Может возникнуть вопрос: а почему только к Народу Израиля? Так ведь все остальные народы на земле были язычниками, в отличие от народа Израиля, который ждал прихода от Бога Мессии, посланника Бога, в отличие от язычников. И поэтому Евреи были для Бога своим народом и в Первом Своём пришествии Бог пришёл к своим, однако свои Его отвергли и предали язычникам на распятие. "Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими" (Иоанна 1:11,12). И это сбылось. В образе человека два тысячелетия назад на землю пришел Сын Бога, Который стал для людей Христом. Христос, а по-еврейски Мессия, переводится на русский язык словом "помазанник". Почему же большинство евреев в Израиле отвергли своего Бога?
Ответ один: Бог не соответствовал их требованиям. Они хотели быть с таким Богом, который бы изменил всё вокруг, дав им все блага и защиту от других народов, не меняя самих себя. Но невозможно построить счастливую жизнь, даже среди людей своего народа, надеясь на изменение отношения других людей к себе, не меняя своей сущности, не меняя себя согласно Слова Божьего, которое было обращено Богом к евреям во всей их жизни на земле. Поэтому, в конечном итоге, если каждый будет надеяться на изменение окружающих людей, а не себя, общество в целом меняться не будет. Они ждали от Бога того, что они должны были сделать сами, то-есть изменить себя по отношению к другим людям, по отношению к Богу. И когда это будут делать люди, Бог их защитит от всех врагов. Бог всегда спасал евреев, когда они старались быть с Богом, и исполняли Его Слово.
Введение второе
Последняя книга Ветхого Завета объясняет нам причину Первого пришествия Сына Бога к людям. Об этой книге редко говорится в беседах христиан, а поэтому я решился довести вкратце её содержание всем моим читателям в сокращении текста и в надежде дополнить мою статью своим пониманием и толкованием этой книги, важной для верующих людей- христиан. В книге этой говорится о том, что даже после возвращения из плена, евреи не были благодарны Богу за всё, что Бог помогал им в их существовании.
Эта статья о переходном периоде (около 400 лет) между Ветхим и Новым Заветами, написанная последним Пророком Ветхого Завета Малахией. Период этот интересен тем, что раскрывает падение духовного состояния Израиля до такой степени, что Бог был вынужден наложить проклятие на Израиль (3-я глава книги) и послать Сына Своего для спасения, но уже не только евреев, но и остальных народов (язычников) на земле.
"Итак, нет в нашей жизни ничего определеннее того, что рано или поздно все мы отправимся в мир иной. Сам факт того, что мы родились и живем в этом мире, приводит нас к осознанию того, что в один прекрасный день нам придётся его покинуть". Об этом говорит нам Библия, но не только об этом, но и о будущем людей в последнее время их жизни на земле и, как продолжение, их жизни в 1000-м Царстве Бога на земле и в жизни их дальнейшей после этого Царства. Всё это связано и определяется двумя пришествиями Господа Иисуса Христа на землю к людям.
Есть чёткое различие в Библии жизни народа Израиля в двух их периодах Ветхого и Нового заветов, хотя они и неразрывно связаны между собой, но разделяются именно Первым Пришествием Сына Бога- Мессией и Его служением людям, "когда наступила полнота времени" (Галатам 4:4). Понять почему это произошло хорошо объясняется последним пророком Ветхого Завета Малахией. Излагаю толкование пророка Малахии Платоном Харчлаа ВКРАТЦЕ https://bible.by/dallas/39/1/
Итак, читаем это толкование, и прежде вставку А.Лопухина о книге Малахии:
"Содержание книги. Общая мысль речей пророка Малахии- это протест против небрежности в деле Богослужения и, вообще, против нарушения теократических обычаев в народе израильском. В особенности, сильно обличает Малахия за отсутствие страха Божия священников и тех израильтян, которые легкомысленно расторгали свои брачные союзы с законными супругами. Но своею обличительной проповедью пророк Малахия хочет не только содействовать восстановлению нравственности в народе и обычаев истинной теократии: главною его целью было ПРИГОТОВИТЬ НАРОД к пришествию Господа.
Многие нетерпеливые евреи уже начали СОМНЕВАТЬСЯ в том, придет ли обетованный прежними пророками Мессия как Судия грешных и Благодетель для праведников. Пророк Малахия возвещает, что Господь придет скоро, что Он выступит как Судия для всех, вообще, людей и, значит, в том числе и для иудеев. Но и священники, и простые иудеи, не смогли бы выдержать того огненного испытания, какому Господь подвергнет при пришествии Своем всех, если бы, по Своему снисхождению к избранному народу, Он не послал ему НОВОГО Илию (Иоанна Крестителя), который должен обратить Израиля на путь спасения" (А.Лопухин).
