Память
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
А.Б. ХАСИН
Светлой памяти моего брата Героя Советского Союза, лётчика Хасина
Виктора Яковлевича и многих тысяч и тысяч лётчиков, других военных
и гражданских лиц, которые ушли, не дожив свой биологический век, по
разным причинам, которых вряд ли кто уже и вспомнит.
ПАМЯТЬ
И
ПАМЯТНИКИ (КЛАДБИЩА - ПО-ГОСТ- Ы(!?).
(Опыт исследования мировой практики происхождения и содержания воинских и гражданских захоронений).
Справка из СМИ: "Часто встречающееся утверждение о том, что в данный момент на нашей планете живёт больше людей, чем жило за всю историю человечества, неверно. По оценке Карла Хауба из Бюро по справкам о населении в Вашингтоне, всего на Земле успело пожить более 100 миллиардов человек, что более чем в ё0 раз превышает число нынешнего населения". Вот так-то!
Значит, что практически мы все ходим по человеческому и животному праху!!
Правда, не всему надо верить...
Но то, что мы все стоим на плечах предков, а на наших - потомки, мы обязаны благодарить первых и благославлять вторых. Память о прошлом должна переходить от поколения к поколению, не прерываясь. Особенно надо чтить исчезнувших из жизни не по своей воле - с ними прервалась связь времён истории человечества.
" МОЯ КНИГА ПАМЯТИ, или МОЙ ЦИТАТНИК".
2 0 1 5 год
О Г Л А В Л Е Н И Е
Маленькое предисловие - 2
Глава 1 - Термины, афоризмы - 4
11 - Культ памяти - 19
111 - Украина - непреходящая боль - 41
1V - Брошены-заброшены... - 49
V - Холокост - 54
V1 - Винница, моя родина, Жмеринка - 80
V11 - Новая история - 98
V111 - Чтим и не чтим...- 104
1Х - Пропавшие без вести и... с вестью -133
Х - Книга памяти пилотов России и СССР - 158
Х1 - З а бугром - 186
Х11 - Навар на костях. Статистика - 189
Х111 - Крым - 192
Х1V - Чем мы хуже - 196
ХV - Погромы -- 199
ХV1 - концлагеря - 203
ХV11 - Ещё Книги памяти - 204
ХV111 - Общественная группа по увековечиванию памяти жертв политических репрессий. Бутовский полигон. - 211
Х1Х - История с продолжением. Бутовский полигон. - 221
ХХ - Ещё о жертвах и памяти. Севера. - 244
ХХ1 - Главный ПО-ГОСТ и кое-что ещё - 248
ХХ11 - Мой Владимир - 271
ХХ111 - Бог и прочее... - 277
ХХ1V - Неопознанные финансы - 283
ХХV - Надгробные надписи. Эпитафии и снова афоризмы - 290
ХХV1 - Реквиемы - 298
ХХV11 - Короткая память - 302
ХХV111 - Мелочи жизни - 308
ХХ1Х - "И никто не узнает, где могилка твоя..." - 315 - 319.
Небольшое исследование состояния духовного и материального составляющих "здоровья" жителей некоторых стран, религий и национальностей, связанного с "температурой" генетической памяти и осуществления её в виде установки на чужих могилах памятников себе - ещё живущим.
Для сохранения памяти аогибших в войнах, оккупации, стихийных бедствиях, необоснованных репрессиях сделано и делается много, о чём невозможно упомянуть в маленьком дилетантском исследовании. Невозможно даже перечислить количество созданных мемориалов, памятников, братских могил, памятных знаков, досок и т.п. Невозможно хоть раз упомянуть фамилию ушедшего в прошлое человека, невозможно даже перечитать реестры и списки из Книг памяти. Но, тем неменее...
Моё время пребывания на Земле, в России подходит к своему логическому завершению. Всё, что я оставляю - это только память о моём абсолютном бескорыстии и непрактичности. Это мои пожелания всем порядочным людям - всеобщего мира и благополучия.
