4)О любви, вере и производных от них делах в нашей жизни
5)Любовь и крест
6)Немного про блуд, семью и любовь
7)Была ли любовь у Мастера и Маргариты?
8)Источники добра и зла и о любви
9)Кто мы? Обращение к христианам
10)О любви Бога к людям (почему Бог любит людей)
11)Как возникает любовь к Богу?
12)Можно ли любить себя?
13)Уродство души и тела у части женщин сегодня
14)Была ли любовь у Татьяны Лариной к Онегину?
15)Любовь и измены несовместимы. Поймут ли это поэты?
16)Меня спросили...
17)Добро и любовь, что есть общее
18)Немного об одиночестве и безответной любви
19)Как нужно относиться к людям
20)О величии любви
1) Что такое любовь
"Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём" (1Ин.4:16).
Эта статья о любви, а также о том: можем ли мы понять, что такое любовь и дать определение этому слову. Смотря телевизионные передачи, читая книги, а также общаясь с другими людьми, мы часто слышим и употребляем слово "любовь", но понимаем мы его по-разному, по-разному и объясняют его. Как узнать нам: есть ли любовь в нас, есть ли любовь во мне? Для чего мы живем на Земле, а также что такое любовь- трудно объяснимые понятия. Рассуждая о них, мы неизбежно приходим к понятию слова Бог. Апостол Иоанн говорит нам, что "Бог есть любовь". Это короткое, но очень емкое определение раскрывается в Библии на многих её страницах. Бог- есть любовь и это есть сущность Бога, она постоянна и является Духом Божьим. Чувства все временны, а любовь постоянна, как у Бога, так и у человека. Она никогда пропасть не может, и многие искренне верующие люди знают это по своей жизни.
Любовь НЕЛЬЗЯ ПУТАТЬ с физическим влечением между мужчиной и женщиной, когда друг другу они нравятся и появляется желание при этом иметь физическую, телесную близость, что очень важно для супружеской жизни и это заложено Богом в каждом человеке для рождения потомства. Для этого Бог дал людям половые органы при их творении, а после согрешения Адама и Евы, Бог дал им влечение друг к другу, но особенно этим отметил женщину: "Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою (Бытиё 3:16). Однако, для совместной жизни, для нормального существования нормальной, счастливой семьи необходимы не только совместное ФИЗИЧЕСКОЕ влечение, но очень важно иметь ЛЮБОВЬ, которую необходимо иметь в себе им ДО совершения бракосочетания.
Если же кто-то из супругов женится (выходит замуж) только на основании физического влечения, но без наличия любви, то при первой же измене жене муж может сказать себе, так что же я особенного нашёл в своей жене? Она такая же обычная женщина. Также может подумать и сказать себе и жена. И эта есть одна из причин множества разводов супружеских пар.
Соответствует ли наша понятие любви истинности мы можем определить только при соответствии её Богу. Всё остальное о понятии любви людьми любовью не является. Если Бог есть любовь, то всё, что не соответствует Слову Божьему в понятиях людьми не должно называться словом ЛЮБОВЬ! Давайте проверим это уже через соответствие Слову Божьему от того, кому Бог велел нести Его Слово людям, а это были в первую очередь Его личные свидетели и посланники. Апостол Павел в 1-ом послании Коринфянам в 13-ой главе говорит нам:
"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, любовь никогда не перестает".
Эти слова Апостола подтверждаются гениальным философом Г.Гегелем (записано из интернета), но немного в иной сжатой форме: "Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом "я" и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя...". Однако, "отказаться от сознания самого себя" невозможно, человек не эгоистичный ещё не означает, что в нём существует любовь. Так что "Истинная сущность любви" состоит в другом и эта сущность ("Словари: Самое главное и существенное в ком-л., чем-л., внутреннее содержание; СУТЬ) определяется Библией(Словом Божьим).
Библия утверждает, что любовь- это есть Божественное состояние человека, присутствие Бога своим Духом в нас, присутствие в человеке Духа Святого. "любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (1Ин. 5:5).
Бог не имеет начала и конца, также и любовь бесконечна и не имела никогда начала и не будет иметь никогда конца. Любовь без Бога не бывает. Следовательно, любовь существовала до сотворения Земли. Любовь, которую обретает человек в себе, рождается совместно с Богом как дар от Бога, то-есть человек получает в себе то, что существовало до его рождения в вечности всего.
И далее, каждое следующее утверждение о любви, которое делает Апостол Павел, все больше и больше объясняет нам величие любви: "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше". Любовь больше, потому что когда мы любим Бога, то верим, что Он есть, и надеемся на встречу с Ним, то-есть если мы любим, то мы имеем в себе и веру, и надежду. И далее: "Любовь не делает ближнему зла". (Рим,:13-10) Итак, когда люди говорят, что существует разная любовь: Божья, а также родительская, любовь к деньгам и прочее, то это есть ложь, так как любовь может быть только Божьей, истина которой проверяется указанными стихами этими и другими в Библии.
Эти слова: "пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1Ин. 4:16), говорят нам о том, что любовь не бывает без Бога, если двое людей любят друг друга, то это уже есть человеческая троица вместе с Богом, а если у человека есть только безответная любовь, то эта любовь вдвоём человека и Бога. Однако, и такая любовь изменяет всё же человека, который становится чадом Бога и претворяет (переносит) свою любовь и любовь Бога в жизнь и дела среди людей во благо Бога. При этом такой человек не является несчатливым и одиноким, но испытывает радость, претворяя любовь в своих заботах и делах для близких и других людей.
Заповеди, Нового Завета для христиан определяли и определяют необходимые и правильные отношения между людьми и Богом, а также и между людьми в их повседневной жизни. Эти заповеди, исполняются людьми полностью, когда они руководствуются при этом любовью. "Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью." (Галатам, 5:6) Вера настоящая, истинная без любви к Богу не бывает, и об этом говорится в этой статье. Отношения между людьми имеют большие различия, когда они основаны на любви друг к другу и когда любовь отсутствует.
1) Когда люди живут без любви друг к другу, то для их отношений между собой требуются законы, судьи, полиция и т.д. Люди ищут справедливости. И не всегда легко доказать, кто из них прав, а кто виноват, для тех, кто разбирает их тяжбы. И в итоге часто спорят, ссорятся, ругаются, стараются мстить за нанесенные обиды. Одни нуждаются в законах и охране, чтобы их не обидели; другие нуждаются в том, чтобы они не нарушили законы и не обижали других.
2) Когда люди живут и поступают друг к другу по любви, они не нуждаются в судьях, полиции и законах, т.к. они поступают в своих отношениях по милости. Милость выше справедливости. Разве может человек сделать что-то плохое тому, кого он любит. Когда человек любит другого, то он прощает ему все недостатки его и все его ошибки. Бог любит людей и относится к людям по милости, прощая все их грехи на Земле, но для этого люди должны быть с Богом, не отрицать Его, а признать Его своим Богом. А для того, чтобы быть вместе с Богом в Его вечности, нужно обрести любовь к Нему. Бог никого не хочет заставить силой быть с Ним в вечности. Но так как в бесконечности нет такого места, где не было бы Бога, то отвергающие Бога, не любящие Бога, существовать после физической смерти своей на Земле просто не могут. Бог относится к людям по милости, так как по справедливости все люди осуждены и лишены жизни вечной.
Жить без любви с Богом и людьми в вечности невозможно. Многие знают из людей, что прожить без любви вместе трудно даже один день. Но можно прожить вместе с тем, кто не имеет любви к тебе все же этот день, но для этого нужно иметь терпение. Можно прожить даже 10, 20 и 50 лет, но жить в вечности с Богом и с людьми, не любя их, невозможно. Также и люди должны понимать: может ли быть Бог с человеком в вечности, если человек отвергает и не любит Бога. Все это дает нам возможность для понимания обращения Иисуса Христа к христианам, Его последователям, со следующими словами: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга".(От Иоанна, 13:34)
Если мы любим Бога, то мы должны научиться любить друг друга, а это значит мы должны руководствоваться теми требованиями, которые содержатся при объяснении понятия слова "любовь". На первом месте у любящего человека становится не он сам, а тот, кого он любит. Любящий человек всегда жертвует своим временем, материальным благополучием и всем другим дорогим и необходимым для него самого, жертвует для любимого. И это совершается без всякого насилия над собой, это становится потребностью и приносит любящему счастье. Любовь отрицает эгоизм, делает его невозможным. Для нас становится более важным другой человек и, в конечном итоге: Бог и человек.
