В январе 1957 г. возле парижского отеля "Ритц" творилась суматоха по поводу приезда известного комика Чарли Чаплина. Рядом с отелем выстроилась группа молодых людей с плакатами "Мошенник чувств и страданий", "Сопливый гуманист", "Фашистское насекомое". Это событие шокировало Францию. В конце 50-х годов во время пасхальной службы переодетый монахом-доминиканцем художник Мишель Мурр около часа втирал прихожанам идею несуществования Бога. В том же году парижская галерея организует выставку картин авангардиста из Конго. Публика, признавшая картины последним словом современной живописи, была шокирована, узнав, что автором этих полотен был самец шимпанзе.
Это были проделки так называемого Ситуационистского Интернационала, основанного в одном из итальянских городов 5 декабря 1957 г. на международном конгрессе "революционно активных художников". Формально Ситуационистский Интернационал сложился из 2-х художественных групп. Первым был "Леттристский Интернационал", ранее подвергавшийся сильному влиянию троцкизма и рэтекоммунизма, но в основном это были представители богемы. Леттристы выступали за "единое искусство", которое должно было заменить обыденную жизнь, ликвидировать традиционный разрыв между искусством и жизнью. Второй группой стало "Международное Движение за Имажинистский Баухауз"(ИМИБ), члены этой группы были представителями самого младшего поколения сюрреализма, относившей себя к так называемой "Северной ветви", считавшей себя единственным носителем "подлинно революционного духа сюрреализма". В отличие от первой группы они были менее политизированы. Лидерами группы стали бельгийский художник Кристиан Дотремон и датчанин Асгер Йорн. Именно ИМИБ были заложены основы некоторых методов ситуационистов, таких как detournement, суть которого состояла в разрушении с помощью коллажа чужого готового арт-продукта. Самым известным примером были комиксы, изображение которых заимствовалось из обычных комиксов, но персонажам вкладывались в уста слова революционного содержания.
Помимо эстетическо-культурного своего посыла ситуационисты имели и свою политическую ориентацию, вылившуюся в своеобразный синтез неортодоксального марксизма и анархизма. Ги Дебор, один из идеологов Интернационала считал, что революционеры должны опираться не на интересы классов, а на свои собственные интересы, основным занятием революционеров должны стать ограбления, публичные скандалы и акты вандализма.
Определив своей задачей социальную революцию, они хотели положить конец капиталистическому отчуждению человечества, заменив его эрой освобождения существования, где жизнь становится искусством."..Я утверждаю, что основой жизни должно стать творчество. Основой творчества- тунеядство. Работать должны машины, труд людей следует законодательно запретить!"- провозглашает ведущая книга ситуационизма "Общество спектакля". Теория ситуационизма искала свое выражение в практической реализации, служащей тараном господствующей в современном обществе мистификации. Создание ситуаций- моментов свободной спонтанной игры, одновременно разрушающие существующие общественные отношения и определяющие отношения будущего, необходимые для достижения революционного праздника. Они были уверены в том, что необходимо развернуть пропаганду желания, заставляющую людей критически подойти к "потрясающему контрасту между возможным устройством жизни и ее нынешней нищетой". В 1957 г. ситуационисты захватили власть в студенческом профсоюзе Страсбургского университета. Деньги из казны университета были потрачены на распечатку порнографических комиксов, расклеенных в дальнейшем ими по всему городу. Обвинительный приговор против молодых бунтарей гласил: "Они отвергли все моральные устои и цинично возвеличили воровство и провозгласили всемирную революцию непрекращающегося оргазма". Распечатанная ими речь прокурора в дальнейшем использовалась в качестве листовки.
Пиком ситуационистской деятельности стал так называемый "Красный май". Весной 1968 г. во Франции начинаются восстания студентов. В одном только Нантерском университете прошло 49 случаев массовых беспокойств. Студенты громят офисы и захватывают здания административного значения.
Парижская первомайская демонстрация оборачивается массовой бойней с полицией и ОМОНом. 3 мая в Париже было арестовано полицией около 500 активистов. На подавлении многотысячных демонстраций власти бросают все силы. Безусловно, причинами столь крупных молодежных выступлений был не только Ситуационистский интернационал, причинами было множество назревававших в обществе социально-экономических и психологических проблем. Народ хотел бунта. Студентами строятся баррикады из машин и прочего промышленного хлама прямо посреди города. 10 мая на одной только улице Гей-Люссака было арестовано около 1,5 тысячи человек. 13 мая революция превращается в общенациональную. Прекращают работать заводы. Париж украсили граффити "Они купили твое счастье- укради его!", "Никогда не работать!". На сцене престижного театра "Одеон" голые девушки выкладывают слово "АНАРХИЯ". Президент Де Голль убегает в страхе из страны.
10 июня прошел последний бой. 14 июня полиция и армия все же смогла победить протестующих. Выступления закончились, но не закончились идеи и музыка революции до сих пор звучит где-то вдали, созывая на новые свершения.
"Я обвиняю современников в позоре нашей эпохи! В прославлении труда, в создании идиотской идеологии, основанной на поклонении вещам и презрении к поэзии.." Ги Дебор.