Книжка выросла из предыдущего опуса под заголовком "Амен", или история насильственной смерти от Авеля и Каина до наших дней", откуда, взяв за основу одну главу, нарастил её "свежим" материалом.
Учитывая, что я в своём преклонном возрасте озабочен своим "вечным будущим", то, естественно, что предлагаемый другим и себе трактат, я делаю не бескорыстно, как только что утверждал. Но и корысть моя не материальная, никому не в убыток, не во вред.
Тема, конечно, не из "лучших" - не из услаждающих, убаюкивающих.
Как пелось в одной из оперетт: "Разговор на эту тему - портит нервную систему...".
Предупреждаю заранее, что в книге нет никаких открытий и откровений: вся она - плод изучения различных материалов и документов.
Хочу быть уверенным, что мне гарантированно найдётся "жилплощадь" в 2 метра земли на обширной русской равнине, что она будет защищена от погромов вандалами, что наши РВСН будут только "зачехлёнными", а космические войскам не придётся сбивать ракеты, летящие на наши города.
Рассчитываю на определённую группу людей, которая ведёт законопослушный, мирный, среднестатистический образ жизни, не отличается высокой образованностью, талантами, карьерными и творческими успехами, у кого в собственности на человека приходится одна комната, где у него с советских времён хранится несколько сотен томов классической литературы и вещает официально-скучный телевизор...
Понимаю, что мою работу будут (ли) читать немногочисленные "любители" - некрополисты и соплеменники-евреи, доживающие свой век и "воспитанные" в советское и постосоветское время.
Естественно, что часть излагаемого материала касается моих соплеменников-евреев, и я не вижу в этом ничего противоестественного и зазорного. Антисемитам здесь делать нечего.
Как говорится: "на любителя". Но, тем не менее, я не задавался целью удивить чем-то мир и, тем более изменить. Это мало кому по силам. Я стаоался обобщить материалы прошлого, подать их в той системе, которая, как мне показалось, наиболее ёмко и доходчиво "дойдёт" до читателя, и, как модно ныне говорить, "а за то, что будет - базара нет!".
Просто, может быть, кому-нибудь стала любопытна моя "точка зрения" на эту непростую тему... Мне было интересно и поучительно...
Нисколько не переживаю, что моя работа может оказаться не востребованной, но при нынешней технике она не исчезнет в пустоту и очень может статься, что кто-то воспользуется её фактологией и выводами. Я успокаиваю себя тем, что никто не знает, где его слово отзовётся, и от чего пойдут круги по жизненной воде. Не всё суета сует - иногда и работа впрок...
Прошу иметь в виду, что автор не профессиональный исследователь предлагаемой тематики, не эрудит, а обыкновенный дилетант и, значит, взгляд на всё излагаемое, сугубо дилетантский, не претендующий на истину, на открытие новых исторических и других фактов и выводов. Это всего лишь, попытка оценить всеобщие больные проблемы с позиции среднего уровня гражданина России начала ХХ1 века. В изложении нет чёткой последовательности, много перебивок, отступлений. Естественно, что проскочили орфографические и грамматические ошибки, описки и т.п.
Кто может сделать подобное лучше - флаг в руки!
Так что, "...загляните в семейный альбом", загляните в себя, оглянитесь вокруг себя,..
Первая цитата из повести Даниила Гранина "Эта странная жизнь" о замечательном русском учёном Александре Александровиче Любищеве: "...Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность ВПЕМЕНИ - они наверняка ещё до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью...".
Это я к тому, что мы должны помнить - в какие рамки укладывается существование каждого человека. "Рамки" нашей жизни - ВРЕМЯ ей отведённое разными обстоятельствами.
ГЛАВА 1. ТЕРМИНЫ, АФОРИЗМЫ.
"Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
к нему не зарастёт народная тропа,
вознёсся выше он главой непокорной
Александрийского столпа..." А.С.Пушкин.
