Здравствуйте, Елена или то бишь Зло. Причем Мировое, а это вам не баран чихнул. Вот мне и стало интересно, о чем же может глаголить Мировое Зло в наше время. Оказалось, что темы такие нашлись, пусть не с легкостью, но все же... Так я пустилась в странствие по вашему творчеству.
Я сразу поняла, что вы как личность и как автор совпадаете не во всем, и, садясь за текст, делаете шаг к себе автору, шаг в бездну. Но как бы там ни было, всё начиналось, как обычно, и все же что-то было не так, непривычно, странно... Вот и моя рецензия стала не похожа на все предыдущие. Ведь я сделаю то, что еще не делала: я тоже расскажу историю. Историю в чем-то о вас, в чем-то о себе. Что ж, начали.
Я летела над морем. Берег давно исчез за горизонтом, и даже память о нем скрылась, утонув в блаженстве полета. Тучи нависали между небом и водой, словно сотворение мира еще не закончилось. Тяжелые тучи, через которые не пробивается звездный свет, плотная ткань ночи, наполненная временем и памятью. И я летела, иногда задевая дышащую ткань своими крыльями, но только дождь падал из ран. Мне было легко и вольно, ведь я знала, что этот полет называется счастьем.
А потом посреди морской глади я увидела корабль и с интересом закружила над ним, спускаясь с каждым кругом. Обрывки тьмы колыхались парусами этого корабля, не горели огни на капитанском мостике, не светились окна кают-компании, над камбузом не поднимался аромат ужина. Корабль-призрак, заблудившийся вдали и от жизни, и от смерти, и от мечты. Ни огонька, ни движения на палубе. Да и есть ли там кто-нибудь? Этот корабль - обычный скиталец, дрейфующий в открытом, а точнее еще не открытом море. Я иногда нахожу такие.
Ведомая любопытством, я устремилась вниз, превозмогая непонятный страх, который коснулся меня невидимым крылом. По привычке отбросив страх, я пролетела под обрывками парусов. Но страх не обманул, и когда мои лапы коснулись мачты, мир изменился, лопнул, словно пузыри на серых осенних лужах.
Не было больше корабля, и моря не было, и даже память о них отлетела. Я шла сквозь огромное здание, минуя десятки комнат и коридоров. Одни выглядели суперсовременно, но безжизненно, напичканные электроникой и передовыми разработками, они все равно оставались непригодными для жизни. В других будто прошелся ураган апокалипсиса, осколки экранов и обгорелый пластик трещали под ногами, кабели свешивались с потолка, некоторые еще слабо искрили, стены покрывали воронки и выбоины, словно на них испытали почти все оружие, которое смогла сотворить больная фантазия человечества.
Угнетал все эмоции темный мир этого здания, почти серый, не разглядеть цветов, сюда никогда не заглядывает солнце, ведь здесь нет ни окон, ни дверей. Здесь нет ветра и нет дождя, а только исправные или неисправные системы контроля климата. Нет красоты, а сущность даже в наше время уже перестала быть важной. Зато повсюду царит безысходность и безверие, и бездна наблюдает за своими несчастными пленниками. Там можно было найти конец света на выбор, и только надежды на спасение я не могла отыскать.
Я шла, нащупывая путь, и мне казалось, что глаза мои ослепли, что я никогда больше не смогу видеть, да и на самом деле никогда не могла. Только звуки преследовали меня, шепоты страсти и отчаянья, крики боли и экстаза, молитвы проклятых и проклятья как молитвы, а запахи заменили мне зрение.
И самое страшное, что серая тьма, в которой я пребывала, была единственно существующей. Бездне действительно надоело смотреть на людей, и она вышла навстречу.
Я шла долго, мечтая найти выход из этого мира, который с каждым поворотом становился все ужаснее. Но я была там не одна. О нет, мне, увы, не было даровано такое счастье!
Существа, люди и нелюди бродили по коридорам и комнатам этого здания. Создания... вампиры и ангелы. Люди... Без надежды и души, без будущего и веры, хотя в их устах так часто звучали христианские истины, прописные, личные, исковерканные их настоящим и нашим будущим. Нелюди... андроиды, клоны, роботы, фортунаты, и бог знает, кто еще, больше похожие на людей, чем сам венец творения того хронотопа. Люди-машины и машины-люди. Некоторые вообще были чем-то третьим, промежуточным, отвратительным для жизни и для самих себя. Протезы, нанопланты, генные изменения, физические и моральные... уроды. Нет, до уродов они не тянули. Уродцы. Уродцами были даже ангелы.
