"После смерти Алмыша новый кан "Газан стал раздавать земли сербийских (проточувашских) и арских (протоудмуртских) кара-чирмышей (низшая категория населения) своим джурам (рыцарям) в наследственное владение. Этих игенчеев (крестьян) стали называть курмышами, а их господ, в память о Газане - казанчиями (видна связь имени казанчии с Казанью и ее округой) или уланами. Когда запросы уланов возросли, кан стал раздавать им кара-чирмышские и чирмышские аулы Эчке Булгара (Внутренний Булгар,округа Биляра) или Буляр Йорты, население которых оставалось еще в язычестве".
"930 год, как пишет Мохаммед-Гали, был голодным, и к зиме положение народа стало совсем нестерпимым. Повсюду рыскали сборщики налогов кана и забирали у народа последние припасы. Чирмыши же совершенно истомились на нескончаемом строительстве Буляра, и даже всегда сдержанный Бырак дошел до последней степени отчаяния и воскликнул: "О, Тангра! Если покараешь мучителя-кана, то покажешь мне, что исламская вера - истинная, и я приму ее!" Кто-то донес об этом, и бий вместе с сыном, опасаясь казни, бежал на Горную сторону (западный берег Волги). Здесь они услышали весть о выступлении против кана сына Мардана Хадаша или Хаддада и немедленно поддержали его истреблением билемчеев (сборщиков налогов) в своей округе...
Мардан был сыном Джилки (кан Габдулла, - его мать печенежская бика, - правил 855-882) и мурдаски, а матерью (его сына) Хаддада была буртасская бика Леклек, поэтому он пользовался любовью и доверием как наших буртасских булгар, так и ульчийских мурдасов, которых называли батышцами (вятичами). А это слово получилось от сабанского слова, означавшего "запад", ибо после своего бегства из Буляра мурдасы поселились западнее сабанов".
Мурдасы и буртасы - сакланы-славяне, первоначально они жили на средней Волге и на Дону. В 8 веке мурдасы перебрались на верхнюю Оку. По ДТ буртасы потеряли свои семьи (их увели соседние мурдасы, - беглые именьковцы), их новыми женами стали кипчачки, отчего язык потомков буртасов стал отчасти тюркским. Центр - город Ар-буга, а после вхождения в Булгарское царство - новый город Банджа. В ДТ сказано, что "ширские буртасы отлично знали свою родственность с марданскими булгарами буртасского происхождения и вполне ладили также с балынскими и русскими своими родственниками - мурдасскими ульчийцами и анчийцами".
Слово "батыш" имело сабанское, то есть, печенежское (баджанакское) происхождение, смысл направления оно могло получить уже по факту проживания на западе от сабанов (булгар).
"Хаддад был очень гордым, и когда после смерти Мардана беллакские бии предложили ему возглавить их (удельная область Мардан-Беллак в Поволжье), то отказался и сказал: "Если я и займу какой-либо трон - то только канский". Осень 930 года, когда возмущение народа правлением Газана достигло предела, он счел удобным моментом для захвата трона и двинулся из своей станции Кубар или Хорысдан на Болгар. Однако переправиться через Идель у Арбуги ему не удалось из-за действий флота Хума, и он отступил в Буртас. Зимой уже Газан двинулся на него, но Хаддад со своими ближайшими джурами (рыцарями) ушел к батышцам. Те, пораженные великолепием одежд и оружия эмира и его воинов, избрали Хаддада своим беком (воеводой). В память о своем бегстве Хаддад назвал себя Качкыном, и его род стали называть Качкынами или Хаддад. Свою столицу, построенную по образцу буртасских городов, он назвал именем своего последнего булгарского пристанища - мензеля Хорысдан".
Первый Хорысдан можно отождествить с городом (ис)Коростень (современный Путивль на Украине). Коростень впервые упомянут в 914 году как столица славянского племени древлян, но по ДТ это булгарская военная ставка, а события вокруг этого города описанные в ПВЛ имеют иную трактовку.* Со столицей вятичей сложнее, историки до сих пор не пришли к единому мнению, но по некоторым приметам это мог быть город упомянутый в "Поучении Монамаха": "А в Вятиче ходихом по две зиме, на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну ходихе а ю (в первую) зиму. И паки (опять) по Изяславичихе и за Микулинъ и не постигохом их." - Около 1088 года Киевский князь Владимир Монамах ходил (неоднократно) на взбунтовавшегося вятичского правителя Ходоту, в первую зиму на его главную крепость, а затем преследовал войско. Обычно этот город в земле вятичей расшифровывают как "Коръдень" или "Коръдно", но если учесть сообщение ДТ, то название столицы правителя вятичей князя из рода Ходоты-Хаддада было аналогично украинскому Коростень (Хорысдан). Этот летописный город неотождествлён пока с каким-либо известным Вятичским городищем. Этимология названия Коростень непонятна, зато смысл станция Хорысдан более прозрачен: - это стоянка (лагерь) некого "Хоры". По словам комментатора ДТ, городок Хорысдан (до потери Киева) был "летней ставкой кана". По-булгарски город звали "Батавыл" (Путивль), - княжеская ставка. То есть, Коростень-Хорысдан - слово не булгарского происхождения. Так как это название легко переносилось с места на место вместе с дружиной князя Хаддада, то более вероятно, что оно не связано с каким-то конкретным именем, а означает что-то иное. Древнеиндоевропейское sthanam - "место, место пребывания", др.-перс. stana - "стойка, место, стойло". На Руси в 11-17 вв. "стан" - название военного лагеря, который обычно разбивался на возвышенном месте и укреплялся повозками, тыном, реже рвом и земляным валом (БСЭ). Если принять во внимание, что в древнегерманских языках словом "хари" называли войско (в древнескандинавском herr - войско, народ), то название - Харистан - означает "Место пребывания войска" или "Военный городок" (князя и его дружины), - то же, что по-булгарски "батавыл". То есть, Хорысдан - это не собственное имя города, а обозначение военного лагеря. Отсюда множественность такого наименования.
Карта распространения вятических курганов с трупосожжениями. а - группа курганов с трупосожжениями первого типа; б - могильники с курганами, содержащими деревянные камеры; в - граница вятического ареала (по курганам с трупоположениями XI-XIV вв.)
О местоположении главной военной крепости вятичей в 10-11 веках можно сказать следующее. Основная опасность в это время была со стороны Киевских и Черниговских князей, а следовательно, пограничный военный городок должен был находиться на пути от Киева на северо-восток к земле Вятичей. При этом первую часть этого пути войско Киевских князей наверняка совершало в судах вверх по Десне и одному из её восточных притоков. Город Карачев (районный центр в Брянской обл.) расположен на правом (северном) берегу р. Снежеть (притока Десны). Известно, что через Карачев шли основные пути набегов на вятичей Киевских и Черниговских князей, именно здесь на крайнем юго-западе Вятической земли мог располагаться Харистан. Древнее крупное городище вятичей (площадью 6 га, в плане округлый квадрат) расположено в центре современного города, на возвышенном берегу реки Снежеть (10 м). Этот город имел два въезда: с юга со стороны реки, и с востока (мост через ров-овраг). Река Снежеть возле Карачева имеет ширину 12 м и глубину 1 м, а чуть выше - превращается в ручей непригодный для всякого судоходства. Далее к востоку через километровый водораздел начинается бассейн реки Оки, по притокам которой можно было сплавиться к важным городам вятичей (в частности, Хотимль и Козельск). Обратим внимание на близость звучания Карач с названиями Харисдан, Кордно. Гарачцы, как пришельцы со стороны мери в Приказанье и на Вятку, упоминаются в ДТ (см. ниже.)
Ранние города вятического ареала: 1 - город, упоминаемый летописью в конце XI в.; 2 - города, упоминаемые летописью в середине XII в. (от 1146 до 1155 г); 3 - города, названные впервые в летописи в 1177-1186 гг.; 4 - могильники, содержащие курганы с трупосожжениями (Седов В. В.).
Попробуем сопоставить землю древних вятичей с легендарной третьей Русью - Арсания-Вантит - в описании арабов (две другие - Куяба-Киев и Славия-Новгород обычно не вызывают вопросов).
На тот период низовья Оки (будущее Рязанское княжество) заселяла мурома (народ неясного происхождения, но близкий финно-уграм) с центром власти в городе Муром, известному скандинавам.
Посмотрим на карты кладов дирхемов:
Русы меняли металлы и производимые в торгово-ремесленных поселениях украшения на меха у жителей бассейна верхней Волги, передвигаясь вдоль известного еще со времен готов "Мехового пути" из Балтики в Прикамье. Впрочем, в самом Прикамье Сасанидское серебро в виде посуды поступало уже с 5 века прямым путем через Ср. Азию, как считается, при посредстве обосновавшихся здесь угров. Собранные меха русы продавали за серебряные дирхемы хазарам и европейским купцам через порты в низовьях Дона (Крыма), а также непосредственно восточным купцам прибывавшим к устью Камы. Там же продавались пленные славяне от набегов на селения по Днепру и его притокам. Значительная часть денег русов попадала на рынки Балтики, где в городках викингов они, видимо, проводили время. Часть прятали в виде кладов с целью сохранения на будущее. Поэтому клады маркируют пути частого передвижения торговых русов. Помимо конечных пунктов Балтийского побережья и верховий Волги часть монет оставалась на верхней Оке и соседних левобережных притоках Днепра, землях расселения вятичей и северян. Эти славяне платили хазарам дань монетами, сбором занимались кара-булгары и русы-наемники. В начальный период центром Волжских русов было Сарское городище с соседним Тимирево, а позже Суздаль и Муром. Основной путь к южным портам шел по Оке и Дону или Северскому Донцу (поэтому жившие тут булгаро-хазары СМК выстроили вдоль берегов рек вереницу крепостей). Заметим, что арабское серебро для русов шло к побережью Черного моря через Дербент и Сев. Кавказ, минуя дельту Волги (столицу Хазарии) с ее налогообложением. Находок серебра здесь очень мало - русы редко бывали проездом, а сами хазары кладов не оставили. Основное поступление арабского серебра всегда шло через устье Камы (порт русов в описании Фадлана, куда прибывали караваны с юго-востока, с этим фактом связано появление Волжской Булгарии).