Глава первая. Пророческое слово Господа через Малахию:
Мал. 1:1. Исходя из верности Иеговы завету, Малахия шаг за шагом показывает, что во всех своих бедах повинен сам Израиль. Заметим, кстати, что "Израилем" называли себя послепленные иудеи как единственные представители народа, изначально носившего это имя (подданные Северного царства, уведенные в свое время в Ассирию, в Палестину они не возвратились). Думается, что слова чрез Малахию приобретали (в свете всего, что будет сказано далее) особое звучание для иудеев. Ведь "вестниками" Бога должны были быть священники, но их, пренебрегших своим долгом (2:7), обличал теперь тот, чье имя означало "Мой (подразумевалось, Божий) вестник Малахия". (Малахия Библия: https://bible.by/dallas/39/1/ ).
Г.Г. вставка: Добавлю сюда отрывок из статьи "О христианстве и причине возникновения Израиля" https://proza.ru/2020/06/13/1550
"Бог избрал Израиль, чтобы евреи не только обрели христианство, но были священниками от Бога для всех людей. "Моисей взошел к Богу на гору, и воззвал к нему Господь с горы, говоря...возвести сынам Израилевым: итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников" (Исход 19:6).
Однако, Израиль это назначение до сего времени не исполнил, отказавшись от Мессии. И только, верные Богу евреи- христиане стали таковыми: Благодаря Иисусу Христу, "соделавшему нас царями и священниками Богу" (Откровение 1:6). Статья написана на основании Библии, и в ней нет ничего моего, но есть определение, ставшее итогом рассмотрения текстов Священных писаний". И далее слова Платона Харчлаа:
Мал. 1:2б. Итак, пророк возвещает, что Бог всегда любил и продолжает любить Израиля. Положение, нуждающееся в доказательстве, которое и дается Малахией в ответ на предполагаемую неуверенность в этой любви Израиля. У Малахии есть достаточно оснований задавать свой вопрос от лица соплеменников: сама практика их повседневной жизни свидетельствовала о том, что они проникались все большим недоверием к Господу. Оно и вытекавшие из него сетования их и жалобы, весьма возможно, казались им вполне оправданными.
В самом деле: около 100 лет прошло со времени возвращения их с чужбины, а Царства, обещанного им Божьими пророками, как не было, так и нет. Народом по-прежнему управляют чужеземные чиновники, он переживает тяжелые экономические времена. "В чем же Господь явил любовь к ним?" Если бы иудеи внимательно вчитались в положения завета, записанные в книге Второзаконие, то осознали бы, что все их беды были результатом (тогда как они склонны были видеть в них причину) их неповиновения. Позже Малахия скажет им (3:16-18), что праведный, богобоязненный, остаток существует и в их время (как существовал во все времена), но народ в целом нуждается в покаянии, в отречении от греха неверия и в том, чтобы всем сердцем прилепиться к Богу.
И далее по толкованию Малахии Платоном Харчлаа:
Мал. 1:6б. Обвинение в адрес священников было слишком серьезным, чтобы они могли принять его "без возражений". Отсюда их вопрос: "чем мы бесславим имя Твое?" Дальнейшие слова пророка свидетельствуют о крайнем духовном бесчувствии тех, которые должны были служить Богу благоговейно.
Ответный аргумент Бога (1:7-14).
Мал. 1:7. Слово хлеб употреблено здесь в значении жертвы, всякой жертвы (сравните с Лев. 21:6; Чис. 28:2). Малахия обвиняет священников в том, что они приносят на жертвенники "нечистые приношения". Подразумевалось, животных с теми или иными пороками, которые Богу угодны быть не могут, и благоволения Его "жертвователю" не принесут. Правила жертвоприношений левитам были отлично известны (Лев. 22:17-30), но они по пренебрежении и равнодушию нарушали их, чем "бесславили" Господа.
Во фразе "трапеза Господня" (по другим переводам "стол Господень"), видимо, подразумевался жертвенник. Прямо священники едва ли говорили, что он не стоит уважения, но об этом свидетельствовали их неуважительные действия (1:8), которые, согласно закону, делали их "повинными смерти" (Лев. 22:9). Грех их еще более усугублялся тем, что они, "питавшиеся от жертвенника" (Лев. 24:5-9), употребляли (по своей же вине!) нечистое в пищу.
