Аннотация: Кризис не в отраслях, кризис в головах.
Я мельком взглянул в угол экрана - без пяти двенадцать ночи. Завтра с утра идти на работу, но ведь всё равно не высплюсь, поэтому тупо листаю ленту новостей "вконтакта". Фотки, гифки, "умные изречения" и музыкальные треки ползут вверх бесконечным рулоном. Под веками словно мелкий песок - это от усталости. Взгляд зацепила одна картинок с геометрическим узором, их ещё называют оптическими иллюзиями. Левый глаз уколола вспышка боли - лопнул капилляр. "Всё! Хватит на сегодня садомазохизма, спать!"
С утра в зеркале отражение гипнотизировало вампирским зрачком. Теперь неделю капать, чтобы рассосалось. Я надвинул кепку пониже и покинул холостяцкую берлогу.
Подвизаюсь я сеошником, типа продвигаю сайты, учу их нравиться поисковым системам. Ни на какое другое офисное сидение не сгодился, а тут пригодился. За пятнадцать штук в провинции работу без стажа ещё поискать надо, особенно менеджерам, таким как я, работникам неопределенной профессиональной специализации.
В нашем офисе обитает два подвида планктона - Пашка, студент-верстальщик, и я - сеошник. Секретарша Машка и директор Наиль Наумович - это уже рыбки. Первая - рыбка-попугай и украшает собой офис, второй - хищник районного пруда - тот ещё щука.
Директор рассказывал, что до "минусинска" в 2014 содержал штат из пяти сеошников, двух профессиональных верстальщиков и даже веб-программиста. Но сео-отрасль, которая приносила баснословные прибыли до тысячи процентов, рухнула в неравной битве с поисковым интернет-гигантом рунета, а переориентироваться на буржунет с его гуглем у контор-ссылкопродавцев не срослось. Однако за четыре года кризиса не перевелись ещё клиенты, которые верили в магическое слово "продвижение". На зарплату нам хватало, про директора и говорить нечего - в убыток себе никто работать не станет.
В офисе без взаимности поздоровался с коллегами. Пашка и Машка на меня внимания не обратили. Первый делал вид, что работает, вторая чатилась во "Вконтакте". Она у нас по совместительству SMM-щица - продвигает паблики в соцсетях, поэтому и не скрывается.
Утром дел предстояло немного. По заказу нового клиента Пашка ковырял тому тему для сайта на вордпрессе, а от меня требовалось на залитых вчера страницах настроить титлы и метатеги и пошаманить с картой сайта.
Пока я привычно переобувался и заливал кипяток в кружку, в монитор ни разу не глянул, а как сел, посмотрел, так чуть не подпрыгнул. Сразу захотел выписать Пашке лекарство от шуток за такую заставку на "рабочем столе". Какие-то то ли зелёные черти, то ли гремлины тасовали блоки "стола" на манер паззла. Зажмурился. Открыл правый глаз - обычный фон с иконками, открыл левый - гремлины уже наполовину "переверстали" заставку. Помигал, проверил - глюк виден только больному глазу.
Всё ещё не веря на сто процентов, открыл в браузере "Спорт-экспресс". "Ой, блин!" - на странице гремлинов оказалось гораздо больше, чем на заставке, и все куда-то что-то волокут, только один седой зелёный гремлин-дед размахивает лапками и хвостиком - руководит суетой. Ладно бы я пил, тогда бы списал видение на "белочку", ладно бы курил и кололся, с дурмана чего только не привидится, а так обидно, что по трезвяку глюки вижу.
"Пашка, - позвал я студента. - Глянь, что у меня с монитором, какие-то "артефакты" мерещатся". Пашка лентяй, но любопытство сильнее лени. Не отрываясь от стула, он вытянулся в попытке заглянуть в мой монитор. Пришлось развернуть экран.
- Иии? - разочарованно протянул он.
- Гремлинов видишь?
- А должен?
- Проехали.
Верстальщик с раздражением втянул, как улитка, голову обратно.
Тогда я подумал: "Может дело в моём компе или мониторе?" и подошёл к Пашке. Тот отработанным движением нажал комбинацию клавиш, и я успел только заметить, как у него раскрылась админская панель вордпресса. На ней два гремлёнка лениво перетаскивали элементы меню.
- Покажи публичку сайта, - попросил я.
- Ты же на своём можешь...
- Да мне кажется, с монитором проблемы.
Верстальщик с неохотой открыл публичную часть сайта. "Ой, блин!" Гремлинов, как зелёной саранчи, при десяти регулировщиках. Я прикрыл левый глаз - суета пропала, что позволило оценить работу коллеги... на два с плюсом. Сайт у него выходил аляповатый и сумбурный: длинное вертикальное меню, три строчки контента, гигантская шапка с нечитаемыми номерами телефонов и разнокалиберные шрифты. Невольно выдохнул: "Ну и фигня".
- Не фигня, а техзадание, - обиделся студент.
- Надо бы заказчику порекомендовать правки, - я пробормотал для себя, но Пашка откликнулся:
- Я за его десятку ничего сверх ТЗ делать не буду.
- Пойду, шефу скажу, может, он пробьёт оплату доработок.
Коллектив наш ютится в двух комнатах цокольного этажа. В одной сидят работники, во второй побольше - директор. Дверь у него всегда открыта, поэтому я только убедился, что тот не занят телефонным разговором, и постучал из вежливости об косяк.
- Наиль Наумович, можно спросить?