Во второй период мы видим снижение роли Сарского анклава Волжских русов и упрочение Волховского, с одновременным сохранением пути по Оке и Дону к портам Хазарии и появления пути по Зап. Двине (очевидно, в обход конкурентов в Ладоге). На среднем Днепре кладов почти нет (вероятно, это связано с погромом Волынцевской АК), зато явно процветает земля Окских Вятичей и Прикамье.
В третий период происходит расширение присутствия Ладожских русов на Днепре (становление Киевской Руси) с дальнейшим появлением пути "из варяг в греки" (путь этот неудобен из-за порогов) и вероятное перебазирование Волжских русов в растущую Волжскую Булгарию (серебро сюда поступало независимо от хазар сухим путем через Ср. Азию). Пути по Зап. Двине и Оке слабеют (погром Супрутского городка на переходе из Оки в Дон, войны Киевских князей с вятичами), осваивается путь на север по Каме и Печоре (а также Вятке, Сев. Двине и Вычегде) для выхода к берегам Северного океана ради торговли с Нурманом (крайний север Норвегии). Хазары препятствовали русам напрямую торговать с арабами (так же делали позже булгары), но с упадком Хазарии и заполнения степей по обе стороны от Волги кочевниками поступление дирхемов снижается. В поисках серебра Русы проводят торгово-грабительские походы на Каспий, но без больших успехов. Северная экспедиционная торговля Волжских (булгарских) русов была трудна, но она давала меха, "рыбью" кость и западноевропейские мечи и олово. Днепровский путь на Черное море так же был труден и нерегулярен, на рынки Крыма и Византии русы поставляли в основном славян-рабов (до их крещения). В 11 веке международная южная торговля русов окончательно пресекается. Сохраняется торговля с Балтикой через Ладогу и Новгород. Так в двух словах можно описать экономику того времени.
А эта карта наглядно показывает расселение ранних русов (скандов): Тимиревские русы контролировали Волжский путь в 9-10 веках, Ладожские русы контролировали основной вход с Балтики в Вост. Европу (Гардарику), Гнездовские русы перехватили путь с Волги и Оки в Зап. Двину (а также с Ладоги на Днепр (позже эту роль выполняло Полоцкое княжество. Волжским русам для связей со Скандинавией пришлось осваивать далекий обходной путь через север, при этом, стало естественным их перебазирование в Прикамье и Булгар, а также, на Оку к вятичам или, по крайней мере, в ее низовья. При этом надо отметить, что эти русы не оставили значительное число скандинавских артефактов. То есть, они были другого этнического происхождения или оно стерлось со сменой поколений. Следующая карта иллюстрирует сказанное.
А.С. Щавелев, А.А. Фетисов
К ИСТОРИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ IX В.
VIII-IX вв. были не столько временем становления будущей Руси
X-XI вв., а, напротив, это был финал предшествующего этапа этнокультурной истории Восточной Европы. Это был период,
когда происходила кристаллизация разных местных 'центров'
военно-политической силы и международной 'дальней' торговли. Наш анализ показал полный экономический и политический вакуум в Среднем Поднепровье, полное отсутствие признаков политического и торгового центра у Киева до конца IX в. Нам также удалось найти дополнительные аргументы в пользу
раннего, в IX в., функционирования широтного пути из 'хазар в
немцы'. А также подтвердить идею, что в IX в. еще
не существовал путь 'из варяг в греки' как единая торговая магистраль дальней торговли, использовались только его отдельные
отрезки, только к середине X в. сложившиеся в единый меридиональный путь. В VIII-IX в. происходили
только первые предварительные попытки поиска путей проникновения в Восточную Европу, а в X в. в Восточную Европу
шел уже мощный поток выходцев с севера, использующих уже
налаженные магистрали транзитной торговли с сетью портов-эмпориев и других городских центров.
Находки кузнечных изделий, сделанных в технологии 'трехслойного пакета' известны в Салтовской и
Волынцевской культурах (Е.Х. - также на нижней Каме), они могут быть достоверным
маркером контактов со скандинавами только на севере. Скандинавы, как
и другие выходцы из циркумбалтийского ареала, не могли быть
единственными участниками взаимосвязанных процессов международной торговли и потестарно-политического развития региона (Е.Х. - то есть, торговые русы могли быть иного этнического происхождения). Присутствие скандинавов до
середины IX в. фиксируется только в Ладоге и Рюриковом городище, количество их было крайне мало. Часть скандинавов 'первой волны'
происходила с Аландских островов и с озера Меларен в Швеции. Следующая волна
пришельцев с севера (конец IX в.) была менее космополитична в культурном отношении, менее толерантна к местному населению и более военизирована.
Нами выделено 22 географических пункта, в которых обнаружены скандинавские комплексы и артефакты 9 века.
1. Ладога Археологические комплексы, отражающие проживание выходцев из Скандинавии. Домостроительство, культ,
погребальный обряд, ремесло, женская
субкультура, оружие.
Ладога и Рюриково городище были, с одной стороны, 'воротами в северные моря', а, с другой, продолжали цепочку поселений скандинавов IX в. на южном побережье Балтийского
моря (Волин, Колобжег, Пуцк, Гданьск, Трусо, Кауп, Гробиня,
Павикен, Даугмале). На других территориях Восточной Европы стационарных поселений скандинавских групп до конца IX в. нет. Присутствие скандинавов также фиксируется в четырех пунктах: на Изборском, Витебском, Сарском и Супрутском городищах. Во всех
четырех случаях, скорее всего, мы наблюдаем концентрацию
предметов, связанную с присутствием выходцев из Скандинавии
в протогородском центре, связанном с маршрутами транзитной
торговли. В Южной Руси выявлено всего несколько случайных находок
скандинавского происхождения, которые предположительно могут быть отнесены к 9 в. Можно предполагать, что носители этих скандинавских вещей или сами вещи
через торговых посредников спускались с
верховьев Днепра до среднего течения (район славянских центров
Киева, Пересечена и Коростеня) и сворачивали на запад по сухопутному пути в Моравию.
Совпадение ареалов обнаружения денежно-вещевых кладов
и скандинавских артефактов IX в. Ладога (Старая Ладога, 787 г.; Старая Ладога, 789 г.; Старая
Ладога, 808 г.; Старая Ладога, 847 г.; Княщино, 808 г.)
Карта распространения скандинавских комплексов и артефактов показывает, что до конца IX в. скандинавы жили в Восточной
Европе только в Ладоге и на Рюриковом городище. Еще на четырех городищах можно предполагать присутствие скандинавов с
высокой степенью вероятности (Изборск, Витебск, Супрутское и
Сарское). Это крайние точки, которые
достигались единичными торговыми агентами, ремесленниками
или наемниками северного происхождения.
Судя по совпадениям мест находок скандинавских предметов и кладов IX в.,
скандинавами использовались торговые пути: 'верхний отрезок'
пути из варяг в греки, путь по Западной Двине98 и, возможно,
еще спуск по Днепру и затем западный отрезок пути из 'хазар
в немцы', но нигде не
пересекали границы зоны влияния Хазарского каганата. Исключение составляет городище Супруты - полиэтничный, пограничный и максимально отдаленный от основных центров Хазарии контрольный пункт. Прорыв выходцев с севера в Среднее Поднепровье конца IX в.
затронул только самые северо-западные окраины зоны влияния
Хазарии.
Набирающая популярность идея о связи находок стрел 'гнездовского типа' (? 41 по классификации А.Ф. Медведева) на разрушенных в IX в. городищах юга Восточной Европы (Битица и Новотроицкое) с воинской традицией именно скандинавов ('руси')
неубедительна. Эти
формы наконечников стрел хорошо известны в традиции Салтовской культуры, но по сравнению с 'классическими' стрелами 'гнездовского типа' они имеют более длинный черешок.
А.В. Крыганов выделяет их в отдельный тип (группа II тип 44).
Такие наконечники стрел в VIII-X вв. широко распространены
у кочевников Поволжья. Семнадцать экземпляров наконечников стрел типа ? 41 есть в материалах конца VIII-Х вв. в Подонье (Правобережное Цимлянское городище), Поволжье (Большие
Тарханы, Тетюши, Танкеевка), а главное, на Южном Урале, где
скандинавов быть не могло в принципе. Найденный на Новотроицком городище наконечник стрелы с 'ланцетовидным' пером не
относится к типам скандинавских ланцетовидных стрел (типы 62,
63, 75, 77) и имеет очень широкое географическое бытование.
