Несмотря на то, что я следовал букве "сталкеровской" рецензии, то есть оценивал по восьми основным критериям минус оценка коммерческой бесперспект... пардон, ценности (ибо понятие "коммерческая ценность" применительно к отдельному рассказу физического и какого-либо иного смысла не имеет), я постарался максимально насытить свои отзывы духом здорового цинизма и нездорового, а местами даже чёрного юмора. Так что вовсе и не рецензии вышли, а какое-то поклябывание.
Тем не менее, на судьбу текстов, представленных авторами в издательство "Сталкер", буде таковые обнаружатся, рецензии их (авторов) рассказов окажут непосредственное, причём, самое что ни на есть роковое воздействие.
Алле Гореликовой. Внимание, вопрос! Вы всё ещё хотите рецензий на ваш рассказ? Что? Я не ослышался? Хотите?! Поздравляю вас, вы мужественная женщина! Хотя... сомнительный какой-то оксюморон выходит: "мужественная женщина". Или это всё-таки катахреза? Мда...
Эпиграф: "Ну, здравствуй, здравствуй, приятель. Пришёл всё-таки. Только чего это ты такой неотчётливый? Ты подходи поближе, посидим, песни попоём. Мы люди тихие, мирные, войны не хотим..."
С. Лем, "Мир на Земле". (Цитирую по памяти)
Неболит.
Жена и мать
Язык: Очень нехорош. В самом деле: "Ранняя свежесть летнего утра (что за ранняя свежесть такая? Утро - да, раннее, а свежесть, как и осетрина, может быть только первой. Сойдёт за мировоззрение?). Большой двухэтажный дом, если взглянуть с дороги, едва виден сквозь кустарник и деревья (дома обычно видны за деревьями, как и лесА. Но если деревья прозрачные... тогда, конечно, сквозь. Да и что за двухэтажный дом такой, заметим - большой, что деревья его так закрывают? В джунглях, что ли?). Аккуратный забор и невысокая калитка с темно-серым экраном моновизорного замка и вьющейся за ней дорожкой отделяют его от дороги (ага! Значит, деревья растут на территории двора, потому как мы помним, что уже с дороги дома не видно. И дорожка идёт почему-то параллельно калитке, а не от неё. Заметим, что отделяет дом от дороги - дорожка). В доме постепенно просыпаются - от резкого пения птиц, косых, почти горизонтальных лучей восходящего солнца, и просто потому, что медленноволновый сон покидает их (чьи это их? птиц? лучей?) тела (или мозги?) под воздействием сигнала сновизора. Первым открывает глаза самый маленький, он лежит в кроватке, пошевеливая (как осьминог) пухлыми ручками, привыкая к яви, потом тихо зовет маму. Мальчик постарше на соседней кровати просыпается от этого крика, (тихо зовёт маму - а старший просыпается от крика. Стёб?) потягивается и нежно называет имя своего брата (если будят криком, то хочется матом послать, а не нежно назвать. Имя младшенького при этом остаётся для читателя за кадром. Секрет? То есть, я, конечно, понимаю, что не зря все персонажи, кроме дамочки, безымянные, что-то этим автор пытается, наверное, выразить, но...) Помогает ему вылезти, обнимает, прижимается (обнимает без любви, прижимается с любовью. Или сперва обнимает, потом прижимается... запутляхкался). Вместе они бегут в комнату родителей, с шумом стаскивают одеяло (хорошо хоть не с грохотом. Одеяло, надо думать, из жести) и наблюдают, как их большие тела (большие тела... я понимаю, детское восприятие... но я-то взрослый. Тела, они, как известно, и в морге тела. Кстати, чуть выше по тексту тела уже делали попытку проснуться. Ужастик?) начинают шевелиться от нахлынувшей прохлады. Первым просыпается отец, с кряхтением он спускает голые ноги на коврик возле кровати. Усилием переваливает тело в вертикальное положение (долго представлял, как, не садясь, спустить ноги с кровати, а потом, не вставая, перевалиться в вертикальное положение. Не получилось.) и смотрит полусонными глазами (нет, не заспанными! Полусонным может быть голос, и то с натяжкой, всё-таки - сонный, но глаза... глаза-то - заспанные) на галдящих детей.
