Гуров Валерий Александрович : другие произведения.

Становление цивилизации. Арии, веды

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Есть один спорный пункт в концепции исторического становления цивилизации. Вот предшественники кроманьонцев - неандертальцы. За более чем сотню тысяч лет своего существования как вида, при примерно равных, а по некоторым данным и даже превосходящиt физиологических данных, в том числе и по объему мозга, они так и не смогли даже приблизиться к зачаткам цивилизационного развития и создания производительных хозяйств. Хотя и развили ряд весьма совершенных навыков приспособления к окружающим условиям, которые во многом переняли кроманьонцы при вынужденном контакте с нгеандертальцами. Несмотря на вот такое изначальное преимущество, это не спасло вид от полного вымирания. Можно считать случайностью, но есть основания полагать, что неким обитавшим на Земле на то доисторическое время более продвинутым в цивилизационном плане силам вероятность повторения кроманьонцами тупикового пути была столь очевидной, что они посчитали нужным внести определенные коррективы, посодействовав становлению родоплеменных отношений среди носителей гаплогруппы R1a. Главным было в таком воздействии - вовлечение племен данной гаплогруппы в развитие производительного хозяйства как на базе возделывания определенных сельскохозяйственных культур, так и доместикации животных.

  Даже спустя тысячелетия в преданиях славян сохранилась память о трех родах, наслоив на них названия племен из своего быта.
  "Вспомним о том, как при отце Арии был единым род славян. А после отца три сына его разделили род на три рода. А потом русколане и венеды разделились на два рода"[1].
   Эволюционный скачок предопределил на исторически долгий срок ведущую роль племен гаплогруппы R1a в цивилизационном становлении значительной части остального человечества на обширных территориях Азии и Европы. Все эти родоплеменные образования, имея общий корень происхождения, скорее всего имели и единый язык, общую или близкую культуру, исповедуя культ Солнца под именем "Ра", устойчивое во времени отношение к умершим, включая определенный ритуал захоронения. С доплеменных времен, когда только-только наметились иерархические отношения в среде отдельных семейств носителей Y-хромосомной гаплогруппы уже сформировался ритуал захоронения старейшин семейств отдельно от рядовых его членов в каменных склепах или в нечто подобному саркофагу из каменных плит. И непременно с обильным посыпанием охрой. А в последующие времена и с помещением в могилу или гробницу наиболее ценных для покойника предметов. И этот ритуал незначительно видоизменяясь сохранялся тысячелетиями во всех последующих родоплеменных образованиях культа Ра, являясь отличительной особенностью носителей гаплогруппы R1a и даже ее сестринской гаплогруппе R1b.
  Версия определяющего влияния одного из родов, мигрировавшего на юго-запад из ареала начального обитания Алтай-Саяны в поисках лучших условий возделывания сельскохозяйственных культур, была рассмотрена в предыдущих главах[2]. Подтверждением версии в какой-то мере является результат моделирования формирования и миграции популяции земледельцев, представленный на рис. 1 зеленным цветом.[3]
  