Отвержение эгоизма, своего "я" есть наше жертвоприношение. Мы жертвуем себя для другого, жизнь другого для нас становится более важной, чем своя. Это главное в любви. Без жертвоприношения любви не бывает!!! Любовь - это поток доброты от любящего к любимому. При этом любящий может не получить ответной любви. Так часто бывает в жизни людей, а также это относится и к неверующим людям, которые отвергают любовь Бога к ним.
Мне понятны боль и печаль людей любящих других, но не имеющих ответной любви! Да, есть печали и боли, которые невозможно разрешить на земле. Мы их уносим в вечность, которая принадлежит Богу и всем Детям Его, которые любят не только Бога, но и друг друга. Поэтому там нет безответной любви. Поэтому печаль и боль не могут сопровождать жизнь людей у Бога, всего этого люди у Бога иметь не будут! Стать с Богом Его чадом никогда не поздно для человека, если он имеет любовь в себе к людям. Стремление понять другого, понять его переживания и трудности в жизни и возникающее при этом желание помочь ему есть один из источников зарождения любви в себе. Через сострадания к людям сглаживаются их противоречия, они становятся не главными и постепенно это состояние переходит в любовь.
Что такое любовь хорошо объясняет эпиграф этой статьи: "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём" (1Иоанна 4:16). Когда человек обретает любовь, то в нём поселяется и пребывает Бог. Любовь есть сущность Бога- Его Божий Святой Дух. Любовь- это не чувство, как заявляют многие в этом мире. Когда человеку что-то нравится, то возникает чувство от внешнего, которое может меняться. Это состояние временное, но любовь есть постоянное состояние человека и любовь возникает и зависит от отношения человека ко всему, что окружает и происходит в его жизни, о его сочувствии к людям, к близким, когда человек стремиться делать добро. Мы все находимся под наблюдением Святого духа с момента рождения, и Бог своим Духом поселяется в нас, когда своими поступками и чувствами мы становимся Богу приятными и угодными, мы становимся одинаковыми с Богом, становимся родными Богу.
Любовь вызывает чувства: радости, горя, беспокойства и другие, которые связаны с переживанием за жизнь того, кого мы любим. Мы радуемся счастью любимого и при этом сами становимся счастливыми. Мы переживаем за все его неудачи, огорчаясь вместе с ним. И если он имеет в чем-то необходимость, то мы помогаем ему, невзирая на то, даже если это будет трудно для нас и опасно. И это мы делаем с радостью, даже если это связано с жизнью для нас. Любящий может посвятить всю свою жизнь любимому, не получая при этом от него ничего для себя, кроме обретения счастья помочь ему, участвуя в его заботах.
• Так что же такое любовь? Полностью это не объяснимо. Если сказать, что это наше отношение к детям? Да, это так. Но ведь есть родители, которые не любят своих детей, бросают их. Также есть и дети, которые не любят своих родителей. Но ведь любовь может быть и к неродному человеку. Также и отношения между мужем и женой могут быть основаны на любви, а могут быть основаны только на штампе в паспорте. Любовь может быть в нас, может и не быть. И если человек живет без любви, то жизнь его напрасна и пуста, являясь несчастной и не имеющей вечности.
• Любовь-это такое состояние, как будто кто-то присутствует в нас и подчиняет наши действия, управляя нами в пользу того, кого мы любим, отрицая наш эгоизм, наше "я". Любовь не связана с внешностью того человека, которого мы любим. Если бы это было так, то Господь сказал бы христианам: любите красивых; но Он сказал: "Любите друг друга". Люди говорят иногда иначе: "Как я могут любить других (называя по имени своих товарищей по работе или тех, кто вместе с ними ходит в церковь), ведь они имеют недостатки, которые мне неприятны?"
Но почему это люди не задаются таким же вопросом к себе: "А как можно любить меня, ведь у меня тоже немало недостатков, много плохого?" Все люди хотят, чтобы их любили и уважали, невзирая на их недостатки. Ответив на второй вопрос, нам становится понятным ответ на первый вопрос. Любить других людей - это значит помочь им исправить свои недостатки, а если они имеют физические недостатки, то помочь им в том, в чем они нуждаются.
Рождение любви в человеке начинается в процессе совместной жизни с людьми, когда человек начинает проявлять сочувствие к людям, находящихся в различных жизненных ситуациях, когда эти люди не безразличны в жизни самого человека по духовному соответствию нас и у нас возникает потребность связать с ними всю свою жизнь. Родственность и любовь- это по сути одно и тоже. Только любовь выше родственности, так как родственность без любви не имеет никакого значения.
У писателя Достоевского в "Братьях Карамазовых" упоминается беседа одной неверующей женщины с глубоко верующим человеком- старцем Зосимой. Она спрашивает его: "Как можно стать верующей?" И старец сказал: надо научиться любить людей, и в первую очередь, конечно же, тех, с которыми мы живем и работаем рядом. И далее Старец Зосима рассказывает об одном человеке, который на пожелание научиться любить людей ответил, что он любит все человечество, что любит всех людей Земли и даже готов отдать жизнь за человечество, но не может вытерпеть и одного дня проживания с кем-то вместе: будь то в гостинице или при других обстоятельствах нахождения вместе.
Нам надо научиться любить ближних в первую очередь, которые оказывают нам милость (Лука, глава 10:25-37). Без этого мы не можем обрести любовь к другим людям. В романе Достоевского "Идиот" есть высказывание: "В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя" (Полн.собр.соч.,т.8,стр.379).
Еще один пример о "любви" людей: несколько лет назад я работал вместе с одной женщиной по подготовке документации к микрофильмированию. Она часто говорила всем: "Я люблю тебя", "Я люблю всех". "Тебе не трудно всех нас любить?" - спросил я её. "Ведь имея любовь к людям, надо им помогать, то-есть жертвовать своим временем или чем-то другим". Но её ответ был категоричен: "Мне не трудно любить всех". Но я же видел, что для обработки документации она выбирает самые легкие ящики - коробки с документацией. Поэтому мой вопрос к ней был такой: "Почему ты выбираешь для себя легкие для обработки коробки с документацией, хотя мы должны брать коробки по их порядку сложения? Выбирая легкие, ты оставляешь своим товарищам трудные для обработки коробки. Если ты нас любишь, то выбирай для себя самые трудные".
Ответ её был такой: приложив палец ко рту, она сказала: "Тсс, не говори громко!". И это было понятно, так как рядом работали наши товарищи. Конечно, любить всех трудно, хотя надо стремиться к этому. Бог любит всех, но Его воплощение любви к людям-Голгофа. Христос принес Себя в жертвоприношение для всех людей, чтобы выкупить их грехи, испытав чудовищные страдания.
Исполнение жертвоприношения Богом на Голгофе не могло произойти без любви Бога к людям. Это подтверждается в 1-ом послании Коринфянам, гл.13:3: "И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею-нет мне в том никакой пользы". Здесь Апостол Павел, обращаясь к людям, говорит о великом значении всех благородных поступков людей, когда они их совершают по любви, которая является Богом в них, и только такие поступки могут принести им пользу. О какой пользе говорит Павел здесь? О материальной? Конечно, нет! Это говорится о том, что поступки этих людей угодны Богу и совершаются человеком по пожеланию Бога и при согласии человека выполнить их незамедлительно по потребности человека. Исполнение такого поступка приносит человеку радость. Но все это не что иное как перенесение божественности той любви Господа на Голгофе к людям, которую мы должны не только понять, но и стремиться воплотить её в себе согласно 1-го Посл.13:3.