- Доброе утро, дети, - автоматически (может, всё-таки, машинально? А лучше - привычно, всё ж по-русски) произносит он и встает (а вертикальное положение куда уже делось?), чтобы скорее пройти в туалет, потом умыться (хотелось бы получить детальное описание всех этих процессов, чего уж тут стесняться. Ибо, раз автор об этом упоминает, значит ему это зачем-то нужно. Отгоняю всеми силами вредную мысль, что для объёма произведения) и перед завтраком успеть просмотреть свои ночные сны (то есть, завтрак строго по внутреннему распорядку. И можно не успеть. А ещё они смотрят не только ночные сны, но и дневные.).
Жена тоже просыпается (удивительно!), но не спешит вставать, она открывает глаза (не полуоткрывает) и продолжает смотреть будто бы внутрь себя (если продолжает, куда она смотрела до этого?) словно пытаясь вспомнить последний увиденный сон, пока постепенно глаза не фокусируются на окружающем (очень сочная фраза, так и представляется цифровой фотоаппарат)- столпившимся (ну, об этом уже писали) детям, удаляющемся (удаляющемУся) по коридору мужу и свесившемуся подобно огромному жуку, нависающему угрожающе, да, угрожающе для нее - сновизору (так всё-таки, свесившемуся, или нависающему?)."
Сюжет: Крайне прост. "У нас есть проблемы, босс?" - "Да, урки, у нас есть проблемы".
Герои: статисты на фоне главной героини, которая, в свою очередь, тоже какая-то неотчётливая.
Антураж: попытки НФ-оживляжа. Отсутствуют точные и сочные, пусть и малопонятные, детали, делающие мир "осязаемым".
Логика: нелюдские проблемы, соответственно "логика есть, но это не наша логика". "Чем отличается птица от самолёта?" - "Жабрами, доктор" (с) Макс Дубровин.
Идеи: не увлекайтесь Фрейдом и его "Толкованием сновидений" (не путать с одноимённым текстом Дивова)!
Юмор: может, это вообще сплошной юмор, а я и не того?..
Читаемость: из-за плохого языка, массы подробностей и детализаций там, где они не нужны, и, напротив, полного отсутствия там, где необходимо - увы.
Сильные стороны: всё же есть в тексте некое "crazy", начатки благородного безумия.
Слабые стороны: автор напрочь лишён литературного "слуха", он не чувствует текста ни на уровне слова, ни на уровне фразы.
ОЦЕНКА: три.
Березина О.Г. Хиж: Неисповедимы пути...
Язык: гладкий.
Сюжет: неспешный, с предсказуемыми последствиями.
Герои: нормальные.
Антураж: грамотно, конечно...
Логика: железная.
Идеи: экологические.
Юмор: ну, раз уж рассказ юмористический... Ровный такой юмор. Не убойный, но и не топорный.
Читаемость: средняя.
Сильные стороны: Всё, в целом, ровно и неплохо. Главная сильная сторона рассказа заключается в том, что служил я там, в Бетпак-Дала. Ностальгия замучила: берёзки, окушкИ... скорпионы... Если серьёзно, потенциал у автора есть.
Слабые стороны: Всё, опять же - в целом, ровно и неплохо. Юмористический рассказ, каких много, очень много. У самого такой имеется... Предсказуемость финала. Растянутость действия.
ОЦЕНКА: четыре.
Еськов Д. Хиж: Ненависть
Язык: нехорош. В самом деле: "Вечером, примерно часа за два до захода солнца, они вышли к заброшенному загородному дому, сиротливо стоящему посреди огромного кукурузного поля (какой идиот расположил загородный дом посреди огромного поля? Только не говорите, что оно поросло кукурузой за время войны. К тому же, только идиот сунется сам в такую ловушку. Но это уже, скорее, к пункту "логика"). Двухэтажный дом с первого взгляда был почти нетронут временем и природой (интересно, за какие это места время и, особенно, природа трогают дома? А со второго взгляда? И вообще: "дом с первого взгляда". По-русски - "на первый взгляд". С первого взгляда разве что влюбляются). Если бы не висящая на одной петле входная дверь (пытался представить, как она висит, и бывают ли выходные двери) и пустые глазницы оконных рам (какие у рам глазницы? У проёмов - глазницы. Да и штамп это, штамп...), свидетельствующих о давней трагедии (почему о трагедии свидетельствуют рамы, а не глазницы?), можно было подумать, что люди только что покинули его (а также, если бы не провалившаяся крыша, обрушившиеся стены... то есть, конечно, ценное наблюдение).