   []
  Не менее значима и эволюционная судьба рода "ТатРа". Скорее всего, старейшего рода, который остался верен традиционным способам выживания путем охоты на крупных животных и рыболовства. Этот род начал мигрировать еще в палеолите вслед за стадами мамонтов и шерстистых носорогов, которые продвигались вслед за отступающей на север лесостепной зоной под напором тепла и влаги. Вместе с этим родом мигрировали и племена более древней гаплогруппы Q, основу жизни которых составляла также охота на крупных животных.
  В обоснование путей такой миграции племен можно привести обилие названий водных объектов на территории Сибири, начинающихся на "Инд". "Инд" на современном санскрите - "река". Но как-то глупо выглядит "Инд" в названиях озер, а таких не мало. Поэтому более правдоподобной выглядит версия, что изначально "Инд"-ом называли мамонта. Вот и в преданиях многих сибирских народностей находки туш мамонтов называют "индрик-зверем". Водоемы же получали свои названия как указатели районов, где кормятся эти животные. И тогда объяснимыми становятся и названия нескольких водных объектов на северо-востоке Европы, как местах обитания мамонтов. Да и само название "Индия" в таком интерпретации переводится как "страна слонов"
  Охота на крупных животных требовала большого количества орудий и предметов охоты, а это, в свою очередь, накладывало зависимость мест обитания племен от источников сырья, в частности кварца, обсидиана. В какой-то мере такое обстоятельство и предопределяло пути миграции, а также закрепление и совершенствование навыков работы с горными породами.
  Упомянутое выше множество "санскритских" гидронимов на севере Сибири также может служить подтверждением процветания племен в регионе. Тому способствовал относительно мягкий и влажный климат на севере азиатского побережья в период аллердского потепления. Круглогодичная кормовая база из разнотравья поддерживала жизнь многочисленных стад мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов. И охота на них, в сочетании с рыболовством в многочисленных водоемах, полностью обеспечивала потребности растущей популяции племен в еде. Нельзя исключить и попыток одомашнивания местных видов баранов и оленей, включая и приручения молодняка мамонтов.
   Но не только разнотравьем была богата природа того времени. Уникальное сочетание открытых месторождений меди и пластов угля в районе Норильских гор создали все условия для зачатков металлургии. Подтверждением тому являются найденные следы очагов и древней выработки руд в этом районе.
  "В Ригведе имеется много мест, которые обычно оцениваются как темные и не имеющие смысла. На деле же они, рассматриваемые в свете нового научного подхода, полностью раскрывают картину принадлежности полярных атрибутов ведическим богам или же говорят о структуре древнейшего арктического календаря. Равным образом и Авеста выразительно сообщает о том, что счастливая земля Айрьяна Ваэджо, то есть арийский рай, была расположена там, где солнце светило лишь один очень долгий раз в году, и что эта страна была разрушена наступившими льдами и снегом, которые сделали ее климат настолько непереносимым, что надо было уходить оттуда к югу." [4]
  Из-за планетарной катастрофы 12,5 тыс. лет назад в океанах возникли гигантские волны цунами, обрушившиеся на континенты. На севере азиатского побережья эти волны накрыли сушу в меньшей степени по причине еще нерастаявшей массы океанического льда. Но зато волны подняли на сотни метров массы этого льда и бросили их на прибрежную часть. Шедшая впереди нагонная волна топила всю живность, а следом двигающаяся ледяная масса накрывала утопленников, консервируя их в быстро замерзающем слое воды. Сотни метровая преграда, выплеснутая в прибрежную зону, перекрыла стоки северных рек, что привело к обширному затопленнию прибрежных территорий и поднятию уровня северных рек. Установившееся многовековое похолодание (поздний Дриас) привело к тому, что в зимние периоды мелководье промораживалось насквозь. В короткие летние периоды поверх нерастаявшего льда растекалась вода стоков рек, которая затем намерзала в зимние периоды. Вот так в течении более чем двух тысяч лет формировалась вечная мерзлота. Наступившее затем значительное потепление окончательно растопило ледяной барьер, освободив сток рек и прекратив рост толщи мерзлоты. Резкое и обширное изменение природно-климатических условий на севере Азии быстро уменьшило кормовую базу для выжившей части травоядных животных Севера. Начался необратимый процесс вымирание крупных травоядных в условиях дефицита пропитания, особенно в зимние периоды. Катаклизм пагубно отразился и на разросшейся популяцией племен. Изменившиеся условия существования ограничили коммуникативные связи между племенами, разбросанными на огромной территории побережья Ледовитого океана, прервав их вовсе между племенами на севере Сибири и северо-восточной части Европы. В попытках выживания племена начали миграцию на юг.
  Суровые условия существования, вызванные длительными морозными периодами, в сочетании с резко сократившейся численностью объектов охоты и ухудшением условий для рыбной ловли в зимние периоды, не могли обеспечить прокорм племен. В условиях дефицита пропитания закономерно стал практиковаться способ выживания за счет соседей. Следует отметить, что такой способ выживания в экстремальных условиях не является чем-то исключительным, он свойственен всему животному миру и является одним из способов подстройки численности популяции под кормовую базу. Конфликтная ситуация стимулировала у части племен, овладевших техникой выплавки и обработки металла, создание орудий борьбы из металла, выделив тем самым эти племена в независимую группу. Подтверждением тому может служить археологическая находка мечей и кольчуги на Таймыре в культурном слое 5-6 тысячелетней давности.
   Сравнительно недавно вскрытый грунтовый могильник Бузан-3 неподалеку от места слияния Исети и Тобола интересен тем, что в нем было произведено захоронение в лодке, дно которой обильно посыпано охрой. По данным радиоуглеродного анализа, памятник датируется IV тысячелетием до н.э. Подобное захоронение в лодке известно под названием Таримской принцессы в Таримской котловине на территории Китая, и датируется примерно тем-же историческим временем. Для таримского захоронения уcтановлена гаплогруппа R1a. Идентичность ритуального действа призахоронении позволяет предположить, что и в Бузанском захоронении носитель той-же гаплогруппы. Такое совпадение может служить подтверждением предложенной версии миграции родоплеменных групп "ТатРа".
  Анализ остатков 5-метровой ладьи из Бузанского захоронения подтвердил, что она до захоронения использовалась по целевому назначению. Это говорит о высокой культуре строительства и применения плавсредств племенами гаплогруппы R1a. на территории Сибири. К тому же большое число наскальных петроглифов в верховьях рек Оби, Енисея и на всей протяженности реки Лены, изображающих гребцов на лодках, также подтверждает такой вывод. Интересно, что подобные петроглифы обнаружены еще в Карелии и Скандинавии.
  Есть одна особенность в географическом распределении петроглифов. Их совершенно нет в низовьях рек Оби и Енисея. Вот эта странность в сопоставлении с рядом работ о послеледниковом ландшафте северной Сибири позволят предположить, что эти районы в те доисторические времена были затоплены. Такая водная преграда стала препятствием общения восточноевропейской и сибирской популяции племен. Лишь немногие племена решались на миграцию через Уральские хребты на запад. К ним, предположительно, относились и племена чуди.
  Среди многих народностей Сибири распространены предания и легенды о некой чуди, когда-то давно обитавшей от предгорий Урала до Алтая. Во всех преданиях чудь - некий народ, обладающий знаниями горных пород и умением добывать и изготовлять искусные изделия из металла. Селился сей народ либо в пещерах, либо землянках. Добывал пищу охотой, а для хранения запасов строил среди тайги на высоких сваях (курьих ножках) домики, это по одной версии; по другой версии, такие домики сооружались под захоронения, своеобразные прообразы будущих дольменов. Со временем этих домиков в лесной зоне стало столь много, что пришедшие спустя века в тайгу татары стали называть Зауралье "страной ящиков" - Тартарией. Не меньше от этого народа осталось и следов добычи металлизированных руд.
   "Писатель Д.Мамин-Сибиряк насчитал порядка 1700 древних копей открытых и известных на тот момент. Стоит внимательнее изучить историю любого завода или рудника и упоминания о них найдутся непременно: что, мол, место было вовсе не новое, а издревле уже кем-то разрабатывалось. Еще с XVII в. на старые "рудокопия" ездили экспедиции отправленные горнозаводчиками. Считается, что чудские копи оказали неоценимую услугу развитию металлургии России как таковой от Урала до Алтая.
  Самое крупное сосредоточение чудских копей находится на Южном Урале. При этом лишь для половины найденных объектов современные ученые смогли определить предмет добычи: обычно это была медь, олово или золото. А вот что добывалось в другой половине шахт - ученые не знают"[5].
  Со временем с Урала европейская чудь расселилась от перми-вятских краев до берегов восточной Балтики. В названиях мест, населенных некогда чудью, сохранилось множество таких наименований как: Чудское озеро, город Чудово, Чудья пещера, Чудский берег, река Чуть, деревни Передние Чуди, Средние Чуди, Задние Чуди, Чудские заходы, Чудская рудница, Чудиново, Чутково, Чутка (Чудка), Чудинково, Чудская гора и проч. Значительная часть подобных названий приходится на Ленинградскую и Псковскую области.
  Судя по границам вечной мерзлоты европейское северо-восточное побережье от цунами почти не пострадало. Во всяком случае сохранился сток северных рек в Ледовитый океан, да и Белое море не было изолированным от океана. Поэтому под напором холодов не все племена мигрировали южнее. Часть из них перешли на охоту за морскими млекопитающими. Тому подтверждением являются петроглифы на скалах прибрежных районов, в том числе и со сценами охоты на китообразных. Не случайно, что среди археологических находок Кундской культуры (9-8 тыс. до н.э.) так много костяных гарпунов.
  Одними из древнейших захоронений носителей гаплогруппы R1a M-459 является Васильевское (Запорожская обл..) датируемое 8800-8600 годами до н.э. Примерно этим же временем датируются и захоронения носителей той-же гаплогруппы в Архангельской обл.
  Самый древний член рода R1a был найден на территории Архангельской области на берегу озера Лача, расположенном к югу от Каргополя. Он умер около 9300 л.н. Это был высокорослый долихокранный палеоморфный европеоид. Его рост достигал 175-177 см. Он был членом очень древней У-хромосомной семьи R1a-M459>M745>YP1306, которая возникла в семействе R1a примерно 12800 л.н. Ещё позже его сородич по Y-хромосомной семье был найден в Карелии на Южном Оленьем острове Онежского озера. Он жил среди племён Карельской археологической культуры и умер около 7200 л.н.
   Учитывая, что и там, и там захоронения располагались вблизи поселений охотников-собирателей мезолита, то логично предположить, что Васильевские поселения мезолита - это миграционные поселения населения северных областей Европы, которые пришли вслед за перемещением на юг объектов охоты, крупных травоядных, по причине начавшегося тысячелетнего похолодания позднего Дриаса. Судя по стрелам, застрявших в костяках в ряде захоронений, такое переселение в южные области было далеко не мирным, встретив сопротивление автохтонного населения. Тому подтверждением являются антропологические материалы могильников, которые демонстрируют изменение населения средиземноморского антропологического типа (Волоское) массивным протоевропеоидного (Васильевка II, III), а позже массивными северными европеоидами Вовнизького типа. В оптимальный климатический период 5-8 тыс. л.н. началось наступление широколиственных лесов вплоть до полярных широт Европы. Вслед за отступающей на север лесостепью подались и крупные травоядные и, естественно, племена охотников-собирателей У-хромосомной семьи R1a-M459>M745>YP1306.
  В большинстве древних захоронений, как правило, среди костяков гаплогруппы R1a находят и гаплогруппу R1b, иногда и других гаплогрупп, все с другим характером захоронения - вытянутые на спине. Такое соседство где-то понятно. Миграционные процессы чаще всего затрагивают соседние племена, с которыми ведущее племя поддерживает тесные экономические связи, да и имеет близкородственные отношения по женской части. А так-как R1b является сестринской по отношению к R1a, но несколько с другими культурными традициями, то уместно положить, что какая-то часть племен "эрбинов" (носителей гаплогруппы R1b) мигрировала вместе с ведущими племенами.
  Быт племен от западного побережья Балтики до бассейна Печоры характеризуется как культура гребенчато-шнуровой керамики периода 7-4 тысячелетия до н.э. Основой существования для племен были охота и рыболовство. Причем рыболовство, связанное с использованием плавсредств. Такой вывод подтверждает как большое количество каменных инструментов, явно предназначенных для работы по дереву, так и костяных приспособлений явно предназначенных для рыбной ловли на открытой воде. Название же культуры происходит от умения изготовливать керамические сосуды большой емкости с ямочно-гребенчатым орнаментом характерной формы.
   "Находки керамики с гребенчатой орнаментацией известны и значительно восточнее - в частности, среди артефактов культуры Синлува, существовавшей на северо-востоке современного Китая в VII-VI тыс. до н. э., а также на территории современной Кореи и в верховьях Енисея и Ангары"[6].
  Такой феномен совпадения с одной стороны подтверждает версию исторической прародины племен в предгорьях Саян, с другой стороны тот факт, что отсутствие письменности и слабые коммуникативные связи между общинами и племенами порождают крайне высокую устойчивость однажды найденных приемов изготовления предметов труда и быта, передаваясь из поколения в поколение.
  Рассмотренная ранее миграционная история племен рода Ра с зерновым уклоном воспроизводящего хозяйства уже на рубеже неолита-энеолита распространилась далеко за пределы Балкан. Такая их миграция была скорее всего вынужденной, в силу явного проявления определенных негативных последствий расширенного воспроизводства. Дело в том, что расширенное воспроизводство, создавая избыток продовольственного ресурса, стимулирует демографический рост популяции. Низкая культура земледелия требует больших затрат человеческого труда, что обуславливает скученность проживания в пределах небольших территорий. Большая плотность населения сильно ухудшает экологию в местах проживания, способствуя появлению и быстрому распространению инфекционных заболеваний. К тому же запасы долговременного хранения зерновых культур благоприятствуют распространению грызунов, этих традиционных распространителей блох, а вместе с ними и таких крайне опасных болезней, вызывающих эпидемии, как чума. Вот эта причина, которая усугублялась еще и падением урожайности из-за интенсивной эксплуатации возделываемых земель, и являлась побудительной причиной периодической миграции всего населения на новые места, часто с преданием огню старых поселений, чтобы избавиться от заразы.
  Тысячелетний опыт миграции не мог не выработать приспособительных механизмов совместного проживания с автохтонным населением. А судя по гаплогруппам тех останков, которые находят на пути предполагаемой миграции племен, ассимилируя их. Что приводило со временем к миграции не базовых племен как таковых, а неких общностей, состоящих из общин различных гаплогрупп, включая и семей базовой гаплогруппы R1a, которые в силу своих более продвинутых социальных навыков, знаний и более высокой культуры сохраняли привилегированное положение в такой общности.
  География Балкан определила два преимущественных пути миграции. Одно из них на северо-запад вдоль русла Дуная. На этом пути общности отметились созданием таких культур как культура Лепенсих Виров, Старчево-Кришская культура, культура Линейно-ленточной керамики. Второй путь - к поймам рек Буга, Днестра и Днепра через Буго-Днестровскую культуру к Кукутень-Трипольской и Днепро-Донецкой культурам. Каждая из последующих культур отличалась от предыдущей техникой изготовления более совершенной керамики и высоким уровнем изготовления бытового инвентаря из камня. Да и еще большим разнообразием возделываемых сельскохозяйственных культур, а иногда новыми видами одомашненных животных.
  Культура линейно-ленточной керамики (КЛЛК) существовала в период с 6000 до 4500 лет до н.э., на территории Центральной Европы, преимущественно в бассейнах рек Рейна, Эльбы, верховий Дуная. Основным занятием племен культуры было разведение крупного рогатого скота с ориентацией на мясо-молочную продукцию. Селились в долинах рек, наиболее плодородные земли которых использовали для выращивания пшеницы, бобовых, ячменя, проса, ржи, мака. Но поля были маленькие, что говорит о второстепенности сельскохозяйственных культур. Палеогенетика захоронений этого периода определяет в основном гаплогруппы автохтонного населения. Но при этом много захоронений с типичным ритуальным захоронением носителей гаплогруппы R1a в положении на боку и с посыпанием охрой. Много и кремированных захоронений, что также характерно для этой гаплогруппы. Следует отметить и такую особенность в ритуале погребений, как строительство посреди селения "дома мертвых", который отличался от жилых домов лишь тем, что полностью укрывался дерном и оконтуривался ровиком. По сути они были прототипами будущих погребальных мегалитов.
   Но вот такая особенность, как каннибализм, возможно и ритуальный, у автохтонных насельников совершенно не способствовал к совместному проживанию, когда из охотников превращаешься в добычу. Конфликтная ситуация являлась побудительной причиной строительства защитных валов, а иногда и стен вокруг поселений на поздних стадиях существования культуры. Еще в большей степени эта тенденция проявилась в культуре воронковидных кубков (КВК), которая в какой-то мере являлась преемницей исчезающей культуры ЛЛК, скорее всего по тем же причинам, что и предшествующие ей. А именно, из-за истощения почв и ростом эпидемической нагрузки. Поэтому и ареал распространения КВК был севернее, вдоль южного побережья Балтийского моря, на территории Дании и даже вдоль побережья Скандинавии. Процесс ее становления на этой территории был более сложным из-за жесткого сопротивления автохтонного населения. Но где-то на рубеже 4000 лет до н.э. сопртивление было подавлено и распространение культуры стало быстрым.
  "Распространение земледельцев было быстрым, зачастую морским путём. Радиоуглеродные даты на южных и северных побережьях практически не отличаются, что подразумевает оперативную экспансию.  Как и в других случаях, период роста был стремительным, существенным, но не очень долгим - порядка триста-четыреста лет"[7].
  "Для этой культуры, также как и для других неолитических земледельцев предполагается молочное хозяйство.  Часть сосудов обнаруживает следы молочных липидов. Это заметно не только в материальной культуре, но и на зоологическом материале, показывающем, что крупный рогатый скот мог содержаться на молочное производство. Однако, судя по геномным исследованиям, это было производство продуктов с пониженным присутствием лактозы, типа сыров или йогуртов. Толерантности к лактозе у этих людей ещё не было.   Также с приходом КВК увеличилась добыча кремня для производства топоров" .[7]
  Ещё одна особенность скандинавского раннего земледелия - следы плуга и распашки.  По сути это самые ранние в Европе следы распашки. Позднее появилась и парная тяги для распашки. Волы использовались и для транспортировки груза в повозках. Изображения колеса и пашни встречаются на стенах мегалитических погребений. Да и сами погребальные мегалиты, сложенные из огромных валунов, свидетельствуют как о появившемся социальном расслоении, так и очень давней ритуальной традиции племен солнцепоклонников хоронить служителей культа и верховную элиту в каменных гробницах. Эти мегалитические гробницы несли и сакральный смысл, являясь местом ритуального поклонения и инициации. Не случайно, что со временем такие мегалиты стали приобретать определенную конструктивную форму, свойственную дольменам.
  С миграцией части племен культуры ЛЛК на север места их прежнего обитания заняли племена культуры Лендель, которая сформировалась в верховьях Дуная 5000 лет до н.э. на основе культуры ЛЛК с большой примесью населения из восточной Прибалтики. Истощенные земли между Рейном и Эльбой земледельцами предшествующей культуры определили у этой культуры основу производительного хозяйства с упором на домашнюю живность и прежде всего на разведение свиней и коз. Отличительная особенность культуры Лендель состояла в том, что она, обладая сравнительно небольшими жизненными ресурсами, широко практиковала обмен с соседями. В том числе и с племенами юго-западного побережья Балтики. Об этом свидетельствуют изделия из янтаря в археологических раскопках. С другой стороны, влиянием культуры Лендель можно объяснить начало культивирования сельхозпродуктов на территории Прибалтики. В частности, археологами на стоянке Вита-Литовская (IV век до н.э.) обнаружены зерна ячменя. На этот же период приходится и начало содержания одомашненных животных. [8]
  Археологические данные относительно племен от восточного побережья Балтики и далее по всей лесной полосе Северо-Восточной Европы периода существования культуры Лендель позволяют предположить, что их основу составляли носители древней гаплогруппы R1a, из числа тех, которые 15 тыс. лет назад отделились от основного рода, мигрировав на север Азии, вслед за стадами крупных травоядных. Или в нашей версии - расплодившиеся племена древнего рода "ТатРа".
  "Согласно современным данным палеоклиматологии, антропологии, лингвистики, этнографии и других сопредельных наук на территориях европейского Севера России к моменту прихода славян проживали в основном потомки древнего индоевропейского населения, сохранившего архаичнейшие общеиндоевропейские культурные традиции, архаический тип лексики и архаический приледниковый антропологический европеоидный тип. Их контакт и взаимовлияние со славянскими группами, продвигавшимися на данные территории, были облегчены наличием близости языка, антропологического типа и многих культурных традиций, доставшихся и тем и другим от их общих индоевропейских предков." [9]
  Географический изоляционнизм, неспешность эволюции в рассматриваемом историческом периоде предопределили большую устойчивость социальных отношений, системы мировоззренческих верований, религиозного культа и обрядов. Да и язык племенного общения вряд ли сильно изменился за этот период, что способствовало обменным отношениям с населением культуры Лендель, включая и быстрое усвоение всех тонкостей доместикации животных и агротехники выращивания зерновых и других сельскохозяйственных культур. Но особое "впечатление" на соседние племена произвел одомашненный крупный рогатый скот, и прежде всего коровы, как гарантированный источник такого калорийного продукта, как молоко. И видимо с тех давних времен у племен ямочно-гребенчатой керамики сложился культ священного почитания этого животного.
  Торгово-обменное взаимодействие двух родственных групп племен, но с разным уровнем материальной и духовной культуры, породил вражду. С одной стороны, племена культуры ямочно-гребенчатой керамики, позиционирующие себя как Веды (венеды), которые в преданиях и культовых обрядах передавали из поколения в поколение веру в свое старшинство среди родственных родов, свое духовное величие, укрепившееся обитанием в суровых условиях Севера, и имеющих устоявшуюся систему культовых обрядов. С другой стороны, племена младшего рода, называвших себя "ариями", но изрядно подрастерявшие за время тысячелетних миграций свою изначальную бытность, к тому же сильно разбавленные кровью ассимилированных народов, но были более продвинуты в плане ведения производительного хозяйства и имели лучший материальный достаток. Вот это несоответствие не могло не привести к конфликтным отношениям в борьбе за главенство. Да и чисто материальная зависть тоже способствовала конфликтной ситуации. При таких отношениях с очевидностью возникает необходимость в совершенствовании оружия борьбы, что со временем и породило культуру боевых топоров, известную еще как культура шнуровой керамики.
  Одной из археологической особенностей этой культуры являлось то, что "Погребения делались глубиной около метра, без каких-либо внешних признаков, в скорченном положении; мужчины лежали на правом боку, женщины на левом, и те и другие лицом на юг. Могилы часто расположены в ряд. Многие отмечены небольшой насыпью. Могилы мужчин обычно содержат каменный боевой топор"[10]. Ритуал захоронения на боку в положении эмбриона с посыпанием охрой типичен для носителей гаплогруппы R1a - M417. А вот "оснащение" в ряде захоронений покойников боевым топором - явный отголосок о весьма напряженных отношениях с соседями. Конфликтная ситуация привела относительно быстро к убыли автохтонного населения и установлению доминирующей хозяйственно-культурной деятельности носителей гаплогруппы R1a - M417. Подтверждением является схема смены гаплогрупп на временном интервале рассматриваемого периода, представленная на рис. 2[11], которая разработана на основе обработки большого объема генетического материала из захоронений в Богемии.
  .
    []
  