Господь наш не мог пойти на Голгофу без любви к людям. Ко всем людям! И к тем, кто плевал на Него, и к тем, кто прибивал Его руки и ноги гвоздями ко кресту. Это так удивительно для людей в их существовании на Земле, что порою даже трудно понять поступок Бога, Его великую любовь к людям. За время существования людей ничего не было выше Голгофы!
Любовь к людям рождает ответную любовь. Но не всегда! И это очень печально. Бог любит всех людей, но не все люди любят Бога. Ответная любовь характеризует внутреннюю сущность человека, его желание помочь людям и быть благодарным за все, что получает он от людей и от Бога, быть благодарным за все хорошее, что делают для него окружающие его люди. Переживание за ближних, за близких, желание помочь им - это уже начало любви. Сама же любовь и её воплощение проявляется в поступках людей.
Если человек кого-то любит, то он не думает о том, что жертвуя своею жизнью для другого, любимого им, хуже он его или нет, любит ли его спасаемый или нет, сделал ли для него спасаемый что-то или нет. Люди часто даже жертвуют собою для спасения другого или других, совершенно незнакомых для них людей. Всё дело в том, что любовь не делает выбора и поступки её не связаны с выгодой. Так и Господь принёс Себя в жертву за всех людей: не чистеньких от грехов, а за всех падших на этой земле, из которых нет ни одного, который был бы достоин Его жертвы.
Но не все хотят жертвовать собою, своим временем, своим благополучием. Только получать для себя, ничего не давая взамен- так многие стремятся в этой жизни. И главное у этих людей - собственное "я", эгоизм. Сущность любви состоит в отречении от своего "я" во имя другого человека. Отречение же невозможно без страдания и притом добровольного. Страдания, святость и любовь между собою связаны в одно целое. Об этом говорит в своей книге Павел Биллхаймер ("Не расточай свои печали", Чикаго, 1990 г.). Многие люди, глубоко верующие, испытали в своей жизни много страданий. И автор говорит об их духовном совершенстве, о наличии глубокой любви у них. Прекрасно его утверждение: "Но те глаза, что слез не льют - не могут излучать сияние". В Библии в книге Иов (гл.5:7) говорится: "Но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх".
Преодолеть свой эгоизм, избавиться от него трудно. И эта победа без страданий не обходится. Павел Биллхаймер в своей книге говорит, что каждый шаг на пути духовного прогресса будет оставлять за собой кровавые следы раненного себялюбия. Эгоизм у людей не от Бога. Эгоизм связан с совершением первого греха людей, когда они отдали предпочтение сделать то, что они хотели и на первое место поставили своё "я", а не Бога.
Как же классически определяется и истолковывается слово "любовь" в литературе? Конечно, лучше всего надо смотреть в толковом словаре. Но и в словарях разных авторов определение слова "любовь" различно, а то, что имеется общего,-противоречиво. Слово "любовь" определяется как:
1) чувство сильной или постоянной привязанности для посвящения себя детям- материнская любовь, 2) привлекательность, основанная на сексуальном желании, сильная привязанность и нежность. Эти два высказывания утверждаются многими авторами как определение слова "любовь" и отличаются для всех авторов по существу незначительно. Рассматривая их, мы понимаем, что совершенно разные отношения между людьми определяются здесь одним словом "любовь", а это противоречит всякой логике. Но может быть что-то общее? Да, есть. Но только слова о привязанности.
Однако, "материнская любовь", согласно Библии "ищет своего", а поэтому она не может быть божественной, то-есть истинной любовью. "Материнская любовь" есть и у животных, но это не значит, что "материнская любовь" говорит о присутствии её у людей и животных Духа от Бога. У животных Духа Божьего нет, а у людей причиной наличия Духа Божьего является вера в Бога. Также и другое это то, что в первом высказывании привязанность- на всю жизнь, а во втором высказывании привязанность может быть только на несколько дней или на одну ночь. Да и привязанности эти разные. Вторая привязанность основана на желании тела (плоти). Но привязанность в первом высказывании основана на совершенно другом. Значит общего ничего нет! А почему тогда разные отношения между людьми определяются одним словом. Это ошибка или это так выгодно миру, в котором многие люди служат дьяволу?
Во втором высказывании есть слово привлекательность. Привлекательность к красивому- удивительное чувство, которое Бог дал людям. Всем людям знакомо это состояние, когда просто невозможно отвести взгляда от красивого предмета, от красивых цветов, от красивого пейзажа, от красивого человека. Привлекательность мужчины и женщины друг к другу имеет большое значение в удовлетворении половых отношений. Чтобы стать мужем и женой, это очень важно для них. Но это еще не является основой, чтобы любить друг друга. Без любви брак будет недолговечен или будет несчастливой вся будущая жизнь у них. Половые отношения связаны с удовлетворением нашей плоти, но любовь- это духовное, это проявление Бога в нас. И это навечно! Нельзя сказать о том, что вот он или она любили кого-то, а потом разлюбили. Этим высказыванием разрушается божественность любви. Можно и правильно надо сказать, что у этих людей никогда не было любви!
Из всех потребностей для нашей плоти, для нашего тела, а это: питание, сон, секс, туалет и так далее половые отношения приносят человеку самое большое наслаждение. Но это никакого отношения к любви не имеет. Отношения между мужчиной и женщиной, основанные на привлекательности, но без любви кратковременны. И если спросить одного из них: может ли он (она) умереть за другую (другого), то ответ будет отрицательный: "Да вы что. С какой стати. Зачем мне это нужно?" Можно ли здесь говорить о любви? Любовь- это когда человек может отдать при надобности свою жизнь за другого, не о чем не жалея при этом!
В семейной жизни привлекательность может быть на всю жизнь друг к другу, но может быть только на непродолжительное время из-за возрастных изменений или из-за того, что можно встретить более привлекательную женщину (мужчину). И тогда семью может сохранить только любовь. Даже тогда, когда может встретиться женщина прекраснее твоей жены (твоего мужа), с которой (которым) ты найдешь намного больше наслаждений в интимной жизни. И тогда преградой для них становится твоя любовь к жене (к мужу), преградой неодолимой, потому что любовь ограждает от всего, что может быть плохим для того, которого ты любишь; потому что любовь неизмеримо выше по своей силе воздействия на человека, по своей силе для его чувств и ощущений, в том числе и от плотских наслаждений при самой большой привлекательности партнера.
В последней главе Евангелия от Иоанна рассказывается о том, что Иисус три раза спросил апостола Петра: любит ли он Его. Господь, по-видимому, три раза спросил Петра, так как Петр отрекся три раза от Господа. Но не менее интересно знать, почему именно Господь спрашивает Петра о его любви к Нему?! Любовь, только любовь может быть источником служения Господу. Только любовь к Богу может донести до сердец людей слова, которые может произнести верующий, призывающий других от неверия и темноты к Свету, к признанию Бога своим Господом. Но может быть в этом вопросе Господа к Петру есть и другое?
Ведь раньше Пётр клялся умереть за Господа, если это потребуется, и не отречься от Него. Казалось бы, Господь своим вопросом должен бы напомнить Петру и спросить его: "Ты сможешь умереть за меня?" Но Господь спрашивает: "Любишь ли ты меня?". Не означает ли это и то, что если кто любит, то он при необходимости отдаст свою жизнь за того, кого любит?! И в дальнейшем Петр подтвердил своею жизнью это, своим служением Иисусу Христу и своею смертью за Него. Господь доказал людям Свою любовь к ним на Голгофе, на кресте. Подобно Господу, принял свою смерть на кресте и Петр, доказав свою любовь к Нему тоже на кресте.