Первыми внутрь вошли (а можно войти наружу? упасть вверх? шагнуть рукой?) Снайпер и Сержант (а также, Заяц, Носатый и сам Гаг). Доктор и Летчик ждали снаружи, напряженно вслушиваясь в царившую вокруг тишину (нахрена они это делали? Враги таились в кукурузе?). Но все было в порядке, и через несколько минут изнутри донёсся тихий свист Сержанта.
Если же снаружи дом выглядел вполне прилично (ну-ну), то внутри же - ужасно (четыре "ж", из них - две частицы "же", в одной фразе. Не фраза - пчела!). Мебель была превращена (м-м... как-то здесь пассивный залог не смотрится... ) в щепы, а на полу, в осколках битой посуды (лучше - в битых осколках целой посуды, чего уж там...), зеркал и стекла, валялись позеленевшие ружейные и автоматные гильзы - следы давней трагедии (а осколки и щепа, значит, не следы, а так, по пьяни пошалили? Кстати, о трагедии, причём, какое совпадение, тоже давней, уже свидетельствовали глазницы рам. Не много ли свидетельств?).
Не без труда отряду удалось отыскать пустую каморку (потайная каморка?), где можно было бы удобно переночевать - раньше в ней хранили съестное, но те кто убил хозяев ("Тот, Кто Убил Хозяина". Титул такой. Или туземное имя), вышвырнули содержимое в коридор, просто так, забавы ради (интересно-интересно! Откуда известно, что просто так? Может, они варенье искали!). Теперь среди пустых полок расположились на ночлег четверо беглецов (в общем, "в каморке папы Карло у камина..." Судя по наличию пустых полок, это не каморка, а кладовка; это... зачем это они в кладовке спят?!)
Наконец-то можно было расслабиться (это, типа, побухать, тёлок по... того? В каком смысле - расслабиться?) после двухсуточного бега наперегонки со смертью (двухсуточный бег наперегонки со смертью - это да... Молодец, мощно задвинул! Внушает...) по лесам и болотам севера (чем северный бег со смертью отличается от южного? Деталька-то - для читателя, и деталька ненужная. То ли дело: "Крысоеды прут на бронеходах..." Почувствуйте разницу!). Двое суток их без устали (ага, эти, значит, не устают) преследовал карательный отряд захватчиков, и только сейчас они оторвались от преследователей (преследователи преследовали) настолько, что остатки некогда большого отряда смогли позволить себе отдых (из фразы следует вот что: благодаря тому, что они оторвались, какие-то остатки какого-то отряда смогли...).
Сюжет: "У нас есть проблемы, босс?" - "Да, урки, у нас есть проблемы".
Герои: картон.
Антураж: слабо.
Логика: хромает.
Идеи: одна. Формулируется так: "А ля герр комм а ля герр".
Юмор: не подразумевается, а жаль.
Читаемость: средняя.
Сильные стороны: "перевёртыш" в финале.
Слабые стороны: Чувство, анонсированное в заголовке, отсутствует. Не цепляет.
ОЦЕНКА: пять.
Бессонов П. Хиж: Непрошеные голоса, или Кошки лучше собак в сто раз
Язык: в принципе, ничего, но не без мелких шероховатостей. Скажем: "За рюмочной Сергей свернул за угол и попал на проспект Мира, где в один миг скрылся в боковой арке, ведущей в залитый солнцем пустынный двор." "за рюмочной - за угол", проспект Мира весь в арках, причем, в каких-то боковых... "Там он тяжело рухнул на край детской песочницы". Его что, по голове ударили? "Спросил удивленный голос". Вообще-то лучше "удивлённо спросил голос". А ещё лучше: "Удивился голос". То есть, много излишней детализации, причём неточной. "Если можно выкинуть слово, значит, его нужно выкинуть".