  И то, что позиционирование представителей КШК более продвнутым родом было далеко не на уровне межплеменного общения, а вдалбливалось этими самыми топорами, говорят вот такие факты:
  "Шведско-норвежская культура боевых топоров, или Культура ладьевидных топоров, возникла около 2800 до н. э. и известна по примерно 3000 могил. Время их появления и распространения по Скандинавии названо Период раздробленных черепов, потому что к этому времени относятся находки захоронений людей с раздробленными черепами, причём не только мужчин, но и много женщин и детей . Наступление этой культуры было насильственным и быстрым, наиболее вероятно, что оно произошло в результате индоевропейского вторжения (особенно протогерманского)"[10]
  "На фоне устойчивости неолитической женской популяции Центральной Европы и сохранения разнообразия её митохондриальных гаплогрупп тем более катастрофическим выглядит уменьшение мужской популяции неолитических земледельцев - более чем в 5 раз [14] или даже в 17 раз[15]. Это численное уменьшение сопровождается исчезновением разнообразия мужских гаплогрупп - как было показано, на огромном пространстве от Германии до Эстонии прежний набор мужских линий сменяется почти что безраздельным господством линии R1a-M417 (R1a1a1) и производных от неё. Подобное полное замещение мужского населения могло быть осуществлено только насильственным способом, что подтверждается археологическими находками". [13]
  Но и экспансия ведических племен также сопровождалась трагедиями:
  "В Германии у местечка Эулау были обнаружены 13 человек (большинство дети и женщины) с датировкой 4600 лет назад, с раздробленными черепами и каменными наконечниками стрел в костях. Удалось определить гаплогруппу у двух мальчиков (возрастом 4-5 и 8-9 лет) и мужчины возрастом 40-60 лет - у всех она была R1a".[12]
  