Особенно много встретилось мне тех, чьи психические изменения просто поражали своей чудовищностью, но это было нормой в том мире, куда я попала.
Фальшивый, искусственный, не настоящий мир. Мир ломких и корявых осколков, обрывков мыслей, обрубков эмоций, из которых не может сложиться душа. Мир, где нет Солнца, под которым не страшно умереть. И нет ночи, только серость, только слепота.
Тюрьма, из которой не выбраться. Тюрьма, созданная собой для себя. Навсегда.
Я блуждала по этим лабиринтам. Долго ли? Да имеет ли это значение? Я видела там боль и кровь, много боли и много крови, страданий, смерти, и жизни, худшей, чем смерть...
Я бы не хотела об этом вспоминать сейчас, ведь чтобы узнать, что чувствовал автор при написании произведения, нужно просто умножить свои эмоции на десять.
Тюрьма, созданная собой для себя с помощью собственного таланта.
Но ведь не для меня! И не мной! - подумала я, и зрение вернулось ко мне.
Я вскинула голову, увидев, что крыши нет, а в небесах блестят звезды, холодные, одинокие, но звезды. Живые!
И я вспомнила, что у меня есть крылья, и взлетела к звездному небу, оставляя странный дом и память о нем далеко внизу.
Я снова летела над морем, и тихие волны ложились между мной и кораблем-призраком. Я знала, что еще вернусь или он сам найдет меня среди этих просторов. Такие встречи никогда не бывают случайными.
Но сейчас я просто осталась наедине с ночью. И это было хорошо. И в этом заключалось мое сегодняшнее счастье.
Я летела над морем.
Не знаю, как вы отнесетесь к тому, что уже прочитали, и что увидите дальше, но именно такие ассоциации возникли у меня в процессе чтения ваших рассказов.
Словом вы владеете в достаточной мере, поэтому я больше не буду к этому возвращаться. Вы играете формой, хоть и не всегда удачно. Но делаете это зачастую не ради самой игры, как сейчас модно, а для того, чтобы лучше выразить свои мысли. Идеи ваши также обычно довольно нетривиальны. За грамотность чистая пятерка, а вот с читабельностью немного хуже, особенно это касается больших произведений. Оригинальничать вы не любите, вместо этого искренне ищете что-то новенькое, как в форме, так и в содержании.
А теперь конкретно о произведениях.
"Мечтают ли девушки об андроидах?" Двоякие ощущения, я такую тематику не люблю, как и жанр, но все же дочитала до конца и даже не пыталась предсказать окончание, что в моей системе координат большой плюс для произведения. Прописанная психология (она у вас на довольно высоком уровне практически в каждом рассказе), стройный сюжет и эмоциональная достоверность. Вот только не жаль мне ни героя, ни героиню. Или так и было задумано?
И еще одни момент: упоминание "Властелина колец" в данном временном контексте не воспринимается. Понравилась же мне только одна сцена, когда герои выходят на балкон.
"Армия любви". Грустная вещь, особенно когда после прочтения начинаешь ее осмысливать. Неужели человечество действительно обречено? Не хотелось бы... Тема обреченности человечества, на мой взгляд, одна из сквозных в вашем творчестве.
Одна находка запала мне в душу: "Каждый пункт карты Адама был выложен импульсами "я люблю тебя". И Лили двигала себя от буквы "я" до буквы "я". Вот только Лили я воспринимаю не как Лили, а как Лилит. И мне безразлично, случайно это или нет.
"Воскрешение". Идея закодированности эмоций и личности автора в тексте не нова и, как по мне, не совсем фантастична, ведь я активно использую обратный механизм - для раскодировки.
Но тем не менее рассказ мне понравился, и он у меня останется. Вот только... Мне кажется, что в нем много личного: и мечта создавать множество миров внутри себя, которая перерождается в жажду уничтожения, и дилемма между затворничеством и общением, между тем, чтобы впустить мир в сердце, но чтобы оно осталось нетронутым, не разрушенным, и понимание, что на бумаге остаются лишь тени теней от того, что было изначально. Особенно хороша кульминационная сцена, прописанная на всех уровнях от логического до суггестивного.