Сюжет: рыхловат.
Герои: для юмористического рассказа - нормальные.
Антураж: не впечатляет.
Логика: нелогичные они все какие-то...
Идеи: любовь это не шутка!
Юмор: рассказ юмористический, юмор посредственный. Понравилось: "Некроман" (производное от Некромант и Наркоман, а имелось в виду, подозреваю, и вовсе "Геронтофил!")
Читаемость: ну, живенько так...
Сильные стороны: затрудняюсь. Ярко выраженных не вижу.
Слабые стороны: Аналогично.
ОЦЕНКА: пять.
Бледная П. Хиж: Ниагара
Язык: гладкий. Бог с ней, с восьмидесятилетней красавицей. Это даже как-то стильно звучит.
Сюжет: динамичным не назовёшь. Ход с гибелью дочери очевиден и банален.
Герои: функции сюжета.
Антураж: не впечатляет.
Логика: претензий нет.
Идеи: глобальные.
Юмор: не подразумевается.
Читаемость: скучновато. Событийный ряд отсутствует. Чем-то напоминает репортаж, или документальный фильм из жизни великого человека...
Сильные стороны: автор попытался, честь ему и хвала за это, поднять серьёзную морально-этическую проблему...
Слабые стороны: ...и попытка эта провалилась. Слишком нехудожественно. Трагедия превратилась в лекцию, лекция перешла в фарс. А потом и вовсе анекдотов насочиняли...
ОЦЕНКА: пять.
Игорь Куншенко
Ночь страшных чудес
Язык: цветасто, кудряво, но... жанр такой.
Сюжет: достаточно динамичный. Элементы саспенса присутствуют.
Герои: прописаны неплохо.
Антураж: соответствует жанру рассказа.
Логика: нет претензий.
Идеи: там хорошо, где нас нет.
Юмор: не подразумевается.
Читаемость: хорошая.
Сильные стороны: явная аллюзия к "Дарам волхвов" О'Генри.
Слабые стороны: много описательства. Чуть подсократить бы...
ОЦЕНКА: шесть.
Вец И. Хиж: Огни святого Эльма
Язык: неплохой, но стилизаторство под "морские истории" чувствуется.
Сюжет: достаточно динамичный.
Герои: достаточно колоритные.
Антураж: морская псевдоромантика, но автор - не Стивенсон.
Логика: хромает.
Идеи: а) синюю птицу поймать можно, стоит только сильно захотеть! б) чего только не сделаешь ради любимого человека.
Юмор: есть маленько.
Читаемость: средняя.
Сильные стороны: симпатичный главный герой, колоритный русский.
Слабые стороны: невнятный финал истории с кораблём-призраком.
ОЦЕНКА: пять.
Томах Т.В. Хиж: Оплата воздухом
Язык: претензий нет.
Сюжет: спокойное, плавное течение событий. Появление героини в финале -предсказуемо. Впрочем, должно же подвешенное ружьё хоть как-то выстрелить...
Герои: яркие индивидуальности не получились, но вполне люди ("Григорьев яркая индивидуальность, а Диккенса не читал").
Антураж: приятный. Мир описан адекватно ("Адекватно, Антон! Адекватно!")
Логика: нет претензий.
Идеи: экологическо-генетические, чуть-чуть с киберпанковским душком.
Юмор: по-моему, чуть-чуть иронии не повредило бы...
Читаемость: хорошая.
Сильные стороны: мягкий, приятный рассказ. "Сколько угодно самого чистого воздуха". - "Теперь, Алан, у нас будет сколько угодно доброй еды".
Слабые стороны: особо ругать не хочется.
ОЦЕНКА: семь.
Маковецкая М.А. Хиж: Осенний день без рая
Пользуясь случаем, хочу выразить автору благодарность за статью "Вымысел в квадрате...", написанную совместно с Г. Панченко (опубликована в сб. "Звёздный Мост").
Язык: нормальный.
Сюжет: автору удаётся создать напряжение, не слишком выстраивая событийный ряд, что не может не радовать.
Герои: один. Героиня. Убедительна.
Антураж: интересный, хотя и несколько стандартный для "виртуальных" рассказов.
Логика: да нет, всё закономерно.
Идеи: глобальные.
Юмор: не до юмора.
Читаемость: хорошая.
Сильные стороны: хорошо прописанный мир, усложнённая проблематика, этический конфликт. У автора высокий потенциал. По мотивам рассказа можно забабахать повестуху, а то и романищще.
Слабые стороны: провальный финал. Тут уж либо "по-стругацки" - подвести персонажа под ситуацию "предельного" выбора, либо всё же дать один вариант финала.
ОЦЕНКА: было шесть, но в процессе написания данной рецензии решил поднять до восьми.
Бочкарева Д.В. Хиж: Остановка
Язык: автор наверняка может лучше.
Сюжет: сплошная динамика.
Герои: функции сюжета.
Антураж: голливудский.
Логика: хромает.
Идеи: отсутствуют. Разве что... нехорошо ставить над людьми такие эксперименты.
Юмор: какое там...
Читаемость: скучновато. Рассечённые грудные клетки, стальные пруты, какие-то железные бочки... Всё бегают, всё суетятся... Птичку, тьфу, маму жалко... Страшно, аж жуть.
Сильные стороны: автор попытался написать динамичный рассказ.
Слабые стороны: думаю, автор слабо представляет себе землетрясение в городе. Финал рассказа провальный - если эксперимент, то к чему мне было читать про всю эту беготню? Вспоминаются незабвенный курсант Пиркс и отличник Бёрст. А финал с сорванной крышей (не автора, но остановки) - это незабвенный фильм "Иван Васильевич меняет свою профессию". Ну, когда выясняется, что Шурику всё приснилось, он всё же видит в квартире забытую шапку Мономаха. И хотя автор всей своей сорванной крышей остановки многозначительно намекает, что не всё так просто, я этот намёк замечать отказываюсь.
ОЦЕНКА: пять.
Волков О.А. Хиж: Первый Контакт
Язык: плохой, язык коряво написанной научно-помпулярной статьи.
Сюжет: герои ищут алмазы на далёкой Амазонке (это планета), где не бывал я никогда...
Герои: статисты, обслуживающие идею произведения.
Антураж: оживляж в виде диких зверей, спутников-шпиёнов и золотого песка, который легко спутать с обманкой.
Логика: по-своему очень логичный рассказ.
Идеи: имеется одна, причём глобальная. Вот эта: "Галактика велика, но даже у нее есть размеры".
Юмор: Я так понимаю, что когда со спутника подглядывают. Вспоминается незабвенный фильм Фляйшмана "Трудно быть богом". Там этим тоже страдали.
Читаемость: читается со скукою.
Сильные стороны: поклонники раннего Ефремова и юные геологи, наверное, будут читать.
Слабые стороны: "нуль-литература", по меткому выражению В. Ревича. К Медведеву, в "Молодую Гвардию". И немедленно. Что? Живой? Доктор сказал - в морг, значит, в морг!
ОЦЕНКА: единица. Реально, наверное, тройка, но надо же кому-то... раз уж Патрацкая выбыла. Вот где единица была кристально-чистая, хоть по Лукьяненко меряй, хоть по Казанцеву. Ибо графомания.
Крестоносец Хиж: Университет Смерти
Язык: ну, разве что если юмор... да нет, нехорош язык. "Небольшой скверик близ высотных зданий с витиеватыми, часто переплетающимися корпусами буквально распирало от наплыва абитуриентов" Что за витиеватые корпуса? Как это? И как эти корпуса переплетаются? (нет, я понимаю, что фантастика, но всё же...) Да ещё и ЧАСТО переплетающиеся. Распирает - буквально, ненужное наречие, но это ладно. Распирать можно то, что может лопнуть. Закрытый объём. Здание, скажем. Бочку. Но скверик? Нет, я понимаю, что юмор, но всё же... "Разрозненную цепь неудачников" - редкую цепь я бы ещё понял. Что за разрознённая цепь такая? "Не могло истереть фонтан моей эйфории" - да, внушает... Истереть фонтан?
