Хамант Льюис : другие произведения.

О чем молчат менгиры*

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками



Одними из самых загадочных библейских персонажей были херувимы.
В отличие от серафимов, облик которых весьма конкретен, представление о херувимах настолько туманно и запутанно, что иконописцы и художники древности так и не пришли к пониманию их правильного изображения.
В Ветхом Завете можно найти описание херувимов, сделанное одним из четырех Великих пророков Иезекиилем, как человекоподобных существ с четырьмя крыльями (два из них подняты вверх и касаются друг друга, а два других опущены вниз и закрывают тело), четырьмя ногами, подобными бычьим, но сверкающими "как блестящая медь", и четырьмя лицами: человека и льва с правой стороны, быка и орла с левой. Возле каждого лица находилось по колесу. Все тело херувимов было покрыто глазами.
На данный момент описание пророка Иезекииля считается самым точным и подробным.
Невольно напрашивается вывод, что херувимы - это какие-то машины, особенно учитывая характеристику их передвижения, которая содержится в Книге пророка Иезекииля: "И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; [а] когда они останавливались, опускали крылья свои".
Одно не вызывает сомнений - по своим функциям херувимы были стражами, охранявшими самые ценные святыни, такие как Древо Жизни

 []
#1. Херувимы на страже Древа Жизни

или Ковчег Завета.

 []
#2. Ковчег Завета

Стоит отметить, что известные нам изображения херувимов являются, как правило, художественным вымыслом авторов и не вполне соответствуют библейскому описанию.
Далеки от него и херувимы Древнего Вавилона и Ассирии - крылатые быки, которые охраняли царские троны, а также входы во дворцы и храмы.

 []
#3. Херувим Древней Месопотамии

В мифологии древних народов Урала аналогом херувимов можно считать грифонов и аримаспов, которые охраняли путь в Гиперборею.

 []
#4. Аримаспы на карте Геродота

Кто такие грифоны, в принципе, понятно. Их образ часто можно встретить в архитектуре и геральдике.

 []
#5. Герб сибирского города Саянска с изображением грифона

А вот про аримаспов известно немного - только то, что это некие "одноглазые существа", жившие на северо-востоке Древнего мира. Ещё есть предания коренных народов Центральной Сибири, которые повествуют о случайных находках под землей странных "одноглазых существ, которые спят уже тысячи лет".
В данной канве можно предположить, что аримаспы - технические устройства богов Ариев ("арийские машины").
То, что аримаспов нужно искать на севере Сибири, подтверждает природное образование с созвучным названием Ары-Мас. Речь идет об одном из самых северных лесов в мире, который находится на о. Таймыр.
Расположенный по соседству Ямал также может быть местом, где были спрятаны загадочные устройства. К таким выводам приводит обнаружение здесь странных углублений в земле весьма внушительных размеров. Не исключено, что на дне этих воронок покоилась часть древних аримаспов, до того как выйти наружу.

 []
#6. Воронка на Ямале

На вопрос, почему "проснулись" машины богов, заметим, что огромные ямы были обнаружены на Ямале сразу после падения Челябинского метеорита. Не исключено, что небесный гость взорвался на подлете к земле не случайно, а был сбит аримаспом.
Есть еще одно интересное наблюдение, теперь уже метеорологов, что земной климат не поддается в полной мере научному объяснению, если не предположить наличие каких-то технических средств, оказывающих на него благотворное влияние.

По всей видимости, одной из разновидностей аримаспов были гекатонхейры - мифические великаны, имевшие "100 рук и 50 голов".

 []
#7. Гекатонхейр

Весьма вероятно, что эти очень странные существа, жившие "в недрах Земли и глубочайших местах океана" (Гесиод), могли использоваться для бурения подземных полостей.

 []
#8. Возможный современный аналог гекатонхейра

Идем дальше.
Мало кто сейчас знает, что от слова "херувим" произошло древнеславянское слово "херъ" (здесь и далее мы полностью опускаем современное нецензурное значение данного слова и фокусируемся исключительно на его использовании в научных целях).
Информацию об этом можно найти в словаре выдающегося языковеда первой половины 20-го века - Макса Фасмера, который приводит единственное его значение - название старославянской буквы "Х".

 []
#9. Славянский алфавит

Очевидно, что знак "Х", который имеет широкое распространение в современной жизни, символизирует полный запрет.

 [] или  []
#10. Использование знака "Х" для полного запрета

Согласно "Словарю иностранных слов, вошедших в состав русского языка" (Павленков Ф., 1907), словом "херъ" в старину называли знак, которым зачеркивали бумаги. Отсюда глагол "херить" - зачеркнуть крестом.

Исходя из всего вышесказанного, напрашиваются два простых вывода:
1. Боги охраняли свои секреты от человека.
2. Боги использовали специальные устройства или знаки, которые препятствовали проникновению человека в охраняемые места.
Но если существование технических устройств можно предполагать только гипотетически, то "запрещающие знаки" до сих пор можно встретить по всему миру.
Речь идет о так называемых менгирах (от "men-херъ", то есть "человек - стой!"), под которыми понимаются воткнутые в землю камни вытянутой формы.

 []  []
#11. Менгиры

В настоящее время обнаружены сотни менгиров, в основном на территории Европы и Азии. Анализ их внешнего вида (грубая обработка) и расположения (вдали от мест проживания людей) позволяет предположить только одно: они выполняли роль пограничных столбов.
Понятно, что колонны мегалитических комплексов, а также разнообразные идолы, которые устанавливались в местах жертвоприношений и молитв, к менгирам отнести нельзя.

 []
#12. Каменный идол

Классические менгиры представляют собой камни мягких пород, иногда внушительных размеров, не имеющие строгой формы.

 []
#13. Гигантские менгиры

Хотя в отдельных случаях менгиры подверглись грубой обработке и сохранили следы каких-то изображений.

 []
#14. Менгир с изображением

Размышления о пограничном значении менгиров подтверждаются сюжетом русских народных сказок про витязя и камень, предостерегающий ехать прямо. На картине В. Васнецова, изображающей классический менгир, дословно написано: "Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному".

 []
#15. Картина В.М. Васнецова "Витязь на распутье"

Известно, что художник детально изучал эпос при создании картины, что позволяет считать ее весьма правдоподобной. Обратите внимание на окружающую обстановку. Сразу видно - гиблое местечко.

Не исключено, что, кроме разного рода языческих табу, запрещающих пересекать линии между менгирами, имелись и более действенные способы отпугивать человека. Для этого нужны были камни с особыми физическими свойствами, например, содержащие небольшую долю низкообогащенного урана, который, как известно, вызывает у человека чувство панического страха.
В этой связи есть интересное упоминание древнеримского историка Публия Тацита, жившего на рубеже 1-го и 2-го веков н.э., о существовании между древними германцами и праславянами Восточной Европы незаселенной зоны "взаимной боязни". Существование такой зоны подтверждается археологическими данными, согласно которым, область между современными территориями ФРГ и Польши крайне бедна артефактами, датируемыми началом н.э.
Похожая ситуация наблюдается и на границе Испании и Франции.
Юг Франции и примыкающие к нему северные склоны Пиренеев чрезвычайно богаты памятниками пещерного искусства Homo Sapiens. В Европе нигде больше (включая соседнюю Испанию) такой концентрации древнейших поселений людей не наблюдается.
Удивительным выглядит то, что дальнейшее их расселение на юг будто искусственно сдерживалось невидимой границей, хотя территория Пиренейского полуострова была явно благоприятнее для жизни.

 []
#16. Красными точками отмечены исследованные памятники пещерного искусства

Понятно, что камни с подобными свойствами на дороге не валяются. Их нужно было где-то добывать и готовить для дальнейшего использования. Предположительно, одним из таких мест были окрестности современного города Ванн, расположенного на французском полуострове Бретань.

