Аннотация к разделу: В кажущемся хаосе событий общественной жизни в России тем не менее есть определенная закономерность причинно-следственных отношений. Но не уровне отдельных событий, а на большой их совокупности. И тогда исторические события выстраиваются в некую логическую цепочку взаимозависимых проявлений закономерности. Попытка проследить такую взаимосвязь и сделана в статье 'Логика революции'.
В отличие от неолита период эволюционного развития человечества, называемый энеолитом, прошли довольно немногочисленные этносы. Но тем не менее этот период явился очень важным временем, проложившим путь к качественно новому этапу, резко ускорившему все цивилизационные процессы на основе развития и совершенствования производящего хозяйства с использованием металлических орудий труда и, к сожалению, оружия взаимного уничтожения.
Неолит - период начала становления цивилизационного развития. Это период совершенной техники обработки камня; начала символьного мышления; период перехода от приспособительного существования к конструктивно-созидательному; от присваивающего хозяйствования к производительному, начала доместикации сельскохозяйственных культур и домашнего скота; перехода от кочевой миграции к оседлым поселениям. В этот период зарождаются родоплеменные отношения и возникают такие родоплеменные образования как арии, русы, татры, которые в последующие периоды истории сыграли решающую роль в становлении цивилизации. В статье делается попытка систематизировать известные исторические факты и археологические изыскания, чтобы воссоздать динамику процесса становления и развития перечисленных особенностей неолита
Исходя из постулата, что канва истории формируется как причинно-связанная цепь явлений, событий и материальных воплощений жизнедеятельности человеческих популяций в их либо приспособительной реакции к природным факторам, либо конструктивно-преобразовательной деятельности под оптимальность существования всей популяции или ее отдельных элементов, в статье делается попытка связать в логически непротиворечивую последовательность известные факты в их функциональной связи с природно-климатическими обстоятельствами. Аналитическим инструментом обоснования такой связи применительно к палеолиту, в котором исключительным фактором жизнедеятельности Homo sapiens была приспособительная реакция, являются результаты исследований ДНК-генеалогии как обладающие наибольшей доказательной силой миграционного поведения популяций в данном периоде развития человечества.
Не слишком далеко от истины будет утверждение, что в научном мире господствует парадигма завершенности геофизической истории Земли. И поэтому причины периодически возникающих геологических катаклизмов ищут едва ли не исключительно во внешней космической среде. А много ли имеется фактов, чтобы отрицать, что Земля представляла и представляет сложную геофизическую систему, постоянно развивающуюся по определенным законам во временных рамках ее физического существования? И не является ли факт циклических оледенений четвертичного периода одним из убедительных доказательств противного? Да и последнее проявление геологического катаклизма со сроком давности более 12 тыс. лет, не явилось ли оно побудительной причиной возникновения современной земной цивилизации? Попытка обоснования такой возможности и рассматривается в статье.
Есть немало историков, которые не склонны выделять мезолит как отдельную эпоху из неолита. Тем более, что сам по себе переход от палеолита к неолиту протекал в разных частях света, даже в отдельных регионах по-разному, да и сильно отличался по времени проявления таких переходов. Все бы так, если не одно очень важное событие, происшедшее в эпоху мезолита, кардинально повлиявшее на само становление цивилизации
Есть явления, которые носят мистический налет. К одному из них относится так называемый "закон времен Хлебникова". Ну, хотя бы применительно к хронологии исторических событий на той территории, которая называется Россией, в XX - XXI веках. В частности 12-летний цикл
Прошло 31 год с развала некогда единого и могущественного Советского Союза, собранного 100 лет назад усилиями предков из лоскутов некогда единой империи с ее многоязычным и разномастным по культуре и уровню жизни населением. Распилили на троих в дебрях Беловежской пущи при молчаливом непротивление остальных под аккомпанемент обещаний будущего вселенского счастья. Ну и что в итоге?
Наиболее передовые разделы современной физики изобилуют допущениями, противоречащими тому, что принято называть "здравым смыслом". Неудивительно, что в среде видных физиков-теоретиков время от времени появляются работы, в которых пытаются некоторые из этих постулатов вернуть на "путь истинный". При этом возникают экзотические допущения, типа существования параллельных Вселенных и многомерной реальности. Идя вслед за такими авторами в статье сделана попытка обоснования, что такая "экзотика" имеет право на объективность существования, но только при признании того факта, что само пространство представляет из себя некую квантованную энергетическую среду. Энергетические кванты среды есть те самые структурные элементы теории струн, которые в своей совокупности, в зависимости от мод колебаний, "обслуживают" параллельные миры, представляющие из себя проективные три-браны пространства высшей размерности. Само энергетическое пространство Вселенной функционально связано с Информационным пространством, своеобразным аналогом математической Вселенной Макса Тагмарка. Составляющей частью такого пространства является духовный мир сущностей, обладающих самосознанием.