Таким образом, найденные на Битицком и Новотроицком городищах предметы вооружения, приписываемые скандинавам ('руси'),
таковыми, судя по всему, не являются. В лучшем случае, в этих войнах участвовали скандинавские наемники. Возможность появления здесь
самостоятельных воинских контингентов 'выходцев с севера' со
своими собственными политическими целями надо доказывать специально.
Письменные источники 9 века не дают оснований
для локализации руси где-либо в конкретном месте на
карте Европы. Мы знаем, только те места, где русь 'появлялась':
Севилья, Ингельхайм, Баварская Восточная марка, Константинополь, Амастрида (?), Таматарха, Поволжье, Южный берег Каспия и Багдад. Еще
более безуспешны попытки понять, где находился 'остров русов'. Арабское слово 'джазира' может иметь также значения 'полуостров', 'междуречье', 'дельта реки' и др., поэтому речь может идти, например, о 'междуречье русов'. 'Остров русов' - не столько реальный географический объект,
сколько 'собирательный образ' имажинарной географии. Вполне
достоверно известно, что русь появлялась в Византии 'с севера' (она названа
'грозой гиперборейской'), пройдя много 'земель и племенных владений', а
также 'судоходные реки и моря без пристаней'.
Е.Х. - области древне-русского расселения: Скандинавское Приладожье, Скандо-финское верхневолжье, Полоцкое княжение, Днепровско-русский (кара-булгарский) каганат и Вятичский регион на Оке.
"В 964 году Святослав-Барыс сговорился с булгарами и русами о нападении на Хазарию**. "На обратном пути Барыс выбил сына Хаддада Алыпа из Кана. В ответ тот прислал ему письмо, в котором сообщил: Батышцев считают народом, образовавшимся вследствие смешения ульчийцев и мурдасов (славян и именьковцев). На самом деле батышцы являются потомками мурдасов и садумского племени Худ, некогда владевшим Русью. Поэтому он, Алып, имеет больше прав быть улубием Руси, чем Барыс, и постарается при случае их осуществить".
Род Хаддада по мужской линии происходил от булгарского кана Габдуллы-Джилки, что, вроде бы, противоречит его словам о том, что батышцы являются потомками мурдасов и садумского племени худ. Но в его военно-рыцарском окружении, с которым он пришел на Оку в 930 г., видимо, были датчане, ранее служившие при Киевском хазарском наместнике Худе и его жене Ульджай (Ольга или Хельга получила в приданое 4000 воинов, этим в большой степени определялась ее ценность как невесты и вдовы). Породнившись с мурдасами, их потомки стали военным сословием вятичей-батышей. В русских летописях утверждается, что вятичи произошли от ляхов, что в данном контексте означает от западных балтийских славян. Не исключено, что среди вятичей могли быть артанцы с Рюгена. Варяги вытеснили их в конце 9в. из Приладожья на Оку, здесь они для противостояния Киеву через несколько десятилетий приняли отряд Хаддада, разместившийся на западной границе Вятичской земли. Лёгкость этого объединения можно объяснить тем, что предки тех и других проживали в тесном соседстве (имеется в виду Дания и Рюген). Можно предположить, что в 12 в. после ликвидации независимости этого образования, потомки Хаддада обосновались на Вятке. Этому можно найти несколько подтверждений, рассмотренных ниже***.
Становиться понятным возвышении Вятичской земли в 10 веке и её борьба с Киевом. Военное сословие вятичей по происхождению было скандинавского (датского) племени Худ, а правящая династия - из булгарского рода Дуло: "А сам Хаддад Качкын и его потомки были опасны для правителей Булгара и Руси, как принцы дома Дуло и, значит, претенденты на оба трона, поэтому и те, и другие не жалели усилий для искоренения этой булгарской династии".
"Долгое время труднодоступность Батыша спасала дом Качкынов. Однако в 964 году Барыс отнял у них Кан (Муром), а в 1088 году канские батышцы отняли у Батыша и Кисанскую (Рязанскую) область. Наконец, в 1112 году Булымер-Карак (Владимир Разбойник, Владимир Мономах) штурмом взял Хорысдан в отместку за приют, данный Качкынами куманам Шарыхана, и оставил последнему потомку Мардана Хаддад-Шамгуну лишь небольшую часть Кортджака (междуречье нижней Оки и верхней Волги). Еще раньше, в 1088 году, в этой округе Ахад Мосха поставил с разрешения Батыш-Шамгуна крепость Мосха (Москва-Кучков)".
Из нашей летописи известно, что в 982 году князь Владимир переселил "лучших мужей" из кривичей, вятичей, новгородцев и чуди в строящиеся города на южной границе княжества, по р.Стугне и Суле. В 1097 на съезде русских князей в Любече территория вятичей была утверждена за сыновьями Святослава Ярославича, как часть Черниговского княжества. Под 1146 годом названы два вятичских города Козельск (сюда бежал Святослав Ольгович) и Дедославль (здесь собрались вятичи, решившие воевать со Святославом).
В конце 11 века вятичи потеряли верховья Оки, территория независимого княжества уменьшалась и смещалась на северо-восток. Крупным городом вятичей в этот период являлось недавно раскопанное городище на реке Москве (выше Столицы), существовавшее до середины 12 века. Этот район заселялся вятичами отступающими от киевских князей (многие городки южнее были сожжены в конце 10 века). В культурном слое поселения было найдено множество славянских, финских, балтских украшений XI-ХII веков, скандинавские фибула и тордированная гривна, а также серебряный саксонский денарий.
Пограничными крепостями в последний период существования Вятичского государства могли быть Козельск и Калуга. Детинец Козельска представлял собой крепость (овал, около 5 га) почти со всех сторон окружённую откосами речных берегов; лишь с севера имелся проход на посад, в этом промежутке шириной около 30 м и происходило основное сражение горожан с монголо-татарским воинством зимой 1238 года.
Рядом с современной Калугой есть три древних городища, одно из них, - у д. Ждамирово, - небольшое, на возвышении, хорошо укреплённое. Возможно это был родовой замок. Третье городище - заречный укреплённый пасад на холме. Подобное сочетание городов и замков характерное для вятической земли (оно существовало в основном после присоединения к Киевской Руси) говорит о сложных отношениях населения с властью.
Вот что пишет исследователь Трусов С. В. на основании булгарской хроники:
"В 930 году на землях вятичей возникло государство, во главе которого встала династия Кучковичей (ветвь булгарской династии Мардуан-Дуло). Все время своего существования это государство вело борьбу с русскими княжествами, отрывающими от него все новые и новые территории. В конце 11 века князь вятичей Хаддад (в русских источниках Ходота) укрыл на своей территории беглого хана Волжской Булгарии Ахада. Ахад на выделенной ему земле в 1088 году построил Москву. В 1112 году Владимир Мономах сжег столицу вятичей город Кордень за то, что там укрывался половецкий хан Шарукан. Москва стала столицей Кучковичей. В ней выросли последние князья государства вятичей и сын Ахада Колын. Колын, оказавшийся в дальнейшем в Волжской Булгарии..."
Вполне вероятно, что этот Колын привел с собой вятичей с Оки и именно от них появилось новое славяно-русское название река Вятка. Колын наверняка был заметно обрусевшим человеком. Да, и само его имя Колын, скорее, приобретенное в связи с построением нового городка Колына, названного так по древнему городу Гелон, бывшему когда-то в устье Вятки.
(Кстати, во внутривальных укреплениях Слободского городища найдены характерные для ранней Москвы крюковые конструкции, а это подтверждает прибытие к нам вятичей).
Итак, с 930г. до середины 12в. существовала независимая Вятичская земля. Окрестности Москвы были последним уделом потомков Хаддада в этом регионе. Видимо, решающие столкновения произошли в 40-е годы 12 века, вятичи потерпели поражение, их государство окончательно раздробилось и стало добычей соседей - потомков киевских князей ранее осевших в Чернигове, Рязани и Владимире. После этого их правители с остатками дружин разбрелись по сторонам, некоторые перебрались в Булгарию, где, если верить ДТ, занимались резьбой по камню и торговлей в далёкой Сибири.
"Потом сын Хаддад-Шамгуна Кучак (Кучко Степан Иванович?) надумал бежать в Булгар... и также получил прозвище Качкын. У Кучака были сыновья Яхам и Аслан от сакланской бики и дочь Банат (Улита Степановна Кучко) от батышки. На ней женился балынский бек Хан-Тюряй (Андрей Боголюбский) и имел от нее сына Кинзяслапа (Изяслав).**** Яхам (Яким или Иоаким Степанович Кучко) остался на службе в Балыне, а Аслан отъехал в Булгар, к дяде - сакланскому бию Батыру. Здесь он организовал хозяйство, занимавшееся добычей и обработкой камня. Сам Аслан на камне - как по дереву - вырезал надписи, узоры, растения, зверей и людей, изготовлял балбалы, и были они словно живые. Когда от ран, полученных в Болгаре во время войны 1164 года, умер старший сын бека Хан-Тюряя Кинзяслап, то Хан-Тюряй умолил Аслана приехать и украсить каменной резьбой поминальный храм Киизяслапа возле Балына. Аслан насилу согласился, и то только потому, что Кинзяслап был его племянником... Потом он ездил и в Булымер - украшать каменной резьбой главный городской храм. А его сын Яхам, названный так в честь дяди Яхама, украшал храм в балынском городке Джурги и в... А сын его Абархам, бывший членом ордена "Эль-Хум" и дававший на содержание этого братства большие средства, был убит уланами возле булярской церкви "Нишан"... Опасаясь осквернения могилы отца, сын Абархама Ас разрешил мне перенести его останки в Булымер*****, откуда когда-то ушел в Булгар Аслан...