Я не оригинален в этой работе, не думаю показаться первооткрывателем темы - она муссируется постоянно, тем более, что достаточно много по ней литературы и научных исследований.. Просто попытаюсь лишний (не лишний) раз НАПОМНИТЬ об этой исключительной теме. Ну, а само слово "памятник" - производное слово от "памяти", так что одно "тянет" за собой другое.
Досужий критик (не злопыхатель!) спросит: почему в работе многовато цитирования других авторов? Ответ: потому что есть вопросы, которые лучше, чем эти авторы, осветить невозможно. А моя цель: представить больше разных фактов, мнений и их оценку.
Несколько сентенций о самой памяти.
"Память человеческая несовершенна и несправедлива, и самые самоотверженные и самые великие наши благодетели благополучно забыты нами" Яльмар Седерберг.
"Память - та ещё кокетка! На неё надеешься, как на самоё себя, а она, вдруг, в самый нужный момент, посмеиваясь, подводит. И чем ты становишься старше, тем больше она кокетничает, а ты обольщаешься и психуешь, недоумевая о том, что уже твоя память - Иуда и может предать тебя запросто" Беня Спиноза..
"Память стирает жизнь, но не даст забыть о смерти". Неизвестный автор.
"Что-то с памятью моей стало. Всё, что было не со мной, помню" Роберт Рождественский.
"Воспоминание - род встречи" Х.Джубран.
"Никто не вечен в мире, всё уйдёт. Но имя доброе живёт" Саади.
"Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу" А.Пушкин.
"Всегда чти следы прошлого" Цецилий.
"Удваивают память бедствия" Публий.
"Не давай мне ничего на память. Знаю я, как память коротка" А.Ахматова.
"Память слабеет, если её не упражняешь" Цицерон.
"Забудь всё, но не всех!" Неизвестный автор.
"Память человека - это диск, на котором записана его жизнь" Забывчивый программист.
"Память человека безгранична, как у суперкомпьютера" Программист-специалист.
"Помни постоянно обо всех, что ушли перед тобой, но не забывай особенно и тех, кто ушёл не по своей воле раньше, чем ДОЛЖЕН был уйти". Наивняк.
"Много ли нужно для сохранения памяти о человеке? Час работы мраморщика" А.Карр.
"Верная и деятельная память удваивает жизнь" О.Мирабо.
"Память людей, это - незаметный слой той борозды, который каждый из нас оставляет в лоне бесконечности" Э.Ренан.
"Память - единственный рай, из которого нас не могут изгнать" Ж.-П.Рихтер.
"Не во власти человека терять, что из памяти" Тацит.
"Воспоминания о своих родных и близких, соплеменниках, защитниках и великих людей - уже память, хотя и не обязательно материализованная". Некто
"Степи ковыльные, холмы могильные...
Сильные помнят. Не помнят бессильные". Е.Евтушенко.
"Мы цепляемся за своё прошлое, потому что не доверяем будущему".
"Взгляд в прошлое - укол в сердце, стресс". Некто.
"Без прошлого не будущего. Уничтожить или забыть прошлое - самое ужасное преступление" Е.Ханкина.
"Прошлое всегда можно изгладить раскаянием, забвением или отречением, будущее же неотвратимо" О.Уайльд.
"Прошлое нужно знать (а значит - помнить) не потому что оно прошло, а потому что, уходя, не сумело убрать своих последствий". Некто.
"Память согревает человека изнутри, и, в то же время, рвёт его на части" Х.Мураками.
"Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего". Т.Котарбиньский.
"Снося памятники, сохраняйте пьедесталы - они всегда в цене" Станислав Ежи Лец.
"Памятник - сооружение, предназначенное увековечить то, что либо не нуждается в увековечивании, либо не может быть увековечено". Амброз Бирс.
"Память людей, это - незаметный след той борозды, который каждый из нас оставляет в лоне бесконечности". Э.Ренан.
"Память - единственный рай, из которого нас не могут изгнать". Ж.-П. Рихтер.
Давид Самойлов "ПАМЯТЬ". Посвящено Е.Л.
"Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы-память по утрам поют,
И ветер-память по ночам гудит,
Деревья-паямть целый день лепечут.
И там, в пернатой памяти моей,
Все сказки начинаются с "однажды".
И в этом однократность бытия
И однократность утоленья жажды.
Но в памяти такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит...
Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память-снег летит и пасть не может". Как сказано!
Воспоминания часто приводят к сомнительным выводам исторической действительности. У каждого народа, каждого человека генетически откладывается в памяти свои исторические и семейные познания прошедших далёких и недалёких времён, и их шлейф тянется из поколения в поколение и часто приводят к очередным конфликтам и гибели ни в чём не повинных людей.
Историческая память воспроизводит непрерывность и преемственность социального бытия. Содержание памяти составляет прошлое - это глубинная основа актуального процесса сознания.
Массовое представление о прошлом сохраняются до тех пор, пока оно служит потребности настоящего...
Изучению проблематики памяти уделяется большое внимание в работах таких философов как: Платон, Аристотель, Плотин, А.Августин, Г.Гоббе, Д.Локк, И.Кант, Г.В.Гегель, К.Маркс, Ф.Ницше, М.Хайдеггер, П.Рикер, Н.А.Бердяев, М.Лопатин, В.Соловьёв, П.А.Флоренский, Ян Ассман, Пьер Нор, Мэри Дуглас, Р.Фрумкина, М.Гефтер, Н.Колягина, А.Гофман, Ю.Арнаутова и др.
Аристотель (384-322гг. до н.э) - ученик Платона, воспитатель Шурика Македонского сочинил трактат "О памяти и припоминании".
Плотин (204\205-270) - греческий философ, основатель неоплатонизма, сочинил труд "Об ощущении и памяти".
К вопросам о "памяти" обращался основатель социологии Давид Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский философ.
Интерес к прошлому продиктован желанием знать правду о прошлом, стремлением расширить кругозор, потребностью понять и узнать корни своей страны, своего народа, стремлением найти ответ на злободневные вопросы.
Основателем же теории исторической памяти считается французский философ и социолог, участник Сопротивления, погибший в концлагере Бухенвальд Морис Хальбвакс (1877-1945).
Цитата из его работы "Коллективная и историческая память:
"Мы ещё не привыкли говорить (даже метафорически) о групповой памяти. Кажется, что такое свойство, как память, может существовать и сохраняться только в той мере, в какой оно привязано к индивидуальному телу или сознанию.
Однако допустим, что воспоминания могут выстраиваться двумя разными способами: они или выстраиваются вокруг определённого человека, рассматривающего их со своей собственной точки зрения, или распределяются по большому или малому сообществу, становясь его частичными отображениями.
Другими словами, индивиду доступны два вида памяти. Но в зависимости от того, соотносится ли он с той или другой из них, он занимает две совершенно разные и даже противоположные позиции...
Эти два вида памяти часто проникают друг в друга: в частности, индивидуальная память может опереться на память коллективную, чтобы подтвердить или уточнить то или иное воспоминание или даже чтобы восполнить кое-какие пробелы, вновь погрузиться в неё, на короткое время слиться с ней.
Тем не менее, она идёт по собственному пути, и весь этот внешний вклад постепенно усваивается и встраивается в неё. Коллективная память же оборачивается вокруг индивидуальных памятей, но не смешивается с ними. Они развиваются по собственным законам, и даже, если иногда в неё проникают и некоторые индивидуальные воспоминания, они видоизменяются, как только помещаются в целое, которое уже не является сознанием личности..."
Основная работа М.Хальбвакса называется "Социальные рамки памяти" и состоит из глав:
1.Сновидения и образы - воспоминания
2.Речь и память
3.Реконструкция прошлого
4.Локализация воспоминаний
5.Коллективная память семьи
6.Религиозная коллективная память
7.Социальные классы и их традиции.