"Личные небеса". А вот это мне не понравилось. Формой. Мне кажется, что она не отвечает содержанию, диссонируя с ним. Но это, может быть, только мое восприятие.
"Раб лампы". Хорошо написано, стройно, но меня не зацепило. Больше похоже на поделку, а не рассказ, который может повлиять на читателя. Я его уже не помню, хотя читать приятно.
"Агасфер и мотылек". Тоже хорошо написанный рассказ, но мой взгляд, к сожалению, нигде не зацепился.
"Дисморфофобия". Этот рассказ относится к той категории произведений, которые не нравятся мне, но при этом являются добротными вещами, у которых есть свой круг почитателей. Мне в нем понравилось, как искусно философия вплетена в психологию героини, да и она сама, обычная, но вместе с тем яркая и объемная.
"Мой ребенок - это я". Сложно построенный рассказ в плане психологии, но легкий для восприятия. Попытка описать проблему, с которой человечество еще не столкнулось, достаточно удачная, на мой взгляд. Мне было сложно из-за отсутствия визуального канала и переноса доминанты на аудиальный, пришлось перестраивать собственную систему восприятия. Чувствовала себя неполноценной, лишенной одного канала восприятия.
"Люди дождя". Этот рассказ встретился мне еще на "Грелке" и был мной отмечен, хотя я и не входила в вашу группу. Это тот редкий для вас рассказ, где жизнь побеждает искусственность, но и здесь нет солнца.
"Самая большая ошибка". Прикольно читать, конечно, но как по мне, пустовато.
"Колыбельная для Иры". Вот это мне было интересно читать, я ощущала мир, который вы описываете, сочувствовала героям, понимала их, представляла, что бы делала, окажись в подобной ситуации. Думаю, ничего больше добавлять не надо. Рассказ, скорее всего, попадет в мою библиотеку.
"Судьба Мельпомены". Одна из версий источника творчества. Хорошо обыгранная, но я нашла в рассказе не очень много полезного для себя. Только, что вы пишите не по плану, а отдавшись на волю своим героям, сюжетам и мирам. Это предположение подтвердило мои догадки относительно вас, позволив написать первую часть этой рецензии.
"Порнографический магазинчик". Еще одно обыгрывание довольно интересной идеи. Тот случай, когда и придраться не за что, но и вспомнить тоже.
"Радио Марса". Играетесь сюжетом, Елена. Но не слишком удачно. Сюжетные линии оборваны, логика не достигает кульминации, конец кажется глуповатым.
"Крылья". Очень хорошо, что вы советуете начать знакомство с вашим творчеством именно с этого произведения. Хотя... Что лучше, коснуться света, а потом рухнуть в бездонную тьму? Или среди тьмы отыскать тень света? Вы и сами, верно, не знаете... Рассказ мне понравился. Только героиня - вы, здесь, думаю, не ошибусь. Кто же лишил вас крыльев? Вы сами? Разрушители? Бездна? Или есть еще кто-то? Кого вы любили... кому вы верили... в кого вы верили...
Ладно, хватит догадок. Просто укажу на те места, где мне почудилась ваша душа.
"Я смотрела вниз; серый глаз асфальта, окруженный зеленью, флиртовал со мной и притягивал к себе, он хотел моей крови. А вверху распростерло свои объятия небо, оно тоже желало меня. Я стояла посредине, и страх мой не давал удовлетворить ни одну из сторон. "Зачем тебе полет? Ты не умеешь! - шептал страх, - спускайся и избавься от этих наростов! Стань нормальной, как все люди! Или ты хочешь на всю жизнь остаться уродом?" Я качнулась вперед, расправила крылья, почувствовав в них недюжинную силу, тотчас асфальт грязно осклабился трещинами". Думаю, вы были, и верно не один раз, между чем-то и чем-то, где первое жизнь, а второе - смерть.
"Зрение стало невероятно острым, окружающий мир приобрел яркие насыщенные краски, неестественные, казалось, таких и в природе не существует; мне чудилось, что я могу заглянуть за грань любого из цветов, а там будет еще уровень, еще и еще..." Это о вашем творчестве и восприятии мира, сложном, многослойном, многоуровневом.
Сцена в храме великолепна. Я перечитаю этот рассказ не один раз.
"Приют матерей". Интересный рассказ, хорошо написанный, и хотя он представляет собой еще одни вариант конца света, но в нем есть, на удивление, надежда. Подумаю еще над ним, но он нравится мне все больше и больше.
