Чтобы разобраться в хитросплетениях исторических событий 15 века придется запастись терпением и вниманием к деталям. Вся эта глава состоит из выстроенных по хронологии фактов полученных из общедоступных летописных источников.
Сначала кратко расскажем о делах ордынских начала 15 века.
В 1412 убит правитель Орды Джеляль-Эддин (сын Тохтамыша Зеледи-Султан наших летописей). Его поддерживал великий литовский князь Витовт. К нему приезжал Василий Дмитриевич Московский с дарами. До того, по крайней мере, с 1395 года, вся собираемая в русских землях татарская дань оставалась в Москве.
С 1416 года власть в Орде у четвертого сына Тохтамыша Джаббар-Берди, но в 1417 (или 19) году он погиб в бою.
В 1420-м у власти появляется сын Зеледи-Султана Улуг-Мухаммед. Но в 1423 году (по арабским хроникам) в ходе войны ее отнимает пришедший из Ак-Орды хан Борак (внук Урус-хана). В конце 1424 года беглый Улуг-Мухаммед появляется при дворе Витовта. Еще раньше бежал в Рязанскую землю другой разбитый хан и еще один сын Тохтамыша Кепек, который затем 10 лет боролся за независимость своего Рязанского улуса. В это же время хан Давлет-Берди откочевал в Крым. Происходило такое неустройство в виду того, что экономика Волжских городов была сильно подорвана погромами Тимура и налетами ушкуйников, торговля захирела, местное ремесленное производство скатилось до кустарного уровня, отпадение окраин Орды снизило приток налогов. Ханы стали с новой силой драться за остатки власти и богатств. Неудачники предприняли попытки отхватить для себя куски территории ранее подвластной Орде, основать собственные улусы. В Курской области (бывшей тогда в составе Литвы), например, с 1438 года недолго существовало татарское княжество Джагойдай.
С помощью войск Литвы Улуг-Мухаммед в начале 1428 года (по другим источникам 1425-го) выгнал Борака и вернул себе власть. В январе 1429 года Улуг-Мухаммед взял Кострому, ограбил и ушел. (?)
Василий Дмитриевич Московский. Одет как хан-мусульманин.
Василий 2 Темный.
А теперь почитаем наши летописи. В 1425 году по завещанию умершего Василия Дмитриевича (отметим, что известий о его жизни удивительно мало) московский стол получил его десятилетний сын Василий, опекуном которого был назначен литовский князь Витовт. Его дядя князь Юрий, сын Дмитрия Донского отказался признать старшинство над собой и уединился в своем Галиче. Мать Василия княгиня Софья в 1428 году ездила к своему отцу Витовту за поддержкой, что вынудило Юрия временно отступить. Но после смерти Витовта (в 1430-ом) спор уже в виде кровавых столкновений возобновился. Тем более что новый правитель Литвы Свидригайло был побратимом (свояком) Юрия. Свидригайло нашел нового друга среди татар, другого сына Тохтамыша Саид-Ахмеда, которого признал царем и Василий Московский.
Юрий Дмитриевич Галицкий.
В 1431 году состоялся поход москвичей под командой Юрия на Казань.
Вражда тянулась шесть лет, и только в 1431 году соперники поехали в Орду. При этом Юрий почему-то уехал с мурзой Тегиней за поддержкой в Крым. А хитрый и ловкий московский боярин Иван Дмитриевич Всеволожский в это время заручился поддержкой других мурз. В результате весной следующего года на ханском суде старшинство присудили Василию. Однако вскоре ловкий боярин, якобы не сумев выдать свою дочь за Василия, отъехал к его сопернику Юрию.
В связи с этим можно припомнить рассказ летописца о том, что по древней традиции решение хана должно было огласиться таким образом: Юрий должен был вести коня, на котором восседал Василий. Но хан, якобы, избавил Юрия от этого унижения. Этот эпизод навевает мысли о существовавшей тогда высшей при правителе должности конюшего, имевшего права на власть в случае смерти правителя. Летописец своим замечанием видимо хотел сказать, что Юрий в эту должность не вступил, а потому позже не имел прав на престол.
В апреле 1433 года в двадцати верстах от Москвы наскоро собранные отряды Василия были разбиты войском Юрия и его старших сыновей, якобы оскорбленных перед этим на пиру в Москве. Василий бежал, но был схвачен в Костроме. Юрий явился на Москве. По доброте, или какой другой причине он отпустил Василия со всеми его людьми, дав Коломну. Сюда стали перебираться московские сторонники Василия, и вскоре Юрий, оставшись в меньшинстве, с пятью людьми отбыл в Галич. По договору с Василием он признал племянника старшим братом и отказал наследство, минуя своих старших сыновей (Василия Косого и Дмитрия Шемяку), в пользу младшего Дмитрия Красного (или Кроткого). Перебежчик боярин Иван был схвачен и ослеплен, а на Косого и Шемяку отправили войско, но те с вятчанами и галичанами разбили москвичей на реке Куси.
В ответ Василий в 1434 году пошел на Галич и сжег его. Юрий бежал на Белоозеро.
Вскоре состоялась новая битва Юрия с сыновьями против племянников, - Василия Московского и Ивана Можайского под Ростовом. Василий бежал сначала в Великий Новгород, а потом в Нижний. Князь Иван перешел на сторону Юрия, и через неделю осады 31 марта 1434 года они взяли Москву. Мать и жена Василия попали в плен и были отосланы в Звенигород, еще один удел Юрия. Однако в это время (6 июня 1434 года) Юрий неожиданно умер. Братья перессорились, Шемяка и Красный пошли на сговор с Василием против старшего брата Василия Косого. Василий заключил с ними договор, по которому дал новые владения (Углич с Ржевом одному и Бежецкий Верх - другому, Звенигород, удел Косого, Василий взял себе), но потребовал во всем ему подчиняться и не иметь сношений с Вяткою, которую намеревался подчинить.
Василий Косой.
Косой объявил себя Государем Московским (пожалуй, этот титул впервые появляется в летописи), но, не имея поддержки, был выгнан из Москвы своими братьями. В 1435 году он собрал в Костроме войско из бродяг, (то есть нанял добровольцев), но был разбит Василием. После этого он напал на Вологду, где стоял московский воевода с гарнизоном. К нему по зову подошли вятчане. У Костромы после некоторого противостояния был заключен мирный договор, по которому он получил Дмитров. Через месяц договор был расторгнут. Косой с вятчанами пришел к Устюгу, захватил и разрушил его крепость Гледен, московского воеводу и многих жителей казнили (вешали и топили). В это время ничего не подозревавший Шемяка был схвачен в Москве.