Любовь Бога к людям прекрасна и удивительна. Бог ждёт возвращения каждого человека из мира неверия и пошлости, из мира зла к Нему в мир любви, мир верности и чистоты. И Бог помогает нам в этом. Иисус рассказывает об этом в притче "О блудном сыне". Известный художник Рембрандт решил воспроизвести эту притчу в своей картине, но допустил духовную ошибку. Он нарисовал отца, находящимся внутри своего дома, только что вставшим со стула и положившим руки на сына, стоящего на коленях перед отцом. Но в притче Господь говорит, что когда сын шёл к отцу, но был еще далеко, отец увидел его и сжалился; и "побежав, пал ему на шею и целовал его" (Лука, 15-20).
Притча говорит нам о том, что когда мы делаем только первые шаги к Богу- Он мгновенно устремляется к нам, "бежит" нам навстречу, отвергая Свое величие, как будто Он забывает о том, что Он Великий и Всемогущий Бог всего. Со стороны некоторых людей это может показаться самоунижением: разве может так относиться Бог к грешнику. Грешный сын идет к отцу, а он уже бежит к нему, и падает ему на шею и целует его. Удивительна и прекрасна любовь Бога к людям. Каждый любящий человек ведет себя также, так как в нем есть Бог. Знаменитый художник не понял этого.
Апостол Иоанн в 13-ой главе рассказывает, как Иисус омывал ноги своим ученикам. Бог как бы говорит этими поступками людям: "Неужели вы не видите, как Я люблю вас". Любовь Бога рождает любовь в людях, но если мы будем сами стремиться к этому, иметь желание понять Бога и любящих нас людей. Апостол Иоанн в 1-ом послании, глава 4:19, говорит людям: "Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас".
Люди, имеющие любовь к другим людям, рано или поздно для них, становятся верующими людьми- любящими Бога. Но иначе просто не может быть, так как в них пребывает Бог. Также с Богом становятся все, кто нуждается в Нем, кто старается найти истину, смысл жизни, кто стремится поступать по совести в своей жизни, кто старается помочь нуждающимся в чем-то людям, кто испытал много горя, много страданий в своей жизни, кто понял, как обижает людей несправедливость этого мира, построенного людьми, стремящимися к славе и богатству. Мотив такой любви: сострадание к людям, переживание вместе с ними их радости и горя, получение радости, когда сможешь помочь им ("она меня за муки полюбила, а я её за сострадание к ним", слова Отелло о Дездемоне в трагедии Шекспира "Отелло"). Обычно это чувство сопереживания возникает у людей, которые сами пережили горе и знают, что это такое.
"Страдание является источником огромных нравственных ценностей и положительных духовных приобретений. Оно приводит к вере, любви, духовной силе. Мы живём на земле, чтобы поработать над красотой своей души. Жизнь - это огромная мастерская, в которой души людей становятся чище и готовятся к переходу в иной, лучший мир. Страдания учат быть снисходительным к другим людям, воспитывают чуткость к горю другого человека. Трудно бывает человеку, но и другому трудно. На страдания надо отвечать состраданием. Ведь слово счастье - от слова соучастие, то есть, каждый должен соучаствовать в жизни с другим человеком, сострадать ему, сотрудничать с ним, соучаствовать. И в этом находить счастье." (Архимандрит Елеазар)
Любовь к людям появляется до того как они становятся верующими, но любовь к Богу приходит только после обретения веры к Богу или может быть в одно и то же время. Многие знают, что есть среди неверующих людей такие, которые относятся к людям лучше, чем те кто называет себя верующими. И эти неверующие оказывают помощь другим гораздо больше чем верующие. В таких людях, когда они совершают добрые дела, присутствует Дух Божий, потому что такие люди угодны Богу, и Бог помогает им обрести веру, потому что они в своих поступках совершают Его праведность. Дух Святой посещает их при этом, и в конечном итоге помогает им обрести веру, поселяясь навечно в них. Действия таких людей сопровождаются Духом Бога, а значит любовью. Источником становления в них любви становится: Дух Божий, а это и есть "любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога " 1-е Иоанна 4:7 Итак, любовь в человеке есть присутствие Духа Божьего!
Эгоистичные люди не могут любить, в них нет любви, так как эгоизм и любовь отрицают друг друга. В этих людях нет Бога, в них не может присутствовать Святой Дух, то есть Бог. Они могут верить, что есть Бог, но они не могут полюбить Бога, они далеки от Него. Путь спасения для них-отказаться от превосходства во всем для себя, научиться любить окружающих их людей. Любящие Бога никогда не должны сомневаться в том, что их жизнь связана с Богом вечностью.
Достоевский в книге "Бесы" приводит прекрасные слова одного человека к любящей его женщине перед своею смертью. Вот что он говорил: "Мое бессмертие уже потому необходимо, что Бог не захочет сделать неправды и погасить совсем огонь разгоревшейся к Нему любви в моем сердце. И что дороже любви? Любовь выше бытия, любовь- венец бытия, и как же возможно, чтобы бытие было ей неподклонно? Если я полюбил Его и обрадовался любви моей-возможно ли, чтоб Он погасил и меня, и радость мою и обратил нас в нуль? Если есть Бог, то и я бессмертен". Бог есть! Все верующие знают это и знают, что они бессмертны: (1Иоанн 4:7 и 3:16).
И ещё, очень важная сторона любви та, что когда любят- всегда ждут. Мы ждём любимого человека до последнего нашего вздоха. Ждём и надеемся, любим и ждём. И наша любовь помогает выжить любимому человеку в его трудных условиях жизни. Я не понимал раньше: почему люди говорят, что те, кого любят, возвращаются с войны живыми, что у них больше вероятности выжить, чем у нелюбимых. Но понял, когда прочитал книгу Экзюпери о том, как он будучи летчиком потерпел аварию в безлюдной пустыне, где ему грозила гибель. Экзюпери говорит, что если кого-то любят и ждут, то он старается выжить и борется до последних сил, чтобы вернуться к тому, кто его любит, чтобы не причинить ему боли и горя. Любовь помогает также и в других случаях, когда мы знаем, что должны вернуться к тому, кто нуждается в нас.
Любовь изменяет человека, и не только любящего, но и любимого. Самым лучшим источником воспитания детей в семье является любовь родителей друг к другу и к детям. Никакое образование не заменит любви для воспитания детей. Образование важно, конечно, для воспитания, но оно не является главным. Главное во всем любовь. Дети стараются подражать родителям в их отношениях друг к другу и ко всем окружающим их людям.
При хорошей наблюдательности за детьми в семье, начиная с того времени, когда они ещё являются младенцами восьми-десяти месяцев, можно заметить как интересно смотрят дети на родителей, когда они пребывают все рядом, вместе. По взгляду ребёнка, даже только кратковременном, можно понять, что ребёнок изучает и познаёт не только как дорогих ему папу и маму, но ребёнку уже интересны их взаимоотношения между собой. И самым главным для ребёнка становится уже не только любовь родителей к ребёнку, но и любовь родителей друг к другу, которую ребенок уже может наблюдать по их словам и поступкам друг к другу.
И эти наблюдения ребёнка за родителями становятся каждый день уроком для ребёнка в его воспитании. Любовь в семье друг к другу, все поступки родителей, которые наблюдают дети, будут определять нравственность их в будущей их жизни. Уже с раннего детства закладывается в детях все будущие их их поступки, их отношения, как к родителям так и другим людям. Нормальное, тем более хорошее, воспитание детей родителями, возможно только при наличии любви их не только к ребёнку, но и любви друг к другу.
Некоторым читателям романа Достоевского "Идиот" кажутся непонятными, а другим загадочными отношения князя Мышкина к двум женщинам: к Аглае и к Настасии Филипповне. По словам князя, Аглаю он очень любит и хочет на ней жениться, а Настасью Филипповну он также любит, правда, не добавляет слово "очень". Но это слово "очень" связано с тем, что Аглаю он любит ещё как женщину, в отличие от Настасии Филипповны. После встречи князя с ними двоими в доме Рогожина князь бросает Аглаю и остаётся с Настасией Филипповной, на которой он и собирается в дальнейшем жениться. Князь о своей любви к ним говорил вполне искренне, и мы не вправе сомневаться в этом. Почему же он оставил Аглаю, которую любил очень, но остался с Настасией Филипповной, которую по его словам он любил, но не очень?