Мал. 1:8-10. Подразумеваемые в стихе 8 жертвенные животные "с пороками" (слепое, хромое и больное) и есть тот "нечистый хлеб", о котором говорится в стихе 7. С таким "хлебом" нельзя явиться и к князю- персу; на древнем Востоке существовал обычай, отправляясь к "начальству" с какой-либо просьбой, приносить дары; и хотя собственным их судьям закон запрещал брать подарки (Исх. 23:8), евреи, "живя под персами", вынуждены были соблюдать их обычаи.
Итак, говорит пророк, то, с чем вы не решитесь отправиться к персидскому сановнику, вы рискуете приносить Господу воинств (Саваофу, Всемогущему). Высказывается предположение, что практика приношения "к алтарю" больных животных могла возникнуть в среде послепленных иудеев сразу после их возвращения - по причине реальной бедности всех и каждого.
У них было мало скота, и лучших животных просто могло не быть. Желая хоть как-то выразить свою верность Иегове, они "отдавали Ему" то, что в состоянии были отдать. И священники принимали эти неполноценные дары. Постепенно, поскольку непосредственной гневной реакции на них свыше не следовало, это могло сделаться чем-то привычным.
В русском переводе стих 9 звучит как призыв к молитве и покаянию. Но, судя по другим переводам, здесь продолжение обличения, начатого в стихе 8.
Г.Г.(Вставка): Призыв к молитве о прощении своих грехов есть ПОКАЯНИЕ, так что изложение в русском переводе сделано правильно и это отвечает тексту в Новом завете, где сказано, что служение Христос евреям начал с призыва к ним совершить покаяние: "После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие" (Марк 1:14-15). Однако, согласно Библии, покаяние евреи не совершили.
Мал. 1:14. Выше (толкование на стих 8) высказано было предположение, что поначалу, возвратившись из плена, иудеи по бедности далеко не всегда могли принести в жертву полноценное животное, но со временем это вошло в привычку, свидетельствуя об охлаждении в них внутреннего благочестия. Такое прочтение, возможно, более увязывается со стихом 14, где Малахия от имени Господа обличает уже не священников, а тех рядовых израильтян, которые лгут, нарушают данные ими обеты относительно принесения жертв. Имея в стаде "неиспорченного самца", они приносят в жертву Господу поврежденное. Во усиление своих обличений Малахия постоянно напоминает иудеям, что к ним говорит Господь всемогущий, что они осмеливаются "пренебрегать" Царем великим.
Глава вторая. Господь предупреждает священников (2:1-9)
Мал. 2:1-2. Обосновав и конкретизировав Свои обвинения против священников, Господь, устами Своего пророка, обязует их слушаться Его, исправиться в сердце своем. Иначе всем им, левитам, грозят суровые наказания (проклятие влекло за собой наказание болезнями, физическими и душевными, бедностью и несчастьями разного рода; об этом предупреждал израильтян Моисей: Втор. 27:15-26; 28:15-68). Господь угрожает проклясть самые благословения священников (подразумевая, что "благословениями" своими они лишь станут навлекать на людей напасти и беды). Он говорит, что по состоянию их сердца, непокорного и равнодушного одновременно, это Его проклятие уже действует.
Глава третья. Служение Иоанна Крестителя и пришествие Господа предсказаны (Статьи 1-6)
Мал. 3:1а. Вот, Я посылаю Ангела Моего... На основании грамматического строя еврейской фразы правильнее было бы читать её в будущем времени. Сочетанием частицы "вот" с причастием настоящего времени (употребленным тут: "Вот, Я посылающий") выражалось действие (событие), которое рано или поздно, но произойдет. Словом "Ангел" ("Ангел Мой") в принципе мог быть назван кто-то из бесплотных духов, но и обычный человек, посылаемый Иеговой к его собратьям, чтобы возвестить волю Его ("Ангел"- "вестник"). Однако Сам Господь Иисус отождествлял этого Ангела со Своим предтечей- Иоанном Крестителем ( Матф. 11:7-10).
Он приготовит путь предо Мною, то-есть проповедью своею приготовит евреев- в нравственно-духовном смысле- к встрече с Господом. об этом в книге Исаии (Ис.40:3 сравните с Иоан. 1:23). (Образ "приготовляющего путь" взят из практики восточных царей: при путешествии их по своим владениям особые вестники посылались "перед ними", чтобы подготовить население той или иной области к встрече с владыкой.) В связи с тем, что в русском тексте стиха 1 словом "Ангел" обозначены два разных лица (об этом ниже), в первом случае его лучше читать как "вестник". Кого разумели под этим вестником современники Малахии, не столь важно, но на основании 4:5 можно предполагать, что Илию-пророка.