 []
#17. Окрестности города Ванн

Между Ванном и побережьем Бискайского залива можно обнаружить интересное геологическое образование, похожее на последствия сильнейшего ядерного удара, под названием "залив Морбиан".
Хотя французы и переводят это название как "маленькое море", высока вероятность древнеримского его происхождения от "morbi" ("болезнь").
В заливе Морбиан находится остров Гаврини, который какое-то время назад был частью материка. При этом в документе, датированном 1202 г., название острова пишется как Guerg Enes, что имеет параллели с "gwery" на древнем галльском, означающем "работа".
На Гаврини обнаружено мегалитическое сооружение, возраст которого ученые оценивают в 5,5 тыс. лет. Назначение сооружения определить не удалось, поэтому его традиционно окрестили "гробницей".

 []
#18. Мегалитическое сооружение на Гаврини

Примечательно, что, согласно археологическим данным, примерно 5 тыс. лет назад использование загадочной постройки было прекращено, деревянная облицовка уничтожена огнем, а часть стен обрушилась, завалив вход. В последующем песчаные наносы превратили ее в обычный холм.
Но самое интересное, что в 25-ти км юго-западнее Ванна и в 10-ти км западнее Гаврини расположен город Карнак, в пригороде которого находится крупнейшее в мире и самое старое в Европе скопление менгиров, возраст которых оценивается в 5 - 5,5 тыс. лет.

 []  []
#19. Мегалиты Карнака

О назначении карнакских камней у ученых нет даже предположений. Мы же их выскажем.
Не будем сразу отвергать традиционную версию о том, что это место массового захоронения. Остатки скелетов под менгирами, правда, не обнаружены, но в данной местности очень высокая кислотность почвы, которая могла полностью разрушить человеческие останки.
И все же, с учетом того что в древности людей хоронили вместе с какими-то предметами - боевыми топорами, украшениями и т.п., версия кладбища выглядит маловероятной.
Тогда что это?
Вспомним, что рядом - на Гаврини - в этот же исторический период (5 - 5,5 тыс. лет назад) работала фабрика, которая производила нечто столь важное, что даже подверглась ядерной бомбардировке. Может, эта фабрика как раз и была тем местом, где выпускались менгиры с особыми свойствами? Затем камни доставлялись в Карнак, чтобы отправиться после в различные части Евразии в качестве пограничных столбов.
В этой связи вывод о назначении целого поля вертикально установленных камней, в общем-то, сам напрашивается. Это был попросту склад. Или еще круче - магазин.
Помните, вдоль дорог в пригородах всегда можно встретить магазины для дачи, в которых выставлены разнообразные ландшафтные скульптуры по принципу "товар лицом"? По крайней мере сейчас, карнакские камни выглядят именно так.

 []
#20. Въезд в Карнак

Все это было бы несерьезно, если не одно "но".
По самым современным оценкам ученых, подводные "пирамиды" Йонагуни (Япония) - это фабрика по производству мегалитов возрастом более 10-ти тыс. лет.

 []
#21. Подводные "пирамиды" Йонагуни

А если есть фабрика, то должны быть и склады, и магазины, если, конечно, не отрицать слету саму возможность существования между древними цивилизациями коммерческих отношений.
Развивая данную тему, можно сделать предположение и относительно фигур моаи, что на о. Пасхи. Уж больно вся эта история опять похожа на предприятие по производству менгиров. Заметим, что полный комплект моаи предусматривал еще вставные глаза и некоторые дополнительные элементы, которые придавали статуе весьма устрашающий вид.

 []
#22.1. Идол моаи в "полном снаряжении"

Давайте заглянем в ее лицо.
Если это изображение божества, которому поклонялись туземцы, то оно должно было вызывать разные чувства. Не только преклонение и трепет, но и надежду на благосклонность высших сил, без которой не обойтись, например, для сбора хорошего урожая. Однако все 888 сохранившихся идолов вселяют лишь страх.
Посмотрите на них еще раз. Что вы видите?

 []
#22.2. Моаи в гневе

Это гнев. Не злоба и не надменность, а именно гнев.
Отсюда возникает резонный вопрос. Не кажется ли вам странным, что аборигены Пасхи несколько сотен лет вырубали изображение одного и того же культового персонажа только затем, чтобы увидеть его гнев?
Неужели все население острова имело серьезные психологические проблемы, хронически пребывая в состоянии самоедства и фрустрации?
Также стоит обратить внимание и на общее впечатление от каменных истуканов. Даже современный человек может почувствовать себя рядом с ними неуютно.

 []
#22.3. Люди на фоне шеренги моаи

А может, это изображение и не божества вовсе? Нам удалось найти как минимум одного современного человека, лицо которого удивительным образом похоже на моаи.

 []
#22.4. Роджер Уотерс

Это бывший лидер группы Pink Floyd Роджер Уотерс. Найти его фото в состоянии гнева не удалось, но есть вот такое фото.

 []
#22.5. Роджер Уотерс в состоянии исступления

Если прообразом моаи был человек (вождь, жрец), это лишний раз говорит в пользу того, что идолы не являлись предметом культа, а выпускались "на конвейере по чертежу" для совершенно других целей.
Примечательно, что практически все каменные исполины установлены по периметру острова, как бы демонстрируя товар приезжающим сюда "клиентам".

 []
#23. Витрина моаи

Поскольку моаи так и остались на острове, можно сделать вывод, что столь креативный подход к менгирам покупатели не оценили и бизнес прогорел... Сильное, конечно, предположение, поэтому оставим его в стороне как лирическое отступление.

Отметим, что пригород французского Карнака - не единственное скопление менгиров. Похожее место имеется в Армении под названием Караундж (или Зорац Карер).

 []
#24. Камни Караунджа

Как видим, между камнями Карнака и Караунджа много общего. Но еще более интересным является сходство названий "Карнак", "Караундж" и "Карер", в котором узнается слово "карьер". Смотрим этимологический словарь М. Фасмера и обнаруживаем, что оно произошло от французского "carrière" - "каменоломня". Не правда ли, удивительное совпадение?
Завершая тему менгиров, отметим, что слово "херъ" могло приобрести неприличное значение уже позже в связи с явным фаллическим видом "men-херов".

 []
#25. Менгир

Но на этом история "запретных" слов не заканчивается.
Оказывается в древности использовалось еще одно близкое по значению слово "хой", которое до сих пор встречается в названиях населенных пунктов.
Один из них - иранский город Хой,

 []
#26. Турецкий город Ван и иранский город Хой

через который проходила граница древнего государства Урарту, или Ванского царства, существовавшего с 13-го по 6-й века до н.э.

 []
#27. Местоположение города Хой на карте древнего государства Урарту

Еще два топонима с названием "Хой" мы находим в самых отдаленных - противоположных - точках Евразии, что также может указывать на их пограничное значение. Это река на Сахалине и остров в Оркнейском архипелаге, на северной оконечности Британии, который известен необычным скальным образованием под названием "Старик Хой".

 []
#28. Скала "Старик Хой"

В этой связи интересно еще одно наблюдение.
Вы знаете от кого защищались китайцы, построив Великую Китайскую стену? Большинство думает, что от монголов, но это не так. Строительство стены началось еще в 3-м веке до н.э. для защиты от кочевого народа хунну, которого сами китайцы именовали huihu, хуэйху, но чаще - хойху.
Исходя из данного названия, можно предположить, что первоначально хунну выполняли роль стражников по защите от Поднебесной народов Тартарии, населявших Южную Сибирь и Центральную Азию.

Кроме менгиров и стен, в древние времена был распространен еще один вид границ между между народами - естественные географические образования. Например, реки, названия которых содержат корень "тан".
Наиболее известным "таном" древности (более известное имя - Танаис) было нижнее течение современного Дона, разделявшее территории влияния богов Асов и Ванов.
Такое же название носила когда-то река Сырдарья. Какую пограничную функцию выполнял этот "тан", сейчас установить сложно из-за высокой миграции народов Центральной Азии. Но известно, что севернее Сырдарьи обитали кочевники - скифы, хунну и пришедшие им на смену монголы. А южнее проживали более мирные, оседлые народности, населявшие Согдиану и Бактрию.