Когда Аглая организовала встречу втроём у Рогожина, то сделала это она из-за эгоистических намерений, стараясь доказать Н.Ф., что та в жизни князя ничего не значит. К тому же Аглая унизила Настасью Филипповну перед князем и Рогожиным, напомнив её прошлое, когда она была наложницей у своего покровителя, а поэтому была отвергнута обществом, как падшая женщина. Для Настасьи Филипповны была нанесена такая рана, когда она уже не только не могла контролировать себя, но для её жизни угрожала опасность.
Решение спасти её зависело только от князя, а поэтому он и не мог оставить её. Любовь князя выбрала ту, которой угрожала большая опасность. Любовь отвергает эгоизм. Поэтому князь, спасая Настасью Филипповну, отказался от своей счастливой женитьбы на любимой девушке. Князь пренебрёг собою, своею жизнью, что для многих людей кажется невероятным: отдать свою жизнь для другого. Обыватель, конечно, назовёт такого человека идиотом. Думаю, что христианский писатель Достоевский в качестве основания для этого поступка князя взял притчу Господа "о заблудшей овце".
"Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?" (Мат.18:12). То, что изображается в этой притче, постоянно бывает в жизни каждого пастуха. Пастух не заботится об остальном стаде, потому что знает: в нем животные не погибнут, не подвергнутся опасности. Но заблудшее животное может пропасть, погибнуть. Любовь, существующая внутри человека к другим людям, направляется в своих действиях в первую очередь на тех любящих, которые нуждаются в помощи больше чем другие. Любовь "НЕ ИЩЕТ СВОЕГО" (1Корин.13:5). Это и есть истинная любовь и она есть только от Бога!
К кому бы мы не испытывали любовь везде есть общее- это самопожертвование любящего по направлению к любимому. И оно совершается по нашей внутренней потребности, по нашему желанию и приносит удовлетворение, радость и счастье нам. Но где источник этого? Библия дает ответ нам на это: присутствие Бога в нас! Но почему Бог присутствует в одним людях, а в других нет, хотя любит всех? Почему это так? Ответ один: наше большое "я", забота в первую очередь о себе. Эгоизм человека закрывает сердце для присутствия в нем Бога. Не Бог виноват в этом. В этом виноваты люди. Бог же любит людей и ждет, когда они откроют свое сердце, чтобы любить Его и людей. Вот последние слова Бога к людям: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему" (Откров. 3:20).
Самое печальное в жизни человека, когда люди отвергают его любовь. Тогда опускаются руки, пропадает всякое желание что-то делать, не хочется ни о чём думать и мечтать. Да, это всё так, потому что ничего больше любви в человеке быть не может. Потому что любовь от Бога и любовь - это Бог в нас. Любовь даёт нам возможность жить даже в самое трудное время. И об этом знают не только люди прошедшие через войну. Любовь Бога несравненно выше человеческой любви. Поэтому и страдания Бога выше человеческих. И всё это испытал на Себе Господь на Голгофе.
В своей жизни мы часто употребляем слово "любовь" вместо слова "нравится" и делаем это неправильно. Так мы говорим: я люблю котлеты и яблоки, вот этот человек любит деньги, а вот этот любит делать зло людям; тогда как мы должны говорить: мне нравятся яблоки или мне очень нравятся яблоки, мне нравится заниматься спортом и так далее. Но употреблять здесь слово "любовь", как говорят люди: "ни к селу ни к городу", то есть это неправильно. Надо отвыкать от этих ошибок.
В связи с неправильным понятием слова "любовь" люди делают и другую ошибку, когда говорят, что любовь может быть причиной страсти, что страсть- это уж очень, очень большая любовь. Непонимание связано с тем, что страсть принадлежит телу, его желаниям, потребностям, возведенным до крайности самим человеком, тогда как любовь никакого отношения к телу не имеет. Страсть принадлежит тем или иным чувствам, источником которых является тело. Источником любви является Бог, это божественное состояние. Любовь вызывает разные чувства, но эти чувства направлены не на себя, не для удовлетворения своих телесных потребностей. Через любовь проявляется наше отношение к людям, но это отношение уже проникнуто и руководствуется Богом, Его Божественным Духом, находящимся в нас.
Любовь никогда не делает зла, тогда как страсть может принести много горя человеку, даже и смерть. И один пример этого, когда человек после длительного перенесенного голода набрасывается на пищу и не может остановиться. В результате человек погибает от отравления. По своему превосходству, данному от Бога, разум человека отличается от разума животного, и человек, в отличие от животного, может преодолеть страсть, когда страсть несет в себе негативные последствия. Но любовь более разумна, так как она от Бога, а поэтому, руководствуясь любовью, человек всегда может остановить негативную страсть. И в этом случае можно сказать, что любовь побеждает страсть.
Ступени познания любви есть ступени познания и обретения Бога, которые мы совершаем в нашей жизни, обретая свободу и счастье. Но на земле только начало! В Библии есть одно предложение, которое олицетворяет всю Библию, излагая ее так кратко. Эти слова нам надо помнить всегда, помнить о великой любви Бога к нам, ко всем живущим людям на земле. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоанна, 3:16).
Любовь и покаяние перед Богом Адам и Ева не имели, любовь Бог им не дал согласно Библии. Только при совместном действии с Богом возникает любовь, которая есть совместная сущность между людьми и Богом, а также между людьми! Сущность эта- есть Дух Святой! Люди предназначены быть Невестой Сыну Бога и Сын Бога Отца возлюбил людей первый. Но что нужно сделать Сыну, чтобы Его полюбила Невеста? Сын становится Христом и отдаёт себя служению людям, чтобы спасти людей от дьявола, к которому они попали, спасти невесту от гибели. И всё служение Сына Бога на земле заканчивается подвигом на Голгофе ради Своей Невесты, когда Он претерпел величайшие страдания ради Неё!
И все те, которые ждали своим сердцем Того, Кто мог бы полюбить их, увидели Его не только как открывающимся своей величайшей Истиной жизни, но и как возлюбившего и доказавшего это Своим Подвигом этой великой любви на Голгофе. Его любовь, как магнит, притягивает всех людей, у которых сердце открыто для любви. Когда мне говорят о какой-то вере, отличающейся от христианской, что она является более правильной, то я всегда им указываю на Голгофу, на любовь Иисуса Христа к людям, Который доказал это своим жертвоприношением для спасения людей. Такой Бог есть только ОДИН и только у ХРИСТИАН!
2) Любовь и страсть, что общего? (Или:почему Рогожин убил Настасию Филипповну?)
Википедия: Страсть- сильное, доминирующее над другими, чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Объектами страсти могут быть как люди, так и предметы и даже идеи. Чаще всего слово "страсть" используется для обозначения высокой степени полового возбуждения в сочетании с эмоциональным влечением к партнёру. Зачастую, страсть как короткоживущее, преходящее чувство, отождествляют с ВЛЮБЛЁННОСТЬЮ, противопоставляя её любви".
Однако, понятие слова влюблённость не противопоставляется любви, но является любовью в её повседневной деятельности. Что такое страсть и что такое влюблённость можно понять из короткой истории из Библии между двумя родными людьми, когда страсть одного участника стала подлостью, а для другого принесла великое горе. Влюблённость- это состояние любви кого-то к кому-то, проявляющее в действии. Однако в мире употребляют это слово как разновидность любви, как что-то неглубокое в любви, обозначая как временное, несерьёзное отношение к кому-то или к чему-то. Иногда влюблённостью называют также половые кратковременные отношения между людьми. Так ли это?
------------------------------
Меня спросили однажды: "поделиться мыслями насчет того, насколько велик антагонизм между любовью и влюбленностью на основе 1Кор.13 и 2Цар.13?" Моё мнение такое, что у Амнона никакой любви (и влюблённости) к Фамари не было. Была страсть сильного плотского влечения, основанная на её привлекательности, а также разогревания в мыслях воображения сексуального владения её телом. Советую прочитать об этом в Библии.
