возбуждения, унять которое удалось только перевернув его, мертвого, лицом вниз.
... Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев, Грибоедов, Достоевский, Набоков, Маяковский, Есенин, Бетховен, Пикассо... Золотой фонд даже не отдельной нации, а всего человечества. Да, таланты, да, гении, но,.. совершенно никудышные мужья.
Не в том ли главное противоречие женской души: женщины не желают брать гения в мужья, но столетиями носят цветы на ЕГО могилу?!..
Конечно, общество не может состоять из одних Александров Сергеевичей, Львов Николаевичей или только из Сальвадоров Дали. Такое общество неизбежно "сбрендит". Для душевного равновесия любой нации просто необходимы те самые куркули, которые деньги зарабатывают. Тем более, если от гениев гении не рождаются, значит они (гении) рождаются от куркулей?
" С тобой так непросто и одновременно так хорошо, - сказала мне недавно моя маленькая жена, - Такое чувство, будто пробуешь нечто запретное, понимаешь, что это опасно, понимаешь, что нельзя, но уже не можешь остановиться... Вовка, ты -человек-наркотик..."
В моей книге есть глава "Женщины сновидений". Медленно, построчно, пословно глава превращается в отдельную книгу.
И вот появляется в ней неизбежный итожащий безрассудный этап моей жизни раздел - "Не моим женщинам..."
Обдумывая его, я окончательно понял: рассудочные женщины - не мои, не стоит тратить на них чувства и время, но к пониманию этой простой истины мужчина обычно приходит горнолыжником, переломавшим на роковом склоне все ребра и конечности...
*
Была в моей жизни и этакая современная "дама с собачкой"... Друг-баламут Мишутка однажды глубокомысленно изрек, что озорные романтичные студентки уже не для меня и пора "присмотреть себе девушку постарше", скажем так: слегка за тридцать...
В эйфории тогдашних жизненных успехов мне вовсе не хотелось матримониальных отношений, но из любопытства я попытался вникнуть (академическим языком говоря) в суть предмета.
К великому изумлению обнаружилось, что незамужние петербурженки в возрасте "чуть за тридцать" - едва ли не поголовно являются потенциальными пациентками психо-неврологических лечебниц.
Среднестатистическое незамужнее существо данной возрастной категории еще не напрыгалось на дискотеках, не наигралось в пул, не напилось мартини и не наездилось в Анталию и Хургаду, не намолилось в буддистских храмах, но уже пытается по крупицам собрать, соскрести с танцполов напрочь вынесенный соблазнами большого города мозг, приладить на место "шифер, некогда съехавший с миловидной крыши"...
*
Пухленькое миловидное создание назначило мне встречу в центре города на набережной протока, разделяющего Петропавловскую крепость с Музеем Артиллерии.
Она пришла на свидание безупречно одетая, благоухающая дорогим парфюмом и с пикинесом в руках.
"Дама с собачкой!.." - весело подумалось мне.
Девушка оказалась совсем не "антоновкой": с анкетной деликатностью она тут же уяснила мое семейно-материальное положение, скривила пухленький ротик при слове "коммуналка" и снисходительно хмыкнула по поводу моего приличного (как тогда казалось) заработка...
От нее я узнал, какой бестолковой и пустой была моя предыдущая жизнь: "нищая" медицина, "бесполезная" военная служба, "сумасбродные" поездки на войну, "жалкое" бумагомарание...
На прощание она сказала, что тоже врач, но жизнь заставила ее стать безжалостной реалисткой...
*
К великому моему удивлению "дама с собачкой" позвонила на следующий день и пригласила меня (!) в гости.
Это была прекрасно отремонтированная двухуровневая (!) квартира с видом на Неву и крейсер "Аврора". В помпезно обставленной гостиной сидели за столом три человека - она, я и ее "одесская" мама.
Злобный пикинес под столом пытался укусить меня за пятку.
"Одесская" мама с легендарным дерибасовским акцентом выпытывала все новые подробности моей биографии, выпытывала до тех пор, пока дочь раздраженно не отправила ее наверх: "Мама, идете таки в свои аппартаменты".
В следующий миг я узнал, что "со скрипом" прошел их семейный женский кастинг, а то, что ее во мне не устраивает, она в короткий срок "дошлифует".
Мне предстояло переехать в двухуровневую квартиру с видом на "Аврору", немедленно прекратить заниматься "писательской блажью" и поступить (по протекции!) к ней на таможню. Следующим этапом (возраст!) она уходит в декрет, а я занимаю ее место начальника смены.
"Сутки в терминале" на такой должности сокрушительно покрывают мой нынешний месячный доход, трудиться мне предстоит десять суток в месяц, а следом к таможенной страде подключится и она, препоручив нашего "чилдрена" "одесской" маме.
Десять таможенных смен в месяц! Сутки на раздумье. Позвонить должен я.
Это был ультиматум.
Я не позвонил. Я вернулся к безбашенным романтичным студенткам.
Хочется верить, что у "дамы с собачкой" все хорошо.
А пикинесс меня все же укусил: подло подкрался в прихожей и тяпнул за палец в момент, когда я надевал мокасины...
*
Угрюмый, словно Клавдий.
Холодный, как причал,
Всю жизнь бредущий к правде,
Я правду повстречал...
Однажды мне попались стихотворение неизвестного автора, герой которого всю жизнь мучительно искал Идеальную Любовь и Абсолютную Правду.
И он нашел-таки ЕЕ -воплощенную в женский образ, но то была вовсе не трепетная нимфа и не прекрасная воительница.
Костлявое и прыщавое создание, "с ужимками зверька" глумливо глянуло на лирического героя из-под откинутой порывом ветра вуали.
Лирический герой оторопел. Неужели ЭТО и есть ОНА - та самая, поискам которой он посвятил свою жизнь?!
- Так вот ты какая! - воскликнул лирический герой, - Но что же мне сказать людям, которые тобою грезят?!..
И костляво-прыщавая идеально-абсолютная Правда-Любовь, с ухмылкой посоветовала: