Гузенко Святослав Сергеевич : другие произведения.

Экономический концепт "духовно-нравственные риски" в исследовании человеческого фактора

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для цитирования: Гузенко С.С.Экономический концепт "духовно-нравственные риски" в исследовании человеческого фактора // Общество и культура: проблемы, тенденции, перспективы: материалы V Всерос.студ.научно-практ.конф. (Новосибирск, 19 мая 2020г.). - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2020. - С.141-144. ISBN 978-5-00148-142-3 В теории человеческого фактора вне осмысления остаются духовный уровень и морально-нравственный облик человека, которые, согласно концепции духовно-нравственных рисков, играют важную роль при принятии определённых управленческих решений. Впервые концепт "духовно-нравственных рисков" был использован в экономической дисциплине "риск-менеджмент". В статье на теоретическом уровне рассматривается концепт "духовно-нравственных рисков" как существенный элемент в структуре человеческого фактора, что и определяет актуальность исследования. По мнению автора, применение рассматриваемого экономического концепта в теории человеческого фактора позволит по-другому взглянуть на причины возникновения любых чрезвычайных ситуаций, а также определённого поведения того или иного должностного лица, чиновника, политика и журналиста.


   Гузенко С.С.Экономический концепт "духовно-нравственные риски" в исследовании человеческого фактора // Общество и культура: проблемы, тенденции, перспективы: материалы V Всерос.студ.научно-практ.конф. (Новосибирск, 19 мая 2020г.). - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2020. - С.141-144.
   ISBN 978-5-00148-142-3
  
  
  
   УДК 330, 331.45

С.С. Гузенко

(Казанский государственный энергетический университет)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ РИСКИ" В ИССЛЕДОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА

   В теории человеческого фактора вне осмысления остаются духовный уровень и морально-нравственный облик человека, которые, согласно концепции духовно-нравственных рисков, играют важную роль при принятии определённых управленческих решений. Впервые концепт "духовно-нравственных рисков" был использован в экономической дисциплине "риск-менеджмент". В статье на теоретическом уровне рассматривается концепт "духовно-нравственных рисков" как существенный элемент в структуре человеческого фактора, что и определяет актуальность исследования. По мнению автора, применение рассматриваемого экономического концепта в теории человеческого фактора позволит по-другому взглянуть на причины возникновения любых чрезвычайных ситуаций, а также определённого поведения того или иного должностного лица, чиновника, политика и журналиста.
   Ключевые слова: Человек, духовно-нравственный уровень, сознание, риски, духовно-нравственные риски, концепт, человеческий фактор, чрезвычайные ситуации, структура, система.
  
