Аннотация: Подлинное бытие человека - быть понятым
Подлинное бытие человека -- быть понятым
Andrei Khanov
10:59, 01 февраля 2018
438
Закрытые двери, работа 2018 03 11
Andrei Khanov/artist
I was born in 1964.12.22 in the Novosibirsk, USSR. Drawing abstraction, I try to convey to you my idea about new look at the structure of the types of our thinking. Genuine Being is the vision of all of them at the same time. I clearly see this structure and symbolically draw it. I live in Moscow, Russia and I offer my art projects to museums others countries.
Об истине и выборах март2018
Все люди мыслят, каждый по-своему. Если представить все траектории мысли (знаки мышления) одновременно -- это и есть истина. А отдельная ее часть (мышление конкретного человека) или проекция истины -- есть житейская обыденность.
Поэтому, средняя температура по больнице -- например анализ общественного мнения -- совсем не истина, но эпидемия. Нужно лечить!!!
Истина -- это такая точка зрения -- при которой ничто ничему не противоречит. Непротиворечеивая сумма всевозможных точек зрения.
Кто виноват и что делать?
На все вопросы ответы есть изначально, просто каждый человек открывает (или не открывает) для себя их заново.
Такие достижения на пути к истине призвана ретранслировать культура. Но не ретранслирует (что говорит о том, что сами эти ответы не полные) и поэтому человеку приходится искать (если у него есть такое стремление) все ответы -- снова и снова. Это первое.
Второе -- главный вопрос для человека -- как именно он ищет такие ответы (каков его метод)? Очевидно что этот метод имеет структуру.
Все мировозренческие системы, существующие сейчас или существовавшие когда-либо -- есть определения этой структуры словом, чертежом, схемой. "Нарисовать концепт -- значит понять его". (Платон) Противоречия между такими системами говорит о том, что все они неполные. Но, с позиций полной (истинной) системы -- недоступной нашему пониманию -- этих противоречий нет.
Все мировоззренческие системы есть части одного целого -- разные его проекции. Такое подлинное бытие есть Дао и концепция Сократа.
В основе нашего понимания структуры собственного мышления находится некоторая шкала. Да или нет. Да, нет и нечто среднее. Да частное, да общее, нет частное, нет общее. Деление на пять градаций, шесть, семь, шестнадцать и так далее. Чем больше градаций -- сложнее система. Предельно сложная система -- сама жизнь. Ее сложность выше нашего понимания.
В основе нашей мысли находится некоторый внутренний импульс, концентрированное переживание жизни. Мы называем его внутренний голос. Но, если это переживание не сконцентрировано -- то оно есть смутное или расщепленное желание, понять которое мы пытаемся актом речи-мышления о нем.
Схема собственного мышления -- о которой сказал ранее -- есть сконцентрированное размышление о таком своем внутреннем голосе -- его символ. Но, если это наше размышление не сконцентрировано оно есть просто удовольствие или неудовольствие.
Третий этап мышления (сама эта схема есть обобщение всех известных мне подобных схем) -- наша метафора нашего символа нашего внутреннего голоса.
Эта метафора может быть "концептуальной" (в духе теории 1991 года) -- то есть затрагивающей концептуальные корни слов и тем самым раскрывающей скрытое в самих этих словах значение. Но, если эта метафора не сконцентрирована -- она есть поверхностный образ. Как детям, что бы познать предмет достаточно спросить его название.
Это деление шкалы символическое-поверхностное на две градации. Это простой пример. Таких градаций может быть сколько угодно, сколько мы способны удержать в голове. Исаак Ньютон считал что 7 это предел.
Кроме числа уровней нашего мышления и градаций от света к тьме, есть один его важный параметр -- дискурс или комбинаторика этапов нашего мышления. История человечества -- история проявления и угасания таких трендов -- ведуших дисурсов, а когда в 1970-м году неизвесные дискурсы (комбинации этапов мышления) закончились -- наступила новая эра осознания структуры всех взможых наших дискурсов одновремено.
В итоге, моя конкретная мысль проходит три уровня (интуиции с позиций непонимания жизни, концепта, метафоры и знака -- то есть снова этапа интуиции, но уже с позиций понимания жизни), и на каждом из таких этапов, мысль в какой-то степени концентрируется или неконцентрируется.
Все люди мыслят, каждый по-своему. Людей очень много. Если представить все траектории мысли (знаки мышления) одновременно -- это и есть истина. А отдельная ее часть (мышление конкретного человека) или проекция -- есть житейская обыденность.
Американский прагматизм 1884 года есть технология использования этих знаков мышления с целью поиска их гармоничного сочетания -- пользы от завершенного акта мышления.
В прагматизме делений -- три. У Платона, Пьера Абеляра, Жиля Делеза, а также в даосизме (точнее -- два раза по два), в конфуцианстве -- два (хотя уровней пять). У Аристотеля, И.В. фон Гете и Жака Лакана -- четыре уровня (фигуры, дискурса) и четыре градации.
Подобных мировоззренческих систем много. Все они об одном и том-же -- но разным языком. Но есть и сознательный обман -- когда никакого понимания нет, а цель речи (и мышления соответственно) -- лишь произвести впечатление на жертву. Ради отъема денег, утверждения социального статуса, воодушевления чем-либо, то есть для манипулирования ее сознанием. Пример -- телевизор.
У каждого народа есть свои такие достижения духа и свои мировоззренческие системы, определяющие его культурный код. Культура в целом -- работает очень плохо, но у некоторых народов хоть как-то работает.