  Наиболее вероятными виновниками этих действий были племена культуры шаровых амфор.  Ареал этой культуры локализовывался от бассейна Эльбы на западе до Вислы на востоке.
  
  Ограниченность доступных медных залежей в новых областях обитания культуры боевых топоров привела к определенной деградации в навыках металлургии, но компенсировалась высоким уровнем обработки камня и других поделочных материалов как для хозяйственных нужд, так и для производства оружия. И тем не менее хоть и редко, но среди археологических находок присутствуют и медные изделия преимущественно Балканского происхождения.
  
  Среди достижений культуры шнуровой керамики можно отметить появление повозок, предположительно под воловью тягу а также умение строить суда, пригодные не только для промысла в Балтийском море, но и доставки больших контингентов "колонизаторов" на скандинавское побережье. Наряду с совершенствованием каменного оружия происходила и социальная дифференциация в племенах с наделением привилегированного статуса воинам и служителям культа. Это отразилось и погребениях. Если умершие рядовые члены общества большей частью кремировались, то служители культа и воины захоранивались.  Типичным погребением для павших воинов КШК являлась вырытая в земле могила с возведённым над нею курганом. По примерным подсчётам, за первые 4 столетия существования культуры шнуровой керамики в Центральной и Северной Европе было сооружено около 30 тысяч подобных курганов. Погребения были, как правило, индивидуальными, покойники укладывались лицом на юг, мужчины головой на запад, женщины - на восток. Смена ритуала погребения по отношению к КЛЛК является свидетельством того, что веды спустя короткое время стали доминирующей силой. Это во-первых. Во-вторых, быстрое распространение КШК на огромные территории свидетельствует, что племена стали широко применять повозки, запряженные волами, для перемещения грузов, неизбежных спутников миграционных перемещений. А вот побудительной причиной такой миграции был быстрый рост стад и необходимость пастбищ для их прокормки, особенно в зимнее время, которое после окончания периода оптимального потепления перешло в фазу очередного похолодания с более снежными и суровыми зимами.
  За тысячи лет миграции ариев существенно менялись жизненные условия племен, и в соответствии с ранее сформулированной гипотезой о приспособительной мутации Y-хромосомы, это отразилось появлением снипов M198 (Иран, Афганистан), M417 (Балканы, 9400 лет назад) и Z645 (Европа, 5400 лет назад). В отличие от арийских племен у ведов жизненные условия за тот же период менялись слабо, что и отразилось в появлении лишь снипа М17 и, как не странно, снипов М417 и Z645. Вот появление последнего снипа у ведов, аналогичного мутационным изменениям в геномном аппарате ариев, в какой-то мере является доказательством обусловленного характера изменений в Y-хромосоме индивидов, а не его случайной мутацией.
  Другое миграционное направление ариев с Балкан на северо-восток также характеризовалось возникновением ряда неолитических культур.
  Бу́го-днестро́вская культура - неолитическая культура VII -VI тысячелетия до н.э. Известна по группам поселений по рекам Днестра и Буга. 5800 лет назад на территории культуры начинается производство керамики и через один-два века дикорастущие злаки в рационе населения сменяются окультуренной пшеницей и полбой. К этому времени меняется вид производимой керамики, да и сама технология ее изготовления тоже меняется. Все это подтверждает начало экспансии арийских племен, мигрирующих в северо-восточном направлении. В это же время появляются признаки одомашнивания свиней и крупного рогатого скота.
  Конец культуры примечателен тем, что она примерно на рубеже V тысячелетия до н.э. исчезает под напором носителей культуры ЛЛК. Остатки местных племен мигрировали к Днепру, где ассимилировавшись с автохтонным населением Днепро-Донецкой культуры, стимулировав начало земледелия в ареале обитания племен этой культуры.
  Столкновение носителей двух культур, становление которых по сути инициировано родственными арийскими племенами, объясняется тем, что тысячелетняя ассимиляция автохтонных групп населения привела по сути к размытию изначальных родо-племенных отношений. В результате в большинстве найденных захоронений того периода с большим количеством представительных артефактов гаплогруппы костяков оказываются совсем не арийские. Это подтверждает гипотезу о далеко не ведущей роли арийцев в социумной жизни населения поздних культур. И тем не менее спустя определенное время, не без влияния ариев, в ареале Буго-днестровской культуры возникает одна из самых развитых на то время культур - Кукутень -Трипольская.
  Культура Триполье-Кукутень с хронологией от 7 до 4,6 тысяч лет назад. Населениее культуры расселялось из Прикарпатья на восток вдоль южной и северной границ лесостепи до Днепра. Трипольская культура просуществовала всего около 3 тысяч лет, после чего навсегда сгинула где-то в 2600-е годы до н.э. Могил этого народа, предпочитавшего сжигать своих усопших, практически не сохранилось. И это затрудняет установление генетической принадлежности народа культуры. С другой стороны, ритуал подобного погребения как раз был больше всего в ходу именно у ариев и этот факт позволят предпложить арийскую основу бытия населения культуры.
  "Культура была весьма развита в ведении сельского хозяйства. Они сажали и собирали пшеницу, ячмень, горох, другие бобовые. Археологические данные показывают, что трипольцы также были искусны в гончарном деле. Они создавали прекрасную глиняную посуду, статуэтки, различные предметы быта и украшения. У этой цивилизации были огромные, выглядевшие вполне современно печи, которые они украшали цветными узорами. Качество из керамики трудно переоценить".[16]
  