А потомки еще двух сыновей Хаддад-Шамгуна - Ислам-Батыша и Байтугана - жили в Булгаре. Они переселились в Булгар, не выдержав унижений, и занимались здесь торговлей в северных землях Державы. Батыш вначале торговал к востоку от Бийсу, на реке Шегор. А вначале эту реку называли Урсу. Но вот когда он собрался туда, другие купцы - шимальчийцы или чулманцы (камские) - стали насмешливыми улыбками выражать сомнение в успехе его предприятия. Тогда обиженный Батыш поспорил с ними и пообещал им в укор провезти на Урсу не только себя, но и живую корову. А корову он называл по-хонски - шегор. Ислам вообще любил включать в свою речь хонские слова, показывая свою образованность, чем умилял мулл, нарочно, для отделения себя от простолюдинов, зубривших в медресе непонятные уже народу хонские слова. А этот обычай бурджанских мулл одобрил сеид Бакир, всю жизнь сохранявший чванство персидских вельмож. Это дело пытался пресечь кан Ялкау, выселивший из Болгара всех говоривших "по-бурджански" мулл, но те перебрались в Нур-Сувар и продолжали учить по-старому. А в народе выражение "бурджан теле" стало означать "искаженная речь", и поэтому говоривших с баджанакским акцентом тамтайских или башкортских булгар булярцы называли "бурджанцами"... Но, благодаря Исламу, одно хонское слово "шегор" уцелело на Севере, ибо он все-таки довез свою корову живой до реки Урсу, и ее с той поры стали называть Шегор-су... И сын его Гусман торговал за Бий-су и получил поэтому прозвище Шегор, но затем ему стало здесь тесновато, и он, сразу же после присоединения к Державе Тубджака, отправился еще дальше. Тогда, в первую свою поездку, Шегор добрался до реки Иджим (Ишим) и назвал ее именем своего сына. А оймекская эта река получила имя знаменитого сэбэрского или моджарского хакана Иджима - отца Башкорта, по имени которого сэбэрцев стали называть башкортами. На этой реке была любимая ставка оймекских ханов, а говорят - еще и самого Иджима - Кызыл Яр. Местность здесь действительно очень живописная, я это увидел своими глазами, когда ехал к Бату в 1232 году. А проехал я тогда сюда через Дим, Агидель, через которую переправился у устья Стерле, Мияс, озеро Чубар-кюль, крепость Чилябе, где добывалось железо и куда свозилось для отправки в Банджу и Буляр все добываемое на Урале, реку Туб, которую называли также Соб, Собол и Тубыл...
Во вторую свою поездку Гусман добрался уже до Чулым-су или Чулмыша, проехав после Ишима Артыш по Сюрхотской переправе, Оймек-су или Ям, по имени которой стали зваться северные кыргызы, Байгул выше устья Чулыма. Весь этот путь наши стали называть Чулымским или Чулмыш-юлы, а также Хон-юлы и Хот-юлы. Иджим в честь него назвал своего сына Чулмышем... А там купец узнал, что от Чулыма по Байгул-су чулмышцы добираются до сэбэрского народа байгулов и отправился туда. По пути он давал названия рекам и отмечал их на бересте. После устья Чулым-су Гусман миновал устье речки, которую назвал Каты. Следующей речке он дал имя своего дяди Байтугана, следующей - название тамтайской речки Дим...".
Для иллюстрации данного текста приведу выписки из работы по исследованию городищ-каров на Оби. Их связывают с Чудью, предполагаемыми предками коми. Однако, этническое происхождение обитателей этих городков остается неясным. МИГРАЦИИ ДРЕВНИХ КОМИ. В НИЖНЕЕ ПРИОБЬЕ В. М. Морозов, С. Г. Пархимович.
"Топография данных памятников, как и большинства других нижнеобских городищ-каров, стандартна: они расположены на высоком берегу Оби, в местах впадения в нее небольших рек и ручьев. В ряде случаев в месте впадения рек образуются мысы. Естественные крутые склоны защищают городища с трех сторон. Оригинальна топография городища Карымкары: оно представляет собой высокий (до 16 м) холм-останец коренного берега, расположенный посреди небольшого сора в 400 м выше по течению от устья р. Карымкарки. Городища Шеркалы 1/1-1/3 представляют собой 3 холма, вытянутых в линию вдоль Оби и разделенных широкими логами. Площадки городищ по краям укреплялись (Шеркалы 1/1)...
Остатки построек выявлены на всех 3 городищах, но наиболее полная информация получена с городищ Перегребное 1 и Шеркалы 1/2, где раскопки велись на достаточно больших площадях: соответственно 206 и 162 м 2. В связи с тем, что площадки городищ полностью не сохранились, постройки исследованы частично. Все они были наземные срубные. Нижние венцы сруба обнаружены на городищах Шеркалы 1/1 и 1/2. Размеры построек в плане были не менее 4 х 5 (5 х 6) м. При этом внутреннее пространство их фиксировалось по хорошо сохранившимся остаткам досок пола и нижних венцов сруба (Шеркалы). Пол настилался на специальные жерди - лаги. Постройки располагались очень близко друг к другу. На Перегребном 1 зафиксированы остатки четырех срубных построек, три из которых стояли в линию, примыкая друг к другу вплотную. В каждой из построек находились остатки печей-каменок. Четвертое жилище было отделено от остальных двором, замощенным деревянным настилом шириной до 2,1 м и длиной до 7,5 м... Конструкция печей-каменок довольно сложная: они представляли собой высокую (до 45 см) песчаную платформу (подушку) подпрямоугольной формы размерами 1,2-1,5 х 2-2,7 м. Поверхность платформ была сплошь вымощена крупной галькой, на которой лежала развалившаяся часть печи в виде крупных плоских плиток камня. Платформы, видимо, представляют собой засыпку срубных опечков, поэтому они хорошо сохранили форму... На городище Шеркалы 1/2 выявлены остатки 4 жилищ, стоявших попарно в две линии. Между этими парами жилищ, стоявших вплотную друг к другу, находился широкий (около 6 м) двор с хозяйственной постройкой (вероятнее всего - хлевом)... Подобная ситуация отмечена на верхнекамском городище Шудьякар, где, по мнению В. А. Кананина, частокол подпирал бревна невысокого сруба... Материалы из этих комплексов находят аналогии в вымской и родановской культурах Приуралья и датируются XII-XIII вв.
Подобные раскопки жилища в Нижнем Приобье до сих пор не встречались. Почти идентичные остатки жилищ известны на поселениях родановской, вымской и чепецкой археологических культур в Верхнем Прикамье и Северном Приуралье. Причем сходство в деталях конструкции и размерах печей-каменок и ям-кладовых поразительное. Наиболее распространенным типом жилищ этих культур были наземные срубные постройки площадью 30-40 м 2. Деревянный пол встречен на памятниках чепецкой и вымской культур, а также в древнерусских жилищах новгородско-псковских земель XI-XIII вв., где также широко были распространены печки-каменки.
Городище Перегребное 1 функционировало, вероятно, в течение нескольких лет (мощность слоя 10-12 см). Затем внезапно оно было покинуто обитателями, на что указывают обнаруженные в жилищах спрятанные у печей-каменок подвески, серебряные перстни, большое количество железных наконечников стрел и ножей. Вскоре после того как городище прекратило существование, на нем было сделано несколько захоронений...Погребения совершены по обряду трупосожжения с полной кремацией на стороне: в засыпи ям обнаружены мелкие кальцинированные кости, человеческий зуб, угольки, несколько бусин, аналогичных другим, найденным в жилищах. Вероятно, с поминальными тризнами связана и часть остеологического материала. Аналогичные погребения известны по материалам раскопок вымских и, в меньшей степени, северных родановских могильников.
Более долговременным было городище Шеркалы 1/2. Отсутствие следов перестройки и довольно мощный верхний культурный слой (до 60 см), обильно насыщенный вещевым материалом, дают возможность предположить, что оно существовало несколько десятков лет. Поселение погибло от пожара: об этом свидетельствуют обугленные доски пола и рухнувшая кровля. Почти сразу после гибели городища оно стало почитаться как культовое место: на слое пожарища в восточной части раскопа зафиксировано большое скопление черепов и костей скелетов жертвенных животных (медведь, лось, северный олень, лошадь).