  
   Современное общество столкнулось с назревшими проблемами эффективного управления различными сферами человеческой деятельности (политическими, правовыми, финансово-экономическими, социальными и другими системами), которые напрямую связаны с человеческим фактором и его надёжностью.
   Чтобы определить надёжность человеческого фактора в системах управления и безопасности труда, необходимо учитывать все аспекты деятельности человека [4, с.40]. 
   Человеческий фактор наукой исследуется в качестве одной из причин возникновения чрезвычайных ситуаций, аварий, производственного травматизма и нарушения требований охраны труда [3; 6; 7]. При этом в структуре человеческого фактора выделяют следующие показатели или элементы: психологический (совокупность психических процессов, психических состояний и психических свойств человека), физиологический (параметры и характеристики человека как биологической системы), личностный (самодисциплина и самоорганизация человека, профессиональная и общая культура), компетентностный (отсутствие или недостаточность знаний, умений и профессиональных навыков), эргономический (взаимодействие между человеком и другими элементами системы) и организационный (связан с организацией труда и отдыха) [3].
   Из вышеприведённой структуры человеческого фактора видно, что духовно-нравственный уровень человека даже не относится к личностному показателю. То есть в теории человеческого фактора вне научного осмысления остаётся духовно-нравственный уровень человека, на который особое внимание уделяется в концепции духовно-нравственных рисков.
   Впервые концепт "духовно-нравственные риски" был использован в авторской концепции духовно-нравственных рисков в экономической дисциплине "риск-менеджмент" исследователей С.С.Гузенко, Р.А.Тимофеева, согласно которой любые риски связаны с человеческим фактором, духовным и нравственным уровнем человека, который определяет верные и направленные на пользу человека и общества управленские решения [2, с.179-182].
   По нашему мнению, "менеджер именно формирует бизнес, определяя его приоритеты и ценностную политику. Низкий морально-нравственный уровень специалиста-менеджера может привести бизнес к репутационным (от лат. reputatio - размышление, рассуждение) рискам, а также к неверным управленческим решениям, например, к уходу бизнеса в теневую экономику, уклонению компании от уплаты налогов или приобретению дешевой контрафактной продукции, опасной для жизни потребителя, и т.д.
   Специалист-менеджер, имеющий духовно-нравственные пороки (алчность, зависть, чревоугодие, гордыня, властолюбие, мстительность и т.д.), будет всегда радеть только о личной выгоде или интересе, забывая о благе других людей и общества, не говоря о безопасности компании. Не исключено, что он может без зазрения совести пойти и на совершение какого-либо правонарушения или преступления" [2, с.179-182].
   Морально-нравственный уровень человека напрямую связан с его моральным сознанием, под которым понимаются взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении [5, с.115; 8, с.17-18].
   Правильное моральное сознание формируется благодаря духовно-нравственным ценностям, качественному воспитанию и обучению. Кроме того, это зависит, как указывают Н.А.Боброва, С.И.Ивентьев, также от сбалансированности Божественных, духовно-нравственных и материальных потребностей человека [1, с.147].
   Все чрезвычайные ситуации, любые важные события в человеческом обществе не обходятся без морально-нравственного сознания человека, его духовно-нравственного уровня, что не учитывается при исследовании человеческого фактора.
   Выделяют следующие типы личности в зависимости от особенностей их морального сознания: 1) потребительный тип, ориентированный на получение личной выгоды; 2) конформистский тип, стремящийся поступать "как все" и заслужить одобрение общества; 3) аристократический тип, ориентированный на собственное понимание, что хорошо и что плохо; 4) героический тип, активно сражающийся с несправедливостью; 5) религиозный тип, для которого источником нравственности является идея высшей сущности; 6) тип "дарвинист" сомневающийся в том, что личное достоинство человека определяется его порядочностью; 7) тип "принципиальный гуманист", стремящийся к соблюдению правил ради правил в любых ситуациях; 8) тип "ответственный товарищ", получающий удовольствие от того, что доставил радость другим людям [5, с.116].
   Если учитывать указанные типы личности с определённым моральным сознанием при расследовании любых инцидентов (от лат.incidentis - случающийся), то можно точно раскрыть мотивы и причины возникновения чрезвычайных ситуаций, а также определённого поведения того или иного должностного лица, чиновника, политика и журналиста. Например, популистические (от лат.populus - народ) лозунги политика без реальных дел говорят о его потребительском моральном сознании, то есть о его низком духовно-нравственном уровне. Аналогичная ситуация наблюдается при написании журналистом заказной статьи или распространения "фейковых" новостей.
   По нашему мнению, в вышеприведённую структуру человеческого фактора необходимо ввести концепт "духовно-нравственных рисков" как существенного и главного элемента, от которого зависит надёжность и безопасность любой системы (от др.-греч. ??????? - целое, составленное из частей; соединение).
   Таким образом, использование экономического концепта "духовно-нравственных рисков" в теории человеческого фактора позволяет по-другому взглянуть на причины возникновения любых чрезвычайных ситуаций, тех или иных политический, правовых, экономических, социальных и других явлений в жизни общества.
   Резюмируя вышеизложенное, можно сделать однозначный вывод, что духовно-нравственный уровень человека является главным показателем человеческого фактора, от которого зависит надёжность любой системы, на что должно быть обращено пристальное внимание при исследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций, различных явлений в сфере человеческой деятельности. Безусловно, что надёжность человеческого фактора обеспечивается культивированием духовно-нравственных ценностей в обществе и формированием правильного морального сознания личности.
  
  
  

Список литературы

   1. Боброва Н.А., Ивентьев С.И.Концепция прав души и духа человека как основа духовно-нравственной интеграции // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. С. Г. Максимова. - Вып. 8. Том 2. - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2019. - С.141-147.
   2. Гузенко С.С., Тимофеев Р.А.Духовно-нравственный аспект риск-менеджмента // Информационные технологии в экономике: материалы IV Республиканской научно-практической Интернет-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, 25-26 марта 2020 года [Электронное издание]. - Луганск: Изд-во ЛНУ им. В. Даля, 2020. - С.179-182.
   3. Корнев И.В., Ермаков С.В.Структура человеческого фактора // Вестник молодёжной науки. - 2018. - N. 3 (15).
   4. Никулин А.Н., Клячина Я.А.Надежность человеческого фактора // Проблемы современной науки и образования. - 2017. - N 7 (89). - С.40-42.
   5. Плотникова А.Л., Катькова В.В. Моральное сознание студентов юридического вуза // Вестник Самарского юридического института. - 2016. - N 2 (20). - С.115-120.
   6. Тиц С.Н.Человеческий фактор [Электронный ресурс]: электрон, учеб. пособие. - Самара: Самарский государственный аэрокосмический университет, 2012. - 64 с.
   7. Ушакова Ю.В.Человеческий фактор как один из методов исследования причин возникновения производственного травматизма // Науки о здоровье. - 2018. - N. 1 (24). - С. 9-10.
   8. Хвостов А.А.Моральное сознание личности: структура, генезис, детерминанты. - М.: Прометей, 2005. - 472 с.
  
  
   S.S. Guzenko. Economic concept "spiritual and moral risks" in the study of the human factor. In the theory of the human factor, the spiritual level and moral character of a person remain beyond comprehension, which, according to the concept of spiritual and moral risks, play an important role in making certain managerial decisions. For the first time, the concept of "spiritual and moral risks" was used in the economic discipline "risk management". The article considers the concept of "spiritual and moral risks" at the theoretical level as an essential element in the structure of the human factor, which determines the relevance of the research. According to the author, the application of this economic concept in the theory of the human factor will allow us to take a different look at the causes of any emergency situations, as well as certain behavior of an official, official, politician and journalist.
  
   Key words: Human, spiritual and moral level, consciousness, risks, spiritual and moral risks, concept, human factor, emergencies, structure, system.
   _____________________________________________________________
   Научный руководитель: канд.эк.наук, доц. Е.А. Ехлакова
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"