Любая страсть никакого отношения к любви не имеет, так как любовь чувством не является, но является присутствием Божьего Духа в человеке. Оптимальное решение для семейной пары иметь любовь и страсть вместе. Страсть связана с чувствами предстоящих ощущений. Любовь же чувством не является. Слова любовь и влюблённость имеют одинаковый корень. Влюблённость - это слово производное от слова любовь. Все слова производные с буквами ОСТЬ (НОСТЬ) в конце слова обозначают действие (поступок) с определённой направленностью, определяемой основным словом.
Слова: ВЛЮБЛЁННЫЙ и ВЛЮБЛЁННОСТЬ имеют не только одинаковые корни, но они являются и родственными. Также и в английском языке слово "влюблённый" (be in love) происходит от слова ЛЮБОВЬ. А поэтому в основе влюблённости всегда есть ЛЮБОВЬ. А если любовь, то любовь в ненависть никогда не переходит, а страсть очень часто. А поэтому у Амнона никакой любви (и влюблённости) к Фамари не было. Была страсть сильного плотского влечения, основанная на её привлекательности, а также разогревания в мыслях воображения сексуального владения её телом, которая перешла в ненависть.
И вот чем закончилась "любовь" Амнона к Фамари: "Потом возненавидел её Амнон величайшею ненавистью...и сказал ей Амнон: встань, уйди. И Фамарь сказала ему: нет, брат; прогнать меня- это зло больше первого, которое ты сделал со мною. Но он не хотел слушать её. И позвал отрока своего, который служил ему, и сказал: прогони эту от меня вон и запри дверь за нею". Когда Амнон удовлетворил желание своего тела страсть закончилась, а больше уже его ничего не связывало с Фамари. Страсть кратковременна, может быть на одну ночь, может быть несколько больше, но наступит такой день, когда один (одна) скажет, а что собственно я в ней (в нём) нашёл (нашла), а поэтому все отношения между партнёрами заканчиваются и часто перерастают в ненависть, а для этого причины всегда найдутся!
Только любовь всегда вечна, потому что она божественна, зародившись в человеке, любовь обретает вечность и об этом можно прочитать для более полного понимания здесь в этой книге "Сказание о вечности любви" в других статьях согласно оглавления http://www.proza.ru/2019/08/04/257, где разбираются многие вопросы, объясняющие это понятие. Итак, страсть Амнона есть страсть несовместимая с понятием любви и такого негодяя язык не поворачивается назвать человеком.
Вот ещё очень интересные стихи из Библии (Бытиё, главы 39-40-41), где рассказывается о страсти женщины- жены царедворца к слуге мужа своего Иосифу, который был "красив станом и красив лицом", когда эта женщина, ОБЕЗУМЕВШАЯ от страсти к Иосифу совершает подлость для уничтожения Иосифа из-за несогласия его вступить с ней в половые отношения. Итак страсть может стать источником и причиной совершения человеком подлости.
---------------------------------
Очень хорошо о любови и страсти написал Достоевский в своём романе "Идиот", и это можно понять из статей интернета, привожу их в сокращении. Итак, в начале всего этого https://azbyka.ru/strast , а далее читайте по тексту этой статьи.
"Противоестественность страсти заключается в том, что в ней человек отказывается от естественного для своей природы соединения с Творцом, дающим человеку высшее духовное блаженство. Вместо наслаждения общением с вечным Богом человек ищет наслаждения в своем временном земном бытии, среди преходящего и непостоянного мира. Такими наслаждениями могут являться еда (страсть чревоугодия), незаконные половые отношения (блуд), деньги (страсть сребролюбия), унижение других людей, утверждение своего превосходства над ними (гнев, гордость, тщеславие), чрезмерные огорчения по поводу недостатка или лишения материальных благ, неосуществления страстных пожеланий. (уныние, печаль).
Основанием страстей является САМОЛЮБИЕ, всецело противоположное любви к Богу и ближнему. В сущности все страсти зарождаются от извращенной и чрезмерной любви к себе. Главными и наиболее опасными страстями являются гордость и тщеславие. Возникновению страсти предшествует искушение человека помыслом, содержащим греховный образ. Если во время искушения человек начинает услаждаться греховным образом, то это первый признак возникновения страсти. Поселяясь в душе, пристрастие к греховному образу превращается во внутренний греховный навык, который ведет к внешним греховным действиям. Для искоренения страсти человек должен искать помощи у Бога, Который дает человеку силы преодолеть страсть.
-----------------------------
И далее отрывок из интересной статьи (http://moezdorovie.info) автора Ханна Шак "Какая разница между любовью и страстью?"
" Для некоторых людей любовь и страсть не имеют ни какого различия. Другие постоянно путают их между собой, не понимая насколько опасно их не различать. Испытывая чувство страсти, они думают, что это любовь. Что постепенно губит. Потому, что неконтролируемая страсть может поглотить человека. Из-за нее люди теряют рассудок, а иногда даже погибают. В словаре "Ожегова" любовь определяет, как сильное чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. А страсть, как пылкое желание. Эти два противоречивых определения помогут нам различить эти чувства. По этим определениям ясно, что любовь основывается на близости, в то время как страсть исключительно на желании. Кроме того, они также отличаются видами взаимоотношений. Но иногда становится трудно разделить страсть и любовь, потому что страсть может быть в присутствии любви. Попробуем провести анализ взаимоотношений во время любви и страсти. Это поможет нам научиться разделять их.
Как проявляется любовь во взаимоотношениях между людьми? Когда любовь живет в отношениях двух людей, то каждый из них высоко ценит счастье и желания другого. Влияние любви проявляется самым разным образом: инициативность в свободное от работы время, поступки и слова. Во время любви пара ведет себя глубокомысленно друг к другу, всегда помня чувства своего партнера. Каждый партнер ставит своего партнера выше себя. В таких отношениях пара проводит свое свободное время, основываясь на взаимной любви и уважении. Каждое действие рассматривается и выбирается с особой осторожностью, учитывая чувства партнера. При разногласиях оба партнера стремятся договориться, найти компромисс или общее решение. Наконец взаимоотношения, основанные на любви, как правило, всегда длительны. Потому, что присутствие любви позволяет паре проходить через любые проблемы и трудности, которые возникают между ними. Вдумчивость и забота помогают паре расти, и выдерживать испытание временем. Как проявляются страстные отношения?
Страстные отношения не всегда могут производить негативный эффект. Но они не могут быть настолько уверенными и позитивными, как любовь. Подобно любви, страсть тоже влияет на отношения, поступки и слова людей. Первичное различие между страстью и любовью- во взаимоотношениях любви партнеры ставят счастье другого выше себя, а в страстных отношениях партнеры стремятся достичь собственных желаний, и ставят их на первое и главное место. Фундаментальный ЭГОИЗМ, который существует в страстных отношениях, медленно сочится и влияет абсолютно на все поступки и на сами отношения в целом. В то время, как в при искренней любви пара стремится найти компромисс и решение с которым они оба будут счастливы, в страстных отношениях каждый из партнеров больше склонен к достижению своих личных желаний, не считаясь с чувствами своего партнера.
Последняя характерная черта страстных отношений- это небольшая длительность самих отношений. Потому, что страстные отношения существуют только благодаря самой страсти и желанию. А когда цель достигнута, страсть исчезает, и партнер больше не становится желанным. Без страсти чувства начинают угасать и распадаться. Более того, характерные черты страстных отношений- эгоизм и нехватка уважения так же приводят к коротким и шумным связям. Все просто. Не так ли?