Общие черты, характерные для керамики этих городищ: темно-серый и черный цвет поверхности, уплощенное и плоское дно, резко отогнутый венчик, орнаментация крупной короткой гребенкой, "елочные" узоры. В то же время орнамент шеркалинской керамики более нарядный и разнообразный, на ней часто встречаются оттиски розеточных штампов, налепные валики и "пуговки" (рис. 1.3). В глиняном тесте шеркалинской посуды, кроме примеси песка, шамота и дресвы, характерных для перегребненской керамики, встречена толченая раковина (3 горшка). Аналогичная посуда типична для вымских и северных родановских памятников XII-XIV
Аналогичная посуда характерна для культуры волжских булгар домонгольского периода (X-начало XIII в.) Булгарская импортная керамика красного цвета подобных форм и ручки с елочным орнаментом довольно часто встречаются на родановских памятниках, реже - на вымских. В западной Сибири ручки с елочным гребенчатым орнаментом найдены в низовьях Иртыша на городище Рачево 1 (металлургическая площадка), датированном XII в... Четыре керамических светильника-жировика с толстым слоем нагара и носиками для слива (рис. 1.6 и рис. 3.2), найденные на городище Шеркалы 1/2, имеют аналогии лишь в булгарских древностях. Фрагмент такого светильника найден на родановском городище.
На городищах найдено 157 стеклянных бусин, одна янтарная призматическая и одна сердоликовая 23-гранная. Бусы находят аналогии на древнерусских и булгарских памятниках XI-XIII вв., а также в материалах вымской и родановской культур. К этому же времени относятся и бронзовые шумящие подвески специфических вымско-родановских форм: подвеска-птичка, биякорьковые подвески, грушевидные бубенчики (рис. 2.7).
Уникальной находкой является оригинальный бронзовый пояс (сохранилось 11 звеньев), украшенный рельефными валиками и косицеобразным узором (рис. 2.3). Единственный похожий пояс найден на вымском могильнике XI-XII вв. Шойнаты II.
Интересно, что в фольклоре обских угров, кроме большеатлымского предания, сохранились представления о коми переселенцах как одном из компонентов обширного обско-угорского массива. Собиратель фольклора северных манси П. И. Шишкин считал, что манси и ханты произошли от Мось-нэ, Пор-нэ и Мис-махум. Последнее название он перевел как "коровьи люди." Мис-махум пришли на Обь с Печоры и Северной Двины. "Это были русые и рыжие, черноволосые люди с бородами, серыми, карими и черными глазами", занимавшиеся скотоводством и земледелием, а на севере - оленеводством. Они походили на Мось-нэ, но отличались от них языком. Мис-махум занимались торговлей: ходили торговать на Нижнюю Волгу, где были "царские города", и привозили на Обь шелк, шлемы, щиты и стрелы".
Примечание*. "В 944 году они овладели Итилем и поставили хаканом Узбека, беком при котором стал Кубар. Юсуф с Малом бежали в Кара-Булгар, но ловкий Кубар решил расправиться с ними с помощью Угыра Лачыни. Его послы передали Угыру (Киевский князь Игорь), что хакан не будет противодействовать захвату Угыром Кара-Булгара, если урусский улубий надумает осуществить это. А в Кара-Булгаре тогда было немало городов - Хорысдан, Хурса (Курск), Сэбэр, Харька (Харьков), Салтау, Чаллы и другие, и Угыр весьма обрадовался представившейся возможности овладеть богатым краем. Для того, чтобы спровоцировать войну с Хорысданом, он потребовал от Мала уплаты им дани. Тот согласился с этим и дал требуемое. Тогда Угыр вновь потребовал с него дань - на этот раз для своей жены Ульджай (Ольга). Мал внес и ее. Но Угыр со своим балынским войском из шамлынцев (смолян) явился к Хорысдану в третий раз и потребовал дань уже для своего сына Барыса, посаженного им в Галидже. На этот раз Мал отказал. Началась война, в которой Угыр был взят в плен. Жена Мала, бывшая раньше женой Угыра и бежавшая от него по причине происков Ульджай, велела разорвать улубия на куски и развесить их на дереве. Овдовевшая Ульджай двинулась на Хорысдан с новым балынским войском из галиджийцев, ибо анчийцы отказались воевать с булгарами. Кара-булгары раскололись: барыны решили продолжать войну с балынцами, а вот каубуйцы во главе с родом Рыштау, недовольные княжением Мала, перешли на этот раз на сторону Ульджай после ее обещания сохранить каубуйское княжение в случае признания ими верховной власти Башту (Киева). При помощи каубуйцев балынцы овладели Хорысданом и пленили Мала и Юсуфа. Когда балынцы надели на них цепи, Мал горько пожаловался Юсуфу: "Поистине, Всевышний может изменить все в один день! Еще несколько месяцев назад я готовился к занятию булгарского трона, а теперь вот потерял и кара-булгарскую кошму и нахожусь в плену у улакцев!"
Ульджай, установив в Хорысдане (который велела называть только "Батавыл") род Рыштау, вернулась с пленными беками и барынами в Башту. Юсуфа посадили в темницу, а Мала с барынами разместили во Дворе Алмыша и велели эмиру быть истопником в бане Ульджай. Когда бика вошла в баню вместе со служанкой, эмир выгнал девушку вон и овладел Ульджай, словно дикий жеребец. После этого Ульджай сделала Мала первым урусским беком и держала его вместе с его барынами возле себя и в величайшем почете. Потом наши насмешливо говорили, что эмиру с самого начала надо было сражаться с Ульджай..., а не саблей...
Вскоре к Ульджай прибыли батышские послы от сына Мардана Хаддада и предложили ей выйти замуж за их бека. Мал, почувствовав угрозу своему положению, перебил послов и уговорил Ульджай начать войну с батышцами силами ненавистных ему галиджийцев и шамлынцев (новгородцев и смолян). Галиджийцы и шамлынцы с трудом отняли у Хаддада один из его городов и отказались воевать дальше. Тогда Мал со своими барынами разбил мятежников, а сдавшихся поселил во взятом городе, названном им Улак.
Но неожиданный случай привел к падению власти Мала. Ульджай, опасаясь, что ее связь с эмиром станет известной и вызовет возмущение, велела Малу убить свидетельницу ее греха - служанку. Мал, однако, овладел девушкой и отпустил ее. Между тем она была дочерью одного ульчийского бия, которому все и рассказала. Бий поднял мятеж, требуя, чтобы Мал женился на его дочери. Ульджай решила воспользоваться этим случаем и удалить эмира из Башту, ибо ее вскоре стала тяготить его и собственная страсть, а также поведение барынов и анчийцев Мала. С одной стороны, она должна была часто прерывать даже советы бояров и приемы послов для совокупления с любовником прямо на тронном месте, с другой - барыны и анчийцы чуть ли не ежедневно затевали драки с балынцами и грабили галиджийских и шамлынских купцов. Поэтому Ульджай велела Малу стать беком той области, и он, легко разбив бия, сел на его место. Бий, однако, остался доволен, ибо Мал предпочел жениться на его дочери. На месте ставки бия эмир построил город, который назвал Хорысданом и установил обычай, по которому его барыны и анчийцы могли взять в жены любую понравившуюся им ульчийскую девушку. Тем не менее, Мал все же остался в чести. Сын Угыра Барыс женился на его дочери (Малуша), а сын Мала - эмир Диу-Барын (Добрыня) стал первым урусским бояром".
Примечание**. ДТ о событиях 964-966годов.
"Но Талиб (везир) решил на этом не останавливаться и осуществить замыслы Джафара по уничтожению хазарского правления и присоединению исконно булгарской территории к Булгару. Внезапно на этом пути возникло сильное препятствие в лице безмерно тщеславного урусского улубия - сына Угыра Лачыни Барыса (Святослав). Этот правитель собрал под свои знамена 20 тысяч садумцев и 50 тысяч балынцев, увлеченных его намерением взять и дочиста разграбить Булгар и Хазарию, и в 964 году взял с ними Джир (Ростов с округой). Наместник Джира - сын Хума Сып-Гусман бежал в Болгар. Вслед за ним в столицу прибыл и канский улугбек Саин, также изгнанный Барысом. Он сообщил, что Хаддад предложил Барысу помочь овладеть Каном, и улубий тут же взял Кан (Муром) для батышцев (отсюда видно, что был сговор о совместных действиях Вятичей и Святослава против Булгар и, наверняка, Хазар). Оба улугбека ожидали казни, но, неожиданно для них, Талиб принял провинившихся очень милостиво и велел им ехать к Барысу с предложением о совместном завоевании Хазарии в обмен на Джир, Кан и западную часть Кортджака. Барыс, услышав это от них, не поверил своим ушам и самолично прибыл в Болгар за подтверждением этого предложения. Урусы появились перед Болгаром в тот момент, когда Мохаммед пировал в Халдже. Увидев садумцев, кан в панике побежал вместе со всей своей свитой. Они перевели дух только в Нур-Суваре, а оставленные ими на огне походные котлы достались урусам, и они с удовольствием закусили с дороги. В разгар пиршества появился Талиб и договорился с Барысом о переговорах на идельском острове "Пчелиный" напротив Болгара. К этому острову с одного края, по неглубокой воде, можно было подъехать на лошади, а с другого - подплыть на корабле".
Русы обычно высаживались на ближайшем острове, где оставляли свои корабли, и далее шли пешком. "Пчелиный" остров можно отождествить с пристанью Ага-базар в 6км от города Булгара, где изначально были поселения купцов-русов. Свое название он мог получить в виду связей с русским Кортджаком - "Пчелиной провинцией": "после разгрома хазар у Сульчи Бырак вместе с Марджаном овладел городом Кан-Мурдасом (Муром), и наши стали собирать дань со всей области между Джиром (Ростов) и рекой Ака (Ока). А в этой области было очень много пчел, и ее поэтому называли Кортджак". Территория Ага-базара скрыта сейчас водами Волги. Интересно, что в конце 14в. после разрушения города Булгара этот торг был перенесен на Гостиный остров, расположенный около Казани. Святослав погромил войска булгар, поэтому они пошли на явные уступки (согласились отдать Джир и др. территории).