  "Цивилизация строила жилые дома, храмы и различные общественные здания. Удивительно, что в такой глубокой древности столь умело возводили строения площадью, превышающей семь сотен квадратных метров! Археологи говорят, что поселения Кукутень-Триполья были самыми крупными городами того времени"[16].
  Дома были глинобитные, иногда даже двухэтажные. В типовых поселениях было 20-30 домов. Но были и такие, где численность населения достигала нескольких десятков тысяч человек. Одной из характерных особенностей культуры была периодичность уничтожения поселений (через 50-70 лет), путем их сжигания вместе с утварью. Эта особенность еще раз подтверждает, что культовая основа трипольской культуры базировалась на традициях ариев, в том числе приобретенных ими на долгом периоде скотоводства-земледелия, что являлось своеобразной санитарно-эпидемиологической мерой того периода. К тому же периодическое обновление пашен при подсечено-огневом земледелии поддерживало урожайность на уровне, способном обеспечить прогрессивный рост населения. Но такая система хозяйствования приводила к быстрому росту территориальных притязаний трипольцев на земли, занятые разнородным автохтонным населением. И если более низкая культура последних позволяла сравнительно бесконфликтно ассимилировать их в свою культуру, то со временем трипольцы неизбежно выходят к границам конкурирующих культур, что приводит к вооруженным конфликтам, не всегда с благоприятным исходом.
  К середине периода существования трипольцев среди каменного инвентаря начинают появляться медные изделия, явно приобретенные путем торгового-обменных контактов с соседними балканскими культурами. Но из-за отсутствия собственного производства широкого распространения медные изделия не получили. К началу III тысячелетия до н.э общинный образ жизни трипольцев начинает меняться. Вместо больших многосемейных строений появляются небольшие полуземляные постройки, рассчитанные на проживание одной семьи. Уменьшается количество расписной керамики, появляется посуда округлой формы с орнаментом по краю венчика (защипы, оттиски, верёвочки, наколы); обжиг неравномерный. Посуда лепная, ручной работы (без гончарного круга). Кроме посуды трипольского типа все больше появляется заимствованная.
  Если племена ариев и ведов в какой-то мере являлись близкородственными, то вот носители гаплогруппы R1b (далее эрбины) хотя и имели общий "корень" происхождения, но, скорее всего, в силу совершенно отличного образа жизни, связанного с особенностями добывания пропитания, существенно позже пришли к родоплеменным отношениям. Специализируясь преимущественно на охоте за крупнорогатыми, лошадьми и им подобными, эрбины были вынуждены вести весьма подвижный образ жизни, который совсем не способствовал установлению родоплеменных отношений. В силу своей подвижности общины эрбинов еще в ледниковый период продвинулись по евроазиатским степным просторам далеко на запад.
  "Самый древний образец этой гаплогруппы обнаружен в Северо-Восточной Италии в пещере Виллабруна, его возраст около 14 тысяч лет (тл). У него определена группа R1b1a или R-L754. Его классифицируют как западноевропейского охотника собирателя (WHG) эпиграветтской культуры. В районе Железных ворот на Дунае были найдены останки нескольких мужчин, живших между 11,2 и 8,2 тысячами лет назад(тлн). У них выявлена группа R1b1a1a или R-P297. Несколько мужчин возрастом от 9,5 до 7 тлн были похоронены на Украине, у них определили группу R1b1a или R-L754. На территории современной Латвии в могильнике Звейниеке нашли останки датируемые периодом от 9,5 до 6 тлн, которые отнесены к группе R1b1b R-PH155. Похороненный около 8,7 тлн мужчина, был найден на территории Румынии, ему установили группу R1b1c или R-V88"[17].
  Тем не менее, какая-то часть эрбинов традиционно оставалась вместе с ариями, даже во времена их миграции, о чем свидетельствуют древние захоронения. Видимо был своеобразный симбиоз путем обмена сельскохозяйственной и животноводческой продукцией. В этой связи есть все основания полагать, что если пальма первенства в доместикации растений принадлежит ариям, то в доместикации большинства животных заслуга эрбинов. Тысячелетняя совместная миграция породила многочисленные родственные отношения между ариями и эрбинами, и, как результат, на некотором временном этапе такой совместной миграции это привело к установлению в среде эрбинов родоплеменных отношений. И хотя в среде эрбинов сохранялись свои культовые традиции и культурные отличия, но их трансформация под действием более продвинутых отношений из среды ариев была неизбежной, включая язык общения и идентификацию себя как ариев. И тем не менее, как показывает вся мировая история социумных отношений, система мировоззренческих и обрядово-религиозных традиций оказывается весьма устойчивой, являясь своеобразной идентификационной картой племен и народностей. Одной из таких традиций являлась особенность ритуала захоронения усопших, состоящая в том, что покойников хоронили всегда на спине, и практически всегда посыпали охрой в знак их принадлежности к тому же сонму солнцепоклонников, что и арии. А для публичных, знатных, состоятельных оборудовались гробницы из каменных плит или даже бревенчатые сооружения, наполненные скарбом, необходимым для загробной жизни. Переняли эрбины от ариев и культуру земледелия, хотя животноводству всегда уделялось приоритетное внимание. В силу изложенного, можно полагать, что миграция первой волны ариев-земледельцев также была совместной с племенами эрбинов. Совместной, а не ассимилированной, в силу существенного различия в способах ведения воспроизводящих хозяйств. Это различие на исторически длительном пути миграции ариев и эрбинов через Среднюю и Ближнюю Азию неизбежно приводило к весьма существенным различиям в численности их популяций. По пути миграции часть размножившихся племен отпочковывалась от общей массы, оставалась в местах благоприятных для земледелия или скотоводства, ассимилируясь с автохтонным населением и, если в последующем условия благоприятствовали их развитию и размножению популяций, то в этих местах возникали самостоятельные археологические культуры и даже локальные цивилизации. Вот в этой интерпретации появляются основания считать, что в основе возникновения таких цивилизаций как Хараппская  (Геном древней женщины из Ракхигархи имел много общего с генетическим материалом 11 древних образцов из Центральной Азии ), Саммарская археологическая культура (керамика со свастикой, как символа солнечного божества у ариев) и др. были в какой-то мере инициированы племенами либо эрбинов, либо ариев.
  Исторически длительное пребывание арийских племен на территории Анатолии стимулировало не столько развитие земледелия среди автохтонного населения, сколько распространение навыков скотоводства, особенно по части производства молочной продукции. Вот это и предопределило ведущую роль скотоводческих племен эрбинов на всей территории Ближнего Востока, включая Левант и Аравийский полуостров. Из-за повышенной влажности природа полуострова представляла на то время сплошной оазис, с обилием водоемов и рек, что весьма способствовало скотоводству, включая и одомашнивание диких верблюдов.
  Расширенное воспроизводство животноводческой продукции способствовало росту численности племен и дальнейшему росту ареала их распространения вплоть до миграции племен эрбинов через дельту Нила на саванную территорию Сахары. Также как и территория Аравийского полуострова территория Сахары вплоть до IV тысячелетия до н.э. представляла обширную саванную область с многочисленными реками и озерами. Более благоприятного места чем территория тогдашней Сахары для скотоводства найти было трудно, и почти наверняка до начала интенсивного опустынивания Сахары на ее территории существовала по меркам того времени развитая культура скотоводов с весьма высокой численностью населения.
  "Там, где кажется, что жизнь невозможна, пески Сахары неожиданно приоткрыли завесу прошлого. Археологи обнаружили останки загадочного древнего города, который, судя по всему, был частью почти не изученной цивилизации, существовавшей тысячи лет назад.
  Читайте больше на https://www.pravda.ru/news/science/2193608-lost-desert-city/
  На месте были обнаружены фрагменты зданий, остатки глиняных стен, захоронения, керамика, а также инструменты, сделанные из камня и меди. Удивительно, что эта цивилизация, несмотря на суровые условия пустыни, смогла построить устойчивую систему жизни - вероятно, с собственным ремеслом, торговлей и социальным устройством. Это не просто поселение - это следы организованного городского устройства. Мы видим чёткие границы, планировку, слои культурных отложений - отмечают участники экспедиции. Возраст находок, по предварительным оценкам, может составлять от 3000 до 5000 лет"/ [18]
  И только окончание периода климатического оптимума в середине IV тысячелетия до н.э. и начавшееся интенсивное опустынивание, усугубленное интенсивной эксплуатацией пастбищ, привело к вынужденной миграции племен с территории Сахары. Часть этих племен мигрировала к Нилу, ассимилировавшись с автохтонным населением. Часть отошла к юго от Сахары:
  "Это подтверждает следующее разделение. 6000-5000 г. до н. э. снип V88 уходит Южнее Сахары. На сегодня в Чаде и Камеруне обитают чернокожие "немцы" и "англичане", то есть мужская Y-хромосома у них имеет метку V88 группы R1b, а митохондриальная женская Х-хромосома имеет африканские чернокожие корни"
  Большая часть племен эрбинов несколькими волнами переправилась на Пиренейский полуостров. В этой связи не лишне отметить их навыки в строительстве водоплавающих средств. Переправлять ведь приходилось не только воинов, но и остальное население с их скарбом, да еще и и с огромными стадами животных.
  Есть и такая интерпретация путей миграции эрбинов:
  "Дене-кавказская гаплогруппа R1b продвигалась из Южной Сибири, где образовалась 16 тысяч лет назад, через территории средневолжской, самарской, хвалынской (в среднем течении Волги) и древнеямной ("курганной") археологических культур и культурно-исторических общностей (8-6 тысяч лет назад и позднее; общий предок этнических русских гаплогруппы R1b1 жил 6775?830 лет назад), северного Казахстана (пример - ботайская культура, фиксируемая археологами 5700-5100 лет назад, на самом деле намного древнее), перешла через Кавказ в Анатолию (6000?800 л.н. по датировке гаплотипов современных кавказцев гаплогруппы R1b1b2), и через Ближний Восток (Ливан, 5300?700 л.н.; древние предки современных евреев, 5150?620 л.н.) и Северную Африку (берберы гаплогруппы R1b, 3875?670 л.н.) перешла на Пиренейский полуостров 4800-4500 лет назад (общий предок басков жил 3750?520 л.н., после прохождения "бутылочного горлышка популяции") и далее на Британские острова (в Ирландии 3800?380 и 3350?360 л.н. по разным популяциям) и в континентальную Европу (Фландрия, 4150?500 л.н., Швеция 4225?520 л.н.). Путь в континентальную Европу с Пиренеев - это путь и времена культуры колоколовидных кубков, предков пракельтов и праиталиков"[19].
  Вот только исторический период существования Хвалынской культуры 7000-6000 лет назад и в ней уже была одомашнена лошадь, освоена верховая езда и вовсю использовались повозки в воловьей упряжи. И трудно представить, что все эти достижения эрбины проигнорировали в своем миграционном порыве.
  
  "Эрбины заселили континентальную Европу и Британские острова, между 4800 и 3000 лет назад, принеся в Европу неиндоевропейские (не-ИЕ) языки. ИЕ языки носители гаплогруппы R1b приобрели уже в I тыс до н.э., предположительно от ранних кельтов гаплогруппы R1a".[19]
  
  Массовую экспансию эрбинов на Пиренейский полуостров автохтонное население не могло не встретить сопротивлением. Но соотношение уровня продвинутости в плане организации и возможно наличия более совершенного вооружения сделало сопротивление автохтонного населения безнадежным. Это было примерно тем же, что спустя тысячелетия испанцы проделали с индейцами на Американском континенте. К столь решительным действиям в тотальном уничтожении коренного населения Европы сподвигло, по всей видимости, и такое явление, как ритуальный каннибализм, практиковавшийся во многих общинах Европы на то время.
  "Другие ученые, большинство которых не антропологи, а генетики, утверждают обратное: первые племена фермеров полностью замещали те группы людей, рядом с которыми селились после "переезда" в Европу". [20]
  "Эрбины с Пиреней двигались в Северо-Восточном направлении волнами. На территории нынешней германии в Саксонии, Тюрингии и пр. обнаружены костные останки уже европейских снипов M23, L21 и пр. Возраст 2300 г. до н. э.".[21]
  "Они и стали авторами и того геноцида старого мужского населения Европы, который назвали "гибелью старой Европы". Так или иначе, все аборигенные гаплогруппы либо были уничтожены, либо бежали. В числе бежавших на восток была и гаплогруппа R1a, мирно сосуществовавшая с древними гаплогруппами G2a, I, и другими" [22]
  "На самом деле был устроен неолитический геноцид праевропейцам... Геноцид длился с 2800 г. до н. э. до предположительно 1200 г. до н. э. Почему до 1200 г. до н. э.? Да потому, что ККК уткнулась в непреодолимую преграду! В 1200 г. до н. э. произошла битва при р. Толлензе (30 км от совр. г. Берлина)" [21]
  "Битва 1200 г. до н. э. это битва представителей двух враждебных кланов с Юго-запада Европы двигались "Колоколовидные Кубки", а встретили их уже сидевшие здесь с 8000-6000 г. до н. э. представители культуры Боевых Топоров или Шнуровой Керамики." [21]
  Скорее всего это одна из многих вооруженных стычек, следы которой дошли до нашего времени. Вот и:
  "Трипольская культура действительно сошла с исторической сцены, поскольку "была уничтожена носителями гаплогруппы R1b, но не ямной культуры с востока (5600-4300 лет назад), а культуры колоколовидных кубков (4800-3900 лет назад) с запада". [23]
  Столкновения с племенами в какой-то мере родственными по части культово - обрядовых практик, языка общения и близкими по менталитету предотвратило дальнейшую экспансию носителей культуры колоковидных кубков, но привело и к упадку культуры шнуровой керамики, породив на восточной окраине ареала ее распространения фатьяновскую культуру.
  Однако есть основания полагать, что и на "покоренной" территории Центральной и Западной Европы арийские племена культуры боевых топоров не были истреблены, а большей частью ассимилировались с эрбинами, так как именно с середины второго тысячелетия почти повсеместно население Западной Европы переходит на индоевропейский язык. Есть и другая версия, которая основывается на том, что уничтожено было преимущественно автохтонное мужское население, что в какой-то мере подтверждается археологами. Порабощенное женское население, преимущественно из ариев, рожая и воспитывая детей передавала им и язык, который со временем вытеснил язык эрбинов.
  Да и автохтонное население других гаплогрупп на ряде территорий Европы тоже не повсеместно и не полностью был истреблен. Об этом свидетельствует хотя бы Этрурское государство. Вернее то, что как Этрурское государство оно сформировалось лишь в 1-ом тысячелетии. А в период массовой экспансии эрбинов из-за того, что Аппенинский полуостров прикрыт со стороны континентальной Европы труднопроходимыми горами и представлял серьезное препятствие для прогонки стад, правдоподобней выглядит версия, что колонизация эрбинами будущей территории Этрурии осуществилась существенно позже. До экспансии эрбинов в Европу земледельцы с Балкан (включая и племена ариев) со своей практикой периодического освоения новых территорий под сельскохозяйственные угодья мигрировали на Аппенинский полуостров, где в силу его географического расположения мигрировать им было просто некуда. В силу этого племена вынуждены были вести оседлый образ жизни. По мере роста численности племен поселения разрастались, усиливались торгово-хозяйственные связи, поселения превращались в культурно-хозяйственные города и тем самым формировались основы будущего Этрурского государства. Такую версию подтверждают несколько фактов, и, в частности, повсеместный ритуал кремирования покойников, с последующим захоронением их праха в керамических урнах; странное самоназвание племен "расены", которое, как уже отмечалось, было свойственно параллельному ариям роду, частично оставшемуся на территории Алтая-Саян; барельеф (рис. 2), на котором представлены символы родов ариев ; бронзовое зеркальце с выгравированной свастикой и т. д.
  
    []
  