В Ростовской земле при селе Скорятино состоялось сражение. На стороне Косого были вятчане и люди Шемяки, а с Василием Московским Иван Можайский и литовский князь Иван Друцкий. Косой был разбит, взят в плен и ослеплен (отсюда, якобы, его прозвище). После 1436 года он жил 12 лет в уединении. Шемяку же, заключив с ним договор, Василий отпустил.
В 1436 году Саид-Ахмед (напомню, еще один сын Тохтамыша) с помощью сыновей Едигея и родичей Темира-Кутлу изгнал Улуг-Мухаммеда с царства. Но хозяином Большой Орды стал Кичи-Мухаммед, внук Тимира-Кутлу. Саид-Ахмеду пришлось кочевать в степи между Литвой и Москвой, предпринимая временами малоуспешные набеги на Москву и Литву (он был там даже в плену в 1455-57).
В конце 1437 года скиталец Улуг-Мухаммед с 3000 татар захватил город Белев на верхней Оке вблизи тогдашней границы Московии, Литвы и Крымской Орды. Далее летописи сообщают странные вещи. Василий Московский отправил на него Шемяку и Кроткого, которые по дороге грабили своих, мучили людей, добывая доходы для себя. Татар они, однако, напугали, но дело испортил некий Мценский литовский воевода Григорий Протасов, посланный в подмогу москвичам, но передавшийся на сторону хана. Он якобы вызвал панику в русском войске. Тем не менее, хан ушел степью мимо русских границ за Волгу, обосновавшись в 1438-39 годах в Казани, поставив там новый город и основав тем самым Казанское ханство. Есть туманные сведения, что ему удалось это не без сопротивления со стороны прежних правителей этой области. В июле 1439 года он явился под Москву, простоял 10 дней, сжег Коломну, и ушел, пограбив округу. Великий князь при этом отъехал за Волгу.
Под 1440-м годом известен договор Василия с Шемякой, по которому тот "должен вернуть взятое у меня (у Василия) нынешним приходом". Однако о набеге на Москву со стороны Шемяки в это время летописи странно молчат (помещают его под 1442-м годом).
После этого Василий пошел на Шемяку, и тот бежал в Новгород.
Кроткий вскоре после 1440 года умер странной святой смертью.
В 1444 году некий Мустафа напал на Рязань, набрал пленных, затем продал их рязанцам же, но, замерзнув в степи, стал проситься пустить его зимовать. Из Москвы были присланы войска и вместе с казаками рязанскими и мордвой на лыжах татар не без труда перебили. После этого сообщается об ответном карательном набеге на Рязань и Мордву. В этом же году Улуг-Мухаммед захватил Муром.
В 1445 году Улуг-Мухаммед с сыновьями (их было трое: Махмутек, Касим и Юсуф) занял старый Нижний Новгород, осадив Новый. Отсюда ходил на Муром, но был отбит Василием с Шемякою и другими князьями. Весной этого же года сыновья хана вошли во владения Москвы. Перед тем сюда прибежали из осажденного Нижнего воеводы: они оставили сожженный город ввиду начавшегося голода. Под Суздалем 7 июля у Ефимьева монастыря не полное войско Василия (без Шемяки) было разбито, а сам он попал в плен. Татары далее подошли к Владимиру, и через Муром и Нижний ушли в Курмыш (по другим источникам в Казань).
14 июля в Москве случился сильный пожар, рассыпались даже некоторые каменные строения, началась паника, княгини, узнав новости о Василии, бежали. Город к обороне стала готовить чернь.
Летописи сообщают, что хан отправил из Нижнего к Шемяке посла Бегича, но, почему-то не дождавшись ответа от возможного союзника, ушел. Известно также, что Шемяка посылал в Казань дьяка просить не выпускать Василия из плена. Далее туманно пишут о договоре с пленным Василием освободить его за огромный выкуп 200000 рублей, есть намеки на некоторые дополнительные условия: "а иное Бог весть, и они между собой". В результате с Василием (1 октября) из Орды "выехали на Русь многие князи татарские со многими людьми". 17 ноября Василий въехал в Кремль.
Появились слухи, что Василий отдал татарам все Московское княжество, оставив себе только Тверь. Шемяка, Тверской и Можайский князья, московский люд, бояре, гости сговорились и 12 февраля 1446 года, воспользовавшись отсутствием князя, захватили Москву, взяли мать и жену Василия, разграбили казну и дома верных Василию бояр и горожан, многих похватали. Василий в это время был в Троицком монастыре. Здесь его Иван Можайский с людьми Шемяки принудили отречься и на другой день (вместе с его боярами в цепях) привезли в Москву. Малолетним сыновьям его удалось спрятаться и бежать в Муром. 16 февраля Василия, попеняв: "для чего любишь татар и даешь им русские города в кормление?" - ослепили на дворе Шемяки, он стал зваться Темным, и вместе с семьей отослали в Углич. Часть бояр бежала в Литву и в Тверь, остальные присягнули Шемяке.
Осенью 1446 года от имени пяти епископов (после смерти Фотия в 1431 году митрополита не было) отправили к нему послание, в котором укоряли за проступки против Василия, нарушение клятв и договора, оправдывали взятие татар на службу Москве: "из-за тебя держат их в земле христианской". Грозили отлучением от церкви и проклятием. 15 сентября Шемяка освободил пленника из заточения в Угличе, разрешив жить свободно в Вологде. Однако из Вологды Василий уехал в Белозерский монастырь, где местный игумен Трифон снял с него данную Шемяке клятву, а затем появился в Твери. Отсюда, собрав сторонников (в том числе Тверского князя, которому обещали женить его дочь на сыне Василия), пошел на Москву.
Борьба за Москву. Внутри Кремля легко узнать "мечеть Узбека". Вверху на белом коне царь в короне, это может быть только Казанский хан.