"Эмир сказал, что в обмен на участие Барыса в войне против Хазарии Булгар уступит Руси Джир, Кан и Западный Кортджак за ежегодную дань в размере дани с Джира. А это огромная территория, заключенная между Кара-Иделью и Саин-Иделью (Ака), кроме восточной ее части - области Локыр между рекой Локыр, впадающей в Гюль-Асму (Клязьму), Ака и Кара-Иделью, оставшейся за Булгаром. О разделе Хазарии Талиб предложил говорить уже после ее разгрома. Барыс с радостью согласился, и обещал начать войну нападением на Хин (Саркел)... Передачей Кана (Мурома) Барысу Талиб, помимо всего прочего, хотел еще поссорить чрезмерно усилившегося сына Угыра с батышцами. И это эмиру удалось.
На обратном пути Барыс выбил сына Хаддада Алыпа из Кана. В ответ тот прислал ему письмо, в котором сообщил: "Батышцев считают народом, образовавшимся вследствие смешения ульчийцев и мурдасов. На самом деле батышцы являются потомками мурдасов и садумского племени худов, некогда владевшим Русью (Киевом). Поэтому он, Алып, имеет больше прав быть улубием Руси, чем Барыс, и постарается при случае их осуществить"...
"Но неожиданно в самом Булгаре обнаружилось препятствие к войне с Хазарией в лице Мардана. Беллакские аксакалы опасались, что присоединение Хазарии к Булгару чрезмерно усилит канов и создаст угрозу вольностям Мардана. Поэтому эмир Булат поддерживал тайный союз с Хаддадом и Алыпбием, чтобы в случае чего совместно давать отпор своим неприятелям. (Вятичи и близкие им потомки буртасов, жившие в Мардан-Беллаке, имели договоренность.)
Мохаммед, напуганный Барысом, одобрил передачу ему двух илей в обмен на союз с ним. Оставалось лишь преодолеть сопротивление марданцев - и Талиб добился их согласия на войну с хазарами в обмен на обещание передачи Беллаку всей территории Хазарии, кроме Хина. Но делиться с Барысом взятым у хазар Талиб не собирался. "Хазария - не болотные кочки Кортджака, Джира и Кана. Взятие Хазарии сделает Булгар самой могучей державой, ибо поставит под нашу власть все пути из стран неверных в страны Востока. И делиться этим могуществом с кем-либо было бы настоящим безумием", - сказал Талиб (воеводе) Кукче перед войной с Хазарией.
Для того, чтобы Барыс не вырвал у Булгара хазарскую добычу, Талиб послал к тюркменам сына Мамли Масгута, и тот без труда уговорил хана Микаиля с его 12 тысячами готовых на все джигитов перейти на булгарскую службу... Зимой 965 года Микаиль с ходу атаковал Итиль и заставил Кубара (воевода хазар) перебросить к столице почти все свои силы. После этого Кукча с Даудом явились к Хину и сообщили его жителям, что им угрожает нападение балынцев и что кан Булгара с радостью приютит их у себя. Хинцы, наслышанные уже о резне урусами батышцев в Кане, без долгих размышлений двинулись со всем скарбом в Булгар и были там расселены, главным образом, в Бандже, Буляре и Яна Самаре на Кинеле. Узнав об этом, Кубар самолично бросился к Хину с целью помешать переселению, но брат Кукчи батыр Сал-Сал загородил ему дорогу и в ожесточенном сражении отбил прочь. При этом он получил несколько тяжких ран и вскоре по возвращении в Кашан скончался. Только после ухода из Хина последнего жителя, Кукча со своим курсыбаем (новое проф. войско булгар, формировалось на основе населения Кашана) покинул Хазарию и Кубар вновь смог овладеть нетронутым городом. Понимая, что Хин (Саркел) является главным препятствием на пути к Итилю, бек укрепил его сильным гарнизоном и решил отстаивать до последнего. Летом 965 года, Барыс (Святослав) атаковал Хин, проплыв к нему из Башту по Буричаю (Днепру), Сакланскому морю и Ширу. Вряд ли ему самому удалось бы взять этот сильный город (http://www.sarkel.ru/istoriya/ ), если бы румцы не помогли ему воинами и стенобитной техникой. Когда стены Хина были пробиты в двух или трех местах, садумцы и галиджийцы (варяги и новгородцы) ворвались в город и учинили там обычную для них резню. Обрадованный победой Барыс велел своим послам сказать Талибу, что завоюет Хазарию сам, и Талиб обещал не мешать ему. Кубар, узнав об этом, немедленно бросился к Хину из Итиля. Пока он пытался выбить урусов вон, Кукча с Даудом и Микаилем обратили в бегство тюркмен хазарского бека и осадили Итиль. Призыв булгарского кана к итильцам о переселении в Булгар с целью спасения себя от неизбежного балынского вторжения и здесь благоприятно был встречен большинством итильцев. Не мешкая, лучшие хозяева хазарской столицы отправились в Булгар под охраной курсыбая. Оставшиеся в Итиле (каган) Узбек и связанные с ним хазары и тюркмены не решились помешать переселению и в ужасе перед Кукчей заперлись в цитадели города. Итильцы также расселились в Бандже и Буляре, и один из баликов Буляра получил даже название Итиль...
Кубару не удалось отбить Хин. К Барысу присоединились кашэки и сакланы, и с их помощью урусы отбросили Кубара и прорвались-таки к Бехташу, по которому перевозят суда из Шира в Идель (перевоз из Дона в Волгу, возможно, канал).
Но внезапно бурджане напали на Хин и взяли его, заставив Барыса вернуться и вновь брать город. После вторичного взятия Хина он зазимовал в этом городе, где снабжался румцами из Дима-Тархана (Тмутаракань).
Летом 966 года Барыс вновь пошел из Хина на Итиль и на этот раз прорвался к хазарской столице. При его приближении немногие остававшиеся там жители бежали вместе с Узбеком и Кубаром на кораблях в Хорасан через Мэнкышлак и обосновались в конце концов в Бухаре. От них пошли так называемые бухарские яхуды, которые вскоре стали процветать на новом месте и наладили самые тесные торговые связи с булгарскими хазарами-мусульманами. Барыс нашел в Итиле только гарнизон Кубара, который легкомысленно сдался. Улубий, не найдя в городе никакой добычи, пришел в неописуемую ярость и перерезал всех пленных. Затем Барыс решил отомстить бурджанам за нападение и отправился на кораблях к Самандару с 20 тысячами человек, а 30 тысяч направил на хазарских буртасов и батышцев. Самандар был разгромлен балынцами до основания, после чего они двинулись в обратный путь пешими и при помощи сакланов и кашэков разгромили еще шесть бурджанских городов. После этого в Джураше и Кара-Саклане стали господствовать сакланы, кашэки и джурашцы. Барыс заключил с ними союз и передал им отнятые у бурджанских булгар (кумыков, карачаевцев и бурджан) города. Тогда же уцелевшие после побоища бурджанские торговцы и мастера бежали в Булгар, а оставшиеся занялись скотоводством... Без булгарского населения, занимавшегося торговлей и ремеслом, эти города пришли в полный упадок.
Сакланы, кашэки и джурашцы были очень довольны приобретениями, но когда 30-тысячное войско урусов двинулось от Бехташа к Мухтасару, заявили об ожидаемом нападении на Хазарию тюркмен и остались на месте. Мухтасар был центром Хазарской Буртасии, и все хазарские буртасы собрались здесь биться с урусами. Было их всего 10 тысяч, и они храбро встретили врага в надежде на обещанную им помощь батышцев... Однако помощь запоздала, и численный перевес балынцев решил дело в их пользу... Не оставив в Мухтасаре ни одного живого, воевода Барыса Сабан-Кул двинулся на батышцев, успевших отнять у балынцев Кан. Но Алып со своими батышцами и бежавшими к нему буртасами устроил урусам засаду у Хорысдана и перерезал почти все войско Барыса. Сабан-Кул вернулся в Башту в жалком состоянии и с всего двумя тысячами воинов. Тогда же истомившийся без дела курсыбай взял Джир, и Кукча вывел отсюда в Булгар всех хозяев. Когда Барыс стал попрекать за это послов Талиба, те сказали, что эмир вынужден был так поступить в связи с неуплатой улубием "джирской дани". Тут только Барыс вспомнил, что сгоряча, в надежде на богатый куш в Хазарии, пообещал уплачивать эту дань и пришел в ужас: платить было нечем.
В Хазарии урусам почти ничего не досталось, а бурджанская добыча пошла в уплату за румскую помощь. Но это не погасило и сотой части румского долга Барыса. Румцы, прослышав про затруднения улубия и не надеясь на возврат своих денег, решили получить от урусов хоть военную помощь и предложили Барысу дополнительные деньги в обмен на его совместное с Румом нападение на Улак-Булгар (Дунайская Болгария) и, получив от Рума необходимые деньги, тут же расплатился ими с Талибом и получил Кан опять. Улубий рассчитывал быстро покончить с Улак-Булгаром, но погряз в этой войне.
В 969 году, когда стало ясно, что Барыс проиграл все дело в Улак-Булгаре, Талиб ввел в Хазарию булгарские войска - курсыбай и тюркмен Микаиля. Занятие Хазарии прошло без препятствий, если не считать неожиданной стычки в Итиле. Виновником ее оказался неуемный Кубар, успевший приплыть из Мэнкышлака с отрядом хорезмийцев и занять Итиль. В самом начале стычки люди Кубара застрелили Микаиля, спокойно въезжавшего в город. Раздраженные этим тюркмены перерезали всех хорезмийцев, а Кубара разрубили на части".
Данная трактовка неубедительна. Заметим, что ДТ почти не освещает второй и самый ужасный погром Хазарии в 968-969г. Хазарский воевода и реальный правитель Кубар, укрывавшийся в Мангышлаке, после событий 965-66 годов вернулся в Итиль, но был убит напавшими на город булгарами и их союзниками туркменами. По арабским источникам на хазар в тот год напали русы. Отсюда, как минимум, следует, что часть войска булгар формировалась из них. Вспомним, что русы Хума бежали в 964г. из Джира в Булгарию. Однако, более вероятно, что эти русы действовали по своему усмотрению, - избавлялись от засилья в Волжской торговле хазар.
"При приближении наших сакланы без боя отступили от Идели и Шира, и за это Талиб милостиво оставил за ними южные земли Хазарии, примыкавшие к горам. Граница между Булгаром и Сакланом прошла по рекам Сал и Кум. На западе булгарская граница прошла по Ширу и Кубару, а от Кубара - к Борын-Инешу... Округ Хина, как и было ранее определено, остался под управлением вали, назначаемого из столицы, а остальная часть Хазарии от Саратау до устьев Идели, Джаика и Умбета была включена в состав Мардана под названием Саксин. Центром Саксина стал построенный по приказу Талиба город Сакчы или Саксин-Болгар, где поселились бурджанские купцы и мастера, а также некоторые итильские беглецы, согласившиеся принять ислам. Других вернувшихся итильцев поселили в самом Итиле, но переименовали его в город Кайтуба".
Интерес Святослава к Дунайской Болгарии может объясняться ее булгарским происхождением. Он воспринимал эту территорию как свою законную вотчину.
Помня о сообщениях арабов о погроме русами городов булгар и хазар, вряд ли всё было так гладко. Заметим, что нет военных действий вятичей против хазар. Разгром ими русов Святослава произошел возле Хорысдана на юго-западной границе вятичей. В ДТ остаются без объяснений описанные арабами нападения русов на хазар в 968г.
Новосельцев А. П. уверен во втором походе русов 968-969 г., но предполагает, что это было войско посланное Святославом. Он также подтверждает участие неких тюрок в погроме Итиля в 966г. http://gumilevica.kulichki.net/NAP/nap0155a.htm
Рассматривая сообщения арабов о событиях в Дербенте, Новосельцев приходит к выводу о близком соседстве с этим регионом неких русов, но если предположить, что это были русы захватившие Итиль его "Смущает длительность пребывания русов в Хазарии после похода 358 г. х. (966г.) Ведь получается, что они находились в хазарских городах все 70-е и 80-е годы Х в.! Если считать этих русов варяжской вольницей, это понятно. Скандинавские викинги часто вообще покидали родину и обосновывались в чужих землях навсегда (Нормандия, Сицилия и т. д.). Если же русы эти были воинами киевского князя, то как объяснить их столь длительное пребывание на чужбине в годы, когда сначала все силы были нужны для тяжелой войны с империей на Балканах, а затем для борьбы сыновей Святослава за власть, и даже после этого, в период единодержавия Владимира? Вопрос очень трудный, но ответить на него надо...
В экстрактах дербентской хроники у Мюнаджим-баши в богатый событиями 1064 г. попало такое сообщение: "В том же году и остатки хазар численностью в 3000 семей (домов) прибыли в город Кахтан (?) из страны хазар, отстроили его и поселились в нем"... Хазарское государство окончательно было ликвидировано в ходе бурных политических событий 50-60-х годов XI в. И вот тогда-то, очевидно, постепенно в Нижнем Поволжье закрепилась Волжская Булгария, что предположил в свое время В. В. Бартольд и что для XII в. было подтверждено опубликованным Дублером в 1953 г. новым сочинением ал-Гарнати".
Вряд ли всегда активные в Поволжье потомки Худа и Хума оставались в стороне от важных военных предприятий. Здесь мы сталкиваемся с первым провалом в описании в ДТ исторических событий непосредственно касающихся Булгарии. Договор о совместном нападении на Хазарию был, но исходя из того, что булгары его всячески саботировали, заключён он был непосредственно с "наместниками кана" в Ростове и Муроме, скандинаво-русами по происхождению. Булгарские правители в это время никак себя не проявляли, отсиживались в городах вдали от речных путей, сюда же прибывали хазарские беженцы, очевидно, в основном богатые еврейские купцы и армяне. Речной флот булгар в тот период состоял исключительно из русов Хума, а профессиональное войско курсыбай - состояло из жителей Кашана - правобережья нижней Камы. Они и приняли участие в погроме Итиля до и после Святослава, а также добровольно-принудительной эвакуации его зажиточного населения.
Становится понятно умолчание ДТ об участии Волжских русов в разгроме Хазарии: они на некоторое время поселились в Итиле. Новосельцев: "Ушли оттуда русы, по-видимому, где-то после 989/990 гг., и, как представляется, это связано именно с вмешательством Хорезма, о котором упоминают арабские источники". Бежавшие в Хорезм хазары приняли ислам, получили поддержку и смогли вернуться в Итиль. Для русов обезлюдевший нестабильный регион не имел ценности, поэтому они оставили его (более вероятно, что это были "пробулгарские" русы Хума). Как видим, под влияние Булгар бывшая Хазария попала далеко не сразу.
Примечание***. Старобулгарское предание о князе Карт-Иреке (Рюрике) и об основании им Новгорода в верховьях реки Волхов по данным "Нариман тарихы", XVI в. (отрывки)
Все примечания к основному тексту в квадратных скобках принадлежат Ф. Г.-Х. Нурутдинову. (Замечания в круглых скобках - Е. Х.)
"Тогда же [в середине VIII в.] на реке Порег [Неве], текущей из озера Галидж [Ладожское озеро] в море Арджан (Артан) [Балтийское море] и имеющей дурную репутацию [ввиду болотистости ее берегов], появился со своими худцами [скандинавами] - буряками [варя-гами] Хум, сын бага [правителя] анатышских [датских] худцев Бай-Руджи, потомка сына Атилле Ганбита. У Хума был брат Сэбэр. Сыном Сэбэра был Худ-Ибер, его сыновьями Ирек и Халибдан. Халидбан так любил брата, что назвал его именем своего сына. Для отличия этих Иреков друг от друга, сына Халибдана называли Кичи-Иреком [маленьким Иреком]. Некоторое время он владел областью Джарвыш [т. е. Фризией], и получил прозвище Джарвыш <...>
Хум, воспламененный рассказами отца об их предке Ганбите и о богатствах Булгара, решил по праву наследования взять себе часть Хазара и овладел побережьем Порега. Сэбэрцы [здесь: булгарские князья] (Сэбэрцы по ДТ: 1) жители лесостепи; 2) булгарское прозвище венгров; 3) один из булгарских родов; по арх. данным угры обитавшие в Прикамье, в 8-9в. как одно из властных племен, вошли в формирующийся этнос булгар), собиравшие дань с Дингер-Шуда, или Западного Шуда [западной части будущей Новгородской земли] (запад Чудской земли), попытались выбить худцев из улуса Порег. Но Хум успел построить крепость Галидж [или Ладогу в 753 г.] и отбил натиск сэбэрцев. Сэбэрцы некоторое время скрывали свой позор и платили кагану [Хазарии] дань за этот улус, как ни в чем не бывало, а в Урта-Карел [Карелию] и Турга-Карел [Финляндию] ездили другой дорогой. Сохранению обмана способствовало то, что знающие о захвате кары [финны] Урта-Карела, называющие себя хонкарами, и кары Турга-Карела, называемые джумайцами [сумь] и джимайцами [емь], дань булгарам с незапамятных времен платили, но сами в Булгаре почти не бывали. Они ничем не отличались друг от друга, но хонкары ставили себя выше других племен Карела. Право на превосходство перед другими им давало, по их мнению, то, что Сэбэр во время объезда Джунгара [Империи гуннов] из всего Карела посетил только Урта-Карел и дальше ее не поехал. В память об этом приезде Сэбэр будто бы назвал этих каров хонкарами, а хонкары назвали одну из их рек Сэбэр (Сэбер - брат варяга Хума, что наводит на мысли о связях сэбэрцев со скандами.).<...>
Встречал Сэбэра хонкарский бий [князь] из этого рода Бай-Имен, сын Ту-мы, внук Тубы. Когда Сэбэр спросил его, почему у каров нет одного старшего, то он ответил: "Лет 600 назад мой предок Улан, пользуясь тем, что все кары его очень уважали, объединил весь Карел в один бейлик [княжество]. Повсюду он построил баккоши [укрепления для представителей власти и сбора дани], которые мы называем "кукала" (куала - культовое место), то есть "большая община", и воздвиг батавыл [крепость] Бурма [на месте совр. Хельсинки]. Но когда он умер, то выборы следующего бага [князя] закончились смутой, во время которой Бурма сгорел. С той поры мы не избираем багов, дабы не ссориться" - "А почему кары не ездят в Булгар?" - поинтересовался Сэбэр, и Бай-Имен пояснил капагану [главе правительства]: "Потомок Улана и также мой предок Калга, сын Бияра, около 300 лет тому [назад] построил порт Би-Бияр [Выборг] и увлекся торговлей. В одной из его поездок по Булгару субаг [царь] Иделя [Волго-Уральского государства] приметил его и, видя, что он - человек честолюбивый и смышленый, предложил ему возглавить Кук - Халджу [Северную Халджу]. Карга начал было отказываться, но субаг дал ему такое огромное жалование, что он не устоял и остался на его службе на реке Чулман [верхней Каме]. Там он построил город, который назвал Каргадан [Каргедан], существующий и поныне. Наши же кары после этого собрались в Би-Бияре и решили: чтобы не терять смышленых людей, никому не давать разрешение на отъезд из Карела. Би-Бияр же разрушили... А все, что нам нужно, нам привозят из Булгара".