В России совсем не работает культура, не ретранслирует наши собственные достижения познания истины. Хотя они есть. А.Ф. Лосев в 1923 году параллельно с Мартином Хайдеггером пришел к пониманию дуализма мышления (найдя такую мысль у Платона). Еще одно достижение -- концепция единства означающего и означаемого М.М. Бахтина 1921 года заимствованная французами в 197-х и британцами в 1990-х. "Творчество единственно возможная форма соединения фантастического (символического) искусства и обыденной (иконической) жизни". Это новый взгляд на прагматизм, на его созвучие даосизму.
В отличие от других народов -- в том числе и тех кто просто позаимствовал наши идеи -- мы так и не создали ни собственной мировоззренческой системы, ни тем более -- создали -- на ее основе технологию развития своего общества. У нас процевает глупость и обман. "Истина (правда) в том что никакой истины нет" -- звучит с одной кафедры. "Наш путь археомодерн" с другой. Идиоты -- оба автора. Этот расцвет софизма очень напоминает греческие полисы 5 века до нашей эры. До Сократа. На все вопросы ответы есть изначально, просто каждый человек открывает (или не открывает) для себя их заново.
Такие достижения на пути к истине призвана ретранслировать культура. Но не ретранслирует (что говорит о том, что сами эти ответы не полные) и поэтому человеку приходится искать (если у него есть такое стремление) все ответы -- снова и снова. Это первое.
Второе -- главный вопрос для человека -- как именно он ищет такие ответы (каков его метод)? Очевидно что этот метод имеет структуру.
Все мировозренческие системы, существующие сейчас или существовавшие когда-либо -- есть определения этой структуры словом, чертежом, схемой. "Нарисовать концепт -- значит понять его". (Платон) Противоречия между такими системами говорит о том, что все они неполные. Но, с позиций полной (истинной) системы -- недоступной нашему пониманию -- этих противоречий нет.
Все мировоззренческие системы есть части одного целого -- разные его проекции. Такое подлинное бытие есть Дао и концепция Сократа.
В основе нашего понимания структуры собственного мышления находится некоторая шкала. Да или нет. Да, нет и нечто среднее. Да частное, да общее, нет частное, нет общее. Деление на пять градаций, как у Конфуция, шесть, семь, шестнадцать и так далее. Чем больше градаций -- сложнее система. Предельно сложная система -- сама жизнь. Ее сложность вне нашего понимания.
В основе нашей мысли находится некоторый внутренний импульс, концентрированное переживание жизни. Мы называем его внутренний голос. Но, если это переживание не сконцентрировано -- то оно есть смутное или расщепленное желание, понять которое мы пытаемся актом речи-мышления о нем.
Схема собственного мышления -- о которой сказал ранее -- есть сконцентрированное размышление о таком своем внутреннем голосе -- его символ. Но, если это наше размышление не сконцентрировано оно есть просто удовольствие или неудовольствие.
Третий этап мышления (сама эта схема есть обобщение всех известных мне подобных схем) -- наша метафора нашего символа нашего внутреннего голоса.
Эта метафора может быть "концептуальной" (в духе теории 1991 года) -- то есть затрагивающей концептуальные корни слов и тем самым раскрывающей скрытое в самих этих словах значение. Но, если эта метафора не сконцентрирована -- она есть поверхностный образ. Как детям, что бы познать предмет достаточно спросить его название.
Это деление шкалы символическое-поверхностное на две градации. Это простой пример. Таких градаций может быть сколько угодно, сколько мы способны удержать в голове. Исаак Ньютон считал что 7 это предел.
В итоге, моя конкретная мысль проходит три уровня (интуициис позиций непонимания жизни, концепта, метафоры и знака -- то есть снова этапа интуиции, но уже с позиций понимания жизни), и на каждом из таких этапов, мысль в какой-то степени концентрируется или неконцентрируется.
Все люди мыслят, каждый по-своему. Людей очень много. Если представить все траектории мысли (знаки мышления) одновременно -- это и есть истина. А отдельная ее часть (мышление конкретного человека) или проекция -- есть житейская обыденность.
Американский прагматизм 1884 года есть технология использования этих знаков мышления с целью поиска их гармоничного сочетания -- пользы от завершенного акта мышления.
В прагматизме делений -- три. У Платона, Пьера Абеляра, Жиля Делеза, а также в даосизме (точнее -- два раза по два), в конфуцианстве -- два (хотя уровней пять). У Аристотеля, И.В. фон Гете и Жака Лакана -- четыре уровня (фигуры, дискурса) и четыре градации.
Подобных мировоззренческих систем много. Все они об одном и том-же -- но разным языком. Но есть и сознательный обман -- когда никакого понимания нет, а цель речи (и мышления соответственно) -- лишь произвести впечатление на жертву. Ради отъема денег, утверждения социального статуса, вообдушевления чем-либо, то есть для манипулирования ее сознанием. Пример -- телевизор.
У каждого народа есть свои такие достижения духа и свои мировоззренческие системы, определяющие его культурный код. Культура в целом -- работает очень плохо, но у некоторых народов хоть как-то работает.
В России совсем не работает культура, не ретранслирует наши собственные достижения познания истины. Хотя они есть. А.Ф. Лосев в 1923 году паралельно с Мартином Хайдеггером пришел к пониманию дуализма мышления (найдя такую мысль у Платона). Еще одно достижение -- концепция единства означающего и означаемого М.М. Бахтина 1921 года заимствованная французами в 197-х и британцами в 1990-х. "Творчество единственно возможная форма соединения фантастического (символического) искусства и обыденной (иконической) жизни". Это новый взгляд на прагматизм, га его созвучие даосизму.
