Аннотация: Еще несколько статей по проблемным моментам истории Вятки. Вятка и викинги, родина водки, берладники, Вятское городище-святилище, северные удмурты, Слободской-Кошкаров.
11. Родина викингов
Существует гипотеза об Азиатской родине предков скандинавских викингов. Есть много оснований полагать, что легендарная Восточная Швеция находилась в Прикамье.
Сага об Инглингах
Круг Земной, где живут люди, очень изрезан заливами. Из океана, окружающего землю, в нее врезаются большие моря. Известно, что море тянется от Нёрвасунда (Гибралтар) до самого Йорсалаланда (Иерусалима). От этого моря отходит на север длинный залив, что зовется Черное море. Он разделяет трети света. Та, что к востоку, зовется Азией, а ту, что к западу, некоторые называют Европой, а некоторые Энеей. К северу от Свартаха (Черного моря) расположена Великая, или Холодная Швеция... Северная часть Швеции пустынна из-за мороза и холода... В Швеции много больших областей. Там много также разных народов и языков... С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, правильное название которой Танаис. Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль. Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов или Жилищем Ванов. Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, - Европой.
Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином. Там было большое капище. По древнему обычаю в нем было двенадцать верховных жрецов. Они должны были совершать жертвоприношения и судить народ. Они назывались диями, или владыками. Все люди должны были им служить и их почитать. Один был великий воин, и много странствовал, и завладел многими державами... Часто он отправлялся так далеко, что очень долго отсутствовал...
Один пошел войной против Ванов, но они не были застигнуты врасплох и защищали свою страну, и победа была то за Асами, то за Ванами. Они разоряли и опустошали страны друг друга. И когда это и тем и другим надоело, они назначили встречу для примирения, заключили мир и обменялись заложниками. Ваны дали своих лучших людей, Ньёрда Богатого и сына его Фрейра, Асы же дали в обмен того, кто звался Хёниром, и сказали, что из него будет хороший вождь... Один сделал Ньёрда и Фрейра жрецами, и они были диями у Асов. Фрейя была дочерью Ньёрда. Она была жрица. Она первая научила Асов колдовать, как было принято у Ванов. Когда Ньёрд был у Ванов, он был женат на своей сестре, ибо такой был там обычай. Их детьми были Фрейр и Фрейя. А у Асов был запрещен брак с такими близкими родичами.
Большой горный хребет тянется с северо-востока на юго-запад (Уральские горы). Он отделяет Великую Швецию от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок (Средняя Азия и Сибирь). Там (в прошлом) были у Одина большие владения. В те времена правители римлян ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы, и многие правители бежали тогда из своих владений. Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Be и Вили правителями в Асгарде, а сам отправился в путь и с ним все дии и много другого народа. Он отправился сначала на запад в Гардарики (территория Руси во времена написания саг), а затем на юг в Страну Саксов. Он завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей правителями. Затем он отправился на север, к морю, и поселился на одном острове. Это там, где теперь называется Остров Одина на Фьоне. Затем он послал Гевьюн на север через пролив (в Скандию) на поиски земель...
... Когда Один и с ним дии (чаро-деи -
чары делающие, маги, колдуны, жрецы. Е.Х.) пришли в Северные Страны, то они стали обучать людей тем искусствам, которыми люди с тех пор владеют. Один был самым прославленным из всех, и от него люди научились всем искусствам, ибо он владел всеми, хотя и не всем учил... Один мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми или глухими или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинки, и его воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты, и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие воины назывались берсерками.
Один ввел в своей стране те законы, которые были раньше у Асов. Он постановил, что всех умерших надо сжигать на костре вместе с их имуществом. Он сказал, что каждый должен прийти в Вальгаллу с тем добром, которое было с ним на костре, и пользоваться тем, что он сам закопал в землю (клад). А пепел надо бросать в море или зарывать в землю, а в память о знатных людях надо насыпать курган, а по всем стОящим людям надо ставить надгробный камень...
Когда он был при смерти,... он сказал, что отправляется в Жилище Богов и будет там принимать своих друзей. Шведы решили, что он вернулся в древний Асгард и будет жить там вечно. В Одина снова стали верить и к нему обращаться. Часто он являлся шведам перед большими битвами... Один был после смерти сожжен, и его сожжение было великолепным. Люди верили тогда, что, чем выше дым от погребального костра подымается в воздух, тем выше в небе будет тот, кто сжигается, и он будет тем богаче там, чем больше добра сгорит с ним.
Свейгдир стал править после своего отца. Он дал обет найти Жилище Богов и старого Одина... Он побывал в Стране Турок и в Великой Швеции и встретил там много родичей, и эта его поездка продолжалась пять лет... Он женился на женщине по имени Вана. Она была из Жилища Ванов. Их сыном был Ванланди.
Свейгдир снова отправился на поиски Жилища Богов. А в Восточной (Великой) Швеции есть большая усадьба, которая называется У Камня. Там есть камень большой, как дом. Однажды вечером после захода солнца, когда Свейгдир шел с пира в спальный покой, он взглянул на камень и увидел, что у камня сидит карлик. Свейгдир и его люди были очень пьяны. Они подбежали к камню. Карлик стоял в дверях и позвал Свейгдира, предлагая тому войти, если он хочет встретиться с Одином. Свейгдир вошел в камень, а тот сразу закрылся, и Свейгдир так никогда из него и не вышел...
Комментарии.
Историк Джаксон Т. Н. пишет:
"Ванаквисль буквально означает "устье ванов". Однако, фонетический переход Танаквисль - Ванаквисль из латинского названия Дона - Танаис - невозможен. Поэтому отождествление страны ванов с низовьем Дона не правомерно. Ваналанд (земля ванов) была вблизи земли их противников асов - Асаленд (Ásaland или Asialand. Асгард - крепость асов, в конструкции слова можно увидеть и общее обозначение городов на востоке от Скандинавии ( то есть это условное название города). Асгард построили Один с братьями в центре мира, то есть на реке Ванов, разделяющей части света. Земля тюрков в Азии к юго-востоку от Великой Швеции. Великая Швеция (Свитьод) расположена одновременно в Азии и Европе, т. к. через нее протекает Ванаквист, разделяющий эти части света. Она (Вел. Свитьод) включает в себя и страну Асов с главным городом Асгардом".
Автор саги (Снорри Стурлусон, 13в.) основывался на устных поэтических преданиях эпохи викингов, при этом часто домысливая их невнятное повествование. Из них он и приводит настоящее название реки Ванаквисль, которую он отождествил с известным ему Танаисом-Доном. Отсюда пошли остальные его домыслы о местоположении Асгарда. Джаксон переводит Ванаквисль как "устье (реки) Ванов", а другие - как "рукав (реки) Ванов". То есть, Ванаквисль - это не вполне река, а, приток крупной реки, которая и отделяет части света в представлении древних. Ваны и асы жили в соседстве по разным берегам реки Ванов, вероятно, вблизи ее устья. Великую Холодную Свитьод (Швецию) по многим признакам можно поместить в Прикамье, а страну Ванов отождествить с Вятским регионом. В названии Свить-од ясно виден корень Вить, близкий к Вять (святая?). Река Ванов - это Вятка, имеющая своим продолжением Волгу, разделявшую в представлении древних Европу и Азию. Тем более, что в средние века считали, что Дон-Танаис является рукавом Волги. (На реконструкции карты мира в представлениях викингов река "Танаис" течет с севера через Биармаленд). Данную гипотезу подтверждает археология Прикамья и, в первую очередь, находки шлемов из могильников 4-5в. Вятки и Камы.
Карта samlib.ru/l/lurxe_e_w/helme.shtml находок шлемов вендельского типа (предвикингского), красным цветом указаны наиболее близкие по форме шлемы из захоронений воинов в Прикамье. Обратим внимание, во всей Вост. Европе ничего подобного нет:
"Гунское время в Прикамье характеризуется развитием культуры автохтонного финноязычного населения (азелинской культуры в Волжско-Вятском междуречье), а также внедрением в край новых пришельцев. Археологические следы последних представлены, в частности, небольшим, но богатым комплексом Тураевского курганного могильника (расположен вблизи правого берега Камы к востоку от Елабуги) несущего в своей культуре явные гунно-аварские особенности.