Но вот как-то раз купцу Шумбуту понадобилось проехать из Таук-Абы [совр. Латвии] в Карел кратчайшей дорогой, и захват Порега открылся. Сэбэрцам воевать с Буряками (варягами) из-за нескольких порегских болот не хотелось, и они решили отдать сбор дани с Дин-гер, или Чулман-Шуда [западной Новгородчины] и Карела батышцам [вятичам], которые давно этого добивались.
Предлог для этого нашелся - мятеж нескольких башкортских племен, подавление которого требовало всех сил сэбэрцев. Когда сэбэрцы предложили кагану передать сбор дани батышцам, он, также озабоченный мятежом, не стал возражать. Счастливый приобретением, субаг Батыша [царь вятичей] решил использовать для борьбы с буряками гаджильцев - западных славян, бежавших из Абар-Субы [Аварии] в Джалыш [Белоруссию]. Гаджильцы обладали неуживчивым нравом, и очень скоро даже добродушные ак-джалышцы [белые джалышцы, или белорусы], вначале пожалевшие беглецов, невзлюбили их и стали выживать гаджильцев со своей земли, из-за чего между ними стали происходить частые стычки. Субаг (царь вятичей) предложил гаджильским биям поселиться в Чулман-Шуде и Батыше, но за это изгнать худцев [скандинавов] и собирать дань с Дингер-Шуда и Карела. Бии, видя, что удержаться в Джалмыше им все равно не удастся, с радостью приняли это предложение и тут же отправились под командованием батышцев к Порегу. Гаджильцы изгнали Хума и его людей в Кулван [совр. Северную Эстонию], еще раньше захваченный у Булгара худцами-буелаками [скандинавскими пиратами] и несколько гаджильских племен поселилось в Батыше и Чулмане. Чулманские гаджильцы прозвались "чулманцами". Они произносили слово "Чулман" в форме "Сулван", поэтому название "чулманец" в их устах звучало как "сулбанец" (сулван - словен). Галидж сделался батавылом (военной ставкой) Дингер - Шуда, и с той поры его также стали называть Шуд-Галиджем, или просто Галиджем. А название "Кулван" также значит на языке арджан-бистайских каров [эстонцев] "Чулман". Кары, живущие близ города Кулван [по-древнерусски - Колывань], то есть Чулман, давно называются "кулванцами", то есть "чулманцами", почему и этот город получил это имя. Но Хум велел называть Кулван еще и именем Атилле, своего предка. А кары произносят имя Атилле в форме "Талый" [отсюда - совр. Таллин].
Хитрые батышцы стали брать с гаджильцев - сулбанцев дань, в три раза превышающую по размеру прежнюю, сэбэрскую, но гаджильцы все равно остались довольными, ибо абарская [аварская] дань с них была еще большей. Гаджильцы - галиджийцы также не стали избирать одного бага, а управлялись несколькими биями, которые иногда собирались на кинеми [советы] и на них частенько дрались до смерти друг с другом вместе со своими людьми. Батышский инал [наместник] Шуд-Галиджа во время этих кинешей, опасаясь за свою жизнь, уезжал подальше от Галиджа и возвращался в город уже после их окончания. Хум и сам, и вместе со своим племянником Худ-Ибером несколько раз пытался отбить Галидж, но каждый раз ни с чем возвращался в Кулван-Талай (Колывань-Таллин).
Когда Худ-Иберу, лучше всех владевшему топором - ибером, удалось стать субагом Анатыша [Дании], натиск худцев немного ослаб. Но однажды наемник марангов [франков] убил Худ-Ибера, и вслед за этим и столицу Худ-Ибера Худ-Абу ["Город, или Вал Худа"] взял, и весь Анатыш охватила братоубийственная смута. Сыновья Худ-Ибера Ирек [Рюрик] и Халибдан, не желавшие участвовать в смуте, покинули страну. Халибдан отправился в область Джарвыш [Фризию] и изгнал оттуда марангов в отместку за убийство отца, а Ирек поплыл в Галидж, в котором видел булгарское наследство своего предка Ганбита (Ирек в данной трактовке - это Рёрик Ютландский). Иреку удалось захватить Галидж в то время, когда в Хазаре бушевала своя смута - Кабирская [813-822 гг.]. Когда Урус-Айдар [815-855 гг.] присоединил к Кара-Булгару Бырбат [южную Белоруссию] и получил Дингер-Шуд, то Будим, сын Корыма и отец Дира, предложил ему нанять Ирека как родственника [Айдар, как и Будим, также были потомками Атиллы] на службу. Айдар последовал его совету, и по его приказу кара-булгарский инал Галиджа Куштанмыш [Гостомысл] нанял Ирека на службу и назначил его улубием [старшим князем] Шуд-Галиджа. Время показало, что совет Будима был верен - Кара-Булгарские владения Урус-Айдара чаще всего называли его именем - Урус Йорт "владение Уруса", т. е. кана Айдара. Худцы Галиджа также стали называться "урусами" [отсюда слово "Русь"], ибо служили Урус-Айдару. Однако и после смерти Айдара имя "урус" сохранилось за хазарскими худцами-буряками (варягами).
Вместе с Иреком на хазарскую службу нанялись его компаньоны, сражавшиеся под его началом: биржайские [шведские] худцы Салахби [Олег Вещий] и Сунбай. Салахби стал настоящим другом Ирека, а вот Сунбай был "себе на уме" и вполне надежным не считался. В 838 году Айдар предложил Иреку возглавить кара-булгарское посольство, направленное с разрешения кагана Хазара в Истамбул [Константинополь] (имеется в виду посольство кагана россов из Бертинских анналов). Ирек отказался ехать сам и предложил отправить в Урум [Византию] Сунбая в надежде на то, что тот сгинет где-нибудь по пути...
Вначале некоторые галиджийцы [ладожане] выражали недовольство его назначением, но очень скоро были усмирены его тяжелой рукой...
В 843 г. его направили в Сынджак [на Северный Кавказ, в хазарские владения] на подавление мятежа кряшенских [христианских] булгар. Во время штурма одной крепости он не заметил, что другие воины отступили и долгое время бился с мятежниками на валу, пока не был сброшен вниз. От удара он лишился чувств, и его приняли за мертвого. Ночью он очнулся и нашел в себе силы отойти от города в аул Баладжам, где его выходила одна девушка, на которой он потом женился. В память о своем спасении Ирек прозвался Баладжамом.
Пока он приходил в себя в том ауле, разнеслась весть о его гибели. Тогда пришел Кичи-Ирек и взял Галидж. Когда Ирек вернулся в Дингер-Шуд и подъехал к крепости, то изумленный его появлением Джаврыш выехал навстречу багу и сказал ему: "Мне сооб-щили, что ты умер и что твое отдали в чужие руки, поэтому я решил овладеть Галиджем: ведь мы оба потомки Ганбита, и Галидж должен принадлежать нашему роду. Но я теперь вижу, что ты жив, и поэтому возвращаю тебе крепость и прошу принять меня на службу!"
Ирек принял Кичи-Ирека на службу и оставил его в Галидже. Он не стал возвра-щаться в крепость, которую смог взять противник. По его приказу построили новый батавыл Шуд-Галиджа на среднем течении реки Шуд-Булга [Волхова], и так его назвали Шуд-Булга [в районе совр. Чудово]. Пожив в Шуд-Булге некоторое время, Ирек заметил, что половина купцов, идущая из Халджи и Сэбэра в Арджан-Бистю [в Чудскую землю, или Эстонию], проезжает южнее, у истоков Шуд-Булги. Тогда он велел построить новый батавыл при истоке Шуд-Булги и назвал его Яна-Галидж [Новый Галидж, или Новгород]. Когда Яна-Галидж затмил своею славою Галидж, то его стали называть просто Галиджем, а прежний Галидж прозвали Иске-Галидж [Старый Галидж, или Старая Ладога].
Вскоре после похода 860 г. на Истанбул Ирек, по одним сведениям, умер, а по другим - просто отошел от дел по причине почтенного возраста и через несколько лет тихо почил в своем уединенном жилище на острове озера Галидж [на острове Валаам].