В попытках создания единой теории строения материального мира Вселенной можно выделить на сегодня три направления: Эйнштейновский подход, квантовая теория и теория струн. Хотя каждое из направлений в какой-то мере используют теоретические наработки друг друга, но тем не менее сильно различаются исходными допущениями в математических построениях. При этом истинность таких допущений, как кривизна пространственно-временного континуума, точечность элементарных частиц, существование струн или m-мерных бранов вызывает определенное сомнение. В предлагаемой вниманию статье автор исходит из структурной организации элементарных частиц, которая обосновывается в ряде работ, что позволяет проложить путь к пониманию строения материального мира на основе несколько модифицированных результатов теории струн.
Для истеблишмента Штатов само существование России - это символ украденной у нее победы. Победы над Советским Союзом. И уже с первых дней обретения Российской Федерацией самостоятельности ни у кого из штатовского бомонда не было сомнений, что ее расчленение на части дело техники и времени. Техника - отработанный столетиями колониальными империями финансовый подкуп местечковой элитки, преимущественно по национальному признаку.
Пожалуй, нет другого термина, в трактовке которого не было бы сейчас более единодушного мнения, как и в том, что она является движущей силой эволюции. Но вот поди же, сто лет тому назад сомнения были. И еще какие. Вплоть до того, что конкуренция рассматривалась как источник зла в социальной жизни общества. Но так ли?
Более 30 лет назад мир развитого социализма дал трещину и его осколки посыпались в болото стран третьего мира с развивающейся рыночной экономикой. Кому-то из этих осколков повезло и усилиями развитых стран Европы их вытащили на твердь стран второго сорта. Остальные, предоставленные себе, отчаянно барахтаются. Но в целом за эти 30 лет мир изменился, и в нем все отчетливее проступает новая сущность. Какая?
Системный подход - направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов; совокупности взаимодействующих объектов; совокупности сущностей и отношений. Успехи системного подхода во многих областях деятельности человеческого сообщества породили целый ряд попыток его применения и в социологии. Большей частью они направлены на конструирование методологии применения этих принципов в практике анализа отдельных аспектов социологии и почти не затрагивают ее базовых основ. В предлагаемой вниманию статье делается попытка восполнить этот пробел, вторгнувшись с системными инструментами на территорию философских исторических обобщений социальных процессов.
Переворот социальных отношений после 1991 года, связанных с распадом СССР, породил устойчивое мнение о социализме как тупиковом явлении. Все это подкреплялось и социально-экономическим кризисом последних лет существования СССР, контрастно выделявшимся на фоне экономических успехов капиталистического мира. Это породило у обывателя устойчивую веру в модель капиталистического развития, с которым и связали свою дальнейшую судьбу. 30 лет топтания на этом пути - срок достаточный даже для оптимистов, чтобы задуматься о перспективах такого выбора.
Протесты - это отнюдь не классовая борьба, это одна из разновидностей человеческих отношений, которая будет вечно. Хотя и классовая борьба имеет в своей основе чувство протеста, но не персонифицированное, а системное, солидарное, порождаемое чувством безысходности как своей судьбы, так и судьбы большинства из своего класса, в социальной конструкции социума. Социальная конструкция в социуме (государстве) зависит от множества факторов, но определяющими являются производственные отношения. А производственные отношения, в свою очередь, зависят от уровня производительных сил в социуме. Но не всегда. В современном мире, где государства взаимосвязаны, это зависимость проявляется еще более сложно
Более чем полтора века назад К. Маркс в работе "К критике политической экономики" изложил основы философского учения об общественно-экономических формациях. Не будет преувеличением, если сказать, что оно основательно повлияло на политические процессы того времени. И до сих пор не утихают споры о конструктивности формационной теории при анализе общественных процессов. Исторические наработки за полтора века, включая и факты, накопленные в ходе современных общественных процессов, позволяют несколько с иных позиций, чем изложенные Марксом, подойти к обоснованию объективности существования формационных процессов в ходе эволюции цивилизации.
: В статье исходят из того, что экзистирущее сознание является свойством всех высокоорганизованных биологических объектов. Но вне сомнений то, что сознание человека принципиально отличается от "сознания" всех других биологических объектов. И это отличие состоит прежде всего в наличии у Homo sapiens так называемой "Свободы волеизъявления". Собственно говоря, степень выраженности данного свойства и определяет отличие человека от всего остального животного мира. Анализу категории "Свободы" посвящены многочисленные философские труды. В отличие от них в данной статье рассмотрение особенностей "свободы волеизъявления" осуществляется с позиций аксиоматики эксзистенции сознания, что приводит к некоторым новым выводам, принципиально отличающимся от принятых.
В предлагаемой вниманию статье, беря во внимание преимущественно наработки М. Хайдеггера, а также привлекая некоторые последние достижения в познании сущностного мира, делается попытка раздвинуть рамки экзистенциальности человеческой сущности, вовлекая в нее граничную область становления его сознания, или собственного "Я"
Существует ряд фактов, которые либо плохо, либо никак не вписываются в общепринятую картину мироздания. Это порождает многочисленные попытки построения альтернативных теорий. К их числу можно отнести и работы по многомерности пространственно-временного континуума. Почти все известные публикации на эту тему развивают идеи многомерности на принципах формальной логики. С другой стороны, имеются многочисленные наработки по философскому осмыслению проблем субъективизма в восприятии объективной сущности, и среди них представляется достаточно основательными по глубине проработки данной проблемы идеи экзистенциализма М. Хайдеггера. В предлагаемой вниманию статье, исходя из принципа экзистенциальности сознания человека, делается попытка обоснования возможности расширить трехмерные рамки восприятия сущности.
Эпоха перемен полна ожиданий, удивительных приобретений, но еще больше горьких разочарований и поломанных человеческих судеб. И что главное, действительность почти никогда не совпадает с теми радужными надеждами, с которыми народы заваривают очередную историческую кашу. Это у победы всегда есть родители, а у несостоявшихся надежд только множество изобличителей. И в этой многоголосице мнений трудно выявить то главное, которое с исторической неизбежностью подвело вот к такому развитию событий. А оно есть, и без его понимания трудно рассчитывать на то, что удастся вновь взять ситуацию под контроль в исторической перспективе. Остается упование на понимание и мудрость тех, кто в данный момент оседлал власть. А оправдано ли оно?
Социологический анализ основан на предположении, что цивилизационный прогресс сопровождается изменениями общественно-экономических отношений; которые проявляются в формациях по мере совершенствования производственных процессов. Вот только в реальной жизни нет четких временных границ, позволяющих утверждать, что до них была одна формация, после нее - другая, и т.д. На деле все формации, после их появления, присутствуют или могут проявляться в человеческом сообществе одновременно, и даже в пределах одного социума, порождая мозаику из общественных отношений, которые находятся между собой в диалектическом противоречии. И поэтому выделение общественно-экономических формаций - чисто умозрительный подход, позволяющих дифференцировать, упорядочить и исследовать процессы в обществе, поставив их в зависимость от объективных факторов человеческого бытия.
В статье на основе общедоступных данных исследований делается попытка обоснования версии зависимости ледниковых периодов от интенсивности вулканической деятельности на Земле и дается краткий анализ возможных климатических изменений в ближайшем будущем.
: В политологии есть базовые понятия, которые одними безоговорочно отвергаются, для других служат своего рода аксиомами, не подвергаемыми сомнению. Принимая их как безусловно верные, на них строятся политические теории. Но политология имеет дело с социальными явлениями. Социумы историчны, калейдоскоп социальных закономерностей в них с течением времени изменяется. Также и с понятиями. Исторически возникая, они со временем видоизменяют свою суть и, в конце концов, сходят на нет. К одному из таких базовых понятий в политологии можно отнести эксплуатацию человека человеком. В статье делается попытка обоснования историчности содержательной интерпретации этого понятия, а вместе с тем и историчности проявления закономерностей, связанных с социальным явлением, описываемым этим понятием.
Классика марксизма: "Общественно-экономическая формация - стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею. Не существует формационных ступеней развития производительных сил, которым не соответствовали бы обусловленные ими типы производственных отношений." Категоричность утверждения "Не существует" вызывает, по меньшей мере, удивление. А при детальном рассмотрении оказывается и вовсе плохо применимо к реалиям общественной эволюции.
В кажущемся хаосе событий общественной жизни тем не менее есть определенная закономерность причинно-следственных отношений. Но не уровне отдельных событий, а на большой их совокупности. И тогда исторические события выстраиваются в некую логическую цепочку взаимозависимых проявлений закономерности. Попытка построения такой взаимосвязи событий, которые повлекла за собой Великая Октябрьская революции, и предприняты в статье "Логика революции".