Курганы занимают площадь размером 40х80 м. Всего на могильнике вскрыто 23 погребения. Высота курганов составляла от 0.5 до 1.5 м при диаметре от 5 до 15 м. В могильнике захоронены мужчины-воины, очевидно, погибшие в столкновениях с местным населением. Захоронения совершены, как правило, в глубоких ямах и сопровождаются богатым и разнообразным набором оружия и воинских доспехов, поясными наборами. Анализ вещевого материала и стратиграфии позволили датировать Тураевский могильник концом IV - первой половиной V вв н.э. Судя по материалам этих могильников, пришельцы были в основном воинами, бравшими в жены местных женщин". http://mendeleevsk.tatarstan.ru/rus/info.php?id=225162
"По материалам Тарасовского могильника (Кама, Удмуртия) можно судить, что в 4в. в Прикамье проникает небольшая, хорошо вооруженная группа населения (возможно, военный отряд). Наличие специфических черт в вооружении (топоры центрально-европейских типов, шлемы с нащечниками, кольчуги, панцири) позволяет скорее предположить ее европейское, нежели азиатское, происхождение.
Часть пришлого населения была уничтожена либо очень быстро ассимилировалась в бассейне Вятки. Во всяком случае, следы мигрантов там быстро исчезают. Другая часть мигрантов в Прикамье до второй половины 5 в. cохраняла своеобразие духовной и материальной культуры". www.badaew.narod.ru/goldina.htm
Щукин М. Б. ГОТСКИЙ ПУТЬ:
'Балто-Волжский торгово-сакральный путь - по бассейну Западной Двины или через Финский залив, Ладогу, Ильмень, в верховья Волги и далее на Среднюю Волгу и в Прикамье, - по которому в более позднее время, в эпоху викингов, скандинавы направлялись в священные зем- ли ≪Биармии≫ (скорее всего, куда-то в нынешнюю Пермскую область и примыкающие районы) и по которому поступало в Европу восточное серебро в виде арабских дирхемов, возможно, пушнина из Прикамья и другие товары, функционировал и в эпоху Германариха. Овладение этим ≪меховым путем≫ и было, вероятно, задачей готского короля.
Путь этот, впрочем, был известен издавна, еще с эпохи поздней бронзы и раннего железа. Привлекательным Волго-Камско-Уральский регион был во все времена: это драгоценные металлы и полудрагоценные уральские камни, хотя основным богатством края могли бы служить шкурки лесных зверушек - соболя, куницы, горностая, белок и прочих, высоко ценимые в более южных областях, особенно в Средиземнорье. Скопление находок сасанидских и византийских серебряных блюд IV-VII вв. в Прикамье совсем не случайно,... местные вожди и шаманы, процарапав на них еще и собственные изображения неких персонажей в зубчатых коронах, с мечами в обеих руках, приносили в жертву своим богам на достаточно многочисленных известных в этом регионе святилищах вместе с весьма грубыми по технике, но чрезвычайно выразительными ≪чудскими образками≫ человеко-зверей. Это был совершенно особый таежный культурный мир с высокой степенью сакрализации'.
Итак, на Вятке и Каме в сер. 4в. появляются воины с запада, вероятно, это отряд готов Германариха установивший свою власть на прибыльном 'Меховом пути' с Камы в Балтику. Они оставили могильники типа Первомайского и Тарасовского. Около 370г. в низовья Камы прибывают гунны со своим правителем. После долгой войны устанавливается перемирие и братание. Гунны и их потомки оставили типичные для кочевников курганные погребения. Совместное войско прикамских народов и гуннов переправляется на правобережье Волги и начинает свой победный путь на Запад. Один из гуннских вождей в нач. 5в. возвращается на Каму, собирает людей и примерно в 430г. уходит на север Европы, где основывает свое государство. Этим, а не только стычками с местным населением, можно объяснить археологическое исчезновение пришлых рыцарей в два этапа: в конце 4в. на Вятке, а затем, в начале 5в. - на Каме. Одновременно в 4-5в. шло переселение на Волгу протославян-именьковцев, оказавших влияние на Вятскую Азелинскую культуру.
Один (прагерм. Wōđan, Wōđin, Otin) идентично прозвищу Вотин (правитель Воти). Имя "вотяки" в данном контексте относится не только к предкам удмуртов, но ко всем обитателям бассейна Вятки и Камы. Вообще можно предположить, что разделение на вятских русских и вотяков-удмуртов произошло относительно недавно в связи со становлением православия на Вятской земле и смешения с прибывающим русским и южноудмуртским населением.
Из саги видно сохранение связей между Великой и Малой Швецией даже после смерти Одина-Вотана. В поздних преданиях путь в этот отдаленный "потусторонний" мир проходил через Валгаллу - отождествляемую в нашей трактовке с рекой Волгой, по которой можно попасть в Прикамье, в реальности. Ваны - это искаженное временем от вотины. Названия живших здесь народов идут от имени реки и местности - Вятки-Ванаквисль. А жили на ней во времена Одина-Вотана азелинцы, которых можно отождествить с потомками Будинов и гелонов (вотинов и хлынов) Геродота.
На роль 'Жилища Ванов' наиболее подходит уникальное Первомайское Чуршинское городище на Вятке возле Слободского. По археологии эта небольшая крепость (замок) была обитаема еще 2000 лет назад. Жили здесь и в эпоху гуннов, и во времена викингов, и в 13-14 веках. Из работы Л. Д. Макарова 'Окрестности пос. Первомайский в древности':
'Первомайский могильник, выявлено 71 захоронение. Умершие были похоронены в деревянных долбленых колодах в своих лучших одеждах и сопровождались в мир иной любимыми украшениями и необходимыми им предметами, которые могли пригодиться и в загробном мире. Поэтому в женских погребениях обнаружены разнообразные бронзовые украшения, а также ножи. В самом богатом воинском погребении обнаружены предметы вооружения из железа: меч, шлем, боевой нож, дротик, конские удила и детали уздечки, а также пояс с бронзовыми принадлежностями, гривна с нанизанной на нее бусиной из халцедона, два диска из этого же материала, бронзовые перстень и крестовидная подвеска... Недалеко известны и другие позднепьяноборские (худяковские) памятники: Городищенский могильник 2-3 вв. и Кривоборское городище первой половины 1 тыс. н. э. на р. Чепце, а также отдельные находки этого времени на Никульчинском городище'.
Описание обряда захоронения (ориентация костяков, глубина, инвентарь) почти полностью соответствуют типу захоронений Черняховской культуры; отождествление их с протоудмуртами не выдерживает критики и является данью "общепринятой" концепции заселения Вятского региона.
Местная легенда в подробностях сохранила отголоски описанных в саге событий: приход 12 богатырей с запада, их богатства от продажи мехов в дальних странах, постройку дворца-крепости на горе, войну с пришельцами, перемирие, братание и брачные союзы, камни на могилах погибших, подземные ходы и клады и т. д. Приведу характерные отрывки:
'Еще в то время, когда на Руси не было царей и князей, когда она управлялась своими родоначальниками, в Вятскую землю пришли 'из-под заката' (с запада) 12 богатырей вместе со старшим братом своим Онохой и построили городище, а на нем большой дворец. Землю для этого городища богатыри таскали своими колпаками (шлемами), так что каждый богатырь должен был принести земли для основания городища двенадцать корлпаков с того именно места, где ныне находится озеро. Богатыри жили сначала спокойно, мирно. Никто их не тревожил и сами они только 'побарывались в схватку'. Мало-помалу им эта жизнь надоела, и вот они вздумали заниматься охотой и войною и, как водится, всегда оставались победителями... Они вели также (на)сильную торговлю разными зверями, за которыми отправлялись к северу на своих 'быстроногих конях'. От продажи своего товара они сделались 'великими богачами'. Всех сильнее из богатырей был Оноха, благодаря силе которого они никого не боялись, одного Никулицу немного побаивались... Однажды богатыри, осердясь из-за чего-то на Никулицу, вздумали кидать в его дворец гирями. Никулица, спавши крепким сном, вдруг пробудился и узнавши, что это бросают его соседи-богатыри, объявил им войну, которая велась с его стороны семью молодцами. Три года они воевали, а успеха ни с той, ни с другой стороны у них не было. Оноха и его братья первые вздумали с Никулицей мириться. Оноха сам подъехал к Никулице с 12 хлебами и 'братынею' золота. Мир богатыри заключили трехнедельным пированием, а на последний час Никулица согласился на их мирное предложение...
(Оноха просит себе княжескую дочь Никулицы, тот требует за это самоцветных камней.)... Оноха остался заложником в городище у Никулицы, а богатыри должны были в ту же ночь привезти к 'двенадцатым петухам' 'с закату' самоцветных камней, в противном случае Оноха будет повешен и вороны его расклюют, а богатыри окаменеют на том самом месте, где они будут в 'двенадцатые петухи'... К несчастью, богатыри в 'двенадцатые петухи' достигли только ямы, из которой они ранее таскали глину колпаками, а потому они окаменели, и на том месте образовалось озеро, которое их тот час же покрыло. Услышав о несчастье своих братьев, Оноха весьма опечалился, начал выдумывать хитрость - как бы украсть Никулицыну дочь и убежать бы с ней... одну ночь он закричал, что во дворце пожар, и в сумятице взял его дочь и убежал. Никулица тотчас же пустился со своими молодцами в погоню и прискакал прямо к Онохину городищу... Оноха, приехав в свое городище, запер двери тяжелым замком... Никулица не стал долго раздумывать, он прыгнул на своих быстролетных конях через городище и тотчас же Оноху сожег и кости его закопал посреди городища в землю...".
Интересно, что предания о богатырях сохранились только в районе Чуршинского городища. Параллели с мотивами саг про Одина видны невооруженным глазом, даже вороны есть. Место возле озера, где окаменели богатыри, - это Первомайский могильник гунской поры, на котором, видимо, в далеком прошлом стояли надмогильные камни-монументы. Среди захоронений здесь особенно выделяются два, - мужское и женское в боевых доспехах. Оноха и дочь Никулицы?
Упомянутое в предании о богатырях озеро возле Чуршинского городища по описи 1629г. звалось "Лимониха". Ныне озеро невелико, продолговатое, похоже на лиман. Др.-русск. лимень, лимѣнь - 'гавань'. Данное озеро является остатком старого русла реки, и в прошлом играло роль гавани. Возможно, что от реки к озеру для удобства прохода небольших судов был прокопан канал.
Саги приписывают ванам и их женщинам свойства магов, из ванов набраны дии (жрецы) в окружении Одина. Из других источников известно о Прикамских магах, колдунах и амулетах. Геродот описывает развитый культ у гелонов.
Асгард можно отождествить со знаменитым Елабужским городищем, непосредственно на нем обнаружены следы жизни времен гуннов (именьковская и азелинская керамика). Городище расположено на правом берегу Камы на береговом холме в 50км к востоку от устья Вятки. Выше от него по реке в 50 км на том же берегу находится Тураевский курганный могильник с артефактами гуннов.
Елабужский каменный замок был возведен в конце 10в. напротив скалы, разделявшей течение реки и затруднявшей судоходство. Ныне этот каменный островок отсутствует (взорван для безопасности судоходства). В древности в этом месте была переправа через Каму. Само название Елабуга или Алабуга можно связать с упоминаемой в саге усадьбе "У Камня". Буга в переводе с татарского "бык", - так часто называли речные камни-скалы, а сейчас быками называют мощные опоры мостов. Крепость Алаборг фигурирует в сагах о походах в Биармию как самая отдаленная её местность - за тремя лесами (волоками-водоразделами). Городище имеет второе название "Сюддум", что совпадает с наименованием Скандинавии в Джагфар Тарихы - Садум.
Крепость располагалась на северном берегу Камы, который внутренними булгарами был освоен не ранее конца 12в. Стратегически она могла иметь один смысл: защиту важной переправы от вторжений с юго-востока, то есть, от степняков, тех же гуннов (позже булгар). После захвата она стала столицей пришельцев-асов - Асгардом. Именно здесь продолжали жить братья Одина после его ухода на запад. Поэтому не удивителен интерес скандинавов к данному региону даже спустя много столетий. У Елабужской крепости-замка имевшей размеры 20 на 20 метров сохранилась наибольшая угловая башня-донжон (в прошлом она была вдвое выше). Подобные конструкции небольших крепостей характерны для Зап. Европы времен поздних викингов.
Древнейшую крепость Елабужского городища (ананьинской культуры) мы отождествили с Геродотовским деревянным городом Гелон. Действительно, если отбросить крайние согласные часто теряемые в переводах, то останется основа "Ело", то есть, Ела-буга (Гелон у камня, из камня) или Ала-борг (Гелон город).
Карта продвижения гуннов по материалам коллекций Эрмитажа. Обратим внимание на ответвление потока пришельцев на среднюю Вятку в район Первомайского городища.
Итак, предки викингов появились путём соединения в Прикамье выходцев из восточного и западного рыцарства, а также местного населения. Оставшиеся на Вятке потомки этих воинов стали основой Вятских русов-биармов. Отсюда выходит их родство с военным сословием скандинавов, из которого позже вышли викинги. Саги описывают войны и брачные союзы викингов с биармами. Их связи, правда, в виду значительных расстояний не столь активные, поддерживались на протяжении всего домонгольского времени. Не случайно часть биармов бежала от татар в Норвегию в 13в.
Есть и другие подтверждения высказанной версии. В частности, клинковое оружие викингов 8-10в. характеризуется технологией трехслойного пакета. Считается, что она была перенята у них первыми русами. Однако эта технология появляется еще в 5в. в зоне контакта именьковской и азелинской культур в правобережье нижней Камы (на территории северного Татарстана), уже после ухода отсюда гуннов в Скандинавию. Вероятно, первые мастера прибыли в Прикамье из пределов Римской империи вместе с вернувшимися из походов гото-гуннами (видимо, они привели с собой мастеров). К 7в. трехслойный пакет появляется на Вятке и Чепце и сохраняется здесь до 15в. В таком случае, процесс распространения прогрессивного приема среди русов мог идти не с запада (Скандинавии), а наоборот, от вятчан через Ладогу в Скандинавию по древнему "Меховому пути" из Прикамья на Балтику. Одновременно с этим можно отметить, что булгары не переняли от именьковцев этого способа ковки. Сложные технологии в средние века передавались внутри семьи, поэтому сохранение метода свидетельствует об этнической преемственности кузнецов в регионе на протяжении почти 1000 лет. Это может означать, что носители технологии с булгарами не контактировали, правобережье Камы было долго недоступным для булгар.
Богачев (2010 с.220): "Целый ряд украшений и предметов вооружения из могильников Прикамья имеют западное (юго-западное) происхождение. Бесспорно, что в конце 4 века на Вятку и Каму пришла какая-то новая этническая группа хорошо вооруженных воинов ..., которых можно идентифицировать с хунугурами Иордана (сообщившего, что от них идет торговля пушниной)".
Гунно-угров, составлявших основную массу гуннов, считают близкими к финно-уграм Прикамья. Автор приводит карту-схему передвижения гуннов с территории Казахстана прямиком через низовья Волги в Причерноморье. Далее после войн в Европе часть гуннов уходит в Прикамье. Но датировки гунских находок во всех этих трех регионах очень близки - конец 4-го - начало 5- веков. Поэтому, на мой взгляд, не менее вероятна версия продвижения гуннов на запад через промежуточный пункт в Прикамье. Именно поэтому чуть позже часть гуннов (хунугуры) вернулись на знакомые им места (вслед за основной массой переселенцев именьковцев-черняховцев).
Легенды об Одине находят параллели в Прикамских верованиях. "Чудские образки" в своих сюжетах отражают сообщения саг. Например, Один с двумя воронами, которые нашептывали ему в уши сведения о противнике.
Накладка на шлеме викинга.
В середине 5 века в районе Уппсалы - древней столицы Швеции - появились курганные захоронения, связываемые с первыми правителями времен Одина и его потомков. Данный обряд характерен для гуннов и других степных народов Азии. Имена и фамилии с корнем Гун распространены у шведов. Вблизи Уппсалы находится историческая местность с названием Рослаген (Rodslagen и Rodhin в документах 12-15 веков), что переводится как "лагерь или удел росов". По современным генетическим исследованиям, именно отсюда вышли русские князья Рюриковичи. С другой стороны, по саге Один пришел в Скандинавию в сопровождении вождей Ванов, один из которых - Фрейр - стал основателем правящей династии помимо потомков самого Одина. Вполне возможно, что вожди ванов могли зваться Русами. Историк-лингвист Напольских В. В. указывает, что в Прикамье среди местных финно-угорских народов уже в 5-8 веках н.э. жили некие русы. Сам корень "рос" (в ранних русских летописях буква О читалась на западный манер как ОУ - "роус") может означать красный или рыжий цвет волос у русов. Сравним со славянским "рудый", немецким "рот", английским "рэд", французским "руж". Арабские хронисты 8-10 веков описывают русов как "красных", очевидно, розовая кожа и рыжие волосы. По Фадлану рыжими (желтыми) были только бороды.
Наиболее известно происхождения слова "русь" от финского "роутс" (гребец, швед), логично видеть в этом наименование для выходцев из "Роудслагена". В современном шведском языке röd - rött (рётт) означает "красный". У других народов более распространена форма Рус. Слова для обозначения Руси в западноевропейских источниках объясняются как 'красный' или 'рыжий'. Это отличительный признак внешности особенно заметный в южных странах и лег в основу имени. Красными русов называли и византийцы. В этимологических словарях слово "рус" тождественно слову "русый", которое, в свою очередь, означает не только "белый", а также "ярко-красный", "рыжий". В словаре А. Г. Преображенского "рус(ъ) ("руса", "русо", "русый") означает "темнорыжий", "коричневатый" (о волосах). Аналогично Укр. "русый", бел. и серб. "рус", словац. "rus", "rosa", "rusa glava", чеш. "rusu". М. Фасмер приводит словенское "rus" в значении "красный". О "красном" значении слова "русъ" есть и у И. И. Срезневского. Связь слов "рус" и "красный" прослеживается и в других индо-европейских языках: латыш. "russys" ("кроваво-красный"), "rusa" ("ржавчина"), лит. "rusvas" ("темнокрасный"), латин. "russeus", "russys" ("красный", "рыжий").
Если вспомнить, что русов арабы описывали как людей с красными лицами, то такое происхождение находит естественное объяснение. По прибытии в южные широты, северяне краснели от солнца и жары, чем разительно отличались от загорелых южан. В этническом плане русы были выходцами из разных северных народов, но первооснову их составляли Прикамские рыжие люди. За время жизни в Швеции они "оскандинавились" (облондинились), но краснота кожи, а также частичная рыжина волос (бород) сохранялась еще долго.
"В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду, называют русиос, мы же по их месту жительства зовём "норманнами". Ведь на тевтонском языке "норд" означает "север", а "ман" - "человек"; отсюда - "норманны", то есть "северные люди". Королём этого народа был [тогда] Игорь (в тексте - Ингер); собрав более тысячи судов, он пришёл к Константинополю..." Здесь речь идёт о Киевских русах, эти русы-скандинавы появились в Киеве в 9в.
Карта рыжеволосых. В Восточной Европе яркое пятно с центром в Удмуртии. В соседних областях в виду смешения с прибывшими из других регионов процент рыжих ныне меньше. Удмуртов этот процесс не затронул, и они сохранили древние гены. В современных русских рыжих мало, из-за смешения со славянами и другими народами гены рассеялись, хотя, например, у меня, брюнета, половина волос в бороде была рыжая)), сейчас седая. В Зап. Европе рыжие сохранились, в основном, на побережье северных морей, где высаживались викинги. В самой Скандинавии их немного, - ушли в вик!
Современный центр с высоким процентом проживания рыжих людей находится в Прикамье. В Западной Европе рыжеволосые чаще встречаются на приморских окраинах ареала расселения викингов, что вполне объяснимо. Ирландцы и другие "островитяне" сев Европы во многом являются потомками викингов. От них они и порыжели. На континенте рыжина не устойчива и пропадает от смешения с не рыжими людьми.
Рыжеволосые Вятские ваны могли получить прозвище Рус от своих соседей именьковцев и остготов (праславян и германцев скандинавского происхождения). Это имя по характерной внешности утвердилось за ними и у других народов. К сказанному добавлю, что на территории Рослагена встречаются топонимы с корнем "вет" и "вад", трудно объяснимые на основе древнескандинавского языка. Генетически рюриковичи финноугорского происхождения N1c, это князья ванов, которые ушли с Одином.
Современные русские, как и другие народы, формировались последние 300 лет. Гены древних русов, живших 1000 лет назад, сохранились в виде процентов. Сами древние русы тоже были не однородны, помимо финноугров, это сканды и разные славяне. Созидание этноса - это Процесс, иногда долгий. В основе его всегда лежит некая властная группа военно дружинного типа, в нашем случае это князья рюриковичи с их Руским воинством, вышедшие из Швеции, основу которых я вижу в прикамских ванах из окружения Одина-Вотана. Народ же поначалу имеет иное этническое присхождение, у русов это были славяне и финноугры. В Прикамье жили гелоны и будины, последние могут рассматриваться как предки нынешних удмуртов. А вот гелоны это, грубо говоря, предки вятских русов. Удмурты-будины жили более изолированно и сохранили дрение гены. Кстати, у донских казачек (казаки тоже относятся к изолированной этнической группе) обнаружили редкую гаплогруппу U2e - 8% от всех. Догадайтесь сами, у женщин какого народа она в таком же числе!)) Это не значит, что казаки произошли от удмуртов. Просто эти этносы сохранили гены некого близкого им в прошлом народа, я полагаю, это были вятские русы.
Обсуждение:
Анахорет
Спасибо. Ваши статьи очень познавательны. Для меня исследования 'откуда пошла есть' Земля Вятская гораздо интереснее, чем политические дрязги (хотя из этих дрязг, по сути, и создаётся история).
Ответить
Евгений Харин
Благодарю за оценку моих непрофессиональных трудов. Эта серия небольших статей была задумана для достаточно широкой массы интернет пользователей интересующихся нашей историей. Стараюсь в ней развенчать устоявшиеся мифы и заблуждения, одновременно предлагая свои версии событий прошлого и судеб народов Вятской земли. Политические метаморфозы наших дней меня также не минуют. Иногда на основании своего исторического опыта пытаюсь разобраться и в них. Может когда и здесь скажу свое слово.
Патерналист
Почему непрофессиональные? Наоборот, видно, что писал профессионал и патриот своего края.
12. Вятка - родина Водки
Начнем нашу тему с заметки краеведа А. Л. Мусихина "Вятка и водка":
"Собирая материалы по теме вятского летописания, я решил поискать что-нибудь в Интернете. Каково было мое удивление, когда на запрос найти фразу "Вятские летописи" поисковая система Яndex выдала большое количество сайтов "алкогольной" тематики. Система Rambler добавила еще несколько подобных сайтов. Меня заинтересовал данный факт. Что может быть общего у вятских летописей и алкогольных напитков?
На открытом наугад сайте я прочитал следующее: "Первые упоминания об изготовлении водки встречаются в Вятской летописи: "...в 1147 году в Хлынове (Вятка) построена была винокурня и земская изба"". И сразу вспомнил, что то же самое читал в 2000 г. в нижегородской еженедельной газете "Понедельник" в статье, перепечатанной из газеты "Труд-7". Уже тогда я обратил внимание на ошибочность сообщенных в ней фактов. Сразу же хотел написать ответную статью, но бывший в то время главным редактором "Вятского епархиального вестника" В.К. Семибратов убедил меня этого не делать: "На каждый чих не наздравствуешься". Однако в настоящее время я с ужасом убедился, что этот отдельный "чих" превратился в настоящую эпидемию, обрастая все новыми фантастическими подробностями. Об этом факте упоминают не только сайты водочных заводов, различных мужских клубов, Интернет-энциклопедий по всей России от западных областей до Дальнего Востока, но и сайты ближнего зарубежья - например, Белоруси, Украины и Казахстана...
Несколько сайтов называют дату 1174 г., а сайт федерального казённого предприятия "Союзплодоимпорт" - 1184г. Некоторые сайты с гордостью пишут: "О питейном деле на Руси впервые упоминается в Вятской летописи 1174 года, тогда как первоначальные даты производства французского коньяка относятся к 1334 году, английского джина и виски - к 1485 году, шотландского виски - к 1490 году, немецкого шнапса - к 1520 году". А другие хлыновскую винокурню считают, ни больше, ни меньше, "прародительницей российского промышленного производства водки". На сайте "Великий Новгород" сообщается: "В 1997 г. исполнилось 850 лет со времени первого упоминания в Вятской летописи (1147 г.) факта строительства в г. Хлынове (Вятка) винокурни..." Однако двумя абзацами ниже приводится знакомая вятчанам дата: "В 1174 г. хлыновский летописец писал о том, что некоторые новгородцы выехали из Новгорода и, доплыв до Камы, в устье реки Хлыновицы возвели городок и назвали его Хлынов. В этом же году, пишет летописец, в городе открылась первая винокурня. Таким образом, секрет производства водки в Хлынов завезли всё те же новгородцы".
Если иногородним сайтам всё же можно простить незнание вятской истории, то от вятских можно было ожидать более точных сведений. Однако сайты Кировского элитарного имени Большой Бутылки клуба анонимных алкоголиков, Уржумского спиртоводочного завода и Глазовского ликеро-водочного завода (бывшего ранее в Вятской губернии) сообщают такие же данные. Даже сайт кировских ледолазов полагает, что "родиной российской водки считается Вятка". А на просьбу бывшей солистки рок-группы "Ночные снайперы" С. Сургановой рассказать что-нибудь интересное о г. Кирове корреспондент "Вятского края" не нашел ничего лучше, чем ответить: "У нас делают дымковскую игрушку, а ещё, по некоторым данным, Вятка - родина русской водки"...