"Откровение отцу Онуфрию". Меня не зацепило, но как прикол, думаю, катил в определенных кругах.
"Венец творения". Я конечно не отношу себя к явным поборникам религии, но от вашей трактовки Бога меня покоробило. Но с другой стороны, а ведь я не могу отрицать, что мысли материализуются. Почему бы им так не воплотиться?
"Добро пожаловать в наш дом". Добротный фантастический рассказ с непредсказуемым окончанием, живыми героями и интересным сюжетом. Подумаю о том, чтобы и его у себя оставить.
"Парень с глазами ангела смерти". Идея хороша, хотя присутствует обыгрывание. Но мне кажется, что вы не прочувствовали то, что написали. Герои расходятся с автором в восприятии происходящего.
"Разрушитель". Сразу могу сказать, что этот рассказ останется в моей памяти и в моей коллекции, а не в библиотеке. Там я собираю вещи о том, как нельзя писать талантливым авторам. Нет, не гневайтесь, рассказ написан очень хорошо. Но! Если бы это произведение накропал какой-нибудь бездарь, то я бы ничего не сказала, вам же скажу. Вы, Елена, которая так тонко чувствует мир и столько понимает, соображаете, чему вы даете голос? Есть идеи, которые лучше не воплощать, не переносить на бумагу, даже если очень хочется. Это как искушение. Вы не можете не знать, что количество переходит в качество, а энергия мысли и чувства не исчезает в космосе бесследно. Это слишком длинный разговор.
Чего вы хотите добиться этим рассказом? Отобрать у читателей мечты и жалкие клочки веры, которая у нас еще осталась? Зачем? Вы ведь не служите той силе, которая могла бы сказать вам спасибо за такое творение!
Поймите, это может обернуться и против вас. Или уже обернулось.
"Затмение". Хороший детектив, выполненный в классической традиции. Но ему чего-то не хватает, он не держится в памяти.
"Казэ-сан и Тайко". Сразу видно, что написано на конкурс, в попытке передать дух чужой страны утрачивается свое авторское виденье. Рассказ становится плоским, как на мой взгляд.
"Последнее письмо мисс Джейн Веллингтон". Удачное соединение формы письма девятнадцатого века и универсального содержания: одиночество, непонимание, страх, судьба. Но мне кажется, что рассказ хороший, объемный, я его чувствую. И он у меня останется, может быть. Я понимаю вашу героиню.
"Некроманты". Закос под Маркеса удался. Но претензии те же, что и к японскому духу. Кося под Маркеса, вы утрачиваете себя.
"Мама, все окей". Как автору мне не нравится этот рассказ, но как читателя он меня увлек. В этом временном и пространственном карнавале есть логика, но мне не хочется ее понимать и проникаться.
"Personal Jesus". Тоже хороший рассказ, объемный, к которому я, скорее всего, вернусь. Читать его было интересно, хоть и грустно немного. Здесь вам как никогда удались описания. Самое занимательное было с эмоциями "настоящего" героев, казалось, что автор ставит на них блок, чтобы ужас не выплеснулся на читателя. Вот только вопрос: это воля автора или его неумение прописать такие чувства?
"Приз - гарантирован!" Это больше не литературная работа, а публицистическая, очень напоминает памфлетную форму с литературными элементами, но читается легко, также не наблюдается сложностей в понимании главной идеи. Вот только, как и всякое близкое к публицистике, очень недолговечно.
"Каждому - свое". Мне не понравилось, все-таки чувствуется, что это написано давно, сейчас вы умеете намного лучше воплотить в словах свой замысел. Вполне возможно, что напиши вы это сейчас, оно было бы совсем другим, а так там, на мой вкус, слишком много лишних слов. И еще одно, что мне понравилось, хоть звучит немного банально: "И я убегаю. Прочь от Ульриха. Прочь от его спасительной любви. Прочь от мерзкого зловония. Прочь от невыносимого света. Прочь от невыносимой тьмы. Прочь от себя. Я убегаю, хоть мне некуда бежать". В этом отрывке, как мне кажется, есть еще дополнительные эмоции, не относящиеся к героине и сюжету.
"Кое-что о заживо погребенных". Эмоционально, но я думаю, вы играете этими эмоциями, не пуская их в свое сердце. Это очень портит рассказ. Да и сама тематика мне чужда.
