Харламов Игорь Борисович : другие произведения.

"Правду ль бают, или лгут..." - 17. Биплан Люфтваффе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Доказательство того, что при правильном использовании и устаревшее оружие может быть достаточно грозным.

   В ходе Великой Отечественной войны о самолётах бипланах сложилось очень негативное, презрительное мнение. Как об безнадёжно устаревших машинах. Которых как бы не было в передовых военно-воздушных силах. Однако в составе Германских ВВС почти всю войну воевал самолёт этой схемы. Спросите почему "почти" всю? Об этом ниже.
   "Хеншель" выпустил первый опытный самолет этого типа в начале 1935г. Первый опытный самолет Hs.123-V1 был продемонстрирован официальным лицам 8 мая. Поставки Hs.123a-1 в люфтваффе начались летом 1936г. Вооружение состояло из двух пулеметов МG-17. Бомбовая нагрузка включала 250кг бомбу под фюзеляжем (хотя обычно там крепился дополнительный бензобак) и четыре 50кг бомбы под крылом.
   Первая часть, с этими самолётами, - авиагруппа "Шверин" - вступила в строй 1 октября 1935г. Она составила ядро группы I/162 "Иммельманн". К концу осени были сформированы еще две группы St.Gr.II/162 и I/165. Гражданская война в Испании и наскоро сформированный легион "Кондор" оказались удобным поводом проверить теоретические выкладки по пикировщикам и Hs.123a в частности. Полковник Вольфрам фон Рихтгофен, глава штаба "Кондора", срочно запросил несколько Hs.123a, и в декабре 1936г. В Севилью прибыли пять самолетов. В Испании Hs.123a интересовал в первую очередь как штурмовик. Именно в этом качестве в начале 1937г. дебютировала пятерка Hs.123. Hесмотря на примитивные способы взаимодействия с пехотой - отсутствие радиосвязи и эффективной сигнализации - Hs.123a прекрасно проявил себя в новой роли. Такая инициатива сначала нашла мало понимания в высших кругах люфтваффе, зато испанские фалангисты были полностью удовлетворены и запросили дополнительных поставок Hs.123a. Летом 1938г. испанцам были проданы 16 самолетов, включая сданные легионом "Кондор". Из них сформировали "групо" 24. 14 выживших самолетов после войны состояли в строевых подразделениях в течение нескольких лет. Однако в самой Германии штурмовые группы было решено перевооружить на Ju.87, и осенью 1938г. было приказано прекратить выпуск Hs.123a. В результате 1 ноября 1938г штурмовые группы были расформированы. С расформированием штурмовых групп все самолеты были сданы в летные школы и в запасные части, за исключением Hs.123a-1 из SFG.10. Эта часть осталась в авиации в качестве II(Schlacht)/LG.2. К началу войны это была единственная часть, вооруженная Hs.123a.
   Во второй половине августа 1939г. II(Schlacht)/LG.2 была переведена к фронту. Группа имела 40 самолетов, из которых 37 были боеспособными. В течение всей польской компании они наносили постоянные удары по укреплениям и концентрациям войск противника, продемонстрировав высокую эффективность.
   После 10 дней боев пилоты Hs.123a обнаружили, что наиболее эффективным их оружием были не пара пулеметов или 50кг бомбы, а психологический эффект от рева мотора на определенных оборотах. Hа наиболее подходящей частоте вращения винта издаваемый звук был подобен пулеметной стрельбе, правда, на этой частоте - 1800 оборотов в минуту - синхронизатор не позволял вести реальный огонь из пулеметов. Тем не менее, летя в нескольких метрах над головами вражеских конных колонн, Hs.123a наводили панику на лошадей и людей, приводя войска в полный беспорядок.
   Успех Hs.123a произвел такое впечатление, что первоначальные планы перевооружения были отложены, бипланы "Хеншеля" остались на вооружении. Когда 10 мая 1940г. началась кампания на Западе, эта часть имела уже 50 машин. Включая и переданные из резерва, из которых 45 были боеспособными. Боевые действия и во Франции и на Балканах подтвердили высокую эффективность самолёта.
   К войне против СССР некоторые машины вооружили парой 20-мм пушек и приспособили для несения 92 2-кг бомб. Была и отработана тактика применения самолёта. Два или четыре таких самолёта находились в воздухе на дежурстве. Барожируя на не высоте пилоты ждали целеуказания от авионаводчика. Получив задание пилоты атаковывали цель. С первого захода удар наносился авиабомбами. Если ответного огня не было, то цель повторно атаковывалась из бортового оружия. Небольшая высота и невысокая скорость полета определяли высокую точность авиоударов. Эффективность самолёта была столь высока, что в середине войны было выдвинуто предложение о... возобновлении выпуска самолёта, прекращённого за пять лет до этого. Но осуществить это в ходе войны уже не получилось. И II(Schlacht)/LG.2, позже II.SG 2, продолжала воевать на бипланах "Хеншеля" до середины 1944 года. Пока окончательно не были изношены последние самолёты этого типа.
   Так что при правильном применение даже казалось бы окончательно устаревшее оружие можно очень эффективно применять. А с другой стороны даже самое современное и защищённое оружие, как Т-34 и КВ, не обеспечивают сами по себе победу.
  
  http://www.airwar.ru/enc/aww2/hs123.html
  http://base13.glasnet.ru/wol/hs/123.htm http://aeroram.narod.ru/win/samolet/hs-123.htm
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"