В отличие от других народов -- в том числе и тех кто просто позаимствовал наши идеи -- мы так и не создали ни собственной мировоззренческой системы, ни тем более -- создали -- на ее основе технологию развития своего общества. У нас процевает глупость и обман. "Истина (правда) в том что никакой истины нет" -- звучит с кафедры. Этот расцвет софизма очень напоимает гречиские полисы 5 века до нашей эры. До Сократа.
Тогда у греков все закончилось войной всех против всех и рождением аналитической философии. Нас может ждать более сьрезная катастрофа. Греков окружали варвары, которые не вмешивались. Мы же сами варвары в окружении цивилизаций.
Поэтому нам больше других важно пройти такой путь -- как можно быстрее и, как можно точнее (ближе к истине)
В 1984 американцы опередили весь мир с прагматизмом-семиотикой. В 1960-е американцы опять опередили весь мир с психоделией. Французы в 1970 и бранцы в 1991 наши свои алтернативы прагматизму.
Тогда у греков все закончилось войной всех против всех и рождением аналитической философии. Нас может ждать более серьезная катастрофа. Греков окружали варвары, которые не вмешивались. Мы же сами варвары в окружении цивилизаций.
Поэтому нам больше других важно пройти такой путь -- как можно быстрее и, как можно точнее (ближе к истине). Всех за парты!!! Учиться учиться и учиться!
Андрей Ханов 2018 03 19
Обо всем
Даосский квадрат стихий
1. Концепт треугольника.
1.1. Концентрированное переживание жизни есть просто внутренний голос.
Этот голос -- есть наше собственное знание обо всем, высвобожденное из бессознательного, скрытого там нами самими от нас самих.
Как мы его скрываем? Предавая себя. Когда становимся такими как все. Когда воображаем норму. Таким магическим эффектом обладает слово. Спать! -- как 1989 году говорил Кашпировский. И спали.
Как оно от туда высвобождается? Бог его знает. Возможно когда мы спим мы свободны, а когда просыпаемся -- просыпаемся рабами воображаемой нормы. Иногда эти циклы меняются местами. Например в момент смерти.
Задумался о чем-то, проснулся утром и все понятно.
Но переживание может оказаться и несконцентрированным (расщепленным) -- то есть желанием.
1.2. Концентрированное определение такого своего внутреннего голоса словом есть его символ.
Не-концентрированное -- икона. А нечто среднее между символом и иконой -- индекс, (пример, факт и образ). Подобные градации есть и у переживания и у восприятия. Градаций может быть сколько угодно. Но, чем больше мы видим градаций между символом и иконой -- тем сложнее для нас картина жизни.
Бесконечное число таких градаций -- сама жизнь.
1.3. Концентрированное восприятие символа своего переживания есть концептуальная метафора этого символа, когда сказанное больше слов.
Этот аргумент понимания себя -- как пересечение двух композиционных принципов -- баланса и равновесия.
1.3.1. Понимание своего внутреннего голоса, через баланс цвета или света
1.3.2. или понимание его же через равновесие форм.
Но если восприятие не сконцентрированно -- оно порождает лишь сомнение и иронию.
Три основные области нашего мышления -- 1) концентрированные переживание, которое выражается в композиции, 2) его символ -- определение этого переживания словом и 3) понимание этого символа через его художественную метафору.
Чего-то в их пересечении всегда больше, чего-то меньше. Это как некоторый сложный цвет, состоящий из трех базовых цветов, красного, зеленого и синего.
Возьмем 2 части внутреннего голоса, три части его символа, 1 часть композиционного понимания этого символа и получится картина или стихотворение, или музыка.
Но одновременно это еще и знак мышления. Как треугольник.
Эти знаки мышления человека сочетаются или не сочетаются друг с другом. А мы наивно считаем это приятием и неприятием друг друга -- судьбой. Все гораздо тоньше.
Если рассматривать только две градации переживания, восприятия и осмысления -- либо концентрированное (Да, Свет), либо как априорное (Нет, Тьма) -- то все типы мышления можно записать рядом восьми бинарных чисел. 000 001 010 011 100 101 110 111. Это есть древние даосские триграммы.
64 средневековые даосские гексаграммы -- это парное сочетание 8 триграмм. Имеется в виду сочетание внутреннего понимания, переживания и восприятия и формы их проявлений в речи. Между которыми пропасть 64-х вариантов.
Если градаций 4, то числовой ряд, описывающий все типы нашего мышления -- состоит из 256 чисел. 1111 1112 1113 1114 1121 1122 1123 1124 и так далее. По аналогии с ранним и поздним даосизмом, это можно представить сочетанием 16-ти первых и вторых пар чисел 11 12 13 14 21 22 23 24 31 32 33 34 41 42 43 44.
Представления даосов о 64-ти состояниях восприятия природы укладываются в точно такую схему, если эти 27 треугольников считать типами мышления, а 64 - их репликами.
Если градаций три (символ, икона и нечто среднее между ними -- указатель) -- то все знаки мышления опишет ряд из 27 чисел. Чарльз Пирс в 1884 году назвал их семиотическими знаками.
Число этого ряда можно представить неправильным треугольником, вписаным в правильный, в котором координата вершины 3 -- ближе к вершине базового, 2 -- расположена посередине грани и 1 -- наиболее далека от правильной вершины. Чарльз Пирс сформулировал также понятие типа семиотического знака и его реплики. Реплик 27. Но типов знаков только 10, они представляют собой треугольную матрицу чисел. В которой три качества символичность (333), иконичность (111) и реалистичность (222) плавно переходт друг в друга. Внутри типа несколько реплик, например 113 131 311 -- разные знаки одного типа.