Из Литвы, узнав новости, подошли бежавшие от Шемяки москвичи. Близ Ельни они соединились с братьями Махмутека (Юсуф и Касим), которые, поссорившись, ушли от него. Им навстречу вышли из Москвы Шемяка и Можайский князь Иван. В их отсутствие в городе в канун Рождества произошел переворот. Шемяка бежал в Галич, и далее в Чухлому, где держал Софью Витовтовну (мать Василия), а далее с нею вместе в Каргополь (город на реке Онега). Василий тем временем взял Углич и у Ярославля соединился с татарскими царевичами. 17 февраля 1447 года он вернулся в Москву. Юсуф с Касимом в 1452 году за военные заслуги получили удельное княжество с центром в городке Касимов (ранее Городец Мещерский на Оке в Рязанской земле). Татарское удельное Касимовское княжество существовало более двухсот лет.
Отпустив Софью с боярином Сабуровым (тут же переметнувшимся на сторону Василия), Шемяка заключил мир, пообещав по договору вернуть казну и государственные бумаги. Замечу, что, будучи у власти и вербуя союзников, Шемяка сулил им большие свободы, фактическую самостоятельность. Это, прежде всего, касалось Суздальского и Можайского княжеств, Великого Новгорода, Вятской республики и видимо других территорий. Отчасти он успел выполнить обещанное.
Василий заключил договор с Можайским князем, дав ему в придачу земли, в том числе Бежецкий Верх. Шемяка между тем не успокоился, вел переговоры с Новгородом, Вяткой и Казанью, не вернул казну. Заводил крамолы: называл себя Великим князем, обвинял Василия, что тот отдал Москву татарам, отказался платить дань Большой Орде, сказав, что хан не имеет власти над Русью.
В это же время был избран из своих новый митрополит Иона. С 1437 года этот пост был не занят. Вернувшийся в 1440-м с Флорентийского собора, где была подписана уния (договор о союзе) Греческой церкви с католическим Римом, ставленник Константинополя митрополит Исидор был изгнан Московским князем как еретик. Отныне Русская церковь окончательно отделилась и от Рима, и от Византии, и от Киевской митрополии признавшей унию. Надо сказать, что враждующие стороны не доверяли друг другу, и оговаривали встречи только в присутствии вновь избранного митрополита.
Под 1446 годом летопись сообщает о нападении татар Махмутека на Углич. А в конце 1447-ого Махмутек пытался взять Владимир и Муром. В этом же году Саид-Ахмед напал на Подолию, а через два года вновь вмешался в польские дела.
В 1448 году был заключен новый договор Василия с Шемякой, но весной следующего Шемяка с Иваном Можайским осадили Кострому, взять не смогли. Близь Ярославля встретились с войсками Василия, но битвы не случилось, за обещание сохранить за ним Бежецкий Верх Иван перешел на сторону Москвы.
В 1449-ом у реки Пахры Касим разбил Саид-Ахмата. Тогда же Тверь стала вассалом Литвы.
В январе 1450-го московские войска разбили Шемяку под Галичем, но он успел бежать. В этом же году Шемяка последний раз наступал на Москву.
В 1451-ом Шемяка с вятичами захватил Устюг, казнив многих, кто не стал ему присягать. Затем шел к Вологде. В начале следующего года Василий, ранее занятый набегами татар в районе Оки, выступил к Устюгу, но Шемяка бежал в Новгород. В июле 1453 года в Москву пришла радостная весть, что, он отравлен подкупленным поваром.
После 1459 года в Великой Орде правил сын Кичи-Мухаммеда и потомок Урус-хана Ахмед-хан.
2. Золотой ключик
Все изложенное выше сильно сокращено, но даже в таком урезанном виде напоминает увлекательный голливудский сюжет, который уже несколько веков считается официальной русской историей первой половины 15 века.
К счастью при внимательном рассмотрении и установлении строгой хронологии событий, а главное некоторой смелости, можно найти ключ к этой шараде. Прежде замечу, что расхождение в датах в один-два года, - обычное дело у разных авторов и в летописных источниках.
Наша нить Ариадны - тождественная параллель между тремя сыновьями князя Юрия и тремя сыновьями хана Улуг-Мухаммеда!
Прежде всего, обращает внимание схожесть звучания имени Касим и прозвища Косой. Далее легко проследить соответствие поведения младших братьев: Юсуфа и Кроткого. Остается сопоставить старшего (наиболее активного) сына Улуг-Мухаммеда Махмутека со средним (и тоже самым активным) сыном Юрия - Шемякой. Если это одни и те же лица, то они не могут встречаться друг с другом, то есть сами с собой. Проверим.
1. В 1431 году Юрий едет в Орду для решения спора с Василием у хана, но почему-то попадает в Крым. Действительно, как он может встретиться с ханом Орды, если в то время у власти был Улуг-Мухаммед, то есть он сам!
2. После 1436 года все Юрьевичи, так или иначе, исчезают с политической арены, только Шемяка какое-то время действует в основном на северных окраинах, грабит и подстрекает, заводит крамолы с Казанью, Новгородом и Вяткой. На него списывают ослепление Василия Московского и прочие нехорошие поступки. Зато появляются их татарские двойники - сыновья Улуг-Мухаммеда!
3. В 1437 году еще один странный случай: посланный на Улуг-Мухаммеда Шемяка в бой так и не вступил, но зато пограбил своих. Видимо, летописец при переписывании по-новому объяснил известный погром московских владений Шемякой (Махмутеком), как поход по заданию Василия плохо исполненный неверным Шемякой.
3. Неизвестный по летописям, но упоминаемый в договоре 1440 года поход Шемяки на Москву, можно отождествить с осадой Москвы в 1439 году Махмутеком.
5. Договор Василия с Махмутеком 1445 года очень напоминает договор его же с Шемякой. Летопись сообщает, что к Шемяке от татар после пленения Василия был посол, но результат переговоров не сообщается.
6. Частые набеги Махмутека на северные города пересекаются с аналогичными нападениями Шемяки.
Итак, в 1425 году умер Василий Дмитриевич Московский (по нашей версии сын Тохтамыша, родной или усыновленный), а спустя 9 лет после этого в Москве скончался при неясных обстоятельствах московский правитель князь Юрий. С другой стороны хан Улуг-Мухаммед правил Ордой с 1427 года до своего свержения в 1436-ом тоже 9 лет!
В Казанской истории (частью путанной, но богатой подробностями) есть сообщение о походе князя Юрия на Казань и другие города с убийством тамошнего царя Ли-бея с царицею. "И поставил себе на новом месте недалеко от старой Казани разоренной московскими войсками, крепкий деревянный город". Летописи о таком факте молчат, а историки относят его к походам Юрия 1399-1414 годов. А если это рассказ о захвате Улуг-Мухаммедом Казанского ханства в 1438 году (к этой дате склоняются многие современные историки), когда тоже был убит прежний хан?
В Казанской же истории есть красочный рассказ о пребывании Улуг-Мухаммеда под Белевым зимой 1437-38 годов, где он был вынужден построить себе ледяной город. (Все это подтверждает мысль о том, что ханы привыкли зимовать в городах, пусть даже ледяных.) В послании Василию он просит брата недолгое время отдохнуть от похода и скитаний, припоминает, что царь (то есть он сам) за 10 лет правления в Орде не брал с него дани (1427-36 годы, плюс год скитаний). Сначала Василий согласился, но потом, когда узнал, что вокруг хана собираются люди, побоялся и послал войско. Тот вновь просит повременить: "сыновьям своим прикажу служить тебе и подчиняться", при этом клянется: "Пусть мой Бог, да и твой, в которого я верю, убьют меня!" Но Василий уже не слушает его. Тогда перед боем хан молится возле церкви (якобы не решаясь в нее войти) христианскому Богу и тот дарует ему победу. Монгольские ханы, как известно, верили любым богам, лишь бы помогали.
На голове всадника корона, в руке сабля, это царь. Сидит он не на коне, а на звере с лапами, похож на барса с Булгарского герба. Получается, на московской монете времен князя Юрия изображен Казанский (булгарский) царь Улуй-Мухаммед.
О дате смерти Улуг-Мухаммеда есть разные мнения. Обычно называют 1439 или 1445 годы. Но некоторые считают, что в эти годы главную роль (в завоевании Казани) играл уже его сын Махмутек, - их имена постоянно стоят рядом. От себя добавлю, таким приемом (сокрытия смерти хана, происшедшей вскоре после его изгнания из Орды) пытались запутать летописные записи. Надо сказать над ними хорошо потрудились.
Современные историки считают, что Василий был в плену у Махмутека чуть более двух месяцев, с 7 июля до 1 октября. А у Шемяки - с 12 февраля до 15 сентября 1446. Если сложить оба срока и промежуток между ними, когда Василий тоже был явно не свободен (полтора месяца в сопровождении татар ехал в Москву, а на момент взятия людьми Шемяки находился в монастыре, которые часто использовались для заточения) то, как раз и получится 14 месяцев (с неделей).
Не проще ли положить, что Василий был взят в плен Махмутеком с братьями и приведен в Москву как заложник, с обещанием отдать княжество. Добавлю, что по Казанской истории Василий был в (почетном) плену у казанцев именно 14 месяцев. С этим, кстати, согласен словарь Брокгауза и Эфрона. Для гарантии Шемяка (Махмутек) ослепил соперника. Правда, эти планы встретили сопротивление духовенства, части бояр и народа, братья перессорились, двое решили не рисковать, и (возможно по обещанию отца данному Василию во время стояния в ледяном городе) перешли на сторону Василия. После этого Шемяка (Махмутек) остался в меньшинстве, сохранив (и то на время) за своими потомками лишь Казань, - с той поры злейшего врага Москвы.
Василий Темный умер в 1462 году, без принятия иночества. Причем похоронили его в тот же день (как мусульманина). В своем завещании он разделил владения между всеми сыновьями и супругой (старшему, Ивану, дал большую часть), "приказав их всех брату своему королю польскому Казимиру". Эта реплика ставит в тупик историков. Но если вспомнить об обещании Тохтамыша, отдать Витовту Москву, а также то, что мать Василия Темного была литовской крови, многое проясниться. Одновременно становятся понятны притязания поляков на Москву в Смутное время.
Политическая борьба за Русский улус проходила между лагерями сторонников монгольских кланов-династий. В рассматриваемом случае - сыновей Тохтамыша. Шемяка искал друзей и союзников среди всех недовольных единовластием Москвы. Это были: республиканский Русский север, униженные Суздальские князья, опасающийся потерять свои владения Можайский князь. Участие Новгорода, несомненно, однако оно явно вялое. Республика к тому времени уже ослабела, от нее отпал Псков, сюда нужно добавить непрерывное военное и экономическое давление Москвы и разочарование городских низов политикой местных "олигархов". Оттого инициативу борьбы перехватила молодая Вятка, куда стекались пассионарии со всей северо-восточной Руси.
3. Недостающее звено
С помощью добытого в предыдущей главе Золотого ключа попытаемся приоткрыть дверцу в прошлое Русской истории. Но сначала ретроспективой пройдемся по некоторым критическим моментам нашей истории.
Александр Батыевич Невский в лице своего младшего сына Даниила (от жены-монголки) в условиях жизни в составе Орды сделал попытку основать династию русско-ордынских правителей. Для монголов это был троянский конь, с помощью которого через удельное Московское княжество шло проникновение татар в Русь. Процесс этот начался не сразу после Батыева погрома, так как значительная часть монголо-татар были приверженцами старого кочевого образа жизни. Они довольствовались собранной данью (ясаком) и нечастыми "профилактическими" набегами в голодные зимы. (Напомню, их собратья в далекой Монголии тоже не вдруг переселились в завоеванный Китай.) Лишь когда в степях наросло новое поколение ордынцев (татаро-русских метисов не только в генетическом, но и культурном плане), появилось стремление к расселению на север и оседлому городскому быту.
Прежде всего, в Москву был перенесен церковный центр, - татаризованная Сарайская епископия, а следом и Русская митрополия. Примечательно следующее: между 1300 и 1326 годами Киевский и всея Руси митрополит, не задерживаясь во Владимире, постоянно переезжал из города в город, часто живал в Москве, где сдружился с Калитой, который правил еще при жизни князя Юрия. Почти дословная цитата из уважаемого Ключевского. Летописцы и историки таким маневром пытались размыть во времени неприятный для объяснения факт устройства нового церковного центра в небольшом городке.
Планы Олексы-Неврюя (монгольское имя князя Александра Невского) сбылись отчасти: в новой духовной столице, избавившись от лишних русских князей, сел хан Узбек. Здесь была его северная резиденция крепость Новый Кырым. Город вокруг нее татары звали Новый Сарай. Для надежного подчинения все еще значительного населения бывших русских княжеств после некоторый опытов по внедрению Ислама (после восстания в Твери его сохранили только среди части татар) была сделана ставка на усиленное внедрение среди него христианской набожности. Оплотом этого стали многочисленные монастыри, особенно густо покрывшие окрестности Москвы. Христолюбивое воинство из отрядов вымуштрованных монахов было в то время основной силой Орды на этой территории. Подчинялось оно исключительно московскому митрополиту, а тот - напрямую хану, выдававшему ярлыки. Монахи выполняли не только полицейские функции надзора за окрестными крестьянами, но и участвовали в сражениях.
С этого момента меняется характер выбора Верховного правителя Орды, - хана или царя. Ранее это происходило на Курултае, где относительная демократичность процедуры обеспечивалась присутствием массы вооруженного татарского войска. Теперь же правитель мог захватить власть кулуарно, путем заговора и переворота, укрывшись затем со своими сторонниками за стенами крепости - Кремля. Этому в силу указанной причины способствовало инертное отношение к происходящему русского населения.
Появление внутри русских земель чисто ханского владения - Московского княжества - обострило ситуацию. Многолетнюю борьбу Твери и Москвы нужно рассматривать как противодействие Орде со стороны последнего сильного русского княжества.
На миниатюре изображающей восстание в Твери против Шевкала в 1326 году народ избивает татар и поджигает мечети. Отсюда видно, что мечети появились повсеместно в русских городах, прежде всего в Москве, которая, к слову сказать, видимо утратила в 14 веке свое название. Вообще замечу, лица татар времен Батыева нашествия на иллюстрациях имеют явные монгольские черты, а в последующие времена они мало, чем отличаются от русских воинов. То же самое с одеждой и вооружением.
Москва не была одинока, помимо Тульского еще одним "татарским" княжеством была Рязань. Перенос столицы рязанской земли после Батыева погрома на другой берег, упоминания о рязанских татарах и позже казаках, размещение здесь касимовских татар в 15 веке, - говорят о многом. К Рязани, Туле и Москве следует добавить Ростов, где, как известно, в 14 веке хоронили знатных татарок, умерших в русских землях.
В ходе начавшейся в 1360 году непрерывной борьбы за власть в Сарае и последовавшего за этим распада Орды на две-три и более частей, Москва-Кремль стала второй (после Старого Крыма) столицей державы Мамая, построившего здесь с помощью мастеров с запада неприступную крепость из белого мамайского кирпича. Возможно, какой-то потомок Невского под именем Дмитрия-Митяя до 1379 года (который в последствии переправили на 1389-ый) еще оставался здесь в роли формального правителя. Династия московских князей ведущих происхождения от Калиты (Узбека) или даже от Ярослава (Батыя) в конце века могла существовать, но заметной роли они, являясь марионетками ордынских правителей, не играли. К тому же этнически и культурно в 14 веке они уже практически не отличались от настоящих ханов.
В 1380 году в битве с пришедшим из Заволжья (и Задонья) Тохтамышем основное сопротивление оказали русские воины, в том числе, монахи, уже изначально фанатично настроенные против поганых половцев. Поэтому бежать с поля сражения Мамай мог только в свой Новый Кырым. Тохтамыш не стал его преследовать, а прежде заручился поддержкой части русских князей и возможно устроил заговор в Москве против Мамая. Приглашенный Мамаем из Киева митрополит Киприан прибыл весной 1381 года. Скорее всего, Мамай был тогда еще жив. А вот когда начался мятеж и Мамай был убит, Киприану и сторонникам старой власти еле удалось бежать из Кремля. Осажденные доверились хану, видимо обещавшему жизнь литовцам и другим иностранцам за уход их из крепости. Однако безбожное воинство Тохтамыша, припомнив битву на Калках, перебило всех московских христиан. После этого Тохтамыш дал денег на похороны убитых и заселил Кремль своими людьми. Все эти перипетии еще сохранялись в памяти и летописях в конце 15 века, а потому были вытравлены красочными сказками, сочиненными во времена очередного переустройства государства. Неудивительно, что, не смотря на появившееся почитание Дмитрия Донского, РПЦ канонизировала этого Поручика Киже нашей истории совсем недавно.
Простоявший в 1395 году две недели под Москвой Тамерлан ушел с большой добычей, но гнался он за разбитым Тохтамышем не только из-за этого. Видимо москвичи дали эмиру присягу верности и для гарантии были принуждены к принятию Ислама. Иначе непобедимый азиатский правитель не оставил бы от Москвы камня на камне. Дошедшие до нас сообщения о ношении святой иконы из Владимира и обратно, - затушеванные воспоминания о важных религиозных сдвигах того периода. Над Москвой вновь, как при Узбеке, появились полумесяцы на башнях-минаретах.
После ухода Тимура Едигей заключил с Тохтамышем договор, по которому получил во владение левобережье Волги. Граница видимо вновь прошла по Дону, так как донские казаки входили в Ногайскую Орду Едигея. В 1399 году состоялось выяснение их сил, после чего Тохтамышево влияние упало, и Москва стала принуждаться платить дань степной Орде.
Регулярной дани Волжской Орде (исключая разовые выплаты 1381, 1390, 1408 и, по-видимому, 1395 годов) Москва уже давно не платила, хотя и продолжала собирать. Но вот когда в Сарае появился новый хан Зеледи-Султан Тохтамышевич, Московский князь Василий поехал к нему с дарами. Но не сразу, а уже в конце его короткого двухгодичного правления в 1412 году. В этом году Зеледи-Султан был убит своим братом Кирим-Берди. Потому поездку Василия можно отождествить с захватом им власти в Сарае, а самого его - с названным братоубийцей. Действительно, при Тохтамыше Москва подверглась полному опустошению, поэтому вполне логично, что с 1385 года здесь появляется сын хана Василий, с которого началась новая династия московских правителей. В известном завещании (как обычно сохранилась только копия) 1389 года Дмитрий Задонской (по нашей версии - хан Тохтамыш) выразил надежду на возможность избавления от власти Орды. Это надо понимать как зависимость от очередного заволжского правителя, - ставленника Тимура из потомков Урус-хана, а также Едигея.
После смерти опасного конкурента Едигея, среди многочисленных Тохтамышевичей началась борьба за власть. Сначала за Волжское царство, считавшееся по традиции старшим улусом, а затем, после его окончательной потери, - за Московское. В результате с 1420 до 1434 (или 36) года с переменным успехом верх держал Улуг-Мухаммед. Под именем князя Юрия (Гюргия) он появлялся в Москве. (Вспомним, как он молился любым богам, лишь бы помогали.) В летописях оставили только отрывочные упоминания о его пребывании в Москве, что создало картину краткости его правления. В 1436 году потомки Едигея и Урус-хана отвоевали Поволжье. Это заставило Сарайских Тохтамышевичей и верных им татар искать постоянное прибежище на севере, - в Москве, Рязани и Казани, что естественно встретило сопротивление их родичей в Москве.
Как все это увязать с официальной летописной родословной русских правителей? Полностью ей не верили даже некоторые историки 19 века. Очень красноречиво следующее умолчание в панегирике начала 16 века "Повести о Темир-Аксаке".
"В лето 6903 (1395). Во дни княжения благоверного и христолюбивого великого князя Василия Дмитриевича, самодержца Русской земли, внука великого князя Ивана Ивановича, правнука великого князя Ивана Даниловича, в 15 лето царства Тохтамышева, а в 7 лето княжения великого князя Василия Дмитриевича, индикта 3, в 13 лето по татарщине, по Московском взятии, бысть замятня велика в Орде: прииде некоторый царь Темир-Аксак из восточные страны, от Синее Орды, Самархинския земли, велику брань створи, много мятежь воздвиже во Орде и на Руси своим приходом". Здесь, прежде всего, бросается в глаза то, что среди предков Московского правителя не упомянут его отец! Фигурирует лишь отчество Дмитриевич. В этот же период для утверждения законности и преемственности власти в Благовещенский иконостас в деисусный чин к обычным семи иконам были добавлены еще шесть икон, соименных московским великим князьям, начиная от Даниила Александровича и кончая заказчиком, - Василием Дмитриевичем.
По весьма осторожному замечанию Л. Бетина сделанному еще много лет назад: "Случайное совпадение, даже если учесть систему наречения московских князей, имеет здесь ничтожную вероятность, поэтому здесь должно видеть совершенно продуманную систему, несущую на себе вполне определенную идеологическую нагрузку. Московский князь прибег к силе искусства для того, чтобы еще раз выразить идею преемственности великокняжеского престола московским великим князем". Видимо не все было гладко с этим вопросом.
Принято считать, что свое прозвище князь Дмитрий Донской получил после победы над Мамаем на Дону. Но если в действительности Мамая победил Тохтамыш, а Дмитрия (Митяя) на тот момент уже давно не было, то откуда у московского правителя взялось это прозвище? Разгадка этому, и она же недостающее звено в цепи наших доказательств, - есть!
Оказывается, в первоначальных записях о событиях конца 14 века Дмитрий имел прозвище Задонской, и даже, что более поразительно, его сына именовали Василий Дмитриевич Задонской! Так значится в частности в предисловии "Сказания о Вавилоне граде". Отсюда же название поэтической повести "Задонщина", от первоначального текста которой видимо мало, что сохранилось, так как по замечанию В. Григоряна "создается впечатление, будто некая гигантская рука на протяжении трех веков неутомимо трудилась над редактированием текста, беспощадно вымарывая одни его куски и заменяя их другими". Остается только домыслить в таком плане: Тохтамыш в крещении (посмертном) получил имя Дмитрий, этим приемом как бы оказалась соблюдена преемственность московского правления. Чтобы отличить его от прежнего князя Дмитрия (Митяя), умершего в 1379 году, ему дали прозвище Задонской, то есть пришедший из Задонья (по Дону проходила восточная граница Мамаевой Орды). Поэтому в отрывке, приведенном выше, не упомянут отец Василия Дмитриевича (хан Тохтамыш), иначе пришлось бы написать его отчество: Тохтамыш (Дмитрий) Туйходжевич. Таким ловким приемом вкупе с переписыванием летописей удалось выстроить родословную от "легитимного" Александра Невского и далее от Рюриковичей. Показательно, что Дмитрий Задонской впервые передал великое княжение своему сыну Василию без ханского ярлыка, как свою отчину. Произошло это по летописям перед его смертью в 1389 году. Конечно, Тохтамыш в этом году умирать не торопился. Просто для позднего объяснения не участия русского митрополита в церемонии отпевания умершего князя подобрали дату его смерти с учетом того, чтобы в этот момент в Москве митрополит отсутствовал, а именно в 1389 году, когда Пимен умер, а Киприан еще не заступил. Вот откуда странное совпадение смертей Пимена и Дмитрия!
Дмитрий Задонской пришел с востока не один, а со своими "боярами". Вместе с тем, не все представители ближнего окружения прежней власти были перебиты в 1382 году. Большая часть русских князей и бояр (разумеется, русских в территориальном, владетельном смысле, а не строго национальном) уцелела и перешла на службу Тохтамышичам. Между старыми и новыми (юными) боярами вспыхнули разногласия, которые отразились в источниках. В частности эти разногласия возникли по поводу переноса иконы Владимирской Богоматери в Москву, а также вмешательства Москвы в борьбу рязанских князей. Летописец отмечает, что такие неправильные решения были подсказаны юными боярами: "се бо вздумаша боляры унии". Некоторые летописцы выказывают свое негативное отношение к татарам в окружении князя Василия, называя их по старой традиции погаными половцами. "Старые бояре того не похвалили, так говоря: Хорошо ли сделали юные бояре, пригласив (для войны с Литвой) половцев на помощь?" И это совершенно понятно: пришельцы с далекого востока (из-за Дона и Волги) не знали русского языка и старых русских (да и золотоордынских) порядков. "Ведь не было в Москве в то время (правления Василия Дмитриевича) бояр старых, но юные совет держали обо всем, и много в них раздоров было из-за чинов".
В 1395 году Москве чудом удалось избежать погрома Тамерлана. Примечательно, что войско Тимура, преследуя разбитого и бежавшего неизвестно куда Тохтамыша, разделилось, и одна часть подошла к Москве. Одной данью вряд ли обошлось. Скорее всего, московская элита сидевшая на тот момент в Кремле принесла присягу азиатскому эмиру и для гарантии, вероятно, открыла дорогу Исламу на Русь. Неудобные воспоминания об этом религиозно значимом событии вылились в предание о ношении икон и заступничестве Божьей матери. Не удивлюсь, если иконы тогда были вынесены из Москвы.
Тимур привел с собой сыновей Урус-хана, которые начали борьбу с Тохтамышичами за власть в Орде. Беглый Тохтамыш заручился поддержкой литовцев, даже отдал им Владимир, но потерпел несколько поражений.
О происхождении Урус-хана и Тохтамыша (как впрочем, и других Чингисидов) точно не известно, можно лишь сказать, что они потомки разных сыновей Джучи.
После недолгого периода жесткого правления в Орде узурпатора Едигея, в начале 15 века вновь началась смута. По временам потомкам Тохтамыша удавалось захватить Сарай. Возможно, некоторые сообщения наших летописей о событиях в Сарае в этот период (1395-1436 годах) в действительности относятся к Москве, так как Старый Сарай потерял экономическое и политическое значение.
В 1436 году внук Тохтамыша Улуг-Мухаммед с 3000 татар был изгнан из Сарая и стал искать себе улус. Ему удалось закрепиться в бывшей Волжской Болгарии, - Казанском ханстве. Разногласия между потомками Тохтамыша возникли еще ранее, но утрата Нижнего Поволжья обострила борьбу. Хан и его сыновья притязали на Москву, несколько раз им удавалось захватить в ней власть.
После компромисса 1445-46 годов, когда двое из трех братьев хана получили значительные владения в русских землях, произошло очередное расселение татар среди русских и усиление военной мощи Москвы. "Характер княжения Василия Васильевича с этих пор совершенно изменяется. Пользуясь зрением, Василий был самым ничтожным государем, но с тех пор, как он потерял глаза, все остальное его правление отличается твердостью, умом и решительностью. Очевидно, именем слепого князя управляли умные и деятельные люди". (Костомаров)
В 1476 году последний сильный правитель Большой Орды (1459-81) Ахмед-хан (потомок Урус-хана) потребовал от Ивана Московского "выхода" и приезда в Орду. Но, не дождавшись ответа, в 1480-ом явился сам. Простояв в нерешительности на берегу пограничной реки Угры до начала зимы, он вернулся назад. Уходя с Угры в начале ноября Ахмед-хан послал Ивану грамоту, где требовал в 40 дней собрать 60000 алтын выхода:
'И ты б мою подать в 40 день собрал: 60000 алтын, 20000 вешнею, да 60000 осеннею, а на себе бы еси носил Батыево знамение у колпока верх вогнув ходил, занеж вы блужные просяники. Только моея подати в 40 день не сберешь, а на себе не учнеш Батыево знамения носити, почен тобою в головах, и всех твоих бояр з густыми волосы и с великими бородами, у меня будут; или паки мои дворяне с хозовыми сагодаками и с софьяными сапоги у тебя будут'.
Получается, хан считал Бату и его потомков, к которым причисляет и Московских князей, не вполне законными представителями роду Джучидов. Это возможно, если Бату был усыновлен. С точки зрения природного хана он был недостоин носить остроконечный колпак, принадлежность царского рода. "Шапка мономаха" допускает ношение с вогнутым внутрь верхом.
В противном случае Ахмад грозил придти летом и расправиться. Одной из причин поспешного отхода хана могло быть беспокойство за оставшиеся в тылу беззащитные Сарайские станы. Пока татары стояли на Угре им в тыл послали по Волге карателей, которые перебили множество людей. В летописной истории при описании этого события есть интересное замечание. Между двумя воеводами, русским и татарином (звенигородским воеводой Василием Ноздреватым и беглым крымским царевичем Нур-Давлетом), произошел такой разговор: "Не жалко тебе губить свою родину!?" Причем не понятно, кто кого вопрошает.
В 1449 году образовалось независимое Крымское ханство Гиреев. Его основатель Хаджи-Гирей был внуком Тука-Тимура, сына Джучи, а, следовательно, отдаленным родственником Тохтамышичей. (Не отсюда ли их дружба с Московскими правителями?) От его сына Менгли-Гирея бежали в Москву братья Нур-Давлет и Хайдар. Именно первый из них был послан в 1480-ом на сарайские кочевья Ахмед-хана, а с 1486 года он стал князем Городецким-Касимовским. В 1469 году турки под командованием Якуба (?) напали на Кафу, западно-европейскую колонию в Крыму. В 1475 году им удалось захватить город, а к 1478 году окончательно установить власть в Крыму через своих вассалов - ханов Гиреев.
В 1479 году был подписан договор о военном сотрудничестве между Москвой и Крымом. "А на Ахмата царя быть с нами за один: коли пойдет на меня царь Ахмат, и тобе моему брату, великому князю Ивану, царевичев твоих отпустить на Орду с уланами и с князьями. А пойдет на тобе Ахмат царь, и мне Менгли-Гирею царю на Ахмата царя пойти или брата своего отпустити с своими людьми. Также и на короля, на вопчего своего недруга, бытии нам с тобою заодин..." В конечном счете, крымцы и довершили погром Орды. Летом 1502 года состоялось последнее сражение, и Большая Орда перестала существовать. Принято считать, что после этого остатки ордынцев-мусульман (сами себя они часто называли узбеками) ушли далеко за Волгу, завоевали часть разноплеменных тюрков Средней Азии и положили начало Узбекскому этносу.
Пару слов о Казанском ханстве (царстве). В 70-х годах 14 века, когда бывший вассал Орды Волжская Болгария получила некоторую самостоятельность, на нее, как уже говорилось, стала оказывать давление Москва. В 1372 году здесь на реке Суре был даже построен городок под названием Курмыш. (Вероятно, имя Тохтамыш означает маленький Тохта, а Кырымыш, - маленький Кырым, или Кремль.) Однако независимое существование продолжалось. Последний поход на Казань (до Улуг-Мухаммеда) москвичи совершили в 1431 году. Хотя ханство и возникло как отделившаяся часть Золотой Орды, политический порядок в нем заметно отличался и отчасти напоминал московский. Только бояре (состоятельные аристократы) назывались по-татарски мурзами, князья (знатные потомственные аристократы) - биками, а дворяне (служивые военные люди разной степени знатности) - уланами. (По-монгольски огланами звали гвардию из знатной молодежи.) Важную роль играл духовный глава мусульман Сеид, вместе с тем, традиции Ислама соблюдались лишь чисто внешне и не распространялись на разноплеменный народ, сохранявший свои верования. В частности общеизвестна склонность тогдашних казанцев к выпивке, явно противоречащая традиционному Исламу. В таких условиях хана-царя часто избирала (приглашала) сама мощная казанская аристократия, опиравшаяся на сбежавшихся сюда со всех концов воинов-ордынцев. В этом было некоторое отличие от московских порядков, более похожих на порядки в Орде 14 века. Впрочем, в свете наших "открытий", стройный летописный порядок передачи власти в Москве, видимо, не имеет никакого отношения к реальности.
Остается добавить, что после разгрома Грозным Казань стала русским городом. Только через 200 лет сюда начали возвращаться татары из сельской местности, появились мечети. Но еще в 19 веке они составляли всего 11 % населения города. Только при Советской власти формально восстановилась татарская автономия. Советские лидеры всегда опасались русского народа, а потому всячески стремились разделить Россию на национальные территории.
Добавлю к этому, сын убитого Мамая, по имени Мансур, бежал в Литву. Его потомки стали князьями Глинскими. Елена Глинская была матерью Ивана Грозного.
Итак, более трехсот лет в Золотой Орде и связанной с ней Руси шла ожесточенная почти непрерывная борьба за власть различных династий чингисидов. Потомки ханов правили на Руси до узурпатора Бориса Годунова, - безродного обрусевшего татарина. После его смерти Россию накрыла волна Смутного времени. Началась новая история, хотя татарский след сохранялся еще долго.
4. Империя ЗЛА
"Пусть Мамай радуется в вечном кочевье своем: если русские князья, бояре, воеводы, пришедшие за Дон отыскивать свободы, его и победили, то сделались сами, зато на веки веков истыми монгольскими татарами, да еще не Золотой, а Византийской Орды". - А. Герцен.
С середины 15 века началось победное шествие Москвы. С этого времени видим открытое участие в войнах на ее стороне татарских царевичей разного происхождения.
1454 год. Василий Темный взял Можайск, его князь бежал в Литву. Туда же бежал сын Шемяки Иван. Бежецкий Верх получил союзник Василия Серпуховской князь Василий Ярославович. 1456 год. Серпуховской князь был схвачен и уморен. Отошло к Москве и Суздальское княжество. Умер Рязанский князь и завещал свою землю вместе с сыном Василию Московскому. В Рязани появился наместник.
1458 год. Поход на Вятку, взяты Котельнич и Орлов. Хлынов после длительной осады подписал договор.
Начались почти непрерывные стычки с Казанью в виде взаимных набегов. Первые успехи появились только в конце 60-х. Весной 1468 года московские воеводы собрались на Вятке под Котельничем. Воевали черемис, затем "выплыли в Каму" и воевали здесь татар и вернулись в Москву через Пермь и Устюг. А в это время казанцы пришли к Вятке и заставили ее жителей предаться хану Ибрагиму (сын Махмутека, а по нашему предположению, сын Шемяки Иван, - в летописях после 1471 года не упоминается).
В следующем 1469 году новый поход на Казань. С Устюга приплыл по Вятке отряд войск, но вятичи (у них в это время находился казанский посол) отказались воевать против Ибрагима. Далее в сражениях под Казанью впервые упоминается татарская судовая рать. Осада города и мир.
После смерти в 1471 году князя Александра Михайловича, Ярославское княжество окончательно подчинилось Москве.
1471 год. Летом Иван Васильевич Московский собрал все свои силы, включая Псков и Вятку, для похода на Новгород. Предлогом стало неуважение к Московскому государю, отступление к латинству и связи с королем Польши Казимиром. Новгородцы искали союзников, что неудивительно в виду экспансий Москвы. На реке Шелони сорока тысячное новгородское ополчение было разбито татарской конницей. Псков понудили выступить против Новгорода за обещания сохранить некоторые вольности и помощь в обороне от немцев. Дальнейшая история города показала наивность такого доверия.
Новгородские земли подверглись разбою. По наущению из Москвы изо всех мест шли на них отряды и шайки для грабежа. Был подписан договор, выплачено 15 000 рублей и отобраны некоторые территории.
В 1474 году последние ростовские князья окончательно продали свои владения московскому правителю.
1475 год. Осенью Иван с людьми прибыл в Новгород и стал разбирать доносы и вершить суды, как это делали когда-то в 9-12 веках русские князья. Неугодного посадника и его окружение арестовали и отправили в Москву. Иван взял много денег и добра с новгородцев в качестве подарков и судебных издержек.
1476 год. Зимой Иван затеял новый карательный поход на Новгород для умаления его свобод и вольностей. Поводом стало не почитание как Государя и бунт против московских послов. Из города был увезен вечевой колокол, отняты некоторые земли, увеличена дань и т. п.
На следующий 1477 год Новгород подвергся осаде со стрельбой из пушек. Под обещание мира Иван вошел в город, но приказал хватать своих противников и казнить. Далее началось постепенное, планомерное переселение житных (зажиточных) людей десятками и сотнями семейств. Торговля с Европой скоро прекратилась, город беднел, люди расходились кто куда. Но он еще долго держался, сохраняя тень былого. Новая власть к 1491 году построила здесь символ своего могущества - каменный Кремль. Следующий Иван Грозный вырезал его население почти поголовно, ограбил древние храмы и заселил город новыми людьми.
В начале 1478 года, когда Иван Московский еще был занят своими делами в Новгороде, войско Ибрагима шло через Вятку на Устюг (возможно на помощь новгородцам), но, узнав о падении Новгорода, повернуло назад.
1485 год. Поход на Тверь, измена бояр, князь бежал.
Весной 1487 года на Казань послали большое войско, и после трех недель осады город сдался. Сын Ибрагима Али-хан (Василий Шемятич?) попал в плен. На место хана посадили его брата Магмет-Амина, подручника Москвы, который правил до 1518 года, став последним Казанским правителем из данного рода. Третий брат Худай-Кул жил в России и в крещении был назван Петром.
1489 год. Покорение Вятки. Ее старая столица Хлынов (Никулич) был полностью разрушен, жители выведены в Подмосковье, на их место прислали устюжан, а рядом со старой Слободой новгородцев построили Острог, в котором засели московские наместники татарского происхождения. Борьба их с местными разбойниками продолжалась еще долго.
Замечание. История Великого Новгорода и всего Русского севера требует отдельного исследования и здесь затрагивается лишь вскользь в связи с основной темой.