"Исповедь галлюцинации". Удивительно, что у героини ваше имя, Елена, а сама она какая-то неживая. Жаль.
"Инкуб". Странные ощущения возникали у меня при прочтении этого рассказа, и дело совсем не в лучших рекомендациях садомазохистов. Хорошо прописаны герои и эмоциональный пласт, но такое впечатление, что автору иногда просто не хватает слов, особенно после поцелуя.
"Мантра номер девять". Скажу честно, не поняла и не прочувствовала. Больше добавить нечего.
"Венок сонетов в прозе". Жалкое зрелище предстает взору читателя, когда поэтические формы пытаются перенести в прозу, беря только форму, но не понимая сути этой формы.
"Алфавит". Еще одно ваше произведение, отношение к которому поставило меня в тупик. Первое, я не люблю экспериментальную прозу. Второе, мне очень понравилась ваша идея с книгой. Третье, при чтении я чуть не заснула, заблудившись в вашей форме и потеряв нити повествования (не сюжета, а именно рассказа).
"Детские игры". Мой искренний совет: не пишите пародии, даже на таких писателей, как Лукьяненко, не тратьте время. У вас слишком много своих тем, чтобы пародии получались адекватно и по-настоящему смешно.
"Бегущие сквозь грозу". Мне не нравится, да и такое не может нравиться человеку с нормальной психикой, но этот мир существует, его герои живые, особенно Сандра, их жалко, желаешь им выбраться из переделки. И читается достаточно нормально, динамичный сюжет, интригующее начало, только окончание меня совсем не впечатлило. Когда появляется эта игра, то все становится как-то не по-настоящему, банально, что ли... Такое ощущение, что автор просто переписал в повести сюжет компьютерной игрушки.
"Новые сказки о старом". Я понимаю, что иногда вам просто нечем заняться, но подобных переделок столько, что от них просто тошнит уже. Предсказуемо и тупо, не в обиду вам сказано. С вашим интеллектом можно было придумать что-нибудь поостроумнее.
Далее назову то, что в моем понимании ближе не к юмору, а к бреду сивой кобылы: "Смерть ящика, или невыносимая "Легкость бытия", "Святочные гадания", "Переключая программу "Время", "Талант". Не знаю почему, но пьеска "Неразбавленный виски" в этот ряд не попала. Тупо - да, глупо - да, просто по идиотски - сто раз да! Но я смеялась.
Стихи. Говорить о стихах дело неблагодарное, но ведь и вы больше прозаик, чем поэт. Могу сказать только, что некоторые ваши стихи достойны большего, чем валяться в интернете.
А вот если рассматривать ваши произведения в комплексе, то возникает ощущение, что автор пытается возродить утраченную веру, даже если не удастся возродить религию. Сознательно или несознательно, но отсылки к религии встречаются практически в каждом рассказе и многих стихах на всех уровнях: в виде простых обращений к Богу, упоминаний Христа, Адама и Евы, воплощения этих личностей в героев (Адам из "Армии любви", например, Бог - главный герой в "Венце творения", дьявол в "Приз - гарантирован!"), постоянно встречаются ангелы ("Самая большая ошибка", "Разрушитель", "Каждому свое"), в "Приюте матерей" героиня приравнивается к Богородице. Элементы религии присутствуют в "Крыльях", "Затмении", "Казэ-сан и Тайко", в "Личных небесах" действие происходит в фальшивом раю, в рассказе "Мама, все окей" наступает конец света, вампиры становятся спасителями в "Personal Jesus", героине из "Дисморфофобии" сниться распятие ее самой, но не за грехи человечества, а за собственные, в "Воскрешении" найден способ своеобразного воскрешения через творчество, часто героями становятся служители церкви, инквизиция. И так практически везде.
Случайно ли это в наше время? Не думаю. Если автор так часто обращается к подобным темам, то это может означать только одно: его очень волнуют эти проблемы. Почему - уже совсем другой вопрос.
А на прощание скажу: вы хоть и Мировое, но не множьте зло в мире, не преумножайте печаль. Лучше вспомните, что раньше у вас были красивые крылья. И тогда вы, быть может, попадете туда, где нет судьбы, а только первый гром, найдете надежду и будете счастливы.
P.S. Произведения Елены Навроцкой можно прочитать по адресу http://zhurnal.lib.ru/n/nawrockaja_e_w