111 113 133 333
112 123 233
122 233
222
Другой вариант представления таких знаков -- цвет, как пропорция красного, зеленого и синего.
Если сложить все вместе такие треугольники наших мыслей -- они сложатся в единую фигуру, то есть -- в нечто большее, чем отдельные знаки мышления, их сумма нам недоступна, а то, что выше нашего переживания, восприятия и понимания мы называем трансцендентным. То есть -- Богом.
Бог это мы все, все наши возможные траектории мыслей -- одновременно.
В своей художественной практике -- я стремлюсь к такому одновременному использованию сразу всех знаков своего мышления.
В случае 4-х градаций метафора треугольника становится не очевидна, но сохраняется метафора цвета, из которой треугольники построить все-же можно.
Эти две фигуры (при 3-х и при 4-х градациях) легко объединяются в одну фигуру, как два разных паззла одной картины входят один в другой.
В случае пяти и более градаций картина постепенно усложняется и перестает быть однозначной и двумерной.
Если первоэлементов не три, но пять и градаций только 2 -- как в теории Конфуция, получается 32 типа знака, 27 из которых повторяют даосские типы знаков, а пять новых заполняют пустоты между треугольниками, то есть -- добавляются к типу знака, означенного серым цветом. Серых дискурсов 6.
2. Концепт пятиугольника Конфуция. Или австрийского двойного тетраэдра.
Но, и синтез аффекта, перцепта и концепта также возможен в разных вариантах, в белом, в черном и в промежуточном сером. И таких градаций может быть сколько угодно. Очевидно, что общая картина -- на самом деле -- есть сочетания пяти элементов.
Центральный шестой элемент серый, в нем присутствуют все прочие элементы.
3. Концепт квадрата.
Человек мыслит плоско, чтобы понять что-то нам важно видеть его плоское изображение, карту. Поэтому, раздавим этот двойной тетраэдр, как банку из-под немецкого пива.
Вариант первый -- белая и черная вершины не совпали, грани искривились, получился даосский квадрат стихий. Его рисунок выше.
Вариант второй -- белая и черная вершины не совпали, но грани не искривились -- получилась петантаграмма Конфуция.
Вариант третий -- белая и черная вершины совпали и грани не искривились -- получились схемы двух разных мировоззренческих систем одновременно -- силлогистки Аристотеля и дискурсов Жака Лакана. Но, в этом варианте деформации двойного тетраэдра -- с одной стороны -- оказалась светлая сторона, с другой -- темная. Это тоже не совсем наглядно. При этом, цвета каждой из сторон симметрично повторяются по несколько раз.
Разрежем квадрат взаимных вариаций четырех элементов (четвертый у нас одновременно и белый и черный как лицо и оборот) -- по диагонали, перевернем одну из частей и склеим темную и светлую стороны.
Такая трансформация позволит увидеть всю карту нашего мышления на одной плоскости.
Первое открытие -- дискурсов 48. Серый цвет. Цвет на этой карте -- тип мышления, у каждого типа есть множество реплик. Они имеют тот же цвет, но отличаются комбинаторикой первоэлементов.
Второе открытие -- что неповторяющихся цветов всего 55: 20 светлых, 20 темных и 15 не зависящих от влияния белого или черного цветов.
В итоге, ограничиваясь одной лишь структурой типов нашего мышления, не вникая в реплики -- карта типов мышления представляется цветнам ячеистым треугольником (2015).
Если посмотреть на этот рисунок сильно прищурившись или сквозь завазилинное стекло, то можно в нем угадать цветовой круг И.В. фон Гете 1810 года. В своей книге он говорил о Великой формуле Цвета, как сочетания 4 элементов мышления -- . Но не разглядел эту структуру достаточно четко.
Мышление человека -- по мнению И.В. Гете -- состоит из пяти состояний или областей: фантазерство, пустое умствование, обременительное знание, пустые химеры и действительно достоверные суждения. Пятое, достоверное суждение есть результат равновесия первых четырех элементов. Как цвет есть сочетание красной, желтой, голубой и синей красок. Он попробовал соединить кистью эти 4 капли краски и у него получился цветовой круг. Но, он не учел 5-й цвет -- бумаги.
Концепция цветового круга 1810 года -- безнадежно устарела. Она пример иконичности современных представлений о структуре цвета и соответственно -- структуры нашего мышления. Художники и дизайнеры апеллируют к цветовому кругу Гете лишь как к авторитету, не понимая его подлинного значения. Воображают его нормой воображения о структуре цвета. Так действует мышление человека, когда оно не сконцентрировано. Когда оно иконично иронично.
___________
О мировозренческих системах
Все мировоззренческие системы прошлого и настоящего -- просто есть различные способы нарисовать такую структуру. Объяснить Бога через деление этого пространства мышления на базовые элементы.
Или -- через различное определение их количества и правильной очередности. Все учения ровно об одном и том же. Их различия -- результат разной комбинаторики. Поэтому все учения тоже можно представить символами и сложить все вместе.
Но, все эти слова -- это просто определение словом, то есть -- концентрация переживания жизни в символ. Или в икону. Или указание на идею внутреннего голоса. У кого как. Что есть только одна из трех возможных проекций.
Это только одно вещество из трех необходимых для магической формулы картины и стихотворения.
Но, у некоторых людей -- иногда (а возможно и всегда, а иногда -- это как раз редкость), возникает искушение одним этим определением словом и ограничится. Вообразить норму своего воображения. Как детям, чтобы познать предмет достаточно узнать его название.
Или наоборот, ограничится одним лишь внутренним голосом или одним лишь восприятием. Сконцентрированными или расслабленными. Масса градаций
Или -- ограничиться каким то их определенным сочетанием. Доминирующая сейчас мировоззренческая система -- прагматизм -- в том, чтобы видеть эти знаки и признавать, что у каждого носителя такого знака своя собственная правда.