Далее А. Мусихин аргументированно опровергает "миф" о связи изобретения и производства первоначальной водки с Вятской землей. Не стану спорить с ним, но приведу свои контраргументы, начисто отсутствующие в его статье.
Начнём с того, что известная работа по истории водки В. Похлёбкина безнадёжно устарела http://vkus.narod.ru/vodka/vodka_01.htm , хотя и была для скудоумного Советского времени откровением в исследовании данного вопроса. Этот автор, придерживаясь традиционной концепции истории, безосновательно отмёл все (кроме Московии) государственные образования 14-15 веков, как возможные территории возникновения русского винокурения, а само название продукта вслед за толковыми словарями однозначно связал с водой. Однако, по его же трактату название "водка" впервые встречается как раз в Новгородской летописи под 1533 годом в качестве лекарства для лечения ран. Похлёбкин выполнял политический заказ: водка должна была быть изобретена в Московии и нигде иначе. Поэтому альтернативные варианты сходу отвергались. На основании косвенных признаков и смехотворных басен (легенда о Чудовом монахе-изобретателе), он определил появление винокурения в Московии между 1448 и 1478 годами, особенно выделив 50-60 годы. Но как раз в это время произошло первое (относительно мирное, в 1459 году) присоединение Вятки к Московии. Возможно, вятчане до поры откупились от навязчивых Московитов технологией производства своего напитка, который до того был их монополией.
Водка фигурирует в Новгородской берестяной грамоте 65, датируемой примерно 1300 годом. В ней хозяин даёт указания своему слуге или компаньону. В конце этой записки прибавлено "аще водя по три рубля прода, али не водя не продаи", что можно понимать так: если водка (в цене) по три рубля, - продавай, если нет - водку не продавай. Ранняя форма названия - водя - перекликается с существующим поныне жаргонным словечком "водяра". Речь в бересте идёт о цене за определённый известный всем стандартный объём продукта. В 17 веке и позже водку продавали мелким оптом вёдрами. Но и в таком случае цена 3 рубля за ведро очень велика, если учесть, что за такие деньги можно было купить дом или холопа-работника. Остаётся предположить, что "водя" не производилась в Новгороде, а была дорогим привозным продуктом, а потому употреблялась в основном в лечебных целях, а также, вероятно, для экипировки походов.
"Очевидное" для Похлебкина происхождение слова "водка" от слова "вода" неубедительно, так как не соответствует общему ряду: спина - спинка; стена - стенка; нога - ножка"; печь - печка, вата - ватка, беседа - беседка, ход - ходка и т. п. Приведённые пары равнозначны или близки по смыслу, тогда как пара "вода - водка" состоит из слов означающих вещи с совершенно различными свойствами (кроме внешнего вида). Более логично предположить появление названия водка по принадлежности происхождения: Водь - водка. Водка - это Водский (Вотский) напиток. Происхождение слова "вятка" до сих пор остается под вопросом, но связь со словами "вотка" и "ватка" признается некоторыми исследователями.
Считается, что европейцы переняли способ перегонки винного сусла (браги) от арабов, те и другие использовали получаемый спирт для создания ароматических и лекарственных настоек. Водно-спиртовый раствор в Европе назывался "аква вита", - "вода живая", - что, вроде бы, объяснимо её медицинским применением. Однако и тут можно видеть явное сходство слова "вита" с "Вята", - просто европейцы подобрали более понятное для них и не связанное с иноземным происхождением слово (жизнь, живая). Предположим, что первоначально спиртовый препарат назывался ими "Аква Вята" - Вода Вятская, то есть, Вотка.
Герб Вятской земли в западноевропейском источнике 17в. Читается "Vitastsky" - "Витяцский".
Производством водки занималась Вятская знать. Об этом есть свидетельство (правда, уже позднее), - завещание вятчанина Ивана Есифова сына Шелома 1574 года. В нём помимо оружия (полный рыцарский набор) и всевозможного добра, перечисляются предметы пригодные для хранения спиртных напитков, а, главное, явно связанные с винокуренным производством: "котел медяной в 12 ведр, другой в 4 ведра, третей в полтора ведра, четвертой в ведро, пятой в полведра, шестой в четверть ведра; да медяная ж порядня: четыре медяники, три по ведру, четвертой в полведра, да куб винной в 5 ведр, да три трубы винные медяные ж". Подобных описаний 16 века по другим землям нет.
Карта путешествия Гарнати.
Существует интересное сообщение арабского путешественника 12в. Абу Хамид ал-Гарнати ал-Андалуси. Около 20 лет он жил в Саксине, городе в низовьях Волги (бывший Хазарский Итиль). Совершал поездки вверх по Волге в страны Булгар и Славян в 1130-х и 1150 г. Из книги "Му'риб ан бахд аджаиб ал-магриб":
"А у него [Булгара] есть область, [жители которой] платят харадж (налог с христиан и язычников), между ними и Булгаром месяц пути, называют его Вису. И есть другая область, которую называют Ару, в ней охотятся на бобров, и горностаев, и превосходных белок. А день там летом двадцать два часа. И идут от них чрезвычайно хорошие шкурки бобров.
А за Вису на море Мраков есть область, известная под названием Йура (Югра). Летом день у них бывает очень длинным. Так что, как говорят купцы, солнце не заходит сорок дней, а зимой ночь бывает такой же длинной...
Жителям Вису и Йура запрещено летом вступать в страну Булгар, потому что когда в эти области вступает кто-нибудь из них, даже в самую сильную жару, то воздух и вода холодают, как зимой, и у людей гибнут посевы. Это у них проверено. Я видел группу их в Булгаре во время зимы: красного цвета (лица), с голубыми глазами, волосы их белы, как лен (светло-русые), и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров повернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобровое и беличье мясо и мед".
Из описаний можно видеть, что к северу от страны Булгар (примерно территория Татарстана) расположены две соседние области - Вису и Ару. Вису можно отождествить с протяжённой северной булгарской провинцией Бийсу (она же Пермь-Биармия), в которую входили верховья Вятки и Камы, Устюг, Пермь Вычегодская и Печора (это мнение многих современных историков было распространено и в прошлом). Напомню, её жители платят харадж, то есть не являются мусульманами. Булгарские купцы летом ходят в Вису, где обмениваются товарами с тамошними купцами, а те уже самостоятельно добираются в ещё более северные местности (за полярный круг, Югру).
Пунктами торговли Булгар в Бийсу могли быть городки на средней Каме и Вятке (Рождественское и Ковровское городища с булгарскими артефактами), а также Иднакар на Чепце (все три примерно на одной широте). До потери в середине 12в. булгарами района Устюга, здесь, в Гледене, так же мог быть центр их торговли.
Под Югрой можно понимать жителей северного побережья Океана. Они, не имея своего железа, закупают железные гарпуны. С Югры не берут харадж, видимо, в силу удалённости её жители не забредают в Булгар, а потому торговые связи осуществляются через купцов Вису.
Описание араба относится к жителям области Вису-Бийсу. Населена она была разными племенами и народами, но торговлей занималась определенная властная группа, имевшая свои суда. Область Ару соседствовала с Вису-Бийсу (вспомним известную нам пару Гелоны-Будины или Хлыны-Вотины). По булгарской хронике Джагфар Тарихы до середины 12 в. столица провинции Бийсу располагалась на реке Юг - крепость Гусман-катау - это Гледен (до него как раз месяц пути). Юго-восточная часть бассейна Вятки входила в Арскую землю (Ару). Арская земля - это территория расселения предков удмуртов: низовье Вятки (Удмуртия и восточное Приказанье), а также Чепецкий анклав.
В приведённом отрывке сказано, что в стране Ару охотятся на белок и бобров, а чуть ниже упомянуто, что люди, прибывшие из Вису, пьют напиток из ячменя, едят мясо белок и бобров. Исходя из этого, нужно сделать вывод, что это близкие соседи. Замечу, что Арская земля пригодна для выращивания ячменя (зерна для производства натуральной водки). Некоторые из приехавших в Булгар в дорогих шубах, что говорит об имущественном расслоении. Вероятно, они представляли собой аборигенную знать Вису. Судя по приведённому тексту, именно это военно-купеческое сословие осуществляло торговые операции между булгарами и обширными северными территориями Вису и Йура.
Жгучий горячительный напиток из ячменя - это Вотский самогон, водка, от имени аборигенов бассейна Вятки. Тюркское название водки - "арча" - пошло от более известного им места производства напитка - страны Ару. Арча - старое название речки Казанки, где был город Арск, центр Арской земли. Понятно, что употребляющие алкогольный напиток не могли быть мусульманами, а, значит, они не были булгарами.
Таким образом, версия Похлёбкина об изобретении водки в Московии 15 века полностью несостоятельна. Выходит, он далеко не всезнайка (книга с текстом араба была издана ещё в 1971 г.), а, скорее, заведомый фальсификатор. Заметим, что для выращивания ячменя по климатическим условиям территория от нижней Камы до средней Вятки вполне подходит. Нужно полагать, что страна Ару располагала для производства водки достаточно развитым земледелием. Выращивание льна на севере Руси началось не позже 10 века и быстро распространилось на верхнюю Волгу. Сто лет назад Вятская губ. была на первом месте по посевам "северного шелка". Особенно много льна выращивали в Котельническом и Глазовском уездах.
На Вятке издавна известна Кумышка - это не пиво и не брага, а самый настоящий во все времена запрещаемый в России самогон. Он, как известно, мутноватый, а потому получил "для конспирации" имя от слабо алкогольного молочного напитка кумыса. Возможные сомнения в характере напитка из ячменя, употребляемого северными соседями булгар в 12в. (кислая брага, кумыс или пиво), отведу следующими аргументами. Трудно представить, что торговый караван из страны Вису помимо мехов везет за сотни километров зимой ни на что не годное прокисшее пойло. (Для несведущих: на первом этапе брожения сахар превращается в спирт, на втором - спирт перерабатывается дрожжевыми бактериями в уксус.) Учитывая малое содержание спирта в кислом напитке, это должна быть приличная бочка. А ведь случаются морозы. И что тогда? В дальний путь надо брать крепкий напиток. Он занимает немного места, всегда под рукой, и, самое главное, не замерзает, - им можно быстро согреться. Алкоголь в организме, как известно, превращается в тепло. 40-градусная водка замерзает примерно при -30. Слабый алкогольный напиток замерзает уже при небольшом морозе, брать его зимой в дорогу не имеет смысла. Крепость более 15-20 градусов можно получить только методом перегонки. Из контекста описания араба видно, что этот напиток был очень крепок, - его употребляли в северных странах и закусывали мясом бобров. Сам араб-мусульманин ячменный напиток вряд ли пробовал. О его вкусовых качествах он судил по лицам выпивающих. Сравнение с уксусом ("кислый как уксус") чисто внешнее: от водки и от уксуса непривычный человек гримасничает от ожога полости рта совершенно одинаково, - вспомните эпизод из фильма "Кин-дза-дза".
По-удмуртски (по-вотски) река Вятка зовется Ватка, причем, Ват - означает бобёр. И таким образом, Вятка переводится как "Бобровая". Этот момент окончательно конкретизирует район проживания северных купцов, посетивших Булгар, - любителей крепкого напитка и мяса бобров.
Остается прояснить вопрос о том, кто были краснолицые северные купцы.
По сообщению араба Фадлана, посетившего страну Булгар в самом начале ее становления (922г.), на побережье Волги проживали колонии купцов-русов. Он дал красочные описания обычаев этих русов, которых отождествляют с викингами ("13 воин" сделан по мотивам этого текста).
"... я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились (высадились) на реке Атиль (Волга). И я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни хафтанов... С каждым из них (имеется) секира, и меч, и нож, и он (никогда) не расстается с тем, о чем мы (сейчас) упомянули. Мечи их плоские, с бороздками, франкские..." http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/fadlan.htm (стр. 78 и дальше)
Именно они плавали по северным рекам и осуществляли торговлю между булгарами и народами севера - страны Вису. У Гарнати зимой санным путем в Булгар для торговли прибывали жители Вису. У них наверняка были суда, просто булгары летом не пускали их к себе из опасения, а также для того, чтобы воспрепятствовать прямой торговле северян с южными (арабскими) купцами. Учитывая схожесть описания внешности и характера торговой деятельности, можно предположить, что русы у Фадлана и Вису у Гарнати близки по происхождению. Обратим внимание на совпадение цвета лиц русов и народа Вису. Но за пару веков эти русы утратили свое прежнее общее наименование и получили имя по месту проживания - "бийсуйцы" в Джагфар Тарихы и "биармийцы" в сагах. Вероятными местами их более-менее постоянного пребывания в 12в. (помимо торговых городов Булгара) могут быть: городище Гледен на р. Юг (возле Устюга), Ковровское городище (Колын) на средней Вятке, Солдырское городище (Иднакар) на Чепце, Чердынь на верхней Каме, Ортинское на Печоре. Во всех них имеется смешанный археологический материал (славянский, скандинавский, булгарский и финноугорский). В Джагфар Тарихы сказано, что с 1150г. центром провинции Бийсу после потери крепости Гусман на реке Юг стал Колын на Вятке.
Иногда в качестве места обитания купцов народа Вису выдвигается Рождественское городище на притоке средней Камы. Но в нем слишком явное присутствие булгар-мусульман, алкоголь они вряд ли употребляли, да и по виду отличались, были смуглые, - под описание Гарнати совершенно не подходят. Поэтому отождествление народа Вису с населением Камы, как это делают некоторые историки, не основательно. Посмотрим на карту торговых путей 10-13в. составленную историком Б. Рыбаковым. Сразу заметим, что путь из Булгара на север по Вятке и Моломе и далее через Устюг на запад в Русь и на север к Печоре полностью совпадает с описанием в Джагфар Тарихы. По Каме путь на север (в виду сильного течения) был неудобен.
Итак, рассмотренные факты увеличивают шансы признания первенства за Вяткой происхождения названия русского алкогольного напитка - водка. Можно думать, Нукрадские русы-вятчане использовали местный Прикамский метод перегонки бражной закваски из ячменя в крепкий и долгохранимый хмельной напиток, обладающий к тому же обезболивающим и антисептическим действием, что немаловажно для воинов.
Намек на то, что самогон производился в Прикамье или Поволжье в еще более ранние времена есть в сообщении о путешествии европейцев в страну восточных гуннов (ПРИСК ПАНИЙСКИЙ "ГОТСКАЯ ИСТОРИЯ" http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prisc/frametext.htm). Правда, местоположение этого района не вполне ясно. Империя гуннов в 5в. включала в себя бывшие Чудские владения остготов, в которые входило и Прикамье на северо-востоке.
Остготы по Иордану и Рыбакову. Тиуды-чудь указаны на карте в двух вероятных местах под цифрой 4. Хорошо просматривается Балто-Камский меховой путь.
"...Оттуда мы продолжали путь по ровной дороге, пролегавшей по равнине, и встретили судоходные реки, из коих самыми большим после Истра (Дунай) были Дрекон, Тигас и Тифесac. Мы переправились через них на челноках-однодеревках, употребляемых прибрежными жителями, а остальные реки переплывали на плотах, которые варвары возят с собой на повозках для употребления в местах, покрытых разливами. В деревнях нам доставлялось продовольствие, притом вместо пшеницы - просо, а вместо вина - так называемый по-туземному "мед"; следовавшие за нами слуги также получали просо и напиток, добываемый из ячмени; варвары называют его "камос" (kamon). Совершив длинный путь, мы под вечер расположились на ночлег у одного озера с годной для питья водой, которой пользовались жители близлежащей деревни".
После Дуная путешественники преодолели три крупных реки и несколько небольших. Сравнимые с Дунаем реки в восточном направлении - это Днестр, Днепр и Дон. Здесь же встречаются и другие заметные реки: Ю. Буг, С. Донец и т. д. Так что вполне возможно, что описана местность невдалеке от Волги.
Мёд - славянский хмельной напиток. Камос (дешевый напиток для слуг) иногда считают квасом, но нельзя исключить, что это кумышка-самогон (от схожего по мутноватому виду кумыса). По описанию путешественника, данные народы, несомненно, принадлежат не кочевникам-гуннам, а местным племенам гуннами завоеванными, среди которых были славяне и финны. Вероятно, речь здесь идет о стране именьковцев, соседей Прикамских народов.
13. Первые славяне на Вятке. Кто они?
По археологическим свидетельствам славяне на Вятке появились в конце 12в. Как было сказано ранее, это далеко не первые обитатели на нашей земле, но, всё-таки, интересно знать, откуда они прибыли. Л. Д. Макаров на основании археологических материалов (им раскапывались Никульчинское, Котельничское, Ковровское, Шабалинское, Слободское, Подчуршинское, Хлыновское городища, селища Искра, Покста II, Никульчинское II, Родионовское, Шабалинское, могильники Шабалинский, Котельничский, Покста, Хлыновский I, велись наблюдения за земляными работами на территории кремля и посада г.Вятки) делает такие предположения на сей счёт.
Из статьи: Л.Д. МАКАРОВ 'К ИСТОРИИ ВОПРОСА О ЗАСЕЛЕНИИ РУССКИМИ ВЯТСКОГО КРАЯ':
Самая первая из известных нам гипотез о заселении Вятки была выдвинута еще во второй половине XVI в. польским хронистом Матвеем Стрыйковским, который связал происхождение восточнославянского племени вятичей и вятчан от общего прародителя - легендарного князя Вятко ("...и Вятко, от которого вятчане над рекою Волгою и Вяткою"). Авторитет "Хроники Польской" повлиял на распространение этой гипотезы в русском обществе XVII-XVIII вв., представители которого заимствовали ее практически без изменений.
Вторая гипотеза связана с "Повестью о стране Вятской" - памятником провинциальной вятской письменности конца XVII в., произведением чрезвычайно сложным и противоречивым. Изложенная в "Повести" версия называла первыми русскими поселенцами на Вятке выходцев из Новгорода, оказавшихся здесь в 1181 г. после 7-летнего пребывания в городке на Нижней Каме основавших два города.
В.В.Низов попытался связать постройку г.Хлынова с новгородцами, но не с ушкуйниками, а со специально направленным руководством Новгорода отрядом, призванным закрепиться на Вятке в противовес притязаниям Москвы. Им выдвинута версия о вывозе вятского архива после покорения Вятской земли в 1489 г. в Москву, где по заказу великокняжеской власти содержавшиеся в вятских летописях известия о начале русского заселения бассейна средней Вятки в 1374 г. были переработаны столичными редакторами летописных сводов в свете, угодном московским политикам. В результате походу новгородцев был придан грабительский характер.
Гипотеза В.В.Низова чрезвычайно интересна, однако оставляет массу вопросов. Во-первых, реальность проведения в жизнь столь откровенной летописной фальсификации все же маловероятна. Во-вторых, если "Повесть о стране Вятской" - источник достоверный, то в ней должна фигурировать закладка г.Хлынова сразу после появления новгородцев на Вятке. Однако на деле это не так: Хлынов строится выходцами из двух уже существующих здесь русских общин - Никулицына и Котельнича...".
Л. Д. Макаров (из диссертации)
Древнерусское население Прикамья в X-XV веках :
"Средняя Вятка, начала заселяться славянами и ославяненными финнами во второй половине XII - начале XIII в. Население Пижемской и Лебяжско-Уржумской волостей состояло, судя по керамике, в основном из славянских поселенцев. Монголо-татарское нашествие усилило поток переселенцев с территории Владимиро-Суздальской и Южной Руси, принесших с собой традиции постройки полуземляночных жилищ и оборонительных укреплений, а также предметы киевского происхождения. Набеги новгородских ушкуйников и золотоордынских отрядов на вятские поселения обусловили их значительные перестройки, выразившиеся в усилении оборонительных укреплений и изменении планировки на ряде памятников. В 1489 г. Вятская республика была ликвидирована, часть ее руководства казнена, а оставшаяся переселена в подмосковные земли. С конца XV в. на Вятку переместилось значительное количество переселенцев из северо-русских земель, что нашло отражение в особенностях языка, фольклора, топонимики, материальной культуры.
Древнерусские предметы найденные на Вятке имеют аналогии в Новгороде, в Рязано-Окском вятичском регионе и Киевской Руси. Начало древнерусского заселения относится к домонгольскому времени, что подтверждается археологическими данными и сведениями местных источников. Колонизация вятского бассейна носила характер сочетания двух основных форм: стихийной (крестьянской) и дружинной (из новгородских и великокняжеских земель). Первоначально на Вятке сложилось несколько (от двух до четырех) древнерусских общин. Предполагается участие в сложении и управлении Вятской земли представителей аборигенной знати. Большинство городов на Вятке возникает в конце XII-XIII в., хотя их городской статус фиксируется в документах конца XIV - начала XV в.
Период X-XI вв. - время начального появления выходцев из Древней Руси в Волжской Болгарии. По некоторым упоминаниям в письменных источниках и археологическим материалам древнерусские люди пришли сюда из земель Южной Руси. Не исключено, что после разгрома Волжской Булгарии Батыем часть древнерусского населения мигрировала в Марийско-Чувашское Поволжье, на среднюю и нижнюю Вятку, в среднее Прикамье".
По данным Л. Макарова на Вятской земле в 12-15 веках существовали 4 отдельные славяно-русские волости.
1. Никулинская - 4 селища, 7 городищ (Слободское, Родионовское, Подчуршинское, Кривоборское, Чижевское, Вятское и Никульчинское), керамика славянская, пермская и славяноидная.
3. Пижемская - 8 селищ и городище, керамика в основном славянского типа.
4. Лебяжско-Уржумская - 3 селища и городище, керамика в основном славянского типа.
Особенностью наземных жилищ Вятской земли, выделяющей ее из числа других древнерусских земель, является довольно частое помещение печи не в углу, а у середины одной из стен.
"На укрепленных поселениях Вятской земли выявлены остатки 74 жилищ - землянка, полуземляночные и наземные. Землянка конца XIII - начала XIV в. подквадратной формы размером 4х4, углубленная на 1,8-2,0м, имела бревенчатые стены, двускатное перекрытие, дощатый пол и следы печи у середины стены. Полуземлянки (20 сооружений XIII-начала XIVв.) делятся на две группы. Одна объединяет 4 постройки квадратных очертаний со стороной 4-6 м, углубленных на 0,3-0,6 м, внутри которых зафиксированы подпольные ямы и следы глинобитных печей у середины стены. Вторая разновидность полуземлянок (16 построек) состоит из двух частей: жилой камеры (1,7-2,5 м в поперечнике), углубленной на 0,4-0,7 м, и тамбура аналогичных размеров, вход из которого в жилой отсек шел по земляным ступенькам). В жилой камере обнаружены следы глинобитных печей и каменок, располагавшихся чаще (глинобитные) в дальнем от входа углу, иногда на останце или (каменки) справа от входа у середины стены. Зафиксированы как столбовая, так и срубная конструкции полуземлянок. Сооружение двухкамерных полуземлянок со входом через дополнительное помещение характерно для района Среднего Поднепровья в XII-XIII вв. (Раппопорт П.А., 1975а). Наличие их на Средней Вятке свидетельствует о появлении здесь во второй половине XIII в. южнорусского населения".
Другой важной особенностью Вятских крепостей 12-15в. является использование под жилье внутривальных укреплений, срубных клетей, в сущности, тех же полуземлянок, но выстроенных вряд в плотную к земляному валу и составляющие с ним единую конструкцию. Эти жилые стены описаны в Повести о стране Вятской: "где ныне Кремль городъ, построенныи жития жителей тех кругомъ града храмины другъ подле друга въ близости задними стенами ко рву ставлены вместо городовой стены". Жилые стены обнаружены на многих Вятских городищах.
Л. Д. Макаров, Слободской и слобожане, Материалы IV научно-практической конференции, 2001:
"В 1984 г. нами была проведена частичная прорезка вала и рва кремля г. Слободского, при этом удалось выделить 8 условных строительных периодов существования укреплений. Два наиболее древних периода приходятся на XIII-XV вв., когда укрепления представляли собой срубную стену, вероятно разделенную на отсеки для жилья и хозяйственного использования, подобно укреплениям Подчуршинского городища".
"Крепостные сооружения исключительно дерево-земляные (прорезка произведена на Хлыновском, Слободском и Ковровском городищах, при этом на первых двух под насыпями валов зафиксированы более ранние жилые и хозяйственные срубные конструкции). Следы укреплений в виде срубных клетей выявлены также по периметру площадок крепостей (Подчуршинское, Ковровское, Никульчинское, Шабалинское городища). В XV-XVII вв. расспространяется традиция сооружать укрепления в виде клетей, забутованных глиной (Хлынов, Слободской, Котельнич, Подрелье). Обнаружение жилых и хозяйственных оборонительных клетей свидетельствует о живучести домонгольских традиций крепостного зодчества на Средней Вятке, а также о связях с Южной Русью, где аналогичные сооружения строились в XII-XIII вв. (Раппопорт П.А., 1975а), а с XIII-XIV вв. распространились на Русском Севере".
Итак, чтобы ответить на вопрос, откуда пришли на Вятку первые славяне, нужно поискать эти характерные особенности жилищ на древнерусских городищах 12-13в. Для этого воспользуемся справочником Раппопорт П.А., Древнерусские жилища, 1975г., в котором описаны жилища более 300 городищь. Жилые стены выявлены в очень немногих из них. В основном это хорошо укрепленные крепости на юго-западной границе Киевской Руси, - в Галицкой земле (верховья Днестра и Юж. Буга) и на Днепре ниже Киева:
*Ленковецкое городище (Черновцы) Во внутреннем валу окольного города и внешнем валу детинца обнаружены остатки деревянных клетей, служивших жилыми и хозяйственными помещениями,
Городище Галица (г.Кучелмин в Черновицкой области) Основу конструкции вала составлял ряд дубовых срубов не засыпанных землей, а приспособленных для жилья и хозяйственных нужд,
Городище на р. Згар (верх. Юж. Буг) На валу два ряда срубных клетей. Наружные забутованы глиной. Внутренние - жилые и хоз. помещения (4,7 на 4м),
*Колодяжин на правом берегу реки Случь (Житомирская обл.) Срубные клети (3,6 на 3,2м), вплотную примыкавшие к валу по всему периметру городища,
Райковецкое городище (Житомирская обл.) Срубные клети по всему периметру, с напольной стороны забиты грунтом,
Судовая Вишня (Львовская обл.),
Изяславль (на Киево-Галицко-Волынском пограничье),
Иван-гора на Днепре, двойной ряд дубовых городен составлял основу конструкции вала. Во внутреннем ряду жилые клети чередовались с целиком засыпанным грунтом,
Щучинка (Балыко-Щучинское городище возле г. Ржищев на Днепре) Срубные жилые клети примыкающие к основным клетям вала,
*Замковище у с. Кононча на р.Рось, приток Днепра. Срубные полуземлянки (2,5 на 3,5м), располагались двумя рядами вдоль рва, в 2 из 7 жилищ печи стоят у сер. стены,
Воинская Гребля (г.Воинь на Днепре в устье Сулы) Срубные жилые клети на валу, внешний ряд клетей забит грунтом.,
Коростень (Житомирская обл.) Основу конструкции валов составлял ряд деревянных срубов, забитых камнями и землей, ним примыкал изнутри ряд жилых клетей,
Телиженцы в Хмельницкой обл, на мысу правого берега реки Иквы (пр. Ю. Буга), в валу ряд деревянных клетей жилого и хоз. назначения, на площадке городища жилища-полуземлянки и хозяйственные постройки,
Матвеевка в Полтавской обл., внутри вала срубная конструкция из 2-х рядов клетей, внешний ряд забит землей, внутренние клети - пустые,
Головно в Волынской области, основу вала составляли два ряда клетей, внешний был забит землей, а внутренний приспособлен для жилья и хоз. нужд,
Городное в Харьковской обл., основу вала составляла деревянная конструкция из клетей,
Каменное в Сумской обл., городище, на правом берегу реки Псел, основу конструкции вала составлял ряд деревянных клетей,
Миклашевский, Полтавская обл., основу вала составляли три ряда дубовых срубов, 2 внутренних ряда не заполнялись грунтом и использовались под жилища и хоз. нужды,
Процев в Киевской обл., в валу деревянные конструкции, жилые и забитые землей клети,
Ржищев, город в Киевской области на Днепре, двойной ряд дубовых городен составлял основу конструкции вала, во внутреннем ряду жилые клети чередовались с засыпанными грунтом,
Ходоров в Киевской области на Днепре, основу вала составляли два ряда деревянных клетей, во внутреннем ряду жилые помещения чередовались с целиком засыпанным грунтом,
Гринчук в Хмельницкой обл., на мысу высокого левого берега реки Днестр, основу конструкции вала составлял ряд деревянных клетей, приспособленных для жилья,
Старая Ушица в Хмельницкой обл. на р. Днестр, основу вала составляли два ряда деревянных клетей, один из них был забит землей, а второй (внутренний) - пустой, пригодный для жилья и хозяйственных нужд.
Мерешевка (р-н Окница, Молдова) в урочище Четэцуе на высоком мысовидном холме вдоль правого берега Днестра, наличие жилищно-хозяйственных клетей с тыльной стороны оборонительного вала позволяет интерпретировать данное городище в качестве самой южной сторожевой крепости Галицкой Руси,
*Слободка (замок русского феодала на Оке в земле вятичей) Жилища с досчатыми полами, наземные, полуземлянки и привальные срубные клети 4 на 2,5м.
Звёздочкой (*) отмечены городища, внутри которых есть полуземлянки с печами у середины стены. Такая особенность встречается также на городищах: Осовик в Брянской области; Спас на Оке; Каневское на Днепре, Городск в Житомирской обл.
В середине 12 века земля Вятичей на Оке была окончательно покорена русскими князьями и поделена между ними. Здесь они строили свои крепости, усадьбы, селили бояр и наместников. Одной из таких укрепленных усадеб было городище вблизи деревни Большая Слободка на мысу реки Навли. Город (предположительно, это был летописный Болдыж) состоял из детинца (крепости округлой формы диаметром 80 метров), окольного огражденного города в виде подковы за валом и рвом детинца, и не укрепленного посада. Данное поселение было сожжено в год нашествия Батыя. В центре крепости усадьба феодала с высоким теремом и башней-донжоном. По размерам и устройству данное городище близко к Подчуршинскому на Вятке.
Итак, подобные Вятским особенности жилищ (полуземлянки с печами у сер. стены, срубные жилые клети внутри вала) были характерны исключительно для крепостей Южной Руси с профессиональным военным гарнизоном (находки на Оке в земле вятичей будут объяснены ниже). Такая конструкция жилищ отвечает требованиям жизни мужчин-воинов. Если в семейном жилище печь-очаг обычно ставили в угол (больше свободного места) и служит она не только для обогрева, но и для приготовления пищи, то у воинов еду готовили в общих котлах на улице. Поэтому печь удобно расположить у стены и устроить над ней невысокие полати - лежанку для отдыха. Такая конструкция известна у казаков в 16-18в. Полуземлянки в сравнении с наземными домами более просты, требуют меньше стройматериалов и дров, и, что самое важное, менее пожароопасны. Попытаемся прояснить обстоятельства появления на Вятке южнорусских воинов. Но сначала обсудим одно важное обстоятельство.
Основным индикатором той или иной археологической культуры является керамика - черепки, обломки глиняной посуды. Есть характерная (по форме и технологии изготовления) керамика и у славянских народов. Так вот, значительная часть Вятской керамики 13-15в. славянского вида имеет важную особенность: анализ глины показал, что она была замешана по методу Прикамских народов. В ней имеются добавки не свойственные славянским гончарам (толченая раковина, шамот и др.). Так как гончарным ремеслом в ту пору занимались женщины, то было сделано предположение, что женами некоторой части вятских славяно-русов были местные женщины. Керамика эта получила название 'славяноидная'.
Вроде бы всё ясно и понятно, но создалась парадоксальная и даже скандальная ситуация. Дело в том, что подобная керамика обнаружена также на городищах Камской части Волжской Булгарии и горной Мари-Эл. Если с первыми можно найти какое-то объяснение (в городах Булгарии могли жить русские мастеровые и пленные), то появление таковой на пограничных городищах горных черемис требует осмысления. Некоторые марийские историки причисляют славяноидную керамику к марийской, по их мнению, в Вятских городках 12-15в. жили черемисы-марийцы.
Карта распределения славяноидной керамики. Из нее просматриваются 4 региона: два на Вятке - Никулицкий (от 6,7 до 25%) и Моломский (от 30 до 43%), Горномарийский (20-40%) и в отдельных городах Волжской Булгарии (от 0,1 до 20%).
Для объяснения перечисленных фактов мною была выдвинута гипотеза о том, что славяноидную керамику можно связать с прибытием в Прикамье бродников, профессиональных воинов-наемников, живших в домонгольский период в пограничье Киевской Руси с половцами (низовья Дуная, Прута, Днепра и Дона). Точных сведений о них нет, за недостатком сообщений и археологических находок многое остается предположительным (места обитания, этническое происхождение и судьба). Ясно следующее: бродники вели достаточно самостоятельную жизнь, под водительством князей-изгоев участвовали в крупных сражениях и княжеских разборках, отстаивали свои интересы. Были они христианами, но часто союзничали с половцами, а позже с монголо-татарами. В сер. 13в. сообщения о них пропадают.