1. Апостол Павел и другие апостолы в русской Библии называют себя рабами Бога, тогда как в Библиях с английским текстом они называют себя слугами. (Рим.1:1; Филип.1:1; Титу1:1; Иакову1:1; 2Петра1:1, 3Иуды1:1; Псалм.115:7 (англ. 116:16). Отличие раба и слуги в том, что раб полностью принадлежит хозяину, а слуга выполняет договорную работу и не принадлежит хозяину. Слуга выполняет работу за деньги или в обмен на что-то. Раб исполняет все для хозяина бесплатно и беспрекословно и не имеет никаких договорных условий.
Христиане принадлежат Богу полностью, без всяких договорных условий, без всякой зарплаты за это. Быть рабом Бога и быть рабом человека- это большое различие. Быть рабом Бога- это счастье для человека (тогда как быть рабом человека- это не только несправедливо, но и является несчастьем). Поэтому в английских изданиях Библии употребление слова "слуга" является неправильным, ошибкой. Но может возникнуть вопрос: почему же тогда апостолы называют себя рабами, хотя Господь назвал их друзьями Иоанна 15:15: "Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего". Апостол Павел в Послании Галатам 3:26, говорит: "Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса".
И то и другое правильно. Причина различия- христианская скромность. То, что Бог называет христиан детьми, а апостолы повторяют это, все это результат Благодати Божией, наша радость и счастье. Но когда апостолы называют себя рабами Бога, то они хотят сказать этим о своем полном повиновении Богу без каких-либо условий, о своей большой любви и преданности Богу. Английские Библии нуждаются в исправлении этой ошибки. Вот слова Отца Небесного о Сыне Своём единородном, которые всё это хорошо объясняют: "Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится, и вознесётся, и возвеличится". Христианский толкоыватель А.Лопухин так объясняет это. "Это- то же лицо, о котором все время говорилось и выше, т.е, Мессия (42:1; 49:1-3; 50:1-10. Ср.так же Зах 3:8).
Так именно понимала и толковала эти слова вся древнееврейская и христианская традиция (См. в конце 53 главы. Вместо будет благоуспешен LXX и славянский переводят: се уразумеет;). В подборе синонимичных глаголов - возвысится, вознесется и возвеличится - экзегеты усматривают целую градацию постепенного восхождения Мессии от славы в славу; причем некоторые довольно остроумно, соответственно трём данным понятиям- naba, naschscha jadim - различают и три главных момента прославления, воскресение Мессии, Его вознесение на небо и восседание одесную Бога Отца (Dillmann).
Примечание: Слово ХРИСТИАНИН происходит от греческого (христианин), образованного на основе латинского языка: Основа слова (Христос) греческого происхождения, что означает "Помазанник". Окончание: использовалось при обозначении чьего-либо приверженца. Употреблялось применительно к рабам. Первое известное использование слова христиано в контексте священных писаний можно найти в Новом Завете (Деяния 11:26; 26:28). Последователи Иисуса Христа впервые были названы христианами в Антиохии, потому что своим поведением, действиями и словами стремились уподобиться Иисусу Христу. Апостол Пётр призвал верующих: "...вы христиане. Гордитесь безупречным статусом, отражённым в этом имени!" (Петра 4:16).
С Богом в вечности будут только христиане, то-есть все РАБЫ БОГА, начиная с Авеля. Бог так и называет верующих Своими рабами! Слова РАБ и ХРИСТИАНИН- это одно и то же!!! Только христиане будут с Богом в вечности! На челах христиан будет находиться имя Бога! "И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их." (Отк.22:3)
Слова "раб Бога" можно прочитать в Деяниях 2:18; Ефес. 6:6; Фил. 1:1, а также в Отк.19:5, что рабы будут хвалить Бога: "И голос от престола исшёл, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие." Принадлежность верующего Богу более правильно определяется словом РАБ. И если в Библии верующие (Рождённые Свыше) называются детьми, сынами, друзьями Бога, то в самом конце Библии верующие, те которые будут с Богом в вечности, названы РАБАМИ!
2. В русской Библии (Марк 9:40) Господь говорит ученикам: "Ибо кто не против вас, тот за вас". В английской же Библии написано, что кто не против нас, то за нас. Это разные вещи! В русской Библии Иисус говорит ученикам, исключая Себя. В английской Библии слово "нас" обозначает, что Господь включает Себя вместе с учениками, т.е. кто не с Господом, тот тоже с Ним. Давайте разберем эти два различные высказывания подробнее, рассуждая на примере о себе. Любой человек, который не против меня, может ко мне относиться двояко: или он ко мне относится дружелюбно или я ему безразличен и не представляю для него никакого интереса.
И в том, и в другом случае этот человек не против меня. И даже если я ему безразличен, он может помочь мне, если я попрошу его об этом. Об этом Господь и говорит ученикам. Между собою люди могут быть не близкими, но и не врагами.
Совершенно другой смысл приобретают эти слова по отношению к Богу. Для Бога человек, которые относится к Нему безразлично, не может быть с Богом вместе. Иисус говорит об этом в Евангелии от Луки 11:23, так: "Кто не со Мною, тот против Меня". Следовательно, в английской Библии ошибка и её надо исправить. Эта ошибка искажает слова Бога.
3. В русской Библии (Марк 9-29) Иисус говорит ученикам Своим, что нечистый дух изгоняется от человека постом и молитвой: "И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста". В английской Библии (версия James) также говорится об этом, как и в русской Библии. Но в английской Библии новой версии сказано, что только от молитвы, и слово пост не упоминается. Это - ошибка в Библии новой версии, т.к. молитва более эффективна с постом. Пост дает возможность сосредоточиться на одном духовном, отвлекаясь от всего телесного. В критические моменты жизни верующие люди исполняют пост перед молитвой. Пример из Библии:
"И сказала Есфирь в ответ Мардохею: Пойди, собери всех иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься..." (Есфирь, 4:15,16).