Шеф - человек не бессовестный, как можно было бы подумать, озвучь кому постороннему наши зарплаты. Наиль Наумович - отличный продажник, вот только на московском рынке нас подвинули крупные сео-фирмы, а на местных бизнесменах много не заработаешь, их федеральные сетевые компании самих поставили на грань выживания - не до вложений в онлайн-продажи стало.
Директор с пониманием выслушал мои предложения и обречённо махнул рукой:
- Максим, клиенту сайт как таковой не нужен, он через него ни продавать, ни рекламироваться не собирается. Ему всего-то на визитке захотелось светить не "лошарным" почтовым адресом с mail.ru, а собственного домена. Хорошо, что я его убедил, что без сайта адрес будет нерабочим, хотя бы десятку с него взяли. Он и так за неё мне все мозги вынес своим видением дизайна.
- Но мы же не учим, как ему продавать его рекламную упаковку, почему бы ему не доверить нам то, в чём сам не понимает?
- Потому что сейчас даже "школота" клепает сайты в конструкторе, и девять из десяти людей считает, что за два-три часа вечером сделают сайт себе сами. Наш сегмент рынка переполнен дешёвыми непрофессиональными предложениями. За десятку, что я выбил с этого клиента, мы конкурировали с его племянником-семиклассником, и выиграли только потому, что я предложил ещё и бесплатно оптимизировать сайт для поисковых систем, прописать там всякие сеошные штучки.
Обидно. Я сам изучал выпавшую профессию по книжке забугорного гуру. Так вот стандартному списку работ, который выполняет среднестатистический сеошник, в ней отводилась одна глава. Но такое ощущение, что только её и читали заказчики и исполнители. Выходящее за рамки настройки метатегов и карты сайта являлось "магией продвижения". Только до "минусинска" и последовавших за ним противоспамных алгоритмов роль "магии" играла торговля ссылками, и кто, больше вложился в них, по идее боролся за высшие места на первых страницах поиска. Деньги бизнесмены несли в сео-конторы, а не поисковику, и тому не составило труда развернуть денежный поток в собственный карман. Продвижение ссылками рухнуло, пришли в упадок торгующие ими площадки, позакрывали сайты первичные продавцы, ушло в тень большинство сео-контор, а сам поисковик стал похож на доску платных объявлений, продавая места в топе экрана, как раньше продавали сеошники.
Обидно мне стало от того, что новой профессией я заинтересовался. Оптимизация - это ведь сокращение ненужного, чистка контента и форм, тормозящих восприятие информации, и в то же время она стимулирует посетителя сайта на нужное решение - купить, заказать, получить что-то на интересной странице. Такая манипуляция и тайная власть вдохновили меня на углублённое изучение темы продвижения. И, чёрт побери, я сразу догадался, что зелёные гремлины на экране показывают как улучшить юзабилити страницы, сделать её простой для понимания и эффективной для взаимодействия. Только что мне с такой ачивки прибытку, если применить её в работе не получится? Эта "магия" выходит за пределы понимания заказчиков, им проще купить трафик с поисковой рекламы, а то, что клиент сбежит с аляповатой страницы через три секунды, не совершив покупки, до провинциального бизнеса не доходит, тот считает продажи только с оффлайновой торговой точки.
День прошёл в раздумьях. Новая способность открылась не только на сайтах. Мне удалось починить кулер, который не работал с момента последнего переезда конторы. Одинокий гремлин сидел у шнура питания и с безнадёжным видом скручивал кончики разорванного провода, но силёнок ему бестелесному не хватало. Я сделал за него работу, и гремлин, думая, что не вижу, показал оттопыренный вверх большой палец и растворился в воздухе.
Как я не всматривался, в других местах маленькие подсказчики оставались невидимыми. В офисе, в маршрутке по пути с работы, дома - в однокомнатной квартире - нигде их более не заметил. Только включив домашний комп, я убедился, что полезный глюк зрения всё ещё со мной.
То, что он связан с ночным происшествием, яснее ясного. Вопрос заключался только в поиске спускового крючка для инициации. Стала тем картинка оптической иллюзии или спазма сосудов оказалось достаточно? Если последнее, то через неделю, когда кровоизлияние рассосётся, эффект может пропасть. Если первое, то я смогу повторить опыт.
Зачем мне это было нужно? Я ещё не знал на тот момент точного ответа, только интуитивно понимал - умение видеть правильное решение проблемы или оптимальную последовательность рабочего процесса позволят поднять уровень профессионального мастерства, а это совершенно другой потолок зарплаты. Для начала зарплаты, а там, если помечтать, и прибыли от собственного бизнеса.
Кто знает, может зелёные гремлины приходят к людям постоянно, к изобретателям, композиторам, новаторам, кто ломает глаза над своим детищем. Эта мысль в голове повлекла за собой другую, что к открытиям профессионалы идут годами. Значит, стоит заняться повышением собственного мастерства, для начала - в теории. Оптимизация сайтов - это пока единственное направление, в котором я что-то смыслю, и которое мне нравится. Не зря гремлины подсказывают только по нему.
Решил так - для начала буду тренироваться на лэндинге - посадочной странице сайта с описанием моих услуг оптимизатора. Цель на неделю - добиться с помощью гремлинов стопроцентной конверсии трафика в обращения клиентов: на каждое посещение должен приходить звонок потенциального заказчика.
И мне нужна та самая картинка! Как бы ещё научить гремлинов помочь с поиском? Где бы скачать книжку типа "Поисковые запросы для чайников"?
Открыл поисковик и голосом запросил: "Окей, Алиса..." и чуть не свалился со стула, когда рядом с поисковой строкой возникла маленькая зелёненькая гремлинша.