  Где-то в середине 1-ого тысячелетия до н.э., скорее всего, путем нападения с моря, формирующаяся цивилизация попадает под доминирующее влияние эрбинов, именующих себя тирренцами. Об этом говорит резкая смена ритуала захоронений с кремирования на захоронения в каменных гробницах, саркофагах. Да и в самой культуре Этрурии происходят значительные сдвиги.
  "Дионисий Галикарнасский разделял тиреннов и этрусков. Не считал их одним народом с разными названиями". [24]
  "Гелланик сообщает, что до переселения в Италию тирсены назывались пеласгами, Мирсил же напротив полагает, что изначально племя называлось тирренами/тирсенами, впоследствии же стало именоваться пеласгами. И наконец, Антиклид прямо говорит, что часть пеласгов вместе с Тирреном, сыном Аттиса, переселилась в Италию, что в свою очередь отсылает нас к знаменитому преданию, сообщаемому Геродотом, о переселении тирсенов в Италию из Лидии" [25]
  Но вернемся к восточному направлению миграции общин земледельцев.
   Изложенная ранее версия механизма образования вечной мерзлоты предполагает существенное нарушение стока Оби, Иртыша. Это вызвало не только подтопление северного побережья Сибири, но и изменение русел рек, впадающих в эти реки, направив часть их стока в прикаспийские и причерноморские низменности, подтопив их. В период температурного оптимума голоцена, эти водные образования, лишившись подпитки, усыхали, превращаясь в сильно заболоченные степи. Возделывать сельскохозяйственные культуры в такой местности было весьма проблематично. А вот осуществлять выпас скота было наоборот весьма выгодно из-за обилия влаги и разнотравья. Естественно, что такие степи между Днепром и Доном облюбовали для выпаса скота и своего обитания общины эрбинов, тем самым выделившись и отдалившись от общей общности, составлявшей Трипольскую культуру. Вернее от той культуры, которая образовалась в конце ее существования в междуречье Днестра и Днепра. Отделившаяся часть племен образовывает новую культуру в общем-то во многом схожую по навыкам производства предметов обихода и культурно-обрядовым традициям, но в силу специфики производства прибавочного продукта все более и более отдаляющаюся, приобретая особенности, которые в археологии приписывают степнякам. Это прежде всего связано с освоением больших пространств, необходимых для выпаса скота, и сдинамичностью мест проживания. И совсем не случайно, что при такой динамике племена скотоводов спустя за исторически небольшой срок вошли в соприкосновение с автохтонным населением среднего течения Волги, среди которого существенную часть составляли дальние родственники эрбинов, еще во времена ледникового периода покинувшие прародину вслед за перемещением стад основного объекта охоты - крупных копытных, и прежде всего лошадей. Можно предположить, что навыки доместикации животных у западной группы эрбинов были быстро восприняты и автохтонными эрбинами в среднем течении Волги по отношению к лошадям. В возникшей несколько позже Самарской археологической культуре (конец VI тысячелетия до н.э.) по всем признакам не только одомашнили лошадь, но и освоили верховую езду, и, скорее всего, использовали ее в качестве тягловой силы. Тем более, что умение управлять волами с помощью узды было уже давно освоено западными эрбинами. А увеличение численности одомашненных лошадей предполагает и освоение верховой езды, иначе как управляться с табунами?
   И вот такое революционное изменение в способах перемещения не только себя, но и грузов, резко изменило и сам быт племен. Во всяком случае на поздних этапах существования Самарской культуры в захоронениях появляются медные и золотые изделия явно балканского генезиса. В частности, на юго-западе области распространения культуры найдены в захоронениях изделия из золота и меди балканского происхождения. А ножи и кинжалы из кремня и кости в могилах в руках или в головах у покойных (даже детей), говорят, что такие изделия добывались скорее насилием, чем путем торговли.
  "Но вот и археологи отмечают следы противостояния в днепро-донецкой археологической культуре (ДДК), где проходила определенна смена населения. Так, по данным труда "Мезолит СССР" (М., 1989. С.124) в мезолитических могильниках Надпорожья (6,3 тыс. лет назад) этой культуры найдены, в основном, мужские как скорченные на боку, так и вытянутые на спине костяки со следами смертельных ранений: с кремневыми наконечниками стрел и копий в костях. Явное свидетельство вовсе не мирной смены населения". [26]
  Вот так, с самого своего начала приручения лошади, была открыта эра войн, как один из способов процветания. Походы способствовали тому, что искусство приручения лошадей стало стремительно распространяться и по соседним племенам. Вот и в археологических раскопках древнего поселения на мысе Днепра с давностью 7,5 - 6,8 тыс. лет назад, соотношение костных остатков диких и домашних видов таких животныхуже составило 78 % к 22 %.
  На рубеже конца V и начала IV тысячелетий до нашей эры климат начал резко меняться. Зимы становятся более суровыми, лето сухим и жарким. Земледелие в таких условиях, особенно в средних широтах становится рискованным занятием. Этот фактор становится едва ли не главным в том, что самарские племена начинают отказываться от возделывания сельскохозяйственных культур, ориентируясь преимущественно на скотоводство и охоту.
  Мобильность племен культуры привела к тому, что размножившись и распространившись на огромную территорию от Южного Урала, до Днепра, к началу IV тысячелетия до нашей эры культура распалась на несколько самостоятельных, в числе которых стоит выделить Хвалынскую (Северный Кавказ, Саратовская обл.) и Среднестоговскую (Причерноморье) культуры. Инвентарь погребений в культурах становится более разнообразным, чаще в захоронениях встречаются медные украшения и изделия.
  "Следует отметить значительное увеличение численности и определенную консолидацию населения хвалынской культуры. Она выглядит достаточно монолитной на всей территории ее распространения от Каспийского моря на юге до лесостепных районов на севере". [27]
  Еще одной особенностью, проявившуюся в упомянутой культуре - это появление в отдельных захоронениях  скипетра в виде конской головы. Этот предмет является, по всей видимости, самым ранним представителем чрезвычайно важной серии изделий, датируемых серединой - второй половиной V тыс. до н.э.
   "Можно заключить, что конеголовые навершия, крепившиеся на деревянные рукояти и служившие символами власти военных вождей, возникли в среде Хвалынской культуры на юге лесостепного Среднего Поволжья. Они являются косвенным свидетельством начала военного использования коня". [28]
  Среднестоговская культура во многом идентична Хвалынской. Отличие состоит преимущественно в том, что в ее среде более заметно влияние ариев с их неизменной склонностью к земледелию, как основе стабильного благополучия. И поэтому в этой культуре большее разнообразие керамических изделий и более высокая культура их изготовления и отделки. И еще одно существенное отличие в антропологическом составе. Если в Хвалынской культуре большое разнообразие антропологических типов (грацильных, монголоидных, южно-сибирских), то в среднестоговской наблюдается преимущественно грацильный тип. Разнообразие антропологических типов и, скорее всего, разнообразие племен с разной родословной в Хвалынской культуре и послужили той основой, которая привела к последующему возникновению в ареале распространения культуры большого числа народностей, отличающихся как особенностями культур, так и языком общения. Можно предположить, что именно в рамках Хвалынской культуры оформились основы агглютинативного языка, как универсального средства общения разнородных племен, связанных общностью проживания и жизнедеятельности.
  Следует подчеркнуть, что под археологическими культурами понимают не какие-нибудь территориально ограниченные социумные образования, а некие совокупности общин, имеющих на историческом отрезке времени тесные хозяйственные и культурные связи, в какой -то мере определяющие их общую историческую судьбу и которые подтверждаются археологическими данными. Территориальная и временная размытость существования культур вносит большую неопределенность в причины их становления и исчезновения. Можно с некоторой долей уверенности только утверждать, что до появления мобильных вооруженных формирований, отстаивающих интересы определенного социума, археологические культуры просто плавно перетекают одна в другую, путем культурной и хозяйственной экспансии пришлых сообществ или племен.
  Вот на такой основе на восточной окраине культуры боевых топоров возникает фатьяновская культура.
  Данная культура просуществовала примерно девять столетий и выделяется от всех других тем, что в ее недрах на южной периферии уже на ранних стадиях появляются племена, хозяйственная деятельность которых становится тесно связанной с содержанием и использованием лошадей. Скорее всего практику содержания лошадей эти племена переняли из Ямной культуры.
  Сама Ямная культура возникла 3200 лет до н.э., предположительно, в ходе экспансии эрбинов древней гаплогруппы из Афанасьевской культуры на территории Алтая. Вынужденная их миграция на запад была обусловлена существенным изменением климата в ареале обитания племен культуры. В поисках приемлемых пастбищ для скота, особенно в зимние периоды времени, началась миграция вначале в степи Казахстана, где осела часть их племен, образовав Бактрийскую культуру, и далее до прикаспийских и донских степей, где они столкнулась с племенами Репинской и Днепро-донецкой культур, ассимилировав их и сформировав Ямную культуру - почти полный аналог Афанасьевской. В том, что миграционный процесс проходил с востока на запад, а не наоборот, как принято в исторической литературе, помимо климатических факторов, говорит и то, что в Ямной культуре уже широко применялась тягловая сила (наличие таких артефактов, как повозки, колеса), а в Афанасьевской культуре такого не отмечается.
  Изменение жизненного уклада, обусловленного появлением в хозяйствах лошадей, в соответствии с принятой версией относительно генетической изменчивости, привело к появлению и закреплению так называемой мутации в Y- хромосомах населения этих племен, а именно к появлению гаплогруппы R1a- Z93. Аналогичная причина привела к возникновению в племенах эрбинов Ямной культуры гаплогруппы R1b - M269.
  Фатьяновская культура занимала почти всю лесную полосу Европейской России от Псковского озера до Оки и Камы, вплоть до Урала.
  "Важным открытием последнего времени было то, что самые ранние носители Z93 были найдены в фатьяновской археологической культуре (4900-4000 лет назад), которая простиралась от восточных границ будущей Белоруссии почти до Урала, и на север до будущих Ярославской и Вологодской областей". [29]
  "Эстонскими палеогенетиками был изучен физический тип фатьяновцев. При этом оказалось, что в расовом отношении фатьяновцы представляли собой два различных типа. Представители одного типа были кареглазыми, чёрноволосыми, чернокожими или смуглыми. Представители другого типа были голубоглазыми блондинами и светлокожими. При этом численность первых была намного больше...При этом оказалось, что среди темнокожих фатьяновцев были члены более древней Y-хромосомной семьи R1a-M417". [30]
  Вот и выходит, что тот старший род ариев, который ушел с Алтая на север, так и сохранил смуглый цвет кожи, несмотря на природные условия, в которых протекала их тысячелетняя жизнедеятельность. И именно этот род в своей массе со временем и мигрировал на юг.
  "По результатам анализов травм левой руки в области локтевого сустава и кисти у мужчин из Волосово-Даниловского могильника, авторы исследования, опубликованного в 2022 году, пришли к выводу о схожей тактике боя у фатьяновцев Верхней Волги и шнуровиков Германии и Польши. Что служит независимым индикатором их принадлежности к единой культурной общности".[31]
  У фатьяновцев были определены преимущественно гаплогруппы R1a-Z645-Z93, то есть в нашей версии означает, что основную массу насельников составляли владельцы лошадей, возможно и табунов. Такой перекос в составе населения обусловил и внутреннюю миграцию в сторону слабозаселенной степной части Русской равнины, это лесо-степь между Окой, Доном, Волгой. Но что-то между племенами гаплогруппы Z93 и другими насельниками Фатьяновской культуры произошло, что сподвигло первых к почти к поголовной и весьма длительной миграции.
  Единственным источником какой-либо информации относительно причин такого события является ряд исследований по текстам Ригведы, Махабхараты, Авесты относительно битвы в 4-ом тысячелетии до н.э.на Курукшетре , древней прародины ариев, между солнцепоклонниками- кауравами и "лунными" ариями - пандавами. Вот и на этрусском барельефе (рис.2) слева род пандавов (гаплогруппа R1a-Z645-Z93), справа род солнечных ариев - кауравов, по центру - бог МитРа. По совпадению топонимики водных объектов в районах Курска-Воронежа и названий водоемов в перечисленных произведениях делается вывод, что такая битва происходила где-то на курских землях. Исход битвы и предрешил исход "лунных" на юг.
  Другой побудительной причиной миграции явились вооруженные стычки между этими "лунными" ариями и племенами эрбинов из формирующейся Абашевской культуры на восточной границе ареала распространения фатьяновской культуры. Свидетельством таких вооруженных конфликтов является могильник Пепкинского кургана XXII века до н.э. на территории Мари-Эл. В нем захронены 26 человек. 25 воинов и один кузнец. Большинство воинов носители гаплогруппы R1a-Z93-Z94. Остальные эрбины R1b-Z2103. Захоронения на спине позволябт предположить, что верх взяли эрбины. Кстати, кузнец тоже эрбин, что еще раз служит подтверждением, что он пришел с абашевскими племенами скорее всего со стороны Южного Урала, где расположены медные рудники. А вот фатьяновцы, как установили археологи, скорее всего пришлые, с берегов Оки.
  "Эти миграции прошли от фатьяновской культуры сначала до южного Урала, через абашевскую (4200-3850 лет назад), потаповскую (4100-3800 лет назад), синташтинскую (4200-3800 лет назад) археологические культуры, и везде там нашли гаплогруппу R1a-Z93 с появляющимися новыми и новыми мутациями, что и указывает на направление миграций".[29]
  "Носители R1a-Z645-Z93 прошли длинной миграцией от фатьяновской культуры до Индии, пронеся свою гаплогруппу с появляющимися снип-мутациями до высших каст Индии, как их и арийский язык".  [29]
  Успешность миграции большой группы племен сквозь территории, заселенные носителями других культур с высоким уровнем развития для того времени, могла быть обеспечена только при условии, что эти племена имели в своем составе достаточно многочисленные боевые группы, экипированные и оснащенные боевым оружием уровня не ниже, чем у противостоящих племен. А так как в Абашевской и Синташтинской культурах отмечается наличие колесниц, а в Синташтинской вдобавок еще и наличие бронзовых доспехов, то логично предположить, что и у ведов Фатьяновской культуры тоже было аналогичное оснащение.
  