 []
#29. Река Танаис на карте Древней Азии

Корень "тан-" является близким родственником слов "тенденция, направление, протягивать" (английский эквивалент - "tension"). А от древнегреческого τιταίνω - "натягиваю, простираю", согласно Гесиоду, произошло слово "Титаны", которые, возможно, были первыми, кто провел границы между своими владениями.
Косвенным подтверждением того, что пограничные цепочки менгиров когда-то тоже именовались "танами", может служить английское слово "stone", означающее "камень".
Поскольку задачей "танов" было "остановить" перемещение людей, весьма вероятно, что они породили название "останы", или "станы", которым именовались в древности охраняемые пограничные посты.
Впоследствии суффикс "-стан" начал широко применяться в названиях географических мест проживания различных народов, а также целых государств: Татарстан, Туркестан, Казахстан, Узбекистан и т.п.
Исходя из этого, древний город Таанах на Ханаане мог быть форпостом между поселениями гиксосов и арамейцев, а река Тана, образующая сейчас границу Норвегии (Лапландия) и Финляндии (Финнмарк) - древней границей саамов и финнов.
Еще одним "таном" можно считать Дунай, долгое время служивший границей Римской империи и варварских народов, населявших Germania Magna. Дунай по-немецки - "Donau", а по-латински - "Danuvius", что делает его "однофамильцем" Дона, современное название которого произошло от арийского "Dānu".

Очевидно, что некоторые пограничные станы со временем выросли в целые города. Но не исключено, что даже отдельные менгиры могли превращаться в места поклонения, обрастая поселениями вокруг.
Например, одной из достопримечательностей Лондона является так называемый "лондонский камень", который известен минимум с 10-го века. По легенде, если он будет уничтожен, Лондон погрузится под воду.

 []
#30. Лондонский камень

В Средние века камень был настолько почитаем, что возле него читали указы и приносили присягу. Этот удивительный артефакт оставил след и в творчестве У. Шекспира. Так, в пьесе "Генрих VI" есть такие слова: "Теперь Мортимер - хозяин этого города. И здесь, сидя на лондонском камне, я повелеваю и приказываю, чтоб в первый год нашего царствования на счет города из всех городских фонтанов било одно только красное вино. И отныне будет изменником тот, кто назовет меня иначе, как лордом Мортимером".
Также известно, что на мысе Аркона - самой северной точке расположенного в Балтийском море острова Рюген - лежат останки древнего города, бывшего когда-то религиозным центром руян. Согласно летописям, посреди города находился храм почитания бога Святовита, в котором был установлен его идол.

 []
#31. Мыс Аркона

Вот как описывает внешний вид идола Святовита датский летописец Саксон Грамматик (12-й век): "В здании огромное изваяние, во всем подобное человеческому телу, но величиной превосходившее, удивляло четырьмя головами и столькими же шеями, из которых две видны были со стороны груди, две - со спины. И спереди, и сзади одна голова вправо, другая влево смотрела".
Наличие четырех лиц у идола перекликается ни много ни мало с описанием херувимов - все как у пророка Иезекииля. Кроме того, в повествовании Саксона Грамматика присутствует очень интересная деталь: "Свентовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамена, главное из которых называлось Станица..."
Почитание Святовита в Арконе изобразил на одной из своих картин знаменитый русский художник первой половины 20-го века Иван Билибин.

 []
#32. Почитание Святовита в Арконе на картине И.Я. Билибина

Весьма примечательным является обнаружение в 1848 году в реке под названием Збруч (Западная Украина) столба, который в точности соответствует описанию каменного изваяния Арконы. Сейчас "Збручский идол" находится в археологическом музее Кракова.

 []
#33. Збручский идол

Отметим, что пограничная роль камней имела и глубокий сакральный смысл.
Вертикальные камни испокон веков устанавливались на могилы, символизируя тем самым границу между миром живых и миром мертвых. Не исключено также, что слово "амен", которое произносится в конце молитв, произошло от "камень", потеряв первую букву "к".

Другие произведения




Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"