Один из последователей М.Хальбвакса - П.Гири, составитель социологического словаря подразделяет виды памяти: литургическая, мирян, учёная мнемоника (искусство запоминать), забвение. Он считает, что память нечто большее, нежели только механизм актуализации прошлого.
После того, как я кратко "прошёлся" по истории вопроса - немного отсебятины.
И в противовес - "разновес":
"Оставь прошлое тем, кто остался в нём",
"Не думайте о прошлом, живите настоящим. Ведь, если вечно смотреть назад, можно не увидеть впереди ямы и упасть в неё",
"Если часто вспоминать прошлое - можно потерять будущее",
"Прошлое бывает слишком тяжёлым для того, чтобы повсюду носить его с собой. Иногда стоит его забыть ради будущего".
"Прошлое не цепляет нас за фалды, но помогает зрить в будущее".
Дмитрий Львович Быков в 1998 году "почтил" своим поэтическим талантом эту "негативную" тему, несмотря на известный рефрен: "разговор на эту тему портит нервную систему".
"Старики от нас ушли, ничего не зная" (Н.Слепакова)
Покойник так от жизни отстаёт,
Что тысяча реалий в час полночный
Меж вами недвусмысленно встаёт
И затрудняет диалог заочный.
Ему неясно, кто кого родил,
А тех, кто умер, - новая проблема, -
Он тоже не встречал, когда бродил
В пустынных кущах своего Эдема.
Он словно переспрашивает: как?
Как ты сказал? И новых сто понятий
Ты должен разъяснить ему, дурак,
Как будто нет у вас других занятий.
Как будто не пора, махнув рукой
На новостей немытую посуду,
Сквозь слёзы прошептать ему, какой
Ужасный мир нас окружает всюду.
И как несчастен мёртвый, что теперь,
Когда навек задёрнулась завеса,
Здесь беззащитен был бы, словно зверь,
Забредший в горы из ночного леса.
И кроткое незнанье мертвеца -
Кто с кем, какая власть, - мне так же жалко,
Как старческие немощи отца:
Дрожанье губ, очки, щетина, палка.
Я только тем утешиться могу,
Что дремлющей душе, лишённой тела,
В её саду, в листве или в снегу
До новостей нет никакого дела.
Что памяти о мире дух лишён
И что моя ему досадна точность,
И разве что из вежливости он
О чём-то спросит - и забудет тотчас;
Что там, где наша вечная грызня
Бессмысленна и не грозна разруха. -
Бредёт он вдаль, не глядя на меня,
Мои рыданья слушая вполуха.
А теперь от умных сентенций и афоризмов о памяти несколько научных определений и терминов .
Новый энциклопедический словарь (НЭС) 2007г. : "Память, способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить её в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание.
Различают ПАМЯТЬ произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную.
Особые виды ПАМЯТИ: моторная (привычка), эмоциональная или эффективная (чувств), образная и словесно-логическая".
Краткий словарь современных понятий и терминов. 1993г. : "...способность того или иного народа помнить и дорожить своими историческими традициями..."
Вот, об этом виде ПАМЯТИ, а вместе с ней о материальных знаках её - ПАМЯТНИКАХ и пойдёт речь в этой работе.
Не хочу здесь приводить пространные философские "мудрствования" знаменитых философов, историков, учёных, литераторов и т.п., а "залезу" в некоторые проблемы культов различных конфессий, традиций и обычаев, связанных с захоронениями, установкой мавзолеев, памятников, стел, обелисков, монументов, надгробий, и т.п., организации современных кладбищ, погостов, мемориалов.
Я не вступаю в полемику с известными авторами, не стараюсь открыть новые закономерности в науках, подвергнуть сомнению аналитические статьи и статистические выкладки. Единственная цель - напомнить себе и всем желающим о бренности жизни, о следе, который оставляешь, и о памяти, которой явно никогда не было, нет, и не будет в "излишке".