Но...Любовь не может существовать в пределах страсти. А страсть очень часто может существовать в пределах любви. Страсть не может включать в себя любовь. Потому что основная особенность эгоизм не позволяет вступить любви в качестве фактора в страстных отношениях. Постановка Ваших собственных желаний выше желаний партнеров устраняет формирование любви. Но наличие страсти во взаимоотношениях любви часто проявляется обычным желанием стать ближе к партнеру. Пока оно не превышает любовь -- это здоровая часть отношений и может привести к еще большей близости и более сильным связям между партнерами. Отделение любви от страсти может быть усложнено по-разному. Но необходимо всегда помнить разницу между любовью и страстью -- отношения любви основываются на самоотверженности и заботе, в то время как страсть характеризована эгоизмом и неосмотрительностью.
Источник (https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/ljubov-ili-strast.1609/ ) Статья "Любовь или страсть?"
Также очень хорошо о любови и страсти написал Достоевский в своём романе "Идиот". Книга "ИДИОТ" читать (https://ilibrary.ru/text/94/p.1/index.html).
Страсть и половые отношения "воспитателя" и "наставника" Анастасии Филипповны в юности исковеркали её жизнь. Всё это у неё вызвало с одной стороны злость к людям, а с другой стороны гордость по отношению к ним. И об этом сказал князь, рассматривая её портрет. Понимая всё это, князь полюбил её как человека, которому пришлось испытать много горя в своей жизни, полюбил за её страдания. Прочтём вот это:
"Он был рассеян; улыбка, взгляд, задумчивость Гани стали еще более тяжелы, на взгляд князя, когда они оба остались наедине. Вдруг он подошел к князю; тот в эту минуту стоял опять над портретом Настасьи Филипповны и рассматривал его.-- Так вам нравится такая женщина, князь? -- спросил он его вдруг, пронзительно смотря на него. И точно будто бы у него было какое чрезвычайное намерение.-- Удивительное лицо! -- ответил князь, -- и я уверен, что судьба её не из обыкновенных. Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Всё было бы спасено!-- А женились бы вы на такой женщине? -- продолжал Ганя, не спуская с него своего воспаленного взгляда.-- Я не могу жениться ни на ком, я нездоров, -- сказал князь.-- А Рогожин женился бы? Как вы думаете?-- Да что же, жениться, я думаю, и завтра же можно; женился бы, а чрез неделю, пожалуй, и зарезал бы её." Источник: https://nataly-hill.livejournal.com/1905534.html Статья: "Настасья Филипповна: психоанализ"
"Но если она обречена изначально, то причем здесь Мышкин, в чем его вина?
Говорят, однако, что он должен был её спасти, но не смог, и в этом деле спасения потерпел полное поражение. В романе, однако, эта проблема получает совершенно иное звучание. Мышкин, являясь человеком верующим и православным, прекрасно понимает, что сам он лично, как человек, никого спасти не может, что думать о спасении другого человека лишь своими силами - значит впадать в грех гордыни. Он действительно хочет спасти Настасью Филипповну, но для этого он должен привести её в церковь. Это и происходит в романе. Чтобы спасти Настасью Филипповну, Мышкин ведет её в церковь венчаться. Достоевский хочет сказать, что, во-первых, нет спасения вне церкви, во-вторых, Мышкин делает все, чтобы спасти Настасью Филипповну (ведет её в церковь и желает вступить с ней в брак), в-третьих, нельзя спасти того, кто сам не желает спасения." (Телегин С.М. Страсть и бездна Парфена Рогожина1994. Телегин С.М. Словарь мифологических терминов. М., 2004. С. 27).
И далее ещё одна статья из интернета: "Рогожин Парфён Семёнович ("Идиот")
"Тут же, в вагоне, Рогожин рассказывает князю, Лебедеву и другим случайным попутчикам о своей встрече с Настасьей Филипповной Барашковой, о роковой страсти к ней, о бриллиантовых подвесках за десять тысяч, которые он ей в подарок купил и был за это отцом бит, о недавней смерти отца, оставившего ему миллионное наследство... Встреча с Настасьей Филипповной "ушибла" Рогожина, выбила его из привычной колеи. На всём протяжении романа он находится всё время как бы в исступлении, в горячке, совершает все свои полубезумные поступки в состоянии "аффекта". Он дарит Настасье Филипповне за "секунду блаженства" сто тысяч рублей и вскоре избивает её, он братается с князем Мышкиным и тут же, в припадке ревности, пытается зарезать его, он, в конце концов, убивает Настасью Филипповну и сам заболевает "воспалением в мозгу"...
Ещё, может быть, точнее и полнее, обрисовала суть Рогожина Настасья Филипповна: "ты свои деньги полюбил, что и не два миллиона, а, пожалуй бы, и десять скопил, да на мешках своих с голоду бы и помер, потому у тебя во всем страсть, всё ты до страсти доводишь".
В подготовительных материалах о чувстве Рогожина к Настасье Филипповне сказано: "страстно-непосредственная любовь" (в отличие от "любви из тщеславия" Гани Иволгина и "любви христианской" князя Мышкина). Злобит Парфёна то, что ответного чувства ему никогда не дождаться, и он это понимает-чувствует." И это чувство, конечно, тоже вызвало у Рогожина ярость и ненависть к ней после удовлетворения своих половых отношениях с ней. Возможно и прибавилась досада из-за потраченных денег на неё, когда любовь к себе Рогожин в ней так и не нашёл, и он это понял в первые часы при обладании ею.
Послесловие: Страсть должна быть разумна и это возможно только на основании любви. Каков у человека дух, а духу принадлежит разум, таковы и поступки человека. Любовь подчиняет себе страсть, но не наоборот. Мне понравились слова из статьи "Любовь или страсть?": "Любовь не может существовать в пределах страсти. А страсть очень часто может существовать в пределах любви. Страсть не может включать в себя любовь".
Всё дело в том, что человек, в отличие от животных, может и обязан владеть страстями. Если человек увлечён какой-либо полезной идеей, например, стоит на пороге какого-либо открытия или изобретения, то в это время он может быть страстным, забывая обо всём окружающем. Однако это будет плохо, если будет сказываться на его семье, на его родных и близких людях, если он будет неряшливо выглядеть и носить даже носки разного цвета и так далее. Если же он свою страсть ограничит условиями нормальной жизни и сделает жизнь не опасной для семьи и для себя на работе и дома, тогда страсть становится не опасной и поможет ему решить возникшую проблему и на работе..
Так и страсть в половых отношениях не должна привести к греху, плохим поступкам. Одним словом, человек не должен быть похожим на свинью, на животных. Страсть должна быть разумна и это возможно только на основании любви. Безвольного и распущенного человека, который не может владеть своими страстями, надо остерегаться в своей жизни, так как от него можно ожидать всякую мерзость, подлость и гадость. И в этом случае человек, который не понимает этого становится животным, но в отличие от животного он может быть больным психически духовно и физически, и это может принести ему страдания.
Это очень хорошо и наглядно проявляется у пьяниц и у наркоманов. то-есть страсть его становится его болезнью и страданиями. И об этом сказал князь, характеризуя Рогожина: "Не знаю, как вам сказать, ответил князь, только мне показалось, что в нем много страсти, и даже какой-то больной страсти. Да он и сам еще совсем как будто больной. Очень может быть, что с первых же дней в Петербурге и опять сляжет, особенно если закутит". Помочь же человеку освободиться от этого может только Бог и для того, кто имеет мир с Богом!
В Православии же страсть имеет и другое значение в словах "Страсти Христовы" (strastь "страдание" strad-"страдать") согласно Евангелиям, это совокупность событий, принёсших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни. Церковь вспоминает их в последние дни перед Пасхой, в Страстную седмицу, в течение которой верующие постепенно готовятся к празднику. Подробнее можно прочитать об этом интересную статью: Димитрий Ростовский "Страсти Христовы".
3) Вера и любовь как ступени лестницы к Богу
"Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (Ин. 4:16); "любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога" (Ин.4:7).
Как мы видим из высказываний любимого ученика Господа Апостола Иоанна значение присутствия любви в человеке играет величайшее значение. Апостол Павел утверждает это, поясняя только другими словами: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы." 1Посл. Кор.13:3. И здесь важно замечание Апостола, стих 3: "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше"
Слово ТЕПЕРЬ говорит нам, что вера нам нужна только на земле. Когда мы Бога любим, то мы верим в то, что Он есть а иначе кого же мы любим. Но когда Мы будем с Богом в вечности, то вера останется на земле. Она нам больше не потребуется. Но с другой стороны без веры в Бога любовь к Нему не появится. Сначала надо понять , что Бог есть, понять, что Он Творец и спас меня, претерпев огромные мучения на Голгофском Кресте, понять всё Его духовное наследие для людей и многое другое, которое приводит нас к любви Бога. Как можно полюбить Бога, если не веришь, что Он есть??? Также без отречения от своего эгоизма, без любви к людям стать искренне верующим невозможно. Человек, любящий людей неверующим в своей жизни остаться не может, так как Бог пребывает в нём. Вроде бы всё правильно, но надо чётко определиться в ступенях (последовательности) возникновения веры в Бога и любви в человеке к людям и к Богу. Вот эта последовательность:
1-я ступень: Возникновение любви к людям. Любовь к людям является результатом уничтожения в себе эгоизма. Первая ступень приводит человека к обретению веры в Бога-это 2-я ступень. Вера в Бога порождает в нас познание Бога и преклонение пред Его любовью к людям (ко мне и тебе). Перед человеком открывается в своём величии Голгофа и Кровь Иисуса Христа, уничтожившая наши (мои и твои) грехи в нашей жизни и первородный грех Адама и Евы. И тогда человек начинает понимать своё неверие как грех свой перед Богом, и совесть обличает его в этом. Возникновение чувства вины перед Богом рождает в человеке покаяние-это 3-я ступень. Всё это делает в человеке вера в Бога, которая, в конечном итоге, рождает в человеке любовь к Богу, утратив своё значение. Это есть 4-я ступень.
Итак, мы имеем следующую временную последовательность: 1. Любовь к людям. 2. Вера в Бога. 3. Покаяние. 4. Любовь к Богу. Покаяние и любовь к Богу могут произойти в одно время, но можно с 100% уверенностью говорить, что любовь к Богу не может быть без покаяния перед Богом.
Покаяние и Любовь к Богу всегда сопровождают христианскую веру и исходят от неё. Вера приводит к покаянию и верующий покаяние совершает Духом Святым, совместно с Богом, получая Рождение Свыше, следовательно и спасение, которое ему обещает Бог. А Бог не обманывает людей. Только покаяние совместное с любовью к Богу, дают спасение человеку. Чтобы быть с Богом- надо иметь МИР с Ним. Мир с Богом не может наступить без покаяния перед Богом.
Пример в отношениях с Богом мы берём из человеческой семьи. Если дети чем-то обидели родителей (совершили грех) или тем более не признавали их своими отцом и матерью, то первое, что они должны сделать, возвращаясь в семью, так это -попросить ПРОЩЕНИЕ у родителей, иначе совместная жизнь просто будет невозможной. Вот такое покаяние от человека и ожидает Бог, когда Бог говорит "покайтесь и веруйте в Евангелие" (Марк 1:15). Два слова Господа ПОКАЙТЕСЬ и СПАСЕНИЕ стоят вместе (Евангелие есть весть о спасении). Это нам нужно хорошо понимать.
Без покаяния можно веровать, как это делают бесы, но эти твари не получат спасение. Недостаточно знать и верить, что есть Бог. Надо ещё иметь МИР с Богом! Разве может вернуться к отцу сын в человеческую семью, когда до возвращения он не признавал его ни за кого, когда говорил людям, что не считаю его своим отцом. Только просьба о прощении может продолжить их совместную жизнь. В Притче о блудном сыне Господь говорит, что не вера делает выполнимой совместную жизнь с Отцом Небесным, а только покаяние перед Ним, так как блудный сын всегда знал, что есть любящий его отец (Отец Небесный). Конечно, и веру и покаяние люди могут совершать неискренне люди, но не о них говорит Господь в Иоанна 3:16. Господь своё служение людям начал с призыва о покаянии, но не о вере (Матфей 4:17). Это о многом говорит!
4)Вера, любовь и дела. Может ли верующий получить жизнь вечную без добрых дел?
Прежде чем читать статью о настоящей христианской вере, а значит и о любви, и соотношении их к делам верующих, расскажу читателю историю, услышанную от неизвестного мне человека. Случилось это на пляже в тихий солнечный день уходящего лета, когда лёжа на пляже в перерыве купания в воде, испытываешь телом необыкновенную радость соединения с природой. Рядом была обычная публика, люди были обычные и разговаривали все об обычном.
Но неожиданно я услышал как воскликнула рядом женщина своим друзьям: "Посмотрите на этого человека! Видите? Он выходит из воды? Видите какой шрам у него большой?" Окружающие все повернулись к воде и стали рассматривать человека, который подошёл к нам и прилёг на песок рядом с нами. Кто-то из женщин, как я понял, чтобы завязать разговор, спросил: "Ну как вода?" После этого начали о чём то дружески говорить с незнакомцем. И неожиданно для меня я услышал вопрос: "Что с Вами случилось, почему у Вас такой шрам большой?" Незнакомец сказал: "Хорошо, я расскажу вам историю появления на моей груди разреза, от которого образовался шрам. История эта необычна и она очень похожа на историю многих людей, но поймёте ли вы её связь с настоящей жизнью их? Насколько она правдива, судить это вам, но отвечу одним словом "почти".
Когда-то, а это было уже давно, я полюбил одну девушку и через некоторое время после наших встреч я признался ей в своей любви, она ответила, что тоже любит меня, но хотела бы, чтобы свою любовь я доказал делами, а не словами. Она спросила меня: "А чем ты докажешь свою любовь?" На что я ответил: "Мне это говорит моё сердце, разве это не видно в моём отношении к тебе?" Улыбнувшись она ответила: "Хорошо тебе говорить про сердце, но я же его не вижу. Докажи это делом, покажи мне его!" На что я ответил: "Возьми нож и разрежь мне грудь, и ты увидишь моё сердце!" "Я согласна"- ответила она.
Мы нашли для этого место и она разрезала мне грудь, она сделала это, несмотря на мои боли и, увидев сердце, воскликнула: "Сердце у тебя горячее, но я больше ничего не вижу и ничего на нём нет особенного! Ты обманул меня!" Я собрал все свои последние силы, чтобы сказать ей: "Ты это узнаешь, когда разрезав свою грудь, возьмёшь моё сердце и приложишь к своему сердцу, и оно тоже станет горячим. Только своим сердцем, но не разумом и глазами ты можешь узнать и понять это". "Нет ты живи со своим сердцем, а я буду жить со своим, твоё сердце горячее и оно может навредить мне!"- ответила мне моя возлюбленная. Она зашила хладнокровно мне грудь и больше мы уже не встречались.
А сердце моё так и осталось горячим, и любовь совершенно почему-то не проходит. Я люблю эту девушку всю свою жизнь и не могу даже представить, что со мной будет другая. Но знаю, что наступит время, когда мы будем вместе и тогда наши сердца сольются в нашей общей любви. Вот меня только волнует всю мою жизнь вопрос: что же это такое любовь, что она нас связывает на всю вечность и не виновато ли сердце моё горячее в этом?
Вот после услышанной этой истории я понял, что делами доказать любовь нельзя, но настоящие добрые дела, исходящие от сердца совершаются любовью. Главное во всём есть любовь. Добрыми делами доказать любовь нельзя, но добрые дела можно совершить во имя любви. Христианская вера в Бога без любви к Богу не бывает. Дела никогда не могут заменить веру. Вера и любовь к Богу могут быть без дел, но дела для Бога без веры никакого значения не имеют. Вот об этом и будет следующий текст.
1) "вера, если не имеет дел, мертва сама по себе" (Посл. Иакова 2:17)
2) "Ибо благодатию вы спасены через веру, и сиё не от вас, Божий дар. Не от дел, чтобы никто не хвалился" (Ефесянам 2:8,9). Есть ли в этих стихах противоречие ???