  
  ЛИТЕРАТУРА
  
  1. Свято-русские Веды - М.:Амрита-Русь,2023 - 640с.
  2. Гуров В.А. Становление цивилизации // samlib.ru - 2024
  3. Marchi N. and al., The genomic origins of the world"s first farmers - Cell, 2022, 185 (11), pp.1842
  4. Тилак Б. Г. Арктическая родина в Ведах/ Пер. с англ. Н. Р. Гусевой.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.-528 с.
  5.Село Маминское. Чудские копи // Клуб путешестников- 2014 http://kp74.ru/tag/mamin-sibiryak
  6. Культура ямочно-гребенчатой керамики https://ru.wikipedia.org/wiki
  7. Stephen Shennan The First Farmers of Europe: An Evolutionary Perspective // Institute of Archaeology- 2018 - с.253
  8. Краснов Ю.А. Раннее земледелие и животноводство в лесной полосе Восточной Европы // М.: Наука, 1978 -166с.
  9. Максименко Ю. Наследие С.В.Жарниковой. Исторические ремарки// 2018- 70c/ https://trinitas.ru/1207-mk.pdf
  10. https://ru.ruwiki.ru/wiki/Культура_боевых_топоров
  11. Динамические изменения в геномных и социальных структурах в Центральной Европе третьего тысячелетия до нашей эры// Том 7, Выпуск 35- 25 Августа 2021 года https://www.science.org/doi/10.1126/sciadv.abi6941
  12. Новицкий Б. Не с неолита ли вести отсчет начала крупных исторических процессов на Русской равнине? // 2023 https://dzen.ru/a/ZCQV5nn0DA1HPyiN
  13.Петров С. Индоевропейцы: Культура Шнуровой керамики и Боевых топоров https://dzen.ru/a/XoCLUrsxwmecbl02
  14.Amy Goldberg et al. Ancient X Chromosomes Reveal Contrasting Sex Bias in Neolithic and Bronze Age Eurasian Migrations // https://www.pnas.org/content/114/10/2657.
  15. Tian Chen Zeng et al. Cultural Hitchhiking and Competition between Patrilineal Kin Groups Explain the Post-Neolithic Y-chromosome Bottleneck // https://www.nature.com/articles/s41467-018-04375-6
  16. Учёные раскрыли главную тайну Трипольской культуры, над которой бились столетиями столетиями.  https://kulturologia.ru/blogs/170822/54012/
  17. Еще раз о первичной миграции эрбинов (R1b) https://dzen.ru/a/Y49JQdUfcECDObz5
  18. Мертвый город оживает: в Сахаре найдены руины, меняющие представление об истории// 2025 https://www.pravda.ru/news/science/2193608-lost-desert-city/
  19. Клёсов А.А. ДНК-генеалогия от А до Т. Глава 28. Гаплогруппа R1b // Лаборатория ДНК-генеалогии - 2013
  20. Генетики раскрыли историю первого реального "геноцида" в Европе // РИА Новости - 2017 https://ria.ru/20170912/1503849883.html
  21. Лытонин И. Нашествие эрбинов на Славянскую Европу // 2012 https://dzen.ru/a/Xmfi21nHswNk6z0Y
  22. Новицкий Б. Неужели Анатолий Клесов и на этот раз прав, или попгенетики наконец одумались? // 2023 https://dzen.ru/a/ZTka6DbPFi2nHwsU
  23. Новицкий Б. Трипольскую культуру потомков жителей Старой Европы завоевали с запада европейские эрбины //2023 https://dzen.ru/a/ZDKBFS2X2Tj08OSi
  24. Пеласги - загадочный народ, заселявший Элладу до прихода греческих племён //2023 https://dzen.ru/a/Y7b_NVAsKBkGUk8o
  25. Сафронов А.В. Греческая традиция о перасгах и терсенах в Анатолии и ее египетские соответствия // 2019 https://vk.com/@trubka_vojny-grecheskaya-tradiciya-o-pelasgah-i-tirsenah-v-anatolii-i-ee
  26. Новицкий Б. И тут не обошлось без битвы эрбинов с нашими предками //2024 https://dzen.ru/a/Zr8-vN0v3QzzpcOm
  27.  История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Каменный век.// Издательство Самарского научного центра РАН; - 2000 - 312 с.
  28. Петров С.Индоевропейцы: Самарская и Хвалынская культуры //2020 https://dzen.ru/a/Xj2xKwtXrDQeT44Z
  29. Клёсов А.А. История племен и народов Сибири // Вестник Академии ДНК-генеалогии, т. 17 No 7, с. 965
  30. Попов Б. Как предки ариев и русов оказались в поволжье // 2022 https://dzen.ru/a/YvgSnqUHPmNoO6Kz
  31. ДНК носителей фатьяновской и абашевской культур. Миграции на Русской равнине в бронзовом веке https://pikabu.ru/story/dnk_nositeley_fatyanovskoy_i_abashevskoy_kultur_migratsii_na_russkoy_ravnine_v_bronzovom_veke_10558996
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"