Господь предупреждает
Мал. 3:1б. И внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете. Во второй части этой фразы намек на сомнение евреев в том, что "Бог правосудия" существует. Малахия даёт им понять, что прежде всего Он явится, чтобы подвергнуть "очистительному суду" потомков Левия (стих 3), а затем и всех евреев, оскорбляющих Господа как настроениями своими, так и действиями, поведением...
Согласно Своим обетованиям и их ожиданиям Он и придет как Ангел, или исполнитель Синайского завета (Исх. 19:7 и далее), в котором записаны были и обещания Иеговы, но и обязательства Израиля. Нельзя в то же время не заметить, что Иегова, посылающий Ангела завета, отличает Его от Себя как особое Лицо, действующее, однако, в полном согласии с Ним. Тут, несомненно, откровение о пришествии Сына Божьего Иисуса Христа, Который, будучи по существу Своему един с Богом Отцом (Иоан. 10:30), явится как Сам Иегова и Ангел завета.
Часто пророки говорили о дне Господнем в связи с карами небесными, которые изольются на языческие народы и будут содействовать избавлению (во всех смыслах этого слова) Израиля (Вступление к книге Иоиля, комментарии в разделе "Главные проблемы, возникающие при толковании книги"; сравните с Зах. 14). Малахия нигде, однако, не упоминает о "других народах". Для него день пришествия Его - это прежде всего время суда над Израилем и особенно над левитами - духовными вождями и учителями Израиля.
Мал. 3:5. Подвергнутся суду и рядовые евреи (сравните с Иез. 20:34-38) за все преступления их против Моисеева закона. Скрыть их от Господа никому не удастся, ибо ничто не происходит втайне от небесного Свидетеля (в евр. тексте не "обличитель", а свидетель), Которому не много понадобится времени, чтобы разоблачить виновных. Тогда и получит народ ответ на свои "предположения", будто Господу угодны делающие зло (Мал. 2:17).
Мал. 3:6. Но значит ли этот суд, что с Израилем будет покончено? Что народ его будет "спален" грядущим "огнём"? Нет. Ибо, как предсказано было и другими пророками, Малахия заявит (стих 7), что день Господень явится для Израиля и "днём" избавления. Как не уничтожились... сыны Иакова до сих пор, несмотря на их бесчисленные отступления от Господа на протяжении их истории, так не будут уничтожены они и в день Господень. И это потому, что Господь, Который "не изменяется", неизменно хранит и верность Своим обещаниям. Так что у надежды Израиля - прочное основание. Это слово, которое Иегова дал отцам их (Втор. 4:31; сравните с Иез. 36:22-32).
Законничество (которое выродилось позже в фарисейство) сосредоточено было на скрупулезном исполнении каких-то вещей (действий, ритуалов, положений) и на "неделании" других вещей; при этом целью "законника" было "доказать" Богу свою праведность. Это, однако, лишь преграждало путь проявлению той внутренней праведности, которая только и нужна Богу в человеке (Матф. 5:20-48; 23:1-36). Да, Бог требует и послушания, проявляющегося внешне, но такого, которое коренилось бы в сердце и было бы направлено не на "доказательство" праведности "повинующегося", а на явление в нём Божией праведности.
С этой точки зрения христиане находятся в гораздо лучшем положении, чем ветхозаветные верующие, потому что пребывающие во Христе имеют в себе Духа Святого, Который в состоянии подавлять в них желания и порывы плоти и тем являть в них действие праведности Божией (Рим. 8:1-17; Гал. 5:16-26; Фил. 2:12-13).
О ПРОКЛЯТИИ Богом Израиля. Стихи 3:5-9, не требующие толкования.
"И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф. Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились. Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: "как нам обратиться?" Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями. ПРОКЛЯТИЕМ ВЫ ПРОКЛЯТЫ, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня".
Однако, Бог не только предупреждает и наказывает, но и обещает:
Мал. 3:17-18. В день Господень Он сделает благочестивых Своей драгоценной собственностью. Тот день станет временем суда и осуждения для злых, но для благочестивых он будет временем избавления (помилования Божьего). И тогда вы (дерзкие, усомнившиеся, злые, подразумевает Малахия) снова увидите различие между праведником и нечестивым. В прежние времена Израиль уже видел, как Бог решительно вмешивается в его дела, творя суды и избавляя, - на примере событий, захватывавших все его сообщество: таких, как исход из Египта, изгнание в Вавилон и возвращение оттуда.