Творчество, напротив, в соединении всех этих элементов нашего мышления в магическую формулу гармонии.
Это как шифр от сейфа в котором хранится личное послание каждому из нас от Бога сферы неподвижных звезд. Наша единственная задача успеть прочесть его. Пока еще мы живы и у нас есть чувства, воображение, ум и здоровье.
_____________
Аффект, перцепт и концепт
Искусство творит перцепт, сгусток восприятия, наука -- аффект (концентрированную точку зрения -- пропозицию). Философия -- концепт (обобщение словом). Но, по отдельности, перцепт, аффект и концепт -- не могут определить окружающий нас хаос неопреденностей. Тонут в этом хаосе.
(Перефразированная мысль Жиля Делеза 1991)
Платон говорил о душе человека как о комбинации ярости, страсти и мудрости. И если с позиции мудрости еще хоть что то можно сказать.
Например -- можно рассмотреть схему мышления человека, анализировать те или иные типы суждений, как достоверные и недостоверные, как сделал Аристотель, построить мыслезнаки как сделал Чарльз Пирс, или дискурсы, как сделал Жак Лакан, или даже рассмотреть путь мышления человека за последние 35 тысяч лет и вычислить конец этого пути в 2012 году, как сделал Теренс МакКена в 1970-м году. То, сказать что-то настолько же конкретное с позиций концентрированных страсти и ярости -- гораздо сложнее.
Каким бы мудрым не был бы человек, что далеко не факт, каждый раз он оказывается один на один со своими непредсказуемыми эмоциями и ощущениями. И ничего с этим не поделать.
Восприятие, то есть -- комплекс ощущений -- еще можно попытаться как-то объяснить. Например, как это в 1954 году сделал Рудольф Арнхейм, анализируя детские рисунки. Дело в том, что у детей не настолько развито аналитическо-концептуальное мышление, как у взрослых и они воспринимают предмет целостно. Как гештальт. Так и рисуют.
И что? Он определил словом (что уже концепт) несколько композиционных принципов, из которых два соответствовали принципам даосской живописи 7 века -- это баланс цвета и равновесие форм, а остальные были данью научному модерну конца 18 века. Объем, пространство, метафора театра.
Да и само это исследование -- определение законов восприятия экспериментально. Тот же "неевклидов модерн" или "средняя температура по больнице" Карла Фридриха Гаусса.
И совершенно нет никаких следов принципов авангарда или беспредметной абстракции Василия Кандинского.
Жизнь и смерть культуры
Мы можем с уверенностью утверждать лишь то, что древние в поиске ответа на вопрос о форме душе человека -- были более успешнее нас.
Мы не сколько познаем мир вокруг нас, сколько повторяем то, что уже познали наши предки. Эта трансляция достижений предков называется культурой.
Но культура перестала транслировать такие достижения (что тоже можно объяснить, но не исправить) и нам приходится открывать все заново. По многу-многу раз.
Мартин Хайдеггер в 1923 году назвал это деструкцией, Жак Деррида в 1967 году говоря о деконструкции имел в виду нечто другое -- протест против бинарной структуры, например -- онтологии Хайдеггера. Всегда между символом Дасайн и иконой Дасман -- есть нечто третье, индекс (пример, факт, образ) -- как у прагматика Чарльза Пирса (1884) или -- как у концептуалиста 15 века Пьера Абеляра -- единство опыта и познания. Или как сказал Михаил Бахтин в 1921 -- творчество это форма единства обыденной жизни и фантастического искусства (единство означающего и означаемого возможно только в творчестве).
Продолжим теорию Жиля Делёза
Допустим: 1- Концепт означает Аффект. 2 -- Перцепт означает концепт. 3 -- Аффект означает перцепт. Круг замыкается. И очередность и порядок таких парных означений может быть каким угодно.
Каким угодно конкретно?
123 321 132 231 123 312 131 132 -- всего 8 вариантов, точно, как древне даосских стихий обозначаемых триграммами сплошных и прерывистых черт: Гром, Гора, Вода, Небо, Чаша (для Воды), Земля, Огонь и Ветер.
Но, этого тоже недостаточно, это как смотреть только на одну из сторон здания, не видя всей трансцендентной картины. Чтобы видеть все -- важно найти созвучие своему пониманию жизни и своему высказыванию об этом.
Как бы загадочен не был синтез ярости, страсти и мудрости -- пояснить это забытое единство аффекта, перцепта и концепта -- можно лишь концептом. И, очень мало, кто способен понять эту условность. Обычно пытаются понять концепт буквально. И это мышление "лоха". Для понимания концепта важна его пара с означающим, метафора, символ.
Невозможность -- для обычного человека -- дать четкое определение своим ощущениям и эмоциям порождает массу спекуляций. Увы, глупости и обмана -- как неправильных концептов -- в этом мире гораздо больше, чем правильных. И для обычного человека одно не отличимо от другого.
Концепт без переживаний и восприятий -- мертвые слова. Ими очень легко манипулировать. Но и без концепта творчество неполноценно. Важен баланс всех трех качеств души.
Как шифр от кодового замка. Без одной цифры он не откроется. А в сейфе, запертом этим замком -- храниться личное послание каждому из нас от Господа Бога. Понять этот шифр -- понять себя. То, к чему призывал Сократ. То, о чем размышляли Аристотель в двух Аналитиках и Фома Аквинский, в своей теории Благодати.
Посмотрите на перцепт, аффект и концепт как на три проекции невидимой нами фигуры Души. Нет смысла спорить, какая проекция правильная, а какая нет.
Все три проекции одновременно помогают нам представить сам этот трансцендентальный объект, то есть -- не доступный по отдельности, ни разуму, ни эмоциям, ни ощущениям. Только всем вместе.
Полноценным текстом об этом -- когда сказанное больше слов -- конечно может быть только поэзия, живопись и музыка.
Но, во первых все три проекции, до соединения в одно целое уже должны быть, а во вторых -- я рассчитываю на диалог с тем читателем, кто уже имеет соответствующий опыт. И кому не хватает лишь осмысления своих чувств. В таком случае, проекция одной лишь рефлексии -- возможно -- не бесполезна.
Жиль Делез в 1991 году говорил о картине, как о некоторых концентрациях переживаний, восприятий и умозаключений (аффекте, перцепте и концепте). Платон говорил о ярости, страсти и мудрости, как о сменяющих друг друга этапах нашего мышления (речи).
Пересказ теории Платона современным языком.
Переживание (желание) есть источник мысли, а его интуитивное сгущение (означение) и есть аффект (у Делеза значение слова "аффект", не психиатрическое -- просто концентрация переживания). Аффект означает (концентрирует) переживание. Вместо слова аффект можно использовать слово интуиция, если иметь в виду ее концентрированный результат -- внутренний голос. -- эврику. Этот результат можно назвать основой.
Аффект-интуиция будит рефлексию-умозаключение, и концентрация (означение) таких умозаключений и есть концепт. Его также можно назвать символом. Когда Жак Лакан в 1970-м году говорил, что символ означает желание, возможно он имел в виду, что концепт означает внутренний голос (интуицию-аффект). Хотя -- конечно -- под означаемым он однозначно имел в виду расщепленное желание, то есть неизвестную (пока еще) нам -- форму своей души (пересечение аффекта, перцепта и концепта). Но тоже самое у него и четвертый элемент -- понимание причины своего удовольствия от речи -- означения символом ровно того же самого. Круг замкнут.
В этом нет никакого противоречия, так как это просто пересказ теории Платона современным для 1970-года языком психоанализа. Противорчечие -- возможно -- у Платона. Но и это не противоречие. "Познай самого себя" Сократа -- это и есть этот новый принцип аналитики 4 века до нашей эры. Познай то, как ты познаешь самого себя, переживи то, как ты переживаешь это познание самого себя. И восприми то, как ты сам воспринимаешь себя.
Это легко понять обратившись к учению даосов. Между внутренним понимаением себя человеком и его способность сказать об этом понятно для окружающих -- пропасть. Преодоление этой пропасти есть Дао. Найди свое Дао -- индивидуальное созвучие внутреннего внешнему. Сократ познакомил софистов-греков с даосизмом. За что был ими казнен.
В 1884 году американец Чарльз Пирс повторил этот опыт Сократа, его не казнили, но умер он в нищете и забвении, хотя подарил миру новое мировоззрение -- прагматизм. которое сейчас абсолютно во всем, и -- конечно, как и учение Сократа -- это не более чем новая (для 1884) интерпретация древнего даосизма. Как сказал художник и проповедник Раджниш (Он же --Бхагван или Ошо) -- "Дзен единственно живая религия". Дзен -- это неодаосизм времен экспансии буддизма в Китай. Ответная реакция.
Вполне естественно существование других его версий. Да и сам даосизм рубежа 2 и 3 тысячелетия до нашей эры -- наверняка -- новая версия (для того времени) чего-то еще более древнего.
_________________________
Концепт, как концентрированная рефлексия будит восприятие, которое -- тоже концентрируясь -- образует перцепт -- визуальную метафору концепта.
В результате прохождения нами этих трех этапов -- согласно теории Платона -- мы начинаем понимать речь, это четвертый этап. И концентрацией такого понимания метафоры концепта чувств -- являются сами эти наши чувства. Все возвращается в начало.
Мы последовательно концентрируем собственное переживание, умозаключение, восприятие, как и результат их смешания. Так считал Платон. И Фома Аквинский в 15-м веке назвал такой порядок разворачивания мышления от этапа к этапу -- правильным, дискурсом. В отличие от интуитивного схватывания целого, минуя предварительные стадии аффекта, концепта и перцепта.
Жак Лакан в 1970-м году пересмотрел эту теорию Платона и пришел к выводу, что порядок этапов мышления, то есть -- траектория мысли между этими четырьмя элементами нашего мышления может быть какой угодно.
Этими различиями очередности этапов мышления Жак Лакан объяснил историю человечества. Как борьбу разных типов мышления за доминировние. В разное время побеждали разные дискурсы: господина (Золотой Век), аналитика (четвертый век до нашей эры), университетский (11-15 века), истерика (с 15 века по 1970 год). Затем такая история человека закончилась. Все дискурсы получили равные права.
О логике, силлогистике и софистике в композиции
Живописная композиция это условие достоверности проявления картиной клубка восприятия, переживания и осмысления жизни художником.
1) Первый "закон логики" -- закон тождества. Логичное -- достоверно. Нелогичное -- недостоверно. Либо Да, либо Нет. Третьего не дано.
Построение логического квадрата Аристотеля
Но сам Аристотель, автор этой теории, рассматривает три варианта. "Посылка есть высказывание, утверждающее или отрицающее что-нибудь о чем-нибудь. Высказывание же это бывает или общим, или частным, или неопределенным." (Аристотель Аналитика первая).
Про неопределенные (некатегоричные) высказывания ничего нельзя сказать. Поэтому теория Аристотеля рассматривает только категоричные высказывания.
1) A -- утвердительное общее. 2) E -- отрицающее общее. 3) I -- утвердительное частное. 4) O -- отрицающее частное.
Таким неопределенным высказыванием -- в некотором роде -- является душа человека. Своей жизнью мы и определяем ее. Либо отрицая подлинное бытие, либо утверждая его. В общем или в частности.
Отрицание подлинного бытия -- согласно другой теории Жака Лакана 1970 года -- это расщепленное желание (тьма житейской обыденности).
Утверждение подлинного бытия -- Свет -- это протест против диктата четко очерченных форм обыденности -- так эту теорию Жака Лакана интерпритировал -- для анализа искусства эпохи кватроченто (Возрождения) -- Юбер Дамиш.
Карл Юнг противопоставлял обыденную норму воображения (Тьму невежества) и преодоление этой нормы, раскрытие Света знания из бессознательного. И так далее.
Для завершения знакомства с теорией Аристотеля необходимо привести пример применения этого принципа классификации. Высказывание состоит из большего и меньшего терминов, а также -- промежуточного между ними среднего.
Большее (Предикат) -- буквально -- больше меньшего (Субъекта), меньшее является его частью. Дерево -- часть леса. Город -- часть страны.
Но высказывание строится не от большего термина к меньшему и не наоборот, а посредством среднего. Возникает 4 варианта разворачивания высказывания от термина к термину -- 4 фигуры.
И для каждого такого разворачивания высказывания -- применяется один из четырех вариантов типа: 1) A -- утвердительное общее, 2) E -- отрицающее общее, 3) I -- утвердительное частное, 4) O -- отрицающее частное.
1) Предикат > Среднее > Субъект
2) Предикат > Среднее < Субъект
3) Предикат < Среднее > Субъект
4) Предикат < Среднее < Субъект
Далее -- следует вывод, всегда от Среднего к Предикату.
В итоге -- формула высказывания записывается 4 символами, например AIE4 (1324). Это можно представить таблицей пересечения двух первых и двух вторых пар цифр. Всего 256 ячеек. И только 19 -- из них, согласно теории Аристотеля достоверны (на рисунке они помечены цифрами от 1 до 19).
Буквами на этом рисунке помечены дискурсы теории Жака Лакана. Обе теории дополняют друг друга. У Жака Лакана просто другие обозначения:
1 -- Обыденное расщепленное желание (или идея подлинного бытия) -- здесь есть двойственность, возможно 1а и 1 б. То есть всего элементов пять, как у Конфуция.
2 -- Символ этого желания (форма идеи, как у Чарльза Пирса). Если это означение желания -- то форма иконическая, если символ идеи подлинного бытия -- то форма символическая. Но может быть и нечто промежуточное -- пример, инвариант не зависимый от Тьмы и Света. И у Лакана и Пирса это очевидно. Конечно, если теорию Лакана немного продолжить.
3 -- Удовольствие (польза) от высказывания. Как эстетическое удовольствие от созерцания картины (интерпретация-смысл формы идеи, как у Чарльза Пирса). То же возможны три варианта, светлый -- законный, темный -- желаемый и неопределенный -- факт.
4 -- Понимание причины своего удовольствия от высказывания (прагматическое означение идеи ее смыслоформой, как у Чарльза Пирса). То же возможны три варианта, светлый -- аргумент, темный -- ремма (гипотеза) и неопределенный -- дицент (эксперимент, непосредственно наблюдаемый образ).
Как видите три очень разные теории -- ровно об одном и том-же.
Картина мира - основное понятие мифа.
Деление событий жизни на белое и черное, а главное -- наша возможность выбора между ними -- уже картина мира. Эти два разных типа восприятия жизни составляют основу любого мифа. Согласно анемическим религиям (традиционным верованиям) -- человек создан как результат борьбы доброго и злого богов-братьев.
Когда поп в автобусе охмуряет бабушку рассказами о борьбе Бога с Дьяволом -- он рассказывает ей этот древний миф. Хотя, с православной точки зрения, сравнивать Бога и Дьявола как равные силы -- ересь манихейства. Но ведь и дело происходит в Южном Чертаново.
Что же есть этот Свет и Тьма?
Древние даосы рассуждали просто. Такие Да и Нет, это условие -- наличествует или отсутствует -- у нас -- некоторое качество восприятия подлинной жизни. Обычный человек не видит никакого подлинного бытия. Это тьма. Поэт и художник видят. Это Свет.
Но каждый видит по разному. Как разные оттенки цвета. Это объясняется комбинаторикой качеств его восприятия жизни. В такой трактовке -- обычный человек, это художник, который в свей жизни сам вообще ничего не видит. Поэзия и живопись -- говорят больше.
Но, это простое объяснение годится -- разве, что -- для первого знакомства с даосизмом. Даосизм, конечно, гораздо сложнее. Возможно, есть древний, более простой пласт даосизма, и есть его средневековая -- гораздо более сложная версия.
Есть пропасть между нашим внутренним пониманием подлинного бытия и нашей способностью сказать об этом другим людям. Это и есть Тьма. Преодоление этой пропасти -- Свет. Первый пласт даосизма формулирует 8 базовых стихий восприятия природы (жизни). Второй пласт, использует это вполне самодостаточное древнее учение как икону (поверхностно) и вводит повторное определение Света и Тьмы, как нашу Способность и Неспособность выразить свое понимание подлинной жизни в творчестве. В точности -- для человека -- это недостижимо. Но мы можем приближаться к такому Дао, через найденные гармоничные созвучия внутренного и внешнего, как созвучие двух разных музыкальных инструментов. Второй пласт даосизма -- древнекитайский постмодернизм.
Платон считал, согласно иссдедованиям А.Ф. Лосева 1923 года -- что человек либо погружен в размышления о сущности своего восприятия -- в рефлексию -- это Свет. Либо ограничивается познанием поверхностных качеств предмета. Это тьма невежества. При этом, душа человека есть композиция (сочетание) страсти, ярости и мудрости. Если, для каждого качества души, Платон применял это условие -- либо поверхностно (Нет) или рефлексия (Да), то он пришел к древнему варианту даосизма. Только выразил его с помощью нового языка геометрии Евклида.
Но, возможно Лосев ошибся, и тогда, либо средневековые последователи Платона не завершил его учение, как это сделали средневековые даосы с древним даосизмом, либо Платон просто пересказал ранний даосизм.
А возможно был и третий, еще более древний источник. Например учение Гермеса Трисмегиста -- современника Моисея. Вероятно, вымышленного средневековыми схоластами персонажа, Если Моисей иконичен, Гермес -- символичен. Точно как иконичен Христос и символичен Сократ. Две персонофикации одной и той же идеи. Это еще одна концепция Света и Тьмы, Чарльза Пирса 1884 года.
Учение Гермеса о кадуцее -- говоря современном языком -- о генетическом коде Вселенной -- Есть две спирали (Как в ДНК). Как развивающееся мужское качество (Сол, Марс, Юпитер -- активность, воинственность, властность) и женское (Тривия, Люцифер, Сатурн -- колдовство, чувство, психоделия). А между ними есть перемычки среднего (Терра, Меркурий и Целум). Это как Свет и Тьма сочетаются друг с другом тремя разными способами (Земля, Меркурий и Уран -- как основа, как деятельность и как выход из матрицы).
Чем такое учение Гермеса отличается от даосизма и платонизма? Да ни чем. Это одно и тоже, пересказанное с разной степенью непонимания (невежества). Как если разобрать паззл и собрать его заново, неправильно. Вариантов получится множество и все они сходны.
Стихия Гром (Свет восприятия ритма подлинной жизни в череде обыденности) и тьма во всем остальном (об этом остальном -- позже). У Платона это созерцание, сплавление геометрически правильных форм (созданных правильным мышлением -- дискурсом) обратно в бесформенные чувства. Когда образы исчерпаны, а восприятие продолжается. Чжуан Цзы сказал о таком состоянии "музыка делает нас проще и искреннее и позволяет видеть жизнь такой, какая она есть". Сол или Гелиос в римско-греческой мифологии. Творческая активность. Я предлагаю представить -- как красный цвет.
Нечто противоположное такому Грому -- Тьма в первой черте и Свет во всех остальных. Ветер. Голубой цвет неясных ощущений (колдовство лунного света).
"Это сияние луны мне мешает уснуть
Свет ее здесь словно иней лежит на полу
Голову поднял -- взираю на горный месяц,
Вниз опустил -- нахлынули думы о крае родном"
(Ли Бо, около 750 года)
По преданию, поэт утонул в реке пытаясь поймать отражение луны и тем самым замкнуть круг метафоры жизни.
Соединяются Гром и Ветер в стихии Неба. Белый цвет. или в стихии Земли (черный).
Стихия Воды (Свет постоянно меняющихся наших представлений о подлинном бытие и тьма во всем остальном). Пусть это будет зеленый цвет (бирюзовый). Люцифер -- блеск утренней звезды -- Венеры. Переменчивые чувства.
Синий цвет -- стихия Гора -- концептуальная метафора по современному -- понимание подлинного бытия, которое дает нам визуальная метафора его концепта. Психоделическое -- сверхчувственное понимание подлинной жизни.
Противоположен синему -- желтый. Концепт, определение своего чувства словом, Стихия Чаши для Воды. Действительно, концепт это оболочка метафоры. Древние греки говорили об этом первоэлементе мышления -- земля как осадок воды. Практически (с некоторыми оговорками) получилась теория трех цветовых оппозиций Василия Кандинского, которую он изложил в "О духовном в искусстве" в 1910 году.
В даосизме 8 первоэлементов, как сочетание пяти качеств. Но в учение Гермеса элементов 9. Девятая стихия -- Уран -- выход из такой матрицы 8 элементов.
Платон оставил нам теорию четырех стадий речи. О ней он говорит в 7 письме. В ней все тоже самое, что в даосизме и герменевтике (учении Гермеса). В основе мысли -- бесформенные ощущения (пепельно голубой свет Луны). Пурпурный огонь интуиции это поиск четкого определения своим ощущениям словом (желтая чаша для воды -- золотой Грааль). Эврика -- черная Земля. Само определение словом -- это процесс от озарения к символу (белого неба). От белого Неба к синей Горе понимания -- ведет путь зеленой визуальной метафоры концепта. И последняя четвертая стадия речи -- красный цвет -- сплавление образов и их концептов обратно в колдовские бесформенные ощущения лунного света. Круг замкнулся.
В традиционных верованиях более глубокой древности -- все ровно тоже самое. Миф рассказывает о путешествии шамана по миру нашего подлинного бытия. Все начинается как и в аналитической философии с предчувствия -- с колдовства при свете луны, Гром -- это мировое дерево душ умерших предков. Вершина этого дерева -- точка в середине неба (Полярная звезда). В на эту вершину садится птица, перевозчик душ на символическое Небо. Ее полет -- вознесение -- метафора наоборот. Концепт -- вместилище метафоры, это единственно верное суждение небесных богов, за которым шаман отправляется на Небо. Далее шаман возвращается на Землю и происходит психоделический процесс -- обратный интуиции и все возвращается обратно к лунному свету.