Когда я пишу о ком-то - я вспоминаю человека, жившего под своим именем; я вспоминаю ИМЕННО его как человека, а не его имя.
Пришла пора таким людям, как я думать о "вечном", не упуская из виду того, с чем возможно столкнутся родные и близкие при твоём "гарантированно мирном" уходе. А таких много, а лучше сказать все. Разница только во времени.
Козьма Прутков: "Первый шаг ребёнка - первый шаг его к смерти". Амен.
Некрополь (дословно с греческого "город мёртвых") - большое кладбище (подземные галереи, склепы, камеры) расположенное на окраине древних городов (в Египте, Малой Азии, Этрурии), с гробницами и каменными надгробиями. Некрополем также обычно называли могильник или место большого количества захоронений. В частности, так называют комплекс погребений древнего мира, например, Дипилинский некрополь в древних Афинах, в Древнем Египте - некрополь города Фивы с гробницами фараонов и знати.
Римляне располагали некрополи вдоль дорог для поминания живущим о подвигах предков (наиболее известный - Римские катакомбы вдоль Аппиевой дороги. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150-170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землёй. В их стенах для погребений проделывались прямоугольные ниши разной величины. На сегогодняшний день почти все ниши открыты и пусты, однако сохранились и до сих пор закрытые (например, в катакомбах Панфила).
Само название "катакомбы" римлянам было не известно, они применяли слово "цеместерий" - "усыпательница", "кладбище".
Первые катакомбы у ворот Рима возникли в дохристианскую эпоху: так, например, сохранились иудейские катакомбы на Аппиевой дороге.
Христиане переняли во 11 веке обычай хоронить усопших (в том числе мучеников и жертв преследований при языческих императорах) в катакомбах, но они не являлись местом укрытия христан.
Поскольку без "упоминания" греко-римских мифологических богов дело не обойдётся, то напомню ещё, что такое ПАНТЕОН - место, посвящённое богам (лат.) и, второе значение - усыпательница выдающихся людей. Они имеются в Риме, Париже, Вестминстерское аббатство в Лондоне, Кремлёвская стена в Москве.
Согласно Закону Российской Федерации об охране и использовании памятников - сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность должны охраняться государством.
Памятники истории - здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов и т.п.;
Памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производства, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населённых пунктов;
Памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и др. населённых пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты;
Памятники искусства - монументальное, изобразительное, декоративно-прикладное и иные виды искусства ("МК" от 6.03.15г. Елена Березина "Новый "культурный" закон больно бьёт по рукам не только тех, кто разрушает памятники, но и тех, кто пытается их спасти...");
Документальные памятники - акты органов государственной власти и органов управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, компьютерные записи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные и этнографические издания.
По каждому из этих разделов практикуется собственная всеми признанная терминология.
Существует даже вспомогательная историческая дисциплина, главным предметом изучения которой являются кладбища (некрополь- мёртвый город), их описание, изучение и сохранение. Это - НЕКРОПОЛИСТИКА (о ней далее).
Она взаимодействует с архитектурой, искусством, краеведением, а также и с другими вспомогательными историческими дисциплинами, например, с эпиграфикой, геральдикой, фалеристикой, палеографией, ставрографией (от греческого - "дерево, крест", изучает историю, иконографию креста, основополагающего символа христианства) и др.
31 января 2008 года Общество некрополистов было официально зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Москве и получено название - "Некоммерческое партнёрство "Общество некрополистов".
Короче, память - не обязательно кладбище!
Варианты определения кладбищ: крипта (от гр.) - крытый подземный ход, тайник), пантеон, могила, братская могила, скудельница, погост, гробница, погребение, колумбарий, кенотаф, захоронение, мемориал, надгробие, мавзолей, склеп, шмашана. Название "могильник" употребляется как захоронения домашних животных.
О судьбе "конкурентов" - официальных и самодеятельных поисковых отрядов - читайте далее.
А теперь кое-что из официального: