В первом приближении, думается, литературная композиция - это последовательность фрагментов текста, выстроенных с некоторой общей идеей.
Я пришел к тому, что составляю композиции четырех видов.
1. Простая композиция по одному произведению.
Она составляется как некоторый профиль произведения. Часто внимание просто фокусируется, например, на одном из героев или на какой-то конкретной мысли автора.
Впрочем, иногда композиция обрывается на некоторой сцене, что создает иное впечатление. Это может открыть произведение с неожиданной стороны.
Например, в композиции "Хэмфри Ван-Вейден" по "Морскому волку" Джека Лондона (http://samlib.ru/editors/g/gusew_d_a/london2.shtml) все останавливается в один из самых трудных моментов для героя. И можно представить себе на минуту, что все так и останется, не будет дальнейшей истории.
2. Сложная композиция по одному произведению.
Здесь уже последовательность выстроена намеренно так, что смысл произведения почти неизбежно меняется. При этом последовательность может быть составлена и не в хронологическом порядке
Так, композиция по сказке "Карлик нос" Вильгельма Гауфа (http://samlib.ru/editors/g/gusew_d_a/nos.shtml) выстроена так, что превращает ее в мрачную средневековую историю без какого-либо волшебства.
Композиция по "Незнайке на луне" Н.Н. Носова (http://samlib.ru/editors/g/gusew_d_a/neznaika.shtml) представляет собой безысходную историю трагической гибели.
И, напротив, композиция по "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасова (http://samlib.ru/editors/g/gusew_d_a/nekrasov1.shtml) представлена как счастливая история.
Композиция "Превращение" Франца Кафки (http://samlib.ru/editors/g/gusew_d_a/kafka3.shtml) создана таким образом, что полностью удалены упоминания о таракане, так что замысел Кафка редуцируется до того, что главный герой просто заболевает.
Разумеется, такие композиции сами по себе дискуссионные. Со своей стороны, могу заверить, что я стараюсь их создавать с уважением к автору.
3. Композиции по нескольким произведениям оного или нескольких авторов.
Достаточно сказать, что, как правило, идет поиск неких параллелей. Иногда, такая композиция представляет собой некий путь от юности до смерти, как композиция духовной поэзии А.С. Пушкина (http://samlib.ru/editors/g/gusew_d_a/pushkin1.shtml)
Впрочем, имеет значение, берутся ли отдельные стихи полностью или частично. Если брать фрагменты, то можно существенно изменить смысл и впечатление.
4. Текстовая композиция по фильму.
Такая композиция предназначается для тех, кто фильм уже смотрел. При чтении выбранных диалогов сюжет и смысл фильма может восприниматься иначе.