Сюжет: Лихо закручено. Сложная композиция. Сперва нудная учёба, потом какая-то беготня, а финал и вовсе не из этого произведения. Слишком лихо. Задней правой ногой, право. Браво ли? Нет, не здраво. Ибо занадто.
Герои: голливудские.
Антураж: аналогичный.
Логика: отсутствует, да она и не нужна.
Идеи: Что-то в финале, но, как мы уже установили, он не из этого произведения.
Юмор: Таки есть. Понравилось: киллерская задачка "из пункта А в пункт Б" и её решение в духе Буратино: "Я ведь не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!" Но в целом - топорно.
Читаемость: с трудом продирался сквозь текст.
Сильные стороны: вышеуказанная задачка.
Слабые стороны: найдите сами.
ОЦЕНКА: два.
Григорьева Н.В. Хиж: Что мне скажет землянин?
Язык: без изысков, ровный, хотя, скажем, словосочетание "зрелище было неотразимо" мне представляется сомнительным. И не оно одно.
Сюжет: отсутствует. Поговорили на крыше, потом - длинная лекция "для читателя". Скучно.
Герои: Картон и фанера. Пиломатериалы.
Антураж: Крыша.
Логика: событийный ряд отсутствует, так что логика событий - тоже. Почему земляне всегда поступали по-своему, тоже непонятно.
Идеи: если весело шагать по просторам, по просторам, по просторам... Галактики.
Юмор: скорее, юморок.
Читаемость: Лекционная подача материала всегда ухудшает данный критерий.
Сильные стороны: нет.
Слабые стороны: см. всё вышесказанное.
ОЦЕНКА: четыре.
Тиге Хиж: Эксперимент
Язык: ровненький.
Сюжет: живенький.
Герои: функции сюжета.
Антураж: НИИ он и есть НИИ.
Логика: не будем придираться.
Идеи: нет.
Юмор: стандартный юморок. Туго обтянутый бюст коллеги и т.п. Не впечатляет.
Читаемость: сносная.
Сильные стороны: особо отметить нечего.
Слабые стороны: вторичность. Уж сколько этих Земель (Землёв?) создавали. Сам грешен, создал в своё время целую метагалактику. Так это ж, по крайней мере, размах!
ОЦЕНКА: пять.
Баимбетова Л. Частный случай
Язык: хороший.
Сюжет: скажем так, выдержанный, как хорошее вино.
Герои: я их ощущаю.
Антураж: отлично.
Логика: иррациональная логика чувств.
Идеи: имеются.
Юмор: не подразумевает юмора.
Читаемость: отличная.
Сильные стороны: редкий пример, когда несколькими штрихами нарисован осязаемый мир, мир, который хочется думать ("Мы думаем туман, - сказала Ирма".) Редкое сочетание фэнтезийного антуража и научно-технической идеи. Отличная отработка идеи "Наука и магия - близнецы-братья". Углублённый психологизм и эмоциональная нагрузка. Грамотная композиция. У автора, очевидно, высокий потенциал.
Слабые стороны: не хочу придираться.
ОЦЕНКА: девять.
Иванович Ю. Человек, который умел слушать.
Язык: стилизация под цикл про ААА - Антиэнтропийное Астронавтическое Агенство. "Призрак-5" и пр., в переводе среднего качества.
Сюжет: чётко разработан.
Герои: функции сюжета.
Антураж: классический антураж американских юмористических рассказов "про космос".
Логика: есть претензии к таможенным заморочкам.
Идеи: да не нужны тут идеи!
Юмор: среднего качества.
Читаемость: нормальная.
Сильные стороны: живенько, а это уже что-то.
Слабые стороны: живенько, но не более того.
ОЦЕНКА: пять.
Контровский В.И. Человек, который умел творить чудеса.
Язык: приемлемый.
Сюжет: особых претензий нет.
Герои: скорее, типажи.
Антураж: не интересный.
Логика: явных проколов нет.
Идеи: не твори добра нечаянного.
Юмор: не предполагается.
Читаемость: неплохая, но слишком много разговоров разговаривают.
Сильные стороны: попытка поставить серьёзную проблему.
Слабые стороны: всё же, это можно было подать красиво...