Глава четвёртая. Пророчество о посещении Илией людей на земле
Мал. 4:5-6. Книга Пророка Малахии завершается обещанием Бога евреям послать им - пред наступлением дня Господня Илию пророка...Итак, говорит Малахия, Господь - с тем, чтобы вновь привести иудеев к послушанию закону, - пошлет им особого Своего вестника. Начало стиха 5 очень созвучно началу стиха 1 в главе 3, и многие комментаторы "привязывали" эти два предсказания друг к другу. С другой стороны, евангелист Матфей прямо пишет (Матф. 11:7-10; в стихе 10 - едва ли не в тех же словах, что Малахия в 3:1), что Ангелом (вестником), посланным "приготовить путь" Господу, был Иоанн Креститель. Причем у Матфея об этом говорит Сам Иисус Христос.
Не следует ли в таком случае именно в Иоанне видеть исполнение пророчества Малахии относительно прихода Илии (Мал. 4:5-6)? Ведь перед тем, как Иоанн родился, Ангел Господень предсказал священнику Захарии, что сын его станет служить "в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный" (Лук. 1:17). Это обстоятельство, казалось бы, "соединяет в одно" оба предсказания Малахии (в 3:1 и в 4:5-6) и свидетельствует об исполнении их в Иоанне Предтече. Однако, хотя Иоанн признавал, что является тем, который "приготовил путь" Господу (в этой связи Ис. 40:3), он же недвусмысленно отрицал, будто Илия и он - одно и то же лицо (Иоан. 1:21-23). Даже и Сам Иисус, говоря об Иоанне, что он - тот, "которому должно придти", не заявляет этого "категорически", но начинает фразу об этом со слов: "И если хотите принять, он есть Илия" (Матф. 11:14).
Может быть, разрешения проблемы следует искать в Матф. 17. Там мы читаем, как Илия является рядом с Иисусом Христом в минуты Его преображения, и как после ученики спрашивают Господа о будущем приходе Илии. Это, очевидно, происходило после смерти Иоанна Крестителя (Матф. 14:1-2), однако, Иисус сказал: "правда, Илия должен придти прежде и устроить всё" (Матф. 17:11). Не свидетельствует ли эта отнесение к будущему времени, что предсказание Малахии в 4:5-6 не исполнилось в Иоанне Предтече? Израиль, кстати, не принял его как подобного Илии "восстановителя вещей", и, значит, накануне дня Господня должен придти другой, подобный Илии, предтеча.
Возвратимся, однако, к 17-ой главе Евангелия от Матфея. Продолжая говорить, Иисус сказал (стих 12), что "Илия уже пришел, и не узнали его". Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе (Матф. 17:13), прямо пишет евангелист Объяснение всему этому кроется, видимо, в том, что хотя в Иоанне не осуществилось предсказание Малахии (4:5-6), - ведь Илии еще предстояло придти, он, т. е. Илия, был прообразом Иоанна, судя по значительному сходству между Илией у Малахии (в 4:5-6) и вестником (Ангелом) у него же, в 3:1. А также в смысле этого сходства.
Напомним, что в тождестве Ангела (Мал. 3:1) с Иоанном Крестителем сомнений нет. Заметим, в завершение этой мысли, что Малахия имел в виду будущего пророка, который придет "в духе и силе Илии" и не знав, но провидя Иоанна Крестителя, называл его именем Илии в том же смысле, в каком пророки Иеремия и Иезекииль называли "Давидом" будущего Правителя израильского народа (Иер. 30:9; Иез. 34:23). Выше говорилось о "другом предтече" по типу Илии, который придет накануне дня Господня. Трудно сказать, будет ли это сам Илия, как может показаться из Матф. 17:11, или кто-то "в духе и силе его". Скорее всего последнее. Наиболее вероятную ссылку на служение, подобное служению Илии, в Новом Завете, видят в книге Откровение (11:1-13), где говорится о "двух свидетелях", которые явятся в дни великой скорби". https://bible.by/dallas/39/4/
Г.Г. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Итак, пророчеством Малахии заканчивается Ветхий Завет: Бог накладывает проклятие народу Израиля, но ждёт всё же, когда евреи одумаются. После Пророчества Малахии наступило время молчания Божьего, которое продолжалось около 400 лет, до нового периода в Истории Израиля и всех людей на земле- Первого Пришествия Господа Иисуса Христа. Бог ДОЛГО ЖДАЛ покаяния Израиля, но его они не совершили и остаётся у Бога последнее- придти к людям Израиля и к людям всей земли ЛИЧНО для их спасения. Можно считать поэтому, что своим Первым пришествием Сын Бога Бог Христос снял своё проклятие с Израиля для служения им на земле, а также и для служения и другим народам по СВОЕЙ ЛЮБВИ к людям всей земли.
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоанна 3:16).