Любящие Господа должны сами определить для себя, когда и как они должны поститься. Не всегда возможно исполнять посты по времени года, как делали это иудеи и часто исполняя это формально (Исаия, гл.58). И Бог осуждал их за это. Но в критические моменты в жизни верующего (а в такие дни и есть-то ничего не хочется) пост поможет нам в нашей молитве к Богу. Итак пост помогает нам больше сосредоточиться на молитве к Богу и придаёт молитве больший уровень её важности для нас.
4. В английской Библии новой версии, а также в Библии версии James, в отличие от русской Библии допущена ошибка в Евангелии от Иоанна, гл. 4-22. В русской Библии Господь говорит самарянке, что спасение от иудеев. В английской Библии сказано, что спасение от евреев. В чем же здесь ошибка? Самаряне были не все евреями. Была ли эта женщина еврейкой не сказано, хотя в стихе 4:12 признаёт своим отцом Иакова. Из Святого Писания признавали только Пятикнижие Моисея. Остальную часть Ветхого Завета они ценили мало. Они имели свой храм на вершине горы Горизм и поклонялись Богу в своем храме. В Иерусалимский храм они не ходили. Иудеи были яростными врагами Господа, но иудеи вначале сделали очень многое для всех евреев, очищая их веру от идолопоклонства. Также их большая роль относится к составлению и пониманию всего Святого Писания. В Иудее родился и вырос царь Давид, и в его городе родился Господь. И это все во многом объясняет, что более правильно отражает слова Господа русская Библия.
5. В русской Библии, а также в английской Библии версии James в книге Иов,12:5, сказано: "Так презрен, по мыслям сидящего в покое, факел, приготовленный для спотыкающихся ногами". Но в английской Библии новой версии говорится о том, что те, кто находится в комфорте, т.е. уютно, и всем удовлетворены, не заботятся о других, находящихся в беде и терпящих всякие неприятности. В Библии новой версии явно сделано упрощение, которое, казалось бы, было направлено на то, чтобы помочь читающим и выразить это высказывание попроще. Это было бы хорошо, конечно, если бы не искажался смысл этого высказывания.
Дело в том, что в русской Библии совершенно не говорится о том, что сидящий в покое не заботится о тех людях, которые попали в беду. В русской Библии говорится не о том. В русской Библии говорится о факеле, о Свете, подразумевая под этим словом Слово Бог. Спотыкающимся ногами, т.е. грешным людям, нужен Свет, нужен Бог. Светом для людей стал Иисус Христос. Он говорит нам (Иоанна,12:46) "Я свет пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме". То есть в русской Библии говорится о том, что только для тех, кто нуждается в Боге, им и нужен Бог. Но в английской Библии новой версии говорится о другом: о том, что живущие комфортабельно не заботятся о тех, кто находится в беде. Это грубая ошибка, так как меняется смысл.
6. В английской Библии версии James, а также и в новой версии в отличие от русской Библии в послании "К римлянам", глава 14, отсутствуют последние 3 стиха: 24,25,26. Они помещены в конце главы 16, но после слова "Аминь" предыдущего стиха, что говорит о том, что они не принадлежат этой главе.
7. В русской Библии (Лука 14:24) написано: "Ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моего ужина: ибо много званных, но мало избранных".
Во всех английских Библиях отсутствует после двоеточия второе предложение, чётко и ясно объясняющее смысл всей притчи, что Господь избирает только тех людей, которые нуждаются в Нем, которые хотят быть с Ним вместе, которые являются искренне верующими людьми, то-есть Его избранными. Это очень важные слова и выбрасывать их из Библии нельзя.
8. В английской Библии новой версии в книге "Исход 32:24" отсутствует то, что Бог посетит Израиль. Говорится о наказании за грех, но то, что Бог посетит Израиль, этого нет.
9. Во всех Библиях с английским текстом, когда упоминается Бог в 3-м лице, местоимения: Он, Ему, Его пишутся не с заглавной буквы, а с маленькой. Непонятно это различие, когда в одном случае мы с уважением и преклонением перед Богом отдаем должное в правописании и пишем с заглавной буквы слово Бог и местоимение, относящееся к Нему "Я", но когда говорится о Боге в 3-м лице, то в Библиях с английским текстом уважение и преклонение перед Богом отсутствует.
10. В русской Библии во всех четырех Евангелиях в стихах: Матфей 3:16; Марк 1:10; Лука 3:22; Иоанн 1:32 говорится, что когда крестился Иисус, то Иоанн увидел "Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался (нисшёл) на Иисуса". В Библиях с английским переводом есть противоречие, и оно заключается в следующем: в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки не говорится о том, что Иоанн увидел Духа Святого (Духа Божия), а увидел Духа Святого Иисус Христос. Но в Евангелии от Иоанна уже говорится другое: Иоанн Креститель увидел Духа Святого. Конечно, Господь не мог не видеть Духа Святого. Но в русской Библии сказано о том, что Духа Святого видел Иоанн исключительно потому, чтобы быть свидетелем этого и это очень важно, так как свидетельства всех Апостолов предназначены для людей.
11. В русской Библии и в английской Библии версии James сказано в Евагелии от Иоанна в главе 8-ой, стих 9, что книжники и фарисеи были "обличаемы совестью", но в английской Библии новой версии этих слов нет, то-есть искажается смысл. Незнание английского языка не дает мне возможности сверить содержание в Библиях с английским и русским текстами. Я смог это сделать только отчасти. Надеюсь, что совместными усилиями христиан можно сделать больше.